Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колядина Алина Эдуардовна, Николаева Евгения Олеговна

В статье анализируются результаты экспериментальной работы по формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами квест-технологии. Авторами описываются организационно-содержательные аспекты ее применения. В статье определены понятия «социальная компетентность», «общее недоразвитие речи», «квест-технология». В основе исследовательской работы использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования, психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, моделирование коррекционно-педагогической работы с применением средств квест-технологии. Обработка данных, полученных в ходе исследования, была организована в программе Excel методами математической статистики. В статье описывается ход проведения игр-квестов по формированию социальной компетентности у данной категории детей. Проведенное исследование продемонстрировало положительную динамику формирования социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи после экспериментального обучения с использованием средств квест-технологии. Полученные результаты доказывают, что логопедическая работа по формированию социальной компетентности у детей данной категории будет эффективнее, если включать в нее нетрадиционные средства. Подготовленные материалы могут быть использованы учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колядина Алина Эдуардовна, Николаева Евгения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH BY MEANS OF QUEST TECHNOLOGY

The article analyzes the results of experimental work on the formation of social competence in preschool children with general underdevelopment of speech by means of quest technology. The authors describe the organizational and substantive aspects of its application. The article defines the concepts of "social competence", "general underdevelopment of speech", "quest technology". The research work is based on the following methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature on the research topic, psychological and pedagogical experiment, qualitative and quantitative analysis of experimental data, modeling of correctional and pedagogical work using quest technology. The processing of the data obtained during the study was organized in the Excel program by methods of mathematical statistics. The article describes the course of the quest games on the formation of social competence in this category of children. The conducted research demonstrated positive dynamics of the formation of social competence in preschoolers with general speech underdevelopment after experimental training using quest technology. The results obtained prove that speech therapy work on the formation of social competence in children of this category will be more effective if non-traditional means are included in it. The prepared materials can be used by teachers-speech therapists of preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ»

Педагогика

УДК 376.3(045)

магистрант факультета психологии и дефектологии Колядина Алина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент факультета психологии и дефектологии Николаева Евгения Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье анализируются результаты экспериментальной работы по формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами квест-технологии. Авторами описываются организационно-содержательные аспекты ее применения. В статье определены понятия «социальная компетентность», «общее недоразвитие речи», «квест-технология». В основе исследовательской работы использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования, психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, моделирование коррекционно-педагогической работы с применением средств квест-технологии. Обработка данных, полученных в ходе исследования, была организована в программе Excel методами математической статистики. В статье описывается ход проведения игр-квестов по формированию социальной компетентности у данной категории детей. Проведенное исследование продемонстрировало положительную динамику формирования социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи после экспериментального обучения с использованием средств квест-технологии. Полученные результаты доказывают, что логопедическая работа по формированию социальной компетентности у детей данной категории будет эффективнее, если включать в нее нетрадиционные средства. Подготовленные материалы могут быть использованы учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: социальная компетентность, общее недоразвитие речи, квест-технология.

Annоtation. The article analyzes the results of experimental work on the formation of social competence in preschool children with general underdevelopment of speech by means of quest technology. The authors describe the organizational and substantive aspects of its application. The article defines the concepts of "social competence", "general underdevelopment of speech", "quest technology". The research work is based on the following methods: theoretical analysis of scientific and methodological literature on the research topic, psychological and pedagogical experiment, qualitative and quantitative analysis of experimental data, modeling of correctional and pedagogical work using quest technology. The processing of the data obtained during the study was organized in the Excel program by methods of mathematical statistics. The article describes the course of the quest games on the formation of social competence in this category of children. The conducted research demonstrated positive dynamics of the formation of social competence in preschoolers with general speech underdevelopment after experimental training using quest technology. The results obtained prove that speech therapy work on the formation of social competence in children of this category will be more effective if non-traditional means are included in it. The prepared materials can be used by teachers-speech therapists of preschool educational organizations.

Key words: social competence, general speech underdevelopment, quest technology.

