ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ I
хронотоп|
1УДК 376.5 (470+570) (09) „1917/1935" ББК T3(2)61-284.1-76+Ч466.4 г. (2)
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СССР ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ МАССОВОЙ ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ (1917-1935 гг.)
Д. В. Потепалов, С. А. Днепров
Статья привлечет внимание специалистов, изучающих содержание, методы и формы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовывав-шиеся в Советской России. В работе дается критический анализ советской, эмигрантской и постсоветской литературы о причинах детской беспризорности в период утверждения советской власти. В материале рассматриваются особенности организации благотворительной деятельности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, результаты государственно-общественных мер по предотвращению распространения в социуме данного социального недуга с учетом реальной социально-экономической и политической ситуации в Советской России.
Ключевые слова: детская беспризорность, дети-сироты, детство, благотворительность, филантропия.
CHARITY iN THE USSR TO OVERCOM YOUTH HOMELESSNESS (1917-1935)
D. V. Potepalov, S. A. Dneprov
The article deals with the issues of the history of homeless children in Russia. It gives detailed analysis of Soviet and post-Soviet emigrant literature on the causes of homelessness among children in the period of Soviet power. The article presents the author's point of view on the causes of the USSR this social malaise. The article discusses the features of the organization of charity for orphans and children left without parental care, the results of state and public measures to prevent the spread in the society of this negative phenomenon in view of the real social and economic and political situation in Soviet Russia.
Keywords: street children, orphans, childhood, charity, philanthropy.
Событие, произошедшее в России в октябре 1917 г., явилось одним из величайших событий XX в. В России создалось принципиально новое, основанное на социалистических началах, общество. Никогда еще в мировой истории не было случая, чтобы общество строилось по заранее намеченному плану, но представления о социализме были не только самыми общими, расплывчатыми, но нередко - противоречивыми [1, с. 50-51]. Коренные преобразования не могли не затронуть жизнь детей в России и в том числе детей неблагопо-
лучных - беспризорных. Необходимо было не допустить появления целого поколения людей пагубных для России - не включающихся в нормальную жизнь общества, а живущих нищенством, проституцией, воровством и т. п.
Сложились две крайние точки зрения на проблему преодоления детской беспризорности в Советской России. Первая, многократно преобладающая, имеет панегирический характер и написана советскими исследователями. В ней идет речь о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться новой власти в
борьбе за спасение детей, ликвидацию беспризорности, об огромной заботе Коммунистической партии и советского государства в деле поддержки детства, обучения и воспитания молодого поколения и достигнутых в этой сфере успехах. Другая часть - критическая. Своими корнями она уходит в послеоктябрьский период и представлена белоэмигрантской литературой. Авторы - В. М. Зензинов (18801953), Е. Д. Кускова (1869-1958), А. В. Мак-ленцов, С. С. Маслов (1887-1945), Б. Соколов и др. Они говорят о той трагедии, которую пережили дети России в годы гражданской войны и после ее окончания. Вся ответственность за смерть детей и перенесенные ими страдания возлагается на большевиков. В перестроечный и послеперестроечный период это направление пережило второе рождение и представлено в трудах исследователей современного либерального направления (М. Богуславский, А. Базаров, А. Ю. Рожков, Л. Жукова, Г. Ульянова, Е. Г. Слуцкий и др.). Источнико-вой базой этих работ является преимущественно белоэмигрантская литература. Хронологически эти исследования почти не выходят за пределы 1920-1930-х гг., а выводы в основном идентичны выводам, сделанным представителями белой эмиграции [2, с. 23-24].
В острой полемике с обеих сторон явно прослеживается желание сфокусировать внимание только на позитивных или негативных сторонах проблемы детства в России в 19201930-х гг. Отсюда - конъюнктурный подбор ис-точникового материала. Сама дискуссия между двумя направлениями имеет не столько научный, сколько идеологический и даже - политический характер. Поэтому требуется вновь и вновь исследовать массовую детскую беспризорность с учетом реальной социально-экономической и политической ситуации в Советской России: выявить ее причины, особенности организации благотворительной деятельности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проанализировать предотвращение распространения в социуме данного социального недуга.
