Курбанова Д.М.
к.э.н. Старший научный сотрудник
Институт Экономики Ан Узбекистана
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ экономики УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный этап развития мировой экономики характеризуется процессом глобализации, расширением и углублением внешнеэкономических связей между странами, снижением торговых барьеров и ростом взаимозависимости национальных экономик. В мировом хозяйстве темпы экономического роста страны и благосостояние ее населения во многом зависят от того, насколько полно страна использует преимущества глобализации и международного разделения труда.
В условиях углубления экономических реформ и повышения открытости экономики Республики Узбекистан вопросы повышения эффективности экспорта и рационализации импорта, создания условий, способствующих повышению конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках, приобретают особую актуальность. Следует отметить, что актуальным на сегодняшний день является необходимость комплексного подхода к повышению эффективности внешней торговли и конкурентоспособности национальной экономики с учетом специфики страны на данном этапе реформ с учетом сложившейся социально-экономической ситуации.
Последовательность либерализации внешней торговли. К мерам по либерализации внешнеторговой деятельности и оказанию государственной поддержки предприятиям-экспортерам относятся меры фискального характера, направленные на стимулирование роста экспортного потенциала страны. Так с I июля 2003 г. введены налоговые льготы на доходы и на имущество, в зависимости от
доли экспорта в общем объеме реализуемой продукции, и освобождение от уплаты акцизного налога. Осуществлено значительное сокращение списка запрещенных на экспорт товаров и др.
Процессы углубления рыночных реформ и либерализации экономики в Узбекистане получили достойную оценку многих известных международных организаций. Так, по оценке международного рейтингового агентства, ежегодно публикующего индекс экономической свободы по 162 странам мира, значение индекса либерализации по Узбекистану за 2000-2007 годы улучшилось на 18 п.п. и составило 53%, что свидетельствует о заметном прогрессе в области либерализации национальной экономики, в том числе и внешней торговли.
Известно, что одним из основных индикаторов, характеризующих степень открытости (либерализации) экономики является доля регулируемого государством (централизованного) экспорта в совокупном экспорте страны. В этой связи особое внимание уделялось поэтапному проведению
демонополизации и децентрализации внешней торговли республики.
В успешно развивающихся странах оптимальное значение доли регулируемого государством экспорта в общем экспорте страны составляет менее 10-15%. В Узбекистане вмешательство государства во внешнюю торговлю постепенно сокращается.
Последовательное снижение присутствия государства в экономике, либерализация внешней торговли наиболее заметно проявляется в деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Основными видами их деятельности являются производство швейных изделий, продукции промышленности строительных материалов и пищевой отрасли.
В республике осуществляется всесторонняя поддержка ускоренного развития этого сектора экономики. Так, в 2007 г. были сокращены ставки единого налогового платежа для малых предприятий и микрофирм с 13% до 10%, а в 2009 г. уже с 8% до 7% [1, 37]. Кроме этого упрощены и удешевлены процедуры создания новых субъектов предпринимательства, в результате чего повысилось их участие в производстве экспортоориенти-рованной продукции. Так, в 4 раза снижена стоимость получения архитектурно-планировочных заданий, в 2,5 раза - экспертизы проектно-смет-ной документации, в 2 раза - стоимость оформления кадастровых документов.
Состояние внешней торговли Узбекистана. За годы независимости позитивно изменилась структура торговли в сторону повышения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, поскольку основным направлением государственной экономической политики является развитие экс-портоориентированных производств. В нынешних условиях мирового финансово-экономического кризиса в республике была принята Антикризисная программа социально-экономического развития страны на 2009-2012 г. г., одним из основных приоритетов которой является поддержка и обеспечение стабильной работы предприятий-экспортеров, в частности:
" реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и вычет пеней из платежей в бюджет, внебюджетные фонды за коммунальные услуги, электроэнергию и природный газ;
" сокращение срока возврата суммы налога на добавленную стоимость от 30 до 20 дней;
" продление до 2012 г. срока налоговых льгот предоставленных предприятиям с участием иностранного капитала, специализирующихся на производстве готовой продукции;
" продление срока итоговых расчетов от 30 до 60 дней из-за несвоевременности валютных поступлений.
Кроме этого, также приоритетным направлением Антикризисной программы стало обеспечение роста и расширение ресурсной базы инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики. В данном направлении запланированы следующие мероприятия:
4 снижение себестоимости продукции;
4 предоставление налоговых льгот предприятиям-экспортерам;
4 поддержка с помощью банковского кредитования;
4 расширение производства.
