УДК 657.05
РАЗВИТИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
© А.В. Басова
Обоснована необходимость совершенствования инструментария косвенного стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности хозяйствующих субъектов, а также развитие учетно-аналитического сопровождения инновационной активности предприятий различных видов деятельности в целях формирования релевантной информации об инновационных процессах для внутренних пользователей. Представлены основные этапы авторской методики корректировки налоговых ставок в рамках регионального налогообложения. Выделены факторы, оказывающие влияние на инновационную активность компаний. Сформулирована дефиниция понятия «управленческий учет инноваций». Определены его цели и задачи. Произведена классификация объектов оценки в управленческом учете инноваций. Разработаны этапы составления бюджета инновационного развития предприятия. Сформированы показатели бюджета инновационного развития. Реализация предлагаемых направлений по повышению эффективности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата.
Ключевые слова: инновации; управленческий учет инноваций; бюджетирование; бюджет; инновационная активность.
DEVELOPMENT OF ACCOUNTING ANALYTICAL PROCUREMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF MANAGING ACCOUNTING
© A.V. Basova
We proved the necessity to improve the instruments of sideway stimulation of technical-research and implemental activity of companies which have different activity in order to create relevant information about innovative processes for inner users. We presented the main steps of author methods to correct tax rates within the frames of regional taxation. We pointed out the factors which influence innovative activity of companies. We formulated definition of the term «managing accounting of innovations». We defined goals and targets of managing accounting of innovations. We classified the objects of evaluation in the managing accounting of innovations. Stages of making the budget of innovative company development is worked out. Indexes of innovative development budget are formulated. Realization of the offered directions to increase effectiveness of innovative activity of a business unit will encourage favorable investment climate.
Key words: innovations; accounting of innovations; budgeting; budget; innovative activity.
Процесс интеграции России в международное экономическое пространство в качестве ключевого приоритета развития страны предполагает модернизацию и переход к инновационному развитию всех сфер общественной жизни. Инновационная деятельность хозяйствующих субъектов способствует как укреплению и завоеванию лидирующих позиций на рынке, так и активизации внешнеэкономической деятельности компаний [8, 9]. Для реализации приоритетных для страны задач требуются значительные финансовые ресурсы, что вызывает интерес к проблемам, связанным с поиском и выбором в наибольшей степени доступных источников финансового обеспечения инновационного процесса, а
также проблемам учета и раскрытия информации об инновационной деятельности предприятий.
Дороговизна инноваций, их медленная окупаемость, неопределенность экономической ситуации в стране, высокие ставки по кредитам - это наиболее сильные негативные факторы, тормозящие инновационно-инвестиционную деятельность компаний. В этой связи актуальность получают развитие инструментов косвенного стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности хозяйствующих субъектов, а также разработка подходов к отражению в учете объектов инновационной деятельности и источников их финансирования, в том числе посредством инструментария косвенного стимулирования.
Л.В. Марабаева, О.А. Соколов [6], исследуя государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России, отмечают, что влияние государства на инновационные процессы может быть выражено в виде прямой финансовой поддержки предприятий-инноваторов или косвенными методами (предоставление налоговых, таможенных и других льгот).
И.С. Джавадова [5] также среди методов государственного инновационного стимулирования выделяет прямые и косвенные. Последние включают налоговое и амортизационное регулирование; займы по сниженным кредитным ставкам и государственные гарантии по кредитам; таможенно-тарифное регулирование.
А.Ю. Бахчисарай, изучая стимулирование инновационной деятельности с позиций мирового опыта, основное внимание сосредоточил на его косвенных методах. По его мнению, именно косвенные методы реализации инновационной политики государства направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой -на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития [3]. К числу таких методов автор относит государственные инвестиционные гарантии, программы амортизации оборудования, меры по формированию и совершенствованию инновационной инфраструктуры, венчурное финансирование, ослабление жесткого миграционного законодательства, жесткие ограничения по использованию устаревшей техники и технологий, налоговый кредит [10].
Направления налоговой политики РФ в рамках реализации Стратегии развития России до 2020 года [7] подчеркивают важность оптимизации существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидации имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Становится необходимым совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационных процессов с последующим учетно-аналитическим сопровождением инновационной активности предприятий различных видов деятельности в целях формирования релевантной информации об инновационных процессах для внутренних пользователей.