Введение. Важным этапом в жизни ребенка становится период раннего и дошкольного детства. В период раннего детства происходит интенсивное развитие речевой функции. В период дошкольного возраста, ребенок приобретает такие качества личности, которые позволяют стать полноценной частью общества, решать вопросы, связанные с общением и построением связей в межличностных отношениях. Эти качества определяют социальную компетентность. Данные качества не могут возникнуть как отдельный продукт физиологического созревания. Ответственность за процесс вхождения ребенка в социальную жизнь общества несет на себе взрослый. Именно он способен дать нужную информацию об окружающем мире, научить правильно вести себя в обществе, построить общение, познакомить с моральными ценностями, привить любовь к родине.

В настоящее время в логопедической теории и практике огромное значение приобретает проблема социализации детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) (Н.Н. Малофеев, Л.В. Трабайчук, М.А. Шацкая и др.). В связи с этим, актуальными становятся вопросы формирования социальной компетентности у обозначенной категории детей дошкольного возраста, как одной из составляющих процесса социализации. Недооценка значимости данного возрастного периода может привести к значительным проблемам социального развития ребенка.

Изложение основного материала статьи. В материалах статьи мы обсуждаем результаты проведенного исследования по формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами квест-технологии.

Раскрытию понятия и сущности социальной компетентности посвящены работы Г.Э. Белицкой, Е.В. Коблянской, Л.В. Коломийченко, А.Б. Кулина, В.Н. Куницыной, В.В. Цветкова и др.

В своих трудах Е.В. Коблянская трактует социальную компетентность как «понимание отношения «Я» - общество, способность находить правильные социальные ориентиры, способность организовывать свою деятельность исходя их данных ориентиров» [5, С. 19].

По мнению Г.Э. Белицкой, «социальная компетентность концептуализирует высший уровень социальной активности личности - освоение и развитие социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания, благодаря гармонизации осознания социальных проблем и ценностных ориентацию» [1, С. 44].

В своих исследованиях Г.Е. Белицкая, раскрывает структуру социальной компетентности и выделяет следующие ее компоненты:

- мотивационный, определяющий отношение к другим людям как проявление высшей ценности, проявление доброты, заботы, внимания, оказание помощи;

- когнитивный, относящийся к познанию другой личности (взрослого, сверстника), умению понять его индивидуальные особенности, интересы, взгляды, потребности;

- поведенческий, включающий выбор целесообразных норм и способов общения, моральных и нравственных эталонов поведения в обществе [1, С. 45].

О.В. Полозова, дополняет данную структуру еще эмоционально-оценочным компонентом [9, С. 18].

Исходя из анализа различных подходов к определению понятия «социальная компетентность» можно сделать вывод, что это качество личности, которое включает необходимые знания, опыт, способности, сложившиеся в процессе социализации и дающие возможность человеку адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе.

Речевые нарушения, сопровождающиеся недоразвитием психических процессов, эмоциональной сферы и процесса общения в целом, оказывают негативное воздействие на формирование социальной компетентности у детей (О.В. Полозова) [9, С. 134].

К числу таких речевых нарушений относится и ОНР, которое выступает неблагоприятным фактором для формирования социальной компетентности развивающегося дошкольника. В своих исследованиях Р.Е. Левина характеризует ОНР как некую форму речевого отклонения, которое сопровождается нарушением формирования всех компонентов речевой системы, в том числе звуковой и смысловой ее сторон. При том, что ребенок имеет первично сохранный интеллект и не имеет нарушений слуха [12, С. 12].

По данным В.В. Маркеевой, у детей дошкольного возраста с ОНР присутствуют неадекватные эмоциональные реакции, практически отсутствует познавательная мотивация. Эти нарушения приводят к снижению личностного и социального развития, сужению круга возможностей в освоении социального мира, негативному формированию общественных и культурных ценностных ориентаций [6, С. 123].

Л.Г. Соловьёва утверждает, что недоразвитие речи у обозначенной категории детей препятствует осуществлению процесса коммуникации. Это проявляется в снижении активности и инициативности по отношению к другим участникам взаимодействия, недоразвитии видов речи и типичном поведении [11, С. 16].

