УДК 338.436
В. Ю. ЕПДНЧИНЦЕВ
Омская гуманитарная академия
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ АГРОХОЛДИНГА
В статье рассмотрены различные точки зрения по вопросу определения и содержания понятия «холдинг», предложено авторское определение агрохолдинга. Проанализированы факторы, влияющие на способ интегрированного взаимодействия в агрохолдинге с учетом специфики сельского хозяйства.
Ключевые слова: холдинг, агрохолдинг, агропромышленный комплекс, факторы, интегрированное взаимодействие.
Одним из направлений повышения производства в агропромышленном комплексе (далее АПК) России является развитие интеграционных процессов, которые основываются на установлении экономических, производственных, организационных связей между взаимодействующими предприятиями. В последнее десятилетие итерационные процессы в АПК получили динамическое развитие. Они оказали влияние на технико-технологический уровень производства и качество сельскохозяйственной продукции Продолжается создание отраслевых холдингов и ассоциаций, при этом повышается значимость факторов, влияющих на выбор организационноправовой формы агрохолдинга. Холдинги являются самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса.
Таким образом, создание холдинга является распространенной процедурой в деловой практике. Достаточно большой удельный вес предприятий в сегменте среднего бизнеса представляют сложные хозяйственные образования, состоящие из нескольких юридических лиц и предпринимателей, объединенных единым центром принятия решений и находящихся под контролем одного или небольшой группы реальных владельцев.
Все действующие в российском правовом поле холдинги можно условно разделить на две группы, а именно формальные и неформальные образования. В первом случае система взаимоотношений строится на строгой правовой основе, во втором — между организациями с юридической точки зрения отсутствуют какие-либо связи, однако эти фирмы действуют ради совместной цели и подконтрольны одним и тем же владельцам. Нами рассматривается только первый случай в связи с анализом факторов, влияющих на выбор организационно-правовой формы агрохолдинга в правовых рамках официальной экономики.
Фактически термин «холдинг» присутствует в многочисленных публикациях в периодической печати, электронных средствах массовой информации. Однако в нормативно-правовых актах РФ отсутствует. Отсутствие унифицированного определения данного термина в отечественной экономической науке создает неопределенность в понимании сущ-
ности и содержании термина «холдинг», что снижает эффективность его использования в практике.
Классическое определение холдинговых компаний дали американские ученые-экономисты Г. Гутман и Г. Дугалл: «В наиболее общепринятом определении этого термина холдинговая компания есть корпорация, которая владее т паке том акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль» 111.
Взгляды российских ученых и практикующих в этой области специалистов на сущность холдинга и холдинговой компании неоднородны, что наиболее обстоятельно изложено в работе И. С. Шиткиной |2).
Так, первая точка зрения сводится к представлению холдинга или холдинговой компании как объединения юридических лиц. В частности, Е. А. Суханов определяет холдинг как совокупность основного и дочернего (дочерних) обществ или неправосубъектное объединение (3). В. А. Рахмилович считает, что «холдинговые компании или холдинги являются распространенной формой предпринимательских объединений в хозяйственной жизни страны. Они объединяют и контролируют деятельность группы формально независимых юридических лиц, связанных отношениями экономической зависимости и необходимостью координировать их деятельность» [4|.
Ученые-экономисты Ю. Б. Винслав, В. Е. Дементьев, А. Ю. Мелентьев, Ю. В. Якутии под холдинговой компанией понимают «совокупность юридических лиц, образуемую основным и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, дающими основному предприятию право предопределять важнейшие управленческие решения дочерних предприятий, равно как пути и способы реализации этих решений» (5). В определении холдинга, сформулированном Д. В. Гололобовым, подчеркивается, что в холдингах основные общества (товарищества) в результате владения контрольными пакетами акций (превалирующими долями участия) и (или) заключенного договора и (или) вследствие любых иных обстоятельств осуществляют контроль наддочерними обществами [6]. Подобное же понимание холдинга, считая его классическим, предлагают В. Д. Левыкин, О. А. Шомко. Холдинг, с точки зрения этих авторов, — система коммерческих организаций, которая включает в себя материнскую (головную, центральную, управляющую) компанию, владеющую крупными пакетами акций
и (или) паями дочерних (зависимых) компаний, и сами дочерние и зависимые компании |7).
Таким образом, ученые и специалисты, придерживающиеся этой точки зрения, не проводят различия между понятиями «холдинг» и «холдинговая компания».