Воссоздание объективной картины детства в первые советские годы возможно на основе не подвергаемых сомнению фактов: гигантская детская смертность, массовый голод и беспри-
зорность, обрушившиеся на страну в начале 1920-х гг. С потрясающей силой говорил на IX съезде Советов В. А. Антонов-Овсеенко (18831938) о муках голодающего населения Самарской губернии: «Есть сведения, как детей сносят в степи и оставляют там на смерть, как обезумевшие матери режут своих детей, чтобы они только не умирали на их глазах». Около 30% детского населения Поволжья и Крыма было вычеркнуто голодом и эпидемиями из списка живых [2, с. 24]. По свидетельству председателя ВЦИК М. И. Калинина (1875-1946), осенью 1921 г. насчитывалось 8700 тыс. голодающих детей. Однако более или менее точные данные о численности беспризорников отсутствуют. Это объясняется не только несовершенством статистики того времени, но и постоянным перемещением беспризорных детей по стране [2, с. 24]. По некоторым оценочным данным, их число составляло 5,5-7 млн человек! [3, с. 47]
Что явилось причиной случившейся трагедии и кто несет за нее ответственность? В настоящее время уже достоверно известно, что рост численности беспризорных детей начался задолго до прихода большевиков к власти, вследствие тяжелейшей социально-экономической и политической ситуации в стране. Сначала трудности были вызваны Первой мировой войной, а затем - переходом от войны к миру. В результате еще до прихода к власти большевиков значительно ухудшилось положение детей. Школьная жизнь замерла, продовольственные условия осложнились. Стало развиваться детское бродяжничество. Большинство существовавших тогда детских учреждений вынуждены были закрыться, и масса детей, содержавшихся в них за счет государства и общества, оказались на улице. С другой стороны, нельзя не признать негативные последствия политики «военного коммунизма». Введение продразверстки и полная национализация промышленного производства не могли не усугубить положения несовершеннолетних. Бедственную ситуацию усугубляли разгорающаяся гражданская война и военная интервенция, приведшие к огромным масштабам детской беспризорности.
В условиях военных действий, огромной армии беспризорных, миллионов голодающих детей, полуразрушенной системы образования
советскому государству потребовалось безотлагательно решать детский вопрос. В первые месяцы существования Советской республики были приняты важнейшие законодательные акты о государственном обеспечении и воспитании детей, оставшихся без попечения родителей. Так, 31 декабря 1917 г. В. И. Ленин (18701924) подписал декрет, признавший всех российских детей детьми республики, а заботу о них - прямой обязанностью государства. Девятого января 1918 г. вышел еще один декрет -«О комиссиях для несовершеннолетних», - увеличивавший возраст неподсудности детей с 10 до 17 лет и уничтоживший тем самым само понятие «дети-преступники» [4, с. 342].
Рассматривая благотворительность как элемент буржуазного общества и социального неравенства людей, новая власть всячески противодействовала образованию в социалистическом государстве благотворительных учреждений. Так, с целью помочь детям, оставшимся без родителей, осенью 1918 г. в Полтаве группой интеллигентов была организована Лига спасения детей под руководством В. Г. Короленко (1853-1921), который стал ее почетным членом. В состав Лиги входили Е. Д. Кускова (1869-1958), Н. М. Кишкин (1864-1930), Л. А. Тарасевич (1868-1927), Е. Пешкова (1876-1965) и др. Поначалу Лига была вполне легальной организацией, утвержденной Совнаркомом. Однако ее связи с зарубежными благотворительными организациями стали вызывать подозрение. Когда в марте 1919 г. Лига обратилась в Совнарком с просьбой послать за границу делегацию для закупки товаров для детей, Ф. Э. Дзержинский (1877-1926) на запрос В. И. Ленина (1870-1924) ответил, что считает такую поездку вредной, так как в составе делегации нет ни одного «признающего честно советскую власть». В результате поездка не состоялась.
Несмотря на трудности в работе, Лига создала 14 детских колоний, детский санаторий в Москве, несколько детских садов и клубов. Детские учреждения Лиги обычно занимали небольшие квартиры из 2-3 комнат и принимали не более 25-30 детей, как правило, одного возраста. Основное внимание уделялось индивидуальному воспитанию ребенка. За все время существования Лига сумела оказать помощь 7 тыс. детей.
