Научная статья на тему 'Интегрированные взаимодействия на этапе формирования агрохолдинга'

Интегрированные взаимодействия на этапе формирования агрохолдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХОЛДИНГ / АГРОХОДДИНГ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ФАКТОРЫ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / HOLDING / AGRO-HOLDING / AGRO INDUSTRIAL COMPLEX / FACTORS / INTEGRATED INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епанчинцев Виталий Юрьевич

В статье рассмотрены различные точки зрения по вопросу определения и содержания понятия «холдинг», предложено авторское определение агрохолдинга. Проанализированы факторы, влияющие на способ интегрированного взаимодействия в агрохолдинге с учетом специфики сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated interactions on the level of agricultural holding establishment

The article telLsabout different points of viewon the problem of definition and content of conception "holding", the author's definition of agricultural holding is offered. Factors are analyzed which influence on Ihe way of integrated interaction in agro-holding in consideration of agriculture specific.

Текст научной работы на тему «Интегрированные взаимодействия на этапе формирования агрохолдинга»

УДК 338.436

В. Ю. ЕПДНЧИНЦЕВ

Омская гуманитарная академия

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ АГРОХОЛДИНГА

В статье рассмотрены различные точки зрения по вопросу определения и содержания понятия «холдинг», предложено авторское определение агрохолдинга. Проанализированы факторы, влияющие на способ интегрированного взаимодействия в агрохолдинге с учетом специфики сельского хозяйства.

Ключевые слова: холдинг, агрохолдинг, агропромышленный комплекс, факторы, интегрированное взаимодействие.

Одним из направлений повышения производства в агропромышленном комплексе (далее АПК) России является развитие интеграционных процессов, которые основываются на установлении экономических, производственных, организационных связей между взаимодействующими предприятиями. В последнее десятилетие итерационные процессы в АПК получили динамическое развитие. Они оказали влияние на технико-технологический уровень производства и качество сельскохозяйственной продукции Продолжается создание отраслевых холдингов и ассоциаций, при этом повышается значимость факторов, влияющих на выбор организационноправовой формы агрохолдинга. Холдинги являются самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса.

Таким образом, создание холдинга является распространенной процедурой в деловой практике. Достаточно большой удельный вес предприятий в сегменте среднего бизнеса представляют сложные хозяйственные образования, состоящие из нескольких юридических лиц и предпринимателей, объединенных единым центром принятия решений и находящихся под контролем одного или небольшой группы реальных владельцев.

Все действующие в российском правовом поле холдинги можно условно разделить на две группы, а именно формальные и неформальные образования. В первом случае система взаимоотношений строится на строгой правовой основе, во втором — между организациями с юридической точки зрения отсутствуют какие-либо связи, однако эти фирмы действуют ради совместной цели и подконтрольны одним и тем же владельцам. Нами рассматривается только первый случай в связи с анализом факторов, влияющих на выбор организационно-правовой формы агрохолдинга в правовых рамках официальной экономики.

Фактически термин «холдинг» присутствует в многочисленных публикациях в периодической печати, электронных средствах массовой информации. Однако в нормативно-правовых актах РФ отсутствует. Отсутствие унифицированного определения данного термина в отечественной экономической науке создает неопределенность в понимании сущ-

ности и содержании термина «холдинг», что снижает эффективность его использования в практике.

Классическое определение холдинговых компаний дали американские ученые-экономисты Г. Гутман и Г. Дугалл: «В наиболее общепринятом определении этого термина холдинговая компания есть корпорация, которая владее т паке том акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль» 111.

Взгляды российских ученых и практикующих в этой области специалистов на сущность холдинга и холдинговой компании неоднородны, что наиболее обстоятельно изложено в работе И. С. Шиткиной |2).

