Научная статья на тему 'Оценка результатов стартового этапа формирования сети федеральных университетов'

Оценка результатов стартового этапа формирования сети федеральных университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРОГРАММЫ / ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / NATIONAL PRIORITY PROJECT "EDUCATION" / FEDERAL UNIVERSITIES / STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS / EDUCATIONAL STANDARDS AND PROGRAMS / CONTRIBUTION TO SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураковский Василий Максимилианович, Аржанова Ирина Вадимовна, Воров Андрей Борисович

В статье рассматриваются результаты формирования сети федеральных университетов за период с 2006 по 2014 г. Дается оценка развитию научного и образовательного потенциала федеральных университетов и их вкладу в социально-экономическое развитие регионов. Предлагаются рекомендации по использованию опыта институционального развития федеральных университетов при формировании в регионах крупных интегрированных научнообразовательных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жураковский Василий Максимилианович, Аржанова Ирина Вадимовна, Воров Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF STARTING STAGE OF ESTABLISHING THE FEDERAL UNIVERSITIES NETWORK

The article discusses the results of establishing network of federal universities in the period from 2006 to 2014. The evaluation of the development of scientific and educational potential of federal universities and their contribution to socio-economic development of regions are given. Recommendations to use the experience of institutional development of federal universities in establishing the large integrated research and education centers in regions are offered.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов стартового этапа формирования сети федеральных университетов»

современные тенденции развития профессионального образования

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT

УДК/uDC 378.095 В. М. Жураковский, И. В. Аржанова, А. Б. Воров

Vassily Zhurakovsky, Irina Arzhanova, Andrey Vorov

оценка результатов стартового этапа

ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ФЕДЕРАЛьныХ УНИВЕРСИТЕТОВ

evaluation of starting stage

OF ESTABLISHING THE FEDERAL uNIVERSITIES NETwORK

В статье рассматриваются результаты формирования сети федеральных университетов за период с 2006 по 2014 г. Дается оценка развитию научного и образовательного потенциала федеральных университетов и их вкладу в социально-экономическое развитие регионов. Предлагаются рекомендации по использованию опыта институционального развития федеральных университетов при формировании в регионах крупных интегрированных научно-образовательных центров.

The article discusses the results of establishing network of federal universities in the period from 2006 to 2014. The evaluation of the development of scientific and educational potential of federal universities and their contribution to socio-economic development of regions are given. Recommendations to use the experience of institutional development of federal universities in establishing the large integrated research and education centers in regions are offered.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект «Образование», федеральные университеты, программы стратегического развития, образовательные стандарты и програм-

мы, вклад в социально-экономическое развитие регионов.

Keywords: National Priority Project «Education», federal universities, strategic development programs, educational standards and programs, contribution to socio-economic development of regions.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 г реализуется такой механизм государственной образовательной политики, как приоритетная поддержка ведущих университетов, с целью развития профессионального образования и науки в интересах инновационного социально-экономического развития территорий и отраслей экономики. Для реализации задачи повышения результативности вклада ведущих университетов в развитие кадрового потенциала и повышение эффективности экономики использованы два различных подхода.

Во-первых, с целью генерации перспективных промышленных и социальных технологий, их трансфера в практику и необходимого кадрового обеспечения сформирована сеть из 29 национальных исследовательских уни-

верситетов, отражающая потребности приоритетных отраслей экономики. В результате интенсивного институционального развития и стратегического партнерства с реальным высокотехнологичным бизнесом эти университеты уже вносят заметный вклад в решение актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения.

Во-вторых, с целью включения потенциала институтов высшего образования в развитие политической, экономической, социальной и культурной жизни территорий начат процесс формирования и развития федеральных университетов как активных участников инновационных процессов и повышения конкурентоспособности территорий, входящих в зону их ответственности [1]. В настоящее время сеть федеральных университетов включает в себя 10 крупных многопрофильных вузов, которые созданы в восьми федеральных округах, причем, учитывая особые географические и экономические условия, по 2 университета в Дальневосточном федеральном округе (Владивосток и Якутск) и Северо-Западном федеральном округе (Архангельск и Калининград). При этом учтены актуальные задачи развития Дальнего Востока и Северо-Востока страны, геополитические задачи освоения Арктических территорий и развития эксклавного региона — Калининградской области.