Вторая, также достаточно многочисленная группа ученых-юристов, предлагает различать понятия «холдинг» (в широком смысле —объединение юридических лиц, включающее основное общество (головную организацию) и дочерние общества) и «холдинговая компания» (в узком смысле— юридическое лицо преимущественно в форме хозяйственного общества, которое контролирует других участников объединения). Так. В. В. Лаптев считает, что «холдинг представляет собой группу предприятий во главе с холдинговой компанией, а холдинговая компания—лишь головная организация данного производственнохозяйственного комплекса» |8]. Этой же позиции придерживается Е. В. Рузакова, полагающая, что «под холдинговой компанией следует понимать только основное общество (илитоварищество), которое имеет возможность управлять двумя и более хозяйственными обществами в силу преобладающего участия в их уставном капитале путем определения принимаемых ими решений». В то же время холдингом указанный автор предлагает считать «совокупность холдинговой компании (основного общества или товарищества). а также двух и более дочерних обществ, которыми холдинговая компания имеет возможность управлять в силу преобладающего участия в их уставном капитале путем определения принимаемых такими дочерними обществами решений» (9).
Кандидат юридических наук С. И. Мармазова также довольно четко разграничивает понятия холдинга и холдинговой компании, предлагая «для устранения двойственности понятий холдинговой компанией именовать коммерческую организацию, владеющую контрольными пакетами акций или долями в паях других юридически самостоятельных организаций с целью кон троля и управления их деятельностью, а холдингом — объединение (группу) юридически самостоятельных организаций, связанных отношениями экономической зависимости, системой участия и субординации, проводящее единую хозяйственную политику, в котором одна организация обладает контролем и управляет другими» {10).
Третья точка зрения представлена в основном учеными-экономистами, рассматривающими холдинг или холдинговую компанию как организацию, создаваемую для управления другими организациями, главной областью деятельности которой является рассчитанное на длительный срок участие в одном или нескольких самостоятельных в правовом отношении других обществах (дочерних), позволяющее ей определять и контролировать деятельность этих обществ. Для обозначения совокупности основного и дочерних обществ используются понятия «объединение холдингового типа» или «холдинговое объединение» [11|. Например, И. В. Стулов понимает «под холдингом или холдинговой компанией компанию, главным смыслом деятельности которой являются долгосрочные вложения капитала в одну или несколько других юридически самостоятельных фирм, управление этими фирмами и получение доходов (дивидендов) на вложенный капитал» [12].
Следует отметить, что в 2010 году в России холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними
подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством.
На основании вышеизложенного предлагаем следующее определение агрохолдинга:
Агрохолдинг — это группа экономически взаимодействующих юридических лиц при продвижении сельскохозяйственной продукции от производителя к конечному потребителю, при этом головной компании достаточно иметь минимальную долю участия в других юридических лицах для полного контроля над их финансово-хозяйственной деятельностью.
Данное определение актуализирует современную экономическую ситуацию активного использования агрохолдингами внутренних операций по купле-продаже ценных бумаг в целях перераспределения денежных потоков между подразделениями с целыо финансирования крупных инвестиционных проектов и сделок.
Объективная необходимость установления и развития интеграционных связей в АПК обусловлена спецификой сельского хозяйства, которая определяется в первую очередь сырьевым характером продукции, сезонным характером труда и ведением хозяйства на большой территории. Последовательные технологические и организационно-экономические связи от производства сырья до реализа1(ии конечных продуктов образуют центральную часть внутренних связей агрохолдинга: производство продукции растениеводства и животноводства является источником сырья для пищевой промышленности, где на этапе переработки производится большая часть конечной продукции. Внешние связи агрохолдинга характерны тем, что сюда поступают продукция и услуги многих межотраслевых комплексов народного хозяйства.
Таким образом, АПК является приоритетной составной частью валового регионального продукта. Сущность его заключается в соединении всех стадий производства, заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в единый процесс, регулируемый системой производственно-экономических связей между его составляющими.
Управлять этим процессом нам представляется возможным с помощью организационно-экономи-ческого механизма. Организационно —экономический механизм интегрированного взаимодействия в агрохолдинге представляет собой управляемый процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся в учете и расчете совокупности определенных факторов (аспектов), влияющих на конечный результат исследования. Интегральное взаимодействие означает введение различных изменений в существующую систему и структуру управления агрохолдингом, отражающих влияние отдельных факторов в целях создания, распространения и использования принципиально нового или модифицированного новшества, удовлетворяющего конкретные общественные потребности и лающего экономический и социальный эффект.
Совокупное действие ресурсных, финансово-экономических, организационно-правовых и социальных факторов создает такие условия, при которых производство сельскохозяйственной продукции может обеспечивать расширенное воспроизводство (рис. 1).
Учет влияния всех групп факторов позволит повысить синергический эффект в разрезе ресурсоотдачи, эффективности системы управления и рентабельности производства агрохолдинга.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 «9) 2050
?
