-О X
со
<
m О m
SE
с
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. — URL: http:// base.spmform.m/show_doc.fwx?Rgn=3835.
2. Уголовный Кодекс Грузии // Законодательный вестник Грузии. — URL: https:// matsne.gov.ge/ka/document/download/16426/143/ru/pdf.
3. Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям : постановление 23 Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. (в ред. от 14 марта 1963 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2003. — № 2.
5. Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2008. — № 2.
6. Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2015. — № 2.
7. Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 3.
8. Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1999. — № 3.
9. Гладышев, Ю.А. Особенности конструирования множественности преступлений по российскому уголовному законодательств // Государство и право. Юридические науки. — 2013. — Вып. 7—2.
10. Косякова, Н.С. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации пожаров, возникших, в результате нарушения требований пожарной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. — 2014. — № 1.
11. Косякова, Н.С. Квалификация преступлений, подследственных органам дознания МЧС России : учебное пособие для дознавателей системы МЧС России / Н.С. Косякова; под общ. ред. Э.Н. Чижикова. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. — 68 с.
12. Агаев, Г.А. Общественная опасность как основание криминализации уничтожения или повреждения чужого имущества по неосторожности / Г.А. Агаев, Е.А. Зорина // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. — 2016. — № 1.
с О с
K <
ш О ш
□£ с
88
А.А. Смирнова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
Д.Ю. Воротников,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
A.A. Smirnova,
candidate of history sciences, associate professor,
Saint-Petersburg university of State Fire Service of EMERCOM of Russia [email protected] ^.ro. BopoTHHKOB, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia [email protected]
Развитие указного законодательства Петра I в сфере обеспечения пожарной безопасности
Аннотация: актуальность статьи определена значением противопожарного законодательства в механизме обеспечения пожарной безопасности. Цель статьи — установить закономерности осуществления законодательного регулирования пожарной безопасности соответствующих государственных органов Российского государства эпохи Петра I. Для достижения данной цели были поставлены задачи: выявить характерные черты и особенности законодательства по борьбе с пожарами, а также пробелы в правовом регулировании обеспечения государственной деятельности по борьбе с пожарами в России конца XVII — I четверти XVIII в. Реализация поставленных задач
была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-исторический) методов. На основе историко-правового анализа авторы приходят к выводу о том, что при видимой бессистемности и хаотичности указного законодательства именно в эпоху правления Петра I были определены основные перспективные направления деятельности государства по обеспечению пожарной безопасности, а также была предпринята попытка разработки специальных противопожарных правил для отдельных категорий населения.
Ключевые слова: противопожарное законодательство, пожарная безопасность, пожары, Российская империя.
Development of «ukaznoy legislation» Peter I in the field of fire safety
Abstract: the relevance of the article to determine the value offire-prevention legislation in the mechanism of maintenance of fire safety. The purpose of the article — to establish the laws of the legal regulation of fire safety relevant state bodies of the Russian state epoch of Peter I. To achieve this task was to identify the characteristics and features of the legislation on fire, as well as gaps in the legal regulation of the state to ensure action against fires in Russia in XVII -. I quarter of the XVIII century .. The implementation of the objectives has been achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and chastnonauchnogo practices (formal and legal, comparative historical). On the basis of the historical and legal analysis, the authors conclude that the apparent absence ofpattern and randomness "ukaznogo" legislation was during the reign of Peter I was the basic perspective directions of activity of the state of fire safety, as well as an attempt to develop special fire regulations was made for certain categories of the population. о а
Keywords: fire law, fire safety, fire, the Russian Empire. е В
р и
О ф
В России с момента образования время обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших
ш
задач, поэтому исследование основных этапов развития законодательства в и 3
сфере обеспечения деятельности государства по борьбе с пожарами не толь- П $
ко имеет научный интерес, но и позволяет, опираясь на исторический опыт, § Н
выработать рекомендации по совершенствованию деятельности общегосу- Н а
о Т
дарственной системы противопожарной защиты в Российском государстве Ф< л
О о
на современном этапе [1].
Основными источниками права в сфере пожарной безопасности в России в конце XVII — I четверти XVIII в. являлись нормы Соборного уложения 1649 г., «новоуказные статьи», изданные в дополнение Соборного уложения во второй половине XVII в., а также многочисленные нормы указного законодательства начала XVIII в.
