Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОПЫТ СВФУ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОПЫТ СВФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малардырова Виктория Викторовна, Карнаухова Алена Амировна

В статье исследуется проблема профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в Северо-Восточном федеральном университете с учётом меняющихся ФГОС. Целью статьи стало определение основных методологических подходов по повышению уровня профессиональной подготовки студентов. Применялись универсальные научные методы - анализ, обобщение и синтез, педагогический эксперимент, мониторинг результатов опытно - экспериментальной работы на кафедре рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета с 2014 по 2021 гг., опрос студентов, включённое наблюдение преподавателей, экспертная оценка и фокусированное групповое интервью работодателей отрасли. Авторы выявили достаточные методологические подходы: компетентностный, интегративный, проблемно-информационный. Экспериментальным путем доказали их результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малардырова Виктория Викторовна, Карнаухова Алена Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE BACHELORS OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS: NEFU EXPERIENCE

The article considers the issue of professional training of future bachelors of advertising and public relations at the North-Eastern Federal University, against the background of the amended Federal State Educational Standards. The purpose of the article was to identify the main methodological approaches to raise the level of professional training of students. Universal scientific methods were used - analysis, generalization and synthesis, pedagogical experiment, monitoring of the results of experimental work at the Department of Advertising and Public Relations of the Philological Faculty of Northeastern Federal University from 2014 to 2021, student survey, included observation of teachers, expert assessment and focuse group interview of employers in the industry. The authors have identified sufficient methodological approaches: competence-based, integrative, problem-informational and experimentally proved their effectiveness.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОПЫТ СВФУ»

УДК: 315.77 (075.8); ББК: 60.573; ГРНТИ: 19.01.29; ВАК10.01.10

Малардырова В.В., Карнаухова А.А.

Якутск, Россия

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОПЫТ СВФУ

Аннотация. В статье исследуется проблема профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в Северо-Восточном федеральном университете с учётом меняющихся ФГОС. Целью статьи стало определение основных методологических подходов по повышению уровня профессиональной подготовки студентов. Применялись универсальные научные методы - анализ, обобщение и синтез, педагогический эксперимент, мониторинг результатов опытно -экспериментальной работы на кафедре рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета с 2014 по 2021 гг., опрос студентов, включённое наблюдение преподавателей, экспертная оценка и фокусированное групповое интервью работодателей отрасли. Авторы выявили достаточные методологические подходы: компетентностный, интегративный, проблемно-информационный. Экспериментальным путем доказали их результативность.

Ключевые слова: методологические подходы; федеральный государственный образовательный стандарт; будущий бакалавр рекламы и связей с общественностью.

Malardyrova VictpriaV., Karnaukhova Alena A. Yakutsk, Russia

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE BACHELORS OF ADVERTISING AND PUBLIC

RELATIONS: NEFU EXPERIENCE

Abstract: The article considers the issue of professional training of future bachelors of advertising and public relations at the North-Eastern Federal University, against the background of the amended Federal State Educational Standards. The purpose of the article was to identify the main methodological approaches to raise the level of professional training of students. Universal scientific methods were used - analysis, generalization and synthesis, pedagogical experiment, monitoring of the results of experimental work at the Department of Advertising and Public Relations of the Philological Faculty of Northeastern Federal University from 2014 to 2021, student survey, included observation of teachers, expert assessment and focuse group interview of employers in the industry. The authors have identified sufficient methodological approaches: competence-based, integrative, problem-informational and experimentally proved their effectiveness.

Keywords: methodological approaches; federal state educational standard; future Bachelor of Advertising and Public Relations.

Постановка проблемы

Система образования Российской Федерации является важнейшим институтом, который определяет требования к образовательному процессу в российском обществе. В нем создаются основополагающие документы, к которым относятся Федеральный Закон об образовании Российской Федерации, Национальная доктрина образования Российской Федерации, федеральные государственные образовательные стандарты высшего

профессионального образования, обеспечивающие единство образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, а также возможность регулирования уровня сложности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся для разработки востребованных направлений по повышению образовательного уровня граждан.

Примером может стать одно из наиболее актуальных сегодня направлений подготовки - 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, возникновение которого в 1992 г. было обусловлено социальным заказом к системе образования на подготовку специалистов, функциональными обязанностями которых стало установление и поддержание эффективных связей организации с внешней средой, продвижение благоприятного имиджа предприятия, формирование спроса и стимулирование сбыта товаров. Вследствие этого вузам следует уделять особое внимание организации целенаправленной профессиональной подготовки студентов. Но педагогическая практика показала недостаточную ориентацию на определение методологических подходов в процессе обучения и воспитания будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью.

