Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1917-1922 ГГ.)'

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1917-1922 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / SOVIET RUSSIA / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / OCTOBER REVOLUTION OF 1917 / ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / MILITARY-CRIMINAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолович Ярослав Николаевич

В статье рассказывается о развитии военно-уголовного законодательства в России после Октябрьской революции (1917-1922 гг.).The article is devoted to the interaction between the Nikolay Academy of The article describes the development of military criminal legislation in Russia after the October revolution (1917-1922).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1917-1922 ГГ.)»

в

и

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО • Ж

Я.Н. ЕРМОЛОВИЧ Ya.N. YERMOLOVICH

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1917—1922 гг.)

THE DEVELOPMENT OF MILITARY CRIMINAL LEGISLATION IN RUSSIA AFTER THE OCTOBER REVOLUTION (1917—1922)

f Л

Сведения об авторе. Ермолович Ярослав Николаевич — профессор кафедры уголовного права и криминологии Московской академии Следственного комитета РФ, доктор юридических наук (Москва. E-mail: Yaroslaverm@mail.ru).

Аннотация. В статье рассказывается о развитии военно-уголовного законодательства в России после Октябрьской революции (1917—1922 гг.). Ключевые слова: Советская Россия; Октябрьская революция 1917г.; военно-уголовное законодательство.

Information about author. Yaroslav Yermolovich — Professor of the Department of criminal law and criminology of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, D. Sc. (Law) (Moscow. E-mail: Yaroslaverm@mail.ru).

Summary. The article describes the development of military criminal legislation in Russia after the October revolution (1917—1922). Keywords: Soviet Russia; October revolution of 1917; military-criminal legislation.

V____/

ПОСЛЕ Октябрьской революции 1917 года уже в ноябре были упразднены существовавшие общие судебные установления (окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды), институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Все функции предварительного следствия и рассмотрения дел были временно возложены на местные суды, а также на специальные судебные органы — революционные трибуналы1. Местным судам было предписано руководствоваться в своих решениях и приговорах «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». При этом все старые законы, противоречившие установлениям нового правительства, считались отменёнными. Таким образом, новая власть пыталась отказаться от исторического опыта и достижений дореволюционной науки и уголовного законодательства как не соответствовавших новой идеологии и политическим программам нового правительства. Однако очень скоро проявилась ошибочность этих решений. Объективная необходимость регулирования реально существовавших общественных отношений потребовала принятия уголовно-правовых актов.

Распад вооружённых сил, начавшийся после Февральской революции 1917 года, продолжился и после Октябрьской революции. Причём новое правительство способствовало даль-

нейшему развалу старой армии, поскольку из трудов классиков марксизма-ленинизма следовало, что старая армия являлась «оплотом буржуазно-помещичьего строя, орудием угнетения трудящихся» и «по своей классовой природе» не могла исполнять роль по защите советского социалистического государства. 23 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров (СНК) издал декрет о постепенной демобилизации старой армии, при СНК был создан специальный комиссариат. Общеармейский съезд по вопросам демобилизации принял решение взамен существовавших вооружённых сил создать социалистическую армию — «вооружённую массу», состоящую из рабочих и крестьян. Новая социалистическая армия должна была быть построена на началах выборности командного состава, упразднения чинов и званий и всех преимуществ, связанных с ними, подчинённости только солдатским комитетам и советам. Комплектование должно было осуществляться по классовому признаку, т.е. из числа рабочих и крестьян, и исключительно на добровольной основе. Однако начавшиеся Гражданская война и интервенция показали нежизнеспособность и ошибочность такого подхода. На добровольной основе изъявили желание служить в Красной армии всего около 100 тыс. человек, чего было явно недостаточно для обеспечения военной безопасности нового государства. 29 мая 1918 года ВЦИК принял решение о мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Красную армию. Численность её за короткий срок увеличилась до миллиона человек. Всеобщая воинская повинность была закреплена в статье 19 Конститу-

ции РСФСР 1918 года. Красная армия создавалась на классовом принципе, однако основывалась на воинской дисциплине — строгом и точном соблюдении порядка и правил,установленных в армии, а также на принципе единоначалия — беспрекословного выполнения приказов командиров и начальников. Отсутствие собственных военных кадров потребовало принятия в Красную армию специалистов из числа бывших офицеров старой армии. Таким образом, в основе вновь создававшейся Красной армии лежали те же принципы, что и в основе дореволюционной русской армии, за исключением классового принципа, который в большей степени носил декларативный и формальный характер и зачастую нарушался2.

