Научная статья на тему 'Налогообложение как инструмент стимулирования деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов'

Налогообложение как инструмент стимулирования деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ФОНДОРЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / BUSINESS ENTITY / TAXATION / TAX RATE / RETURN ON ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев Андрей Сергеевич, Басова Анна Владимировна

Уточнена дефиниция «налоговое стимулирование инновационно-активных хозяйствующих субъектов». Предложено авторское понимание данной дефиниции в рамках регионального налогообложения. Рассмотрена взаимосвязь между региональными налогами и показателями имущественного и финансового состояния предприятия. Разработан алгоритм корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет с учетом коэффициента фондорентабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION AS AN INSTRUMENT OF STIMULATION OF INNOVATION-ACTIVE BUSINESS ENTITIES

The definition «tax stimulation of innovation-active business entities» is specified. The author’s view on this definition within regional taxation is submitted. The correlation between the regional taxation and the indicators of financial and property condition of the business entities is considered. The algorithm of the tax rate of Corporate property tax, motor vehicle tax and income tax to be credited to the regional budget as a function of the rate of return on assets is developed.

Текст научной работы на тему «Налогообложение как инструмент стимулирования деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов»

УДК 354.17

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Нечаев А.С., Басова А.В.

Уточнена дефиниция «налоговое стимулирование инновационноактивных хозяйствующих субъектов». Предложено авторское понимание данной дефиниции в рамках регионального налогообложения. Рассмотрена взаимосвязь между региональными налогами и показателями имущественного и финансового состояния предприятия. Разработан алгоритм корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет с учетом коэффициента фондорентабельности.

Ключевые слова: инновация; хозяйствующий субъект; налогообложение; налоговая ставка; фондорентабельность.

TAXATION AS AN INSTRUMENT OF STIMULATION OF INNOVATION-ACTIVE BUSINESS ENTITIES

Nechaev A.S., Basova A.V.

The definition «tax stimulation of innovation-active business entities» is specified. The author’s view on this definition within regional taxation is submitted. The correlation between the regional taxation and the indicators of financial and property condition of the business entities is considered. The algorithm of the tax rate of cor-

porate property tax, motor vehicle tax and income tax to be credited to the regional budget as a function of the rate of return on assets is developed.

Keywords: innovation; business entity; taxation; tax rate; return on assets.

Инновации - это весьма сложный организационно-экономический процесс, опирающийся на использование двух видов потенциалов: научного, связанного с новейшими технологиями и техникой, и интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом обеспечения данного процесса является нахождение и рациональное использование значительных финансовых средств [3].

С. И. Колесников в своей пояснительной записке к Проекту Федерального Закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» заостряет внимание на том, что государство на уровне политических документов провозгласило инновационный путь развития страны, а на практике необходимая для реализации этих планов правовая база отсутствует.

В феврале 2011 года на II Форуме регионов России [3] в ходе дискуссий были обсуждены как общие, так и частные проблемы инновационного роста, формирование условий для комплексной модернизации и механизмы инновационного развития регионов. Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев в своем выступлении подробно остановился на проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития России. Особая роль в документе отведена развитию инноваций в регионах.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что на региональном уровне одним из важнейших инструментов стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов является налоговое стимулирование.

Исследование современного состояния, тенденций и закономерностей развития инновационной сферы позволяют сделать вывод о различном характе-

ре влияния инструментов налогового стимулирования на активизацию влияния инновационной деятельности. На сегодняшний день существуют различные формы налогового стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации. Среди них можно выделить налоговые льготы, налоговый вычет, инвестиционный налоговый кредит, освобождение от налогообложения (налоговые каникулы), отсрочка (рассрочка) по уплате налогов. Однако данные формы не учитывают, насколько эффективно хозяйствующими субъектами используются основные производственные фонды, влияющие на финансовое и имущественное состояние предприятия в целом. При этом налоговые ставки по налогам в рамках регионального налогообложения устанавливаются фиксированными на весь период использования основных производственных фондов. Это соответственно не стимулирует предприятия к наиболее рациональному использованию имеющихся ресурсов и инвестированию средств в свое инновационное развитие.

В ходе анализа теоретического материала было выявлено отсутствие единого взгляда на дефиницию налогового стимулирования инновационноактивных хозяйствующих субъектов в рамках регионального налогообложения.

Таким образом, с учетом вышеизложенного следует уточнить определение налогового стимулирования инновационно-активных хозяйствующих субъектов.

Под налоговым стимулированием инновационно-активных хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс действий, направленных на усиление заинтересованности инновационно-активных субъектов хозяйствования в эффективном использовании основных производственных фондов в процессе осуществления общественно полезной или иной поощряемой деятельности за счет перспективы получения налоговых льгот как инструмента стимулирования инновационного развития. При этом налоговое стимулирование инновационноактивных хозяйствующих субъектов в рамках регионального налогообложения

заключается в корректировке налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на коэффициент, отражающий имущественное и финансовое состояние развивающегося инновационного предприятия.

Далее представим разработанный алгоритм корректировки налоговых ставок региональных налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации) соответствующего i-го периода для инновационно-активных хозяйствующих субъектов.