Таким образом, меры по поддержке отечественных экспортеров позволили расширить номенклатуру экспортируемой продукции и географию экспортных рынков, обеспечить положительное сальдо внешнеторгового оборота в размере более 2,3 млрд. долл.
В результате принятых государственных мер по поддержке предприятий-экспортеров, наряду с ростом объемов экспорта традиционных товаров - хлопка, пряжи и тканей, цветных металлов, продукции химической отрасли, в структуре экспорта прочное место заняли продукты нефтепереработки, легковые автомобили, автобусы городского типа, изделия сложной бытовой электроники, в целом, в экспорте увеличилась доля машин и оборудования.
Доля экспорта хлопка-волокна сократилась с 49,2% в 1994 г. до 8,6% в 2009 г., что привело к уменьшению зависимости валютных поступлений от данного вида сырья. Однако удельный вес готовых промышленных товаров - продукции, которая характеризует состояние экспортоориентиро-ванности экономики, все еще не доминирует в общих объемах экспорта. Так, в настоящее время в структуре экспорта удельный вес электроэнергии составляет 34,2%, продовольственной продукции - 6,0%, черных и цветных металлов - 5,0%, товаров легкой промышленности - 5,6% и химической промышленности - 5,0%1. Однако экспорт машин и оборудования сократился с 10,4% в 2007 г. до 2,9% в 2009 г., что является следствием влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики, который в первую очередь отразился на экспортных статьях всех
1 Доклад Министра финансов РУз "Эффективность Антикризисной программы и важнейшие приоритеты посткризисного развития Узбекиста-на'УМеждународная научно-практическая конференция под эгидой Правительства РУз, г. Ташкент, 12 апреля 2010 г.
стран мира. Общая тенденция в мировой экономике пока сохраняется таковой - идет сокращение экспорта во многих странах, что является следствием снижения темпов экономического роста. Ведущие аналитики и эксперты прогнозируют постепенный экономический рост мировой экономики в 2010 г., что должно положительно отразиться на состоянии международной торговли.
Таким образом, в структуре экспорта Узбекистана пока еще преобладают сырьевые и промежуточные товары, в связи, с чем конъюнктурные изменения мировых рынков сырьевых ресурсов в значительной степени влияют на объем товарооборота и экспорта. Так, мировые цены на те сырьевые ресурсы, которые являются экспортными статьями страны значительно снизились в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.
Следует заметить, что в составе экспортных статей страны появились новые виды продукции, в частности различные виды пищевых консерва-ций; насосы центробежные; оборудование нефтегазовое, буровое и запчасти к ним, новые виды фармацевтической продукции, готовых швейных и трикотажных изделий, галантерейной продукции.
Очевидно, что структура импорта также пре-
терпела серьезные изменения в соответствии выбранной стратегией его рационализации и проводимой политикой по импортозамещению стратегической, жизненно важной продукции, и тех ее видов, которые эффективнее производить в стране и последующей ориентации экономики на развитие экспортных отраслей с целью более полного использования сравнительных преимуществ страны в международном разделении труда.
Необходимо отметить, что удельный вес импорта энергоресурсов и продовольствия только за период с 1994-2009 гг. снизился с 58,5% до 12,5%, что касается импорта машин и оборудования, то доля их возросла с 15,3% до 56,5%. Практически прекращен импорт нефти, бензина, значительно сокращен импорт зерна, других продовольственных товаров1.
Снижение импорта энергоресурсов является результатом проводимой в стране экономической политики, направленной на обеспечение энергетической независимости и возросших мощностей собственного производства нефтепродуктов, а в отношении продовольствия - из-за принятых мер по внутреннему самообеспечению республики пшеницей и зерновыми крупами. Кроме того, развивается отечественное автомобилестроение, про-
22000 20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
■ внешнеторговый оборот ■ экспорт ■ импорт
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике за соответствующие годы
1 Социально-экономическое положение Узбекистана за 1991-2001 годы /Статистический сборник Госкомстата РУз. - Ташкент, 2002 стр. 25
Рисунок I
Динамика внешнеторгового баланса Узбекистана (млн.долл. США)
изводство электробытовой техники, пряжи и тканей, стекла, керамики и других видов продукции, которые еще совсем недавно в основном завозились из-за рубежа. Вследствие данного факта импорт машин и оборудования в общем объеме вырос, поскольку данные производства являются новыми и необходимость в развитии технической базы, оборудовании и т.д. стояло остро. Кроме этого проводимая государственная политика, целью которой является модернизация и техническое перевооружение старых производств и создание новых, влияет на удельный вес импорта машин и оборудования в общем объеме республики.
