EDN: LVUISX
М.М. Вострикова - к.пед.н., доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Воронеж, Россия, [email protected],
M.M. Vostrikova - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of socio-humanitarian sciences department, Voronezh branch of Plekhanov Russian University of Economics, Voronezh, Russia;
А.Е. Минакова - преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Воронеж, Россия, [email protected],
A.E. Minakova - lecturer of socio-humanitarian sciences department, Voronezh branch of Plekhanov Russian University of Economics, Voronezh, Russia.
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ: ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN THE REGION: POTENTIAL AND RESTRICTIONS
Аннотация. Внутренний туризм в настоящее время становится драйвером развития регионов, отдельной и перспективной сферой экономики. В Воронежской области взят курс на системное развитие устойчивого внутреннего туризма, как движущего фактора социально-экономического развития территории до 2035 года, которое осуществляется при долгосрочном исследовании потребительских запросов на существующие и перспективные туристические продукты жителями и гостями региона. Результаты первого этапа исследования показали, что преобладающими мотивами выбора туристических продуктов в 2022-23 гг. стали безопасность; хороший сервис, транспортная доступность, развитая инфраструктура дестинации; новые яркие и положительные впечатления от атмосферы путешествия на всех его этапах; турпакеты, предусматривающие комплексное сочетание различных видов туризма - познавательного, оздоровительного, событийного, гастрономического и т.д.; адекватная стоимость поездки; реализация государственной программы по компенсации затрат на отдых в России и др. Результаты исследования рекомендуется учитывать при разработке перспективных программ развития устойчивого туризма в регионе.
Abstract. Currently domestic tourism becomes a driver in the development of regions, separate and perspective sphere of economy. Voronezh region sets a course for a systematic development of sustainable domestic tourism as a driving factor of socio-economic development of the territory until 2035, which is carried out by a long-term research of consumer's demands of the residents and the guests of the region on existing and perspective tourist products. The first stage research results showed that security, good service, excellent transport accessibility, well-developed infrastructure of the destination, new bright and positive impression on the travelling atmosphere at all its stages, package tours that provide complex combination of different types of tourism (informative, wellness, eventful, etc.) ; reasonable cost of the trip, implementation of the state program for the vacation expenses compensation in Russia and others are the predominant motives for the choice of the tourist products in 2022-23. The results of the research should be taken into account in the perspective program development of the sustainable tourism in the region.
Ключевые слова. внутренний туризм, ускорение, развитие, природные ресурсы, социокультурные ресурсы, геополитика, тренд, туры, туристические продукты.
Keywords: domestic tourism, trend, acceleration, development, natural resources, sociocultural resources, geopolitics, tours, tourist products.
В настоящее время внимание государственных органов и предпринимательского сообщества к проблемам развития внутреннего туризма на общероссийском и региональном уровнях приобрело характер одного из быстроразвивающихся динамичных трендов. Данный фактор оказывает прямое и опосредованное мультипликативное влияние на комплексное развитие экономических отраслей страны в целом и регионов в частности, таких, как торговля, культура, образование, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, общественное питание и др., превращая его в высокодоходную отрасль экономики.
Ускоренное развитие внутреннего туризма позволяет за короткое время решить комплекс социально-экономических задач. Прежде всего, таких как развитие существующих и перспективных отраслей промышленности, стимулирование малого, среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, дополнительное создание новых рабочих мест и т. д. Их следствием является рост внутреннего валового продукта, внутреннего национального дохода, расширение межкультурного сотрудничества, укрепление межнациональных отношений и взаимодействий, использование существующего и развитие перспективного культурно-образовательного и культурно-исторического потенциала, разработка и внедрение инноваций, обусловленных развитием цифровых технологий и т. д. [9].
По мнению большинства экспертов, внутренний туризм в настоящее время становится отдельной и перспективной сферой экономики, одним из драйвером развития регионов с одной стороны, с другой - благоприятной возможностью существенного ускорения развития туристической отрасли в целом, значительно пострадавшей и утратившей в период пандемии 2019-2021 годов около 60 % доходов [3].
Изменившаяся в 2022 году, вслед за ковидными ограничениями, геополитическая ситуация, связанная с введением санкций, визовых и валютных ограничений, сокращением или прекращением международных авиасообщений, ограничениями на использование отечественных кредитных карт и др., обусловили переориентацию российских туристов на отечественный рынок.
