4’ 2015 I Оо ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ
• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
С.Б. Немченко,
кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России А.А. Смирнова, кандидат исторических наук, кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России
S.B. Nemchenko,
Candidate of Law, Associate Professor, Saint-Petersburg University of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia
[email protected] A.A. Smirnova,
Candidate of History,
Saint-Petersburg University of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia
Становление функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской империи
Аннотация: актуальность статьи определена значением функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в механизме обеспечения национальной безопасности. Цель статьи — проанализировать основные этапы становления государственной функции предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в дореволюционной России. Для достижения решения применялись общенаучные (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-исторический) методы. На основе историко-правового анализа авторы приходят к выводу о том, что для реализации функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе государственного аппарата необходим единый орган, обеспечивающий защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Ключевой датой оформления данной функции в Российской империи следует считать 1853 г, когда с принятием Нормальной табели составу пожарной части в городах система государственных органов по борьбе с пожарами была распространена на всю территорию страны.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, функция государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Пожарный устав, Российская империя.
Becoming public function of emergency management in the Russian Empire
Abstract: relevance of the article to determine the values of the state function of emergency management in the mechanism of national security. Purpose of the article — to analyze the main stages of the formation of the state function emergency management in pre-revolutionary Russia. The implementation of the objectives has been achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and chastnonauchnogo practices (formal and legal, comparative and historical). On the basis of the historical and legal analysis the authors come to the conclusion that the implementation of the functions of emergency management as a part of the state apparatus needs a single authority responsible for protecting the popula-
tion from emergency situations. A key date of the issuance of this function in the Russian Empire should be considered in 1853, when the adoption of the Table Normal composition firehouse urban system of state bodies on fire has been extended to the entire country.
Keywords: emergency, disaster, functions of the state, function emergency management, fire charter, the Russian Empire.
Проблемы теории функций государства достаточно широко освещены в трудах отечественных ученых. Тем не менее взгляды на проблематику функций государства динамично развиваются, отдельные функции наполняются новым содержанием, выявляются новые функции [1]. К последним следует отнести функцию государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безусловно, является одной из важнейших государетвенных функций. Анализируя существующие классификации функций государства, А.В. Козлов отмечает, что ни одну из «государственных функций не укладывается деятельность МЧС России, а также иных структур государственного механизма, задействованных в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» [2, с. 43]. По его мнению, такая функция должна называться функцией предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Действительно, в условиях динамично развивающегося общества постоянно растут темпы научно-технического прогресса. Как следствие — природа бросает человеку вызов резким увеличением количества стихийных бедствий, таких как наводнения, землетрясения, засухи, лесные пожары. При этом и техногенные катастрофы часто становятся следствием природных катаклизмов. Например, авария на атомной электростанции «Фукусима-1» в Японии стала следствием сильнейшего землетрясения, спровоцировавшего гигантское цунами, разрушившее АЭС. Очевидно, что последствия подобных чрезвычайных ситуаций приобретают международный масштаб.
История борьбы человечества со стихийными бедствиями уходит в глубокую древность, хотя сам термин «стихийное бедствие» относительно новый. Анализ нормативных актов и специальной литературы показал, что в дореволюционной России таких общих терминов, как «стихийное бедствие» или «чрезвычайная ситуация» не существовало. Тем не менее представляется возможным применение современного понятийного аппарата для характеристики природных явлений, таких как землетрясение, наводнение, засуха, массовый падеж скота, эпидемия, пожар, в контексте истории становления и развития государственных мер по обеспечению защиты населения от природных катаклизмов. Говоря о чрезвычайных ситуациях в дореволюционной России, можно выделить природные явления, к которым относятся наводнения, лесные (степные) пожары, засухи, «градобития», землетрясение; экологические катастрофы (возникшие по вине человека), в этой группе первое место занимают пожары в населенных пунктах и на производстве; социальные бедствия —
Становление функции государства по предупреждению и ликвидации qj С.Б. Немченко,
чрезвычайных ситуаций в Российской империи to А.А. Смирнова
4’ 20 15 I Q ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ
войны и эпидемии, ведущие к потерям населения и нежелательным сдвигам в демографической и социальной структурах общества [3].
