РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ
ОРГАНИЗАЦИИ
К.Б. Герасимов, канд. экон. наук, доцент
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
Аннотация. В работе показана важность грамотной подготовки менеджеров по операциям организации, так как именно данные менеджеры будут решать ключевые вопросы по производству и сбыту продукции. Разработан технологический процесс управления подготовкой менеджеров по операциям организации. Разработаны предложения по развитию процесса управления подготовкой менеджеров по операциям. Проведен анализ эффективности реализации выдвинутых предложений.
Ключевые слова: управление, технология, процесс, менеджер, операция.
Безусловно, менеджеры занимают центральное место в любой организации, т.к. без людей, хорошо подготовленных и знающих специфику деятельности организации не может успешно функционировать ни одна фирма. Исходя из этого, большое внимание необходимо уделять квалифицированности и компетентности менеджеров, в руках которых находится судьба фирмы, ведь именно они принимают решения по ключевым вопросам и решают основные проблемы организации [1-2].
Очень важно уделять внимание подготовке как уже работающего персонала, так и потенциальных работников фирмы. Несомненно, процесс подготовки специалистов разных областей должен строиться по-разному. При подготовке менеджеров должны затрагиваться такие сферы как [3]:
- обучение управлению другими людьми;
- разъяснение специфики деятельности всей организации в целом (каждый менеджер должен понимать, как проходит процесс разработки, производства, реализации продукции);
- обучение ведению переговоров и т.д.
Данные задачи могут выполняться разными способами, включая тренинги, мастер-классы, курсы по повышению квалификации, семинары и т.д.
Человеческий ресурс является основополагающим в деятельности любой фирмы, и хорошие менеджеры будут нужны во все времена. Современная рыночная ситуация говорит о том, что без высококвалифицированного управленца компания не сможет просуществовать долго, либо будет убыточна, т.к. понять мировую экономическую ситуацию и пойти в нужный момент на риск, который будет оправдан в последующем, сможет не каждый менеджер [4, 5].
Подготовка в области менеджмента стала в новом веке приоритетным направлением в повышении эффективности предпринимательства и корпоративных интересов собственников. Это связано с переменами в построении структур и деятельности предприятий. Структура организаций становится все более «плоской», число вертикальных уровней и зависимостей сокращается, на каждом уровне требуется все больше компетентной, экспертной деятельности, а не простого администрирования, повышается роль компетентности менеджеров, работающих на самых нижних уровнях оргструктур предприятий и корпораций [6].
Взаимодействие функций управления подготовкой менеджеров по операциям показано на рисунке 1.
Прогнознрованне подготовки менеджеров по операциям
Регулирование подготовки менеджеров по операциям
Z
Планирование подготовки менеджеров по операциям
Нормирование подготовки менеджеров по операциям
Анализ подготовки менеджеров по операциям
П
Контроль подготовки менеджеров по операциям i
Организация подготовки менеджеров по операциям
Ж
Учет подготовки менеджеров по операциям Ï
Организация подготовки менеджеров по операциям
Координация подоговкн менеджеров по операциям организации и операционной политики
Рис. 1. Модель подготовки менеджеров по операциям организации
Технология реализации данного подпроцесса подразумевает наличие последовательных шагов, которые необходимо выполнить, дабы получить желаемый результат [7]. Данные этапы представлены на рисунке 2. В случае успешного прове-
дения каждой из операций технологии, негативные последствия и отрицательные факторы не превысят предполагаемой нормы, и подпроцесс управления подготовкой менеджеров будет выполнен на высоком уровне.
3б
1. Подготовка
1...................................
2. Проведение
Рис. 2. Технология подпроцесса управление подготовкой менеджеров по операциям организации (фрагмент)
Необходимость решения проблем, су- целенных на развитие менеджеров по опе-ществующих в организации, вынуждают рациям. Фрагмент данных мероприятий разрабатывать комплекс мероприятий, на- показан в таблице 1.