В сфере борьбы с пожарами законодательство начала правления Петра I 89 не отличалось своей революционностью и новизной. Действовавшие нормы Соборного уложения 1649 г. не только сохранялись, но и подтверждались За а новыми указами. В основном, такие нормы-подтверждения содержались в ^ ^ Наказах воеводам. Так, в Наказе воеводе г. Чернигова князю Волконскому § ^ приказывалось: «...Велеть смотреть и беречь накрепко и заказ учинить служи- о | вым всяких чинов Русским людем крепкой, чтоб будучи в Чернигове Русские | | люди, в летние и в жаркие дни изб и мылен не топили, а топили б избы для | хлебнаго печения вовремя и в дождевые дни, чтоб однолично в Чернигове от огня было бережение великое» [2]. Подобные положения подтверждались снова и снова при каждом назначении руководителей в губернии или уезды.
Поводом для нового узаконения в сфере пожарной безопасности нередко служил новый масштабный пожар в столице. Сохранились свидетельства очевидцев о подобных бедствиях. Так, Иоганн-Георг Корб, секретарь посольства, отправленный императором Леопольдом I в Москву к Петру I, в своем дневнике, который он вел с 11 января 1698 г. по 27 сентября 1699 г., оставил интересные и подробные описания событий, свидетелем которых он стал, в том числе и пожаров. В частности, по его точному наблюдению, большинство пожаров в городах случалось во время праздничных гуляний или по ночам после их окончания, а основной причиной пожаров Корб называл беспечность горожан. «Вряд ли какой-нибудь более торжественный годовой праздник обходится без того, чтобы в продолжение его не случилось ни одного пожара; они бывают тем печальнее, что обыкновенно начинаются в ночное время и иногда обращают в пепел несколько сот домов, сплошь выстроенных из дерева» [3]. После одного из таких пожаров, случившегося в июле 1699 г. в Москве, когда выгорело более 600 домов, был издан указ «О поимке и наказании кнутом тех, кои на пожар входят в домы для воровства и грабежа, о приводе зажигателей в Стрелецкой приказ и об учинении им смертной казни» [4]. В тексте причина издания указа обозначена так: «...во-х ровские люди, ходя на Москве по улицам ночьми с ружьем с мушкеты и с ^ пистоли всяких чинов людей на дворы на хоромное строение на кровли, для к своего воровства и грабежу, чтоб зажечь, стреляют пыжами, а иные такие ж воры ночьми ж и в день воровски в тряпицах порох посконь, хлопыя, трут, § серу, бересту, лучину, для такова ж своего воровства мечуть на кровли ж и
меж хором в тесныя места, для зажигательства ж». ^ На основании данного указа появилось правило о том, чтобы зевак и <5 праздношатающихся любопытных с места пожара отгонять: «...А буде на :: тот пожар придут всяких нижних чинов и боярские и гулящие: люди без ^ топоров, и без ведер, и без кошелей, и без лопат, и прибежав, того пожару ° станут смотреть, а не отымать, и их от того пожару отсылать прочь, чтоб к отымать не мешали; а буде они прибежав на тот пожар, учнут всходить на т дворы и в хоромы и в палаты и по избам и в погребы для своего воровства ш и грабежа, и тех людей имати и приводить в Стрелецкой приказ и чинить им жестокое наказание, бить кнутом, водя по пожару безо всякия пощады, и ссылать их в ссылку на вечное житье с женами и с детьми. А буде на том дд пожаре из новоприводных солдат, и из посадских людей, которым велено на
- пожары ходить, такое ж жестокое наказание, и сосланы будут в ссылку ж,
и о том из Стрелецкаго приказу прокликать бирючем по городам по Китаю и по Белому по воротам и с сего Великаго Государя указу к Полковником, которые солдат ведают, и в слободы к старостам и к сотским для ведома послать письма». Кроме того, данный указ подтверждал положения предыдущих указов о требовании посадским и солдатам являться на тушение пожаров. Заключительные положения указа касались подтверждения наказания в виде смертной казни для поджигателей: «...а в слободах Полковником и Старостам и Сотским воров зажигальщиков велеть смотреть накрепко, и буде кого усмотрят с таким воровством, велеть имать и приводить в Стрелецкой приказ, и по розыску тем зажигальщиком за их воровством быть в смертной казни».