Развёртывание многомиллионной армии, формирование нового военного законодательства, установление воинской дисциплины и правопорядка потребовали уголовно-правовой охраны — создания нового военно-уголовного законодательства и воссоздания системы органов военной юстиции.

В июле 1918 года были снова введены фронтовые полковые (отрядные) местные суды3, в 1919 году — система военных трибуналов (армейских и фронтовых)4, а также Революционный военный трибунал Революционного военного совета Республики5. Военным трибуналам были подсудны наиболее тяжкие и опасные преступления, а также преступления, совершённые командирами, начальниками и комиссарами. В том же году был воссоздан институт военных следователей при военных трибуналах всех уровней6.

в

и

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Первоначально источниками военно-уголовного права служили декреты СНК, ВЦИК, инструкции, положения, приказы и т.д. Все эти подзаконные нормативные правовые акты носили смешанный характер, содержали уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы, а также нормы о судоустройстве. Причём воинские преступления лишь упоминались. Например, в Инструкции революционным военным трибуналам фронтов и армий 1919 года указывалось, что революционным военным трибуналам подсудны такие преступления, как разглашение военной тайны, неисполнение боевых приказов, дезертирство, мародёрство, неправильное несение караульной службы7. В Положении о революционных военных трибуналах 1919 года содержалась уже развёрнутая система составов преступлений, подсудных этим судам8. Все преступления делились на четыре категории: 1) деяния контрреволюционного характера; 2) деяния общеуголовного характера; 3) деяния общедолжностного характера; 4) преступные деяния специального военного характера. Составы преступлений только назывались, их содержание не раскрывалось. В Положении содержалось указание на особый характер деяний, подсудных военным трибуналам, — их направленность против советского социалистического строя, обороны Республики, боеспособности Красной армии. Это свидетельствует о том, что происходило постепенное формирование подхода к понятию воинского преступления в рамках нового общественно-политического строя. Однако сами по себе эти нормы носили в большей степени не уголовно-правовой, а уголовно-процессуальный характер, относились к категории подсудности. Следует также отметить, что классификация преступлений по Положению о революционных военных трибуналах 1919 года повторяла в упрощённом виде систему преступлений по русскому дореволюционному законодательству. Сравнительный анализ Положения и Воинского устава о наказаниях 1869 года последних редакций9 показывает, что за основу классификации преступлений специального военного характера были выборочно взяты наиболее распространённые составы преступлений Воинского устава.

В Положении о революционных военных трибуналах 1919 года содержался перечень наказаний, которые могли применяться военными трибуналами: 1) выговор; 2) штраф; 3) конфискация части или всего имущества; 4) лишение всех или только некоторых политических прав без срока или же на определённый срок; 5) лишение свободы; 6) сдача в штрафные части; 7) расстрел. Единственным воинским наказанием являлась сдача в штраф-

ные части. Таким образом, были воссозданы военно-пенитенциарные учреждения. Штрафные части представляли собой отдельные штрафные роты и штрафные команды при отдельных воинских запасных частях, которые формировались в районе расквартирования частей фронта — штабом фронта, а во внутренних округах — окружными военными комиссариатами. Образовывались штрафные части по мере надобности из переменного состава — военнослужащих, осуждённых за преступления военного характера, включая дезертирство. Правовое положение штрафных частей устанавливалось Положением о штрафных частях 1919 года (позднее — 1921 г.)10.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года11 не содержали военно-уголовных норм, однако в них имелся ряд принципиальных положений, повлиявших на дальнейшее развитие уголовного законодательства. В частности, основным предназначением уголовного права признавалась защита интересов господствующего класса,основной целью — охрана системы существующих общественных отношений. Основным средством уголовного права являлось наказание, т.е. меры принудительного воздействия, направленные на охрану общественного порядка. Соответственно преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений. В качестве причин отдельного преступления указывался уклад общественных отношений, в котором жил преступник. Из этого следовало деление преступлений на совершённые по политическим (контрреволюционным) и личным мотивам. Возник получивший в дальнейшем развитие тезис о том, что преступность присуща только капиталистическому обществу, с переходом к коммунизму преступность исчезнет как пережиток прошлого.