Новые вызовы ускорили необходимость быстрой и мобильной перестройки внутреннего туризма, совершенствования существующей инфраструктуры в соответствии с ожиданиями и запросами населения и гостей, формирования устойчивого туризма через рациональное использование природных и социально-культурных ресурсов, обеспечение эффективности и жизнеспособности долгосрочных экономических процессов, направления получаемых средств на совершенствование технологий производства туристических продуктов и услуг, оптимизацию туристического потенциала и др..
Уже в 2022 году доля потребителей туристических продуктов внутри страны составила более 31 миллиона человек, или на 20 % больше по сравнению с предыдущим 2021годом [3]. По данным Росстата в 2022 году валовая добавленная стоимость туриндустрии составила 3,6 трлн руб., 2,6 % от ВВП России [5].
За последние два года значительные изменения претерпела потребительская модель запросов граждан на туристические услуги. Например, аналитические данные экспертов сервиса сравнения товаров и цен Price.ru показали, что в 2022 году по сравнению с предыдущим периодом, значительно возрос спрос на специфические виды туристических продуктов, такие как фермерский туризм (на 46%), отдых в экоотелях (на 11%), агроту-ризм (на 59 %), конные туры (на 20 %), дайвинг (на 56 %), восхождения (на 21 %) и др. [2].
Туристическими трендами 2022-2023 годов стали:
- уменьшение глубины планирования путешествий, обусловленное ориентацией потребителей на кратко-
срочные поездки со средней продолжительностью до семи дней;
-компортозависимость и аттрактивность, связанные с возросшими требованиями потребителей к уровню, качеству, персонификации сервиса, которые играют в большинстве случаев определяющую роль в выборе туристических продуктов и оказывают наибольшее влияние на впечатления от поездок;
- приоритет автомобильных поездок перед другими видами транспорта;
- запрос на относительно близкие к основному месту проживания путешествия;
- совмещение оздоровительных туров с другими видами труда и отдыха (посещением достопримечательностей, историко-культурных памятников, культурно -спортивных событий, шопинга, бизнес-мероприятий и т. д.);
- сокращение периодов планирования и бронирования поездок (в среднем от нескольких дней до одной-двух недель по сравнению с 3-6 месяцами в предыдущие годы),
- рост спроса на посуточную аренду жилья в небольших гостевых домах, уединенных коттеджах и отелях, глэмпингах [2, 4, 11];
- блэжэ-тревел - совмещение отдыха и поездок по работе, который составляет в среднем 7 % от всех деловых поездок;
-запрос на авторские туры - путешествия по специальным программам, атрибутами которых являются дружеская атмосфера, комфортное общение, учет индивидуальных потребностей и др., разработанные туристической компанией, группой специалистов, индивидуальным гидом и т. д. ;
- минимизация неприоритетных поездок и глубокая персонализация продуктов на рынке корпоративного туризма в целом и др. [8].
Необходимость быстрого восстановления, утраченного туриндустрией ресурса в период ковидных ограничений и новые геополитические вызовы обусловили существенное ускорение деятельности региональных органов власти и бизнеса к решению проблем оптимизации внутреннего туризма.
В Воронежской области, в частности, органами власти в союзе с предпринимательским сообществом, общественными объединениями и др. взят курс на системное развитие устойчивого внутреннего туризма, как движущего фактора социально-экономического развития территории до 2035 года [12]. Регион традиционно обладает огромным потенциалом и конкурентными преимуществами на основе активно развивавшегося на предыдущих этапах экологического туризма, обусловленного богатым разнообразием природных, дендрологических, ботанических ресурсов, заповедников и т. д. Расположенная в центральной части Русской равнины, территория области не подвержена существенным природным катаклизмам и потому привлекательна для отдыха и путешествий всех возрастных групп как в летний, так и зимний периоды, а существующий потенциал позволяет интенсивно развивать большинство известных сегодня видов туристской деятельности [7].
В 2021-2023гг. активно велась работа по усилению позиционирования области как крупного культурного, исторического, географического, логистического хаба с развитой современной инфраструктурой и значительными существующими и перспективными ресурсами для дальнейшего развития туристско-рекреационного потенциала.
