Научная статья на тему 'Развитие виноградарства Дагестана и пути повышения его конкурентоспособности'

Развитие виноградарства Дагестана и пути повышения его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИНОГРАДАРСТВО / ВИНОДЕЛИЕ / WINEMAKING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КАЧЕСТВО / QUALITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / GRAPES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамова Р.А.

В данной статье проанализированы внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность производства винограда в аграрных предприятиях Республики Дагестан. Отмечена приоритетность виноградарско-винодельческого производства как важного источника формирования бюджета, играющего немаловажную роль в социально-экономическом развитии республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF WINE GROWING OF DAGESTAN AND WAY OF INCREASE IN ITS COMPETITIVENESS

In this article the internal and external factors influencing competitiveness of production of grapes in the agrarian enterprises of the Republic Dagestan are analysed. Is marked a priority of grapes winemaking of manufacture as important source of formation of the budget playing an important role in socio economic developmen of republic.

Текст научной работы на тему «Развитие виноградарства Дагестана и пути повышения его конкурентоспособности»

УДК: 634.8 ББК: 42.35

Адамова Р.А. - старший преподаватель кафедры экономики ГАОУ ВПО«Дагестанский государственный университет народного хозяйства» Adamova R. A. - senior teacher of department of economy of GAOU VPO «Dagestan State University of the National Economy»

РАЗВИТИЕ ВИНОГРАДАРСТВА ДАГЕСТАНА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

DEVELOPMENT OF WINE GROWING OF DAGESTAN AND WAY OF INCREASE IN ITS COMPETITIVENESS

В данной статье проанализированы внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность производства винограда в аграрных предприятиях Республики Дагестан. Отмечена приоритетность виноградарско-винодельческого производства как важного источника формирования бюджета, играющего немаловажную роль в социально-экономическом развитии республики.

Ключевые слова: виноградарство, виноделие, эффективность, конкурентоспособность, качество,развитие.

In this article the internal and external factors influencing competitiveness of production of grapes in the agrarian enterprises of the Republic Dagestan are analysed. Is marked a priority of grapes - winemaking of manufacture as important source of formation of the budget playing an important role in socio economic developmen of republic.

Keywords: a grapes, winemaking, efficiency, competitiveness, quality, development.

В целях эффективного развития виноградарства и виноделия Правительством Республики Дагестан постановлением от 24 декабря 2010 г. № 485 утверждена республиканская целевая программа развития виноградарства и виноделия Республики Дагестан на 2011 - 2020 годы.

В 2011 году из предусмотренных Программой на развитие отрасли бюджетных средств в объеме 808,0 млн. рублей выделено 246,95 млн. рублей, что составляет 30,6 процента, в том числе из федерального бюджета - 96,55 млн. рублей (43,7 процента от предусмотренного объема) и из республиканского бюджета Республики Дагестан - 150,4 млн. рублей (25,6 процента).

Производство в 2011 году винограда составил 139,1 тыс. тонн при средней урожайности 79,8 ц/га, что на 12 тыс. тонн больше по сравнению с 2010 годом и на 14,1 тыс. тонн больше, чем было намечено по Программе, т.е. выполнение данного показателя Программы составило 111,3%.

В 2011 году, при предусмотренных Программой посадках новых виноградников на площади 1100 га, виноградарями республики посажено 1485 га, что на 385 га или 35% выше программных показателей. За счет новых посадок виноградников в истекшем году создано около 2,2 тыс. новых рабочих мест.

В истекшем году на виноградниках республики проведена работа по ликвидации изреженности на площади 650 га, кроме этого, списано 720 га старых малопродуктивных виноградников. По состоянию на 01.01.2012 года общая площадь виноградников в республике составляет 22,3 тыс. га, в том числе плодоносящих - более 17 тыс. га.

В республике в 2011 году, из собранных 139,1 тыс. тонн винограда, на переработку было направлено 93,8 тыс. тонн, это на 3,2 тыс. тонн или на 3,5% больше чем в 2010 году и составляет 67,4% от

валового сбора. Основными направлениями переработки винограда, как и в прежние годы, были выработка коньячных и шампанских виноматериалов. Всего в 2011 году было произведено более 6 млн. дал виноматериалов. Как и в предыдущие годы, львиную долю всей переработки (почти 70%) обеспечили 2 предприятия - ОАО «Дербентский завод игристых вин» и ОАО «Дербентский коньячный комбинат».

Комитетом «Дагвино» инициированы к реализации 3 приоритетных инвестиционных проекта на базе подведомственных предприятий:

1. Строительство холодильников для хранения винограда и другой плодоовощной продукции суммарной мощностью 35 тыс. тонн в год -на базе ГУП «Кировский», ГУП «Манаскентский», ГУП им. К. Маркса и ГУП «Каспий»;

2. Строительство завода по производству шампанских и тихих вин производственной мощностью 2 млн. дал в год - на базе ГУП «Каспий»;

3. Строительство завода по производству детского питания и соков производственной мощностью 350 тыс. дал в год (300 тыс. дал соки, 50 тыс. дал детское питание) - на базе ГУП «Каякентский».