Сибирский и Южный федеральные университеты (СФУ, ЮФУ) созданы в 2006 г., в 2007-2010 гг. реализовали первые программы развития и стали «пилотными» площадками по отработке новых подходов к реальной интеграции образования, науки и бизнеса, адаптации профессионального образования к запросам экономики регионов. С 2011 г. эти вузы приступили к реализации новых программ развития на 2011-2021 гг. В 2010 г. были созданы еще пять федеральных университетов: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (САФУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ). В 2011 г. был создан Балтийский федеральный университет имени И. Канта (БФУ им. И. Канта), в 2012 г. — Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) и в 2014 г. принято решение о создании Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

В настоящее время во всех 8 федеральных университетах (кроме создаваемого Крымского федерального университета) завершился период институциональных преобразований, связанных с интеграцией образовательных и научных организаций, и развитие университетов осуществляется в соответствии с 10-летними программами развития, утвержденными Правительством Российской Федерации. Программы развития университетов разработаны на основании программ социально-экономического развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации и имеют целью сбалансированное обеспечение развития территорий квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями. В программах развития университетов определены условия государственной поддержки и показатели для оценки эффективности их реализации [2].

Финансирование реализации программ развития федеральных университетов из федерального бюджета с 2007 по 2014 г. составило 44 млрд 830 млн рублей, объем привлеченных собственных средств, полученных от приносящей доход деятельности,—около 20 млрд рублей. Для большинства вузов (кроме БФУ им. И. Канта и СКФУ) в 2014 г. завершился период финансирования программ развития из федерального бюджета, который может рассматриваться как стартовый этап формирования сети федеральных университетов, в ходе которого завершились необходимые структурные преобразования и выполнен комплекс ресурсно обеспеченных мероприятий по развитию научно-образовательного потенциала и формированию механизмов взаимодействия университетов с институтами инновационного развития регионов.

В 2015 г. федеральные университеты в плановом порядке актуализируют свои программы развития и представляют их на утверждение в Правительство Российской Федерации. Для оценки результатов прошедшего этапа реализации масштабной управленческой инновации по формированию в регионах университетов-лидеров актуальным является анализ как их институциональной трансформации, так и вовлеченности в решение региональных проблем социально-экономического развития.

Сформированная сеть из 9 федеральных университетов характеризуется следующими показателями (по состоянию на 25 января 2015 г.):

— общий контингент студентов федеральных университетов составляет 242,3 тыс.

человек, в том числе 159,8 тыс. — студенты очной формы обучения (66 %), из которых 13,8 тыс. (8,7 %) — студенты очной формы обучения по программам подготовки магистров, 34,7 тыс. (21,7 %) — по программам подготовки специалистов, 111,3 тыс. (69,6 %) — по программам подготовки бакалавров;

— численность профессорско-преподавательского состава федеральных университетов — 21,2 тыс. человек, из которых 14,6 тыс. (68,8 %) имеют ученые степени доктора и кандидата наук;

— аспирантов — 6,6 тыс. человек, из них обучаются по очной форме 5,2 тыс. человек (77,8 %);

— докторантов — 254 человека;

— общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в федеральных университетах в 2014 г, составил 6,5 млрд рублей;

— объем внебюджетных средств в 2014 г. — 15,190 млрд рублей.

Анализ показывает, что эффективность вклада федеральных университетов в кадровое обеспечение регионального развития достигается путем совершенствования образовательного процесса по следующим основным направлениям: разработка вариативных программ высшего и дополнительного профессионального образования в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники на основе тесного взаимодействия со стратегическими партнерами в регионах; системное взаимодействие с региональными системами общего и профессионального образования и формирование качественного контингента обучаемых; повышение педагогических и профессиональных компетенций персонала университетов; реализация актуальных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов регионального бизнеса и социальной сферы [3].

Федеральные университеты в настоящее время реализуют широкий спектр образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, причем за время реализации программ развития отчетливо прослеживается рост числа студентов, обучающихся по магистерским образовательным программам: с 2010 по 2014 г. средняя доля магистрантов в федеральных университетах возросла с 4 до 8,5 %, или более чем в 2 раза. В структуре приема доля поступивших на программы магистратуры очной формы обучения устойчиво растет и в 2014 г. составила

17,2 % (в 2011 г. — 13,8 %, в 2013 г. — 16,5 %,), что свидетельствует о тенденции постоянного роста подготовки магистров.

