Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ'

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее недоразвитие речи (ОНР) / вербальная коммуникация / комплексная стратегия / социализация / квест-технология / general underdevelopment of speech (ONR) / verbal communication / complex strategy / socialization / quest technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Райнер Анна Николаевна

В статье устанавливаются и уточняются педагогические возможности квест-технологии как средства развития вербальной коммуникации у младших школьников с общим недоразвитием речи. Авторы считают, что квест-технологию можно успешно применять на логопедических занятиях для развития любого компонента речи младших школьников с ОНР. Опираясь на научные исследования Волковской Т.Н., авторы указывают на то, что для развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи необходима комплексная стратегия коррекционной работы с учётом тесного взаимодействия логопедического и психологического аспектов воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Райнер Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article establishes and clarifies the pedagogical capabilities of quest technology as a means of developing verbal communication among younger schoolchildren with a general underdevelopment of speech. The authors believe that quest technology can be successfully used in speech therapy classes to develop any component of the speech of younger schoolchildren with ONR. Based on the scientific research of T.N. Volkovskaya, the authors point out that for the development of verbal communication of children with general underdevelopment of speech, a comprehensive strategy of correctional work is needed, taking into account the close interaction of speech therapy and psychological aspects of impact.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ»

выполненных исследовательских проектов с их публичной презентацией. Качество выполненных магистрами исследовательских проектов служит интегральным критерием сформированности исследовательской компетентности. При оценке учитывались следующие параметры: 1) обоснованная актуальность проблемы исследования; 2) непротиворечивая логика научного исследования (проблема, тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза; программы исследования; выбор в педагогическом эксперименте и его описании методов исследования, способствующих решению проблемы; 3) целостность исследования, состоящая из взаимосвязанных теоретической и экспериментальной частей; 4) моделирование структуры; 5) полнота и обоснованность выводов, оценка перспективности исследования; 6) презентация проекта (современные ресурсы и средства, наглядность; аргументация основных тезисов); 7) самоанализ выполненной работы. Экспертные оценки и итоговое обсуждение показали положительные результаты: 52% магистрантов показали высокий уровень сформированности исследовательской компетентности, 35% - средние значения, 13% - остались на низком уровне. Большинство магистрантов образования (порядка 85%) отмечало важность и полезность специального формирования исследовательской компетентности на основе педагогического моделирования в условиях магистратуры.

Выводы. Использование педагогического моделирования в формировании исследовательской компетентности в подготовке магистров образования по профилю «Безопасность образовательных систем» отвечает современным общественным запросам и требованиям, предъявляемым к высшему педагогическому образованию. Разработка и обоснование процесса формирования исследовательской компетентности осуществлены в логике и методологии актуальных педагогических идей и направлений профессионального образования. Детальная представленность образовательного процесса обеспечивают эффективность формирования исследовательской компетентности, являющей интегральным качество личности педагога, творчески преобразующего образовательный процесс.

Литература:

1. Асташина, Н.И. Развитие мышления в эколого-исследовательской деятельности бакалавров на основе тренинговой технологии / Н.И. Асташина, Г.С. Камерилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 2(35). - С. 27-20

2. Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: диссертация ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Дахин Александр Николаевич. - Новосибирск, 2010. - 435 с.

3. Камерилова, Г.С. Педагогический дизайн кластерной разработки предметного содержания профессионального педагогического образования в сфере безопасности жизнедеятельности / Г.С. Камерилова, C.B. Арефьева, A.B. Губарев // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - 2021. - Вып. 72. - Ч.2.- С.102-104

4. Козырев, H.A. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования / H.A. Козырев, O.A. Козырева // Современная педагогика. - 2015. - № 8. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791 (дата обращения: 29.10.2023)

5. Коммуникативные модели обучения: формирование профессионально-педагогической компетентности у педагогов школы охраны труда и техники безопасности / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова, Г.Л. Агеева, H.A. Гордеева Ги др.1 // Bspacios. - 2018. - Т.39. - №29. - URL: https://www.revistaespacios.com/al8v39n29/al8v39n29p09.pdf (дата обращения 29.10.2023)

6. Лаптева, Я.А. Модель развития исследовательской компетенции учителя: социокультурный подход / Я.А. Лаптева // Современные наукоемкие технологии. -2016. -№ 2-1. - С. 96-99

7. Лебедева, Н.Г. Изучение уровня исследовательской компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми / Н.Г. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 171-179

8. Пирожкова, О.Б. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика / О.Б. Пирожкова, И.С. Бубнова // Педагогическая перспектива. - 2022. - № 1(5). - С. 3-9

9. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию / Г.А. Игнатьева, A.B. Гришина, Э. К. Самерханова, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4.