В 2022 году область посетили более 1,3 млн туристов, более 800 тысяч - город Воронеж. По данным департамента предпринимательства и торговли Воронежской области, гости потратили на туристические услуги в
2022 году более 20 млрд. руб., в 2021 году-17, 5 млрд. руб. [10].
В развитии внутреннего туризма значительную роль играет предпринимательское сообщество при тесном взаимодействии с органами региональной и федеральной власти, которые оказывают значимую поддержку частным туристическим объектам. Объем инвестиций в развитие внутреннего туризма в 2022 году увеличился на 36 %, в первом полугодии 2023 года - на 26 %. В текущем году для развития внутреннего туризма в регионе Федеральным бюджетом было выделено 1,3 млрд рублей. Были реализованы 5 грантов по 1,5 млн рублей для реконструкции и благоустройства туристско-рекреационных зон, 12 грантов по 10 млн руб. для качественного совершенствования современной инфраструктуры пляжных объектов и отдыха граждан у воды, более 200 млн руб. использовано для совершенствования загородного отдыха через строительство глэмпингов, сочетающих отельный комфорт и природные возможности, а также быстро возводимых модульных домиков у водоемов рек, в лесу, и одновременного увеличивающих, таким образом, номерной фонд [6, 10].
В рамках событийного туризма в 2023 году реализовано более 11 тысяч мероприятий, проекты «Песни на Дону», «Казачье братство», «Алые паруса и др., в которых приняли участие 24,3 млн. чел. местных жителей и гостей региона. В июне и сентября 2023 г. прошел 12 Международный Платоновский фестиваль, в котором приняли участи более 83 тыс. человек из 15 стран.
Традиционно значительную роль в развитии туризма играют особо охраняемые природные территории, потенциал вовлечения которых в развитие туристической инфраструктуры определяется их привлекательностью для туристов, жителей, гостей города, экскурсантов. В регионе насчитывается 211 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) площадью 216 гектаров федерального, регионального и местного значения [1].
Системное развитие устойчивого внутреннего туризма осуществляется при постоянном мониторинге и исследовании мотивов выбора жителями, экскурсантами, гостями туристических продуктов, с учетом изменяющихся запросов, возможностей и ограничений.
Исследование осуществляется поэтапно. По результатам первого этапа, проводимого в январе-сентябре
2023 г., проанализированы ряд значимых показателей, важных для разработки перспективных программ развития устойчивого туризма в регионе, сформулированы предварительные выводы и предложения.
Целью исследования являлось изучение потребительских запросов на существующие и перспективные туристические продукты местными жителями и гостями муниципального образования город Воронеж.
Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, стандартизированное интервью, контент-анализ, системный анализ.
В исследовании приняли участие 150 человек, распределенных в 2 группы по 75 человек: 1 группа -местные жители и 2 группа - гости города.
Исследование проводилось на территории шести особо охраняемых природных территорий (ООПТ), расположенных в границах города Воронежа:
- в 2 природных парках областного значения «Лесопарк Оптимистов» и «Северный лес»;
- 2 памятниках природы регионального значения «Дендропарк ВГАУ» и Ботанический сад им. Б.А. Келлера;
- 2 государственных природных заказниках федерального значения «Воронежский» и областного значения «Воронежская нагорная дубрава».
Группы отличались по возрасту, полу. По совокупности полученных данных в 1 группе (местные жители) были выделены 3 возрастные подгруппы: 16-26 лет (33,3 %), 30-45 лет (40 %), 46-63 лет (26,7 %). Во 2 группе (гости города) - 2 возрастные подгруппы: 27-46 лет (56,2 %), 47-63 года (43,8 %). В обоих группах преобладали женщины: в первой они составляли 63 %, во второй - 57 %. (таблицы 1,2).