В федеральных университетах активно ведется разработка самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС), опыт создания и использования которых позволяет осуществить целый комплекс инновационных методических решений на основе повышенных требований к подготовке выпускников. С 2011 г. число разработанных и утвержденных СУОС возросло в 5,5 раза и составило 197 единиц. Самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты разработаны для уровневых образовательных программ, причем большая часть (54,3 %) создана для уровня магистратуры. За период реализации программ развития федеральными университетами разработано 399 образовательных программ высшего образования на базе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов.

Направления самостоятельной стандартизации образовательного процесса соответствуют приоритетам социально-экономического развития территорий и преимущественной направленности регионального бизнеса. Например, СУОС УрФУ, как правило, имеют производственно-технологическую направленность, а разработанные на их основе образовательные программы отличает практикоориенти-рованность и востребованность основными биснес-партнерами. Университеты в регионах со сложной национальной и конфессиональной ситуацией разрабатывают СУОС социально-гуманитарной направленности: «Теология», «Филология. Родной (татарский) язык и литература», «Информатика и информационные технологии в билингвальной татарско-русской среде» (КФУ), «Конфликтология», «Социальная работа», «Специальное (дефектологическое) образование» (СКФУ). СУОС и соответствующие образовательные программы САФУ связаны с проблемами освоения северных территорий и имеют «арктический вектор»: «Рациональное природопользование на ландшафтной основе в Арктике и Субарктике», «Экономика предприятий и организаций Арктической зоны», «Строительство в северных климатических условиях» и др.

Новым важным направлением стала разработка сетевых образовательных программ, для чего в 2014 г. была подготовлена нормативно-методическая документация. Сотрудничество в этой сфере определено соглашениями между университетами, заключены 29 договоров о сетевой форме реализации образовательных про-

грамм. Важным условием развития сетевого сотрудничества является обеспечение современных условий доступности образовательных и информационно-коммуникационных ресурсов. Реализуются совместные проекты в области электронного обучения, в том числе проект «Открытый университет» со специализированным порталом, ведется работа по размещению дистанционных курсов федеральных университетов на платформе Coursera, создана «Сетевая электронная библиотека».

С целью формирования качественного контингента обучающихся и закрепления выпускников в регионе расположения во всех федеральных университетах созданы специальные подразделения по профориентации будущих абитуриентов, анализу рынков труда и взаимодействию с потенциальными работодателями, по формированию базы вакансий, информированию школьников и организации комплексов профориентационных мероприятий, в том числе организация работы с одаренными детьми. В федеральных университетах заметно расширилась география приема абитуриентов, что явилось результатом целенаправленной работы вузов с субъектами Российской Федерации, предприятиями и организациями, а также с зарубежными партнерами. Например, в 2014 г в числе студентов 1-го курса КФУ доля постоянно проживающих за пределами Республики Татарстан составила 36 %, в том числе представители 67 субъектов Российской Федерации, а также 36 человек из Республики Крым и с Юго-Востока Украины.

В федеральных университетах работа по формированию контингента студентов включает и профориентацию молодежи федерального округа посредством участия в методическом, информационном и кадровом обеспечении региональных образовательных систем, в реализации региональных программ и проектов в сфере образования, формирования университетских образовательных округов, проведения комплексов мероприятий профориента-ционной, образовательной и воспитательной направленности: олимпиады, конкурсы, центры по подготовке к ЕГЭ, спартакиады, телепрограммы, постоянные рубрики в СМИ и др.

В федеральных университетах развернута работа малых и детских академий и университетов, колледжей, лицеев, школ-интернатов, летних школ для одаренных детей, ведется профориентационное тестирование учащихся и индивидуальная углубленная подготовка в базовых школах и профильных классах, раз-

работаны образовательные программы гуманитарного, естественно-научного и физико-математического направлений.

Системная работа проводится с абитуриентами и студентами с особыми образовательными потребностями, формируются элементы доступной и комфортной образовательной среды для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, с 2014 г. на базе САФУ функционируют ресурсный центр инклюзивного образования, в СВФУ — СевероВосточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования, оснащенный аппаратными комплексами и мультимедийным оборудованием для организации учебного процесса незрячих и слабовидящих студентов.

