Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ'

РАЗВИТИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л.И., Пащенко Л.Г.

Цель исследования - выявление современных тенденций и определение вектора развития внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов с учетом социальных вызовов современного общества. Методика и организация исследования. Научная работа включала: теоретический анализ факторов, оказывающих влияние на развитие внеучебной ФСД студенческой молодежи; социологический опрос 726 студентов вузов; проектирование патриотического физкультурно-спортивного мероприятия «Армейские игры» и его реализацию на базе Нижневартовского государственного университета. Результаты исследования и выводы. К числу факторов, оказывающих влияние на выбор форм и содержания внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи, относятся: ориентация современной системы вузовского образования на индивидуальные потребности индивида в получении знаний и формировании компетенций; социальный заказ государства на повышение патриотического потенциала студентов; учет предпочтений юношей и девушек в выборе массовых физкультурных и спортивных мероприятий; учет психологических особенностей современного поколения. Опыт разработки и реализации физкультурно-спортивного проекта патриотической направленности «Армейские игры», включающего 70% заданий практической и 30% теоретической направленности, показал возможность создания условий для интеграции индивидуальных способностей отдельных участников для достижения коллективных целей в условиях командного взаимодействия, содействуя повышению показателя вовлеченности студентов во внеучебную физкультурно-спортивную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубышева Л.И., Пащенко Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY, TAKING INTO ACCOUNT MODERN CHALLENGES

Objective of the study was to identify current trends and determine the vector of development of extracurricular physical culture and sports activities of university students, taking into account the social challenges of modern society. Methods and structure of the study. Scientific work included: theoretical analysis of factors influencing the development of extracurricular physical culture and sports activities of students; sociological survey of 726 university students; designing a patriotic sports event "Army Games" and its implementation on the basis of Nizhnevartovsk State University. Results and conclusions. Among the factors influencing the choice of forms and content of extracurricular physical culture and sports activities of student youth are: the orientation of the modern system of higher education to the individual needs of an individual in obtaining knowledge and developing competencies; social order of the state to increase the patriotic potential of students; taking into account the preferences of young men and women in the choice of mass physical culture and sports events; taking into account the psychological characteristics of the modern generation. The experience of developing and implementing a physical culture and sports project of a patriotic orientation "Army Games", which includes 70% of tasks of a practical and 30% of a theoretical orientation, showed the possibility of creating conditions for the integration of the individual abilities of individual participants to achieve collective goals in a team interaction, contributing to an increase in the indicator of student involvement in extracurricular physical culture and sports activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ»

РАЗВИТИЕ ВНЕУЧЕБНОИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

УДК/UDC 796.011: 378.18

Поступила в редакцию 24.05.2023 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко2 1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва 2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

DEVELOPMENT OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY, TAKING INTO ACCOUNT MODERN CHALLENGES

Dr. Hab., Professor L.I. Lubysheva1 PhD, Associate Professor L.G. Pashchenko2 1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

Аннотация

Цель исследования - выявление современных тенденций и определение вектора развития внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов с учетом социальных вызовов современного общества. Методика и организация исследования. Научная работа включала: теоретический анализ факторов, оказывающих влияние на развитие внеучебной ФСД студенческой молодежи; социологический опрос 726 студентов вузов; проектирование патриотического физкультурно-спортивного мероприятия «Армейские игры» и его реализацию на базе Нижневартовского государственного университета.

Результаты исследования и выводы. К числу факторов, оказывающих влияние на выбор форм и содержания внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи, относятся: ориентация современной системы вузовского образования на индивидуальные потребности индивида в получении знаний и формировании компетенций; социальный заказ государства на повышение патриотического потенциала студентов; учет предпочтений юношей и девушек в выборе массовых физкультурных и спортивных мероприятий; учет психологических особенностей современного поколения.

Опыт разработки и реализации физкультурно-спортивного проекта патриотической направленности «Армейские игры», включающего 70% заданий практической и 30% теоретической направленности, показал возможность создания условий для интеграции индивидуальных способностей отдельных участников для достижения коллективных целей в условиях командного взаимодействия, содействуя повышению показателя вовлеченности студентов во внеучебную физкультурно-спортивную деятельность.