По всем трем проектам подобраны площадки строительства, ведется необходимая работа с поставщиками технологического оборудования, идет подбор строительной организации, инициаторами проектов (ГУП «Кизлярский коньячный завод» и ГУП «Каякентский») проводится работа с банками для открытия кредитных линий на финансирование проектов.

В перечне курируемых комитетом проектов есть еще три проекта - «Комплексная модернизация государственного унитарного предприятия «Геджух», «Строительство холодильников для хранения винограда и другой плодоовощной продукции мощностью 15000 тонн в Кизилюртовском районе» (инициатор проекта ООО «Родина») и «Строительство завода по производству уникальных ликерных вин вблизи бархана Сары-Кум».

Конкурентоспособность - это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны - его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Понятие конкурентоспособности - это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.

Факторы конкурентоспособности организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

Возможности непосредственного воздействия предприятия на факторы внешней среды достаточно ограничены, поскольку они преимущественно действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные возможности обеспечения конкурентоспособности предприятия находятся в сфере факторов внутренней среды. Однако воздействовать на эти факторы можно с разной степенью эффективности. Так, как правило, значительных капиталовложений и длительного срока окупаемости требуют инновационные изменения технико-технологических условий работы. Однако следует отметить, что при существующем в мире высоком уровне развития научно-технического прогресса производственный потенциал предприятий,

который составляет значительную часть экономического потенциала, практически определяется используемыми в производстве современными технологиями.

Применяемые на предприятии технологии формируют требования к количественному и качественному составу основных производственных фондов, системе коммуникаций, составу и квалификации промышленно-производственного персонала,

используемым природным ресурсам (вода, топливо и т.п.), системе обработки информации. В свою очередь вышеназванные требования определяют производственную мощность предприятия, количество и качество оборотных средств, необходимых для реализации производственного процесса.

Вместе с темдля обеспеченияконкурентоспособности предприятияпри всей важности создания современных технико-технологических условий производства, необходимо также уделять внимание формированию адекватной данным условиям системы менеджмента на предприятии. Поэтому средивнутренних факторовконкурентоспособности организации важнейшую роль играет уровень качества управления организацией, т.е. уровень подготовки менеджеров, умение правильно вести деловые операции в условиях постоянного изменения на рынке. Эти факторы считают ключевыми в определении конкурентоспособности организации на рынке.

Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда:

1. Реклама (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса).

2. Качество оборудования, уровень технологии.

3. Уровень квалификации персонала.

4. Наличие на предприятии маркетинговой службы, занимающейся планированием сбыта винограда.

5. Доступность источников финансирования, привлечение предприятием заёмных источников.

6. Уровень развития внешних связей.

7. Ассортимент винодельческой продукции, выращенного винограда.

8. Специализация предприятия.

9. Принятие предприятием мер по эффективному использованию земель: соблюдение агротехнологии, контроль качества земель.

10. Внутрихозяйственный контроль качества продукции, премирование работников за качество [3].

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда:

1. Уровень среднерыночных цен на виноград.

2. Острота конкуренции.

3. Национальные и региональные особенности региона, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.

4. Имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

5. Государственная политика в поддержке производителей в отрасли виноградарства — в приобретении основных средств, обновлении виноградников.

6. Климатические, погодные условия, сложившиеся в определённый период.

7. Объём рынка.

8. Государственная политика по недопущению недобросовестной конкуренции, включая систему штрафов и уголовной ответственности.

9. Разработка стандартов качества продукции, контроль соответствия произведённой продукции утверждённым стандартам.

10. Структура и размер инвестиций в отрасль [2].

Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности.

В современных условиях глобализации и информатизации, когда быстро расширяется доступ к новым технологиям, оборудованию, методам производства, невозможно разрабатывать и осуществлять конкурентную стратегию фирмы, основываясь только на таких факторах производства, как земля и капитал. Все больше предприятий делают ставку на развитие принципиально нового фактора - человеческого потенциала, как бы объединяющего воедино предпринимательство, труд и информацию.

Основной принцип кадровой политики должен основываться на разнообразие подбора персонала и предоставление равных возможностей

Как показывает практика, рабочая сила, подобранная по такому принципу, дает возможность, во-первых, предугадать важные изменения на рынке; во-вторых, удовлетворять разнообразные потребности покупателей и партнеров; и, в-третьих, сохранять устойчивость компании в условиях глобализации. Конкурентоспособность и успешное развитие фирмы зависят от того, какие люди работают в ней, как они относятся к своей работе, как взаимодействуют друг с другом.

Второе место по степени влияния на конкурентоспособность винограда в аграрных предприятиях Дагестана занял внутрихозяйственный контроль качества продукции. Ведь качество продукции это наш главный аргумент по установлению конкурентных позиций на долгосрочную перспективу. Поэтому обеспечение стабильного качества продукции позволяет иметь постоянных партнёров, создаёт базу для расширения производства, формирования производственной стратегии.