Руководство также содержало ряд институтов уголовного права, сформулированных в общем виде: о вине, множественности преступлений, соучастии, об уголовной ответственности несовершеннолетних, о невменяемости, необходимой обороне, стадиях совершения преступления, об условном осуждении и о пространстве действия уголовного закона. Руководство содержало указание на 15 видов уголовных наказаний от внушения до расстрела. Некоторые из наказаний носили явно демагогический характер без объяснения содержания и порядка применения наказания, например «объявление вне закона» или «объявление врагом революции или народа», «объявление под бойкотом». В целом Руководство являлось упрощённым переложением институтов общей части русского дореволюционного уголовного права, что свидетельствует о

генетической связи и правопреемстве русского и советского уголовного права.

Военно-уголовная политика рассматриваемого периода была направлена в большей степени на борьбу с контрреволюционными преступлениями — заговорами и восстаниями, изменой Советской Республике, шпионажем, агитацией и провокацией, разглашением секретных сведений и документов, распространением ложных сведений и слухов, похищением или уничтожением секретных планов и других секретных документов и т.д.

В 1921 году за совершение воинских преступлений были осуждены 124 500 военнослужащих. В 1923 году на 10 тыс. военнослужащих было совершено 510 преступлений, в 1924 году — 518. До 1926 года наблюдался рост преступности среди военнослужащих. В последующем отмечается снижение числа преступлений до 82,5 на 10 тыс. военнослужащих в 1940 году12. Среди непосредственно воинских преступлений особую общественную опасность представляло дезертирство. Впервые понятие дезертирства по новому законодательству было введено Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «О сроке службы в Рабоче-крестьянской Красной Армии» от 26 апреля 1918 года13. На борьбу с дезертирством были направлены постановление Совета рабочей и крестьянской обороны «О дезертирстве» от 25 декабря 1918 года14, Декрет Совета рабочей и крестьянской обороны «О мерах борьбы с дезертирством» от 3 марта 1919 года15, постановление Совета рабочей и крестьянской обороны «О мерах по искоренению дезертирства» от 3 июня 1919 года16, Декрет ВЦИК «О комиссиях по борьбе с дезертирством» от 8 апреля 1920 года17.

Попытка отказаться от специализированных органов военной юстиции и заменить их судами общей юрисдикции сразу же потерпела неудачу. Уже в 1918 году были воссозданы полковые суды, которые по своей структуре, предназначению и юрисдикции в целом повторяли существовавшие до революции полковые суды. В 1919 году помимо полковых судов была создана система военных трибуналов: армейских, фронтовых и Революционный военный трибунал Революционного военного совета Республики. По своей структуре, юрисдикции и предназначению советские военные трибуналы были близки к существовавшим до революции военно-окружным судам. Однако уже в 1921 году военно-судебная система претерпела существенные изменения, обусловленные опытом Первой мировой и Гражданской войн. Было решено отказаться от полковых судов. Вся судебная власть сосредоточилась в военных трибуналах, структура которых была поставлена

и

Я.Н. ЕРМОЛОВИЧ. Развитие военно-уголовного законодательства в России... • Яч

в зависимость от организационно-штатной структуры Вооружённых сил. При военных трибуналах состояли военные следователи, основной задачей которых было расследование уголовных дел, подсудных трибуналу, что также повторяло существовавшие до революции институты. А вот военная прокуратура как система отдельных органов была учреждена в 1922 году18, положения о прокуратуре довольно существенно отличались от аналогичных институтов дореволюционного права. Прокуратура вообще и военная прокуратура в частности входили в состав Народного комиссариата юстиции, на прокуратуру возлагалось осуществление общего надзора за законностью, а также уголовное преследование.