Так, за период с 2000-2009 гг. произошли заметные положительные сдвиги во внешней торговле Республики Узбекистан. В частности внешнеторговый оборот в 2009 г. увеличился в 3,4 раза по отношению к уровню 2000 г., в т.ч. экспорт вырос в 3,6 раза, импорт - в 3,2 раза соответственно (см. рис. 1).
Следует отметить, что улучшились такие макроэкономические индикаторы, как доля экспорта в общем объеме ВВП, экспорт на душу населения, в частности удельный вес чистого экспорта (Хп) в объеме ВВП республики повысилась с 3,2% до 16,5% за 2000-2007 гг. Однако на фоне мирового финансово-экономического кризиса наблюдался некоторый спад данного показателя, а частности в 2008 г. Хп составил 7,4%, а уже в 2009 г. вырос до 9,2% притом, что как отметил глава государства, данный год был трудным для Узбекистана.
Заметим, что показатель экспорта на душу населения вырос в 2,5 раза за период 2000-2007 гг., составив 335,1 долл. в 2007 г. (см. табл. 2). Однако, несмотря на влияние мирового кризиса, на состояние внешней торговли Узбекистана, следует отметить, что данный показатель за период с 2000 г. по 2009 г. вырос уже в 3,2 раза, и индекс прироста к уровню 2007 г. составил 25,4%1. Положительной тенденцией, мы считаем, тот факт, что объем экспорта на душу населения рос, составив 417,1 долл. в 2008 г., в 2009 г. - 420,3 долл., при этом индекс прироста данного показателя к предыдущему году отмечен в 2008 г. 24,5%, в 2009 г. - 0,8%.
В целом, индекс роста экспорта (102,4%) по сравнению с индексами роста импорта (97,3%) и ВВП (108,1%) в 2009 г. против предыдущего года позволил получить высокий внешнеторговый ба-
1 2007 г. - это предкризисный год, в котором были отмечены наиболее высокие показатели состояния внешнеторгового баланса Узбекистана. И в данном случае сравнение с данным годом отражает состояние внешнеторгового баланса (спад или рост) любой страны мира. - Мнение автора
ланс (сальдо) страны - в размере 2333 млн. долл., что 544 млн. долл. больше чем в 2008 г. В целом, процент покрытия импорта экспортом составил 124,7%, против 118,4% за соответствующий период прошлого года2.
Такой результат, достигнутый во внешнеторговом балансе Узбекистана за 2009 г., был бы не возможен без целенаправленной политики государства по поддержке и обеспечению стабильной работы предприятий-экспортеров. В данном направлении со стороны государства были предприняты конкретные меры с целью недопущения резкого снижения экспорта республики и предотвращения негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны, в частности:
- была сокращена в среднем на 18% себестоимость продукции в промышленности, что оздоровило финансовое состояние предприятий и повысило их конкурентоспособность на внешних рынках;
- 50 предприятиям-экспортерам реструктурирована просроченная и текущая кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на общую сумму более 200 млн. долл.;
- коммерческими банками предоставлены дополнительные кредиты на сумму 160 млн. долл. для пополнения оборотных средств предприятий-экспортеров;
- рост тарифов на базовые коммунальные услуги (электроэнергия, природный газ, водоснабжение, канализация), который в 2007-2008 гг. в среднем составлял 24,6% в год, в 2009 г. был ограничен на уровне 7,7%.
Анализ экспорта республики за 2000-2009 гг. показывает, что произошли позитивные изменения в товарной структуре, в частности существенно уменьшилась доля хлопка-волокна с 27,5% до 8,6%. В то же время увеличился удельный вес в экспорте страны продукции ТЭК с 10,3% до 34,2%, химической промышленности с 2,8% до 5,0% за рассматриваемый период, металлургического комплекса - с 6,7% до 7,0%, но в 2009 г. отмечено снижение по данной товарной группе до 5,0%.
Очевидно, что структура экспорта Узбекистана значительно улучшилась за счет повышения объемов готовой продукции, доля которой за период 2000-2009 гг. выросла с 17,7% до 22,7%.