Свободный и независимый характер Лиги, ее неподконтрольность вызывали все большее недовольство властей. Под первым же благовидным предлогом в 1920 г. Народный комиссариат продовольствия наложил вето почти на все запасы продовольствия Лиги, полученные из российского, американского и датского отделений Красного Креста. К началу января 1921 г. все детские учреждения Лиги спасения детей были переданы в распоряжение Московского отдела народного образования. Такая же судьба постигла в сентябре 1921 г. и созданный интеллигенцией по инициативе В. Г. Короленко Комитет помощи голодающим.
В настоящее время эти и многие другие подобные действия большевиков никаких чувств кроме осуждения вызвать не могут. Однако не следует забывать об обстановке в стране в тот период, острейшем политическом и идеологическом противоборстве в условиях гражданской войны. Эти примеры показывают, что классовые интересы в действиях большевиков явно преобладали над гуманистическими [2, с. 26].
Приход к власти Советов коренным образом трансформировал организационную структуру органов, реализовывавших социально-культурную деятельность с детьми, лишившимися попечения родителей. Начиная с 1917 г. основная работа по вопросам сиротства стала сосредотачиваться в создаваемых советской властью министерствах - комиссариатах. Первоначально вопросами детской беспризорности занимался Народный комиссариат государственного призрения (НКГП), позднее переименованный в наркомат социального обеспечения (НКСО) [5, с. 160]. В нем был создан отдел охраны детства (отдел детских домов), который ведал учетом и объединением под своим руководством всех детских приютов, благотворительных обществ [6, с. 104-105].
На трудности при разрешении проблемы детской беспризорности в значительной степени накладывала отпечаток экономика. Промышленность, технически отстававшая от уровня развитых стран, была развалена, а производительность труда была низкой, деревня находилась в ужасающей нищете и производила мало продукции, уровень жизни народа был крайне низок, жилье почти не строилось [7, с. 407]. Это вынуждало правительство предпри-
нимать чрезвычайные, часто непродуманные и непопулярные меры. Так, в эпоху нэпа установление твердого бюджета, усиление режима экономии, приоритет принципа покрытия местных расходов местными же средствами стали тяжелым ударом для социального обеспечения детей.
Положение усугубляли природные катаклизмы. В 1921 г. в Советской России разразилась небывалая засуха в хлебопроизводящих губерниях Поволжья и Приуралья, Северного Кавказа и Украины. Последовавшие за недородом 1921-1922 гг. голодные годы повлекли за собой значительные последствия. В начале 1920-х гг. голодало свыше 40 млн человек из 130 млн проживавших в Европейской части России [8, с. 84-85]. Засуха повторилась в 1924 г., обрушившись на зерносеющие районы юга и юго-восточной части Европейской России. Последствия на этот раз были не столь катастрофическими: население пострадавших областей насчитывало 8 млн человек, и все же эти последствия ощущались еще три года спустя [9, с. 225].
На проблему детской беспризорности влияли не только экономические трудности и стихийные бедствия, но и приоритеты в государственной политике в период нэпа. Так, у молодого советского государства было много других насущных задач, внимание к которым, отнюдь не способствовало быстрому сокращению детской беспризорности. К одной из самых главных из них относилась проблема создания тяжелой индустрии, являющейся основой могущества и независимости страны. Более того, в руководящих кругах партии к концу 1920-х гг. утвердилась не только идея об индустриализации, но и мысль о необходимости высокого «темпа» ее проведения, такого, который позволил бы СССР «догнать и перегнать» наиболее развитые капиталистические страны [9, с. 295].
Реализация задуманного осуществлялась в основном за счет продажи за границу не излишков продуктов, а в первую очередь необходимого хлеба, который не потребляли советские граждане. Сложившаяся сложная обстановка в деревне приводила к тому, что среди беспризорных детей было немало выходцев из сельской местности.
К проблеме с заготовкой зерна добавлялись затруднения, связанные с неустойчиво-
стью рубля вследствие быстрого роста цен на свободном рынке, сложная международная обстановка - постоянно витавший в советском обществе призрак большой войны с капиталистическими странами, грозивший стать реальностью.