10. Сахарова, В.И. Исследовательская компетентность педагога в условиях реализации профессионального стандарта / В.И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1(25). - С. 61-63

11. Тряпицына, А.П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования / А.П. Тряпицына, С.А. Писарева // Человек и образование. - 2014. - №3(40). - С. 4-12

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Райнер Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье устанавливаются и уточняются педагогические возможности квест-технологии как средства развития вербальной коммуникации у младших школьников с общим недоразвитием речи. Авторы считают, что квест-технологию можно успешно применять на логопедических занятиях для развития любого компонента речи младших школьников с ОНР. Опираясь на научные исследования Волковской Т.Н., авторы указывают на то, что для развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи необходима комплексная стратегия коррекционной работы с учётом тесного взаимодействия логопедического и психологического аспектов воздействия.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), вербальная коммуникация, комплексная стратегия, социализация, квест-технология.

Annotation. The article establishes and clarifies the pedagogical capabilities of quest technology as a means of developing verbal communication among younger schoolchildren with a general underdevelopment of speech. The authors believe that quest technology can be successfully used in speech therapy classes to develop any component of the speech of younger schoolchildren with ONR. Based on the scientific research of T.N. Volkovskaya, the authors point out that for the development of verbal communication of children with general underdevelopment of speech, a comprehensive strategy of correctional work is needed, taking into account the close interaction of speech therapy and psychological aspects of impact.

Key words: général underdevelopment of speech (ONR), verbal communication, complex strategy, socialization, quest technology.

Введение. В настоящее время резко увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями. Трудно встретить ребёнка без речевого дефекта. Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют около 40%. Отсутствие своевременной работы по коррекции ОНР в дошкольном возрасте приводит к серьёзным проблемам у детей в начальной школе. Наличие данного дефекта препятствует становлению полноценных коммуникативных связей, нарушает процесс социализации.

Модернизация отечественной системы специального образования и введение инклюзивного образования предопределили смену ценностных ориентиров в коррекционно-педагогической деятельности. Введение ФГОС для детей с тяжёлыми нарушениями речи и реализация вариативных моделей их обучения актуализирует проблему коммуникативного развития таких детей, овладение детьми способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Изложение основного материала статьи. Мы считаем, что технологией, которая способна решить данные задачи является квест-технология. Понятие «квест» (от англ. quest - поиск) обозначает игру, требующую решения заданий для продвижения по сюжету. При проведении квеста логопед выступает в качестве соучастника процесса, выполняет все задания вместе с детьми. Смысл, содержание, технологические приёмы этой технологии подробно описала Е.В. Сафонова [5].

Очень хорошо все преимущества квест-технологии отметила М.А. Аверкова:

1. Квест-игра привлекательна для обучающегося, способствует активизации его внимания и развитию познавательного интереса в ходе выполнения заданий. Она нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его инициативности, самостоятельности, активности.

2. В ходе проведения квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные формы работы и виды деятельности, решать образовательные задачи в совместной деятельности учителя и детей.

3. Создаются комфортные условия, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения продуктивным.

4. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать интеллектуальные и творческие задачи, но и превращать каждый квест в уникальный продукт.

5. По ходу квеста используется система методов, которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения проблем в реальной жизни.

6. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Выполнение игровых заданий невозможно без взаимодействия с другими игроками команды. Важно наладить успешное взаимодействие в команде, сформировать взаимовыручку. Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива, воспитанию дружеских, доброжелательных отношений.

7. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Обучающемуся отдаётся ведущая роль, а педагог лишь направляет его в нужное русло [1].

Квест-технологию можно успешно применять на логопедических занятиях для развития любого компонента речи младших школьников с ОНР. Логопедические квесты могут включать задания по развитию лексико-грамматических категорий, звуко-буквенного анализа, для обогащения пассивного и активного словаря на определённую лексическую тему, на развитие фонематических процессов и связной речи. Всё зависит от фантазии логопеда. Квесты могут быть применены и для произносительной стороны речи и использованы на любом этапе логопедической работы.

В структуру логопедического квеста можно ввести отдельные приёмы и методы психокоррекции, которые направлены на стимуляцию коммуникативной активности, повышение мотивации, коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы (коммуникативные и ролевые игры, игры с элементами арт-терапии, тренинги) [3].

