новлением Парламентской Ассамблеи Договора о коллективной безопасности от 27 ноября 2014 г. № 7—8. — URL: http://www.paodkb.ru/upload/iblock/917/rekomendatsii-po-garmonizatsii-zak_va-gos._chlenov-odkb-v-sfere-obespech.-bezop.-kritich.-vazhn.-obektov.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
13. Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере приграничного сотрудничества при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : приняты постановлением Парламентской Ассамблеи Договора о коллективной безопасности от 26 ноября 2015 г. № 8-8. — URL: http://www.paodkb.ru/upload/iblock/f25/p_8b_rekomendatsii-_prirodnyy-i-tekhnogen-khar_ter_.docx (дата обращения: 20.05.2016).
14. Малько, А.В. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Артике (Обзор материалов «круглого стола») / А.В. Малько, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та Государственной противопожарной службы МЧС России. — 2015. — № 4. — C. 120-137.
15. Правовое пространство и человек / Н.В. Власова, С.А. Грачева, М.А. Мещерякова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров и др. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2012. — 240 с.
16. Малько, А.В. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (Обзор материалов «круглого стола») / А.В. Малько, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Государство и право. — 2015. — № 6. — С. 116-123.
17. Доронина, Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. — 2000. — № 6. — С. 53-67.
18. Лукашук, И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. — 2002. — № 3. — С. 115-128.
А.А. Смирнова, A.A. Smirnova,
кандидат исторических наук, доцент candidate of history sciences,
кафедры теории и истории associate professor
государства и права Saint-Petersburg university of State fire
Санкт-Петербургского университета service of EMERCOM of Russia
ГПС МЧС России [email protected]
История создания Пожарного устава Российской империи (по материалам неопубликованных источников)
Аннотация: актуальность статьи определена значением Пожарного устава Российской империи в механизме законодательного обеспечения реализации государственной функции по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных пожарами. Цель статьи — проанализировать историю создания Пожарного устава Российской империи на основе изучения его первых неопубликованных рукописных проектов и ввести их в научный оборот. На основе историко-правового анализа автор приходит к выводу о том, что Пожарный устав является первым кодексом законов по борьбе с пожарами в истории России. В процессе его подготовки впервые была предпринята попытка создания особого органа власти, именуемого «пожарная полиция». В проекте были определены должностные лица и регламентирован круг их обязанностей в сфере пожарной безопасности. Однако данные нововведения были реализованы не в полном объеме, т. к. государственный аппарат Российской империи оказался не готов к подобной реформе.
Ключевые слова: государственный аппарат, функция государства по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, систематизация законодательства, кодификация, инкорпорация, Пожарный устав, Российская империя.
71
History Fire statute of the Russian Empire (based on unpublished sources)
Abstract: the relevance of the article to determine the values of Fire statute of the Russian Empire, in the mechanism of legislative support of the implementation of the state function of prevention and liquidation of natural disasters caused by fires. The purpose of the article — to analyze the history of the statute of the Russian Impe Fire-matter on the basis of studying unpublished manuscript of his first projects and enter them in the scientific revolution. On the basis of the historical and legal analysis the author concludes that the statute of Fire is the first code of laws for the fight against fires in the history of Russia. In preparation Fire statute first attempt to create a special authority was made, called "fire police." In the project have been defined and regulated by officials their responsibilities in the field of fire safety. However, these innovations have been implemented not in full, as the state apparatus of the Russian Empire was not ready for such a reform.
Keywords: the state apparatus, the state function for prevention and liquidation of natural disasters, systematization of legislation, codification, incorporation, fire regulations, the Russian Empire.