Произошел значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за резкого ослабления материального обеспечения борьбы с детской беспризорностью. Поэтому советским правительством был сделан акцент на местное финансирование и добровольную помощь граждан и организаций. Оно было вынуждено возродить благотворительную деятельность и привлечь к ней общественные организации, но на особенности ее реализации существенно повлияла политическая система страны, которая не имела внутренних механизмов саморазвития (таких, как большой удельный вес в обществе среднего класса, развитой демократии, наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, свободно формирующегося общественного мнения и плюрализма и т. п.). Поэтому внутренним двигателем была коммунистическая партия. Именно она определяла приоритеты в преодолении проблемы детской беспризорности. Советские филантропические структуры представляли собой полунезависимые общественные организации, имевшие двойственный характер. С одной стороны, в их состав входили люди, работающие добровольно и по собственной инициативе. С другой стороны, эти благотворительные организации, задуманные как будто на общественных началах, стремительно превращались в придаток правительственного механизма, то есть филантропическая деятельность происходила по указке сверху.
В стране получили распространение крупные массовые организации, ответственные за беспризорных детей: «Совет защиты детей» (4 февраля 1919 г.), Деткомиссия при ВЦИК (февраль 1921 г.); Детская социальная инспекция (25 сентября 1921 г.); Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями малолетних и несовершеннолетних - ДЧК МОНО (июнь 1922 г.); общество «Друг детей» (декабрь 1923 г.); Детский фонд имени В. И. Ленина (июнь 1924 г.) и др. В их состав входили
представители Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода) и Наркомпроса, а также рабочие, служащие, студенты, учащиеся старших классов и др. Эти объединения выполняли множество функций: 1) собирали и распределяли продовольствие, топливо, оборудование и т. п. для детей Советской республики; 2) осуществляли эвакуации детей в хлебородные местности, а затем реэвакуации; 3) создавали новые детские учреждения для детей (ночлежки, детские дома и т. д.), рабочие мастерские, летние лагеря отдыха и детские площадки; 4) размещали детей в патронат, для учебы и работы на производстве; 5) наблюдали за детьми, отданными в патронат; 6) вели регистрацию беспризорных детей, сирот, находившихся в интернатах и выдавали справки о них; 7) задерживали малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники-распределители; 8) обследовали, а затем информировали местные исполкомы и ВЧК о состоянии детских домов, санаториев, наблюдали за выполнением декретов о детском питании и снабжении; 9) следили, чтобы здания детских домов никем не отбирались, а также подыскивали лучшие помещения; 10) организовывали в детских домах кружки, секции, выписывали литературу, осуществляли за счет собственных средств строительство объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения и др. [5, с. 166; 10, с. 135].
Отрицательное отношение к частной благотворительности с одной стороны и осознание невозможности справиться с детской беспризорностью только государственными ресурсами с другой определили обращение советского руководства за помощью к рядовым советским гражданам. Первоначально была создана государственно-общественная организация «Совет защиты детей». Позднее вместо нее и разрозненных частных благотворительных общественных организаций («Лига спасения детей», «Пом-гол» и др.) был создан единый и авторитетный координирующий центр - Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (Деткомиссия), а также сеть разнообразных общественных (общество «Друг детей» и др.) и даже хозяйственных структур, действовавших «в связке» с Деткомис-сией и под ее эгидой (Детская социальная ин-
спекция, Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями малолетних и несовершеннолетних - ДЧК МОНО). Это позволило «переломить» ситуацию с детской беспризорностью, и ее масштабы значительно сократились. По данным 2-го Всероссийского съезда социально-правовой охраны детства и подростков, состоявшегося в ноябре 1924 г., количество беспризорников в Советской России составляло 250 тыс. человек [11, с. 10], то есть уменьшилось по сравнению с 1921 г. в 22 или даже в 28 раз! Это самые оптимистичные цифры. Члены Детской комиссии ВЦИК в 1925 г. определили число уличных беспризорников в 300 тыс. [12, с. 12]. По другим данным к 1925 г. в СССР насчитывалось 334,5 тыс. зарегистрированных беспризорных детей [13, с. 119], а Нар-компрос РСФСР в 1926 г. (без автономных республик) выявил 290 тыс. беспризорных детей. По данным Деткомиссии ВЦИК в 1926 г. несколько возросло количество беспризорных детей. Их стало 320 тыс. [14, с. 429]. На основании этих статистических данных можно сделать вывод о резком сокращении количества беспризорников по сравнению с 1921 г., что свидетельствует об успехах СССР в преодолении массовой детской беспризорности.