Так, первая точка зрения сводится к представлению холдинга или холдинговой компании как объединения юридических лиц. В частности, Е. А. Суханов определяет холдинг как совокупность основного и дочернего (дочерних) обществ или неправосубъектное объединение (3). В. А. Рахмилович считает, что «холдинговые компании или холдинги являются распространенной формой предпринимательских объединений в хозяйственной жизни страны. Они объединяют и контролируют деятельность группы формально независимых юридических лиц, связанных отношениями экономической зависимости и необходимостью координировать их деятельность» [4|.

Ученые-экономисты Ю. Б. Винслав, В. Е. Дементьев, А. Ю. Мелентьев, Ю. В. Якутии под холдинговой компанией понимают «совокупность юридических лиц, образуемую основным и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, дающими основному предприятию право предопределять важнейшие управленческие решения дочерних предприятий, равно как пути и способы реализации этих решений» (5). В определении холдинга, сформулированном Д. В. Гололобовым, подчеркивается, что в холдингах основные общества (товарищества) в результате владения контрольными пакетами акций (превалирующими долями участия) и (или) заключенного договора и (или) вследствие любых иных обстоятельств осуществляют контроль наддочерними обществами [6]. Подобное же понимание холдинга, считая его классическим, предлагают В. Д. Левыкин, О. А. Шомко. Холдинг, с точки зрения этих авторов, — система коммерческих организаций, которая включает в себя материнскую (головную, центральную, управляющую) компанию, владеющую крупными пакетами акций

и (или) паями дочерних (зависимых) компаний, и сами дочерние и зависимые компании |7).

Таким образом, ученые и специалисты, придерживающиеся этой точки зрения, не проводят различия между понятиями «холдинг» и «холдинговая компания».

Вторая, также достаточно многочисленная группа ученых-юристов, предлагает различать понятия «холдинг» (в широком смысле —объединение юридических лиц, включающее основное общество (головную организацию) и дочерние общества) и «холдинговая компания» (в узком смысле— юридическое лицо преимущественно в форме хозяйственного общества, которое контролирует других участников объединения). Так. В. В. Лаптев считает, что «холдинг представляет собой группу предприятий во главе с холдинговой компанией, а холдинговая компания—лишь головная организация данного производственнохозяйственного комплекса» |8]. Этой же позиции придерживается Е. В. Рузакова, полагающая, что «под холдинговой компанией следует понимать только основное общество (илитоварищество), которое имеет возможность управлять двумя и более хозяйственными обществами в силу преобладающего участия в их уставном капитале путем определения принимаемых ими решений». В то же время холдингом указанный автор предлагает считать «совокупность холдинговой компании (основного общества или товарищества). а также двух и более дочерних обществ, которыми холдинговая компания имеет возможность управлять в силу преобладающего участия в их уставном капитале путем определения принимаемых такими дочерними обществами решений» (9).

Кандидат юридических наук С. И. Мармазова также довольно четко разграничивает понятия холдинга и холдинговой компании, предлагая «для устранения двойственности понятий холдинговой компанией именовать коммерческую организацию, владеющую контрольными пакетами акций или долями в паях других юридически самостоятельных организаций с целью кон троля и управления их деятельностью, а холдингом — объединение (группу) юридически самостоятельных организаций, связанных отношениями экономической зависимости, системой участия и субординации, проводящее единую хозяйственную политику, в котором одна организация обладает контролем и управляет другими» {10).

Третья точка зрения представлена в основном учеными-экономистами, рассматривающими холдинг или холдинговую компанию как организацию, создаваемую для управления другими организациями, главной областью деятельности которой является рассчитанное на длительный срок участие в одном или нескольких самостоятельных в правовом отношении других обществах (дочерних), позволяющее ей определять и контролировать деятельность этих обществ. Для обозначения совокупности основного и дочерних обществ используются понятия «объединение холдингового типа» или «холдинговое объединение» [11|. Например, И. В. Стулов понимает «под холдингом или холдинговой компанией компанию, главным смыслом деятельности которой являются долгосрочные вложения капитала в одну или несколько других юридически самостоятельных фирм, управление этими фирмами и получение доходов (дивидендов) на вложенный капитал» [12].

Следует отметить, что в 2010 году в России холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними

подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством.

