Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 20-23.
УдК 811.111'243:378.147.88 ББК 74.6
развитие умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку
Ж. С. Аникина
ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Томск, Россия
Раскрываются особенности обучающего эксперимента по развитию умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку, определяется эффективность авторской технологии обучения.
Ключевые слова: учебная автономия, иностранный язык, вуз, авторская технология обучения, экспериментальная проверка.
Стремительные перемены во всех сферах жизнедеятельности человека, обусловленные различными факторами, становятся причиной постоянного повышения требований к современным специалистам. В связи с этим перед системой высшего профессионального образования стоит сложная задача подготовить выпускников, готовых к дальнейшей профессиональной деятельности. Для этого необходимо сформировать ряд важных компетенций, одной из которых является готовность к образованию через всю жизнь. Для её формирования необходимо развивать учебную автономию как готовность и способность обучающихся взять на себя организацию и управление своей учебной деятельностью.
Развитие умений учебной автономии возможно в процессе обучения иностранному языку, поскольку данная дисциплина обладает рядом образовательных и воспитательных возможностей в контексте коммуникативной и культуроведче-ской подготовки обучающихся. Более того, использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) позволяет повысить эффективность данного процесса. В контексте нашего исследования были использованы подкасты как эффективное средство, обладающее высоким педагогическим потенциалом для развития умений учебной автономии [1]. Однако необходимо указать на наличие сформировавшихся к настоящему времени противоречий:
— между современными требованиями к уровню развития умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку и реальным уровнем развития данных умений;
— между необходимостью внедрения ИКТ в учебный процесс по иностранному языку и недостаточностью теоретических исследований
и конкретных методических материалов по использованию разных видов ИКТ.
Названные противоречия позволяют сформулировать следующую проблему: каковы новые направления развития умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку?
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что развитие умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку будет более эффективным, если:
- в процессе обучения происходит формирование компонентов учебной автономии [2];
- выявлены, обоснованы и созданы необходимые педагогические условия развития умений учебной автономии [3];
- при обучении иностранному языку применяются ИКТ;
- внедрена технология развития умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку с использованием подкас-тов [4].
Материалы и методы исследования. Исследование проходило на базе Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета (далее НИ ТПУ) в три этапа:
Первый этап (2007-2009 гг.) — подготовительный: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы, отечественного и зарубежного педагогического опыта в рамках обозначенной темы исследования.
Второй этап (2009-2011 гг.) — поисковый: анализ существующих способов организации процесса развития умений учебной автономии при обучении иностранному языку; изучение
возможностей ИКТ для развития умений учебной автономии при обучении иностранному языку; посещение занятий других преподавателей иностранного языка; наблюдение за учебным процессом; анкетирование студентов и преподавателей Энергетического института НИ ТПУ; проектирование технологии развития умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку с использованием под-кастов; разработка учебно-методических материалов.
Третий этап (2011-2012 гг.) — экспериментальный: проверка технологии развития умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку с использованием под-кастов; анализ и систематизация результатов, их заключительное обобщение и осмысление; формулировка основных выводов.
Экспериментальная проверка проводилась на втором году обучения в течение двух полных семестров в 2011/12 учеб. году в двух экспериментальных и двух контрольных группах. В целом на данном этапе исследования принимали участие 37 студентов (ЭГ1 — 9, ЭГ2 — 10, КГ1 — 9, КГ2 — 9). Общее количество участников, которые были задействованы в подготовке, организации и проведении обучающего эксперимента, составило 118 человек. На начало эксперимента уровень владения обучающимися английским языком был В1 по шкале Совета Европы.
Экспериментальная проверка характеризуется как проверочно-поисковая, т. к. она проводилась с целью контроля гипотетических положений и была направлена на подтверждение эффективности разработанной технологии обучения. Данная технология базируется на поэтапном формировании метакогнитивных стратегий у обучающихся при обучении иностранному языку и направлена на формирование знаний, навыков и развитие умений, обеспечивающих способность обучающихся к самоорганизации и самоуправлению иноязычной учебной деятельностью.
По условиям организации экспериментальная проверка была естественной (т. е. протекала в естественных учебных условиях), по методике проведения — традиционной (т. к. проводилась в группах, которые изначально были определены как экспериментальные и контрольные и в процессе эксперимента местами не менялись).
Для проведения экспериментальной проверки нами были выделены следующие условия обучения:
1) варьируемые условия обучения: использование различных материалов для обучения;
2) неварьируемые условия обучения: изучение английского языка в отведённом программой объёме, одинаковое количество обучающихся в группе, проведение всех этапов эксперимента автором исследования.
Экспериментальная проверка включала следующие этапы:
1) предэкспериментальный срез;
2) обучающий эксперимент (реализация разработанной технологии обучения);
3) постэкспериментальный срез;
4) подведение итогов.
Для определения уровня развития умений учебной автономии использовались анкетирование, беседа, наблюдение, самооценка.
результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что прирост в уровне развития умений учебной автономии у студентов ЭГ1 составил 35,8 %, ЭГ2 — 34,6 %. Что касается прироста в контрольных группах, в КГ1 он составил 4,6 %, в КГ2 — 5,6 %.