Пожарный устав Российской империи — уникальный памятник права, ставший результатом первого в истории российского законоведения опыта кодификации законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности [1]. В условиях активизации научной дискуссии по проблеме необходимости совершенствования и систематизации современного российско-g го противопожарного законодательства [2—7] представляется оправданным % обращение к истории создания первого в нашей стране единого акта пра-^ ва, обеспечившего реализацию государственной функции по предупрежде-§ нию и ликвидации стихийных бедствий, вызванных пожарами. В развитие <с историко-правовых исследований в этой области [8—14] особую ценность с представляет изучение и анализ неопубликованных архивных материалов s — первоисточников по кодификации противопожарного законодательства, ^ многие из которых до сих пор не введены в научный оборот. fc: Пожарный устав был создан в процессе общей кодификации законов § Российской империи, для проведения которой в 1826 г. было образовано особое с Второе Отделение в составе Собственной Е. И. В. канцелярии (далее — Второе < Отделение), а идейным вдохновителем и организатором процесса кодификации о стал М.М. Сперанский. Основные материалы по истории кодификации законов в конце 20 -х — начале 30-х гг. XIX в. хранятся в фондах двух известных архивох-с~ ранилищ: Российского государственного исторического архива (далее — РГИА): Второго Отделения (Ф. 1261) и Отдела рукописей Российской национальной 72 библиотеки (далее — ОР РНБ): графа М.М. Сперанского (Ф. 731). Наибольший интерес для историков права представляют документы, касающиеся организации to самого кодификационного процесса: черновые наброски первых распоряжений о по Второму Отделению и отчеты о его деятельности, т. к. их анализ позволяет дать точный ответ на вопрос о том, как проводилась кодификационная работа п и соответствовали ли ее результаты заявленным первоначальным целям.
В Наставлении Второму Отделению о порядке работы по изданию законов [15], составленном специально для чиновников, М.М. Сперанский со свойственной его речи лаконичностью описал предстоящие работы по кодификации российского права. В тексте этого документа четко определен предмет ведения вновь созданного государственного учреждения: «Две главные работы
составляют настоящий предмет Второго Отделения: 1) составление сводов на законы земские, 2) издание всех вообще законов, доселе состоявшихся, в виде полного собрания, по порядку времени». Далее М.М. Сперанский уточняет, что именно должно войти в состав сводов: «Законы земские суть:
1) законы частной собственности; 2) законы государственной собственности; 3) законы внутренней безопасности» [15, ЛЛ. 1—1 (об.)]. В рассматриваемом документе М.М. Сперанский отмечал: «Каждый разряд земских законов имеет три вида: 1) закон собственно так называемый, т.е. правило определяющее какое-либо право и обязанности и постановляющее образ его охранения;
2) устав, т.е. образ и порядок исполнения; 3) учреждение, т. е. установление места и лиц, яко средств к исполнению» (нумерация дана в соответствии с источником. — А.С.) [15, Л. 1 (об.)].
Пожарный устав должен был войти в состав третей части Свода законов, где должны были быть объединены все законы, касающиеся обеспечения безопасности и правопорядка, при этом объединение
актов по пожарной безопасности планировалось выполнить в виде устава. -§
Однако практически сразу редакторы столкнулись с непредвиденными °
трудностями. п |
Дело в том, что в Российской империи на момент проведения систе- ° н
матизации законодательства отсутствовал общий нормативный правовой | °
е
акт, подобный «Учреждению министерств», которым определялось бы и О правовое положение органов государственной власти, в чью компетенцию | р входило обеспечение пожарной безопасности, например, пожарной охраны. ^ о Существовавшие указы о создании пожарных команд в Санкт-Петербурге ® и Москве не могли считаться универсальными законами, действие кото- б | рых распространялось бы на территорию всей страны [16]. Таким образом, К 1 оставалось непонятным, для кого новый нормативный правовой акт должен ° о был стать правоустанавливающим документом. Это объясняет, почему впоследствии при подготовке Свода законов к печати в описании содержания XII тома появились разные наименования входящих в его состав уставов: «Учреждения и Уставы путей сообщения», «Учреждения и Уставы почтовые», 4 | «Учреждения и Уставы строительные», с одной стороны, и «Устав фический» и «Устав пожарный», с другой стороны [1, с. 169]. ) 1
М.М. Сперанским была составлена подробная инструкция для редакторов Свода законов Российской империи по методике проведения кодифика- 73
ции. Вся работа должна была проводиться в два этапа. Первый этап должен -
был состоять «в точных и верных выписках из законов». Исключения, касающиеся точности формулировок выписок, М.М. Сперанский допускал только в двух случаях: «1) когда закон общий излагается в виде частного случая (что нередко бывает в делах служебных): тогда и выписать должно
Н с
^ с
St
и о
О Sc
Ь ь
частные выражения заменяя общими; но статьи сего рода отмечать особыми ^ знаками для того, чтобы при пересмотре их можно было удостовериться § в точности выражений и в верном изложении смысла закона; 2) когда закон рассеян в разных указах так, что к главному его изложению в одном указе прибавлено в другом указе несколько слов: в пояснение, в дополнение, отмену или ограничение: тогда в выписке он должен быть сведен
о;
и изложен в одну статью» [15, ЛЛ. 2—2 (об.)]. Идея отказа от буквального воспроизведения текстов норм права «прежних узаконений» должна была способствовать исключению старых громоздких формулировок юридического языка XVП—XVШ вв., что должно было придать Своду законов вид современный, доступный и понятный по содержанию.