В истории борьбы со стихийными бедствиями в России принято выделять несколько периодов:
1. Допетровская Русь (XVII в.) — период зарождения государственности;
2. Российская империя (XVIII — начало XX в.);
3. Советская Россия (1917 — 1991 гг.);
4. Российская Федерация — современный период.
Анализируя историю борьбы со стихийными бедствиями, можно проследить историю становления и функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России как основной государственной функции.
Структурными элементами любой самостоятельной государственной функции являются: субъект, объект, однородный характер деятельности, цель, на достижение которой направлена деятельность, и нормативная основа, или база.
В допетровской Руси ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций занималось непосредственно население страны, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники и прежде всего — летописи. Лишь к концу XVII в. государство постепенно начало брать на себя обязанность по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, становясь полноправным субъектом правоотношений в указанной сфере.
Можно констатировать, что допетровская Россия в вопросах защиты населения от чрезвычайных ситуаций обладала «лоскутным», нередко казуальным законодательством. В законодательстве того периода были закреплены правила пожарной безопасности, меры по соблюдению карантинов в случае угрозы эпидемий, требования выбора земли под строительство на землях, не подверженных подтоплению во время паводков. Начиная со времени Псковской судной грамоты, государством были закреплены меры юридической ответственности за нарушение требований норм «благочиния», т. е. общественного порядка, к которым относилось, в частности, «зажигательство». Законодательной вершиной процесса усиления государственного контроля в деле защиты населения от чрезвычайных ситуаций стал знаменитый «Наказ о градском благочинии» [4]. Однако, по нашему мнению, применительно к данному времени нельзя говорить о сложившейся системе государственной защиты населения от чрезвычайных ситуаций, т. к. отсутствовали государственные органы, которые обладали бы специальной компетенцией в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а деятельность существовавших органов государства в данной сфере носила неоднородный характер.
Эпоха Петра I, ознаменовавшаяся масштабными преобразованиями всего государственного аппарата, стала поворотным моментом и в вопросе становления государственной функции предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При Петре I значительно увеличилось количество узаконений, касающихся правил «предосторожности от пожара». Так, за период с 1649 по 1688 гг. было издано 5 нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, включая Наказ градского благочиния, а за период с 1689 по 1725 гг. — 24 нормативных правовых акта. В связи со строительством военно-морского флота были изданы «Правила принятия мер предосторож-
ности от пожара на корабле», а создание регулярной армии потребовало издания инструкции «Как поступать в случае пожара в военных лагерях и гарнизонах». Строительство новой столицы — Санкт-Петербурга сопровождалось появлением Правил для тушения пожаров Санкт-Петербурга и правил безопасности от оных при построении домов, а также законодательным закреплением сбора пожарной повинности с жителей города. Особые правила пожарной безопасности были изданы для Адмиралтейства.
В петровскую эпоху усиливается юридическая ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Ужесточается наказание за грабеж на пожаре. Из смягчающих обстоятельств исключается так называемое «малолетство» преступника.
Регламентации подвергаются число и разряды лиц, привлекаемых к тушению пожаров. Единственной категорией людей, освобожденных от несения пожарной повинности натурой, оставались «особы знатные», которые имели право вместо себя выставлять дворовых людей.
Одним из важных достижений петровской эпохи следует считать начало привлечения к тушению пожаров регулярных полков. С этой целью был издан указ «О неукоснительном прибытии войск на пожары». Российская империя стала первой страной в мире, развивающей подобную практику. Наконец, сам Петр I положил начало традиции выезда монарха на пожар и лично руководил пожаротушением. Так, датский посланник при Петре I, Юст Юль, в своих Записках свидетельствовал, что «его царское величество прибывает обычно на пожары первым».
