Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВНУТРИРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»'

РАЗВИТИЕ ВНУТРИРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевая форма реализации программы / внутрироссийская академическая мобильность. / network form of program implementation / intra-Russian academic mobility.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вотинцева Ольга Николаевна

В статье рассматриваются вопросы развития внутрироссийской академической мобильности в рамках реализации образовательной программы 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в сетевой форме совместно с федеральными университетами РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Вотинцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTRA-RUSSIAN ACADEMIC MOBILITY AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF IMPLEMENTATION OF THE BACHELOR EDUCATIONAL PROGRAM “ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS”

The article discusses the development of intra-Russian academic mobility as a tool of implementing the educational program 42.03.01 “Advertising and Public Relations” as a network progect of federal universities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВНУТРИРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»»

УДК 659.4 ББК 60.54 ГРНТИ 04.81 ВАК 22.00.04, 5.9.9.

DOI: 10.24412/2949-2513-2023-30-124-137

Вотинцева О.Н.

Архангельск, Россия

РАЗВИТИЕ ВНУТРИРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития внутрироссийской академической мобильности в рамках реализации образовательной программы 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в сетевой форме совместно с федеральными университетами РФ.

Ключевые слова: сетевая форма реализации программы, внутрироссийская академическая мобильность.

Olga N.Votintseva Arkhangelsk, Russia

DEVELOPMENT OF INTRA-RUSSIAN ACADEMIC MOBILITY AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF IMPLEMENTATION OF THE BACHELOR EDUCATIONAL PROGRAM "ADVERTISING AND

PUBLIC RELATIONS"

Abstract: The article discusses the development of intra-Russian academic mobility as a tool of implementing the educational program 42.03.01 "Advertising

and Public Relations" as a network progect of federal universities of the Russian Federation.

Keywords: network form of program implementation, intra-Russian academic mobility.

Постановка проблемы и обзор правовых документов

Сегодня высшее образование в России характеризуется развитием разных форм сетевого взаимодействия по образовательным программам различного уровня: бакалавриат, магистратура, специалитет. Однако это не значит, что вузы ранее не сталкивались с подобным опытом. Это были практики реализации совместных программ или программ с двойными дипломами в основном по линии международного сотрудничества.

Основным нормативно-правовым документом, на основании которого осуществляется реализация образовательных программ в сетевой форме в высших учебных заведениях Российской Федерации, является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В 2012 году в законе появились поправки. Так, в статье 15 настоящего закона уточняется, что «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе» [Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ]. В основном такая организация

обучения должна была коснуться практико-ориентированных дисциплин, так как появились все условия для консолидации достижений университетов и организаций, обладающих современными техническими средствами и ресурсами на уровне персонала для подготовки специалистов.

Обязательным условием начала реализации программы, согласно статье 15 этого же нормативно-правового документа, является заключенный между участниками сети договор. «Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы, указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора» [Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ]. Типовая форма договора утверждается Министерством науки и высшего образования РФ.

Важными для вузов являются финансовые инструменты регулирования сетевой программы. «Использование имущества государственных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ [Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ].

С момента внесения изменений в настоящий федеральный закон в 2012 году стали разрабатываться и обсуждаться модели сетевого взаимодействия.

Также возможность реализации образовательной программы в сетевой форме закрепляется в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования или самостоятельно установленных организацией стандартах.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ определяется приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 05 августа 2020 г. «Сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником. В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы. Освоение части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом сетевой образовательной программы, и в порядке, установленном образовательной организацией-участником» [Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 05 августа 2020 г № 882/391].

Третьим документом, регулирующим работу в рамках реализации сетевых программ, являются «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ», принятые еще в 2015 году Министерством образования и науки РФ» [Методические рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ]. Здесь даны пояснения относительно нормативно-правового регулирования сетевых программ, определены условия и основания для их реализации. Ими же были закреплены варианты и модели организации

работы по сетевым программам. Вариантов имеется всего два: либо интеграция образовательных программ, то есть совместная разработка и внедрение, что касается напрямую ситуации с рассматриваемой в настоящей статье программой, или использование ресурсов другой организации, необязательно образовательной, она может даже не иметь лицензии на ведение образовательной деятельности. Интеграция предполагает полную синхронизацию учебных планов в части реализуемого модуля.