Ключевые слова: социальные вызовы, индивидуализированное образование, патриотический потенциал, теория поколений, интеграция, физкуль-турно-спортивный проект.

Abstract

Objective of the study was to identify current trends and determine the vector of development of extracurricular physical culture and sports activities of university students, taking into account the social challenges of modern society. Methods and structure of the study. Scientific work included: theoretical analysis of factors influencing the development of extracurricular physical culture and sports activities of students; sociological survey of 726 university students; designing a patriotic sports event "Army Games" and its implementation on the basis of Nizhnevartovsk State University.

Results and conclusions. Among the factors influencing the choice of forms and content of extracurricular physical culture and sports activities of student youth are: the orientation of the modern system of higher education to the individual needs of an individual in obtaining knowledge and developing competencies; social order of the state to increase the patriotic potential of students; taking into account the preferences of young men and women in the choice of mass physical culture and sports events; taking into account the psychological characteristics of the modern generation. The experience of developing and implementing a physical culture and sports project of a patriotic orientation "Army Games", which includes 70% of tasks of a practical and 30% of a theoretical orientation, showed the possibility of creating conditions for the integration of the individual abilities of individual participants to achieve collective goals in a team interaction, contributing to an increase in the indicator of student involvement in extracurricular physical culture and sports activities.

Keywords: social challenges, individualized education, patriotic potential, theory of generations, integration, physical culture and sports project.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в нашей стране является приобщение всех категорий и групп населения к массовым физкультурно-спортивным мероприятиям. Реформирование системы физического воспитания в высших учебных заведениях, позволившее студентам самостоятельно выбирать предпочитаемый вид физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) с учетом интересов к физическому самосовершенствованию, привело к увеличению числа молодых людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом [7, 13]. Про-

паганда здорового образа жизни и популяризация спорта среди населения содействовали активному вовлечению молодежи в самостоятельно организуемую рекреационную ФСД [11]. Наряду с этим, массовые внеучебные формы физического воспитания, отличающиеся традиционностью, остаются востребованными среди студентов, как правило, имеющих опыт спортивной подготовки.

Требуется новое концептуальное осмысление развития внеучебной ФСД в вузе и разработка инновационных физкультурно-спортивных форм, учитывающих не только

102

http://www.teoriya.ru

№7 • 2023 Июль | July

современные тенденции образования, но и существующий социальный заказ на формирование гражданственности и патриотизма у молодых людей, содействуя их целостному гармоничному развитию [10].

Цель исследования - выявить современные тенденции и определить вектор развития внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов с учетом социальных вызовов современного общества.

Методика и организация исследования. Научная работа включала: теоретический анализ факторов, оказывающих влияние на развитие внеучебной ФСД студенческой молодежи; социологический опрос 726 студентов вузов (юноши -270, девушки - 456) об их отношении к реализуемым в вузе внеучебным физкультурно-спортивным мероприятиям; проектирование патриотического физкультурно-спортивного мероприятия «Армейские игры» и его реализацию на базе Нижневартовского государственного университета.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования были выделены факторы, оказывающие влияние на выбор форм и содержания внеучебной ФСД студенческой молодежи.

Ориентация современной системы вузовского образования на индивидуальные потребности индивида в получении знаний и формировании компетенций. Национальная доктрина образования в Российской Федерации обозначила неотвратимость перехода от системы массового к непрерывному индивидуализированному образованию [12]. Реализация личностно-ориентированного подхода, выстраивание индивидуальной образовательной траектории и учет личностных предпочтений приводят к индивидуализации и персонификации образования [2]. Исследования, проведенные Е. М. Ревенко, а также коллективом под руководством Н. И. Синявского, подтверждают эффективность учета индивидуально-типологических особенностей студентов вуза в процессе физического воспитания при организации учебной и внеучебной деятельности [1, 13]. Реализация такого подхода содействует достижению положительного индивидуально значимого результата.

Вместе с этим, стимулирование проявления крайнего индивидуализма, являясь опасной тенденцией, может привести к социальной разобщенности, разрушительной для базовых устоев российского общества [5]. Ввиду этого затруднительным видится формирование так называемых компетенций XXI века - умения сотрудничать, решать нестандартные задачи, проявлять инициативность [6]. Востребованными становятся мероприятия, участвуя в которых, обучающиеся в условиях конкурентной борьбы, при решении коллективных задач, имеют возможность принимать решения, проявляя индивидуальные способности.

Социальный заказ на повышение патриотического потенциала молодежи. В студенческом возрасте, в условиях учебно-профессиональной деятельности, происходит реализация социальной потребности осознания себя в качестве члена общества, понимания себя и своих возможностей наряду с осознанием своего места и назначения в жизни. При этом, по мнению ряда авторов, потенциальные работодатели выпускников вуза проявляют интерес к сформированным в процессе обучения компетенциям, необходимым для осуществления продуктивной профессиональной деятельности и наличию таких личностных качеств, как ответственность, коммуникабельность, обучаемость, дисциплинированность, тогда как патриотизм и любовь к Отечеству зачастую не рассматриваются ими как значимые для выполнения трудовых функций. [8]. В связи с этим, реализуя социальный заказ государства на патриотическое воспитание студенческой молодежи, повышается значимость внеучебной деятельности, в про-

цессе которой не только создаются условия для саморазвития и самореализации, но и происходит преобразование опыта социума в собственные ценности и установки, отождествление себя с коллективом, формирование собственной идентичности [4].

Учет предпочтений в выборе форм внеучебной ФСД. Анализ планов и отчетов работы спортивных клубов вузов показал, что значительное внимание уделяется развитию спортивно-массового направления, предусматривающего проведение соревнований по видам спорта, как правило, традиционным, в рамках турниров и чемпионатов Ассоциации студенческих спортивных клубов России. Суммарное число участников этих мероприятий создает иллюзию массового вовлечения в соревновательную деятельность значительного числа студентов, обучающихся в вузе. На самом деле, в них принимают участие одни и те же юноши и девушки [3]. Непопулярность таких форм объясняется не учетом индивидуальных возможностей и отсутствием интереса к ним со стороны молодежи. Это подтверждают результаты социологического опроса: не готовы участвовать ни при каких обстоятельствах в спортивных мероприятиях 25% юношей и 33% девушек. При этом повышается спрос на такие состязательные формы, где предусматривается выполнение двигательных и интеллектуальных заданий, и возрастает ценность каждого участника, вне зависимости от его готовности и способности прилагать максимальные физические усилия для достижения победы. Отказались от возможного участия в мероприятиях такого формата лишь 11% опрошенных студентов, остальные проявили готовность с различной формулировкой мотива - от проявляемого интереса до возможности поощрения или боязни наказания.

Учет психологических особенностей современного поколения. Важным вектором решения стратегических задач в физическом и духовном совершенствовании современной молодежи является расширение тематики спортивных мероприятий с ориентацией на возрастные предпочтения [9]. В соответствии с теорией поколений Н. Хоува и В. Штрауса (1991), современным студентам свойственны активность и стремление узнать больше информации в короткий срок, характерно проявление рационального и эмоционального подхода одновременно, отвержение рутинной и предсказуемой работы, что объясняет непопулярность среди молодежи традиционных массовых соревнований. Испытывая сложности в социальном и командном взаимодействии, наиболее комфортным типом внутриколлективных отношений для них является низкий уровень кооперации. Использование игрового метода повышает эффективность работы с таким контингентом [14].

Таким образом, важна разработка массовых физкультурно-спортивных мероприятий, обеспечивающих интеграцию индивидуальных способностей каждого участника для достижения коллективных целей в условиях командного взаимодействия.

Отталкиваясь от основных положений системы отношений человека к различным аспектам действительности (К. А. Абульханова-Славская, 1973; В. Н. Мясищев, 1995), теории деятельности (С. Л. Рубинштейн, 1956; А. Н. Леонтьев, 1975), теории поведенческого выбора (С. Эпштейн, 1990), теории поколений (Н. Хоув, В. Штраус, 1991), был разработан физкультурно-спортивный проект патриотической направленности «Армейские игры», включающий 70% заданий практической и 30% теоретической направленности. Опыт его реализации в Нижневартовском государственном университете показал, что команды, состоящие только из физически подготовленных или исключительно эрудированных студентов, имеют меньше шансов на победу.