Наконец, в развитие практики XVII в. в законодательстве эпохи Петра I найдено подтверждение обычая устройства дневной и ночной караульной стражи в городах с целью наблюдения за пожарной безопасностью. Кроме того, в текстах указов упоминаются должностные лица, в непосредственные обязанности которых входил надзор за соблюдением требований пожарной безопасности. Среди них в самом начале царствования Петра I особое место занимали так называемые «объезжие головы», их правовое положение частично можно сравнить с будущими полицмейстерами.
Таким образом, именно при Петре I, сделавшем своей главной задачей в деле государственного строительства построение в России «регулярного государства», были созданы предпосылки для выделения функции предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве самостоятельной основной государственной функции.
Для истории становления функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российского государства ключевой эпохой является первая половина XIX в. Это было время, когда в России появились специальные государственные органы по борьбе с пожарами и иными стихийными бедствиями, когда государство завершило оформление нормативно-правовой базы в рассматриваемой области и когда через систему последовательных мер государственного воздействия отчетливо проявилась главная цель государства — безопасность граждан посредством предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты от них.
Становление функции государства по предупреждению и ликвидации ^ С.Б. Немченко,
чрезвычайных ситуаций в Российской империи Is*, А.А. Смирнова
4’ 2015 I R5 ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ
Однако необходимо заметить, что подобные выводы можно сделать, опираясь на данные в области борьбы только с таким стихийным бедствием, как пожары. По мере укрепления системы исполнительной власти в нашей стране ликвидация чрезвычайных ситуаций, вызванных именно пожарами, стала первоочередной задачей государства. Для ее решения в Российской империи создается система государственных органов власти по обеспечению пожарной безопасности, а сама политика государства в данной области получила правовое обеспечение в системе имперского законодательства [5]. Что касается чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие наводнений, землетрясений, эпидемий, засухи, «градобитий» и других, то здесь, как показал анализ, государство и в XIX в. продолжало делать первые пробные шаги, и поэтому государственная правовая политика в указанных направлениях сохраняла старый, «лоскутный», казуальный характер.
В начале XIX в. в Российском государстве впервые был создан специальный субъект для реализации функции предупреждения и ликвидации пожаров — особая пожарная команда, учрежденная 29 ноября 1802 г. при Санкт-Петербургской полиции, а для руководства пожарными командами были учреждены особые должности брандмайоров и брандмейстеров [6]. Данная команда формировалась по-новому, фактически, по западному образцу, на постоянной основе, за счет государственного финансирования и имела достаточный штат для того, чтобы эффективно выполнять свои обязанности [7]. Чтобы быть последовательным в деле смены основного субъекта в борьбе с пожарами, законодатель освободил население городов от несения «пожарной повинности» натурой. От этой обязанности указом от 24 июня 1803 г. были сначала освобождены жители Санкт-Петербурга [8, с. 703], через год — жители Москвы [9], а к середине XIX в., с момента издания «Нормальной табели состава пожарной части в городах» [10], согласно которой повсеместно в городах учреждались пожарные команды,— постепенно были освобождены от «пожарной повинности» жители других городов. В «Примерном расчете, чего стоить будет в год содержание ночного караульного и пожарного работника» [11], ставшем приложением к Указу об учреждении Санкт-Петербургской пожарной команды, впервые в законодательной практике Российской империи встречается понятие «пожарный», являющееся сокращением термина «пожарный работник» [12]. Термин «пожарный» оказался столь удобным, что он не только закрепился на уровне обывательского употребления, но и прочно вошел в официальное делопроизводство.
В России с момента создания органов пожарной безопасности государство постепенно расширяет их компетенцию, возлагая на их сотрудников обязанность по оказанию помощи населению во время наводнений, землетрясений и даже моровых поветрий. Данные факты свидетельствуют о том, что в условиях масштабного реформирования всей системы государственных органов с начала XIX в. одновременно совершался поиск оптимальных организационно-правовых форм службы, которая должна была заниматься обеспечением защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, а опыт организации пожарных команд оказался эффективным решением. Таким образом, уже в I половине XIX в. была заложена традиция, в соответствии с которой практическая работа по обеспечению пожарной безопасности, аварийно-спасательной деятельности,
гражданской обороне и обеспечению безопасности на водных объектах сосредоточена в одном ведомстве.
