Стратегия диверсификации для грибо-водческих предприятий межотраслевой агро-экономической интеграции должна учитывать ряд концептуальных положений:
- формирование интеграционного центра во главе объединения;
- определение экономически устойчивых грибоводческих хозяйств;
- построение экономически эффективной модели интеграции с учетом многопрофильного сочетания горизонтального и вертикального уровней;
- анализ альтернатив и выбор организационной формы интеграции на основе требований законодательства РФ;
- построение модели интеграции элементов инфраструктуры рынка культивируемых грибов;
определение механизма управления интеграционными рисками в грибоводстве;
- определение роли федеральных, региональных и местных органов власти в реализации грибоводческой межотраслевой агро-экономической интеграции.
В результате реализации указанных концептуальных положений межотраслевая агро-экономическая интеграция на рынке культивируемых грибов станет, несомненно, кластерной технологией интеграции в грибоводстве, где основное внимание уделено целостности элементов горизонтальной и вертикальной интеграции с сочетанием одновременной интеграции элементов инфраструктуры с приоритетом социального развития общества, особенно на селе.
РАЗВИТИЕ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР В РЕГИОНЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ермошкина Е.Н., к.э.н., доц. ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Вертикальная интеграция в АПК региона имеет значительные экономические преимущества как для агропромышленного комплекса в целом, так и для сельхозтоваропроизводителей (рис. 1).
Гражданский кодекс РФ холдинговое формирование трактует как совокупность юридических лиц, связанных между собой договорными и имущественными отношениями, при которых головная компания (холдинг) управляет деятельностью дочерних и зависимых организаций. Возможность распространения влияния одной организации на другую путем приобретения акций последней или долей участия в уставном капитале заложена в статьях 105 и 106 Гражданского кодекса РФ.
Участниками холдинговых формирований становятся, с одной стороны, территориально разрозненные сельскохозяйственные организации, не способные в силу различных причин эффективно вести хозяйственную деятельность. С другой стороны - перерабатывающие, обслуживающие, торговые организации.
Среди них могут быть как экономически сильные, заинтересованные в дальнейшем росте, а значит в стабильных поставках сырья и упрочении своего положения на соответст-
вующих рынках, так и экономически зависимые, попавшие в сферу интересов первых, которые выступают в роли интегратора.
Если агрохолдингу принадлежит контрольный пакет акций и, соответственно, право решающего голоса, то он получает возможность проводить единую политику и осуществлять контроль в рамках всего объединения. Предприятия, пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, являются дочерними.
В условиях рынка холдинговые объединения позволяют обеспечить высокую скорость движения капитала между организациями разных отраслей народного хозяйства в целях быстрого насыщения рынка товаром. Однако это ведет к существенному усилению рыночной власти хозяйствующего субъекта, которая в значительной мере ограничивается действующим законодательством. Поэтому концентрация собственности происходит преимущественно посредством влияния одной организации на другую путем приобретения акций, владение которыми отражает долю участия в уставном капитале. Организация (компания), владеющая контрольным пакетом акций нескольких организаций, и называется холдингом.
Экономические преимущества вертикальной интеграции
Рис. 1. Основные преимущества вертикальной интеграции в АПК региона
В зависимости от характера производственных отношений между хозяйствующими субъектами в агрохолдинге выделяют четыре основных типа: имущественный, договорный, государственный и смешанный. Наибольшее распространение получили первые два.
Имущественные отношения возникают при наличии у головной компании основного капитала (контрольного пакета акций) и связанного с этим ее монополизма в принятии наиболее важных решений для организации хозяйственно-финансовой деятельности всего формирования. Собственность вступающих в холдинг субъектов выкупается полностью или частично управляющей компанией, земля передается чаще в аренду, реже — в уставный фонд. Дочерние предприятия, ставшие субъектами интегрированного формирования, теряют хозяйственную и юридическую самостоятельность или сохраняют ее в ограниченном виде.
Договорные отношения складываются между управляющей компанией и участниками корпорации (учредителями хозяйственных обществ и др.). Субъекты холдинга сохраняют при этом хозяйственную и юридическую самостоятельность, хотя контрольный пакет акций принадлежит управляющей компании, что позволяет централизованно управлять единым технологическим процессом. Большинство аг-рохолдингов в РФ являются именно такими объединениями.
При указанных формах холдинговых отношений физические лица создают головную компанию, представляющую собой хозяйственное общество или другую организационную структуру, и образуют ее руководящие органы, а также определяют состав руководящих органов других структурных звеньев. При этом участником холдинговых отношений может быть и государство.
Сельскохозяйственные организации, перерабатывающие, агросервисные, финансовые, торговые и другие предприятия, вошедшие в агрохолдинги различных регионов, по их правовому статусу являются, в основном, хозяйственными обществами, а не кооперативами, что позволяет инвестору-интегратору владеть контрольным пакетом акций полностью и управлять корпорацией. Чем больше доля инвестора в уставном капитале общества, тем больше у него прав по управлению. Этим объясняется инвестиционная привлекательность хозяйственных обществ (ОАО, ЗАО, ООО), входящих в агрохолдинги. Что касается управляющих компаний, то ввиду отсутствия в Гражданском кодексе Российской Федерации такой организационно-правовой формы, как холдинг, они вынуждены выбирать предусмотренные законодательством формы. Предпочтение отдается акционерным обществам (открытым и закрытым) и обществам с ограниченной ответственностью. Например, из 21 агрохолдинга Белгородской области 18 приоб-
рели организационно-правовую форму акционерных обществ, 2 — общества с ограниченной ответственностью, 1 — ассоциации. Аналогично обстоит дело и с дочерними предприятиями: из 139 хозяйств 97 — акционерные общества, 42 — общества с ограниченной ответственностью, 2 — филиалы без прав юридического лица. При этом большинство объединений являются межрайонными.
