В.Н. Костров, Р.Я. Вакуленко, С. В. Булганина, А.А Васько, А. В. Степанова
Маркетинговое исследование потребителей автосервисных услуг
выявить динамику изменения спроса на основные и дополнительные услуги клиентуры, а для зарегистрированных пользователей создать «панельное» обследование, позволяющее выявить динамику удовлетворенности и лояльности постоянных клиентов техцентра. Результаты проведенного авторами маркетингового исследования в дальнейшем могут являться основой для корректировки и адаптации деятельности автосервисного предприятия на нижегородском рынке с целью повышения конкурентоспособности.
Список литературы:
[1] Булганина С.В., Павлунина Т.А., Мелькова А.С., Самцова И.Е. Анализ потребительского спроса при выборе услуг автосервиса // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 12. С. 25-27.
[2] Булганина С.В., Цверов В.В. Метод обобщенной оценки информации периодических изданий в исследованиях транспортного рынка // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2002. № 3. С. 93-96.
[3] Вакуленко Р.Я., Егоров Е.Е., Проскуликова Л.Н. Исследование эффективности деятельности предприятия // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 3.
[4] Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования. Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.
MARKETING RESEARCH OF CAR SERVICES CONSUMERS
V.N. Kostrov, R. Y. Vakulenko, S. V. Bulganina, A.A. Vas'ko, A. V. Stepanova
Key words: marketing research, car service, clientele, survey.
The article shows the results of the survey among car services consumers in the city of Nizh-ny Novgorod. Criteria of car service enterprises selection by clientele are revealed and ranked. The authors consider the requirements for components of the "5P" marketing complex of maintenance centers presented by vehicles' owners.
Статья поступила в редакцию 16.06.2017 г.
УДК 338.242.2
В.И. Минеев, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» Г.В. Веселов, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» М.В. Иванов, к. э. н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Е.С. Лыкова, к. э. н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БЕСПЕРЕВАЛОЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ
Ключевые слова: внешнеторговые перевозки, эффективность, конкурентоспособность транспортных перевозок.
В статье рассматриваются основные проблемы развития внешнеторговых перевозок в бесперевалочном сообщении река-море в Европейской части России.
В условиях глобализации экономик мира транспорт играет исключительно важную роль в продвижении промышленной и сельскохозяйственной продукции на международные рынки.
В России основной объем международных перевозок, особенно в межконтинентальном сообщении, выполнялся морскими судами и судами смешанного река-море плавания в бесперевалочном сообщении. В 2016 году объем переработки российских внешнеторговых грузов в морских портах составил более 769 млн.т., в т.ч. в портах Украины и Прибалтики - 47,1 млн.т.
Несмотря на тенденцию к увеличению дедвейта морских судов под российским флагом и сокращению их среднего возраста, доля российских внешнеторговых грузов, перевозимых под российским флагом, продолжает уменьшаться и составила в 2016 году порядка 2 %, тогда как в 2000 году было 6 %. Использование судов смешанного река-море плавания по сравнению с доставкой внешнеторговых грузов (экспортных или импортных) морским транспортом с перевалкой из промышленного центра европейской части страны в иностранные порты Европы, Африки, а также в порты Азербайджана, Ирана, Казахстана или в обратном направлении в бесперевалочном сообщении позволяет снизить расходы на сотни млрд.руб. и сократить сроки доставки грузов, исключить повреждения грузов во время перевалки с одного вида транспорта на другой. Напротив, транспортировка морскими судами внешнеторговых грузов с перевалкой в морских портах приводит к увеличению затрат, увеличению сроков доставки, повреждению грузов и т.п. Прямые расходы только по перевалке внешнеторговых грузов в морских портах в Европейской части страны составляют от 3-16 долл. США за тонну, в зависимости от рода груза и порта, что существенно увеличивает стоимость доставки грузов, и снижает их конкурентоспособность на внешнем рынке.
Водный путь для организации бесперевалочных перевозок судами река-море плавания включает крупные волжские водохранилища, закрытые моря: Каспийское, Балтийское и Средиземное. Общая протяженность водного пути Север-Юг около 7000 км.
Несмотря на наличие собственных грузопотоков в водном коридоре Юг-Север и грузопотоков из стран Северной и Западной Европы в страны Азии, которые можно осваивать судами смешанного река-море плавания, особенно в направлении Ирана, Ирака и в другие государства юго-восточной Азии [1], транспортировка внешнеторговых грузов в судах смешанного река-море плавания в бесперевалочном сообщении в коридоре Север-Юг-Север практически свернута.