На основании отчетов о работе чиновников Второго Отделения можно сделать вывод о том, что к концу 1828 г. работа первого этапа по сбору законодательного материала была завершена. Всего в Архиве при Сенате, в Государственном Архиве старых дел, в Архиве Главного Штаба, по бывшей военной комиссии, в Сенатском и разрядном Архивах в Москве было обнаружено свыше 70 не утративших силу узаконений, содержавших нормы пожарной безопасности.
В рамках второго этапа редакторы Свода законов были обязаны сначала составить «историческое изложение законодательства по каждому главному предмету с означением всех перемен в нем последовавших», а затем на его основе подготовить «изложение общего существующего ныне по каждому предмету законодательства, изложение точное, верное, совершенно сообразное с выпиской, на коей оно основано, но не буквальное. В сем изложении можно сводить рассеянное во многих указах воедино и в расположении на статьи следовать разделению самого предмета сколь можно более естественному и удобному» [15, Л. 3—3 (об.)].
В фонде Второго Отделения нами были обнаружены два черновых про-ш екта Пожарного устава, которые соответствуют третьему этапу плана по систематизации законодательства М.М. Сперанского, а именно — «Изложению ^ догматическому». Эти черновые проекты, без сомнения, явились первой [17] <5 и второй [18] редакциями Пожарного устава Российской империи. Более того, хотя архивные описания данных единиц хранения не содержат точных дат создания документов, анализ их содержания позволяет установить примерное время их составления. к При разработке проекта после каждой статьи редакторы помещали свет дения о нормативном правовом акте, на основании выписки из которого ш составлялась эта статья, с указанием даты издания. Таким образом, первая с редакция была составлена не ранее 16 июля 1829 г., промежуточные правки и проверка были осуществлены не ранее 24 декабря 1830 г., а вторая 74 редакция появилась не ранее 1 октября 1831 г. и не позднее 1 марта 1832 г., — когда исправленные тетради Пожарного устава вместе с другими частями Свода законов были переданы в Типографию Второго Отделения для печати. Данные выводы подтверждаются и Отчетами о трудах Второго Отделения § в РГИА [19, 20].
п Первая редакция Пожарного устава существенно отличалась от второй
редакции, которая легла в основу итогового опубликованного документа. Эти отличия касаются не только содержания конкретных норм права, но и структуры нормативного правового акта в целом.
Для сравнительного анализа необходимо привести полные варианты оглавлений Пожарного устава двух редакций (сравнительная таблица).
с
о
с
(О
Первая редакция Пожарного устава Вторая редакция Пожарного устава
Оглавление Устава Пожарного Свод Устава Пожарного
Раздел I. О пожарах в городах Глава I. О предосторожностях от пожаров в городах Отдел I. Об обязанностях частных лиц относительно предосторожностей от пожара Отдел II. О предосторожности от пожаров в домах присутственными местами занимаемых Отдел III. О предосторожностях от пожаров на заводах и фабриках, в гостиных дворах, в амбарах, на бирже, в пристанях, в порте, и Карантинах Глава I. Об устройстве пожарной части Отделение I. Устройство пожарной части в городах Отделение II. Устройство Пожарной части в селениях
Глава II. О мерах Полиции к предупреждению и утушению пожаров в городах Отдел I. О пожарной полиции, команде и пожарных инструментах Отдел II. Об открытии пожара и утушении оного Отдел III. Об учреждении Депо для делания пожарных инструментов Глава II. О мерах предосторожности от пожаров Отделение I. О предосторожностях от пожаров в городах и селениях Отделение II. О предосторожностях от пожаров вне жилищ Отделение III. О предосторожностях от пожаров на воде