(0
о
сч
Как видно, в тексте указа происходит смешение норм административного и уголовного права, кроме того, данный указ подтверждает, а не отменяет действие предыдущих узаконений. В целом, большинство законодательных актов изучаемого периода имело подобный характер, объединяющий в своем составе и нормы-предписания, и нормы-запрещения, и нормы-санкции. В этом контексте достаточно интересны наблюдения современного исследователя о причинах неоднократного переподтверждения одних и тех же положений-требований уже после смерти Петра I. Так Е.Е. Татарян пишет, что «после смерти Петра I многие из его начинаний, в том числе и в сфере обеспечения пожарной безопасности, были преданы забвению, поскольку являлись, с точки зрения исполнителей на местах, слишком обременительными. Сложилась даже такая негативная практика, когда тот или иной государственный указ до тех пор оставался без исполнения, пока не поступали на места второй и третий одноименные подтвердительные указы. Видимо, в тот период истории государства и сложилась поговорка: "Ждут третьего указа"» [5]. Присоединяясь к данному мнению, можно предположить, что и во времена Петра I в России была актуальной проблема исполнения нормативных правовых актов.
17 января 1701 г. был издан указ «О строении в Москве на погорелых С а местах достаточным людям каменных домов, а недостаточным мазанок» [6]. рр В нем запрещалось строительство на месте сгоревших домов деревянных зданий, а также деревянных заборов. А 28 января 1704 г. последовал указ «О еУ строении в Москве, в Кремле и Китае городе каменных домов, о располо- е 3 жении оных подле улиц и переулков, а не внутри дворов и об обязанности Н о владельцев продавать дворовые места, если они не в силах выстроить камен- |
а
ш
в"
л, ы
Ф Ш "О и ® т
ного здания», согласно которому «деревянные строения отнюдь строить не о среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам» [7]. а
2 апреля 1718 г. был издан именной указ «О строении в Санкт-Петербурге
домов с наблюдением всего того, что к прочности и безопасности оных от б С огня принадлежит», в котором определялись следующие противопожарные о а
п 3
правила при строительстве: «1. Чтоб печи делали с фундаменту, а не на полках. 2. Чтоб угол, где печь, был вырублен, и фута по два кирпичем от конца отрубленых стен до печи сделаны были. 3. Чтоб трубы были так широки, чтоб человеку пролезть было можно. 4. Чтоб потолоки были с глиною, а не бревенчатые, или дощатые. 5. Кровли чтоб были черепицею, дерном или 91 гонтами крыты, а не досками или дранью, и конечно без скалы. Сим об- — разом, кроме водянаго края, вольно и деревянныя строить на Васильевском острове по данным рисункам печатным» [8].
Нормы данных указов принципиально отличались от ранее издаваемых ^ 0 нормативных правовых актов. Законодатель попытался воздействовать не на ■§! повод к пожару (поджог, неосторожность) или следствие пожара (кому, как | § и чем тушить пожар), а попытался предотвратить проблему причины по- | § жара (деревянные, «скученные» постройки). По мысли Петра I регулярное § каменное строительство домов в линию по фасаду должно было стать лучшим средством защиты городов и сел от пожаров. А знаменитые требования строительства в Санкт-Петербурге типовых домов должны были способство-
к ь
вать и упрощению процесса пожаротушения, поскольку участвовавшие в тушении пожара всегда могли заранее знать внутреннюю конструкцию дома. Данное утверждение можно отнести и к нормам указа от 7 августа 1722 г. «О строении крестьянских дворов по чертежу».
10 августа 1719 г. был издан указ о дополнительных мерах пожарной безопасности в Санкт-Петербурге — «О устройстве в Санкт-Петербурге шлагбаумов, о пожарной повинности, о нехождении по улицам в неуказные часы, о тушении огня и о прекращении продажи питей и товаров в позднее время» [9]. В нем, в частности, говорилось: «Великий Государь указал, для прекращения воровских проходов и всяких непотребных людей, сделать при Санкт-Петербурге шлакбаумы и с определенных дворов при них быть в ночи караулу; такожде ежели где случится пожар, чтоб с каждого двора бегали на пожар со определенными инструменты». На основании указа местные начальства должны были составить списки жителей, реестры и пункты, в которых должны были быть указаны количество людей и пожарных инструментов. В указе содержалось требование, чтобы «в ночи в неуказные часы никто не ходили, кроме знатных персон и огни в домах тушили и никакого питья и товаров не продавали и при шлахбомах не чинили нималаго сопротивления; х а ежели кто оным учинить какую противность или в чем будут преслушные, ^ таковые жестоко будут наказаны». Данные нормы были заимствованы из к Голландии и были прогрессивными для своего времени [5].