Эффективным инструментом, способствующим обеспечению региональной потребности в подготовке кадров, является целевая подготовка специалистов, в рамках которой федеральные университеты осуществляют прием абитуриентов на основе договоров о целевом приеме — квоты составляют до 15 % установленных контрольных цифр. В целях обеспечения региональных потребностей в практико-ориен-тированной подготовке кадров для высокотехнологичных производств в федеральных университетах разрабатываются образовательные программы прикладного бакалавриата, реализуемые, как правило, в форме сетевого взаимодействия с образовательными организациями среднего профессионального образования и производственными предприятиями.

Значимым вкладом в кадровое обеспечение социально-экономического развития регионов является деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Всего за 2010-2014 гг. программы дополнительного профессионального образования в федеральных университетах освоили 257,3 тыс. специалистов, значительную долю (до 65 %) составляют слушатели программ, реализуемых по заказам предприятий и организаций регионов, несколько меньшую (около 30 %) — по программам, заказанным региональными и муниципальными органами власти.

С органами власти и стратегическими партнерами заключены договоры и соглашения, созданы специальные подразделения дополнительного образования. Например, в СВФУ созданы: Институт непрерывного профессионального образования, Факультет последипломного обучения врачей, Центр повышения квалификации работников строительного комп-

лекса, Центр обучения в сфере энергоэффективности, Базовый региональный центр охраны труда, профильные учебно-методические центры факультетов, в которых ежегодно реализуется более 130 программ дополнительного образования, в том числе более 30 программ профессиональной переподготовки.

В соответствии с программами развития в федеральных университетах организовано повышение квалификации научно-педагогических кадров и сотрудников университетов на базе ведущих российских и зарубежных центров. Всего за период реализации программ развития повысили квалификацию 31 270 сотрудников федеральных университетов, в том числе 25 270 научно-педагогических работников, из них 3 775 человек (14,9 %) участвовали в обучении и стажировках за рубежом.

Системное развитие интернационализации деятельности федеральных университетов включает в себя привлечение иностранных обучающихся, преподавателей и исследователей, активизацию академической мобильности персонала, студентов и аспирантов, реализацию образовательных программ на иностранных языках и совместных образовательных программ с зарубежными партнерами (double degree), проведение международных летних школ, практик и стажировок, содействие повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности федерального округа или территорий в его составе на международном уровне. В результате в федеральных университетах доля иностранных студентов выросла с 1,4 % в 2010 г. до 3,8 % в 2014 г.

В целях активизации академической мобильности университеты широко используют двухсторонние межуниверситетские связи, различные формы включенного обучения, а также различные программы международного сотрудничества. Всего по различным программам международного сотрудничества в 2014 г. исходящая мобильность составила 290 человек.

Федеральные университеты постепенно расширяют практику привлечения научно-педагогических работников с международного академического рынка труда, хотя работа зарубежных сотрудников на условиях штатного совместительства имеет ограниченный масштаб и заключается в кратковременном участии в конференциях, семинарах, циклах лекций, мастер-классах и т. п.

Повышение активности федеральных университетов в сфере научно-инновационной деятельности обеспечено выполнением ком-

плекса программных мероприятий по развитию материально-технической базы, совершенствованию институциональной структуры для исследований и разработок, созданию стратегического партнерства в научной сфере и реальном бизнесе [4].

За период реализации программ развития в 2010-2014 гг. федеральными университетами выполнены исследования и разработки общим объемом 22 млрд 770 млн рублей, в том числе 581,2 млн рублей по международным грантам и программам. За этот период годовой объем исследований и разработок увеличился с 1 млрд 992 млн рублей в 2010 году до 6 млрд 461,9 млн рублей, или в 3,24 раза.

Активизация научных исследований в федеральных университетах находит свое отражение в росте публикационной активности сотрудников. В 2014 г., по данным, представленным университетами, количество публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными организациями, выросло более чем в 5 раз по сравнению с 2010 г. и составило 5 189 единиц. По данным Web of Science Core Collection в 2013 г. публикационная доля 9 федеральных университетов в общем массиве публикаций России составляет 7 %, а их качество может быть охарактеризовано следующими данными: средняя цитируемость публикации — 1,649, средняя доля процитированных публикаций — 41 %.