Раздел II. О пожарах в селениях и вне жилищ Глава I. О предосторожностях от пожаров в слободах и селениях ОтделГ Об обязанностях поселян относительно предосторожности от пожаров Отдел II. О мерах к утушению пожара в селениях и слободах Пожарные инструменты Утушение пожара Глава III. О тушении пожаров Отделение I. О тушении пожаров в городах и селениях Отделение II. О потушении пожаров вне жилищ
Глава II. О пожарах вне жилищ Отдел I. О предосторожностях от пожаров вне городов и селений Отдел II. Меры к утушению вне городов и селений Глава IV. О розыскании причин пожара и о донесении о том начальству
Глава III. О предосторожностях от пороха Отдел I. Положения общия Отдел II. О предосторожностях наблюдаемых в пороховых погребах при сохранении, приеме и отпуске пороха Отдел III. О караулах при пороховых погребах Отдел IV. О предосторожностях при перевозке пороха Глава V. О вознаграждении убытков, понесенных от пожара Отделение I. Положения общие Отделение II. О вспоможении духовенству в особенности. Отделение III. О вспоможении казенным поселянам в особенности
Глава IV. О предосторожностях от пожара на воде Глава VI. О взысканиях и наказаниях за несоблюдение предосторожностей от пожара и за причинение оного Отделение I. О пожарах от неосторожности Отделение II. О зажигательстве
Раздел III. О мерах, принимаемых после пожара и о взыскании с виновных в причинении оного Глава I. О пособиях потерпевшим от пожара. Глава II. О розыскании причин пожара и о донесении об оном начальству Глава III. О взысканиях за несоблюдение предосторожности от пожара и за причинение оного
п
о
"О а с
_ о
0 н
т О
е п
1 О
ю ж
л ю о р
0 5
0 0
б ю 1в к0 в Р
н с? н и
Е й
X с
1 §
о й
к р § 1
) 1
75
£ §
Сравнительно-правовой анализ содержания двух редакций Пожарного устава позволяет сделать несколько выводов.
Текст первой редакции включал гораздо большее количество статей, представлявших почти дословное воспроизведение текстов указов XVIII в. Центральное место в проекте было отведено правилам пожарной безопасности. В основу систематизации разрозненных требований и правил пожарной безопасности была положена численность населения. В первом разделе данного проекта были сосредоточены все правила пожарной безопасности, касающиеся городов с компактным проживанием большого количества населения, во втором — касающиеся малонаселенной сельской местности, лесных массивов и объектов промышленности «вне жилищ», а также речного и морского транспорта. Третий раздел проекта включал нормы, которые определяли порядок выплаты компенсаций погорельцам, с одной стороны, и устанавливали юридическую ответственность для виновных в «учинении пожара» — с другой.
Вторая редакция Пожарного устава имела принципиально иную структуру. В ней на первое место были помещены нормы, касающиеся организации пожарной охраны: устройства пожарных частей и пожарных депо. Требования в области пожарной безопасности систематизированы по принципу целевого назначения х территорий: отдельно для городов и селений, отдельно — для лесного фонда, ^ отдельно — для водных объектов. Правила тушения пожаров были выделены в к самостоятельную главу. Характеризуя содержание статей второй редакции, необходимо подчеркнуть, что редакторы уже не дословно воспроизводили нормы § предшествующих узаконений, но пытались дать новые, обобщающие, общие формулировки, что делало текст доступнее для понимания и правоприменения. ^ И можно бы было сделать вывод о том, что первая редакция Пожарного <5 устава явилась результатом инкорпорации противопожарного законодательства, :: а вторая — его кодификации, если бы не наличие нескольких существенных ^ новелл именно в первой редакции, а именно, появление понятия «пожарная ° полиция» с попыткой определения ее организационно-штатной структуры, а к также правового статуса как органа в целом, так и должностных лиц в частности. т Действительно, самые существенные изменения в процессе подготовки ш текста Пожарного устава на уровне черновых проектов коснулись проблемы определения руководящего органа для пожарной охраны.