Следующие по значимости факторы - качество оборудования, уровень технологии. Технология даёт нам возможность получить конкурентные преимущества за счёт сокращения трудовых и материальных ресурсов, совершенствования технологических процессов. Внедрение нового оборудования и технологий должно быть оправдано, то есть всегда нужно проверять на соответствие возможной эффективности инновации с реальными возможностями ресурсов. В нашем случае это применимо к виноградникам, которые устарели.

На этой же позиции находится наличие маркетинговой службы на предприятиях. В аграрных предприятиях службы маркетинга отсутствуют так как это воспринимается как неоправданные дополнительные затраты. Роль маркетинга стремительно растёт при рыночных отношениях. Поэтому любое предприятие, для обеспечения своих конкурентных позиций на рынке, должно начинать строить стратегию продвижения товара. Это также актуально в связи с общегосударственными и мировыми тенденциями.

Среди других факторов важно отметить, что немаловажное значение играет обеспечение предприятием эффективного использования земель. Сейчас ситуация такова, что отсутствие средств на капитальные вложения и льготных кредитов для закладки виноградников лишает хозяйства возможности закладывать новые виноградники, особенно привитыми саженцами, и своевременно

реконструировать существующие в необходимых объемах. Темпы списания и раскорчевки виноградных насаждений превышают их восстановление.

Таким образом, земли либо не используются далее после выкорчёвывания виноградника, либо виноградники настолько старые, что уход за ними не имеет смысла, либо встречается частая изреженность и некачественный посадочный материал. Все эти факторы снижают эффективность использования земельных ресурсов и, следовательно, негативно влияют на конкурентоспособность продукции предприятия в целом.

Считается, что допустимый коэффициент изреженности виноградников в специализированных предприятиях-не более 10%. В зарубежных странах изреженности нет вообще-на месте иссохшего куста сразу же садят новый. Рассмотрим какими темпами осуществляется обновление виноградников в аграрных предприятиях Дагестана.

Коэффициенты обновления виноградников подтверждают, что посадка виноградников с каждым годом снижается, обновление виноградников производится катастрофически низкими темпами.

Назрела также неотложная потребность в выработке единой технологической политики производства посадочного материала относительно обеспечения контроля за технологией и реализацией саженцев. Производство посадочного материала на ближайшие 8 - 10 лет должно быть направлено на получение, с одной стороны, элитных с другой - сертифицированных саженцев. Кроме того, внедрение и производство саженцев высоких категорий качества даст возможность получать стойкие урожаи винограда, снизить себестоимость продукции и повысить экономическую эффективность отрасли. Среди внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность являются климат и погодные условия. Климат - основной физико-географический фактор, определяющий качество винограда и возможности его дальнейшего использования. Дагестан относится к особым регионам культурного виноградарства.

Именно климат обеспечивает основу конкурентоспособности -качество товара. Так ранние заморозки могут привести к снижению урожая, чрезмерная летняя жара - к остановке накопления сахара в винограде, что снижает его качества, и, как следствие, конкурентоспособность. Второе место по значимости среди факторов внешней среды занял имидж фирмы - объективный показатель конкурентоспособности предприятия. Имидж - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей.

Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным). «Добрая слава» предприятия повышает его «рыночную силу», поскольку сопротивление действию последней на рынке со стороны различных контактных групп в таком случае уменьшается.

Значительное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает острота конкуренции. Так как конкуренция - главный двигатель инновационного и технологического развития экономики, повышения качества человеческого капитала и развития общества. Свободная конкуренция и соперничество фирм - первичные механизмы конкурентоспособности предприятий.

Также на конкурентоспособность предприятия влияет государственная поддержка по обеспечению добросовестной конкуренции.

Для успешного развития виноградарско-винодельческого подкомплекса в Дагестане есть благоприятные почвенно-климатические условия, достаточная обеспеченность трудовыми и другими ресурсами. Но в последние годы в связи с усилением конкуренции на рынке аграрных предприятий всё сложнее становится производить конкурентоспособную продукцию и успешно реализовывать её.

Учитывая то, что в современных рыночных условиях конкурентоспособность продукции формируют расходы на нее, необходимо сосредоточить больше внимания на создание надлежащих условий для производителей этой продукции: усовершенствование сортовой структуры виноградников, внедрения новых поколений техники и оборудования, которые бы дали возможность рационально механизировать и автоматизировать производство винограда и винопродукции. На основе этого можно достичь существенный рост производительности труда и снижения текущих расходов на единицу продукции.

Список литературы:

1. Ахметджанова С. Параметры конкурентоспособности пищевой продукции // Маркетинг. - 2001. - №2. - С.70-75.

2. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. - 256 с.

3. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособностьтоваров. Учебноепособие. -М.: Издательскаяторговаякорпорация «Дашков и К», 20012.

4. Рыбинцев В.А. Маркетинг винограда и вина. - К.: ИАС, 2000. - 347

5. Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. - № 42 (6) / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.