Изучение имеющихся исследований в теории и практике отечественной и зарубежной педагогики [Rodriguez, Gallardo, 2017; Иванова, Попова, 2017; Осипова, 2016; Эшвин, 2016] показало недостаточное описание методологических подходов к профессиональной подготовке студентов -будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью. Вследствие этого было необходимо предпринимать определенные педагогические действия, направленные на повышение качества научного осмысления реальной образовательной действительности и выбора практических действий по преодолению выявленной авторами статьи научной проблемы.

В своей работе Родригез И., Галлардо К. [Rodriguez, Gallardo, 2017] отмечают, что парадигма образования устанавливает путь определения научного процесса и методологии исследования, основными принципами

которых становятся существующая реальность, измеримость независимой оценки, теоретизация подходов к обучению, предсказуемость поведения людей, которую можно контролировать и применять соответствующие меры. Данные принципы, по мнению авторов, возникают из-за социальной необходимости понимать реальность в более целостном понимании и воссоздании новых смыслов. Исследователь П. Эшвин указывает [Эшвин, 2016] на рассогласование между преобразовательной способностью и применяемыми формами учебной и научной работы со студентами в разных странах и вузах. Также он считает, что возникающее взаимодействие между участниками образовательного процесса должно обеспечить высокое качество высшего образования, и обращает наше внимание на оценку результативности научно-исследовательской работы студентов, пренебрежение которой может снизить показатели эффективности работы.

По мнению учёных [Киуру, Степанов, 2017], необходимо решать комплексно поставленные научные задачи для повышения профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью, анализируя опыт научных и методологических подходов, используемых в региональных вузах, развивающих сложившиеся научно-методологические и методические идеи Петербургской школы PR с учётом региональной специфики. Исследователь Е.А. Осипова в своих трудах [Осипова, 2016] представила анализ современных научных подходов на основе анализа трансформаций общественных коммуникаций в условиях глобализации.

В 2014 г. были утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Утверждение повлекло ряд изменений в структуре, содержании основной образовательной программы, в условиях реализации основной образовательной программы по рекламе и связям с общественностью, что привело к изменениям в качестве подготовки бакалавров. Отличительной особенностью стало то, что в федеральном государственном образовательном стандарте высшего

профессионального образования две группы компетенций: 17 общекультурных и 35 профессиональных, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования три группы: 8 универсальных, 7 общепрофессиональных и профессиональные -определяются разработчиками на основе профессионального стандарта, мнения работодателей отрасли, обобщения имеющего опыта.

Так же изменения коснулись требований к структуре основной образовательной программы по рекламе и связям с общественностью. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в базовой части циклов были описаны результаты освоения: знания, умения, навыки, перечень дисциплин базовой части. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования указана только блочная структура программы (дисциплины, практика, государственная итоговая аттестация). Также в новом стандарте введено понятие: академический и прикладной бакалавриат.

В контексте современных реалий требования к подготовке будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью представлены уже в трёх федеральных государственных образовательных стандартах (в 2017 г. принимается федеральный государственный образовательный стандарт 3++). Однако данные федеральные государственные образовательные стандарты не в полной мере устраивают работодателей своей оторванностью от практической деятельности. Мнение практиков отрасли [Иванова, Попова, 2017; Киуру, Степанов, 2017; Колчина, Де Мартино, 2017] указывает на обращение профессионального сообщества, в котором предлагается учитывать в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования четвёртого поколения перечень необходимых профессиональных компетенций, не включенных в имеющиеся в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, на которые следует обратить внимание в процессе

обучения в вузе для повышения результативности научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.

История вопроса

Как специальность реклама и связи с общественностью в Республике Саха (Якутия) возникла на базе научно-учебной лаборатории рекламы и связей с общественностью филологического факультета Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, первый набор на специальность «Филологическое обеспечение рекламной деятельности» был сделан в 1998 г. В 2001 г. лаборатория преобразована в кафедру рекламы и связей с общественностью, осуществляющую обучение по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью по двум профилям (в системе государственного управления и в коммерческой сфере).

Преподаватели кафедры вели активную научно-исследовательскую деятельность. В 2011 г. подготовлены и защищены две кандидатские диссертации, посвященные воспитанию профессионально важных нравственных ценностей и межэтнической толерантности студентов, ведется учебно-методическая деятельность на базе научной лаборатории кафедры, где объектом исследования стали современные психолого-педагогические технологии. Несмотря на это, остаётся открытым вопрос выявления методологических подходов к профессиональной подготовке студентов, что свидетельствует о необходимости определения наиболее эффективных в работе со студентами.

В качестве основных считаем необходимым использование компетентностного, проблемно-информационного, интегративного подходов, которые будут способствовать созданию особой педагогической системы профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в условиях меняющихся федеральных государственных образовательных стандартах и объясняются спецификой региональной политики Республики Саха (Якутии).