На основании вышеизложенного предлагаем следующее определение агрохолдинга:

Агрохолдинг — это группа экономически взаимодействующих юридических лиц при продвижении сельскохозяйственной продукции от производителя к конечному потребителю, при этом головной компании достаточно иметь минимальную долю участия в других юридических лицах для полного контроля над их финансово-хозяйственной деятельностью.

Данное определение актуализирует современную экономическую ситуацию активного использования агрохолдингами внутренних операций по купле-продаже ценных бумаг в целях перераспределения денежных потоков между подразделениями с целыо финансирования крупных инвестиционных проектов и сделок.

Объективная необходимость установления и развития интеграционных связей в АПК обусловлена спецификой сельского хозяйства, которая определяется в первую очередь сырьевым характером продукции, сезонным характером труда и ведением хозяйства на большой территории. Последовательные технологические и организационно-экономические связи от производства сырья до реализа1(ии конечных продуктов образуют центральную часть внутренних связей агрохолдинга: производство продукции растениеводства и животноводства является источником сырья для пищевой промышленности, где на этапе переработки производится большая часть конечной продукции. Внешние связи агрохолдинга характерны тем, что сюда поступают продукция и услуги многих межотраслевых комплексов народного хозяйства.

Таким образом, АПК является приоритетной составной частью валового регионального продукта. Сущность его заключается в соединении всех стадий производства, заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в единый процесс, регулируемый системой производственно-экономических связей между его составляющими.

Управлять этим процессом нам представляется возможным с помощью организационно-экономи-ческого механизма. Организационно —экономический механизм интегрированного взаимодействия в агрохолдинге представляет собой управляемый процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся в учете и расчете совокупности определенных факторов (аспектов), влияющих на конечный результат исследования. Интегральное взаимодействие означает введение различных изменений в существующую систему и структуру управления агрохолдингом, отражающих влияние отдельных факторов в целях создания, распространения и использования принципиально нового или модифицированного новшества, удовлетворяющего конкретные общественные потребности и лающего экономический и социальный эффект.

Совокупное действие ресурсных, финансово-экономических, организационно-правовых и социальных факторов создает такие условия, при которых производство сельскохозяйственной продукции может обеспечивать расширенное воспроизводство (рис. 1).

Учет влияния всех групп факторов позволит повысить синергический эффект в разрезе ресурсоотдачи, эффективности системы управления и рентабельности производства агрохолдинга.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 «9) 2050

?

Ресурсы

1’астенноводство

Животноводство

Переработка

Инвестиционные н материально-технические

Трудовые

Научно-технические и информационные

_ Господдержка

Фмнансо неэкономические

5, Прогнозирование и наанирование

З Распределение прибили

I Управление финансами

2 Формирование издержек

4 Ценообразование

Организационно

правовые

3. Организационно производствен на* структура

1 Законодатслыпае и нормативные акты различных уровней

2 Налоговое администрирование

4 Оріанницні менеджмента

6 Маркетинг м

5 Оріанизаниа трудя и кадрова* политика

— Социальные

Лояльность

персонала

Качество трудовой жшии

Конку ренгоспособносгь Диверсификация Социальное развитие

производства коллектива

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на способ интегрированного взаимодействия в агрохолдинге

1. Ресурсные факторы, оказывают первостепенное влияние на эффективность интегрированного взаимодействия в агрохолдинге. Эти ресурсы формируются как иод влиянием нриродно-климатиче-ских условий (природно-климатическая зона, температурно-водный режим, почвенные условия и т.д.), так и под влиянием общего состояния сельскохозяйственного производства. Именно в этом блоке факторов, влияющих на производство сельскохозяйственной продукции, возникают наибольшие проблемы, так как состояние АПК в Сибирском федеральном округе нельзя назвать стабильным и эффективным.