Под налоговым стимулированием инновационно-активных хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс действий, направленных на усиление заинтересованности инновационно-активных субъектов хозяйствования в эффективном использовании основных производственных фондов в процессе осуществления общественно полезной или иной поощряемой деятельности, связанной с разработкой и внедрением новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иными видами инновационной активности, за счет перспективы получения налоговых льгот как инструмента стимулирования инновационного развития [1, 2].
Существующие формы налогового стимулирования инновационной деятельности не учитывают, насколько эффективно хозяйствующими субъектами используются основные производственные фонды, влияющие на финансовое и имущественное состояние предприятия в целом, не поощряют инновационную активность посредством инвестирования хозяйствующими субъектами собственных финансовых ресурсов в свое инновационное развитие.
В целях создания стимулов для реализации программ инновационного развития компаний предусматривается расширение полномочий регионов по установлению налого-
вой ставки. В этой связи целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма налогообложения с учетом потребностей инновационных предприятий.
Авторская методика [1] базируется на том, что в основе изменений налоговых ставок региональных налогов может лежать корректирующий коэффициент фондорентабель-ности, который характеризует эффективность использования объектов основных средств производственного назначения (рис. 1). Ее применение может способствовать стимулированию инновационной активности предприятий, расположенных на территории всей страны, в отличие от существующих льгот для хозяйствующих субъектов, которые сосредоточены только на территории особых экономических зон. Данная методика может быть использована в деятельности любых предприятий, активно вовлекающих инновации в хозяйственный оборот.
1. Расчет годовой суммы амортизации, а также величины остаточной н среднегодовой стоимости объектов основных средств ниновацнокводктывнЫХ
2. Расчет налога к и имущество., транспорта о го налога, налога на прибыль
* коэффициента фондорс н табельн ост и нн ноьационн о-активных предприятий
• коэффициента рентабельности оборота инновационно-активных
• налога на имущество, транспортного налога» налога на прибил, в части зачисления к региональный бюджет на коэффициентфондорента&ельностн
* налога на прибыль, нодлнкащего зачислен ню и региональный бюджет, на _коэффициент рентабельное! н оборота нниоклщшпни-акгикиим преднрнн пш_
5 Расчет сумм региональных иажя он сущим корректировки налоговый сгавок
б. Изменение налоговой нагрузки и нно&ацноюю-а ктквных хозяйствующих
Рис. 1. Этапы авторской методики корректировки ставок налогообложения посредством корректирующих коэффициентов
В процессе реализации на практике предлагаемой методики стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов крайне важным становится вопрос обеспечения учетно-аналитического сопровождения инновационной активности предприятий. Основным принципом формирования информационных потоков становится полезность данных, которые подготавливаются для внутренних пользователей в целях принятия эффективных управленческих решений. Усиление процессов взаимовлияния и взаимозависимости различных сфер и процессов мировой экономики, усложнение хозяйственных связей требуют такой системы бухгалтерского учета, которая бы не ограничивалась системой счетов, двойной записью, денежными измерителями и ретроспективной регистрацией событий.
Инновациям свойственна не только материально-вещественная форма, но и информационно-интеллектуальные проявления, выраженные такими характеристиками, как уникальность, наукоемкость.
Среди факторов, оказывающих влияние на инновационный потенциал компаний, выделим следующие (рис. 2): стимулирующие инновационную активность; тормозящие
инновационную активность; имеющие двойственное влияние в зависимости от их количественных параметров (факторы, отмеченные «звездочкой»).
ФАКТОРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
выход на мировой рынок выпускаемой продукции (оказываемых услуг)
высокие мировые цены на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги]*
наличие высоких технологий за рубежом и возуожность свободного их приобретения
инновационный климат на федеральном и региональном уровнях;
уровень конкуренции*
возможность получения дополнительной прибыли от внедрения инноваций'
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
прямое государственное финансирование косвенное госу даре -венное регулирование* научно-технический потенциал росурсы трудовой деятельности; земельные ресурсы технологии и инновации форма собственности* организационная Структура* о_раслепая принадлежность* разуер организации*
финансовые результаты деятельности предприятия
ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
высокая конкуренция на мирогэом рынке выпускаемой продукции (оказываемых услуг) увеличение импор_а продовольствия высокие таможенные пошлины, запреты на ввоз импортной техники и оборудования снижение покупательной способности населения неразвитая рыночная инфраструктура отсутствие защиты отечестпонных товаропроизводителей от импорта продовольствия отсутствие эффективных механизмов косвенного стимулирования инновационных процессов посредством налогового инс_рументария
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
отсутствие основных, ойоро-ных и финансовых ресурсов
высокая изношенность материально-технической базы
несовершенство у четно-аналитического сопровождения инновационной активности предприятий для формирования релевантной информации об инновационных процессах, в т.ч. о резервах на инновационное развитие, объемах и источниках финансирования инноваций, отклонениях от плановых показателей, финансовых результатах и направлениях средств, высвобожденных посредством корректировок, в иннонационное развитие предприи I ий_
Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на инновационную активность
предприятий
Активизации инновационной деятельности, наряду с предлагаемой авторской методикой корректировки налоговых ставок в рамках регионального налогообложения, выступающей в качестве одного из инструментов косвенного стимулирования инновационного развития, кроме того, может способствовать создание соответствующей системы управленческого учета.
Управленческий учет инноваций можно рассматривать как комплексную систему наблюдения, сбора, регистрации, обработки, систематизации информации о факторах, влияющих на инновационное развитие хозяйствующего субъекта, на инновационный потенциал предприятия в целом, а также отдельных структурных подразделений (центров ответственности), предназначенную для планирования, контроля, анализа релевантной информации о затратах на инновационную деятельность и ее финансовых результатах в достаточном аналитическом разрезе в целях принятия краткосрочных и долгосрочных решений, стимулирующих инновационную деятельность организации.
На рис. 3 представим основные цели управленческого учета инноваций.
Рис. 3. Основные цели управленческого учета инноваций
Наряду с проблемой поиска новых механизмов налогового стимулирования инновационной активности выделим другую проблему, которая связана с тем, что отечественные предприятия нередко игнорируют внедрение системы управленческого учета. Это объясняется тем, что механизмы внедрения достижений научно-технического прогресса, учета инноваций предприятий с различной инновационной стратегией до сих пор недостаточно полно разработаны.
В управленческом учете инноваций следует концентрироваться на объектах учета, перечисленных на рис. 4.
Представление вышерассмотренных затрат в разрезе факторов, имеющих прямую и косвенную финансовые оценки, позволяет разрабатывать мероприятия по управлению факторами и распределять ответственность за осуществление этих мероприятий.
Факторы, имеющие прямую финансовую оценку, управляются системой мероприятий в рамках конкретного хозяйственного процесса.
Факторы, имеющие косвенную финансовую оценку, управляются с большей неопределенностью. Действия по управлению такими факторами осуществляются в рамках разных хозяйственных процессов, причем эти мероприятия не в полном объеме связаны с воздействием на данный фактор.
Финансовая оценка влияния факторов доходов и расходов фиксирует достигнутый уровень управляемости фактора и способствует принятию эффективных управленческих решений. Такая оценка обеспечивается процессом бюджетирования инновационной деятельности.
Рис. 4. Классификация объектов оценки в управленческом учете инноваций
Дж. К. Шим и Дж. Г. Сигел [4] рассматривают бюджет как количественный план деятельности предприятия и выполнения программ, представляющий собой связанный набор финансовых и (или) натуральных экономических показателей деятельности компании. По нашему мнению, отождествление понятий «бюджет» и «план» противоречит самой цели процедуры бюджетирования.
Бюджетирование, интегрируя процессы планирования, контроля и анализа в единую систему, представляет собой комплексную систему, которая включает в себя следующие разделы: технологию планирования взаимоувязанных объемных и стоимостных показателей с установлением персональной ответственности за их исполнение, а также технологию управления финансовыми ресурсами на основе определения отклонений от установленных показателей.
Финансовая часть генерального бюджета, как известно, состоит из бюджета капиталовложений, бюджета денежных потоков и проекта баланса предприятия.
По нашему мнению, в бюджете капиталовложений целесообразно выделить бюджет инновационного развития. Он должен содержать исчерпывающую информацию обо всех затратах, рассмотренных выше, в разрезе факторов, имеющих прямую и косвенную финансовые оценки. Рис. 5 демонстрирует основные этапы составления бюджета инновационного развития.