Теоретический анализ и опыт педагогической практики позволили выявить ряд существенных противоречий между необходимостью:

- выбора методологических подходов в условиях реализации меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной разработанностью научных оснований, обеспечивающих эффективность образовательного процесса по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»;

- соблюдения требований федерального государственного образовательного стандарта к профессиональной подготовке будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью и отсутствием научно обоснованной профессиограммы выпускника с учётом региональных особенностей в условиях Северо-Востока Российской Федерации;

- необходимостью обновления содержания, методов и форм профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью и отсутствием целостной методики обучения в условиях меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в СВФУ.

Следовательно, авторам следует ответить на вопрос: каковы методологические подходы профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в условиях реализации меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов?

Осмысление противоречий и постановка научной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Методологические подходы к профессиональной подготовке будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью: опыт СВФУ».

Проблема теоретического осмысления профессиональной подготовки студентов описывается в научных трудах [Aberga, Makitalob, 2017; Sander, 2015; Young , Hyoseon, Jiwon, Him, Yoon, Jung, 2017; Барамзина, 2014; Габдулахов, Башинова, Яшина, Тараскина, 2018; Иванова, Попова, 2017]. В

то же время становится важным обращение к изучению методологических подходов, способствующих повышению уровня сформированности профессиональных компетенций будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью на региональном уровне.

Теоретический анализ и опыт педагогической практики позволили выявить противоречие между необходимостью выбора методологических подходов в условиях реализации меняющихся федеральных государственных образовательных стандартах и недостаточной разработанностью теоретических оснований, обеспечивающих эффективность образовательного процесса по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в СВФУ.

Описание методики исследования

Концептуальной идеей профессиональной подготовки студентов стала совокупность теоретико-методологических подходов к организации образовательного процесса на кафедре рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, на базе которой авторы апробировали основные педагогические подходы, отражающие основные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и работодателей Республики Саха (Якутия) к обучающимся.

Состояние исследуемой проблемы и специфика реализации меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по рекламе и связям с общественностью остаются малоизученными, и чтобы определить эффективные теоретико-методологические подходы [Du¡a, Martínez-Rivera, 2015; Gulbinskiené, Masoodi, Sliogeriené, 2017; Songkram, 2015; Стенсакер, 2018; Эшвин, 2016] к профессиональной подготовке будущих выпускников, которые бы стали универсальными в условиях меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо перейти от непрограммной деятельности к целенаправленной систематической организации

образовательного процесса в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.

Исходя из выявленной авторами научной проблемы целью исследования стало определение основных методологических подходов по повышению уровня профессиональной подготовки студентов.

Осмысление выбранных методологических подходов, которые легли в основу профессиональной подготовки обучающихся, обратило наше внимание к научным трудам учёных, в результате изучения которых мы пришли к следующим выводам.

Компетентностный подход к обучению студентов способствует формированию профессиональных компетенций с учётом профессионального стандарта. Так, Зеер Э. Ф. и Сэманюк Э. [Зеер, Сэманюк, 2005] определяют его основным в развитии ключевых компетенций выпускника вуза; Коняхина И. В. отмечает [Коняхина, 2012], что данный подход является стратегическим в содержании профессионального образования ФГОС; Толбатова Ю. В. считает [Толбатова, 2012], что данный подход обеспечивает индивидуальную траекторию обучения студента и создаёт условия для эффективной профессиональной подготовки.

Интегративный подход основан на прямом взаимодействии с обучающей средой. По мнению Макаровой Е. Е., в основе интегративного подхода лежит «интеграция образования, которая представляется как процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса» [Макарова, 2008, с.9]. Данный подход позволяет сочетать учебный и профессиональный опыт, научное мышление и социальное взаимодействие в процессе деятельности Зимняя И. А. [Зимняя, 2008]). Серебровская М. Е. считает [Серебровская, 2011, с.131], что интеграция в образовании - это межпредметный синтез отраслевых знаний в учебной дисциплине. В процессе данного обучения студент является активным

деятелем, он включён в научно-исследовательскую работу, в которой проявляет знания, умения и навыки профессиональной деятельности.

Проблемно-информационный подход обеспечивает развитие студентов посредством решения проблемных задач с использованием компьютерных технологий. Необходимо отметить, что задача перехода к обучающим средам как насущной потребности информатизации образования была поставлена учёными [Wаgsаs, Spernes, 2018; Корогод, 2014; Туриева, 2010] в конце 70-х гг., однако предметом активного обсуждения стала лишь в последнее время [Wаgsаs, Spernes, 2018]. По мнению Корогод Т. А. [Корогод, 2014], данный подход является вектором продуктивного образования, направленного на развитие у студентов самостоятельной научной активности. Туриева С. М. приходит [Туриева, 2010] к выводу о том, что названный нами выше подход отвечает всем требованиям современного образования, так как способствует повышению мотивации в обучении студентов и активизирует их научно-исследовательскую и самостоятельную работу.