Таблица 1. Предложения по развитию подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организации (фрагмент)_
Наименование мероприятия Средства реализации Ожидаемые результаты
Увеличение количества менеджеров Найм HR- специалиста Проведение конкурсов на вакантные места Агитация студентов Договор с институтами об обучении студентов-целевиков Увеличение потока найма новых сотрудников. Отбор лучших Увеличение количества людей, заинтересованных в данной работе Воспитание квалифицированных сотрудников
Повышение компетентности менеджеров Проведение мастер-классов Проведение тренингов по сплочению коллектива Отправка сотрудников на курсы по повышению квалификации Регулярная аттестация сотрудников Увеличение заинтересованности менеджеров в своей работе Облегчение менеджерам работы в команде Увеличение количества профессиональных знаний и навыков у сотрудников
Облегчение адаптации молодых специалистов Выделение сотрудников, которые будут заниматься передачей знаний о фирме специфике их должности Создание фильмов об организации Создание комфортных условий работы Теат-билдинг Сотрудники будут понимать, что от них хотят и как это сделать Посвящение в корпоративные ценности и орг.культуру фирмы Улучшение внутреннего психологического климата сотрудника Сплочение коллектива, формирование деловых отношений
Облегчение внедрения инноваций Приглашение консультанта, который сможет «свежим» взглядом оценить дела фирмы Выявление отношения сотрудников к инновациям Проведение дополнительных курсов Поиск способа выявления необходимости внедрения инноваций Выявление сторонников, противников инноваций и поиск способа воздействия на противников инноваций Сотрудники, менеджеры смогут ознакомиться с сутью инноваций
Облегчение изменения кооперационных связей между подразделениями Постановка задачи перед HR- специалистом по найму сотрудников Поиск более экономичных по времени и затратам способов обмена информацией Курсы по повышению квалификации менеджеров В каждом подразделении будут разные специалисты и подразделения могут не зависеть и не задерживать работу друг друга. Увеличение производительности труда, снижение затрат на оплату труда работников, т.к. делать все будут быстрее
Улучшение рабочего места менеджеров Проверка соответствия освещения, рабочего мест по требованиям ТК РФ Выделение отдельных кабинетов наиболее важным сотрудникам Соблюдение определенного уровня шума Менеджеры будут меньше уставать и следовательно повыситься производительность труда Облегчение работы менеджеров Снижение возможности заболеваний
Прежде чем реализовать представленные мероприятия необходимо учесть некоторые условия. Облегчение адаптации молодых специалистов необходимо провести как можно быстрее и безболезненнее как для работника, так и для всей организации в целом [8-10].
На облегчение внедрения инноваций на предприятии влияет множество факторов, таких как: научно-технический потенциал; производственно-техническая база; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующая система управления. Правильное соотношение и использование этих факторов приводит к положительно-
му результату осуществления инновационной стратегии.
Улучшение рабочего места менеджеров является одной из главных задач организации, ведь рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление [11, 12].
Для выяснения целесообразности применения на практике данных предложений был составлен прогноз эффективности их влияния на экономические показатели предприятия. В качестве предприятия рас-
3S
сматривалось ООО «СамГаз». Экспертам было предложено составить три прогноза. Один прогноз был составлен на II полугодие 2014 г. И два прогноза на I полугодие 2015 г.
Прогноз должен определить изменения показателей на два ближайших полугодия. Второй прогноз определял значения выбранных показателей деятельности ООО «СамГаз» на I полугодие 2015 г. без
Изменения выбранных показателей были выражены в процентах как отношение среднего значения прогноза к значениям предыдущего периода.
Прогнозы экспертов, представленных в таблице 3, показывают, как предложенные
учета внедрения представленных выше предложений. Третий прогноз был ориентирован на определение ожидаемых результатов деятельности ООО «СамГаз» на I полугодие 2015 г. При этом учитывалось влияние предложенных мероприятий (табл. 2). На основе данных экспертов были определены средние значения и процентные изменения в основных показателях ООО «СамГаз».
мероприятия должны привести к существенным изменениям ожидаемых результатов выбранных показателей в деятельности ООО «СамГаз».