В первых эклектичных уголовно-правовых актах советской власти содержались процессуальные нормы, регулировавшие порядок рассмотрения уголовных дел в военных трибуналах, — нормы военно-уголовного процесса. Уголовно-процессуальные нормы и институты также имели существенное сходство с дореволюционным военно-судебным законодательством. Уже в первых нормативных актах содержался институт предварительного следствия, включавшего в себя поводы к возбуждению уголовного дела, допросы обвиняемого и свидетелей, осмотры и освидетельствования, обыски и выемки, вещественные доказательства, меры пресечения. Предварительное следствие проводилось в протокольной форме, все решения оформлялись постановлениями. После окончания предварительного следствия дело рассматривалось в военном трибунале. Были предусмотрены институты судебного следствия, обвинения и защиты, постановления и исполнения приговоров, кассационного обжалования. В 1919 году был восстановлен институт дознания. Производство по уголовным делам в военных трибуналах имело протокольную форму.

Таким образом, в период с 1917 по 1922 год, т.е. до введения первых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РСФСР было принято не менее 35 уголовно-правовых нормативных актов, содержавших нормы военно-уголовного права, военно-уголовного процесса и судоустройства19, а всего в тот период было принято более 400 уголовно-правовых норм.

Отказавшись от всего ранее действовавшего уголовного законодательства, правительство столкнулось с рядом проблем, вызванных ростом преступности, отсутствием органов военной юстиции и уголовного законодательства. Принятые в уголовно-правовой сфере подзаконные акты были призваны закрыть существовавшие пробелы законодательства, являлись реакцией на реально существовавшие

проблемы воинской преступности. В первых военно-уголовных актах советской власти указывалось прежде всего на те составы воинских преступлений, которые представляли в тот период наибольшую общественную опасность и распространённость. На основе практической деятельности происходила выработка нового подхода к борьбе с воинской преступностью, причём за основу, несмотря на политическую риторику, было явно взято русское дореволюционное военно-уголовное законодательство.

Принятый в 1922 году Уголовный кодекс РСФСР20 являлся итогом большой законотворческой работы и обобщения практики применения уголовно-правовых норм за предшествовавшие годы советской власти. В отличие от ранее существовавшей в России практики уголовно-правового законотворчества Уголовный кодекс РСФСР 1922 года представлял собой единый кодифицированный общегосударственный уголовно-правовой акт. Было решено отказаться от военно-уголовного законодательства вообще, нормы об уголовной ответственности за воинские преступления входили в кодекс в качестве отдельной главы. Такое решение было, видимо, обусловлено, с одной стороны, распространённой в то время идеей о том, что Вооружённые силы неразрывно связаны с народом, состоят из представителей этого народа, который, в свою очередь, является источником политической власти, защищать которую и призваны Вооружённые силы, а поэтому не может быть никакого отдельного уголовного законодательства для Вооружённых сил.

С другой стороны, утверждалось, что преступность является порождением капиталистического общества и с переходом к коммунизму она уйдёт в прошлое, поэтому предполагалось, что уголовный закон будет действовать только в течение переходного к коммунистическому строю периода. Впоследствии необходимость в военно-уголовных законах, как и в органах военной юстиции, исчезнет, что должно было привести к упразднению этих институтов. Тем не менее весь Уголовный кодекс 1922 года в полной мере распространялся на военнослужащих. Кодекс состоял из Общей и Особенной частей. К Общей части относились институты пределов действия уголовного закона, понятия преступления, наказания и других мер социальной защиты, институты вины, стадий совершения преступления, соучастия, невменяемости, субъекта преступления, обстоятельств, исключающих преступность деяния, сроков давности, определения меры наказания, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения.