Одной из основных причин свертывания бесперевалочных перевозок экспертно-импортных грузов в коридоре Север-Юг-Север (включая и перевозки морским транспортом) является, на наш взгляд, экономически необоснованная налоговая политика Минфина РФ. Так, налог на имущество (внутреннего) водного транспорта был увеличен с 0,1 % до 2,2 %, то есть в 22 раза. В результате, около 40 % предприятий внутреннего водного транспорта свои расходы не покрывали доходами от хозяйственной деятельности (табл.1). Из-за острого дефицита инвестиционных ресурсов за годы перестройки износ судов смешанного реки-море плавания достиг критических значений. Такой размер налога на имущество сезонных судоходных компаний является главным тормозом развития судоходства и судостроения в стране, ухода российских судоходных компаний в оффшоры. Уровень налогообложения российских судовладельцев самый высокий в мире!
В. И. Минеев, Г. В. Веселое, М.В. Иванов, Е.С. Лыкова
Развитие внешнеторговых бесперевалочных перевозок в европейской частироссии: ...
Таблица 1
Прибыль, убыток крупных и средних организаций по видам экономической деятельности (по состоянию на 1 сентября 2016 года), (тыс. руб.)
Организации, получившие прибыль Организации, получившие убыток
кол-во предпр. (ед.) 2016 год в % к соотв. периоду прошлого года кол-во предпр. (ед.) 2016 год в % к соотв. периоду прошлого года
Транспортный комплекс - всего 1976 490 243 938 199,0 1094 62 746 922 53,6
в том числе:
деятельность магистрального железнодорожного транспорта 34 98 110 129 420,1 12 16 405 805 53,9
деятельность промышленного железнодорожного транспорта 75 6 881 068 198,4 26 290 500 55,6
деятельность автомобильного грузового транспорта 387 9 633 776 119,0 125 2 111 521 67,9
деятельность морского транспорта 48 8 906 287 149,1 16 731 470 27,8
деятельность внутреннего водного транспорта 62 5 836 034 120,9 36 1 282 272 28,0
деятельность воздушного транспорта 68 66 547 282 298,2 39 15 623 064 107,9
В настоящее время на водном транспорте вместо 20 крупнейших судоходных компаний в СССР возникло 7480 экономически слабых организаций, из них около 85% имеют от 1 до 2 судов. Такие судоходные компании не в состоянии внедрять новые технологии доставки грузов, обновлять транспортный флот судами нового поколения, повышать свою конкурентоспособность на рынке транспортных услуг. Поэтому без поддержки государства, без отмены налога на имущество, без организации транзитного судоходства в коридоре Север-Юг и газификации флота внутреннего водного транспорта Россия теряет без борьбы свои ниши не только на внешнем рынке транспортных услуг, но и на внутреннем: турецкая судоходная компания «Палмали» успешно работает в границах волжских судоходных компаниях: «Волго-флот» и «Волготанкер», осуществляя бесперевалочные грузовые перевозки река-море.
В отличие от России США защищает свой внутренний и внешний рынок:
50 % всех внешнеторговых перевозок осуществляют флотом США, внутренние перевозки - только флотом США или судоходными компаниями, владельцы которых являются американцы. На внутренних водных путях США основной объем грузовых перевозок осуществляют три крупные судоходные компании, аналогичное положение с перевозками в Китае. В России более 90 % всех транспортных средств принадлежит « частникам». Государство как бы не отвечает за их деятельность. На наш взгляд, это ошибочная позиция, так как интересы бизнеса и государства, к сожалению, сегодня не совпадают.
Следует отметить, что в США транспорт подчиняется непосредственно Президенту страны. Это очень важно для продвижения новых проектов.
Другим основным препятствием развития внешнеторговых перевозок в бесперевалочном сообщении в судах река-море плавания Волжско-Камском-Каспийском бассейне является также ограниченная глубина на пороге нижнего шлюза Горьковской плотины. В результате прекращено транзитное движение грузового и пассажирского флота (Волга разделена на 2 речных участка), не строятся новые суда.
Наполнение Чебоксарского водохранилища, последнего каскада на Волге, до проектного уровня 68 м позволило бы обеспечить на первом этапе глубины до 4,5 м и строить суда нового поколения, большей грузоподъемности, более эффективные и развивать внешнеторговые перевозки.
На наш взгляд, для объективности государственного решения в целесообразности наполнения Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м следует_при-влечь ученых Академии наук РФ, т.к. это проблема не региональная, а национальная и затрагивает интересы ряда основных отраслей народного хозяйства, т.е. страны в целом.
До сих пор значительные объемы внешнеторговых грузов переваливаются через морские порты Украины и Прибалтики.
