ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалъ Л.В. Стратегия адаптации экономики закрытого административно-территориального образования к условиям рынка: Дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2002.
2. Лубенский А. Ядерные оружейные лаборатории России: проблемы конверсии»/ science.pravda.ru/printed.html7news.
3. Маслюков Ю.Д. Советская военная мощь. От Сталина до Горбачева. М., 1999.
4. Материалы Департамента конверсии атомной промышленности // оЦ/тта^т.ги/ about/department/dkap/6/htm.
5. Михайлов В.Н. Десять лет в борьбе за выживание // Новый город. 2002. 30 мая. № 22. (а также: Бюллетень по атомной энергии ЦНИИ управления, экономики и информации Минатома России. 2002. № 1.).
6. Михайлов В.Н. Потенциал атомной энергетики и проблемы конверсии в отрасли // Конверсия в атомной промышленности. 1996. № 1. // www.iss.niit/70/.
7. Приказ Министерства по атомной энергии РФ «Об объявлении решения Коллегии Министерства Российской Федерации по атомной энергии от 10.04.2002 г., протокол № 8/1 "Об итогах выполнения подпрограммы "Реструктуризация и конверсия предприятий атомной промышленности (ЯОК) в 1998-2001 гг." и задачах по реализации подпрограммы "Реформирование предприятий атомной промышленности (ядернооружейного комплекса) на 2002-2006 гг."».
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2
РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
H.H. Расулов
кандидат экономических наук, зам. начальника управления министерства финансов Республики Узбекистан
С.С. Отамуратов
кандидат социологических наук, начальник управления министерства финансов Республики Узбекистан
Республика Узбекистан с момента обретения независимости (август 1991 г.) проводит самостоятельную внешнеэкономическую политику с целью достижения действительной открытости экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему.
Участие республики в международном сотрудничестве определяется природно-экономическими, культурно-историческими и другими возможностями.
Современный Узбекистан обладает достаточно благоприятными условиями, способствующими интенсификации внешнеэкономических связей. К ним относятся:
- большие запасы минерально-сырьевых, земельных и растительных ресурсов, уникальные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК;
- значительный экспортный потенциал, позволяющий при соответствующем вложении капитала, производственной кооперации и совместных инвестициях сформировать производство конкурентоспособной продукции;
- накопленный научный потенциал, сложившаяся инфраструктура народнохозяйственного комплекса, позволяющие вовлекать республику в широкие мирохозяйственные связи;
- относительно стабильная политическая обстановка в республике при сравнительно низкой стоимости рабочей силы, обеспечивающая взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
С обретением государственной независимости в стране происходят важные преобразования, направленные на либерализацию экономических отношений, повышение связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. За сравнительно небольшой отрезок времени стране удалось значительно повысить свой политический и торгово-экономический потенциал. На международной арене республика стала полноправным членом ООН, вступила в Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Организацию экономического сотрудничества (ОЭС), подписала соглашение с Комиссией Европейского сообщества о техническом содействовании. Заключены межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Индией, Китаем, Турцией,
© Расулов H.H., 2005 © Отамуратов С.С., 2005
Венгрией, Южной Корей, Малайзией, Пакистаном, ФРГ, Австрией и другими странами, соглашения и протоколы с Турцией, Испанией, КНР, Индонезией, Индией.
При этом внешнеэкономическая политика Узбекистана, включающая развитие экспортной базы и импортозамещающих производств, выбор стратегии его участия в международном разделении труда, рассматривается как важнейший элемент структурных преобразований в экономике. Однако происходящие процессы пока не привели к полной структурной перестройке национальной экономики. Здесь уместно вспомнить, что к рациональной структуре хозяйственного комплекса западная экономика пришла более чем за столетие, повторять пройденное для нас не имеет смысла. Мы имеем другой пример, в частности, новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии - Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др., которые при очень быстром преобразовании структуры национальных экономик на основе перехода от традиционных форм внешнеэкономических связей (торговля) к более глубокому и комплексному международному сотрудничеству в области производства, науки и техники на первый план выдвигали вопрос об укреплении и наращивании собственной экспортной базы.
Сырьевые отрасли республики (сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс) - на сегодня наиболее очевидный экспортный «ресурс», который непосредственно может быть использован во внешнеэкономических связях. Однако и здесь есть серьезная опасность, а именно: стать на долгие годы сырьевым придатком развитых стран.