Поскольку уровень социальной компетентности оказывает непосредственное влияние на личностное и речевое развитие ребенка, его социализацию в обществе, то ее формирование является одним из направлений логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР. В настоящее время большую популярность набирают нетрадиционные средства, поскольку их использование позволяет модернизировать процессы обучения и коррекции, сделать их более эффективными.

В последние годы в качестве нетрадиционного средства коррекционного обучения детей все чаще используется квест-технология. Рассмотрим подробнее, что подразумевает понятие «квест». Квест от анг. «quest» - поиск. Это специально адаптированный и организованный вид исследовательской деятельности, в ходе реализации которой обучающиеся ведут поиск информации по указанным местам, а также поиск тех мест, объектов, предметов и др. (Т.В. Захарова, С.А. Осяк) [7, С. 251].

В своих работах Я.С. Быховский рассматривает квест, как технологию, имеющую конкретную поставленную задачу, игровую задумку, наставника, определенные правила, которая осуществляется с целью совершенствования и формирования у детей уровня знаний, умений и навыков [2, С. 251].

Рассматривая структуру квеста, можно выделить следующие ключевые элементы:

- введение - четкое и доступное для понимания ребенка вступление, в котором ясно выделены основные роли участников и ход проведения квеста, план заданий;

- задание - которое имеет ясную и понятную инструкцию и будет интересно и доступно для детей, обсуждение исследуемой проблемы, которую необходимо решить, подготовленные штрафные задания и вопросы для дополнительной работы, четко конкретизированный итоговый результат самостоятельной работы;

- ресурсы - список информационных ресурсов, методические пособия, дидактические игры и все необходимое оборудование для реализации квеста;

- процесс работы - описание непосредственной деятельности, которую нужно осуществить участникам квеста;

- оценка - оценка результатов по итогам выполненных заданий квеста. Критерии оценки складываются исходя от типа образовательных задач, осуществляемых в процессе реализации квеста;

- заключение - подведение итогов работы и награждение участников [3, С. 44].

Можно сделать вывод, что квест-технология - это технология позволяющая объединить в себе новизну, разносторонность образовательных задач и эффективное решение многих коррекционных задач, касающихся в том числе формирования социальной компетентности.

Квест, по мнению И.В. Радецкой, имеет большой развивающий потенциал, оказывает благоприятное воздействие на развитие личностных способностей и увлечений, индивидуальных особенностей ребенка, его предприимчивости, активности, самостоятельной деятельности [4, С. 39].

Благодаря квестам у дошкольников расширяется словарный запас, отрабатывается выразительность речи, стимулируется речевая активность. При взаимодействии с коллективом формируются коммуникативные навыки, приобретаются умения согласовывать свои действия и договариваться о ходе и правилах игры, умения вести себя и находить выход из определённых, в том числе конфликтных, ситуаций [12, С. 43].

Использование квест-технологии в коррекционно-образовательном процессе благоприятно воздействует на перспективное решение поставленных задач обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, в том числе с ОНР, их активному социальному и нравственному развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, а также формированию социальной компетентности в целом [1, С. 36].

В материалах данной статьи мы анализируем результаты проведенного исследования по формированию социальной компетентности у дошкольников с ОНР средствами квест-технологии, которое включало три этапа. Опытно-экспериментальная работа реализовалась на базе МДОУ «Детский сад № 97 комбинированного вида» г.о. Саранск с детьми 5-6 лет, имеющих логопедическое заключение «ОНР, III уровень речевого развития».

На первом этапе исследования для выявления уровня сформированности социальной компетентности у дошкольников с ОНР было проведено диагностическое исследование. Для изучения социальной компетентности был адаптирован комплекс диагностических заданий по методике О.В. Дыбиной «Педагогическая диагностика компетентности дошкольников 5-7 лет»: «Портрет», «Зеркало», «Расскажи-ка», «Собираемся в путешествие», «Городок», «Мирись и больше не дерись» [8]. Данная подборка диагностических заданий была направлена на изучение социальных качеств личности детей, эмоциональной сферы, способности взаимодействовать в коллективе и организовывать свою деятельность, а также выявление уровня сформированности знаний о моральных нормах и правилах.