С точки зрения пожарной безопасности наиболее уязвимыми объектами § стратегического назначения в петровскую эпоху были корабельные верфи,
а также полковые казармы новой регулярной армии. ^ В апреле 1710 г. Петром I были утверждены «Инструкция и Артикулы <5 военные Российскому Флоту», в которых несколько артикулов были посвя-:: щены противопожарной безопасности на судах. Так, согласно 40-му Артикулу ^ запрещалось самовольное хождение на корабле со свечей, а 41-й Артикул ° предписывал «для лучшаго предостережения страха огненнаго и зазжения, к которые на кораблях чиниться могут ... никто на корабле огня разводить [не т может] и запрещается всем матросам и прочим... иметь и привозить на кораб-ш ли тюфяки, мешки с сеном, охлопками, вымолоткою и бумагою хлопчатою или иными вещьми набитыя, которыми огнь производить могут». Кроме того, на кораблях предписывалось строго определенное место для курения, запре-д2 щалось стрелять из любого оружия, а также ходить в пороховую «казну» всем,
- кроме пушкарей и констапеля. Положения данного нормативно-правового
акта в 1720 г. были детализированы в Морском уставе, а при кодификации противопожарного законодательства практически без изменений вошли в состав Пожарного устава Российской империи [10]. Значение флота для Петра I было огромным, кроме того, он помнил о гибели от пожара флота своего отца царя Алексея Михайловича, который, как известно, был сожжен Степаном Разиным, и поэтому Петр I лично разрабатывал правила пожарной безопасности на судах и верфях. Можно сказать, что моряки при Петре I стали первым профессиональным сообществом, для которого были разработано особое противопожарное законодательство.
(О
о
сч
2 мая 1711 г. последовал сенатский указ «О снабжении гарнизонных полков пожарными инструментами» [11], в котором было определено государственное финансирование содержания пожарного инструмента, необходимого в каждом полку на случай вызова на пожар: «...буде указом Царскаго Величества, полков их солдатам для охранения на пожары ходить повелено будет, и в те их полки надобны припасы: топоры, ведра, кошели, лопаты, крюки, багры, трубы, щиты, паруса, ломы. ...Вышеписанные припасы купить из Канцелярии Правительствующаго Сената из взятых денег из Монастырскаго приказа, и отдать в полки с росписками, немедленно. А о припасах же, с которыми бегать на пожары, о крючьях, о подъемах, о ломах, о парусах и щитах справиться с Преображенским и Земским приказы, сколько в котором приказ таких припасов есть на лицо».
Положения данного указа в 1718 г. вошли в состав Устава воинского, в котором значительное внимание было уделено правилам пожарной безопасности в полках, как во время походов, так и в местах постоянного расквартирования. Особое внимание в Воинском уставе было уделено вопросам юридической ответственности военнослужащих за нарушение правил пожарной безопасности.
В итоге армия, как и флот, получила свое особое противопожарное за- С а конодательство. При этом обращает на себя внимание одно обстоятельство. РР В За полками была закреплена обязанность являться на пожары для их туше- 3 и ния, быть со своим пожарным инструментом, а этот инструмент закупался е У за государственный счет. И хотя за населением во времена Петра I сохра- е 3 нялась так называемая пожарная повинность, можно сделать вывод о том, Н о что законодатель попытался найти в армии ту государственную структуру, | 3 которая могла бы взять на себя функцию защиты населения от пожаров. о О
После смерти Петра I поиски эффективного механизма по борьбе с пожарами а 0
р
продолжались в течение всего XVIII в. и, в конечном итоге, привели в начале о е
XIX в., во-первых, к созданию принципиально нового государственного б С
органа — пожарной команды [12], и, во-вторых, к появлению специального о а
профессионального сообщества — пожарных чинов и служителей, за кото- а ^
рыми постепенно закрепилось единое название «пожарные» [13]. Однако сама о рР
идея возложения функции пожарной безопасности именно на государство, и I на наш взгляд, принадлежала Петру I.
Анализ противопожарного законодательства конца XVII — I четверти 93
XVIII в. позволяет нам сделать вывод о том, что его развитие можно раз- -
делить на 3 этапа.