Ресурсы
1’астенноводство
Животноводство
Переработка
Инвестиционные н материально-технические
Трудовые
Научно-технические и информационные
_ Господдержка
Фмнансо неэкономические
5, Прогнозирование и наанирование
З Распределение прибили
I Управление финансами
2 Формирование издержек
4 Ценообразование
Организационно
правовые
3. Организационно производствен на* структура
1 Законодатслыпае и нормативные акты различных уровней
2 Налоговое администрирование
4 Оріанницні менеджмента
6 Маркетинг м
5 Оріанизаниа трудя и кадрова* политика
— Социальные
Лояльность
персонала
Качество трудовой жшии
Конку ренгоспособносгь Диверсификация Социальное развитие
производства коллектива
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на способ интегрированного взаимодействия в агрохолдинге
1. Ресурсные факторы, оказывают первостепенное влияние на эффективность интегрированного взаимодействия в агрохолдинге. Эти ресурсы формируются как иод влиянием нриродно-климатиче-ских условий (природно-климатическая зона, температурно-водный режим, почвенные условия и т.д.), так и под влиянием общего состояния сельскохозяйственного производства. Именно в этом блоке факторов, влияющих на производство сельскохозяйственной продукции, возникают наибольшие проблемы, так как состояние АПК в Сибирском федеральном округе нельзя назвать стабильным и эффективным.
Также огромную роль играют состояние и качество технологического оборудования и основных средств. Механизация и автоматизация производственных процессов существенно влияют на качество сельскохозяйственной продукции. Изучение, анализ и учет технических факторов, их существенное улучшение во многом будут способствовать успеху интегрированных формирований АПК. Инновационный подход требует современного уровня.^оиз-водства за счет механизации и автоматизации, компьютеризации управления качеством и контролем качества продукции.
В то же время «слабым звеном» агрохолдингов является потенциал трудовых ресурсов, так как в агробизнесе достаточно сложно создавать новые вакансии с учетом того, что и на имеющихся позициях слишком мала заработная плата. Престижность работы в сельском хозяйстве очень низкая, что обусловлено отсутствием социальной защищенности и плохими социально-бытовыми условиями для специалистов. В связи с этим государственная поддержка, особенно региональная, оказывая влияние на внешнеэкономическую среду, в которой находятся производители сельскохозяйственной продукции, тем самым воздействует на организационно-экономический механизм функционирования интегрированного формирования в целом.
Таким образом, влияние данной группы фак торов сказывается непосредственно на эффективности производственного процесса, что в значительной мере обеспечивает дос тижение высокой результативности деятельности агрохолдинга.
2. Финансово-экономические факторы. Большое значение для обеспечения эффек тивного управления финансами имеюттакие факторы, как формирование издержек, ценообразование, распределение прибыли, а также прогнозирование и планирование. Финансовое состояние агрохолдинга в значительной степени зависит от правильного применения мер экономического стимулирования как предприятий и их подразделений, так и каждого рабочего, специалиста, руководителя. Государство стимулирует АПК через закупочные цены на сырье, которые формируются в соответствии с установленными в стандартах требованиями к качеству. Чем лучше качество, тем выше закупочная цена, тем выше заинтересованность коллектива и каждого его работника в улучшении качества продукции.
Цены на корма, семена, удобрения, энергоносители соответственно влияют на себестоимость, цену и прибыль готовой продукции. Совершенствование ценообразования способствует росту доходов и повышению экономической заинтересованности перерабатывающих предприятий в увеличении объемов и качества продукции. Конечная цена выступает при этом как основная форма возмещения издержек и создания необходимых накоплений, позволяющих агрохолдингу расширять и модернизировать производство и создавать фонды материального стимулирования. Кроме того, при прочих равных условиях агрохолдинги имеют возможность получать дополнительную прибыль.
Управление финансами, или финансовый менеджмент — это прерогатива экономической службы аг-рохолдинга. Анализ динамики, структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса, а также своев-
ременный мониторинг финансового состояния дает возможность формирования ст ратегии интеграции повеем направлениям.
3. Организационно-правовые факторы. В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется организации материальных потоков, применяются методы бюджетирования, нормирования запасов. Планомерность и ритмичность поставок материальных ресурсов в течение года, организация бесперебойной и эффективной работы с поставщиками, соблюдение сроков и объемов договоров -все это организационные факторы, управление которыми возложено на менеджмент агрохолдинга. Современный менеджмент интегрированной структуры — это многофункциональный механизм, который включает управление персоналом, маркетинг и логистику, управление финансовыми потоками, налоговое администрирование и определяется законодательными и нормативными актами различных уровней.