Качество выполнения заданий дошкольниками оценивалось в баллах:

- 3 балла - ребенок проявляет активность и инициативность в процессе работы, готов всегда оказать действенную помощь другим сверстникам, добивается поставленных целей, без посторонней помощи выполняет задание;

- 2 балла - ребенок понимает смысл предлагаемого задания, стремится выполнить его, но в процессе возникают небольшие затруднения, обращается и принимает помощь взрослого;

- 1 балл - ребенок понимает инструкцию, обозначенную взрослым, но не проявляет активности, инициативности и интереса в ходе выполнения задания, не уверен в достижении поставленных результатов. Не принимает помощь взрослого, полностью отказывается от его выполнения.

По количеству набранных баллов по результатам выполнения диагностических заданий у дошкольников с ОНР были выделены три уровня сформированности социальной компетентности: высокий уровень (15-18 баллов), средний уровень (11-14 баллов), низкий уровень (7-10 баллов).

К высокому уровню сформированности социальной компетентности были отнесены 20,8% дошкольников с ОНР. У данной группы детей задания не вызвали трудностей, они охотно выполняли все инструкции взрослого, отвечали на все поставленные вопросы, вели себя уверенно, были заинтересованы в достижении результата. Принимали на себя роль организатора процесса, проявляли чуткость и внимательность к другим детям, пытались помочь им, если у тех возникали трудности, были общительны и доброжелательны как со взрослыми, так и со сверстниками. При возникновении конфликтных ситуаций, старались найти справедливое решение.

Средний уровень сформированности социальной компетентности был выявлен у 52,8% дошкольников. Они не испытывали трудностей при взаимодействии со сверстниками, с ними они шли на контакт охотнее, чем со взрослыми. Однако, при вступлении в диалог их общение носило выборочный характер. Свои идеи и желания высказывали не всегда, чаще поддерживали инициативу более активных детей. Иногда проявляли неуверенность и нерешительность в собственном выборе. В конфликтных ситуациях придерживались мнения большинства, соглашаясь с их доводами.

Низкий уровень сформированности социальной компетентности был обнаружен у 26,4% дошкольников. Они не проявляли заинтересованности, как в выполнении заданий, так и в общении и взаимодействии со сверстниками. Безразлично принимали идеи и желания других детей или же напротив, могли настойчиво отстаивать свою точку зрения, тем самым, создавая конфликтную ситуацию.

Данные диагностики социальной компетентности у дошкольников с ОНР позволили сделать заключение о необходимости совершенствования логопедической работы в данном направлении.

С целью повышения уровня социальной компетентности у дошкольников с ОНР был разработан и апробирован комплекс игр-квестов. В данный комплекс вошли следующие квесты: «В поисках домовенка Кузи», «В мир профессий с Машей», «Путешествие Знайки на Луну», «В гостях у Барбоскиных», «Новогодние приключения в Простоквашино». Основным назначением данных квестов стало: создание положительного эмоционального настроя; стимулирование детей к взаимодействию со сверстниками, отработка умения работать в команде и находить компромиссные решения в спорных и конфликтных ситуациях; формирование представлений о нравственных качествах человека, моральных нормах и правилах, эмоциях и чувствах; развитие психических процессов, творческих способностей, коммуникативных навыков; работа над лексической стороной речи, обогащение словарного запаса.

Квесты были разработаны по мотивам известных детям данного возраста мультипликационных фильмов: «Домовенок Кузя», «Трое из Простоквашино», «Маша и Медведь», «Незнайка на Луне» и другие. При разработке заданий для каждого квеста мы учитывали возраст детей, уровень их речевого развития, познавательные возможности, а также уровень сформированности социальной компетентности. Квесты содержали такие задания как: «Волшебный цветок» (цель -расширение словаря вежливых слов, формирование осознанного отношения к социальным нормам поведения), «Поварята» (цель - развитие коммуникабельности, формирование чувства единения со сверстниками), «Болото» (цель - формирование взаимопомощи и взаимодействия), «Цветы для Милы» (цель - развитие терпимости в отношениях, понимания, отзывчивости, коллективизма) и др.