Следует отметить, что индекс прироста экс-
2 Основные показатели социально-экономического развития Узбекистана за 2009 год./Статистические данные Госкомстата РУз. - Ташкент, 2010, стр.2
порта в 2009 г. к предыдущему году составил 2,4%. Важно подчеркнуть, что данный рост в основном обеспечивался не за счет ценового фактора и сырьевых ресурсов, а в результате увеличения объема и номенклатуры готовых видов продукции, таких как "продовольственные товары", где высокую долю занимает плодоовощная продукция; "машины и оборудование" за счет экспорта легковых автомобилей, электротехники, автомобилей, микроавтобусов; экспорта услуг, преимущественно транспортных и телекоммуникационных; химических товаров и изделий.
В номенклатуре экспорта страны появились новые виды продукции - это изделия с использованием бериллия, хрома, германия и ванадия; различные пищевые консервации (желе, плодово-ягодные, ореховые пюре и пасты); насосы центробежные; оборудование нефтегазовое, буровое и запчасти к ним. Кроме этого на экспорт поставлялись вновь освоенные и новые виды фармацевтической продукции, готовых швейных и трикотажных изделий, галантерейной продукции.
В экспорте преобладали такие экспортные позиции, как автомобили, новые виды сельхозтехники, кабельно-проводниковая продукция, бензин и другие продукты нефтепереработки, изделия цветной металлургии и др.
Также расширился ассортимент текстильной и полиграфической продукции; возрос экспорт продукции более глубокой степени переработки хлопка-волокна и шелкового сырца - пряжи, нитей, хлопчатобумажных и шелковых тканей, готовой
одежды.
Проведенный анализ импорта республики по итогам 2009 г. показал, что объем импорта к предыдущему году составил 97,3%, а за рассматриваемый период увеличился в 3,2 раза. В то же время, следует отметить, высокий индекс роста импорта республики за 2008 г. к предыдущему периоду - 85,4%, который составил 9704 млн. долл. Такое повышение объема импорта именно за 20082009 гг. вызвано ускорением политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производств, обеспечивающих создание высокотехнологических отраслей, в частности: автомобилестроение; газохимия; электротехника; нефтегазовое машиностроение; железнодорожное машиностроение; текстильная промышленность; промышленность строительных материалов; фармацевтика; мебельная промышленность.
Основными направлениями и приоритетами во внешнеторговой политике республики были регулирование импорта товаров с целью оптимизации его структуры, сокращение импорта товаров, производимых внутри республики, в особенности потребительского назначения.
Необходимо отметить, что в республике создан действенный механизм подготовки и реализации проектов по углублению локализации производства, который учитывает системный анализ объема и структуры импорта, увеличение выпуска конкурентоспособной,экспортоориентирован-ной отечественной продукции, развитие и укреп-
Годы Экспорт на душу населения, долл. Темпы ршгга к предыдущему году, %
2000 132,4 100
2001 127,0 95,9
2002 118,2 93,1
2003 145,7 123,2
2004 187,6 128,8
2005 206,7 110,2
2006 241,3 116,7
2007 335,1 138,9
2008 417,1 124,5
2009 420,3 100,8
2007 г.в % к 2000 г. в 2,5 раза X
2009 г.в % к 2000 г. в 3,2 раза X
2009 г.в % к 2007 г. 125,4 X
Таблица 2
Динамика экспорта на душу населения республики Узбекистан
ление межотраслевой и внутриотраслевой промышленной кооперации и на этой основе обеспечения роста занятости населения и повышения его материального благосостояния.
В результате на законодательной основе четко определены полномочия и функции органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, порядок их взаимодействия в процессе разработки программ локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации, сформирована система льгот и преференций для предприятий, участвующих в их осуществлении.
Кроме этого выработаны подходы и критерии Программы локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации на 2010 год, которая включает в себя следующее:
- целевые параметры объемов производства и уровня локализации основных видов промышленной продукции на 2010 год, предусматривающие рост объема производства локализуемой продукции в 1,45 раза;
- перечень переходящих на 2010 год проектов локализации производства готовых видов продукции, комплектующих узлов и деталей;
- перечень новых проектов локализации производства готовых видов продукции, комплектующих узлов и деталей, сырья и материалов;
- перечень готовых видов продукции, материалов и комплектующих изделий, рекомендуемых к освоению отечественными производителями.