Рисунок 1 графически иллюстрирует процесс корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации. В отчетном налоговом периоде, обозначенном цифрой (1), в рамках регионального налогообложения осуществляется расчет соответствующих налогов по действующим налоговым ставкам, предусмотренным Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. В налоговом периоде, следующим за отчетным, обозначенном цифрой (2), хозяйствующим субъектом производится расчет коэффициента фондорентабельности с помощью значений балансовой прибыли и остаточной стоимости основных производственных фондов. В зависимости от роста или снижения коэффициента фондорентабельности по приведенной ниже методике изменяются налоговые ставки налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Отчетный период .(налоговый период)-

По ставкам, установленным Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации

ДА-

Уменьшение

налоговой ставки в текущем налоговом периоде

Увеличение налоговой ставки налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль в пределах размеров ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации

Налог на имущество организаций

С 2,2 % до 0 %

Т

1

Транспортный налог

Налог на прибыль

С размера налоговой ставки, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации до 0 %

\

Рис. 1. Алгоритм корректировки налоговых ставок региональных налогов ьго периода для инновационно-активных хозяйствующих субъектов

Таким образом, перерасчет налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в зависимости от коэффициента фондорента-бельности производится инновационно-активным хозяйствующим субъектом ежегодно.

Подчеркнем, развитие инновационной активности, переход к экономике инновационного типа - единственный способ восстановления и развития экономического потенциала России.

Ниже представлена методика корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, на коэффициент фондорен-табельности.

Обозначения, используемые для раскрытия сущности данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Экономические показатели хозяйствующего субъекта, используемые для корректировки налоговых ставок налогов в рамках регионального

налогообложения

№ Показатель Обозначения

1 Год і

2 Сумма амортизации А

3 Срок полезного использования объекта основных средств N

4 Первоначальная стоимость основных средств F

5 Процент амортизации при линейном способе начисле- 1

ния амортизации без коэффициента ускорения (в долях) N

6 Остаточная стоимость основных средств R

7 Среднегодовая стоимость объектов основных средств М

8 Выручка Е

9 Балансовая прибыль Р

10 Налоговая база по транспортному налогу (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; тяга реактивного двигателя; валовая вместимость; единица транспортного средства) Bv

11 Ставка налога на имущество (в долях) t

12 Ставка транспортного налога (в долях) V

13 Ставка налога на прибыль (в долях) У

14 Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет *У

15 Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет гу

16 Коэффициент фондорентабельности РгЛ

17 Коэффициент рентабельности оборота РгТ

18 Сумма налога на имущество St

19 Сумма транспортного налога Sv

20 Сумма налога на прибыль Sp

21 Сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет FSp

22 Сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет RSp

23 Сэкономленная сумма налога на прибыль ЛSp

Создадим инновационную методику расчета показателей в рамках регионального налогообложения налогом на имущество организаций, транспортным налогом и налогом на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, позволяющую снизить налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности.

Годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается по следующей формуле 1:

А = —, где i = 1,2,3,..., N (1)

N '

За первый год эксплуатации величина остаточной стоимости основных средств будет равна их первоначальной стоимости. За второй год остаточная стоимость равна разнице между первоначальной стоимостью объектов основных средств и суммой начисленной амортизации т. д. Следовательно, остаточная стоимость объектов основных средств рассчитывается по формуле 2:

R = — (1 - ^) (2)

Среднегодовая стоимость объектов основных средств рассчитывается по формуле 3:

М = — ^ - i + 0,5) (3)

Произведем расчет налога на имущество по формуле 4:

st. = t •— (# - i+0,5) г N

о — • N

St = t----- (4)

2

В соответствии с положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации [1] транспортный налог рассчитывается по формуле 5:

Sv = V • Ву (5)

Налог на прибыль согласно главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации рассчитывается по формуле 6:

Sp = у • р (6)

Расчет коэффициента фондорентабельности произведем по формуле 7:

р

Рг А = —

М

Рг Аг =----------- (7)

г - i + 0,5) 4 7

Тогда налоговая ставка налога на имущество организации с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается как произведение отношения коэффициента фондорентабельности предыдущего периода к коэффициенту фондорентабельности отчетного периода и налоговой ставки по налогу на имущество предыдущего налогового периода по формуле 8:

' = Ъ ^ 1^-< + °,5 (8)

г г-1 Р N-i +1,5 4 7

Сумма налога на имущество организации в зависимости от эффективности использования основных средств начиная со следующего налогового периода с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 9:

,• ^ •— •<^N-i + ^ (9)

г г Р N N-i +1,5

Сумма налога на имущество организации с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 10:

t1 N - 0,5) + — (10)

^ ' ¿2 Р-, +1,5) ^ 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у

В соответствии с главой 28 Налогового Кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом. Данная ставка рассчитывается по формуле 5.