Нормативно-правовая база является одним из важнейших структурных элементов государственной функции. В контексте исследования становления функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России можно определить время, когда была создана система законодательства, обеспечившая правовое регулирование деятельности государства по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Это время совпадает с эпохой, грандиозной по масштабам кодификации законов Российской империи, и рождением отечественной юридической науки — и приходится на 20—30-е гг. XIX в. Вершиной законодательной деятельности государства по систематизации нормативных правовых актов в сфере борьбы с пожарами в этот период стало создание Свода уставов пожарных, вошедшего в состав Свода законов Российской империи 1832 г. [13]. В этом нормативном правовом акте были систематизированы и обобщены положения узаконений, изданных в России по вопросам обеспечения пожарной безопасности: правила профилактики возникновения пожаров, правила тушения и поведения на пожаре, меры юридической ответственности за нарушение противопожарного законодательства. Правила тушения и поведения на пожаре в составе устава фактически стали прообразом будущего Боевого устава пожарной охраны [14].
К середине XIX в. в Российском государстве в области организации управления тушением пожаров и борьбой с другими стихийными бедствиями существовали следующие первоочередные проблемы.
В стране отсутствовала единая система государственных органов по борьбе со стихийными бедствиями. Более того, даже пожарные команды были созданы далеко не во всех городах.
Правовое положение служащих действовавших пожарных команд также не было унифицировано. Пожарные команды создавались на регулярной основе как в городах, так и при различных ведомствах, организациях, гарнизонах, крепостях. Служащие этих пожарных команд могли пользоваться дополнительными социальными гарантиями. Жалованье служащих также могло быть более высоким. Необходимо учитывать, что в этот же период стали создаваться добровольные пожарные команды и частные пожарные команды, поэтому невольно стал актуальным вопрос о правовом статусе служащих всех этих пожарных подразделений.
В стране отсутствовали единые правила финансирования пожарных команд.
Наконец, самым актуальным оставался вопрос об органе государственной власти, которому пожарные команды должны были непосредственно подчиняться. Система двойного подчинения — по линии МВД и губернских властей одновременно — нередко мешала эффективности действий пожарных команд.
В результате, возникла необходимость принятия общего нормативного документа, который определял бы единые правила создания, организации руководства и финансирования пожарных команд. Такой документ был принят в 1853 г. Речь идет о вышеуказанной «Нормальной табели состава пожарной части в городах». Этот момент можно назвать ключевым в становлении функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российском
Становление функции государства по предупреждению и ликвидации ^ С.Б. Немченко,
чрезвычайных ситуаций в Российской империи Is*, А.А. Смирнова
4’ 2015 N2 ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ
государстве, поскольку именно тогда система государственных органов по борьбе с пожарами была распространена по всей территории страны.
В данном нормативном правовом акте содержалось несколько важных новелл: создание пожарных команд отныне — не добровольное желание, а обязанность городских властей; на создание пожарной команды не требовалось личное разрешение императора; численность пожарных служителей стала находиться в жесткой зависимости от численности жителей в городах; для пожарных команд необходимо было набирать служителей только из военного ведомства; четко регламентировалось количество и состав пожарных инструментов и лошадей; четко определялся порядок финансирования пожарных команд.
Одновременно необходимо заметить, что сложившаяся к середине XIX в. система пожарных команд не в полной мере удовлетворила потребность государства в наличии единого органа, который обеспечил бы защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Хотя служители пожарных команд привлекались к борьбе не только с пожарами, но и с другими стихийными бедствиями, их усилий часто было недостаточно.
Таким образом, процесс становления функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российском государстве растянулся более чем на столетие. Его началом необходимо считать преобразования Петра Великого. В середине XIX в., в 1853 г., государственная функция по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом была оформлена. Тогда же был заложен вектор развития российской правовой политики в данной сфере в сторону поиска универсального единого органа власти, который должен был данную функцию реализовывать, а также поиска решения так называемой «кадровой» проблемы. Однако окончательное решение данных вопросов растянулось еще на полтора столетия. Процесс наполнения указанной функции конкретным содержанием продолжается до сих пор.