Ролевая игра помогает моделировать социальные отношения. Она не подчинена жёстким правилам и неизменным условиям, в ней присутствует импровизация. Дети вступают в разнообразные контакты между собой и имеют возможность самостоятельно строить свои взаимоотношения, сталкиваясь с интересами своих партнёров и приучаясь считаться с ними. Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они на себя берут. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам меняться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

Под арт-терапией подразумевается терапия изобразительным творчеством, её целью является воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Игры с элементами арт-терапии способствуют: формированию представлений о себе, формированию позитивного самовосприятия, снятию психоэмоционального напряжения, эмоциональному сближению, развитию коммуникативных свойств личности и способностей к различным видам творческой деятельности.

Коммуникативный тренинг предполагает развитие следующих умений: вступать в контакт, задавать вопросы и отвечать на них, слушать - услышать и понять, что имел в виду партнёр, передать партнёру, что его услышали и поняли, т.е. осуществить обратную связь. Для проведения тренингов можно пользоваться сборником «Страна понимания», разработчиками которого являются И.Н. Воронкина, Н.В.Должикова [4].

Т.А. Алтухова и Е.А. Шилова рекомендуют на каждом логопедическом занятии реализовывать принцип коммуникативной направленности. Вводя те или иные языковые единицы, логопед должен подбирать ситуацию общения, в которой эта единица могла успешно функционировать. Многократное повторение языковой единицы обеспечивается не механически, а через включение её в различные высказывания по ситуации, исходя из реальных условий обучения. На занятии необходимо поддерживать «коммуникативную атмосферу», мотивирующую на общение, когда детям доставляет удовольствие говорить и слушать [2].

В нашем формирующем эксперименте в качестве средства коррекции был использован логопедический квест. Мы разработали серию групповых занятий, которые проводились один раз в неделю: «Воздушный шарик», «Игры с Домовёнком Кузей», «Посылка из Простоквашино», «Осенняя картина», «Прогулка в лес», «Строим дом», «Помощь насекомым», «В гостях у Феи цветов», «На рыбалке», «К бабушке в деревню», «Птичий рынок», «Мы едем, едем, едем». Все логопедические занятия учитывали возрастные и индивидуальные особенности младших школьников с ОНР.

На данных занятиях обогащался словарный запас детей по различным лексическим темам: «Фрукты и овощи», «Осень», «Лес (животные и грибы)», «Дом (мебель и посуда)», «Насекомые», «Цветы», «Рыбы», «Домашние животные», «Птицы», «Транспорт». Кроме того уделялось большое внимание развитию артикуляционной, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Особое внимание было направлено на совершенствование диалогической речи (умению запрашивать информацию, реплицированию, составлению диалога, владению речевым этикетом). Дети учились

составлять рассказ-описание по предметной и сюжетной картине, серии сюжетных картин, а так же пересказывать прослушанный и совместно составленный рассказ.

Приведём пример одного логопедического квеста, в ходе которого реализуется принцип коммуникативной направленности.

Логопедический квест «Посылка из Простоквашино».

Тема занятия: Фрукты и овощи.

Цель: Развитие вербальной коммуникации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Автоматизировать звук [с] и [с,] в словах.

- Закреплять умение определять ударный слог и наличие звука [с] в словах, делить слова на слоги.

- Совершенствовать грамматический строй речи (закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде и падеже, образования относительных прилагательных).

- Обогащать словарный запас детей по теме «Фрукты и овощи».

Коррекционно-развивающие:

-Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать умение взаимодействовать друг с другом, вести диалог, составлять рассказ по серии картинок, делать отзывы, пересказывать составленный рассказ.

- Развивать артикуляционную моторику с помощью биоэнергопластики, общую моторику, дыхание.

- Развивать память, внимание, мышление (операции анализа, синтеза, классификации), орфографическую зоркость, умение выполнять оценку и рефлексию.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать интерес к занятиям.

-Воспитывать активность, инициативность, навыки сотрудничества, дружбу и взаимопомощь.

- Воспитывать культуру общения.

Оборудование: мяч, зеркальца, конверт с картинками, кружочки с цифрами, картинки фруктов, ягод и овощей, перчатка для биоэнергопластики, минусовка песен «Если с другом вышел в путь» и «Картошка», компьютерная презентация с видеообращениями, коробка, картинки трёх корзин, письмо, посылка с муляжами овощей и фруктов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие «Ласковое имя».