Наименование показателей Значения показателей
за II полугодие 2013 г. за I полугодие 2014 г. на II полугодие 2014 г. (прогноз) на I полугодие 2015 г. без предложений (прогноз) на I полугодие 2015 г. с учетом предложений (прогноз)
средние А, % средние А, % средние А, %
Выручка от продаж, млн. руб. 27GG324 2568122 2287522 -1G,9 2296777 -1G,6 242G9G4 -5,8
Себестоимость, млн. руб. 235GGGG 2G1GGGG 182458G -9,3 1763957 -12,3 167347G -16
Валовая прибыль, млн. руб. 35G324 558122 46294G -17,1 532819 -4,6 747433 33,9
Чистая прибыль, млн. руб. 28G259 446499 37G354 -17,2 426256 -4,6 597947 34,2
Рентабельность, % 11,9 22,2 2G, -6,4 24,6 1G,8 37 66,7
Таблица 2. Прогноз деятельности ООО «СамГаз» на I полугодие 2015 г. с учетом пред-
ложений
Наименование показателей Значения показателей с учетом предложений Среднее значение
Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5
Выручка от продаж, млн. руб. 252GG9G 228261G 2539GG6 2665645 2G97168 242G9G4
Себестоимость, млн. руб. 15111GG 16GG38G 1898G67 2G178G5 134GGGG 167347G
Валовая прибыль, млн. руб. 1GG899G 68223G 64G939 64784G 757168 747433
Чистая прибыль, млн. руб. 8G7192 545784 512751 518272 6G5734 597947
Рентабельность, % 53 34,1 27 25,7 45,2 37
Таблица 3. Сведения о деятельности и прогнозах деятельности ООО «СамГаз» за 20132015 гг.
Управление подготовкой менеджеров по операциям организации - это деятельность по определению требований к квалификации и компетенции управленцев, связанных с производством продукции (услуг). Данный подпроцесс является одним из основных, так как именно менеджеры по операционной деятельности отвечают за выполнение всех остальных подпроцессов и координируют их работу. Кроме того, данный подпроцесс включает процессы повышения уровня профессионализма специалистов, работающих в управлении операциями, как в основном, так и во вспомогательном производстве. Этот процесс включает образовательную деятельность в ВУЗах и техникумах, а также развитие профессионализма во время работы в организации с отрывом или без отрыва от основной деятельности. Также неотъемлемой частью является адаптация молодых специалистов с помощью наставников, должностных инструкции, профессиональных тренингов. Пере-
в связи с вводом новых операционных мощностей, нового инструмента, нового программного обеспечения или изменения кооперационных связей между подразделениями предприятия [13].
В целях решения проблем, существующих на предприятии, рекомендуется провести ряд мероприятий, в т.ч. увеличить количество менеджеров, повысить их компетентность, облегчить адаптацию молодых специалистов, облегчить внедрение инноваций, облегчить изменение кооперационных связей между подразделениями, улучшить рабочее место менеджеров, облегчить внедрение технического оборудования и грамотно уменьшить количество сотрудников.
По прогнозам экспертов, проведение вышеперечисленных мероприятий позволят повысить доход, а также положительно повлияют на такие показатели организации как выручка от продаж, себестоимость, валовая прибыль, чистая прибыль и рентабельность.
подготовка специалистов осуществляется
Библиографический список
1. Василенко В.А., Ткаченко Т.И. Производственный (операционный) менеджмент. К.: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2003. 532 с.
2. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: процессы, структура, система. Самара: САГМУ, 2014. 272 с.
3. Панов А.И. Системы производственного менеджмента: тенденции раз-вития. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2010. 182 с.
4. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the development of organization management system // Asian Social Science. - 2015. - Т. 11. - № 20. - С. 82-89.
5. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Системы управления: понятие, структура, исследование. Самара: СГАУ, 2002. 128 с.
6. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Методология менеджмента. Самара: СМИУ, 2008. 172 с.
7. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Команда топ-менеджеров: структура, технологии, развитие. Самара: МАКУ, ПДЗ, 2006. 163 с.
8. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. М.: МГУП, 1998. 148 с.
9. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: СМИУ, 2010. 352 с.
10. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальные технологии в управлении. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2014. 396 с.
11. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2013. - № 5 (31). - С. 122-130.
12. Герасимов К.Б. Система управления продажами промышленного предприятия // Экономические науки. - 2008. - № 46. - С. 269-272.
13. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 431 с.
DEVELOPMENT OF PREPARATION OF MANAGERS OF OPERATIONS
K.B. Gerasimov, candidate of economic sciences, associated professor Samara national research university (Russia, Samara)
Abstract. The paper shows the importance of the training of competent managers for operations organization, as it is these managers will address the key issues in the production and marketing of products. The technological process of preparation of the control managers for organizing operations. Proposals for the development of process management training managers on operations. The analysis of the effectiveness of the implementation of the proposals.
Keywords: management, technology, process, manager, operation.