Научная статья на тему 'Развитие внутреннего туризма в России с 2014 года'

Развитие внутреннего туризма в России с 2014 года Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
922
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДА / DOMESTIC TOURISM / ECONOMIC CRISIS / THE PRECONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM / THE PROVINCIAL CITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мажанова Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается развитие внутреннего туризма в Российской Федерации с 2014 г. По мнению автора, вхождение территории полуострова Крым в состав РФ явилось мощным толчком к увеличению туристского потока внутри страны. В статье выявляются актуальные направления внутреннего туризма в России, причины и проблемы его развития и предлагаются способы государственной поддержки и возможных решений этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мажанова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the development of domestic tourism in the Russian Federation since 2014. According to the author, the entry of the Crimea into the Russian Federation was a powerful impetus to increase the tourist flow inside the country. The paper identifies current areas of domestic tourism in Russia, the reasons and problems of its development and suggests ways of state support and possible solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего туризма в России с 2014 года»

УДК 796.5(470.53)

Мажанова Екатерина Сергеевна

магистрант первого года обучения НИУ ВШЭ

НИУ «Высшая школа экономики», Пермь, Россия 614070, г.Пермь, ул. Студенческая, 38 e-mail: katja. mazhanoav@mail. ru

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ С 2014 ГОДА

Ekaterina S. Mazhanova

Student of National Research University HSE

National Research University «Higher School of Economics» 38 Studencheskaya, 614070, Perm, Russia e-mail: katja. mazhanoav@mail. ru

GROWTH OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA SINCE 2014

Аннотация. В статье рассматривается развитие внутреннего туризма в Российской Федерации с 2014 г. По мнению автора, вхождение территории полуострова Крым в состав РФ явилось мощным толчком к увеличению туристского потока внутри страны. В статье выявляются актуальные направления внутреннего туризма в России, причины и проблемы его развития и предлагаются способы государственной поддержки и возможных решений этих проблем.

Ключевые слова: внутренний туризм, экономический кризис, предпосылки к развитию внутреннего туризма, провинциальные города.

Abstract. The article discusses the development of domestic tourism in the Russian Federation since 2014. According to the author, the entry of the Crimea into the Russian Federation was a powerful impetus to increase the tourist flow inside the country. The paper identifies current areas of domestic tourism in Russia, the reasons and problems of its development and suggests ways of state support and possible solutions to these problems.

Key words: domestic tourism, economic crisis, the preconditions for the development of domestic tourism, the provincial city.

В марте 2014 г. произошло масштабное историческое событие -вхождение в состав Российской Федерации территории полуострова Крым, ставшее поворотным и первым в череде событий, оказавших существенное влияние на развитие внутреннего туризма в нашей стране. С ноября 2015 г. по

© Мажанова Е.С., 2016

настоящее время закрыты для посещения в рамках турпакетов два приоритетных направления туристического потока россиян - Египет и Турция.

В то же время страны Европы находятся в крайне напряженной социально-политической ситуации. Все вышеперечисленные события оказывают существенное влияние на выбор места отдыха российских туристов, поэтому тема развития внутреннего туризма в России стала еще более социально значимой и актуальной.

Данное исследование направлено на доказательство того, что 2014 г. дал мощный толчок развитию внутреннего туризма и определение предпосылок этих изменений. Целями нашего исследования стало выявление актуальных направлений внутреннего туризма в России, причин и проблем его развития, способов государственной поддержки и возможных решений проблем туризма в России.

Как известно, Россия занимает первое место в мире по размеру своей территории, включающей в себя более 80 федеративных субъектов, покрывающей 11 часовых зон и 4 климатических пояса. Огромные масштабы нашей страны обусловливают ее природное, этническое и культурное многообразие [5]. В такой стране тесно переплетаются события истории с красотой окружающей природы и национальным колоритом, что обеспечивает уникальные особенности туризма в России. Каждый регион нашей страны отличается от других своей историей и природными ресурсами, каждая народность представлена своими обычаями и традициями, религией, колоритом, блюдами национальной кухни и пр. Все это в совокупности открывает массу возможностей для развития российского туризма.

Туризм принято рассматривать как явление сложное и многогранное, содержащее в себе разнообразные общественные взаимосвязи, которые возникают между множеством субъектов. Поэтому понятие «туризм» не имеет однозначного определения. Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в данной статье будет использоваться следующее понятие туризма. Туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [11].