Результаты исследования

В САФУ были согласованы и уточнены в 2016 году модели реализации сетевых программ. Модели сетевых программ различны. В рамках первого варианта возможны четыре модели: «Двойной диплом», «Ресурсный центр», «Партнерская сеть 1,2», «Горизонтальное взаимодействие». Если это программа «двойного диплома», то вузы должны согласовать все компоненты образовательной программы, соблюдать единый учебный план, а выпускникам выдавать документы о высшем образовании и о квалификации каждым из университетов, участвующим в сети. Абитуриенты также одновременно зачисляются в два вуза-участника сети. Если это модель «Ресурсный центр», то здесь прежде всего речь идет об использовании двумя вузами ресурсов друг друга при реализации совместных модулей, поэтому онлайн или офлайн мобильность обязательна. Партнерская сеть 1 отличается от партнерской сети 2 тем, что в первом случае обучающиеся сами формируют индивидуальные траектории обучения, а во втором случае последовательность изучения дисциплин, модулей зафиксирована учебными планами вузов. Горизонтальная модель не предусматривает обязательной академической мобильности как онлайн, так и офлайн. Все три модели, кроме двойного диплома, предполагают обязательное зачисление абитуриента по результатам конкурсного отбора в один базовый вуз, но на образовательную программу, реализуемую в сетевой форме.

В Северном (Арктическом) федеральном университете сетевые программы также регулируются Положением, принятым всеми участниками сетей в вузе.

На уровне федеральных университетов вся работа по нормативно -правовому регулированию сетевых программ закреплена в таком документе как «Положение об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах». В нем вузы уточнили применение на уровне организуемого ими сетевого взаимодействия всех принятых министерством документов. Также ими было создано «Положение о совете сетевых образовательных программ в федеральных университетах», есть «Порядок организации образовательного процесса по сетевым образовательным программам магистратуры в федеральных университетах». Был уточнен в связи с потребностями вузов и проект типового договора о сетевой форме реализации образовательных программ, разработаны соглашения с обучающимися.

Развитие сетевой формы взаимодействия в образовательной сфере между вузами стало основой для сотрудничества в научной сфере.

Кейс реализации сетевой образовательной программы 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова

Основная профессиональная образовательная программа 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» реализуется в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова и является сетевой с 2014 года.

До 2019 года во внутрироссийской академической мобильности участвовали три федеральных университета-партнера. Кроме САФУ, Балтийский федеральный университет имени И. Канта и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. С 2018 года программа реализуется только в партнерстве с СВФУ им. М.К. Аммосова.

Студенты наборов 2011 -2018 гг. из СВФУ изучали в САФУ дисциплины модуля «Коммуникационные модели в брендинге территорий», а студенты из САФУ изучали в СВФУ курсы, связанные технологиями социального PR и социального проектирования.

На старте реализации в 2014 году, когда было три участника сети, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова -руководитель сети; Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, программа реализовалась по модели «Партнерская сеть 1». Студент мог изучить сетевые модули в нескольких семестрах в разных вузах. В обменные модули учебных планов университетов-партнеров были включены следующие дисциплины:

- Геобрендинг в системе PR (БФУ);

- Использование регионального искусства в создании рекламного продукта; АРТ-технологии в продвижении территории; Принципы создания и роль креативного городского пространства в продвижении территории (САФУ);

- PR в социальной сфере; Реклама и PR в социальных сетях; Связи с общественностью в социальной сфере (СВФУ).

В рамках летней школы по геобрендингу студенты САФУ и СВФУ изучали в БФУ соответствующий модуль. К преподаванию этого модуля были привлечены не только преподаватели БФУ, но и сотрудники Европейского института PR (Париж), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В осеннем семестре студенты БФУ изучали в САФУ предлагаемый им модуль. В весеннем семестре обучающиеся БФУ и САФУ выезжали в СВФУ для изучения предлагаемых вузом курсов.

В ходе подготовки курсов использовались новые научные работы по социологии города, креативности, продвижению креативных пространств, взаимовлиянию рекламы и искусства. При реализации модулей применялись технологии процессной педагогики и дизайн-мышления. К преподаванию САФУ привлекал не только преподавателей профильной кафедры, но и

сотрудников рекламных агентств, других профильных структурных подразделений организаций. Учебные занятия проводились как в аудиториях университета, так и креативных пространствах города. Так работали в течение почти четырех лет, до 2018 года.

Цель программы - актуализировать теоретические и практические знания по коммуникационным технологиям с учетом особенностей развития территорий, на которых располагаются вузы-партнеры, что способствует укреплению компетенций обучающихся.

Задачи программы:

1. Адаптация студентов в образовательной и профессиональной среде другого региона РФ. В процессе изучения дисциплин обменного модуля, обучающиеся осваивают конфигурацию рынка маркетинговых услуг в другой республике РФ.

2. Расширение границ информированности обучающихся об имеющихся образовательных и практических технологиях, которые применяются в разных вузах.