Следовательно, при усилении интеграции в мировое хозяйство экономика Узбекистана будет находиться под сильным воздействием двух прямо противоположных факторов: с позиции сегодняшнего дня наиболее легко зарабатывать валюту на экспорте сырья и полуфабрикатов, с позиций же долгосрочной перспективы, напротив, надо делать ставку на развитие «финишных отраслей», производящих готовую продукцию, добиваться повышения ее качества, соответствия мировым стандартам, с тем чтобы сделать ее конкурентоспособной на международных рынках.
Мировой опыт интернационализации хозяйственных процессов подготовил условия к переходу на новый этап - этап экономической интеграции различных государств и создания крупных межгосударственных региональных объединений. В частности, процессы региональной экономической интеграции в послевоенной Европе положили начало созданию наиболее развитого в мире регионального экономического объединения - Европейского Союза (ЕС), известного под названием «общий рынок».
Следует отметить, что экономика бывшего СССР являлась частью мировой экономики и ее распад, а также слабые попытки реализации новой экономической интеграции в рамках СНГ негативно сказываются и на состоянии мирового хозяйства.
Дальнейшее углубление реформ потребовало структурной перестройки и создания конкурентной среды, предоставления производителям права выбора видов деятельности с учетом конъюнктуры не только внутреннего, но и внешнего рынков. Возникла необходимость либерализации всей внешнеэкономической политики, которая позволила бы производителям своевременно и адекватно реагировать на рыночные сигналы, используя преимущества международного разделения труда.
Внешняя торговля Узбекистана за годы независимости претерпела существенные изменения. Если в течение 1994-1996 гг. она росла достаточно высокими темпами, то в 1997-2002 гг. имело место снижение объемов экспорта и импорта. Главная причина спада связана, с одной стороны, с изменением конъюнктуры мирового рынка и снижением мировых цен на основные экспортные
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2
товары, а с другой - с политикой импортозамещения и поддержания завышенного обменного курса национальной валюты (сума).
Начиная с 2000 г. благодаря принятым мерам правительства по стимулированию экспорта1 его рост возобновился. Значительно изменились направления внешней торговли Узбекистана. Экспорт и импорт в торговле со странами СНГ существенно сократились, в то же время возросла торговля с государствами дальнего зарубежья, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности отечественного сырья на мировом рынке. Сальдо торгового баланса было преимущественно активным благодаря сокращению объемов импорта (рис. 1). Для товарной структуры экспорта и импорта Узбекистана за 1994-2002 г. характерны отдельные моменты, представляющие интерес (рис. 2).
%
120-, 100 ! 80604020 0І
Внешнеторговый оборот Узбекистана
1
ІГ
¿71
¿71
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
120
100
80
60
40
20
0
%
Экспорт
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
%
150
100
50
Импорт
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 цДоля стран СНГ цДоля других стран
0
Рис. 1. Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан, %2
1 В 2002 г. официальный обменный курс сума был снижен более чем в 2 раза. С 1 июля 2000 г. экспортеры готовой промышленной продукции получили возможность продавать 50% валютной выручки по свободному курсу. В целях стимулирования экспорта, для частичной компенсации их потерь, понесенных при продаже 50% валютной выручки по официальному обменному курсу, им были предоставлены значительные налоговые льготы.
2 Статистический бюллетень Минмакроэкономстата Республики Узбекистан, Государственного Департамента статистики. Ташкент, 2002, 2003, 2004.