Таблица 1 - Потребительские запросы на туристические продукты группы1 (местные жители)
Возрастная подгруппа (лет) % к общему количеству группы Виды туристических продуктов % к общему количеству подгруппы Туристические дестинации Приоритетные мотивы выбора туристических продуктов
16-26 33,3 Активные виды путешествий с низким бюджетом 68 Воронеж, Липецк, Тамбов, Ростов-на-Дону Новизна и разнообразие видов активностей, Удовлетворительный и хороший сервис, Адекватная цена
Кратковременный отдых на природе (5-9 дней), автотуризм 11 Воронеж, Волгоград, Тамбов, Курск Сочетание познавательного, оздоровительного событийного отдыха, Адекватный бюджет
Оздоровительный туризм в регионах России 22,5 Курорты Краснодарского края, Крым Развитая инфраструктура, Известность, Хороший сервис, Сочетание оздоровления и отдыха
Познавательный туризм в дружественные зарубежные страны 13,1 Белоруссия, Турция, ОАЭ. Вьетнам, Кипр, Казахстан Безопасность, Сочетание познавательного и оздоровительного отдыха, Адекватный бюджет, Новизна и разнообразие ощущений и впечатлений
30-45 40,0 Курортный туризм на морских побережьях России 17 Анапа, Геленджик, Крым, Сочи Известность, Комфортные условия для семейного отдыха, Безопасность, Удовлетворительная цена
Стационарный туризм с семьей и детьми в своем регионе 36 Воронежская область Известность, Безопасность, Хорошая инфраструктура и сервис, Низкая цена
Комбинированный туризм по регионам России 12 Татарстан, Карелия, Новгород, Калининград, Санкт-Петербург Безопасность, Культурно-познавательный, гастрономический туризм, шопинг, Адекватный бюджет Программа кэшбэка по оплате стоимости путевки
46 - 63 26,7 Оздоровительный туризм в регионах России 27,4 Анапа, Адлер, Дербент, Светлогорск, Сестрорецк Известность, Безопасность, Хороший сервис, Сочетание оздоровительного и познавательного отдыха, Новизна и разнообразие ощущений и впечатлений
Познавательный туризм в дружественные зарубежные страны 8,6 Турция, Белоруссия, Азербайджан, Черногория, Болгария Безопасность, Высокий уровень сервиса, Разнообразие ощущений и впечатлений, Кастомизация услуг
Оздоровительный туризм в своем регионе 19, 2 Воронежская область Гарантии безопасности, Географическая близость к месту жительства, Хорошие транспортные связи, Хороший сервис
Оздоровительный туризм в своем и соседних регионах 44,8 Воронеж, Саратов, Тамбов, Волгоград, Липецк, Курск. Безопасность, Известность, Адекватная цена, Транспортная мобильность, Хороший сервис
Опросы и контент-анализ результатов опросов 1 группы (таблица 1) показал, что 68 % молодых людей 16-26 лет отдавали предпочтение в предыдущем и текущем году активным видам путешествий с невысоким бюджетом, таким, как сплав на байдарках, скалолазание, приключенческий туризм, альпинизм, комбинированный туризм и др. 21 % отметили, что не путешествовали в текущем и прошедшем годах, т.к. не было возможности взять отпуск. 11 % использовали кратковременный (от 5 до 9 дней) отдых на природе и автотуризм.
43,4 % респондентов данной подгруппы провели отпуск или каникулы в своем и соседних регионах, 22,5 % - на курортах Краснодарского края и республики Крым. 13,1 % побывали в дружественных зарубежных странах (Белоруссии, Узбекистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Таиланде, Вьетнаме и др.) Мотивами выбора туристических продуктов в данной подгруппе были: новизна и разнообразие, хороший и удовлетворительный сервис, адекватная стоимость туристического продукта, сочетание познавательного и событийного отдыха.
Из респондентов 2 подгруппы в возрасте 30-45 лет, 23 % провели отпуск на даче или деревне у родственников и друзей в своем регионе в связи с отсутствием необходимых финансовых средств; 17 % - на курортах, расположенных на морском побережье России (Анапа, Геленджик, Сочи, Крым и др.).
36 % - воспользовались стационарным туризмом в своем и соседних регионах и отдыхали преимущественно с семьями и детьми. 12 % использовали комбинированный туризм в разных регионах России (Татарстан, Калининград, Новгород, Карелия и др.). Было отмечено, что существенным мотивом выбора поездок по России стала программа кэшбэка за оплату путевок картами платежной системы «Мир».
Для всех участников опроса данной подгруппы основными мотивами выбора туристических продуктов были: безопасность, хороший и удовлетворительный уровень комфорта, адекватная стоимость услуг.