Тогда налоговая ставка транспортного налога с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается как произведение отношения коэффициента фондорентабельности предыдущего периода к коэффициенту фондорентабельности отчетного периода и налоговой ставки транспортного налога предыдущего налогового периода по формуле 11:

р-1 N - . + 0,5 /"114

V, = V. 1-------------- (11)

‘ Р N -, +1,5 4 7

Сумма транспортного налога начиная со следующего налогового периода с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 12:

XV, = V,. • • Ву (12)

. ,-1 Р N -, +1,5 4 7

Сумма транспортного налога с корректировкой на коэффициент фондо-рентабельности рассчитывается по формуле 13:

Ху = Ву

(у +¿^1 •(N_i±05):Vll (13)

1 ^ и \Т 4 I 1 С 47

V

,=2 Р N-i + 1,5

В соответствии со статьей 284 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5

процента. Следовательно, применив разработанную нами методику в рамках налогообложения налогом на прибыль, можно добиться понижения налоговой ставки налога на прибыль до порогового значения, установленного Налоговым Кодексом для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 13,5 процента.

Налог на прибыль согласно главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации рассчитывается по формуле 6. Тогда сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный и региональный бюджеты, рассчитывается по формулам 15 и 16 соответственно:

FSp = /у ■ Р (15)

RSp = гу ■ Р (16)

При этом: FSp = 0,02; 13,5 < RSp < 18.

Следовательно, ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет с корректировкой на коэффициент фондорентабельности, может быть понижена с 18 процентов до 13,5 процента и рассчитана как произведение отношения коэффициента фондорентабельности предыдущего периода к коэффициенту фондорентабельности отчетного периода и налоговой ставки по налогу на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, предыдущего налогового периода с помощью формулы 17:

Рч N-1 + 0,5

р N-i +1,5 (17)

ГУг = ГУг-1 ■■

Сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, начиная со следующего налогового периода с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 18:

по г, N - г + 0,5 /1 ОЛ

Яйрг = гуг , ■ Р ,------------ (18)

г г-1 г -1 N-1 +1,5 47

При этом в рамках действующего налогового законодательства Я8рі мо-

жет принимать значения в пределах величин [0,135 ■ Рі;0,18 ■ Рі ].

Сумма налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 19:

RSp = 0,18Р1 1 'р 1 ^ ~1 + 0^ (19)

~~2 N -1 +1,5

При этом RSp принимает значения в пределах установленных действую-

щим законодательством величин

0,135^ Рі;0,18^ Рі

Тогда сумма налога на прибыль рассчитывается по формуле 20:

Sp = 0,2Р1 + 0,02]Г р + (20)

1 1=2 Г! N -1 +1,5 ^ 7

При этом Sp принимает значения в пределах установленных действую-

щим законодательством величин

0,155^ Рі;0,2^ Рі

і=1 ¿=1

Таким образом, разработанная нами методика корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, на коэффициент фондорентабельности призвана содействовать инновационному развитию хозяйствующих субъектов на региональном уровне, снижая налоговое бремя инновационных предприятий и тем самым высвобождая средства, инвестируемые в инновационную составляющую стратегического развития субъектов хозяйствования.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ц^:

http://base.consultantra^ons^gi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=128860/ (дата

обращения: 22.06.2012).

2. Проект федерального закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». иКЪ:

http://base.consultant.ra/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=83025;frame=200/ (дата обращения: 22.06.2012).

3. Хогоева Т. В. Инновационная модель экономики региона // Проблемы современной экономики: электронный журнал, 2011. № 3 (39). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3724/ (дата обращения: 15.06.2012).

References

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii [Internal revenue code of Russian Federation].

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128860/ (accessed June 22, 2012).

2. Proekt federal'nogo zakona № 495392-5 «O gosudarstvennojpodderzhke in-novacionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii» [Draft Federal Law № 495392-5 «About state support of innovation activities in the Russian Federation»]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=83025;frame=200/ (accessed June 22, 2012).

3. Hogoeva T. V. Innovacionnaja model' jekonomiki regiona. Problemy sovremennoj jekonomiki 39, no. 3 (2011). http://www.m-

economy.ru/art.php?nArtId=3724/ (accessed June 15, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Нечаев Андрей Сергеевич, профессор кафедры экономики, маркетинга и психологии управления Ангарской государственной технической академии, доктор экономических наук

Ангарская государственная техническая академия

ул. Чайковского, д. 60, г. Ангарск, Иркутская область, 665835, Россия

e-mail: [email protected]

Басова Анна Владимировна, ассистент кафедры экономики, маркетинга и психологии управления Ангарской государственной технической академии.

Ангарская государственная техническая академия

ул. Чайковского, д. 60, г. Ангарск, Иркутская область, 665835, Россия

e-mail:ann168@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Nechaev Andrej Sergeevich, professor of department of economy, marketing and management psychology of Angarsk State Technical Academy, Doctor of Economic Science

Angarsk State Technical Academy

60, Chajkovskogo street, Irkutsk region, 665835, Russia

e-mail: [email protected]

Basova Anna Vladimirovna, assistant of department of economy, marketing and management psychology of Angarsk State Technical Academy

Angarsk State Technical Academy

60, Chajkovskogo street, Irkutsk region, 665835, Russia

e-mail:ann168@mail. ru

Рецензент:

Трахтенберг Л. И., декан факультета управления и бизнеса, профессор кафедры общественных наук, декан факультета управления и бизнеса Ангарской государственной технической академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.