Законодатель первоначально предполагал возможность создания особой 76 пожарной полиции, которая должна была взять на себя роль руководящего — органа в сфере пожарной безопасности [17, ЛЛ. 3 (об.); 29—29 (об.)]. В тексте первой редакции определено, что «полиция каждого города для наблюдения за пожарами имеет на каланчах дневно и ночно сторожей и сверх того, по улицам будочников и городовых, коим вменяется в обязанность смотреть, ^ чтобы не было умышленных поджогов и чтобы не ходили с фонарями люди злонамеренные» [17, ЛЛ. 34 (об.)—35]. В состав пожарной полиции должны были входить также брандмайоры и брандмейстеры, а «в городах, где по штату не имеется брантмейстеров, попечение о благоустройстве города относительно пожарной части доверяется городничим обще с магистратами и ратушами, коим, смотря по обширности города и надобности придаются, в помощь частные приставы и квартальные надзиратели или десятские
(О
о
сч
по выбору из купечества, из мещан и жителей, но без жалования» [17, ЛЛ. 36—36 (об.)]. При этом в тексте законопроекта прямо указывалось, что «брант-майор во всех надобностях относительно пожарной команды относится к обер-полицеймейстеру, и производить о том чрез него в думу требования» [17, Л. 37]. Необходимо подчеркнуть, что термин «пожарная полиция» ранее в нормативных правовых актах не употреблялся.
Название «пожарная полиция» из окончательной редакции было исключено, и в тексте законопроекта появились общие формулировки: «Пожарная часть в городах принадлежит к составу полицейского городского управления», а «брандмайор состоит в подчинении обер-полицмейстера» [18, ЛЛ. 2—2 (об.)].
Достаточно интересной представляется и первоначальная идея закрепления в Пожарном уставе обязанностей всех специальных субъектов при пожарном случае: как служителей пожарных команд, так и сотрудников полиции. В частности, в первой редакции Пожарного устава содержалась норма об обязанности будочников, заметивших пожар, «в местах своего надзора... не мешкав нимало, Т повестить о том в часть свою» [17, Л. 37]. По мысли законодателя во время -1 пожара именно «полиция принимает все возможные меры к скорейшему уту- ° шению оного, равномерно и к спасению пожитков, к которым приставляются п | караулы для обережения от расхищения» [17, Л. 38(об.)]. В окончательной прав- ° н ке слово «полиция» было заменено, и обязанность по тушению пожара звучала Т °
так: «Прибыв на место пожара, пожарная команда в городах, а обыватели в о
селениях принимают все возможные меры к скорейшему погашению огня и | р
к спасению людей и их имущества» [18, Л. 33]. А обязанности полиции были ° о
сведены к выполнению распорядительных функций: «Начальники воинских о 3
команд обязаны в особенности отвращать всякий беспорядок и особливо гра- б т бительство... Для сего по требованию полицейского начальства составляется из
отряженных к сему нижних чинов воинской команды цепь, долженствующая ° о
окружать все то место, на которое будет выносимо спасаемое имущество... с воинским командам строжайше запрещается самопроизвольно без указания полицейского начальства (выделено мной. — А.С.) ломать окрестные домы или
выносить из оных вещи» [18, ЛЛ. 34—34 (об.)]. 4 |
В конечный текст Пожарного устава вошла формулировка, крайне не- К р
Во
от- ) |
вращении беспорядков, кои произойти могут от разных начальств, все люди из полков, из Внутренней Стражи или инвалидов, на пожар пришедшие (за 77
исключением отряженных для караула) должны исполнять распоряжение -
Брантмейстеров или Полицеймейстеров или Городничих» [18, Л. 35)]. В результате, по многочисленным свидетельствам современников, во время ^ пожаров беспорядки часто возникали именно потому, что распоряжения от- 0 давали одновременно и пожарные, и полицейские чины, и городские власти. |
В конечном итоге, идея создания особого структурного подразделения в ^ составе полиции — руководящего органа для пожарных команд, наделенного специальной компетенцией в сфере борьбы с пожарами, не была реализована. Представляется, что идея создания пожарной полиции не была поддержана на этапе обсуждения проекта Пожарного устава. Возникает вопрос: почему
IS К °
Н с Н |
Z й
|
О Sc
о
такая важная и, очевидно, своевременная инициатива не была реализована? Можно назвать, как минимум, две причины:
1. Анализируя содержание законодательных инициатив Второго отделения при подготовке Пожарного устава, необходимо констатировать, что последняя редакция Пожарного устава принималась под давлением как со стороны высокопоставленных чиновников из министерства внутренних дел, так и со стороны городских властей петербургской столицы, которые по-разному представляли сущность системы органов пожарной безопасности, ее структуру и компетенции в указанной сфере. Ни те, ни другие не хотели брать на себя единоличную ответственность в сфере управления системой пожарной безопасности. В то же время министерство внутренних дел в случае создания «пожарной полиции» могло потерять источник постоянного финансирования пожарных команд и пожарных инструментов, которые до этого содержались из средств городской казны. В итоге, окончательный текст Пожарного устава стал результатом компромисса между центральными и местными органами власти.