По данным Росстата, ежегодно количество иностранных туристов, посещающих Российскую Федерацию, составляет примерно 2,5 миллиона человек. Однако в связи со значительным ослаблением рубля в 2015 г. рост количества иностранных туристов за 9 месяцев составил как минимум 10 % [10]. На основании данных статистики по внутреннему туризму граждан Российской Федерации можно сделать следующие выводы. В связи с затянувшимся экономическим кризисом, ростом цен на туры и авиабилеты многие россияне предпочитают путешествовать на более близкие расстояния

или вообще отказываются от туристических поездок. Согласно данным исследования компании Synovate Сотсоп, кризис в первом квартале 2015 г. не оказал негативного влияния на внутренний туризм, в отличие от выездного туризма [12]. В 2014 г. внутренний туризм вырос на 30 % [4]. В 2015 г. рост внутреннего туризма в России составил еще около 30 %, доказав, что перспективы развития отечественного туризма велики [8].

В современных социально-экономических условиях можно выделить следующие основные предпосылки к развитию внутреннего туризма:

1) экономический кризис 2014 г., как следствие, падение рубля относительно других валют;

2) внешняя политика государства, как следствие, присоединение полуострова Крым к территории РФ, возникновение нового привлекательного туристического направления;

3) напряженная политическая ситуация в мире, как следствие, ограничение вылетов и продаж туристических путевок в Египет и Турцию;

4) благоустройство и улучшение инфраструктуры города Сочи к зимней Олимпиаде 2014 г.

На сегодняшний день согласно исследованиям и прогнозам Ростуризма лидирующие позиции для жителей нашей страны занимают такие направления, как курорты Краснодарского края, Крым, кавказские здравницы; а также города России, представляющие культурный интерес, - Москва, Санкт-Петербург, Великий Устюг, Казань, Калининград, города Золотого кольца [7]. По результатам исследования центра информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» был составлен рейтинг «Топ-10 популярных туристических направлений России». Рейтинг был основан на ряде критериев, таких как туристическая уникальность, популярность региона, оборот услуг в сфере туризма и уровень развития туристического бизнеса [3].

1) Краснодарский край

2) Санкт-Петербург

3) Москва

4) Крым

5) Московская область

6) Калининградская область

7) Карелия

8) Ярославская область

9) Нижегородская область

10) Алтайский край

Кроме того, некоторые источники выделяют окрестности озера Байкал как одно из самых интересных и уникальных направлений для посещения в России [1]. К сожалению, Пермский край не входит в основные списки и рейтинги направлений внутреннего туризма в России, несмотря на то что Пермский край может предложить для посещения ряд достопримечательностей, в том числе архитектурно-этнографический музей «Хохловка», мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36», а также разнообразную

158

и уникальную природу, доступный зимний отдых в горах и др. Вероятно, причина непопулярности Пермского края среди российских туристов, как и в ситуации со многими другими потенциальными направлениями внутреннего туризма, заключается в том, что туристическая инфраструктура этих мест во многом уступает более развитым в стране направлениям и тем более привычным заграничным курортам.

Еще в 2012 г. на Международном форуме «VisitRussia», проходящем в Ярославле, обсуждались вопросы внутреннего туризма в России, по результатам которого можно выявить актуальные проблемы и их причины, не разрешенные до сих пор.

В первую очередь существует несколько значимых проблем в области маркетинга. Широко известен тот факт, что из российских городов в плане туризма абсолютное большинство иностранцев знает только Москву, Санкт-Петербург, а также озеро Байкал, в то время как такой огромной и совершенно уникальной стране действительно есть, что предложить. Однако, что примечательно, россияне и сами обладают скромными познаниями о своей стране. Кроме того, у россиян закрепилось восприятие отдыха внутри страны как непрестижного. Россия нуждается в мощном маркетинге и создании качественных узнаваемых брендов не только за границей, но и внутри страны. Также необходимо применять самые современные технологии, чтобы популяризировать отдых внутри страны и облегчить поиск информации.

Следующая проблема, которую необходимо выделить, это слабое развитие провинциального туризма. В нашей стране есть множество интересных мест, находящихся за пределами крупных городов. Проблема заключается в том, что провинциальные города и села совсем не готовы принимать туристов: нет приемлемых гостиниц, инфраструктуры, услуг и сервиса. Более того, многие туристические объекты остаются без внимания по причине своей недоступности из-за плохих дорог или полного их отсутствия. Плохие дороги усложняют самостоятельные путешествия по стране на машине.

Качество российских дорог является следствием множества проблем, в том числе и проблемы отсутствия сотрудничества между регионами. На сегодняшний день рынок внутреннего туризма требует кооперации нескольких регионов для создания нового интересного и качественного продукта. Сотрудничество позволит предложить путешественникам разносторонний туризм, комбинированные варианты туров на более продолжительный срок, что станет стимулом для посещения более удаленных регионов.

