Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
УДК 001.895(470.55) + 330.322.013(470.55)
Налоговые льготы инновационных и инвестиционных проектов региона
на примере Челябинской области
Боброва А.В.
Доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета Южно-Уральского института управления и экономики (Челябинск)
В статье обоснована необходимость предоставления широкого спектра налоговых льгот региональным законодательством для инновационных и инвестиционных проектов субъекта РФ. Проанализированы показатели инвестиционной привлекательности и налоговые преференции Челябинской области по соответствующим проектам. Выявлены проблемы получения хозяйствующим субъектом льгот по налогам в рамках инновационной и инвестиционной деятельности и даны рекомендации по их решению.
Ключевые слова: налоговые льготы, региональное законодательство, инновационные проекты, инвестиции.
Направленность государственной экономической политики на инновации и инвестиции практически во всех сферах деятельности поддерживается региональными властями и стимулирует к расширению спектра новаций и инвестиционных проектов на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Такая политика делает регион более привлекательным для инвесторов и позволяет на равных конкурировать с соседними субъектами РФ за право размещения новых производственных мощностей. Актуальной и насущной задачей в этих условиях становится выявление и систематизация налоговых преференций инвестиционной деятельности для каждого отдельного региона, что и стало целью настоящей работы, наряду с обоснованием целесообразности применения указанных налоговых льгот.
По итогам 2014 г., по данным Росстата, объем инвестиций в основной капитал в России составил 229,1 млрд. руб. или 101,8 % в сопоставимых ценах к уровню 2013 г. Наибольшая доля инвестиций была направлена в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (26,3 %), обрабатывающие производства (25,8 %), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (17,8 %), транспорт и связь (12,0 %) [1]. Субъекты РФ постоянно внедряют инновационные процессы в экономику регионов и субъектов хозяйствования [2;
3]. Челябинская область занимает 7-е место в России по объему иностранных инвестиций и 16-е место по инвестициям в основной капитал. В течение 2013 г. на территории области были введены в действие 265 новых объектов и создано 4882 рабочих места, реализованы инвестиционные проекты более 100 компаний с участием иностранного капитала [4]. Однако из-за кризисных явлений в экономике по итогам 2014 г. завершилось только порядка 80-ти проектов. В перечень приоритетных инвестиционных проектов входили только 11 из них [1]. В Челябинской области выделяются два приоритетных проекта развития инвестиционной инфраструктуры - парк индустриальных инноваций «Малая Сосновка» и транспортно-логистический комплекс «Южноуральский». С июля 2013 г. в регионе начала работу автономная некоммерческая организация «Агентство инвестиционного развития Челябинской области», осуществляющее сопровождение инвестиционных проектов области в режиме «одного окна» [4]. Губернатором Челябинской области Б.А. Дубровским утверждена Инвестиционная декларация Челябинской области [1]. Очередное инновационное мероприятие на текущий момент (28.08.2015 г.) в области - приглашение Министерства экономического развития Челябинской области к участию в открытом конкурсе среди субъектов малого предпринимательства на размеще-
16
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
ние в ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» и заключение договора аренды помещения в нем [5].
В Челябинской области разработана концепция развития инновационной деятельности до 2020 г. с целью достижения устойчивого социально-экономического развития муниципальных территорий области [6]. Начальник Управления экономики администрации г. Челябинска А. Руденко заявил, что и на муниципальном уровне разработан ряд мер поддержки инновационного предпринимательства: компенсация средств на патентование, разработку бизнеса, проведение маркетинговых исследований, внедрение в организации инноваций, создан фонд прямых инвестиций - закрытые паевые фонды для производства инновационной продукции [7]. Председатель Городской Думы С. Мошаров считает создание благоприятного инвестиционного климата приоритетным направлением и одновременно способом финансового обеспечения бюджетов муниципальных образований [8]. Особенно актуальными эти вопросы стали в период кризиса.
Создание благоприятных условий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности в Челябинской области осуществляется не только на основе разработки и реализации соответ-
Налоговые преференции д
ствующих программ и проектов, но и, что особенно важно, путем предоставления субъектам инновационной деятельности, бизнес-инкубаторам, аккредитованным технопаркам налоговых льгот в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области, отсрочек, рассрочек по уплате региональных налогов и федеральных налогов в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, инвестиционных налоговых кредитов [2].
