ем эвклидовой и фрактальной геометрии, выявить их красоту в природе и жизни. На занятиях по программированию и построению алгебраических фракталов привлекаются начальные сведения о комплексной плоскости и комплексных числах.
Затем учащимся предлагается выполнить несколько практических упражнений по теме в программе Adobe Flash: построить различные фрактальные изображения и их композиции, сделать построение фрактала анимированным (рис. 2). При выполнении данных заданий учащиеся могут использовать любые возможности программы (графические, анимационные, использование ActionScript).
Получив фрактальное изображение, можно подчеркнуть его красоту различными спецэффектами, предоставляемыми возможностями программы, преобразовать его в еще более интересную форму.
Таким образом, можно сделать вывод, что эстетическое воспитание занимает важное место в процессе формирования личности учащегося. Фрактальная геометрия обладает большим эстетическим потенциалом, способствует повышению интереса к изучению математики и информатике, а также повышению уровня математических знаний учащихся.
Библиографический список
1. Бабкин А.А. Изучение элементов фрактальной геометрии как средство интеграции знаний по
математике и информатике в учебном процессе педколледжа: Дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2007. - 202 с.
2. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. - М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - 656 с.
3. Розов Н.Х. Курс математики общеобразовательной школы: сегодня и послезавтра // Задачи в обучении математике: теория, опыт, инновации: Материалы Всерос. науч. -практ. конф., посв. 115-летию чл.-кор. АПН СССР П.А. Ларичева. -Вологда: Русь, 2007. - С. 6-12.
4. Секованов В.С. Методическая система формирования креативности студента университета в процессе обучения фрактальной геометрии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - 279 с.
5. Смирнов Е.И. Единая математика в задачах как элемент интеграции математических знаний // Задачи в обучении математике: теория, опыт, инновации. М-лы Всерос. науч.-практ. конф., посв. 115-летию чл.-кор. АПН СССР П.А. Ларичева. -Вологда: Русь, 2007. - С. 68-77.
6. Тестов В.А. О проблемах содержания современного математического образования // Современная математика и математическое образование в вузах и школах России: опыт, тенденции, проблемы. Межвуз. сб. науч.-метод. работ. - Вологда: Русь, 2006. - С. 5-8.
УДК 378
Мельникова Валентина Николаевна
Московский педагогический государственный университет
kupri@rambler. ш
РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСТВА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ
В статье представлен социально-исторический аспект становления благотворительности, обозначены социальные и культурно-исторические факторы развития волонтерства в ХХ веке.
Ключевые слова: благотворительность, общественно-педагогическое движение, благотворительные фонды.
Переломным моментом в развитии системы призрения и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Для новой власти благотворительность была «буржуазным пережитком», а поэтому формы благотворительности, сложившиеся до 1917 года были ликвидированы. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Поэтому ключевую роль в становление системы помощи несовершеннолетним в этот период осуществляемся в рамках государственных форм социальной поддержки и попечения.
Свернув традиционную благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу
о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года. Одной из основных задач этой комиссии была борьба с беспризорностью. Например, по данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии зарегистрировано такое в 1924-1925 гг. в области было зарегистрировано 6790 беспризорных детей. Тысячам этих беспризорников дали «путевку
© Мельникова В.Н., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
185
в жизнь» организовывающиеся трудовые коммуны [4].
Большое значение для развития работы по спасению детей и повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.
Представляет интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и сестер социальной помощи. Это были люди не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в другие семьи.
6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление «О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках». Передача детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица, которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.
За первые годы советской власти было издано больше различных инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств для их выполнения.
В этот период активно начинает развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т.д.
На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов, в числе которых А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т Шацкий, Л.С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков (Первая опытная станция Нар-компроса, трудовая колония имени Горького и другие) получили заслуженное международное признание.
Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинс-кой теории отмирания школы», будто бы растворя-
ющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение, воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.
Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность.
На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем [1].
К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.
В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.
Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались «специальные» детские дома.
Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома.
В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам,
186
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях.
«Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских домов, здравниц, детских садов в освобожденных от немцев районах; на стипендии студентам, не имеющим родителей [3].
К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 мест, 120 детских домов для детей погибших фронтовиков (в них воспитывалось 17 тысяч детей), 29 детских приемников распределителей. Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. - 534 тысячи. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли [2].
В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей-сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы.
Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы-интернаты (детские дома - 100-150 детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.
В 1960-1970 гг. в психологической и педагогической науке и практики постепенно появляются теоретические исследования, связанные с разработкой системного подхода к социализации, воспитанию и обучению детей, лишенных родительского попечения, а также детей из неблагополучных семей, с девиантными формами поведения и т.д.
С началом перестройки в 1985 году начинают постепенно возрождаться благотворительные формы поддержки программ помощи несовершенно-
летним. В 1987 году учрежден Детский фонд. В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа». В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного типа находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспита-телям, оплаты их отпусков [2].
В начале 90-х гг. были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи». Тогда же были разработаны такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля».
Как мы уже упоминали выше развитие попечения и социально-педагогических форм помощи несовершеннолетних в Советском Союзе осуществлялось исключительно в рамках государственных институтов и организаций. Тем не менее, проявления общественной инициативы имело существенное значение для продолжения культурных традиций помощи детям и подросткам, укоренившихся в русской культуре в ХУШ-ХХ вв.
Библиографический список
1. Кононова Т. Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». - М.: Дашков и К, 2005. - 337 с.
2. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. - 343 с.
3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). - М., 1998. -С. 371.
4. Фомин Э.А., Чикадзе Е.З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. -СПб.: Изд-во Чернышева, 1999.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
187