Включение в мероприятие таких заданий, как дистанционное управление техническими объектами, ориентация

№7 • 2023 Июль | July

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

по карте на местности, перевод иностранного текста из «перехваченного сообщения противника», оказание первой помощи - все это повышает ценность участия студентов, обладающих данными компетенциями, даже при недостаточной их физической подготовленности. Задания, имеющие связь с тестами VI ступени ВФСК ГТО, где требуется проявление физических качеств, выполняются подготовленными студентами, мотивируя остальных к достижению уровня, соответствующего возрастно-половым нормативам. В условиях соперничества с другими командами формируется умение слаженного совместного решения нестандартных задач. Включение данного мероприятия в план работы спортивного клуба университета содействовало повышению показателя вовлеченности студентов во внеучебную ФСД.

Выводы. Проведенный теоретический анализ, а также результаты социологического опроса молодежи показали, что при разработке эффективных внеучебных форм ФСД, содержательном их наполнении, следует ориентироваться на индивидуальные потребности индивида в получении знаний и формировании компетенций, существующий социальный заказ на формирование патриотического потенциала молодежи, удовлетворение мотивов и интересов в выборе внеучеб-ного спортивно-массового мероприятия, а также учитывать психологические особенности современного поколения студентов. Опыт реализации физкультурно-спортивного проекта патриотической направленности «Армейские игры» показал возможность создания условий интеграции индивидуальных способностей каждого участника для достижения коллективных целей в условиях командного взаимодействия.

Литература

1. Безноско Н.Н. Мотивационное отношение студентов к здоровому образу жизни и выполнению испытаний ГТО / Н.Н. Безноско, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Нацаренус // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 3.

- С. 34-36.

2. Бессонова Е.А. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования / Е.А. Бессонова, С.В. Ривкина // Человек и образование. - 2021. - № 1 (66). -С. 4-10. DOI 10.54884^181570410020321-8.

3. Воробьев Н.С. Современные проблемы студенческого спорта / Н.С. Воробьев // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: Сборник трудов Всеросс. науч.-практ. конф., Саратов, 30 октября 2020 года. - Саратов: Саратовский источник, 2020. - С. 32-35.

4. Добрынин И.М. Проблема воспитания личности студента-спортсмена в современном обществе / И.М. Добрынин, Е.Н. Нархова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016.

- № 4. - С. 64-69.

5. Идрисов Р.А. Социальные последствия современных тенденций развития высшего образования в России / Р.А. Идрисов, И.А. Липатова // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России: Сборник трудов Всеросс. науч. конф. с межд. участием, Чебоксары, 14-15 мая 2018 года. Чебоксары: Среда, 2018. - С. 358-360.

6. Козлова Н.Ш. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях / Н.Ш. Козлова, Р.С. Козлов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2020. № 3 (46). - С. 51-59.

7. Коричко Ю.В. Индивидуализация физкультурно-спортивных занятий в вузе с применением средств гимнастики / Ю.В. Коричко, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2020.

- № 12. - С. 46-48.

8. Лаптев С.В. Рыночное регулирование образовательной деятельности в свете современных тенденций развития управления и финансирования высшего образования / С.В. Лаптев, Ф.В. Филина // Человек. Общество. Инклюзия. - 2017. - № 1 (29). - С. 57-66.

9. Лубышева Л.И. Ведущие тренды продвижения ВФСК «ГТО» в парадигме вызовов новой реальности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 4. - 109 с.

10. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 5. - С. 3-5.

11. Лубышева Л.И. Современные социальные противоречия массового спорта / Л.И. Лубышева, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9. - С. 3-5.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». 2000. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901771684.

13. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Мотивация обучающихся к двигательной активности в условиях различной организации физического воспитания // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 8. - С. 112-128.

14. Собольников В.В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - № 1. - С. 3605.

References

1. Beznosko N.N., Sinyavsky N.I., Fursov A.V., Natsarenus N.N. Moti-vatsionnoye otnosheniye studentov k zdorovomu obrazu zhizni i vy-polneniyu ispytaniy GTO [Motivational attitude of students towards a healthy lifestyle and performance of GTO tests]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2022. No. 3. pp. 34-36.