Невозможно переориентировать экономику на инновационный путь развития, не предоставляя субъектам инвестиционной деятельности действенных льгот по налогам, поэтому в первую очередь на основе статистического метода проанализируем, какими полномочиями располагает субъект РФ для налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности (табл. 1). В исследовании рассматриваются все налоги, поступающие в региональный (Челябинская область) и местные бюджеты, на основе трехуровневого законодательства о налогах и сборах в разрезе полномочий по льготированию налогов.
К налогам, по которым отсутствуют региональные льготы для субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в инновационных и инвести-
Таблица 1
1я региональных проектов
Налог Источник Суть налоговой преференции
Налог на прибыль организаций Налоговый кодекс РФ: федер. закон от 05.08.2000 г № 117-ФЗ (с изм. и доп.) (гл. 25, ст. 284, п. 1) О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков: Закон Челябинской области от 23.06.2011 г. № 154-ЗО (ст. 1, п.п. 1-4) - пониженная ставка налога для организаций-участников региональных инвестиционных проектов, устанавливаемая субъектами РФ в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ; - ставка налога 13,5 % для аккредитованных инновационных технопарков; - пониженная ставка налога (не ниже 13,5 %) для предприятий, реализующих, начиная с 01.01.2011 г, инвестиционные проекты суммарной стоимостью не менее 300 млн. руб., при условии включения проекта в региональный перечень приоритетных инвестиционных проектов (5-8 лет с момента включения в перечень) и получения прибыли от реализации проекта; - пониженная ставка налога (не ниже 13,5 %) для предприятий, созданных после 01.01.2011 г. (в том числе аффилированных к юридическим лицам, действующим до указанной даты) и осуществивших в налоговом периоде капитальные вложения в производство на территории региона на сумму не менее 8 млн. руб.
Упрощенная система налого- обложения Об установлении налоговой ставки при применении УСН на территории Челябинской области: Закон Челябинской области от 30.04.2009 г. № 418-ЗО ставка налога 10 % по объекту налогообложения «доходы за вычетом расходов» для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность (деятельность в области научных исследований и разработок) при условии, что за отчетный (налоговый) период доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) по данной деятельности составила не менее 70 % в общем объеме доходов (ст. 2, п. 1, подп. 4)
Налог на имущество организаций О налоге на имущество организаций: Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. № 189-ЗО (с изм. и доп.) (ст. 2, п. 2, 3, ст. 3, п. 1) - освобождение от уплаты налога аккредитованных инновационных технопарков; - пониженная ставка налога для предприятий, реализующих, начиная с 01.01.2011 г, инвестиционные проекты суммарной стоимостью не менее 300 млн. руб. при условии включения проекта в региональный перечень приоритетных инвестиционных проектов (5-8 лет с момента включения в перечень), а также приобретения и использования имущества исключительно в рамках проекта; - пониженная ставка налога для предприятий, созданных после 01.01.2011 г, и купивших (создавших) основные средства производства (в том числе их достройка, дооборудование, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция) в налоговом периоде на сумму не менее 8 млн. руб.
17
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
ционных процессах, относятся акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения, транспортный и земельный налоги, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Анализ таблицы 1 показывает: для привлечения инвесторов Челябинская область, как и другие регионы, в первую очередь ввела налоговые льготы по налогам на прибыль и на имущество организаций для субъектов хозяйствования, инвестирующих в развитие производства [9-11].
Основным условием предоставления льгот является включение проекта хозяйствующего субъекта в региональный перечень приоритетных инвестиционных проектов. При формировании перечня проектов Челябинской области ежегодно за полгода объявляется открытый конкурсный отбор [12]. Основные требования, которые предъявляются к конкурсным инвестиционным проектам, заключаются в следующем [12]:
1) соответствие основным направлениям социально-экономического развития Челябинской области;
2) экономическая и бюджетная эффективность инвестиционного проекта (приоритет имеют проекты размещения производительных сил в муниципальных образованиях Челябинской области с высоким уровнем безработицы и (или) имеющих низкий налоговый потенциал);
3) повышение уровня конкурентоспособности продукции и создания дополнительных рабочих мест;
4) соблюдение требований природоохранного законодательства РФ.