Авторы считают данные подходы достаточными, так как они в полной мере позволяют учитывать многообразие возможностей для развития личности студента в современной образовательной среде федерального вуза, определяют индивидуальную научно-исследовательскую траекторию обучающегося с учетом требований меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов, способствуют развитию профессиональных компетенций, повышают уровень научно-исследовательской работы студентов.

Эффективность профессиональной подготовки достигается посредством активных и развивающих, продуктивных и проектных методов обучения, в основе которых мы выделяем два основных вида учебно-научной работы: аудиторную и внеаудиторную.

К первому мы относим взаимодействие преподавателя и студента на занятиях (лекционных и практических). К наиболее продуктивным -интерактивные занятия, сензитивные тренинги, междисциплинарные проекты,

кейс-стади, лабораторные работы, в результате которых формируются основные профессиональные компетенции, позволяющие применять в учебной и производственной практике умение решать научно-исследовательские и производственные задачи.

Ко второму виду относятся научно-исследовательская и самостоятельная работа студентов, учебная, производственная, преддипломная практика, которые обеспечивают закрепление и углубление полученных теоретических знаний в ходе научной, практической, самостоятельной работы. Продуктивными здесь можно назвать анализ национальных электронных архивов для поиска и систематизации информации, выполнение творческих заданий, с помощью компьютерных технологий в виде обучающих, контролирующих, моделирующих программ, подготовку к научно-практическим конференциям, грантовым конкурсам, предметным олимпиадам и профессиональным конкурсам, в результате у студентов развиваются умения и навыки, отвечающие требованиям меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов.

С целью диагностики сформированности профессиональных компетенций необходимо разработать анкеты и опросные листы для студентов, преподавателей, работодателей на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Теоретический анализ позволяет утверждать, что выбор и реализация теоретико-методологических подходов будут эффективными на основе поэтапной реализации опытно-экспериментальной работы, проведенной с 2014 по 2021 гг. и будут успешными, если в основе работы будет:

- применяться компетентностный, интегративный и проблемно-информационный подходы;

- преемственность формирования профессиональных компетенций студентов в образовательной среде федерального вуза с 1 по 4 курсы, обогащенного развивающими формами и методами обучения;

- поэтапное развитие профессиональных компетенций с учётом особенностей воздействия информационной среды на обучающихся, выявления возможностей вуза и диагностики сформированности профессиональных умений студентов;

- активизация деятельности студентов посредством различных форм работы в информационной образовательной среде вуза;

- диалогичность, которая проявляется в постоянном общении обучающихся в образовательной среде друг с другом, с педагогами, во внутреннем диалоге.

Результаты исследования

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы считаем целесообразным разделение образовательной деятельности на уровни: региональный, федеральный и международный, по которым будут внедряться аудиторная и внеаудиторная работа: научно-исследовательская и самостоятельная работа студентов, учебная, производственная и преддипломная практика, - способствующие достижению цели исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: подготовительный (2014-2015 гг.); основной (2015-2019 гг.); заключительный (2019-2021 гг.). Целью опытно-экспериментальной работы стала апробация интегративного, компетентностного, проблемно-информационного подходов в образовательном пространстве кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в период с 2014 - 2021 гг.

Отличительной чертой опытно-экспериментальной работы являлось активное участие авторов в проведении исследования.

Подготовительный этап представлял собой создание особой образовательной среды, в которой преподавателями кафедры изучался федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, определялись необходимые теоретико-методологические подходы для профессиональной подготовки студентов, разрабатывалось научное сопровождение аудиторной и внеаудиторной работы учащихся, создавался информационно-технологический ресурс, - способствующие внедрению новой системы подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью». Также на данном этапе участникам опытно-экспериментальной работы был выявлен уровень сформированности профессиональных компетенций по 5 бальной шкале. В анкетировании приняли участие 50 студентов, 6 преподавателей кафедры, 12 работодателей.

Исследование показало достаточно низкую самооценку профессиональных компетенций у студентов (62%), средний уровень профессиональной подготовки обучающихся и оторванность от практической реальности по мнению работодателей отрасли (64%). Данные опроса студентов и мнение экспертов позволили прийти к выводу, что преподавателям следует внедрять в процесс подготовки будущих выпускников новые формы и методы обучения, усиливать междисциплинарные связи, разрабатывать межвузовские сетевые программы взаимодействия, повышать квалификацию в условиях меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов, совершенствовать рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, создавать рабочие тетради по основным дисциплинам, активизировать научно-исследовательскую работу студентов, вовлекать учащихся в участие в грантовых конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и мастер-классах, повышать публикационную активность учащихся для совершенствования комплексной образовательной деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью на филологическом

факультете Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Основной этап состоял из апробации и проверки интегративного, компетентностного, проблемно-информационного подходов в опытно-экспериментальной работе. Для этого изучался образовательный потенциал рабочих учебных планов, рабочих программ дисциплин, рабочих программ практики для совершенствования профессиональной подготовки студентов, в формате круглых столов с работодателями отрасли обсуждались необходимые профессиональные компетенции, составлялись паспорта профессиональных компетенций, выявлялись наиболее эффективные формы аудиторной и внеаудиторной работы, разрабатывалась сетевая форма взаимодействия с Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта и Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова, оптимизировалась научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, проводился мониторинг эффективности опытно-экспериментальной работы.