Первый этап (1682—1699) приходится на начальные годы правления Петра I. да
В этот период законодатель следует традициям XVII в., только подтверждая дей- ^ 0
ствие норм права Соборного уложения и узаконений предыдущих царствований. ■§ !
Второй этап (1700—1711) связан с началом и первым периодом Северной | §
войны, когда все силы, средства и внимание государства были отданы на | §
решение глобального вопроса обеспечения внешней безопасности. Более § того, в этот период актуальной была угроза существования самой российской государственности, поэтому в вопросах внутренней политики приоритет
отдавался решению тех проблем, которые обеспечивали военные нужды страны, а именно строительства флота, снабжения армии, организации горных заводов и т. п. В этот период времени происходит детализация требований пожарной безопасности и одновременно ужесточение ответственности за нарушение противопожарного законодательства.
Третий этап (1711—1725) традиционно связан с периодом коренных преобразований государственного аппарата Российского государства, в том числе с учетом активного заимствования иностранного опыта, прежде всего, голландского. Безусловно, общая тенденция развития права не могла не отразиться и на противопожарном законодательстве, в котором исследователи выявили достаточное количество заимствований. В это время происходит попытка упорядочивания деятельности всех структур, задействованных в пожаротушении. Наконец, идет активный поиск той структуры, которая может аккумулировать в себе и функцию пожаротушения, и функцию пожарного надзора и контроля, и функцию дознания по делам о пожарах. По мысли самого Петра I, такой структурой должна была стать армия. И эту идею, следует заметить, спустя столетие попытался еще раз реализовать Николай I, в царствование которого активизировалось «участие Отдельного х корпуса внутренней стражи в борьбе с огнем, являясь одной из основ взаи-^ модействия Военного министерства и МВД, осуществлялось... в общем русле к милитаризации пожарной службы в России, воплощения в ней армейской
иерархической структуры» [14]. § Таким образом, можно сделать вывод о том, что в эпоху петровских преобразований постепенно стала оформляться идея сосредоточения в руках ^ государства всей деятельности по предупреждению и тушению пожаров.
Список литературы:
I- 1. Малько, А.В. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности,
с гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стает хийных бедствий (обзор материалов круглого стола) / А.В. Малько, С.Б. Немченко, к А.А. Смирнова // Государство и право. — 2015. — № 6. — С. 116—123. оз 2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. 1649—1825. Т. 3.
оз 1696. Ст. 1540. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1832.
— 694 с.
3. Корб, И.Г. Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю
94 Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом [Электроный ресурс]. — ULR: http://www.sedmitza.ru/lib/text/439160/ (дата щ обращения: 25.07.2016).
4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. 1649—1825. Т. 3. ° 1699. Ст. 1693. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1832.
— 694 с.
5. Татарян, Е.Е. Зарождение и развитие российского законодательства, призванного обеспечить пожарную безопасность в городах и сельских поселениях // Среднерусский вестник общественных наук. — 2011. — № 4. — С. 141—142.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. 1649—1825. Т. 4. 1700—1712. Ст. 1825. — СПб. : Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1832. — 890 с.
7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. 1649—1825. Т. 4. 1700—1712. Ст. 1963. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1832. — 890 с.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. 1649—1825. Т. 5. 1713—1719. Ст. 3192. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1832. — 782 с.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. 1649-1825. Т. 5. 1713—1719. Ст. 3412. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1832. — 782 с.
10. Пожарный устав Российской империи : хрестоматия / под общ. ред. В.С. Артамонова; сост. Э.Н. Чижиков и др. 2-е изд., доп., испр. — СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. — 264 с.
11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. 1649—1825. Т. 4. 1700—1712. Ст. 2358. — СПб. : Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1832. — 890 с.
12. Немченко, С.Б. Становление функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской империи / С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 4. — С. 68—76.
13. Немченко, С.Б. Пожарный служащий Российской империи на рубеже XVIII-XIX веков: определение, состав, правовое положение / С.Б. Немченко, А.А. Смирнова
// Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной С р службы МЧС России. — 2013. — № 2. — С. 81-85. е В
14. Колпаков, П.А. Войска внутренней стражи Российской империи на борьбе с 3 н пожарами в XIX веке // Научный диалог. — 2016. — № 1. — С. 200-211. ° з
е $
ео а
95
5 5
а Р
о §
! §
в>