Для 27,4 % респондентов 3 подгруппы в возрасте 46-63 года, точками притяжения стали наиболее безопасные и хорошо известные места для отдыха в своем и других регионах России и зарубежья. 8,6 % активных туристов данной подгруппы побывали в поездках в дружественные зарубежные страны, такие как Белоруссия, Азербайджан, Турция, Черногория, Болгария и др. Участники данной подгруппы в качестве мотивов выбора путешествий отметили безопасность, высокий уровень сервиса, кастомизацию услуг, при этом, стоимость по-
ездки для большинства не имела принципиального значения.
19,2 % участников опросов данной подгруппы указали, что выбирали места в своем регионе, географически близкие к месту основного проживания и имеющие хорошие транспортные связи, руководствуясь, прежде всего гарантиями безопасности и хорошим сервисом.
44,8 % отметили, что сделали выбор в пользу дестинаций, расположенных в своем и соседних регионах (Курской, Липецкой, Тамбовской, Волгоградской, Саратовской областях) из-за ограниченного бюджета и низкой транспортной мобильности.
Оценивая туристический потенциал Воронежской области, 74 % респондентов 1 группы считают, что практически каждое муниципальное образование, расположенное на территории области, является достойной дестинацией для многих видов туризма. Основная проблема их слабого продвижения как привлекательного для туризма направления, заключается в том, что собственники и организаторы туризма пока не научились просто, достойно, доходчиво позиционировать свои туристические ресурсы и доводить информацию до широкого круга граждан с разными финансовыми возможностями.
Опросы и контент-анализ 2 группы (гости города, таблица 2), показал, что в 1 подгруппе (27-46 лет) преобладали деловые люди (28,7 %), совмещавшие решение бизнес-задач с культурно-познавательным отдыхом. 9,8 % респондентов находились на отдыхе в местных санаториях, на туристических базах. Мотивами выбора данной подгруппы являлись известность туристических продуктов, безопасность, хороший сервис, удовлетворительные цены. 21,2 % являлись участниками маршрутного туризма с семьями и (или) детьми, 18 % из них планировали по завершению поездки остаться в гостях у друзей или родственников в городе Воронеже, чтобы посетить историко-культурные памятники (Государственный музей-заповедник «Костенки», музей-заповедник «Дивногорье», Государственный природный биосферный заповедник и др.) Основной целью их путешествия являлся познавательный туризм, потребность в новых аттракциях.
15.1 % путешествовали самостоятельно автомобильным транспортом и остановились в городе Воронеже проездом по трассе М-4 Дон на несколько дней для отдыха и осмотра достопримечательностей.
25.2 % отдыхали на природе в глэмпингах, домах и базах отдыха, гостевых домах. Основными мотивами выбора были сочетание оздоровительного, культурно-опознавательного, спортивного отдыха.
32 % представителей данной группы подчеркивали, что осуществляли бронирование и формирование маршрутов своих путешествий самостоятельно, поскольку не являются сторонниками массовых групповых туров, а отдают предпочтение кастомизированным услугам.
Таблица 2 - Потребительские запросы на туристические продукты гостей города (группа 2)
Возрастная подгруппа (лет) % к общему количеству группы Виды туристических продуктов % к общему количеству подгруппы Туристические дестинации Приоритетные мотивы выбора туристических продуктов
27-46 56,2 Деловой туризм 28,7 Воронеж Совмещение решения деловых проблем с познавательным отдыхом, Высокий кастомизированный сервис
Оздоровительный туризм 9,8 Воронеж Безопасность, Известность, Хороший сервис, Совмещение оздоровительного и познавательного отдыха, Удовлетворительные цены
Маршрутный туризм 21,2 Воронеж Безопасность, Познавательный отдых, Новизна ощущений и впечатлений
Автотуризм 15,1 Воронеж Познавательный отдых, Низкий бюджет
Экотуризм 25,2 Воронежская область Безопасность, Совмещение оздоровительно, культурно-познавательного, спортивного отдыха
47-63 43,8 Тур выходного дня 28,0 Воронеж Культурно-познавательный отдых, Новизна ощущений и впечатлений
Лечебно-оздоровительный туризм 32,0 Воронеж, Воронежская область Безопасность, Совмещение лечебно-оздоровительного и познавательного отдыха, Адекватные цены
Индивидуальный туризм 12,5 Воронеж Безопасность, Сочетание оздоровительного и познавательного отдыха, Кастомизированный сервис
Паломнический тур 27,5 Воронеж, Курск, Липецк, Тула Безопасность, Посещение святынь, возможность поклониться святым местам, осуществление религиозных обрядов, Низкие цены
Вторая подгруппа, включала респондентов в возрасте 47-63 лет. 28,0 % участников являлись путешественниками тура выходного дня из соседнего региона - города Липецка, целью поездки которых являлся познавательный туризм: знакомство с историко-культурными памятниками города и области.