2. На этапе так называемой «поверки» и обсуждения текста Свода законов в особой учрежденной для этого комиссии с участием представителей министерства юстиции и министерства внутренних дел сама идея создания Свода
^ законов была подвергнута резкой критике. Высказывалось мнение о нецеле-^ сообразности существования Свода законов параллельно с Полным собранием к законов. Резкое неприятие вызвали новые общие формулировки Свода, те самые, о которых М.М. Сперанский говорил, что они передают не букву, а дух закона. ш Второе отделение, наконец, прямо обвиняли в присвоении законотворческой функции. Возможно, именно поэтому из окончательной редакции Пожарного ^ устава нормы, не встречавшиеся в предшествовавшем законодательстве были <5 исключены просто по формальному принципу. Споры по поводу Свода законов рЕ продолжились и при его обсуждении в Государственном совете. ^ В знаменитом заседании Государственного Совета Российской империи ^ 19 января 1833 г., состоявшемся под личным председательством Николая I, к Совету были представлены 15 томов Свода законов и 56 томов Полного собрат ния законов и вместе с тем три предположения относительно юридического ш значения Свода: «1) признать Свод единственным основанием в решении дел, с устраняющим непосредственную силу законов, из коих он был составлен;
2) признать его источником, но не исключительным, а действующим в том 78 случае, когда нет сомнения ни о существовании закона, ни о его смысле (это — мнение разделял М.М. Сперанский. — А.С.); 3) признать исключительным источником первоначальные законы, а статьи Свода — только средством
(О
1- вспомогательным, содействующим к приисканию законов и к удостоверению ° в их смысле» [21, с. 106]. В результате было принято первое мнение, поддерет жанное и Николаем I, который сделал на составленном о разногласии особом журнале следующую надпись: «Журнал составлен совершенно правильно, согласно моим намерениям, в Совете изложенным. Свод рассылается ныне же как положительный закон, которого исключительное действие начинается с 1 января 1835 года» [21, с. 106]. Таким образом, Свод законов Российской империи с момента вступления его в силу стал единственным непосредственным источником российского права.
Подводя итоги характеристики первой и второй редакций Пожарного устава Российской империи, можно сделать вывод о том, что и в первой, и во второй редакциях законодательство в сфере борьбы с пожарами было систематизировано в виде кодификации. В то же время вторая редакция представляет собой качественно новую версию нормативного правового акта, в котором появились четкие формулировки общих норм права, хотя и на основе прежде действовавших, но уже изложенных современным юридическим языком. Однако данный документ продолжал содержать ссылки на прежнее законодательство, хотя действие «старых» законов введением в действие Пожарного устава отменялось. Решение сохранить ссылки к прежним законам можно объяснить желанием подчеркнуть историческую преемственность в законодательстве, заручившись обращением к правовой традиции.
Таким образом, Пожарный устав, объединивший в своем составе все стороны правового регулирования пожарной безопасности, справедливо можно назвать первым кодексом законов по борьбе с пожарами в России.
Список литературы: g
1. Пожарный устав Российской империи : хрестоматия / под общ. ред. с
B.С. Артамонова; сост. О.М. Латышев и др. — СПб.: Санкт-Петербургский универ- о д ситет ГПС МЧС России, 2014. — 220 с. ||
2. Уткин, Н.И. Обзор законодательства в сфере пожарной безопасности, граж- Т ° данской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций / Н.И. Уткин, I о
C.Б. Немченко // Вестник Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России. — 2014. § 1 — № 4. — С. 105-117. | н
о
3. Малько, А.В. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, е ° гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихий- § ^ ных бедствий (обзор материалов «круглого стола») / А.В. Малько, С.Б. Немченко, § в А.А. Смирнова // Государство и право. — 2015. — № 6. — С. 116-123. о °
4. Агаев, Г.А. Об эффективности уголовной политики России в сфере пожарной | о безопасности / Г.А. Агаев, Е.А. Зорина // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 4. — С. 85-95.
5. Косякова, Н.С. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации пожаров, возникших в результате нарушения требований пожарной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. — 2014. — № 1. — С. 80-86.