За счет чего удалось в сжатые сроки решить задачу преодоления массовой детской беспризорности? Во-первых, благодаря новому руководству страной. Широкое распространение грамотности, формирование нового слоя интеллигенции и политической элиты вызвали энтузиазм у тех людей, которые раньше не имели возможности получить образование, «выйти в люди», участвовать в управлении государством. Во-вторых, стремление к социалистическому идеалу оправдывало все трудности, вдохновляло на подвиги и свершения, делало жизнь человека одухотворенной. Инициатива и энергия простых советских граждан направлялась на решение проблемы детской беспризорности. Частью социалистического идеала был коллективизм, который страховал простого человека, оказывал ему поддержку в трудные моменты жизни. Коллективизм распространялся и на поддержку детей-сирот, и детей, лишившихся попечения родителей.
Массовая детская беспризорность была фактически преодолена к 1935 г. Изменения
политической и идеологической систем, структуры управления и хозяйствования, формирования новых общественных отношений, вызванные созданием СССР, преобразовали благотворительную деятельность по преодолению детской беспризорности. Участие частных лиц (богатых предпринимателей, дворян) и частных организаций в ней стало невозможным. Вместо них к благотворительной деятельности привлекались представители советских министерств и ведомств, рядовые граждане, которые несмотря на все тяготы и лишения находили возможности помогать беспризорным детям. В 1937 г. из-за массовых репрессий вновь появились дети-сироты, но они не стали беспризорниками. Их направляли в детские дома.
Обращение к уже имеющемуся педагогическому наследию, возможно, поможет усовершенствовать функционирование современных российских благотворительных организаций, причастных к преодолению детской беспризорности.
^исок источников и литературы
1. Потепалов, Д. В. Социальное воспитание детей в Советской России [Текст] / Д. В. Потепалов // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 6-х Междунар. Макаренковских студенч. пед. чтений, Екатеринбург, 9 апр. 2009 г. / сост. Н. Г. Санникова; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург, 2009. - С. 50-53.
2. Потепалов, Д. В. Детская беспризорность в первые годы Советской власти [Текст]: историографический очерк / Д. В. Потепалов // Гуманизация образования: науч.-практ. журн. - 2012. - № 1. - С. 23-29.
3. Реутова, А. Д. Ликвидация массовой детской беспризорности в 1921-1935 гг. (на материалах Верхневолжья) [Текст]: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / А. Д. Реутова. -Иваново, 2004. - 246 с.
4. О комиссиях для несовершеннолетних. Декрет СНК 9 января 1918 г. [Текст] // Народное образование в СССР. Сб. док. 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - 559 с.
5. Фирсов, М. В. История социальной работы в России [Текст] / М. В. Фирсов. - М.: Владос, 1999. - 247 с.
6. Баева, А. К. Социальная политика октябрьской революции. Октябрь 1917 - конец 1918 гг. [Текст] / А. К. Баева. - М.: Политиздат, 1978. - 143 с.
7. Семенникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст] / Л. И. Семенникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Брянск: Курсив, 1996. - 526 с.
8. Сажина, Н. С. Помощь беспризорным детям в голодные годы (1921-1925 гг.) на Урале [Текст] / Н. С. Сажина // Вестн. Тюменского гос. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 84-89.
9. Боффа, ДИстория Советского Союза [Текст]: в 2 т. / Д. Боффа. - Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг. / пер. с итал. И. Б. Левина. - М.: Междунар. отношения, 1990. - 632 с.
10. Рожков, А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие [Текст] / А. Ю. Рожков // Вопр. истории. - 2000. - № 1. - С. 134-139.
11. Социально-правовая охрана детей и подростков и детский дом [Текст]: материалы к 2-му всерос. съезду 26 ноября 1924 г. - М.: б.и., 1924. - 176 с.