В результате реализации Программы локализации в экономике республики произошли существенные изменения в структуре импорта: увеличение объемов импорта тех видов продукции, которые не производятся в республике и необходимы для воспроизводственного цикла предприятий; незначительный рост импорта энергоресурсов, продовольственных и непродовольственных потребительских товаров. Доля импорта продукции машиностроения увеличилась с 35,4 до 56,5%, черной металлургии с 5,6 до 6,3%.
Положительным результатом выполнения мер по развитию агропромышленной отрасли является то, что за последние годы потребности населения республики в мясомолочной и маргариновой продукции, рисе и картофеле и других важнейших продовольственных товарах покрываются в основном за счет собственного производства. В связи, с чем импортные поставки продовольствия в 2009 г. увеличены сравнительно умеренными темпами к уровню 2000 г. (на 17,3%).
В целом, значительное увеличение импорта
продукции базовых отраслей связано с развитием промышленного потенциала республики, особенно через государственные инвестиционные программы, направленные на ускоренную индустриализацию, модернизацию и технологическое обновление, создание в ведущих отраслях экономики современных производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции. Преобладание машин и оборудования в совокупном импорте страны объясняется также появлением новых производств и технологий в соответствии с Государственной Программой локализации на базе местных ресурсов. Так, в рамках реализации данной программы только в 2009 г. освоено более 100 новых видов продукции, объемы производства локализуемой продукции увеличены в 2 раза, обеспечены выпуск и реализация импортозамещающей продукции на 2,6 млрд. долл.
Необходимо заметить, что за последние годы доля экспорта республики в дальнее зарубежье увеличилась с 64,1% до 66,7% (за счет роста товарооборота с Китаем), а в страны СНГ снизилась с 35,9% до 33,3%, такая же тенденция наблюдается в импорте. В числе крупных торговых партнеров республики, товарооборот с которыми растет, являются Россия, Китай, Швейцария, Корея.
Среди зарубежных стран наибольший удельный вес в совокупном экспорте республики в 2009 г. занимали Китай (9,7%), Швейцария (7,9%), Корея (5,8%), Афганистан (3,3%), Турция (3,2%), Иран (2,7%), Германия (2,2%) и США (1,7%). Их суммарная доля в экспорте республики составила 36,5%. Большую часть экспорта в зарубежные страны составили хлопок-волокно, продукция химической отрасли, цветной металлургии и энергоносители (свыше 80% общего экспорта в вышеназванные страны).
Кроме России среди стран СНГ крупными торговыми партнерами Узбекистана традиционно остаются Украина (7,2% в общем товарообороте республики) и Казахстан (6,2%). Однако, в связи с мировым кризисом резко негативно повлиявшем на экономику названных стран, доля Украины в общем товарообороте Узбекистана сократилась в 2009 г. на 21%. Доля Казахстана сократилась соответственно на 21,1%. Заметим, что основными товарами узбекского экспорта в страны СНГ были продовольственные товары (15,1%), энергоносители (50,2%), услуги (12,1%), машины и оборудование (8,4%), а также химическая продукция и пластмассы (3,4%).
Таким образом, можно констатировать, что внешнеторговая деятельность республики, несмотря на продолжающийся мировой финансово-эко-
номического кризис, показывает положительные тенденции в статьях экспорта и импорта. При этом наблюдается рост поставок на экспорт продукции с добавленной стоимостью. Это явилось результатом целенаправленной комплексной государственной политики по поддержке и обеспечению стабильной работы предприятий-экспортеров, что позволило при росте импортных поставок, увеличить положительный торговый баланс страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каримов И.А. "Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа" /Доклад Президента РУз Каримова И.А. на заседании Кабинета Министров РУз. - Т.: "Узбекистан", 2010 - 72 с.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.03.2010 г. N ПП-1306 "О программе локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации на 2010 год"
3. Доклад Министра финансов РУз "Эффективность Антикризисной программы и важнейшие приоритеты посткризисного развития Узбекистана"/Международная научно-практическая конференция под эгидой Правительства РУз, г. Ташкент, 12 апреля 2010 г.
4. Основные показатели развития внешней торговли Узбекистана за 2009г. /Статистический бюллетень Госкомстата Республики Узбекистан - Ташкент, 2010
5. Социально-экономическое положение Узбекистана за 1991-2001 годы /Статистический сборник Госкомстата РУз. - Ташкент, 2002
6. Основные показатели социально-экономического развития Узбекистана за 2009 год./Статистические данные Госкомстата РУз. - Ташкент, 2010