Также огромную роль играют состояние и качество технологического оборудования и основных средств. Механизация и автоматизация производственных процессов существенно влияют на качество сельскохозяйственной продукции. Изучение, анализ и учет технических факторов, их существенное улучшение во многом будут способствовать успеху интегрированных формирований АПК. Инновационный подход требует современного уровня.^оиз-водства за счет механизации и автоматизации, компьютеризации управления качеством и контролем качества продукции.

В то же время «слабым звеном» агрохолдингов является потенциал трудовых ресурсов, так как в агробизнесе достаточно сложно создавать новые вакансии с учетом того, что и на имеющихся позициях слишком мала заработная плата. Престижность работы в сельском хозяйстве очень низкая, что обусловлено отсутствием социальной защищенности и плохими социально-бытовыми условиями для специалистов. В связи с этим государственная поддержка, особенно региональная, оказывая влияние на внешнеэкономическую среду, в которой находятся производители сельскохозяйственной продукции, тем самым воздействует на организационно-экономический механизм функционирования интегрированного формирования в целом.

Таким образом, влияние данной группы фак торов сказывается непосредственно на эффективности производственного процесса, что в значительной мере обеспечивает дос тижение высокой результативности деятельности агрохолдинга.

2. Финансово-экономические факторы. Большое значение для обеспечения эффек тивного управления финансами имеюттакие факторы, как формирование издержек, ценообразование, распределение прибыли, а также прогнозирование и планирование. Финансовое состояние агрохолдинга в значительной степени зависит от правильного применения мер экономического стимулирования как предприятий и их подразделений, так и каждого рабочего, специалиста, руководителя. Государство стимулирует АПК через закупочные цены на сырье, которые формируются в соответствии с установленными в стандартах требованиями к качеству. Чем лучше качество, тем выше закупочная цена, тем выше заинтересованность коллектива и каждого его работника в улучшении качества продукции.

Цены на корма, семена, удобрения, энергоносители соответственно влияют на себестоимость, цену и прибыль готовой продукции. Совершенствование ценообразования способствует росту доходов и повышению экономической заинтересованности перерабатывающих предприятий в увеличении объемов и качества продукции. Конечная цена выступает при этом как основная форма возмещения издержек и создания необходимых накоплений, позволяющих агрохолдингу расширять и модернизировать производство и создавать фонды материального стимулирования. Кроме того, при прочих равных условиях агрохолдинги имеют возможность получать дополнительную прибыль.

Управление финансами, или финансовый менеджмент — это прерогатива экономической службы аг-рохолдинга. Анализ динамики, структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса, а также своев-

ременный мониторинг финансового состояния дает возможность формирования ст ратегии интеграции повеем направлениям.

3. Организационно-правовые факторы. В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется организации материальных потоков, применяются методы бюджетирования, нормирования запасов. Планомерность и ритмичность поставок материальных ресурсов в течение года, организация бесперебойной и эффективной работы с поставщиками, соблюдение сроков и объемов договоров -все это организационные факторы, управление которыми возложено на менеджмент агрохолдинга. Современный менеджмент интегрированной структуры — это многофункциональный механизм, который включает управление персоналом, маркетинг и логистику, управление финансовыми потоками, налоговое администрирование и определяется законодательными и нормативными актами различных уровней.

4. Социальные факторы. Интегрированное взаимодействие в агрохолдинге направлено на обеспечение действенности экономических рычагов хозяйственного механизма, поиска скрытых резервов. В рамках системы управления агрохолдингом отработаны формы морального и материального стимулирования в целях улучшения качества трудовой жизни и повышения лояльности персонала.

При этом повышается организационная культура, что оказывает положительное влияние на решение одной из самых острых проблем сельского хозяйства — обеспеченности кадрами. Одной из основных причин оттока кадров из сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности является довольно низкий уровень оплаты труда, отсутствие социальных гарантий работникам предприятий. Укрепление технологической и трудовой дисциплины, рост профессионального мастерства и классности, оплаты труда, социальные гарантии не исчерпывают полностью составляющую влияния социальных факторов на синергический эффект. При этом социальным механизмом качества трудовой жизни следует считать повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания специалистов сельскохозяйственных предприятий. На это должны быть направлены про-граммы социального развития села и устойчивого развития сельских территорий при создании агрохол-динга.