В рамках аудиторных занятий на кафедре стали внедряться активные и интерактивные методы обучения, побуждающие студентов к интенсификации научно-исследовательской и практической деятельности. В процессе овладения учебным материалом данные методы позволяли обеспечить развитие и саморазвитие личности обучающихся, способствовали вовлечению их в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным, расширяли и углубляли научные знания, а также развивали практические умения и навыки. Мы их разделили на имитационные (кейс-стади, баскет-метод, лекции-пресс-конференции, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги, мастер-классы практиков) и неимитационные (проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, дебаты, научно-практические конференции, круглые столы, научные конкурсы, создание сайтов, предметные олимпиады). Выбор данных методов объясняется тем, что они способствовали формированию

необходимых профессиональных компетенций, востребованных у работодателей отрасли Республики Саха (Якутия).

Включённое наблюдение показало, что аудиторная работа осуществлялась эффективнее посредством интеграции с внеаудиторной посредством продуктивных и проблемных технологий, так, например, после изучения теоретического курса дисциплины «Организация коммуникационных мероприятий» студенты третьего курса проводили на практике свое мероприятие, а также применяли опыт организации на других курсах дисциплин. Высокое качество подготовки и реализации мероприятий, широкое освещение в средствах массовой информации, социальных медиа, блогосферы повысили интерес и доверие к организаторам, которых стали приглашать на производственную практику и работу в крупные коммерческие организации города, обращаться по вопросам научного сотрудничества на кафедру представителей государственных и негосударственных предприятий для коммуникационного сопровождения городских, республиканских, всероссийских, международных мероприятий: «Зима начинается с Якутии», «День стерха в Якутии», «Нулевая Арктическая биеннале современного искусства», «ЗОЖигай» и других. Также студенты организовывали свои научные проекты по решению социальных проблем в регионе.

Сотрудничество с работодателями способствовало заключению долгосрочных договоров на практику с бизнес-структурами, рекламно-информационными группами и РЯ-агентствами, государственными структурами и ведомствами. В ходе проводимых фокусированных групповых интервью с практиками корректировались паспорта компетенций и актуализировались наиболее востребованные профессиональные компетенции будущих выпускников кафедры.

Экспериментальная работа способствовала активизации научно -исследовательская работа студентов, о чём свидетельствует создание научного кружка на кафедре «Агентство студентов по связям с

общественностью», члены которого ежегодно побеждали на научно-практических конференциях, во всероссийских олимпиадах и профессиональных конкурсах (2014-2021 гг.). члены студенческого агентства не только участвовали, но и проводили свои научные мероприятия в поликультурном пространстве Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, так например, международный вебинар «Образование в России» (2017 г., Вьетнам) и международный конкурс вайнов «Хочу учиться в СВФУ» (2017 г., участниками которого стали студенты более 11 стран), в рамках дисциплин по рекламе и связям с общественностью в туризме и образовании создавались научные проекты по повышению туристической привлекательности Республики Саха (Якутия) и стран, представителями которых были иностранные студенты, рекламные и PR-проекты по популяризации русского языка среди иностранных студентов ближнего и дальнего зарубежья.

Педагогическая поддержка преподавателей, опыт научно-практической деятельности, победы в престижных профессиональных конкурсах способствовали повышению качества написания курсовых проектов и выпускных квалификационных работ студентов. Согласованные с работодателями основной образовательной программы обрели научно-исследовательскую и практикоориентированную направленность, что способствовало решению производственных задач, так, например, блогингу в современном медиапространстве, конвергенции PR и SMM, разработке мероприятий, созданию фирменного стиля, реализации электронных проектов и SMM-продвижению, PR- сопровождению образовательных и туристских проектов и пр.

Для самостоятельной работы студентов внедрялась новая форма дистанционного обучения на базе платформы MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), способствующая реализации проблемно-информационного подхода посредством самостоятельного решения студентом проблемных ситуаций, творческих и профессиональных

заданий, выполнение тестовых контролирующих заданий. Студенты отмечали, что взаимодействие с преподавателями on-line позволяло повысить качество выполнения практических заданий, усвоения изучаемых материалов, решения научно-исследовательских задач.