12. Жукова, Л. Не имея родного угла [Текст] / Л. Жукова, Г. Ульянова // История: прил. к газете «Первое сентября». - 2003. - № 39. - С. 10-13.
13. Сморгунова, Н. Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и подростков в СССР (20-90-е годы XX в.) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Сморгунова. -Владимир, 1997. - 173 с.
14. Чугунов, А. И. Органы социалистического контроля РСФСР 1923-1934 гг. [Текст] / А. И. Чугунов. - М.: Наука, 1972. - 472 с.
references
1. Potepalov D. V. Sotsialnoe vospitanie detey v Sovetskoy Rossii. Psikhologo-pedagogicheskoe nasledie proshlogo v sovremennoy sotsialno-pedagogicheskoy deyatelnosti: materialy 6-kh Mezhdunar. Makarenkovskikh studench. ped. chteniy, Ekaterinburg, 9 apr. 2009. Ekaterinburg, 2009. Pp.50-53.
2. Potepalov D. V. Detskaya besprizornost v per-vye gody Sovetskoy vlasti: istoriograficheskiy ocherk. Gumanizatsiya obrazovaniya: nauch.-prakt. zhurn. 2012, No. 1, pp. 23-29.
3. Reutova A. D. Likvidatsiya massovoy detskoy besprizornosti v 1921-1935 gg. (na materialakh Verkhnevolzhya): PhD Dissertation (History): 07.00.02. Ivanovo, 2004. 246 p.
4. O komissiyakh dlya nesovershennoletnikh. Dekret SNK 9 yan. 1918. Narodnoe obra-zovanie v SSSR. Sb. dok. 1917-1973. Moscow: Pedagogika, 1974. 559 p.
5. Firsov M. V. Istoriya sotsialnoy raboty v Rossii. Moscow: Vlados, 1999. 247 p.
6. Baeva A. K. Sotsialnaya politika oktyabrskoy revolyutsii. Okt. 1917 - end of 1918. Moscow: Politizdat, 1978. 143 s.
7. Semennikova L. I. Rossiya v mirovom soob-shchestve tsivilizatsiy. Bryansk: Kursiv, 1996. 526 p.
8. Sazhina N. S. Pomoshch besprizornym dety-am v golodnye gody (1921-1925) na Urale.
Vestn. Tyumenskogo gos. un-ta. 2010, No. 1, pp. 84-89.
9. Boffa D. Istoriya Sovetskogo Soyuza. Vol. 1. Ot revolyutsii do vtoroy mirovoy voyny. Lenin i Stalin. 1917-1941. Transl. from Ital. I. B. Levin. Moscow: Mezhdunar. otnosheniya, 1990. 632 p.
10. Rozhkov A. Yu. Borba s besprizornostyu v per-voe sovetskoe desyatiletie. Vopr. istorii. 2000, No. 1, pp. 134-139.
11. Sotsialno-pravovaya okhrana detey i podrost-kov i detskiy dom: materialy k 2-mu vseros. syezdu 26 nov. 1924. Moscow, 1924. 176 p.
12. Zhukova L., Ulyanova G. Ne imeya rodnogo ugla. Istoriya: pril. k gazete "Pervoe senty-abrya". 2003, No. 39, pp. 10-13.
13. Smorgunova N. F. Preduprezhdenie besprizornosti sredi detey i podrostkov v SSSR (20-90-e gody XX v.). PhD Dissertation (Education): 13.00.01. Vladimir, 1997. 173 p.
14. Chugunov A. I. Organy sotsialisticheskogo kontrolya RSFSR 1923-1934 gg. Moscow: Nauka, 1972. 472 p.
Потепалов Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург e-mail: [email protected]
Potepalov Dmitry V., Senior Lecturer, Professional Pedagogy Department, Russian State Vocational Pedagogical
University, Ekaterinburg
e-mail: [email protected]
Днепров Сергей Антонович, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург e-mail: [email protected]
Dneprov Sergey A., ScD in Education, Professor, Honored worker, Higher Professional Education, Chairperson, Professional Pedagogy Department, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg e-mail: [email protected]