Таким образом, исследование влияния факторов, влияющих на способ интегрированного взаимодействия в агрохолдинге, носит многоаспектный характер и позволяет разработать модель оптимизации

производственно-отраслевой структуры интегрированного формирования в АПК.

Библиографический список

1. Мотылев, В.Е. Финансовый капитал и его организационные формы [Текст] / В. Е. Мотылев. — М.: Соцэкгиэ, 1959. - 452 с.

2. Шнткина. И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление |Текст]: научно-практ. издлние / И.С. Шиткина. — М.: Волтере Клувер, 2006. — 648 с. — ІБВИ 5-466-00148-1.

3. Хозяйство и право (Текст] / Учредители Высший арбитражный суд РФ и Министерство юстиции РФ. — М.: НП Журнал «Хозяйствен право». — 2000. — N0 1. — 90с. — ЙБЫ0134-2398.

4. Право и экономика (Текст): информ-аналит. жур. / Союз юристов России. — М. : ЗАО «Юридический дом «Юстицин-форм». - 2002. - N0 11. - 95с. - ІББМ 0869-7671.

5. Российский экономический журнал (Текст) : научно-практич. издан. / Гос. ун-т управления. ИП «Издат.Дом» «Экономический журнал». — М.: Финансы и статистика, 1998. — Мв 11 — 12. - 28 с. - ІББМ 0130-9757.

6. Гололобов, Д.В. Акционерное общество против акционера. Противодействие корпоративному шантажу |Текст| / Д.В. Гололобов. - М.: «Юстицинформ», 2004. — 312с. — ІБВМ 5-7205-0526-1.

7. Акционерное общество: вопросы корпоративного управ-

ления |Текст). — М.: Издательство: ЗАО «Советник эмитента», 2004. - №5(12). - 31 с. - 1726-9059.

8. Лаптев, В.В. Субъекты предпринимательского права (Текст) / В. В. Лаптев. - М.: Юрист, 2003. - 236с. - 1БВМ 5-7975-0635-1.

9. Портной, К.Я. Правовое положение холдингов в России (Текст) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Портной Ксения Яновна. — М.. 2003. — 197 с.

10. Мармазова, С.И. Гражданско-правовые проблемы управления холдингом (Текст): дис.... канд. юрид наук: 12.00.03 / Мармазова Светлана Ивановна. — М., 2003. — 181 с.

11. Горбунов, А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги (Текст) / А. Р. Горбунов. — М.: Изд-во «Глобус», 2005. - 224с. — ІБВМ 5-8155-0205-7.

12. Стулов, И. В. Организационно-экономический механизм управления холдингами |Текст): дис.... канд экон. наук: 08.00.05 / Стулов Игорь Валентинович. — СПб., 2001. — 167 с.

ЕПАНЧИНЦЕВ Виталий Юрьевич, старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом.

Адрес для переписки: e-mail: profi242935@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2010 г.

© В. Ю. Епанчинцев

Книжная полка

ББК 65.01/К67

Корнейчук, Б. В. Микроэкономика [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальностям 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг» и 032401 «Реклама» / Б. В. Корнейчук; дар. Б. В. Корнейчук. - М.: Гардарнки,2009. - 319 с.: рис., табл. - (HOMOFABER). - Библиогр.: с. 316. - ISBN 978-5-8297-0356-1.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Гос. образовательным стандартом высшего образования и содержит изложение традиционного курса микроэкономики: теорию спроса и предложения, теорию полезности, теорию фирмы, теорию ресурсных рынков, теорию общего равновесия, теорию общественных благ, теорию общественного выбора. Рассматриваются проблемы асимметрии информации в рыночной экономике, а также институциональные аспекты деятельности субъектов рынка. Акцент сделан на использовании экономико-математических методов при анализе микроэкономических явлений. В каждой главе приводится список основных терминов и понятий, контрольные вопросы и задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.