С целью ранней профориентации и привлечения к научно-исследовательской работе старшеклассников и учащихся средних профессиональных организаций, а также повышения уровня профессионального мастерства практикующих специалистов на кафедре в 2016 г. была создана Первая северо-восточная школа thePRtime. Основной деятельностью школы стала реализация образовательных курсов «Основы рекламы и PR», «Эффективный PR (в различных отраслях), «Digital-реклама» и др., организация очно-заочной региональной студенческой олимпиады по общественным коммуникациям «PR-Олимп» для школьников, студентов, проведение общеуниверситетского научного конкурса студенческих проектов «Моя Альма-Матер» и секции научно-практической конференции студентов кафедры рекламы и связей с общественностью «Филологические науки в XXI в».

Подтверждением компетентной профессиональной подготовки бакалавров стало повышение востребованности выпускников кафедры на рынке труда и их достижения. Они создают собственные рекламные и PR-агентства, занимают посты руководителей пресс-служб, департаментов и отделов по связям с общественностью и взаимодействию со средствами массовой информации в структурах государственного управления, строят успешную политическую карьеру на республиканском, городском и муниципальном уровнях, участвуют и побеждают в конкурсах на получение грантов Президента Республики Саха (Якутия), ведомственных учреждений, общественных организаций и фондов.

В 2018 г. инициирован «Клуб выпускников», целью которого стали реализация совместных научных мероприятий, проектов и программ, экспертиза основной образовательной программы по рекламе и связям с

общественностью, организация endowment-фонда, привлечение выпускников в качестве преподавателей-практиков. Выпускники отмечают высокий уровень профессиональной подготовки студентов по сравнению с прошлыми годами.

Третий, заключительный, этап эксперимента позволяет сделать вывод о целесообразности выбора компетентностного, интегративного и проблемно-информационного подходов в процессе обучения бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» и доказывает их эффективность в формировании и развитии у студентов профессионально важных компетенций. На данном этапе применялись те же методы исследования, позволяющие констатировать повышение уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

В анкетировании приняли участие 117 студентов, 6 преподавателей, 17 работодателей. Исследование показало достаточно высокую самооценку профессиональных знаний и умений у студентов (87%), высокую степень (83%) профессиональной подготовки обучающихся по мнению работодателей.

Полученные данные показали, что преподаватели выбрали в ходе проведения исследования оптимальные и достаточные методологические подходы, которые использовались в процессе подготовки и научного сопровождения работы бакалавров в СВФУ.

Перспективы

Профессиональная подготовка будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью на кафедре рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова с опорой на компетентностный, интегративные и проблемно-информационные подходы в условиях меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов апробируется в течение пяти лет. Она представляет собой комплекс научно-обоснованных и учебно-

методических разработок преподавателей, реализуется на региональном, федеральном и международном уровнях, способствует внедрению различных форм аудиторной и внеаудиторной работы, разработке педагогического сопровождения научной работы бакалавров, созданию информационно-технологического ресурса, направленных на достижение актуальных научных и образовательных результатов в условиях Республики Саха (Якутия).

Предполагается продолжить следующие виды деятельности:

- информирование о планировании и проведении научных исследований в области рекламы и связей с общественностью в Республике Саха (Якутия);

- представление и обсуждение основных результатов научного исследования в рамках северо-восточной школы thePRtime;

- проведение научно-практических конференций и научных конкурсов;

- подготовка научных публикаций, в том числе авторских монографий по педагогике и коллективных монографий по проблемам рекламы и связей с общественностью;

- формирование базы данных, включающей сборники научно-практических проектов по вопросам региональных коммуникаций и педагогической практики в системе высшего профессионального образования СВФУ.

Результаты

В результате проведённого исследования было установлено, что меняющиеся федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования оторваны от практической реальности по мнению профессионального сообщества и работодателей отрасли. Выявлены наиболее эффективные методологические подходы в учебном процессе кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета СВФУ: компетентностный, интегративный и проблемно-информационный. Это объясняется необходимостью создания особой педагогической системы

профессиональной подготовки будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью в условиях меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов и объясняются спецификой региональной политики Республики Саха (Якутии).

В ходе опытно-экспериментальной работы реализованы различные формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы, обоснованные совокупностью педагогических условий обучения студентов, направленных на установление научного взаимодействия преподавателей и обучающихся, применение опыта научно-исследовательской работы участников опытно-экспериментальной работы за пределами вуза, взятые за основу при разработке содержания научно-исследовательской работы и самостоятельной работы студентов, рабочие учебные планы, рабочие программы дисциплин, учебной, производственной и преддипломной практики, которые обеспечиваются единством всех компонентов поликультурной среды СВФУ.

Для оптимизации образовательного процесса и повышения уровня сформированности основных профессиональных компетенций преподавателями разработан информационно-технологический компонент, в который вошли создание словаря, тезаурусов, аналитических материалов, мультимедийных презентаций по сетевому и междисциплинарному взаимодействию, оснащение техническим и программным обеспечением, внедрение MOODLE для балльно-рейтинговой оценки знаний студентов, написание авторских и коллективных монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, рабочей тетради, сборников научно-исследовательских проектов студентов.