4. Социальные факторы. Интегрированное взаимодействие в агрохолдинге направлено на обеспечение действенности экономических рычагов хозяйственного механизма, поиска скрытых резервов. В рамках системы управления агрохолдингом отработаны формы морального и материального стимулирования в целях улучшения качества трудовой жизни и повышения лояльности персонала.
При этом повышается организационная культура, что оказывает положительное влияние на решение одной из самых острых проблем сельского хозяйства — обеспеченности кадрами. Одной из основных причин оттока кадров из сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности является довольно низкий уровень оплаты труда, отсутствие социальных гарантий работникам предприятий. Укрепление технологической и трудовой дисциплины, рост профессионального мастерства и классности, оплаты труда, социальные гарантии не исчерпывают полностью составляющую влияния социальных факторов на синергический эффект. При этом социальным механизмом качества трудовой жизни следует считать повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания специалистов сельскохозяйственных предприятий. На это должны быть направлены про-граммы социального развития села и устойчивого развития сельских территорий при создании агрохол-динга.
Таким образом, исследование влияния факторов, влияющих на способ интегрированного взаимодействия в агрохолдинге, носит многоаспектный характер и позволяет разработать модель оптимизации
производственно-отраслевой структуры интегрированного формирования в АПК.
Библиографический список
1. Мотылев, В.Е. Финансовый капитал и его организационные формы [Текст] / В. Е. Мотылев. — М.: Соцэкгиэ, 1959. - 452 с.
2. Шнткина. И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление |Текст]: научно-практ. издлние / И.С. Шиткина. — М.: Волтере Клувер, 2006. — 648 с. — ІБВИ 5-466-00148-1.
3. Хозяйство и право (Текст] / Учредители Высший арбитражный суд РФ и Министерство юстиции РФ. — М.: НП Журнал «Хозяйствен право». — 2000. — N0 1. — 90с. — ЙБЫ0134-2398.
4. Право и экономика (Текст): информ-аналит. жур. / Союз юристов России. — М. : ЗАО «Юридический дом «Юстицин-форм». - 2002. - N0 11. - 95с. - ІББМ 0869-7671.
5. Российский экономический журнал (Текст) : научно-практич. издан. / Гос. ун-т управления. ИП «Издат.Дом» «Экономический журнал». — М.: Финансы и статистика, 1998. — Мв 11 — 12. - 28 с. - ІББМ 0130-9757.
6. Гололобов, Д.В. Акционерное общество против акционера. Противодействие корпоративному шантажу |Текст| / Д.В. Гололобов. - М.: «Юстицинформ», 2004. — 312с. — ІБВМ 5-7205-0526-1.
7. Акционерное общество: вопросы корпоративного управ-
ления |Текст). — М.: Издательство: ЗАО «Советник эмитента», 2004. - №5(12). - 31 с. - 1726-9059.
8. Лаптев, В.В. Субъекты предпринимательского права (Текст) / В. В. Лаптев. - М.: Юрист, 2003. - 236с. - 1БВМ 5-7975-0635-1.
9. Портной, К.Я. Правовое положение холдингов в России (Текст) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Портной Ксения Яновна. — М.. 2003. — 197 с.
10. Мармазова, С.И. Гражданско-правовые проблемы управления холдингом (Текст): дис.... канд. юрид наук: 12.00.03 / Мармазова Светлана Ивановна. — М., 2003. — 181 с.
11. Горбунов, А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги (Текст) / А. Р. Горбунов. — М.: Изд-во «Глобус», 2005. - 224с. — ІБВМ 5-8155-0205-7.
12. Стулов, И. В. Организационно-экономический механизм управления холдингами |Текст): дис.... канд экон. наук: 08.00.05 / Стулов Игорь Валентинович. — СПб., 2001. — 167 с.
ЕПАНЧИНЦЕВ Виталий Юрьевич, старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.06.2010 г.
© В. Ю. Епанчинцев
Книжная полка
ББК 65.01/К67
Корнейчук, Б. В. Микроэкономика [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальностям 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг» и 032401 «Реклама» / Б. В. Корнейчук; дар. Б. В. Корнейчук. - М.: Гардарнки,2009. - 319 с.: рис., табл. - (HOMOFABER). - Библиогр.: с. 316. - ISBN 978-5-8297-0356-1.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Гос. образовательным стандартом высшего образования и содержит изложение традиционного курса микроэкономики: теорию спроса и предложения, теорию полезности, теорию фирмы, теорию ресурсных рынков, теорию общего равновесия, теорию общественных благ, теорию общественного выбора. Рассматриваются проблемы асимметрии информации в рыночной экономике, а также институциональные аспекты деятельности субъектов рынка. Акцент сделан на использовании экономико-математических методов при анализе микроэкономических явлений. В каждой главе приводится список основных терминов и понятий, контрольные вопросы и задания.