Задержка решения вопроса о наполнении Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м наносит государству (водному транспорту, энергетике, промышленности) ежегодный прямой ущерб на сотни млрд.руб. и потере тысяч высококвалифицированных рабочих мест в различных отраслях народного хозяйства. Поэтому, на наш взгляд, Правительство РФ для реализации высокоэкономичного комплексного проекта возрождения бесперевалочных внешнеторговых перевозок, развития судоходства, судостроения в крупнейшем Волжско-Камском-Каспийском бассейне необходимо привлечь Академию наук РФ и отраслевые вузы. Резервы повышения эффективности бесперевалочных перевозок в судах смешанного река-море плавания огромны.
В США уд. вес внутреннего водного транспорта составляет 10 %, в Германии - 19 %, в РФ - 1,25 %. Недооценка роли наиболее экономичного водного транспорта в мире и в РФ сдерживает развитие страны.
По нашим расчетам, только замена традиционного дизельного топлива на газообразное позволит снизить расходы по содержанию грузовых теплоходов на 20-22 %. Следовательно, себестоимость перевозок соответственно снизится на 20-22 %.
Газообразное топливо широко применяется на автомобильном транспорте за рубежом. В СССР еще в 1988 г. самолет (ТУ-155) успешно выполнил первый в мире экспериментальный полет на жидком водороде. В 1989 г. в СССР самолет ТУ-150 совершил полет с двигателем НК-89 на сжиженном метане. Однако без государственной поддержки внедрение альтернативного топлива на водном транспорте в крупнейшем Волжско-Камском бассейне экономически слабыми судоходными компаниями невозможно реализовать. Необходима разработка государственной комплексной программы по внедрению на водном транспорте альтернативного газообразного топлива (обоснование размещения баз заправки газообразным топливом судов в бассейне, оборудование причалов, разработки требований по противопожарной безопасности на флоте, обучение плавсостава и т.д.)
Список литературы:
[1] Веселов Г.В. Перспективы и проблемы развития водного транспорта в условиях функционирования международных коридоров. Монография. Н.Новгород, ВГАВТ, 2004. - 68 с.
[2] Веселов Г.В., Минеев В.И. Энергосберегающие технологии на водном транспорте: состояние, экономические проблемы и решения. Монография, Н.Новгород, ВГАВТ, 2014 - 92 с.
[3] Минеев В.И. Формирование стратегии энергосбережения на внутреннем водном транспорте. Монография. Н.Новгород, ВГАВТ, 2009 - 151 с.
[4] Информационно-статистический бюллетень «Транспорт России» за январь-сентябрь 2016 года http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=701#document_34965
[5] Максимов И.Д. Развитие методов анализа использования судов река-море плавания на перевозках сухогрузов (автореферат на соиск.к.т.н.), Н.Новгород, 2003 г., с. 24
В.И. Минеев, Г.В. Веселов, М.В. Иванов, Е.С. Лыкова
Развитие внешнеторговых бесперевалочных перевозок в европейской части россии: .
[6] Кузьмичёв И.К. Совершенствование системы управления транспортным процессом на внутреннем водном транспорте (автореферат на соиск. д.т.н.), Н.Новгород, 2010 г., с. 43
THE DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE PASS FREE TRANSPORTATIONS IN THE EUROPEAN PART OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTION
V.l. Mineev, G. V. Veselov, M. V. Ivanov, E.S. Lykova
Key words: foreign trade transportations, efficiency, competitiveness of transportations.
The article considers the main problems of development of foreign trade pass free shipping on the river-sea rout in the European part of Russia.
Статья поступила в редакцию 19.06.2017 г.
УДК 339.138
Н.В. Мордовченков, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»
603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
А.А. Сироткин, доцент, кандидат экономических наук,
ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»
603000 г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: маркетинговые исследования; перевозки; транспортные услуги.
Представлена структура маркетинговых исследований на речном транспорте. Разработана форма бланка для регистрации неудовлетворенного спроса на пассажирские перевозки. Предлагается интегративная эконометрическая модель для определения влияния привлекательности пассажирского транспорта с учетом возможных инвестиций в человеческий капитал, эффективности инфраструктуры транспортной отрасли, прироста валового регионального продукта и эффективности формирования и функционирования инфраструктуры.
Введение
Маркетинговое исследование - это наиболее эффективный инструмент для получения обратной связи с заказчиками и потребителями транспортных услуг. Правильная организация маркетингового исследования приобретает в современных экономических условиях особое значение. Очевидной научной проблемой является отсутствие комплексной методологии маркетинговых исследований, адекватной отечественной практике функционирования рынка транспортных услуг. Именно этот вопрос, по нашему мнению, требует решения в самое ближайшее время и данная статья направлена на поиск возможных вариантов такого решения.
Цель работы состоит в разработке актуальной методологии маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: разработка структуры маркетинговых исследований на речном транспорте; подготовка формы бланка для регистрации неудовлетво-