Итогом проведения научного исследования стала востребованность выпускников и их профессиональная успешность на рынке труда Республики Саха (Якутия).

Библиография

Барамзина С. А. Концепция педагогических средств образования и модель как форма её реализации // Интеграция образования. 2014. № 3 (76). С.108-114. DOI: https://doi.org/10.15507/Inted.076.018.201403.108

Габдулахов В. Ф., Башинова С. Н., Яшина О. В., Тараскина И. В. Интегративные механизмы повышения эффективности учебно-методического взаимодействия преподавателя и студента // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 2. - С. 248-259. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.248-261

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зеер Э. Ф., Сэманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С.23 - 30.

Зимняя И. А., Зинцова Е. В. Интегрированный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вуза // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14- 19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15232049

Иванова Н. Л., Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. № 1. C. 184-206. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-184-206

Киуру К. В., Степанов В. Н. Региональные школы рекламы и PR/ Российская школа связей с общественностью. - Казань: Изд-во НП «АПСО», 2017. C.149-155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35147184

Колчина Н. О., Де Мартино М. Маркетинговые инструменты продвижения инноваций в системе высшего образования // Интеграция образования. 2016. T. 20 (2). С. 176-187. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.176-187

Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический подход) // Вестник ТПГУ. 2012. № 11 (126). С. 68-71.

Корогод Т. А. Проблемный подход как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иноязычному профессиональному общению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 103-114.

Макарова Е. Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании // Интеграция образования. 2008. № 3. С. 9.

Осипова Е. А. Аксиологические основания теории связей с общественностью: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 228с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25879063 Серебровская М. Е. Интегративный подход к обучению будущих специалистов-менеджеров в системе высшего профессионального образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 3 (19). С. 131 - 137.

Стенсакер Б. Ассоциации университетов: усиление контроля, увеличение потенциала, развитие креативности в динамично меняющейся среде // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 132-153. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-132-153

Толбатова Ю. В. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессиональной подготовки в вузе в условиях компетентностного подхода // Вестник университета. 2012. № 8. С. 276-279.

Туриева С. М. Возможности современных информационных технологий в совершенствовании самостоятельной работы студентов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 7. С. 203 - 211.

Эшвин П. Может ли университетское образование изменить человека? Задачи отображения преобразующей силы высшей школы в сравнительных исследованиях качества образования /пер. с англ. Н. Ударовой) // Вопросы образования, 2016. № 1. С.21-34. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-21-34

Aberga L., Makitalob A. Integration work as a situated communicative practice: Assuming, establishing and modifying cultural differences // Learning, Culture and Social Interaction. 2017. № 15. Р. 56-68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2017.07.002

Acton R., Salter P., Lenoy M. Stevenson R. Conversations on cultural sustainability: stimuli for embedding Indigenous knowledges and ways of being into curriculum // Higher Education Research & Development. 2017. Vol. 36, №7. P. 1311-1325. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2017.1325852

Du^a N., Martínez-Rivera O. Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 1466-1473. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.294 19

Gulbinskiene D., Masoodi M., Sliogeriene J. Moodle as Virtual Learning Environment in Developing Language Skills, Fostering Metacognitive Awareness and Promoting Learner Autonomy / Pedagogika. -2017. Vol. 127, no. 3. P.176-185. DOI: http://dx.doi.org/10.15823/p.2017.47

Rodriguez I., Gallardo K. Redesigning an educational technology course under a competency-based performance assessment model // Pedagogika. 2017. Vol. 127, no. 3. P. 186204. DOI: http://dx.doi.org/10.15823/p.2017.48

Sander M. The effects of high-quality student mentoring // Economics Letters. - 2015. -Vol. 136. - P. 227 - 232. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.econlet.2015.09.043

Songkram N. E-learning System in Virtual Learning Environment to Enhance Cognitive Skills for Learners in Higher Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P.776-782. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.614

Wagsas A., Spernes K. Designing and redesigning research-based teacher education // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 74. P.215-228. DOI: https://doi.org/10.10167j.tate.2018.05.011

Young H. C., Hyoseon C., Jiwon S., Him C. Y., Yoon K. K., Jung Y. K. Review of Research on Online Learning Environments in Higher Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P.2012-2017.

DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015.04.634

References

Aberga L., Makitalob A. (2017) Integration work as a situated communicative practice: Assuming, establishing and modifying cultural differences. Learning, Culture and Social Interaction, no.15, pp. 56-68 DOI: https://doi.org/10.1016/jlcsi.2017.07.002

Acton R., Salter P., Lenoy M. Stevenson R. (2017) Conversations on cultural sustainability: stimuli for embedding Indigenous knowledges and ways of being into curriculum. Higher Education Research & Development, Vol. 36, № 7, pp. 1311-1325. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2017.1325852

Ashwin P. (2016) can University education change a person? Problems of mapping the transforming power of higher education in comparative studies of the quality of education (trans. N. Udarovoy). Education. № 1. pp. 21-34. - DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-21-34

Baramzina S. A. (2014) Conception of pedagogical means of education and the concept as a form of its implementation. Integration of Education Vol. 3, no. 76, pp. 108-114. DOI: https://doi.org/10.15507/Inted.076.018.201403.108.