Процесс разработки и проведения квеста включал три технологических этапа. На подготовительном этапе ставились цель, задачи будущего квеста, разрабатывался его план. Решалось, каким квест будет по структурному содержанию, с какой лексической темой, какие задания в него войдут, их сложность, очередность и др. С целью формирования положительной мотивации для каждого квеста продумывался интересный тематический сюжет. Например, «Осенняя пора - время собирать урожай и готовиться к зиме. Маша и Медведь никак не могут справиться с уборкой урожая. Слишком много овощей и фруктов выросли в этом году. А, Маше еще нужно успеть сварить варенье и компоты. Давайте поможем Маше и Медведю убрать урожай и навести в саду и огороде порядок». Также на данном этапе подбирался дидактический материал с позиции красочности, реалистичности и соответствия сюжету квеста. Особое внимание уделялось формулировке инструкций к заданиям, подготовке наводящих и дополнительных вопросов.

На основном этапе проводится квест. Начинался он со вступительной части и погружения в проблему, которую дети должны расследовать и решить к моменту завершения игры. Дошкольников знакомили с правилами и условиями игры и вручали карту станций (маршрутный лист, графическую схему, направляющие картинки и т.п.) для передвижения группы и поиска заданий. В начале детям предлагались простые задания (например, выразить комплимент или пожелание своему напарнику; собрать лепестки Цветика-Семицветика при этом, называя вежливые слова; распределить добрых и злых персонажей известных мультфильмов «Крокодил Гена», «Приключения кота Леопольда» и т.д.). Далее в порядке усложнения (например, эстафета между командами по сортировке овощей и фруктов, коллективное рисование плаката, преодоление препятствий в паре). Большое внимание уделялось коллективной работе дошкольников, прорабатывались такие моменты, как создание доброжелательной атмосферы в группе, положительного настроя по отношению друг к другу, содействие и помощь партнеру. Для снятия эмоционального напряжения и усталости в маршрутный лист встраивались станции «Отдых» или «Музыкальная пауза», на которых дошкольники выполняли динамичные физкультминутки, упражнения для расслабления и релаксации, развития мелкой и общей моторики. В ходе квеста стремились настроить участников на выполнение заданий совместно со сверстниками, на взаимопомощь для достижения поставленной цели. Когда все станции пройдены и задания выполнены, участники прибывали на финишную станцию или в исходное место.

На заключительном этапе осуществлялась оценка проведенного квеста с учетом следующих критериев: достижение поставленной цели и задач; содержательная основа и сложность заданий; качество и результат выполнения заданий; эмоциональный настрой и работоспособность детей; проявление социальных навыков. Также проводилась рефлексия деятельности дошкольников. Вначале им отводилось время для самоанализа. Каждый участник проговаривал, что у него получилось лучше всего, какие задания понравились, в каких случаях у него возникли трудности и почему, что нового он узнал. Затем дошкольники оценивали работу друг друга. Припоминали, кому они смогли оказать помощь и словесную поддержку, как отразилась слаженная работы команды на конечном результате. Таким образом, дети учились анализировать и оценивать свое поведение и своих сверстников. Завершался этот этап подведением общих итогов и награждением всех участников.

После завершения экспериментального обучения у детей был повторно исследован уровень сформированности социальной компетентности. По успешности выполнения заданий контрольного эксперимента всех участников мы условно разделили на три дифференцированные группы.

В первую группу вошли 25,0% испытуемых с ОНР, верно выполнивших все задания, и продемонстрировавших высокий уровень сформированности социальной компетентности. Дети с легкостью выполняли все задания, помогали сверстникам, если те затруднялись, поддерживали их. Они могли выступить в роли организатора, предлагали идеи и

способы решения спорных моментов, распределяли поручения. Были общительны и доброжелательны как со сверстниками, так и со взрослыми, старались не вступать в конфликтные ситуации.