3. Знакомство с особенностями территории, где располагается вуз-партнер, ее брендами, технологиями их продвижения.

4. Применение новых технологий при написании ВКР и реализации проектов по продвижению собственных территорий.

Особенностью реализации образовательной программы 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в сетевой форме является использование сразу обоих вариантов осуществления обучения, предусмотренных методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ Министерства образования и науки РФ. Первый вариант - это интеграция программ, совместная разработка и внедрение на уровне двух федеральных университетов, в результате которых сформирован идентичный модуль из четырех обменных дисциплин в обоих вузах: «АРТ-технологии в продвижении территорий», «Информационная политика в Арктическом

регионе», «Социальная реклама и PR», «Межкультурные коммуникации в Арктическом регионе».

Второй вариант - заключение договора с организацией на уровне использования ее ресурсов, при этом она не является научно-образовательной. Этим важным направлением сетевого сотрудничества с 2023 года стало взаимодействие с профильной организацией в части организации практической подготовки. Было подписано соглашение с обществом с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера». Согласно документу, два вида практики обучающихся на втором и третьем курсах (учебная практика, проектная практика и производственная практика, проектно-технологическая практика) реализуются в течение года параллельно с учебными занятиями по расписанию на базе профильной организации.

Согласно договору с этой организацией, образовательная деятельность осуществляется при соблюдении следующих главных условий: кадровая, учебно-методическая, материально-техническая обеспеченность образовательной программы на базе предприятия в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и образовательного стандарта высшего образования, самостоятельно установленного САФУ. Использование САФУ ресурсов Организации осуществляется на безвозмездной основе.

Организация предоставляет ресурсы, необходимые для обучения студентов. Это имеет большое значение для овладения обучающимися будущей профессией. На базе информационных агентств, телеканала они имеют возможность создавать современные

медиапродукты. В период реализации образовательной программы стороны взаимно используют имущество друг друга для организации образовательного процесса в соответствии с утвержденной образовательной программой. Предоставляемые организацией в рамках данного договора ресурсы для организации образовательного процесса учитываются при оценке материально технической базы САФУ. Каждая из сторон обеспечивает взаимное содействие в вопросах кадрового обеспечения деятельности сторон по договору.

Алгоритм реализации программы в учебном году в обоих случаях идентичен:

1. Подписание договоров между вузами-участниками сети о сетевой форме реализации образовательной программы. В договоре указываются дисциплины из учебных планов федеральных университетов, которые студенты будут изучать в ходе реализации академической мобильности, количество зачетных единиц по каждому курсу и формы контроля.

2. Определение периода реализации обучения.

3. Актуализация рабочих программ. Определяются зачетные единицы, осваиваемые студентами в очной и дистанционной форме.

4. Оформление и подписание договоров на обучение со студентами из вуза-партнера.

5. Оформление справок о результатах обучения и реализуемом периоде обучения после завершения освоения курсов.

Студенты наборов 2019-2023 гг. из СВФУ изучают в САФУ арт-технологии в продвижении территории и информационную политику Арктического региона. В рамках курса «АРТ-технологии в продвижении территории» обучающиеся осваивают сильные и находящиеся на этапе формирования новые региональные бренды в сфере культуры и искусства, а также рассматривают то, как используется региональное искусство в разных направлениях субъектами в привлечении аудитории, т.е. в рекламной, PR-деятельности. Дисциплина «Информационная политика в Арктическом регионе» дает четкое представление об основных субъектах информационной политики, ключевых ее направлениях, которые зависят от нормативно-правовой базы, определяющей развитие этих территорий, аудиториях, стабильно имеющих интерес к информации экономического, инвестиционного и другого характера. Студенты САФУ в СВФУ продолжают осваивать курсы, связанные технологиями социального PR и социального проектирования. Республика Саха отличается развитой системой некоммерческих организаций, также по сравнению с Архангельской областью бизнес-субъекты на данной территории имеют стабильную большую

социальную нагрузку. Поэтому данная территория дает большие возможности для изучения социального PR.

Данные модули в учебных планах вузов относятся к блокам ДПВ, что позволяет студентам выбирать для изучения в одном модуле дисциплины, реализуемые в разных университетах.

Преподавателями активно применяются такие образовательные технологии как проектная, кейс-стади из реальной практики регионов.

Выводы

Реализация практикориентированного подхода позволяет привлекать к обучению студентов не только сотрудников вузов-партнеров, но и представителей работодателей, имеющих большой опыт профессиональный и руководящей работы в сфере рекламы и связей с общественностью. В частности, владельцы и опытные специалисты рекламных и PR-агентств, дизайнеры рекламы и другие. Таким образом, теоретическая база актуализируется при анализе брендов разных регионов.