В кодексе отражалась его охранительная направленность. Преступле-

ние, в т.ч. и воинское, понималось как посягательство на установленный порядок, создающее угрозу основам советского строя и правопорядка, т.е. общественно опасные последствия были не обязательны для квалификации преступления, оконченным преступлением признавалось уже само создание угрозы общественным отношениям. Новым в теории уголовного права являлась возможность применения уголовно-правовых норм по аналогии (статья 10), а также возможность применения уголовно-правовых мер к лицам, признанным судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными (статьи 7, 49), т.е. уголовно-правовые нормы распространялись не только на лиц, совершивших преступление, но и на других лиц, признаваемых по определённым критериям опасными для существующего строя. Такое решение вопроса было обусловлено влиянием буржуазной социологической школы права, которая считала основанием применения репрессии не совершение преступления, а общественную опасность личности, а видом репрессии не наказание, а меры социальной защиты. Действие статьи 7 УК РСФСР 1926 года в этой части было прекращено с принятием Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 года, который предусмотрел возможность применения наказания только к лицам, совершившим преступление21.

Новеллой уголовного законодательства являлось деление мер уголовно-правового характера на наказания и меры социальной защиты. Система наказаний по Уголовному кодексу 1922 года включала следующие наказания: 1) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; 2) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; 3) принудительные работы без содержания под стражей; 4) условное осуждение; 5) конфискация имущества полностью или частично; 6) штраф; 7) поражение в правах; 8) увольнение от должности; 9) общественное порицание; 10) возложение обязанности загладить вред. Особо оговаривалось, что смертная казнь является высшей мерой наказания в форме расстрела и применяется временно до её отмены. Смертная казнь в общую «лестницу наказаний» не входила.

Следует отметить, что в Уголовном кодексе 1922 года полностью отсутствуют воинские наказания, а условное осуждение является самостоятельным видом наказания. Однако уже в ноябре 1922 года Уголовный кодекс был дополнен нормой, согласно которой принудительные работы без лишения свободы в отношении военнослужащих заменялись содержанием в штрафных воинских частях

в

и

Ж • ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

на срок до 6 месяцев с обязательной конфискацией части имущества. В том же году был введён институт отсрочки исполнения приговора к лишению свободы в военное время22. В 1923 году в Уголовный кодекс были внесены изменения, касавшиеся специфики применения к военнослужащим такого вида наказания, как поражение в правах. Для военнослужащих это выражалось в исключении из армии и флота на весь срок поражения в правах, а для лиц командного и комиссарского состава в военное время — разжалованием в рядовые и направлением в действующие части Красной армии и флота23. Таким образом, практика применения уголовного законодательства выявила невозможность применения к военнослужащим некоторых общеуголовных наказаний и необходимость специальных воинских наказаний и военно-пенитенциарных учреждений.

К мерам социальной защиты относились: 1) помещение в учреждения для умственно или морально дефективных; 2) принудительное лечение; 3) воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или про-мыслом;4)удаление из определённой местности. Особо выделялись меры медико-педагогического воздействия, применявшиеся к несовершеннолетним. Меры социальной защиты могли заменять наказания или применяться наряду с наказанием (после его отбытия).

В качестве целей наказания и других мер социальной защиты указывались: 1) общая и частная превенция; 2) приспособление нарушителя к условиям общежития путём исправительно-трудового воздействия. Исправление, перевоспитание и восстановление социальной справедливости как цели наказания на данном этапе развития уголовного права не рассматривались. Хотя большинство наказаний и мер социальной защиты носили ярко выраженный исправительный характер, с лишением свободы было связано только одно наказание, причём основной целью лишения свободы являлось исправление преступника путём привлечения к труду, а смертная казнь имела экстренный и временный характер.

Из охранительной сущности Уголовного кодекса следовало, что все преступления делятся на три категории: 1) направленные против установленных основ правопорядка (государственные); 2) наиболее опасные общеуголовные преступления; 3) все остальные преступления. В Особенной части преступления классифицировались следующим образом: 1) государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления); 2) должностные (служебные) преступления; 3) нару-

шение правил об отделении церкви от государства; 4) хозяйственные преступления; 5) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 6) имущественные преступления; 7) воинские преступления; 8) нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