- Ребята, давайте с вами встанем в круг и друг с другом поздороваемся. Но здороваться будем, называя ласково имя сначала соседа справа, а затем - слева. Наше приветствие мы опять пустим по кругу. Я начинаю первая. (Улыбаюсь и говорю: «Здравствуй, Андрюша, здравствуй, Танечка». Хлопаю своей ладонью по ладошке своих соседей).

2. Основной этап.

Артикуляционная разминка.

Логопед надевает на руку перчатку, на которой изображена мордочка, дети берут зеркала. Логопед говорит сказку, дети перед зеркалом выполняют язычком разные упражнения.

Жил — был язычок, он был очень непослушный, каждый день он ходил гулять, качался на качелях, мимо него проскакала лошадка, покачался язычок на качелях и пошёл домой, взял чашечку и малиновое варенье, и стал его есть.

Дыхательная гимнастика «Сбор урожая».

- Встаньте прямо, поднимите руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки - вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо достать и сорвать. Опустите руки, наклоните корпус вперед и вниз - выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторите 3-4 раза.

«Легенда».

Стук в дверь. Логопед спрашивает: «Кто там?».

Почтальон Печкин: «Это я почтальон Печкин. Принёс посылку вашим ребятам. Но я её вам сейчас не отдам, пока вы не окажите помощь жителям деревни Простоквашино. Включите компьютер, они записали видеообращения».

Логопед включает компьютер. На экране появляется кот Матроскин: «Здравствуйте ребята, в этом году мы собрали хорошийурожай. Но мы не успеваем егоразобрать. Помогите нам, пожалуйста)).

1 задание «Сортировка овощей и фруктов».

- Ребята, мы ведь не откажем коту Матроскину в помощи? (Конечно же, нет. А что нужно делать?)

1) - Разложим урожай в три корзины: овощи, фрукты, ягоды. (На доске три корзинки, логопед показывает картинки, дети по цепочке называют слово, протягивают ударный звук и говорят, куда положат данную картинку).

2) - А сейчас найдём фрукты и ягоды, которые не растут в нашей местности, и положим их отдельно. (Логопед раскладывает на столе картинки с фруктами и ягодами, дети вместе находят нужные изображения и складывают их в коробку. Затем логопед достаёт из этой коробки по одной картинке, дети по цепочке называют слово и делят его на слоги, хлопая в ладоши).

3) - А сейчас найдём фрукты и ягоды, в которых есть звук [с] или [с,]. (Логопед показывает картинки, дети хором произносят названия фруктов и ягод, если слышат нужный звук - хлопают в ладоши).

4) - Сейчас разобьемся на три группы, посмотрите на кружочек с цифрой, который лежит перед каждым. Работать будем возле доски. Первая группа находит слова, в которых ударение падает на первый слог, у второй группы должны быть слова с ударением на второй слог, а у третьей группы - на третий слог. (Логопед каждой группе даёт картинки, на которых нарисованы овощи, фрукты и ягоды).

2 задание Ролевая игра «В столовой».

- Вот мы и помогли коту Матроскину. Весь урожай разобрали. Давайте посмотрим видеообращение от Шарика: «Здравствуйте, ребята. Вы наверное очень устали и проголодались. Кот Матроскин недавно открыл свою столовую. Но посетителей у него очень мало. Он будет рад, если вы пообедаете в его столовой)). (На экране картина столовой).

- Сейчас вы будете подходить к повару и выбирать блюда. На первое вы должны взять обязательно суп. Но суп здесь разный. Большой ассортимент и вторых блюд. Есть и салатики, пироги, много ягодных компотов и морсов. Поэтому не повторяйте друг за другом, а выбирайте что-то своё. И как всегда не забывайте про вежливые слова. (Ролевая игра).

- Мы с вами подкрепились. Давайте оставим свои отзывы о столовой, обеде, хозяевах этого заведения. (Дети встают в круг. Логопед по очереди кидает им мячик, они говорят свои отзывы).

3 задание «Составление рассказа».

- Давайте посмотрим, какая проблема у Дяди Фёдора.

Дядя Фёдор: «Привет, ребята. Мне нужна ваша помощь. Сегодня учитель задал такое трудное задание по русскому языку! Необходимо составить рассказ по серии картинок про сбор урожая. А я никак придумать не могу. Помогите мне, пожалуйста. Ведь вместе мы сила. Я уже придумал одно предложение. Если каждый придумает по одному предложению, у нас получится настоящий рассказ. Только не забывайте, что все предложения должны быть связаны по смыслу, слушайте внимательно друг друга».