Бюджет инновационного развития предприятия должен формироваться с учетом данных прошлых периодов и возможных изменений условий в перспективе. Особое внимание следует уделять инновационным проектам, начатым в предшествующих периодах и являющихся перспективными, но по каким-то причинам не выполненным в срок.
Основные экономические показатели, которые могут быть включены в бюджет инновационного развития, представлены на рис. 6.
По окончании формирования рассматриваемого бюджета рекомендуется составлять сводный бюджет инновационного развития предприятия, который может дополняться функциональными:
- бюджетом погашения финансовых обязательств (кредитов и займов) по инновационной деятельности;
- налоговым бюджетом.
Остановимся подробнее на последнем бюджете, рекомендуемом к составлению. В нем целесообразно отображать информацию о корректировках налоговых ставок в связи с достижением предприятием наилучших показателей функционирования по методике, изложенной ранее. Кроме того, рекомендуется включать информацию об изменениях налоговой базы и, как следствие, налоговых платежей в бюджет по региональным налогам, в отношении которых могут быть предусмотрены корректировки. Здесь может быть рассчитана сумма высвобождаемых средств в результате снижения налоговой нагрузки, в случае повышения инновационной активности, и, напротив, изменений в сторону увеличения налоговых платежей. Корректировки и рассчитанные суммы необходимо подробно описывать, ссылаясь на экономические показатели предшествующего периода.
Таким образом, предлагаемые аспекты учетно-аналитического сопровождения инновационной активности будут способствовать формированию достоверной и релевантной информации об инновационных процессах, протекающих в компаниях, что даст возможность оперативно и максимально эффективно принимать управленческие решения, направленные на достижение «положительных» результатов НИОКР, на дальнейшее расширение производства материальных благ и услуг за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.
1, Цель формирования бюджета инновационного развития предприятия и основные его задачи доводятся до лиц. ответственных за составле-ие
бюджета
2. Определение факторов, сдержи за щик достижение поставленных целей. Здесь целесообразно выделить факторы, имеющие прямую и косвенную финансовые оценки
3. Подготовка программы бюджета инновационного развития. Ыелесообразно разделить весь инновационный проект на этапы и в рамах каз-дпго сформулировать цепи, задачи, эпредегить ответственны* г и и и соответствующие мероприятия
4. Первоначапьнэя подготовь бюджета инновационного развития предприятия. Процесс подготовки должен быть направлен снизу вверх, т.е. бюджет форми руется на низшем уровне руководства, далее совершенствуется и координируется на бопее высоких управленческих
уровнях
5. Обсуждение и координация бюджета инновационного развития с вышестоящие руководством. Это позволит принимать более обоснованные, эффективные управленческие решения на кавдом уровне в разрезе отдельных подразделений
6, Характеристика и анализ сводного бюджета инновационного развития предприятия, составляющими которого могут быть: исхпД"Ые прог -локируемые данные, программа инновационной деятельности. от>-ег о двихе"ии денежных средств, налоговый бюджет, бюджет "огвшения финансовых обязательств
7, Окончательное принятие бюджета инновационного развития пред_риятия. Его утверхде-ие эсуществляеттся на высшем уровне
руководства
Рис. 5. Этапы составления бюджета инновационного развития предприятия
Рис. 6. Показатели бюджета инновационного развития
Реализация предлагаемых направлений по повышению эффективности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в процессе модернизации российской экономики.
Статья поступила 18.01.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Басова А.В. Исследование и разработка способов стимулирования инновационной деятельности посредством налогового инструментария : дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2013. 190 с.
2. Басова А.В., Нечаев А.С. Налогообложение как инструмент стимулирования деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2012. № 6.
3. Бахчисарай А.Ю. Косвенные методы стимулирования инновационной деятельности: мировой опыт // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. 2011. № 1. С. 16-20.
4. Дж.К. Шим, Дж.Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования : пер. с англ. СПб.: Азбука, 2001. С. 456.
5. Джавадова И.С. Финансовое стимулирование инновационного развития в системе государственного регулирования : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. М., 2011. 26 с.
6. Марабаева Л.В., Соколов О.А. Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы // Инновации. 2005. № 10 (87). С. 26-31.
7. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ com-mon/upload/library/2014/07/ main/0NBP_2015-2017.pdf (15.11.2015).
8. Doll W.J., Vondermbse M. A. The evolution of manufacturing systems: towards the postindustrial enterprise // OMEGA: International Journal of Management Science. 1991. Vol. 19. P. 401-411.
9. Hout T.M., Stalk G.S. Time-based results // Boston Consulting Group White Paper. 1993. No. 356.
10. Stalk G. Time - the next source of competitive advantage // Harvard Business Review. 1988. Vol. 66, no. 4. P. 41-51.
REFERENCES
1. Basova A.V. Issledovanie i razrabotka sposobov stimulirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti posredstvom nalogovogo instrumentariia. Diss. kand. ekon. nauk [Research and development of the ways to stimulate innovative activity by the tax instrumentarium. Cand. of econ. sciences diss.]. Irkutsk, 2013. 190 p.
2. Basova A.V., Nechaev A.S. Nalogooblozhenie kak instrument stimulirovaniia deiatel'nosti innovatsionno-aktivnykh khoziaistvuiushchikh sub"ektov [Taxation as an instrument of stimulation of innovation-active business entities]. Sovremennye issledovaniia sot-sial'nykh problem - Modern researches of social problems, 2012, no. 6.
3. Bakhchisarai A.Iu. Kosvennye metody stimulirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti: mi-rovoi opyt [Indirect methods to stimulate innovative activity: world experience]. Problemy raz-vitiia vneshneekonomicheskikh sviazei i privlecheniia inostrannykh investitsii: regional'nyi aspect - Problems of development of external economical links and attraction of foreign investments: regional aspect, 2011, no. 1, pp. 16-20.
4. Dzh.K. Shim, Dzh.G. Sigel. Osnovy kommercheskogo biudzhetirovaniia [Basis of commercial budgeting]. SPb., Azbuka Publ., 2001. P. 456.
5. Dzhavadova I.S. Finansovoe stimulirovanie innovatsionnogo razvitiia v sisteme gosu-darstvennogo regulirovaniia. Avtoref. diss. kand. ekon. nauk [Financial stimulation of innovative development in the system of government regulation. Cand. of econ. sciences abstract of diss.]. Moscow, 2011. 26 p.
6. Marabaeva L.V., Sokolov O.A. Gosudarstvennoe regulirovanie nauchno-innovatsionnoi deiatel'nosti v Rossii: napravleniia i metody [Government regulation of scientific and innovative activity in Russia: ways and methods]. Innovatsii - Innovations, 2005, no. 10 (87), pp. 26-31.
7. Osnovnye napravleniia biudzhetnoi politiki na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov [Main ways of budgetary policy for the year of 2015 and for the planned period of 2016 and 2017]. Available at: http://www.minfin.ru/ com-mon/upload/library/2014/07/ main/0NBP_2015-2017.pdf (accessed 15 November 2015).
8. Doll W.J., Vondermbse M. A. The evolution of manufacturing systems: towards the postindustrial enterprise. OMEGA: International Journal of Management Science, 1991, vol. 19, pp. 401-411.
9. Hout T.M., Stalk G.S. Time-based results. Boston Consulting Group White Paper, 1993, no. 356.
10. Stalk G. Time - the next source of competitive advantage. Harvard Business Review, 1988, vol. 66, no. 4, pp. 41-51.
Информация об авторе
Басова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета, e-mail: [email protected], Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Information about the author
Basova A.V., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of finance and accounting, e-mail: [email protected], Irkutsk State Transport University, 15 Cherny-shevskogo St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 338
ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
© Г.М. Берегова, Н.Н. Цибанова
Показаны и определены предпосылки создания отраслевого кластера как фактора повышения инвестиционного потенциала региона на примере Иркутской области. Обоснована возможность образования инновационных структур в региональной экономике. Особое внимание уделяется общим особенностям кластеров как инновационных структур, роли территориально-отраслевых комплексов в процессе создания инновационных объединений, региональным особенностям кластерных образований, их важности для повышения инвестиционного потенциала региона. Уточнены понятия кластера, регионального кластера.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал; кластер; отраслевой кластер; регионально-отраслевые подкомплексы; технополисы; цепочка создания стоимости; синергия.