32,0 % респондентов находились на лечении в местных санаториях, совмещая оздоровительный и познавательный отдых.
12,5 % респондентов являлись индивидуальными туристами, путешествующими с детьми и внуками в составе группы из 5 человек, целью поездки которых являлся познавательный и оздоровительный туризм, потребность в новых ощущениях и впечатлениях.
27,5 % респондентов являлись участниками паломнического тура, которые путешествовали по святым местам Воронежской, Курской, Липецкой, Тульской областей.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
а) основная часть респондентов обеих групп отдавали предпочтение внутреннему туризму, руководствуясь следующими преобладающими мотивами выбора мест отдыха:
- безопасность;
- хороший сервис;
- хорошая транспортная доступность;
- хорошая инфраструктура в местах отдыха;
- адекватная стоимость поездки;
- атмосфера путешествия, создающая ощущение новизны и ярких впечатлений;
- комплексное сочетание познавательного, оздоровительного других видов туризма в одном турпакете;
б) к путешествиям внутри России в большей степени склонны женщины, нежели мужчины;
в) значительная часть местных жителей отдает предпочтение дестинациям, расположенным в своем и соседних регионах, ориентируясь на их известность, полученные в предыдущие периоды положительные эмоции и удовлетворенность результатами турпродуктов, адекватную цену, хороший сервис. Большинство респондентов планируют в будущем, при наличии необходимых средств, повторное посещение данных дестинаций;
г) основными драйверами выбора туристических продуктов и внутреннего туризма являются материальные (адекватная цена) и нематериальные стимулы (хороший и отличный сервис, новые яркие и положительные впечатления от атмосферы путешествия на всех его этапах);
д) значительная часть туристов предпочитает бронировать экскурсионные программы, курорты, отели, гостевые дома, а также разрабатывать программы путешествий самостоятельно, не обращаясь к туроператорам;
е) существенным стимулом поездок по России активных респондентов стала программа кэшбэка за оплату путевок картами платежной системы «Мир».
Результаты исследования могут быть использованы при разработке долгосрочных программ развития внутреннего туризма в регионах.
Источники:
1. В Воронежской области возросло число особо охраняемых природных зон - URL https://vm.aif.ru/society/details/v_voronezhskoy_oblasti_vozroslo_chislo_osobo_ ohranyaemyh_prirodnyh_zon (дата обращения 21.11.2023).
2. Конева В. Устойчивый туризм- URL https://tass.ru/obschestvo/15241231(дата обращения 21.11.2023).
3. Кутузова В. Рынок туризма: новые правила старой игры - URL https://probankrotstvo.ru/articles/rynok-turizma-novye-pravila-staroi-igry-157) (дата обращения 22.11.2023).
4. Ключевые факторы развития внутреннего туризма - URL https://tourism-index.strelka-kb.com/keyfactors (дата обращения 29.11.2023).
5. Мишин М. Путешествия по стране могут стать драйвером экономики - URL https://plus.rbc.ru/news/64785a327a8aa9cb551e33f9 (дата обращения 27.11.2023).
6. «Не хватает ключевых объектов»: Воронеж пытается привлечь туристов - URL https://chr.rbc.ru/chr/02/11/2023/654219399a79476322e7fab5 (дата обращения 21.11.2023).
7. Писчая П. Воронежские эксперты: главное в развитии внутреннего туризма - правильная логистика - URL https://abireg.ru/newsitem/98320 (дата обращения 21.11.2023).
8. Тренды в туризме в 2022 году - URL https://welcometimes.ru/opinions/trendy-v-turizme-v-2022-godu (дата обращения 27.11.2023).