В Российской Федерации как в самой большой по территории стране существует и транспортная проблема. Цены на авиабилеты внутри страны слишком высоки, по сравнению со стоимостью перелетов в некоторые другие страны, что, конечно, препятствует развитию внутреннего туризма. В то же время железнодорожный транспорт не всегда удобен, так как в масштабах России поездка на поезде из одного региона в другой может продолжаться даже несколько дней.

Также одной из основных проблем внутреннего туризма в России является недостаточный уровень сервиса и привлекательности в финансовом,

эстетическом плане, в плане комфорта и т.д. К сожалению, во многих регионах страны туристический сервис находится еще в стадии становления.

Практически отсутствуют туристические информационные центры. В некоторых областях выбор размещений разного вида крайне мал или гостиниц и отелей явно не хватает, что, безусловно, оказывает влияние на стоимость, при этом многие отели эконом-класса представляют собой помещения с евроремонтом и старой мебелью времен СССР. Эта категоричность касается не только гостиниц и отелей, но и других общественных мест, кафе и ресторанов, торговых центров и улиц. Все вышеперечисленное, совершенно естественно, подталкивает российских туристов делать выбор в пользу выездного туризма [2; 9].

На сегодняшний день необходимо комплексное решение существующих проблем туризма внутри страны, ограничивающих его потенциал. Несомненно, реализовать новые крупные проекты, направленные на восстановление и улучшение туристической инфраструктуры, можно только с помощью государства. В 2012 г. была актуальной проблема отсутствия реальной государственной поддержки и, следовательно, незаинтересованность крупных инвесторов в данной отрасли. Однако абсолютно точно можно сказать, что с 2014 г. ситуация изменилась. В силу множества экономических и политических факторов выездной туризм стал сдавать позиции и открывать новые возможности для внутреннего туризма, а для россиян - возможность по-настоящему открыть для себя родную страну.

На данный момент государство реализует программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В рамках этой программы создаются туристско-рекреационные и автотуристские кластеры в разных регионах страны, увеличивается туристический поток, а также создаются дополнительные рабочие места. Ведется активное продвижение отечественного туристского продукта, создается единое информационное пространство российской туристской отрасли, обеспечивается развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере туризма, оптимизируется система контроля качества туристского продукта. В программе задействованы крупные инвестиции в отрасль внутреннего туризма страны, и к 2018 г. прогнозируется достижение плановых показателей [6].

Таким образом, нельзя оспорить тот факт, что 2014 г. стал поворотным для отрасли внутреннего туризма России под воздействием комплекса факторов. Однако объяснить это можно скорее падением рынка выездного туризма, чем резким улучшением сервиса, услуг, инфраструктуры и привлекательности внутреннего туризма. В этой отрасли по-прежнему наблюдается немало серьезных проблем, решения которых представлены в данной статье. Большую роль в этом играет заинтересованность и участие государства как инвестора. На сегодняшний день правительство Российской

Федерации ставит одной из приоритетных целей решение существующих проблем и дальнейшее развитие перспективных направлений.

Список литературы

1. Кайнова И. Определены ТОП-5 направлений внутреннего туризма // Информационная группа «Турпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/25736/.

2. Карсанова Е. Как брендировать Кощея // Эксперт online совместно с журналом «Русский репортер» [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/russian reporter/2012/23/kak-brendirovat-koscheya/.

3. Национальный туристический рейтинг // Национальный рейтинг [Электронный ресурс]. URL: http://russia-rating.ru/info/9857.html.

4. Николаев Я. Россияне выбрали отдых на Родине // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2015/03/14/tourizm-site.html.

5. Павловская А.В., Канарша Г.Ю. Этнокультурное многообразие России // Национальные менталитеты: их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур [Электронный ресурс]. URL: http : / /www. national-mentalities.ru/ diversity/.

6. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 18.12.2014) «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 118424/.

7. Романова К. Куда поедут россияне в 2016 году // Редакция газета.га [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/12/28/7987079.shtml.

8. Российский туризм-2015: уж лучше вы к нам // РИА «Новости» [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/tourism news/20151215/1342329364.html.

9. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России // Проблемы современной экономики. 2012. № 4 (44). С. 368-371.

10. Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств // Министерство культуры Российской Федерации; Федерал. агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/.

11. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12462/.

12. Шахновская Е. Исследование: россияне стали реже ездить за рубеж // Редакция газета.га [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/lifestyle/news/2015/07/23/n 7402097.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.