6. Бабушкин, М.Ю. Латентность преступлений, связанных с пожарами, состояние, перспективы изучения (на примере изучения состояния преступности во владимирской области) // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 3. — С. 58-64.
7. Артамонова, Г.К. Организационные и правовые формы и методы деятельности 79 по созданию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения пожарной безопасности
/ Г.К. Артамонова, И.С. Мамеева // Вестник Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС ь России. — 2012. — № 2. — С. 97-102. Ь
8. Колпаков, П.А. Войска внутренней стражи Российской империи на борьбе с пожарами в XIX веке // Научный диалог. — 2016. — № 1. — С. 200-211.
9. Немченко, С.Б. Становление функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской империи / С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 4. — С. 68-76.
10. Смирнова, А.А. Сравнительно-правовая характеристика Пожарного устава Российской империи редакций 1832 и 1857 гг., как первая попытка систематизации законодательства о пожарной безопасности в Российской Империи / А.А. Смирнова,
I
s
St
|
О Sc
к Р
ор
|
Е.А. Титова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России. — 2015. — № 2. — С. 101-108.
11. Немченко, С.Б. К вопросу о формировании правовой политики России в сфере борьбы с пожарами и стихийными бедствиями в первой половине XIX века / С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Вестник Гуманитарного института ТГУ — 2013. — № 1. — С. 42-45.
12. Опарина, Т.И. История становления и развития деятельности государства по обеспечению пожарной безопасности России в отечественной историографии // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. — 2013. — № 4. — С. 69-72.
13. Пирожкова, И.Г. Пожарный устав как источник градостроительного права: особенности систематизации // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. — 2014. — № 2. — С. 198-204.
14. Ковалева, Н.В. Технико-юридическое регулирование размещения, строительства и реконструкции промышленных заведений по законодательству Российской империи XIX - начала XX века // История государства и права. — 2012. — № 1. — С. 9-14.
15. ОР РНБ. Ф. 731. Сперанский М.М. Д. 950. Наставление Второму Отделению Собственной Е. И. В. канцелярии о порядке работ. 1826 г. Черновой автограф. 8 лл.
16. Смирнова, А.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности первых пожарных команд в Российской империи / А.А. Смирнова, Т.И. Опарина // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. — 2013. — № 1. — С. 32-36.
17. РГИА. Ф. 1261. Второе Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии. Оп. 10. Д. 153. Устав пожарный. Б/д. 96 лл.
18. РГИА. Ф. 1261. Второе Отделение Собственной Е.И.В. канцелярии. Оп. 10. * Д. 224. Устав пожарный. Б/д. 83 лл.
< 19. РГИА. Ф. 1261. Оп. 1. 1830. Д. 1. О представлении отчета о трудах сего О Отделения со времени открытия его по 1.01.1830 и о награждении чиновников, упо-
< требленных для совершения трудов сих.
с 20. РГИА. Ф. 1261. Оп. 1. 1831. Д. 5. О представлении отчета о трудах II Отделения
s за 1830 од и о наградах чиновников сего Отделения.
^ 21. Корф, М.А. Жизнь графа Сперанского / М.А. Корф. — СПб.: Тип. II-го
рЕ Отделения Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1861. — Т. 2. — 388 с.
л х
со
с
о
с <
m О m
SE
с
Е.А. Титова, E.A. Titova,
преподаватель кафедры теории и истории Saint-Petersburg University of State
государства и права Санкт-Петербургского Fire Service of Ministry of Emergency
университета ГПС МЧС России Situations of Russia
Пожарный кодекс как средство 80 систематизации законодательства
в сфере пожарной безопасности
<0
^ Аннотация: актуальность статьи заключается в необходимости совершенствования зако-
см нодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности. Для этого важно изучение ^ исторического опыта. Цель статьи — выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере пожарной безопасности. Отмечается необходимость издания единого акта кодификации в данной сфере, а именно пожарного кодекса в пяти частях, где основанием классификации норм права можно считать сферу правового регулирования. Данный кодекс будет узкопрофильным, касающимся сферы пожарной безопасности. Его издание приведет к совершенствованию законодательства в рассматриваемой области и устранению пробелов в праве.
Ключевые слова: законодательство о пожарной безопасности, систематизация законодательства, единый акт систематизации, совершенствование законодательства, Пожарный устав, Пожарный кодекс.