9. Турчинская Н.В. Организационно-экономические основы развития регионального туризма/Н.В. Турчинская//диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Москва. МГУ им. М. В. Ломоносова. 2001.172 с.
10. Туризм по-воронежски - URL https://facto.ru/longread-2023-08-25/vrn-turizm-new.html (дата обращения 25.11.2023).
11. Шнорр Ж.П. Региональные аспекты развития туризма в современных условиях/Ж.П. Шнорр //Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2022. №№4. С.85-93.
12. Эксперт оценил перспективы развития внутреннего туризма в Воронежской области.- URLhttps://communa.ru/region/ekspert-otsenil-perspektivy-razvitiya-vnutrennego-turizma-v-voronezhskoy-oblasti/ (дата обращения 23.11.2023).
EDN: SIIZOG
Д.Е. Гаврилов - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
D.E. Gavrilov - candidate of economic sciences, associate professor, department of Enterprise Economics, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia;
А.А. Крикливцева - обучающаяся кафедры магистратуры, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
A.A. Kriklivtseva - student of the Master's Degree Department of the Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗАПУСКА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
DEVELOPMENT OF A PROJECT FOR THE LAUNCH OF NEW PRODUCTS AT A COMMERCIAL AND INDUSTRIAL ENTERPRISE
Аннотация. В настоящее время предприятия рано или поздно сталкиваются с необходимостью обновления своей продукции или запуска нового изделия. Это связано с постоянно развивающейся конкуренцией, которая не позволяет останавливаться на одном месте. Всегда есть вероятность, что завтра на рынке появится товар, который будет лучше предыдущего или найдется технология, позволяющая снизить цену ниже рынка и повысить спрос за счет стоимости. Предприятие, желающее сохранять спрос на свою продукцию и оставаться прибыльным, должно обновлять предлагаемую продукцию, а это - совершенствование существующих товаров, создание новых и расширение ассортимента. Организация освоения новой продукции включает в себя подготовку производства новых и модернизацию выпускаемых видов продукции, совершенствование технологии изготовления продукции, текущее регулирование и контроль работы всех производственных звеньев. Она охватывает все стадии изготовления продукции и носит системный характер, подчиняя все частные задачи главной - максимальному удовлетворению общественных потребностей путем выпуска конкурентоспособной продукции. В системном плане организация инновационной деятельности представляет собой совокупность форм, методов и приемов научно обоснованного соединения рабочей силы со средствами производства. Такое соединение осуществляется исходя из заданных целей системы и функций ее отдельных элементов.
Abstract. Currently, enterprises sooner or later face the need to update their products or launch a new product. This is due to the constantly evolving competition, which does not allow you to stay in one place. There is always a chance that tomorrow a product will appear on the market that will be better than the previous one, or there will be a technology that allows you to lower the price below the market and increase demand at the expense of cost. An enterprise wishing to maintain demand for its products and remain profitable must update the products offered, and this is the improvement of existing products, the creation of new ones and the expansion of the assortment. The organization of the development of new products includes the preparation of production of new and modernization of manufactured products, improvement of manufacturing technology, current regulation and control of the work of all production units. It covers all stages of product manufacturing and is systemic in nature, subordinating all the particular tasks of the chapters
Ключевые слова: емкостное оборудование, резервуарное оборудование, запуск новой продукции.
Keywords: capacitive equipment, tank equipment, launch of new products.
Введение
В России в общем объеме производства строительных металлоконструкций на долю конструкций из стали приходится преобладающая доля - около 98 %.
В связи с тем, что и в России, и в странах СНГ с каждым годом увеличиваются объемы изготовления жидкостей и сырья для хранения, производство резервуаров - это перспективная бизнес-идея.
Бизнес по изготовлению емкостей из стали нельзя назвать простым, так как он предполагает не только внушительную сумму стартовых инвестиций, но и сложный, наукоемкий процесс производства.
Основная часть
Резервуарами принято называть металлические емкости, предназначенные для приема, хранения и отдачи жидкого и газообразного сырья. Это своего рода большие сосуды, которые широко используются в тех областях производства, где нужно сохранение запасов жидкости или прочего сырья.
Резервуары могут отличаться в зависимости от области применения, а также способа изготовления, фор-