В среднем ежегодно в академической мобильности принимают участие от 7 до 10 студентов от одного вуза-партнера, в некоторые учебные годы был возможен охват половины курса студентов.

Таким образом, реализация образовательной программы в сетевой форме с вузом и профильной организацией способствует повышению качества обучения.

Библиография

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023 г.)

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 05 августа 2020 г № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (с изменениями и дополнениями)

Методические рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» (утв. 2015 г.)

Положение о совете сетевых образовательных программ в федеральных университетах (утв. 2016 г.)

Порядок организации образовательного процесса по сетевым образовательным программам магистратуры в федеральных университетах (утв. 2016 г.)

Веснина Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ// Современные проблемы науки и образования. 2013. №6

Чучалин А.И., Петровская Т.С., Чернова О.С. Сетевое взаимодействие образовательных программ высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата// Высшее образование в России. 2013. №11. С.3-10

Дождиков А.В. Государственная аккредитация программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме//Высшее образование в России. 2015. №6. С.11-19

Клемешев А.П., КуксаИ.Ю. Управление образовательными программами как фактор модернизации университета//Высшее образование в России. 2016. №5. С.10-20

Бугаенко О.Д., Чичерина Н.В. Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме//Высшее образование в России. 2016. №10. С. 28-35

Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях в ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Положение о разработке основной профессиональной образовательной программы в ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

References

Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [The Federal Law "About education in the Russian Federation"] dated 29.12.2012 №273-FZ.

Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF o«Ob organizatsii i osushchestvlenii obrazovatel'noy deyatel'nosti pri setevoy forme realizatsii obrazovatel'nykh programm» [The decree of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation "About organization and implementation of education practices in partnership format of education programs] dated 05.08.2020 № 882/391

Metodicheskiye rekomendatsii Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF po organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti s ispol'zovaniyem setevykh form realizatsii obrazovatel'nykh programm» [The methodological recommendationsof the Ministry of Science

and Higher Education of the Russian Federation for education practices in partnership format of education programs] (approved in 2015).

The statute of academic partnership program council in federal universities [Polozheniye o sovete setevykh obrazovatel'nykh programm v federal'nykh universitetakh] (approved in 2016)

Poryadok organizatsii obrazovatel'nogo protsessa po setevym obrazovatel'nym programmam magistratury v federal'nykh universitetakh [The arrangement procedure of education process in partnership format for master programs organization in federal universities] (approved in 2016).

Vesnina Ye.B., Guseva A.I. (2013) Modeli vzaimodeystviya organizatsiy pri setevoy forme realizatsii obrazovatel'nykh program [Interaction models of organisations within partnership format of education programs]. In: The modern issues of science and education [Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya]. Vol. 6.

Chuchalin A.I., Petrovskaya T.S., Chernova O.S. (2013) Setevoye vzaimodeystviye obrazovatel'nykh programm vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya pri realizatsii programm prikladnogo bakalavriata [Network interaction of middle and higher professional education programs in implementation of applied bachelor's degree programs]. In: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. Vol. 11. Pp. 3-10.

Dozhdikov A.V. (2015) Gosudarstvennaya akkreditatsiya programm vysshego obrazovaniya, realizuyemykh v setevoy forme [State accreditation of higher education programs implemented in partnership format]. In: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. Vol. 6. Pp. 11-19.

Klemeshev A.P., Kuksa I.YU. (2016) Upravleniye obrazovatel'nymi programmami kak faktor modernizatsii universiteta [Education programs management as a factor of university modernization]. In: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. Vol.5. Pp. 1020.

Bugayenko O.D., Chicherina N.V. (2016) Modeli osnovnykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya, realizuyemykh v setevoy forme [Models of basic higher education education programs implemented in partnership format]. In: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. Vol.10. Pp. 28-35.

Polozheniye ob elektronnom obuchenii i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiyakh v FGAOU VO «Severnyy (Arkticheskiy) federal'nyy universitet imeni M.V. Lomonosova [The statute of elearning and elearning technologies at Northern (Arctic) Federal University (NArFU) named after M.V. Lomonosov].

Polozheniye o razrabotke osnovnoy professional'noy obrazovatel'noy programmy v FGAOU VO «Severnyy (Arkticheskiy) federal'nyy universitet imeni M.V. Lomonosova [The

statute of basic higher education education programs development in Northern (Arctic) Federal University (NArFU) named after M.V. Lomonosov].

Сведения об авторе

Вотинцева Ольга Николаевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова; o.votinceva@narfu.ru.

Votintseva Olga N. - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov; o. votinceva@narfu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.