- Ребята, как вы думаете, мы вместе справимся с этим заданием? Тогда начнём. (Дети сидят, передают друг другу мяч и дополняют рассказ своим предложением).

- Хороший рассказ у нас получился. Кто сможет повторить его весь? (Дети по желанию рассказывают рассказ).

4 задание Пионерская песня «Картошка» (автор Владимир Попов).

- Ребята, на экране родители Дяди Фёдора.

Родители: «Здравствуйте, девочки и мальчики. Когда мы были в вашем возрасте, мы часто в лагере возле костра пели пионерскую песню «Картошка». Нам бы хотелось, чтобы вы тоже её разучили». (Дети вместе с логопедом поют песню «Картошка» и выполняют движения).

- Ребята, понравилась вам песня? Давайте выполним звуковой анализ слова «картошка». (Вместе выполняют анализ и выкладывают звуковую схему).

- А как слово «картошка» пишется в словаре? (картофель).

- Определим род у данных слов, (картошка - ж.р., картофель м.р.)

- Я сейчас буду называть слова признаки, а вы должны будете составить словосочетания, девочки со словом КАРТОШКА, а мальчики со словом КАРТОФЕЛЬ. (Логопед называет слова: вкусный, свежий, рассыпчатый, жареный, варёный).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 задание «Письмо».

- Ребята, послушаем последнее видеообращение. Оно от почтальона Печкина.

Почтальон Печкин: «Ребята, на почту принесли письмо, сказали, что оно адресовано мне. Но я не могу его прочитать, как-то оно странно написано. Помогите мне. Исправьте в письме ошибки, чтобы я понял смысл».

- Давайте поможем, ребята. Работать мы будем парами. Доставайте из конверта картинку, у кого одинаковая картинка - тот пара. (Дети разбиваются на пары, каждая пара получает письмо, в котором существительные и прилагательные стоят в начальной форме. Дети подписывают правильные окончания).

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Одна пара зачитывает письмо, остальные проверяют, если обнаруживают ошибку - делают замечание).

6 задание «Посылка».

- Все задания выполнены. Пора забирать посылку. (Логопед открывает дверь и забирает посылку, которая стоит возле класса).

- Что же нам прислали друзья из Простоквашино? (Дети достают из ящика муляжи овощей и фруктов).

- Давайте хором произнесём название каждого овоща и фрукта. (Дети говорят).

- Ребята, все эти слова словарные, их написание проверить нельзя, а можно только запомнить. (На экране появляются картинки этих овощей и фруктов с подписями, дети вместе с логопедом читают каждое слово по три раза орфографически).

3. Подведение итогов.

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? Какие задания были для вас самыми трудными? Какие задания были самыми интересными? Что помогло нам выполнить все задания?

- Вы правы. Конечно же, это дружба и взаимопомощь. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и споём с вами уже второй куплет песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский). Эта песня мне очень нравится. Я хочу, чтобы вы выучили её до конца.

Выводы. Мы считаем, развитие коммуникативных операций, появление новых средств обмена информацией возможно лишь через преобразование мотивационно-потребностной сферы общения детей с ОНР, через расширение и обогащение решаемых ребёнком коммуникативных задач. Для развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи необходима комплексная стратегия коррекционной работы с учётом тесного взаимодействия логопедического и психологического аспектов воздействия.

Литература:

1. Аверкова, М.А. Использование квест-игры на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / М.А. Аверкова. - Пенза, МКУ «Центр комплексного обслуживания и методического обеспечения учреждений образования», 2019. - 83 с.

2. Алтухова, Т.А. Коммуникативная направленность логопедического занятия в обеспечении коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, Е.А. Шилова // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - №2 (26). - С. 19-28

3. Волковская, Т.Н. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко // Дефектология. - 2020. - №3. -С. 17-21

4. Воронкина, И.Н. Страна понимания: занятия, игры, упражнения на формирование коммуникативных компетенций у младших школьников / И.Н. Воронкина, Н.В. Должикова. - Екатеринбург: ООО «Центр независимой оценки квалификаций и дополнительного профессионального образования», 2019. -44 с.

5. Сафонова, Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы / Е.В. Сафонова // Народное образование. -2018. -№1-2. - С. 83-87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.