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994ІЇ
0
Товарная структура экспорта
т
20
40
60
80
100
□ Хлопковое волокно И Цветные и черные металлы ■ Продов ольств ие И Услуги
2003 2002 2001 2000 19992
□ Химическая продукция и пластмассы 0 Машины и оборудование
0 Энергоносители
□ Прочие
Товарная структура импорта
ш
19944
20
40
60
80
100
□ Химическая продукция и пластмассы 0 Машины и оборудование
0 Энергоносители
□ Прочие
И Цветные и черные металлы ■ Продов ольств ие И Услуги
Рис. 2. Товарная структура экспорта и импорта в Республике Узбекистан, % к итогу3
Так, несмотря на значительное снижение доли хлопка в общем объеме экспорта, он остается основным вывозимым товаром, обеспечивающим более 1/4 валютных поступлений. Значительное место в экспорте занимают также энер-
0
3 Статистический бюллетень Минмакроэкономстата Республики Узбекистан, Государственного Департамента статистики. Ташкент, 2002, 2003, 2004.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2
гоносители, цветные и черные металлы, услуги. Экспортный потенциал страны может быть существенно укреплен за счет вывоза продовольственных товаров, машин и оборудования, а также прочих готовых изделий. Импорт продовольственных товаров снизился как в абсолютном, так и в относительном выражении и в 2002 г. составил только 12,5% в общем объеме импорта против 31% в 1994 г. Это свидетельствует об успешной реализации программы обеспечения зерновой независимости и замещения импорта продовольственных товаров. Доля энергоносителей в общем объеме импорта также резко снизилась и составила в 2002 г. 1,3% против 13% в 1994 г., это является результатом проводимой правительством политики обеспечения энергетической независимости и свидетельством возрастания мощностей по производству нефтепродуктов на территории Узбекистана.
Важное изменение в области импорта - повышение доли машин и оборудования с 35,8% в 1996 г. до 41,4% в 2002 г. Это результат структурной перестройки экономики страны, ибо включает ввоз технологического оборудования, необходимого для развития национальной индустрии. Можно утверждать, что импорт оборудования станет важной характеристикой внешнеэкономических связей Узбекистана на длительный период. Одновременно происходит существенное увеличение доли импорта услуг вследствие роста тарифов за транспортировку через страны СНГ. Важный недостаток структуры экспорта республики - высокие транспортные издержки. В структуре экспорта преобладают сырьевые товары. В связи с этим необходимо увеличение доли готовых изделий в общем объеме производства и экспорта страны. Иначе говоря, требуется дальнейшее углубление структурных преобразований в промышленной сфере в направлении увеличения темпов роста объема производства готовых изделий. Нельзя не отметить, что конъюнктура мирового рынка сырьевых товаров в отличие от рынка готовых товаров неустойчива, подвержена колебаниям. Учитывая эти особенности, правительство республики осуществляет структурную перестройку экономики с целью интеграции в мировую экономическую систему, в качестве полноправного участника мирохозяйственных связей с преобладающей долей готовых промышленных изделий.
За довольно короткий период независимости система внешнеторгового регулирования Узбекистана прошла этапы от первоначального протекционизма к экспортоориентированной открытой экономике.
В последние годы правительство Узбекистана рассматривает как приоритетное направление реформ либерализацию внешнеэкономической деятельности и переход к экспортоориентированной стратегии развития.
Также в стране осуществляются меры, направленные на расширение альтернативных путей экспорта продукции предприятий традиционных отраслей (хлопок-волокно, цветные металлы, текстильное сырье и материалы и др.). В этих целях начиная с 2001 г. на товарно-сырьевой бирже проводятся аукционы по продаже данных видов продукции с широким привлечением иностранных компаний.
Углубление экономических реформ предполагает либерализацию рынка иностранной валюты и конвертируемость национальной по текущим операциям. Реализация намеченного правительством комплекса мер в сочетании с институциональными реформами в области экспортных и импортных операций будет способствовать повышению эффективности распределения и использования ресурсов, увеличению притока иностранных инвестиций, росту экспорта и экспортного потенциала страны. Усилится также роль конкуренции, будут устранены сохраняющиеся искажения цен.
На этом пути важно последовательное, поэтапное, а самое главное - неукоснительное выполнение намеченных задач.
Важное значение при этом обретает институт банкротства и санации, от которых фактически зависит успешная переориентация необходимых стране предприятий.
На наш взгляд, на данном этапе целесообразно поддержание экспортоориентированных производств и предприятий, при этом неэффективные и требующие больших финансовых вложений, ориентированные в основном на импорт сырья производства должны в рыночных условиях «доказать» свою необходимость или же быть объявлены банкротами.
Учитывая вышесказанное, считаем, что необходимо обратить внимание на развитие отраслей экономики, в которых республика имеет относительные преимущества, возможности увеличения валютных поступлений.
В конечном итоге решение указанных проблем будет способствовать ускорению темпов экономического развития республики и повышению уровня благосостояния народа.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2005 Том 3 № 2