Анализ программ развития всех федеральных университетов показывает, что содержание программных мероприятий как в части развития собственного научно-инновационного потенциала, так и их направленности на участие в инновационном развитии регионов учитывает приоритеты, определенные стратегиями и программами социально-экономического развития федеральных округов и территорий в их составе.

Продуктивное участие федеральных университетов в решении актуальных проблем научно-технологического развития территорий обеспечивается существенно возросшими материально-техническими возможностями для выполнения перспективных исследований и разработок. За 2010-2014 гг. только из средств программ развития университетами на модернизацию научно-инновационной деятельности и инфраструктуры направлено 30 млрд 673 млн рублей, из них 18 млрд 473 млн рублей — средства федерального бюджета. В результате доля оборудования, выпущенного не позднее 5 лет, в большинстве фе-

деральных университетов составляет 65-85 %. Значительная часть приобретенного современного учебно-исследовательского, технологического оборудования и информационно-коммуникационных средств сосредоточена в центрах коллективного пользования (ЦКП) в университетах.

Влияние федеральных университетов на развитие инновационной инфраструктуры территорий осуществляется как через развитие собственного инновационного пояса, так и в результате активного взаимодействия с отраслевой и академической наукой, участия в инновационном развитии предприятий, организации сетевого взаимодействия участников инновационного процесса в регионах [5].

Для оказания услуг региональной промышленности с привлечением высококвалифицированных специалистов и дорогостоящего программного обеспечения в федеральных университетах начато формирование инжиниринговых центров. Они активно участвуют в формировании федеральных технологических платформ и выполнении программ инновационного развития компаний с государственным участием.

Федеральные университеты стали участниками инновационных территориальных кластеров (ИТК), объединяющих предприятия и организации научно-производственной сферы регионов с целью координации и кооперации их деятельности для получения синергетиче-ского эффекта в развитии производств мирового уровня. Ответственными за научное обеспечение деятельности ИТК стали: УрФУ — Титановый кластер Свердловской области; САФУ — Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области; КФУ — Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан; СФУ — кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск.

В целях коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности силами федеральных университетов созданы 250 малых инновационных предприятий на 1063 рабочих места. За время реализации программ развития объем заказов, выполненных ими, составил 2 млрд 665,5 млн рублей и в 2014 г. вырос до 1 млрд 671 млн рублей.

Приведенные данные о результативности выполнения программ развития федеральных университетов на этапе их становления и развития многостороннего сотрудничества с экономикой и социальной сферой регионов

свидетельствуют о положительном эффекте и значении реализации масштабной управленческой инновации по совершенствованию структуры отечественной системы высшего образования.

Во-первых, результатом проведенных институциональных преобразований и приоритетной ресурсной поддержки стало формирование в регионах крупных интегрированных образовательных организаций, ставших значимыми факторами регионального инновационного развития и лидерами территориальных систем профессионального образования. Положительная динамика развития образовательного и инновационного потенциала университетов подтверждается также изменением их позиционирования в глобальных мировых рейтингах. В частности, в рейтинге QS (Quacquarelli Symonds) World University Rankings до начала реализации программ развития (20092010 гг.) на скромных позициях были представлены только КФУ (501-600) и УрФУ (600+). В рейтинге 2014-2015 гг. представлены уже 4 федеральных университета: ДВФУ, КФУ, УрФУ и ЮФУ. Они также входят в первую сотню рейтингов QS среди стран Восточной Европы, Центральной Азии и БРИКС, причем в последнем также представлены еще 3 федеральных университета - СВФУ, САФУ, СФУ.

Во-вторых, практический опыт интеграционных процессов и реализации инноваций в научно-образовательной деятельности федеральных университетов в интересах развития интеллектуального и научно-технологического развития регионов актуален с точки зрения современного тренда в структурной модернизации системы высшего образования [6]. При решении задачи создания в регионах интегрированных образовательных организаций, обеспечивающих доступ к качественному высшему образованию и активно участвующих в решении задач территориального социально-экономического развития, необходимо использовать лучшие практики формирования и развития федеральных университетов, их сетевого взаимодействия в рамках регионов и научно-образовательной сферы страны и мира.