Список литературы:
1. Малько, А.В. Антинаркотическая функция в современной России: тенденции развития / А.В. Малько, К.Е. Игнатенкова // Законы России: Опыт. Анализ. Практика. — 2013. — № 1. — С. 95—98.
2. Козлов, А.В. Функция Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: вопросы теории и практики : дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Козлов. — Волгоград, 2011. — 200 с.
3. Немченко, С.Б. К вопросу о классификации чрезвычайных ситуаций Российской империи / С.Б. Немченко, А.А. Смирнова, Т.И. Опарина // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. — 2013. — № 4. — С. 156—162.
4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Т. 1. 1649—1825. Ст. 6. Наказ о Градском Благочинии. — СПб., 1832. — С. 164—166.
5. Немченко, С.Б. К вопросу о формировании правовой политики России в сфере борьбы с пожарами и стихийными бедствиями в первой половине XIX века / С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. — 2013. — № 1. — С. 42—45.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Т. 27. 1802—1803. Ст. 20532. Об учреждении при Полиции особенной пожарной команды — СПб., 1830. — С. 377—378.
7. Смирнова, А.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности первых пожарных команд в Российской империи / А.А. Смирнова, Т.И. Опарина // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. — 2013. — № 1. — С. 32—36.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Т. 27. 1802—1803. Ст. 20816. Именной, данный Сенату. О повинностях обывателей г. Санкт-Петербурга.
— СПб., 1830. - С. 700-704.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Т. 28. 1804-1805. Ст. 21322. Именной, данный Московскому военному губернатору Беклешову. О построении и исправлении казарм в Москве и составлении команды ночных стражей и пожарных служителей. — СПб., 1830. — С. 362-363.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание II. Т. 28. 1853. Ст. 27180. Нормальная табель состава пожарной части в городах. — СПб., 1854. — С. 187.
11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Т. 44, ч. 2. Царствование Александра I. Ст. 20532. Примерный расчет, чего стоить будет в год содержание ночного караульного и пожарного работника. — СПб., 1830. — С. 10 (420) - 11 (421).
12. Немченко, С.Б. Пожарный служащий Российской империи на рубеже XVIII-XIX вв.: определение, состав, правовое положение / С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. — 2013. — № 2. — С. 81-85.
13. Пожарный устав Российской империи : хрестоматия / под общ. ред. В.С. Артамонова.
— СПб., 2014. — 220 с.
14. Смирнова, А.А. Место Пожарного устава в системе законодательства Российской империи о пожарной безопасности / А.А. Смирнова, Т.И. Опарина // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. — 2013. — № 3. — С. 123-127.
References:
1. Mal’ko, A.V. Antinarkoticheskaja funkcija v sovremennoj Rossii: tendencii razvitija / A.V. Mal’ko, K.E. Ignatenkova // Zakony Rossii: Opyt. Analiz. Praktika. — 2013. — № 1. — S. 95-98.
2. Kozlov, A.V. Funkcija Rossijskogo gosudarstva po preduprezhdeniju i likvidacii chrezvychajnyh situacij: voprosy teorii i praktiki : dis. ... kand. jurid. nauk / A.V. Kozlov.
— Volgograd, 2011. — 200 s.
3. Nemchenko, S.B. K voprosu o klassifikacii chrezvychajnyh situacij Rossijskoj imperii / S.B. Nemchenko, A.A. Smirnova, T.I. Oparina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta GPS MChS Rossii. 2013. — № 4. — S. 156-162.
4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie I. T. 1. 1649-1825. St. 6. Nakaz o Gradskom Blagochinii. — SPb., 1832. — S. 164-166.
5. Nemchenko, S.B. K voprosu o formirovanii pravovoj politiki Rossii v sfere bor’by s pozharami i stihijnymi bedstvijami v pervoj polovine XIX veka / S.B. Nemchenko, A.A. Smirnova // Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU. — 2013. — № 1. — S. 42-45.
6. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie I. T. 27. 1802-1803. St. 20532. Ob uchrezhdenii pri Policii osobennoj pozharnoj komandy — SPb., 1830. — S. 377-378.
7. Smirnova, A.A. Normativno-pravovoe regulirovanie dejatel’nosti pervyh pozharnyh komand v Rossijskoj imperii / A.A. Smirnova, T.I. Oparina // Pravo. Bezopasnost’. Chrezvychajnye situacii. — 2013. — № 1. — S. 32-36.
8. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie I. T. 27. 1802-1803. St. 20816. Imennoj, dannyj Senatu. O povinnostjah obyvatelej g. Sankt-Peterburga. — SPb., 1830. — S. 700-704.
9. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie I. T. 28. 1804-1805. St. 21322. Imennoj, dannyj Moskovskomu voennomu gubernatoru Bekleshovu. O postroenii i ispravlenii kazarm v Moskve i sostavlenii komandy nochnyh strazhej i pozharnyh sluzhitelej. — SPb., 1830. — S. 362-363.
10. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie II. T. 28. 1853. St. 27180. Normal’naja tabel’ sostava pozharnoj chasti v gorodah. — SPb., 1854. — S. 187.
Становление функции государства по предупреждению и ликвидации ^ С.Б. Немченко,
чрезвычайных ситуаций в Российской империи Is*, А.А. Смирнова
4’ 2015 I OS ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ
14. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie I. T. 44, ch. 2. Carstvovanie Aleksandra I. St. 20532. Primernyj raschet, chego stoit’ budet v god soderzhanie nochnogo karaul’nogo i pozharnogo rabotnika. — SPb., 1830. — S. 10 (420) — 11 (421).
15. Nemchenko, S.B. Pozharnyj sluzhashhij Rossijskoj imperii na rubezhe XVIII—XIX vv.: opredelenie, sostav, pravovoe polozhenie / S.B. Nemchenko, A.A. Smirnova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii. — 2013. — № 2. — S. 81—85.
16. Pozharnyj ustav Rossijskoj imperii : hrestomatija / pod obshh. red. V.S. Artamonova. — SPb., 2014. — 220 s.
17. Smirnova, A.A. Mesto Pozharnogo ustava v sisteme zakonodatel’stva Rossijskoj imperii o pozharnoj bezopasnosti / A.A. Smirnova, T.I. Oparina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii. — 2013. — № 3. — S. 123—127.
Н.И. Уткин,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России П.А. Чебоксаров, кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России
N.I. Utkin,
Doctor of Law, Professor,
Honored Lawyer of the Russian Federation,
Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMER.COM of Russia
utkinnick@mail. ru P.A. Cheboksarov,
Candidate of Law, Associate Professor, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMER.COM of Russia
Добровольная пожарная охрана в России: основные векторы государственно-правовой поддержки и развития частной инициативы
Аннотация: актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена необходимостью активной и планомерной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации правовой политики Российской Федерации, направленной на развитие добровольческой деятельности граждан по самостоятельному решению на безвозмездной основе социальноориентированных проблем, в том числе и в области обеспечения пожарной безопасности. Целью статьи является анализ состояния законодательства Российской Федерации, регламентирующего организацию и деятельность добровольной пожарной охраны, а также исследование основных векторов государственно-правовой поддержки частной инициативы в области обеспечения пожарной безопасности, как в историческом контексте, так и на современном этапе. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, системного анализа) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Авторы делают выводы о том, что в настоящее время органы государственной власти достаточно четко представляют потенциал добровольчества. Основной задачей по поддержке добровольческой инициативы является обеспечение организационно-правовых основ деятельности добровольчества (волонтерства). Очевидна потребность дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в области организации и деятельности добровольной пожарной охраны. Общественные объединения пожарной охраны должны рассматриваться как обязательный элемент эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации на всех уровнях власти: федеральном, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Для этого законодательным (представительным)