Воинские преступления были сгруппированы в главе VII Уголовного кодекса, всего было предусмотрено 14 составов, а включая квалифицированные — 30 составов преступлений. Все воинские преступления по УК РСФСР 1922 года можно условно разделить на следующие группы: 1) преступления против порядка подчинённости (оскорбление подчинённым своего начальника, неисполнение приказания, сопротивление исполнению законно отданного по военной службе приказания или распоряжения); 2) против установленного порядка пребывания на военной службе (побег, самовольная отлучка, уклонение военнослужащего от несения военной службы); 3) против военного имущества (промо-тание военного имущества); 4) против порядка несения специальной службы (нарушение уставных правил караульной службы); 5) воинские должностные преступления (превышение военным начальником пределов своей власти или бездействие); 6) преступления, совершаемые в военное время или в районе боевых действий (самовольное отступление военного начальника от данной ему диспозиции или иного распоряжения, самовольное оставление поля сражения во время боя, отказ во время боя действовать оружием, переписка и сношение военнослужащего с кем-либо, находящимся в неприятельской армии, военный шпионаж, мародёрство).

В 6 случаях наказание заменялось дисциплинарной ответственностью, смертная казнь применялась в 9 случаях. В качестве квалифицирующего признака в 5 случаях указывалось совершение преступления в боевой обстановке. В качестве основного вида наказания за воинские преступления применялось лишение свободы, причём зачастую был установлен только минимальный размер наказания, что вообще является характерной чертой Уголовного кодекса РСФСР 1922 года.

В целом анализ Уголовного кодекса РСФСР 1922 года показывает, что за его основу были взяты как уголовно-правовые акты первых лет советской власти, так и дореволюционное законодательство. В частности, в главе о воинских преступлениях прослеживаются явные аналогии с Воинским уставом о наказаниях 1869 года. Уголовный кодекс 1922 года был избавлен от казуистичности и громоздкости, свойственной русскому дореволюционному законодательству, отличался большим формализмом, простотой и

ясностью формулировок, содержал ряд новых институтов. Можно говорить о том, что уголовное законодательство было приведено в соответствие с реально существовавшими общественными отношениями и отражало определённый этап и уровень развития общественно-политического строя. Уголовное законодательство стало актуальным, т.е. была решена задача, с которой на протяжении десятилетий не могла справиться уголовная политика царского правительства. Следует признать Уголовный кодекс 1922 года следующим прогрессивным этапом развития уголовного законодательства, генетически связанным с предшествовавшим уголовным законодательством и основанным на новых достижениях науки уголовного права.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: О суде: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР (Декрет № 1) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1917. № 4. Ст. 50.

2 См. подробнее: Побежимов И.Ф. Устройство Советской Армии: краткий исторический очерк. М., 1954. С. 9—40.

3 О фронтовых полковых (отрядных) местных судах (положение) // СУ РСФСР. 1918. № 55. Ст. 612.

4 Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий // Сборник документов по истории советской военной юстиции / Сост. Л.Н. Гусев. М., 1954. С. 24—29.

5 О революционных военных трибуналах (положение) // СУ РСФСР. 1919. № 13. Ст. 131.

6 Инструкция военным следователям революционных военных трибуналов // Известия Народного комиссариата по военным делам. 1919. 18 февраля.

7 Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий. С. 24—29.

8 СУ РСФСР. 1919. № 58. Ст. 549.

9 См.: Воинский устав о наказаниях / Сост. Д.Ф. Огнев. Пг., 1916. 355 с.

10 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917—1952. М., 1953. С. 53—74.

11 СУ РСФСР. 1919. № 66. Ст. 590.

12 Маслов В.П. Проблемы борьбы с воинскими преступлениями в Вооружённых Силах СССР (криминологическое исследование). Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1972. С. 104.

13 СУ РСФСР. 1918. № 33. Ст. 445.

14 Там же. № 99. Ст. 1015.

15 Там же. 1919. № 9. Ст. 94.

16 Там же. № 25. Ст. 287.

17 Там же. 1920. № 26. Ст. 126.

18 Положение о прокуратуре: постановление III сессии ВЦИК // СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.

19 См.: Сборник документов по истории советской военной юстиции / Сост. Л.Н. Гусев. М., 1954. 473 с.

20 СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

21 См. подробнее: Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути её реализации. Л., 1986. С. 49.

22 СУ РСФСР. 1922. № 72—73.

23 Там же. 1923. № 48. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.