На основании опыта выполнения программ развития федеральных университетов можно сформулировать некоторые общие рекомендации для отечественных вузов, следование которым будет способствовать достижению синергетического эффекта в части повышения уровня и востребованности профессионального образования и развития научно-инновацион-

ного потенциала в интересах региональной экономики. С этой целью в программах и проектах как в рамках реорганизационного периода, так и дальнейшего стратегического развития целесообразно предусмотреть реализацию следующих мер:

— в дополнение к программам стратегического развития сформировать конкретные университетские программы и проекты, предусматривающие интеграцию интеллектуальных и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, региональных учреждений научно-образовательной сферы, бизнес-партнеров и содержащие целевые индикаторы и показатели, отражающие вклад университета в развитие приоритетных направлений;

— сосредоточить научно-образовательный потенциал вуза на подготовке специалистов и научно-педагогических работников в приоритетных направлениях модернизации региональной экономики, расширять масштабы целевой подготовки специалистов по договорам с региональными и отраслевыми заказчиками, оптимизировать филиальную сеть и шире использовать возможности дистанционного обучения с применением современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием массовых открытых онлайн-курсов (МООС);

— активно использовать достижения собственных научных школ, интеграцию с академической наукой и передовой международный опыт с целью подготовки по актуальным прорывным направлениям, шире практиковать сетевую организацию и независимую экспертизу образовательных программ, их отечественную и международную профессионально-общественную аккредитацию;

— организовать системное взаимодействие с региональной системой общего и профессионального образования, активизировать работу по привлечению талантливой молодежи, повысить результативность мероприятий по профориентации и довузовской подготовке абитуриентов, использовать эффективные методы работы с одаренными детьми путем создания соответствующих структур в составе вузов или профильных классов в учреждениях общего образования, а также дистанционную форму;

— разработать и реализовать комплекс мер по повышению психолого-педагогических, методических, информационных и языковых компетенций преподавательского персонала, внедрению системы стимулирования публикационной активности научно-педагогических

работников, в том числе в высокорейтинговых зарубежных изданиях;

— использовать меры по повышению инновационной активности научно-педагогических работников вузов, включая эффективные системы материального поощрения, российскую и международную академическую мобильность, приглашение ведущих преподавателей и российских и зарубежных исследователей, формирование интегрированных структур с академической и отраслевой наукой;

— повысить уровень публичности и открытости методических, научных и инновационных разработок вузов, обеспечить активное сетевое взаимодействие с образовательными, научными учреждениями и бизнес-партнерами с целью интеграции научно-образовательного потенциала и систематического информационного обмена;

— практиковать организацию структурных подразделений, интегрирующих научно-образовательный потенциал и материальную базу исследований и разработок на междисциплинарной основе, выполняющих также функции комплексного сопровождения инноваций через проектные разработки, изготовление опытных образцов, проведение испытаний изделий или технологий, сертификацию, защиту интеллектуальной собственности, маркетинг и продвижение на рынке.

1. О федеральных университетах [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 716. - URL: kremlin.ru/acts/bank/27386.

2. Аржанова И. В., Князев Е. А. Создание федеральных университетов: концепция и реальность. // Университетское управление: практика и анализ. — 2013. — № 5 (87). — С. 7-14.

3. 3. Жураковский В. М. Инженерные вузы: кадровое обеспечение новой индустриализации в условиях современных отечественных реалий. // Инженерная педагогика : сб. науч. ст. по материалам V Международ. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы подготовки современных инженеров и научно-педагогических кадров» (Москва, 11-12 марта 2015 г.) : в 3 т. Т. 1 / Центр инженерной педагогики МАДИ. В 3 т. — М.: МаДи. — 2015. — Вып. 17. — С. 4-22.

4. Перфильева О. В. Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе. // Вестник международных организаций. — 2012. — № 1. — С. 189-202.

5. Skvortsov N., Moskaleva O., Dmitrieva J. World-Class Universities: Experience and Practices of Russian Universities / Building World-Class Universities: Different Approaches to a Shared Goal // Global perspectives on higher education. — 2013. — Vol. 25. — Р. 55-69.

6. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год: одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 03.04.2015 № ПК-1вн). — М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.