2. Bessonova E.A., Rivkina S.V. Personifikatsiya obrazovaniya kak ten-dentsiya transformatsii sovremennogo obrazovaniya [Personification of education as a trend in the transformation of modern education]. Chelovek i obrazovaniye. 2021. No. 1 (66). pp. 4-10. DOI 10.54884/ S181570410020321-8.

3. Vorobyov N.S. Sovremennyye problemy studencheskogo sporta [Modern problems of student sports]. Aktualnyye voprosy fizichesk-ogo vospitaniya molodezhi i studencheskogo sporta [Actual issues of physical education of youth and student sports]. Proceedings national scientific-practical conference, Saratov, October 30, 2020. Saratov: "Saratovskiy istochnik" publ., 2020. pp. 32-35.

4. Dobrynin I.M., Narkhova E.N. Problema vospitaniya lichnosti studenta-sportsmena v sovremennom obshchestve [The problem of educating the personality of a student-athlete in modern society]. Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii. 2016. No. 4. pp. 64-69.

5. Idrisov R.A., Lipatova I.A. Sotsialnyye posledstviya sovremennykh tendentsiy razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii [Social consequences of modern trends in the development of higher education in Russia]. Problemy prosveshcheniya, istorii i kultury skvoz prizmu et-nicheskogo mnogoobraziya Rossii [Problems of education, history and culture through the prism of the ethnic diversity of Russia]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation, Cheboksary, May 14-15, 2018. Cheboksary: "Sreda" publ., 2018. pp. 358-360.

6. Kozlova N.Sh., Kozlov R.S. Tendentsii tsifrovoy transformatsii ob-razovaniya v sovremennykh usloviyakh [Trends in the digital transformation of education in modern conditions]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2020. No. 3 (46). pp. 51-59.

7. Korichko Yu.V., Pashchenko L.G. Individualizatsiya fizkulturno-sport-ivnykh zanyatiy v vuze s primeneniyem sredstv gimnastiki [Individual-ization of physical culture and sports classes at the university with the use of gymnastics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 12. pp. 46-48.

8. Laptev S.V., Filina F.V. Rynochnoye regulirovaniye obrazovatelnoy deyatelnosti v svete sovremennykh tendentsiy razvitiya upravleniya i finansirovaniya vysshego obrazovaniya [Market regulation of educational activities in the light of modern trends in the development of management and financing of higher education]. Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya. 2017. No. 1 (29). pp. 57-66.

9. Lubysheva L.I. Vedushchiye trendy prodvizheniya VFSK «GTO» v paradigme vyzovov novoy realnosti [Leading trends in the promotion of VFSK "GTO" in the paradigm of new reality challenges]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2023. No. 4. 109 p.

10. Lubysheva L.I. Sovremennaya sportivnaya nauka: ot stagnatsii k novoy paradigme razvitiya [Modern sports science: from stagnation to a new paradigm of development]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. No. 5. pp. 3-5.

11. Lubysheva L.I., Pashchenko L.G. Sovremennyye sotsialnyye proti-vorechiya massovogo sporta [Modern social contradictions of mass sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 9. pp. 3-5.

12. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 g. Moskva «O natsionalnoy doktrine obrazovaniya v Ros-siyskoy Federatsii» [Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 No. 751 Moscow "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation"]. Available at: https://docs.cntd. ru/document/901771684.

13. Revenko E.M., Salnikov V.A. Motivatsiya obuchayushchikhsya k dvi-gatelnoy aktivnosti v usloviyakh razlichnoy organizatsii fizicheskogo vospitaniya [Motivation of students to motor activity in conditions of different organization of physical education]. Obrazovaniye i nauka. 2018. Vol. 20. No. 8. pp. 112-128.

14. Sobolnikov V.V. Tsifrovaya transformatsiya kak faktor razvitiya virtual-noy lichnosti [Digital transformation as a factor in the development of a virtual personality]. Professionalnoye obrazovaniye v sovremennom mire. 2020. No. 1. p. 3605.

http://www.teoriya.ru

№7 • 2023 Июль | July

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.