Вторую группу со средним уровнем сформированности социальной компетентности составили 58,3% дошкольников, частично выполнивших задания. Дети были заинтересованы в общении, однако предпочитали вступать в контакт со сверстниками, нежели чем со взрослыми. Задания выполняли с интересом, могли ошибаться или затрудняться в выборе правильного ответа, однако легко принимали помощь взрослого. Больше придерживались позиции лидеров, могли высказать свою точку зрения, редко ее отстаивая.

В третью группу вошли 16,7% участников эксперимента, показавших низкий уровень сформированности социальной компетентности. Дети были пассивны во время выполнения заданий, часто ошибались, инициативы в общении по отношению к другим сверстникам не проявляли. При возникновении спорных ситуаций, настаивали на своем, отстаивая собственную точку зрения, тем самым провоцировали конфликт.

Выводы. Таким образом, эффективность применения квест-технологии в качестве средства формирования социальной компетентности у дошкольников с ОНР подтвердилась данными контрольного эксперимента. Его результаты продемонстрировали значительную динамику в ее формировании у обозначенной категории детей. Количество дошкольников с низким уровнем социальной компетентности уменьшилось в 1,6 раза, а число испытуемых с высоким и средним уровнями социальной компетентности увеличилось в 1,2 раза.

Литература:

1. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе / под ред. А.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского. - Москва: Педагогика, 1995. - С. 42-57

2. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты / Я.С. Быховский // Информационные технологии в образовании (ИТО 99): сборник материалов IX международной конференции-выставки. - Москва: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 1999. - С. 398-399

3. Васильченко, А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии / А.В. Васильченко // Международный педагогический журнал «Предметник» [сайт], 2016. - URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения: 16.12.2022).

4. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 164 с.

5. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Коблянская Евгения Владимировна. - Санкт-Петербург, 1995. - 16 с.

6. Мастюкова, Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии: Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - Москва: Классикс Стиль, 2003. - 320 с.

7. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 5-7

8. Педагогическая диагностика компетентности дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет: учебно-метод. пособие / под. ред. О.В. Дыбиной. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.

9. Полозова, О.В. Социальный компонент в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР / О.В. Полозова // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. - 2012. - № 6. - С. 171-176

10. Сидорова, Т.В. Социальная зоркость в составе социальной компетентности личности / Т.В. Сидорова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 186-188

11. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родном языку в детском саду / О.И. Соловьева. - Москва: Просвещение, 2006. - 69 с.

12. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. педвузов / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - Москва: Академия, 2003. - 240 с.

Педагогика

УДК 376

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Конакова Марина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); преподаватель Пивненко Валерия Витальевна

Институт дополнительного образования Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); помощник директора Стерхова Анастасия Анатольевна

Институт психологии и педагогики Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЕМА АРТИКУЛЯЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИИ

Аннотация. С каждым витком развития информационных и цифровых технологий любая отрасль вынуждена трансформироваться в соответствии с новыми тенденциями и правилами, диктуемыми современным состоянием всех сфер жизни общества. Наблюдая развитие искусственного интеллекта, искусственной нейронной сети (ИНС) и общей цифровизации, приходит понимание необходимости актуализации специализированных направлений обучения, приемов и способов коррекционного процесса. Логопедия, как достаточно адаптивная наука, может идти в ногу со временем и это подтверждается разнообразием использования 1Т и digital-технологий для достижения целей коррекционного процесса. Современные логопед в своей работе может использовать: интерактивные логопедические игры, интерактивные панели, интерактивный стол и т.д. Компьютерные программы позволяют расширить диапазон возможностей разнообразить логопедические занятия. Бесплатные опНпе-сервисы, качественные стоковые фото, картинки и видео позволяют использовать актуальный контент на занятиях. Тенденция предоставления логопедических услуг на опНпе-площадках определяет новые пути трансформации коррекционного процесса. Особенности построения занятий и предоставления визуальной информации также подвергаются всесторонней модернизации. При этом сохраняется опора на теоретико-методологические обоснование использования логопедических технологий, методик, приемов, в том числе и артикуляторно-орального моделирования в логопедической практике. В данной статье будет рассмотрен пример

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.