В последние годы среди сельскохозяйственных организаций - субъектов корпораций количество акционерных обществ сокращается, а обществ с ограниченной ответственностью растет. Такая тенденция связана, прежде всего, с правовым положением собственников акций (долей) — участников хозяйственных обществ. Управляющая компания в агрохолдинге заинтересована в формировании обществ с ограниченной ответственностью, поскольку их участники, согласно законодательству, при намерении продать свою долю третьему лицу обязаны письменно известить об этом, указав цену и другие условия продажи (ст. 21 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Это позволяет головной компании проследить за оборотом имущественных долей, контролировать состав участников общества. В то же время в Федеральном законе «Об акционерных обществах» такого ограничения прав акционеров нет.
Основная проблема при создании агро-холдингов заключается в правовой неурегулированности их регистрации, что приводит иногда к сложным и противоречивым наименованиям отдельных корпораций в агропромышленном производстве. Из-за отсутствия законодательной базы не только не осуществляется государственная регистрация аг-рохолдингов, но и Росстат не обязан вести учет их численности и результатов производственно-коммерческой деятельности. Это делает непрозрачной их хозяйственно-финансовую деятельность, препятствует выработке объективных оценок в отношении перспектив развития данных формирований.
Действующие законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью не учитывают особенностей интеграционного процесса, в частности, совместного функционирования совокупности юридических лиц, составляющих агрохолдинг. Эти законы не регулируют также экономические отношения участников единого технологического процесса производства в корпорации. Как следствие, — ущемление, прежде всего, социально-экономических интересов сельхозорганизаций, входящих в агрохолдинг.
Кроме того, наблюдается чрезмерная концентрация земли в отдельных интегрированных формированиях. Отсутствие ограничений по размерам агрохолдингов зачастую приводит к гигантомании, усилению монополизации в аграрном секторе, утрате управляемости.
Таким образом, развитие процессов агропромышленной интеграции в экономике России сопровождается разнообразием организационно-правовых форм. Основными факторами, определяющими их выбор, являются: отношения собственности, юридическая и хозяйственная самостоятельность и территориальная разобщенность субъектов, специализация производственной деятельности участников интеграции, теснота устойчивость технологически) экономических и управленческих связей между ними и др.
Выбор формы интеграционного объединения должен осуществляться исходя из того, насколько партнеры готовы углублять взаимодействие между собой для достижения общих экономических целей, ориентируясь на четкие расчеты перспектив и преимуществ совместного хозяйствования. Существование того или иного интегрированного формирования наиболее точно отражает «теория ниш», которая предполагает разнообразие форм и то, что каждая форма найдет свое место там, где окажется наиболее эффективной по сравнению с другой. Кроме того, зарубежная и отечественная практика взаимодействия участников аг-ропродовольственного рынка свидетельствует о сближении и тесном переплетении различных форм взаимодействия
Следует ясно представлять, что успешность процесса кооперации и интеграции зависит, прежде всего, от предприятия-интегратора, которое должно выступать организатором и движущей силой объединенного формирования. При этом важно учитывать следующие основные критерии:
- стремление предприятия быть интегратором;
- наличие материально-денежных ресурсов, которые могут быть вложены в развитие производства;
- наличие мощностей и технологий, позволяющих минимизировать расход ресурсов при расширении производства;
- степень переработки сельскохозяйственного сырья;
- территориально-административное размещение;
- наличие трудовых ресурсов.
При образовании интегрированных сис-
тем в АПК Самарской области необходимо учитывать то обстоятельство, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, в том числе применительно к условиям конкретных субрегионов и сельских территорий. В РФ имеется опыт эффективного функционирования разнообразных интегрированных формирований:
- интеграция через государственное регулирование (Удмуртская республика, Омская область, Приморский край);
- интеграция на договорной основе (около 60% выручки сельскохозяйственным товаропроизводителям, 20% перерабатывающему комбинату, 20% торговым организациям - Ярославская область);
- интеграция на основе приобретения товаропроизводителями контрольного пакета акций предприятий переработки (Тульская, Белгородская, Орловская области, Алтайский край);
- агропромышленные формирования с регистрацией юридического лица (агрокомби-наты, агропромышленные объединения, ассоциации - Саратовская, Омская, Московская, Новосибирская области);
- формирования холдингового типа (Новосибирская, Омская, Орловская, Нижегородская, Волгоградская области);
- финансово-промышленные группы (Алтайский край, Пензенская, Воронежская области);
- производственные и потребительские кооперативы (Рязанская, Тюменская, Орловская, Владимирская области).
При общности связей вполне возможны различные их сочетания и комбинации в зависимости от размеров предприятий, их территориально-экономического положения, видов выпускаемой продукции и других факторов. Формирование и функционирование интегрированных систем в АПК может происходить разными путями. Нельзя ограничиваться одним или двумя вариантами развития. Предприятия сами должны определить цель интеграции в единые комплексы, определить формы построения взаимоотношений в них с учетом кратко- и долгосрочной перспектив своего развития.
Агропромышленная интеграция при обоснованном выборе ее форм и учете факторов, способствующих успешной деятельности новых структур, способна стать важнейшим механизмом по выводу аграрной отрасли из затянувшегося кризиса.