Выше представленные результаты свидетельствуют о том, что реализация технологии развития умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку с использованием подкастов создаёт необходимые педагогические условия, что способствует формированию компонентов учебной автономии. Всё это обеспечивает результативность процесса обучения, приводит к повышению уровня развития умений учебной автономии у обучающихся при обучении иностранному языку и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков Энергетического института, докладывались на научных семинарах аспирантов (2007-2010), международных научно-практических (Москва, 2007, 2010, 2012; Томск, 2008, 2009, 2010, 2012, 2013; Минск, Беларусь, 2009; Ставрополь, 2010; Киев, Украина, 2011; Полоцк, Беларусь, 2011; Пятигорск, 2013), республиканских научно-практических (Брест, Беларусь 2011, 2012), всероссийских научно-практических (Бирск, 2009; Томск, 2009) и межвузовских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2010; Томск, 2012).
Выводы. Результаты проведённой экспериментальной проверки позволяют сделать следующие выводы: анализ данных, полученных
22
Ж. С. Аникина
на всех этапах, свидетельствует о значительных положительных изменениях в уровне развития умений учебной автономии у экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами. Вместе с этим в экспериментальных группах отмечена положительная динамика в уровне сформированности языковых навыков и развития речевых умений. Всё вышесказанное позволяет утверждать, что технология обуче-
ния, разработанная автором, является эффективной.
В заключение необходимо отметить, что умения, полученные обучающимися, могут применяться при организации работы по другим учебным дисциплинам, что в дальнейшем позволит студентам овладевать необходимыми компетенциями не только в процессе обучения в вузе, но и за его пределами.
Список литературы
1. Аникина, Ж. С. Дидактико-методические особенности использования подкастов при обучении иностранному языку в вузе [Электронный ресурс] / Ж. С. Аникина, Л. И. Агафонова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электрон. науч. журн. 2011. Декабрь. ART 1703. СПб., 2011. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1703.htm. Гос. рег. 0421100031.
2. Аникина, Ж. С. Педагогические условия развития личности: теория и практика / Ж. С. Аникина, И. А. Бардус, Н. В. Бахмат. М. : Перо, 2012. С. 8-24.
3. Аникина, Ж. С. Педагогические условия развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку / Ж. С. Аникина // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования : сб. тр. межвуз. науч.-метод. конф. (3-6 апр. 2012 г.). Томск : Изд-во Томс. политех. ун-та, 2012. С. 114-115.
4. Аникина, Ж. С. Технология развития умений учебной автономии у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с использованием подкастов / Ж. С. Аникина // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2013. № 6, ч. 2. С. 31-34.
Сведения об авторе
Аникина жанна Сергеевна — старший преподаватель кафедры иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 3 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 20-23.
learner anatomy skills development
for higher education while teaching a foreign language
Zh. S. Anikina
Senior Lecturer, Foreign Languages Department of Energy National Research Institute of Tomsk Polytechnic University, Tomsk,
Russia. janeanikina@yandex. ru
Features of teaching experiment on development of students' learner autonomy skills while teaching a foreign language are disclose. Effectiveness of author's learning technology is defined.
Keywords: learner autonomy, foreign language, higher education, author's learning technology, experimental verification.
References
1. Anikina, Zh. S. Didaktiko-metodicheskie osobennosti ispoljzovaniya podkastov pri obuchenii inostran-nomu yazihku v vuze [Didactic-methodical features of the use of podcasts in teaching foreign languages in higher education] [Ehlektronnihyj resurs] / Zh. S. Anikina, L. I. Agafonova // Pisjma v Ehmissiya. Offlayjn (The Emissia. OfflineLetters) : ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. 2011. Dekabrj. ART 1703. CPb., 2011. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1703.htm. Gos. reg. 0421100031.
2. Anikina, Zh. S. Pedagogicheskie usloviya razvitiya lichnosti: teoriya i praktika [Pedagogical conditions of the development of personality: theory and practice] / Zh. S. Anikina, I. A. Bardus, N. V. Bakhmat. M. : Pero, 2012. S. 8-24.
3. Anikina, Zh. S. Pedagogicheskie usloviya razvitiya umeniyj uchebnoyj avtonomii u studentov neyazih-kovihkh specialjnosteyj pri obuchenii inostrannomu yazihku [Pedagogical conditions of the development of the skills of academic autonomy in students when learning a foreign language] / Zh. S. Anikina // Urovnevaya podgotovka specialistov: gosudarstvennihe i mezhdunarodnihe standartih inzhenernogo obrazovaniya : sb. tr. mezhvuz. nauch-metod. konf. (3-6 apr. 2012 g.). Tomsk : Izd-vo Tomsk. politekh. un-ta, 2012. S. 114-115.
4. Anikina, Zh. S. Tekhnologiya razvitiya umeniyj uchebnoyj avtonomii u studentov neyazihkovihkh specialjnosteyj pri obuchenii inostrannomu yazihku s ispoljzovaniem podkastov [Technology skills development training autonomy in students when learning a foreign language using podcasts] / Zh. S. Anikina // Filo-logicheskie nauki. Voprosih teorii i praktiki. 2013. № 6, ch. 2. S. 31-34.