Du^ä N., Martínez-Rivera O. (2015) Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 180. P. 1466. 1473. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.294 19

Gulbinskiene D., Masoodi M., Sliogeriene J. (2017) Moodle as Virtual Learning Environment in Developing Language Skills, Fostering Metacognitive Awareness and Promoting Learner Autonomy. Pedagogika, Vol. 127, no. 3, pp. 176-185. DOI: http://dx.doi.org/10.15823/p.2017.47

Gabdulakhov V.F., Bashinova S.N., Yashina OV, Taraskina I.V. (2018) Integrative mechanisms to improve the effectiveness of the educational and methodical interaction between teacher and student. Integration of education. T. 22, no. 2, pp. 248-259. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.248-261

Ivanova N. L., Popova, E. P. (2017) Professionals and the problem of innovation in University. Education integration, Vo1. 1, pp. 184-206. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-184-206

Kiuru K.V., Stepanov V.N. (2017) Regional advertising and PR schools / Russian School of Public Relations. Kazan: Publishing house NP «ATPR», p. 149-155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35147184

Kolchina N. O., De Martino M. (2016) Marketing instruments of advance of an innovation in the system of the higher education. Education Integration, no. 2 (20), pp. 176-187. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.083.020.201602.176-187

Konyahina I.V. (2012) Competence approach in higher professional education (theoretical approach). Vestnik TPGU, no. 11 (126), pp. 68.

Korogod T.A. (2014) Problematic approach as means of activization of independent cognitive activity of students of not language higher education institutions in the course of training in foreign-language professional communication. The Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university, no. 5, pp.103-114.

Makarova E.E. (2008) The content and structure of the integrative approach in higher professional education. Integration of education, no. 3, p. 9.

Osipova E. A. (2016) Axiological bases of the theory of public relations: monograph. M.: Research Center INFRA-M, p. 228. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25879063

Rodriguez I., Gallardo K. (2017) Redesigning an educational technology course under a competency-based performance assessment model. Pedagogika, Vol. 127, no. 3, pp. 186-204. DOI: http://dx.doi.org/10.15823Zp.2017.48

Serebrovskaya M.E. (2011) Integrative approach to the training of future professional managers in the system of higher professional education. News of higher educational institutions. Volga region. Humanitarian sciences, no. 3 (19), pp. 131-137.

Stensaker B. (2018) Associations of universities: strengthening control, increasing potential, developing creativity in a dynamically changing environment. Educational Issues, Vo1. 1, pp. 132-153. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-132-153

Sander M. (2015) The effects of high-quality student mentoring. Economics Letters, Vol. 136, pp. 227-232. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.econlet.2015.09.043

Songkram N. (2015) E-learning System in Virtual Learning Environment to Enhance Cognitive Skills for Learners in Higher Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 174, рр. 776-782. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.614

Tolbatova Yu.V. (2012) Psychology and pedagogical bases of individualization of vocational training in higher education institution in the conditions of competence-based approach. The Bulletin of the university, no. 8, pp. 276-279.

Turiyeva S. M. (2010) Possibilities of modern information technologies in improvement of independent work of students. The Siberian pedagogical magazine, №7, pp. 203-211.

WEgsEs A., Spernes K. (2018) Designing and redesigning research-based teacher education. Teaching and Teacher Education, Vol. 74, pp. 215 - 228. DOI: https://doi.org/10.10167j.tate.2018.05.011

Zeer, E. F., Symaniuk, E. E. (2005) Competence approach to the modernization of vocational education. Higher education in Russia, no. 4, pp. 23-30.

Zimniaia, I. A., Zemtsova, E. V. (2008) Integrated approach to the assessment of a single socio-professional competence of university graduates. Higher education today, no. 5, pp.14-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15232049

Young H. C., Hyoseon C., Jiwon S., Him C. Y., Yoon K. K., Jung Y. K. (2015) Review of Research on Online Learning Environments in Higher Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 191, рр. 2012-2017. DOI:

https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.634

Сведения об авторах

Малардырова Виктория Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, е-mail: v. kornilova@mail. ru

Карнаухова Алена Амировна - кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, е-mail: helmdeep@yandex.ru

Malardyrova Victoria Victorovna, docent, acting as head of the department of advertising and public relations Federal State Autonomous Educational

Institution of Higher Education «Northeast federal university M.K. Ammosov's name», e-mail: v.kornilova@mail.ru

Karnauhova Alena Amirovna, docent of the department of advertising and public relations Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Northeast federal university M.K. Ammosov's name», e-mail: Helmdeep@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.