Одним из критериев оценки инвестиционного проекта, наряду с остальными балльными оценками условий его реализации, является соотношение уплачиваемых в бюджеты налогов и налоговые преференции в ходе проекта с учетом количества лет предоставления налоговых льгот. Проекты делятся по группам в зависимости от объема инвестиционных вложений в пределах от 8 до 1500 млн. руб. и более [12], выделяется 30 инновационных проектов и 10 инновационных производств. Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций рассчитывается как отношение вложений инвестиционного проекта (капитальных вложений) нарастающим итогом налогового периода с коэффициентом 4,5 к остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся на территории Челябинской области на конец налогового периода [9]. Показатель снижения ставки налога на имущество организаций рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости имущества (средств производственного назначения) для инвестиционного проекта с коэффициентом 1,1 к среднегодовой стоимости имущества в налоговом периоде. По реали-18
зуемым мероприятиям предусмотрена специальная жестко регламентированная отчетность.
По налогу на прибыль организаций льгота может достигать 1/3 от общей ставки, по налогу на имущество организаций - 50 %. Выпадающие доходы областного бюджета при этом достигают 450 млн.
руб. [10].
Налоговые льготы по инвестиционным проектам не предоставляются:
1) предприятиям, имеющим задолженность по налогам, отчислениям во внебюджетные фонды, перед работниками, с арестованным имуществом;
2) кредитным, страховым организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, фондовым и валютным биржам, ломбардам, лизинговым компаниям, инвестиционным фондам, управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, их специализированным депозитариям;
3) производителям и продавцам подакцизной продукции, микрофинансовым организациям;
4) ликвидируемым предприятиям (в процессе банкротства);
5) предприятиям, ранее получившим субсидии или государственные гарантии (на период действия гарантий) областного бюджета;
6) реорганизованным по отношению к предприятиям, функционирующим до 01.01.2011 г., юридическим лицам;
7) по капитальным вложениям в виде легковых автомобилей, земельных участков, многоквартирных домов и коммуникаций к ним, жилых помещений, воздушных и водных судов, основных средств, приобретенных у аффилированных или взаимозависимых лиц.
Исследование показало, что такие льготы не могут быть использованы и предприятиями малого бизнеса, причем не в силу значительности суммы средств, которые необходимо в обязательном порядке направить на инвестиционный проект, а лишь из-за применения такими предприятиями специальных режимов налогообложения, которые в полном объеме освобождают их от налогов на прибыль и на имущество организаций. Таким образом, малый бизнес исключается из льготных инвестиционных процессов.
Не все лица, участвующие в инновационных процессах, согласны с официальной позицией государственных органов о широком спектре налоговых льгот и максимально упрощенных условиях их применения. Например, челябинский предприниматель Г. Воронин, владеющий патентом на способ производства хлебного кваса на основе полуфабрикатов и работающий в технопарке при ЮУрГУ, считает несовершенство законодательства, а именно отсутствие определения инновационной деятельности в общероссийском классификаторе видов экономиче-
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
ской деятельности, одним из серьезных факторов, препятствующих развитию его бизнеса. Предприниматель не раз задавал вопросы об этом в Минэкономразвития РФ и других инстанциях, но налоговые послабления для него по упрощенной системе налогообложения (ставка 10 %) все еще не возможны к получению даже при поддержке городской администрации [7].
В свою очередь, и законодательные органы региона отмечают большое количество узких мест в процессе реализации инвестиционных программ: низкую активность крупного бизнеса и вузов, «мелкость» предлагаемых инновационных тем, непрозрачность процедур государственных инновационных фондов Челябинской области, затруднения с выходом инноваций на опытную модель или технологию и другие проблемы. Как варианты решения этих проблем рассматриваются создание государственно-частных партнерств, развитие технопарков и бизнес-инкубаторов, привлечение средств в эти структуры через специальные агентства, однако льготное налогообложение в «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области» [6] даже не упоминается.
В целом, несмотря на декларирование региональными властями всесторонней поддержки инновационных и инвестиционных процессов, в том числе на основе налоговых преференций, фактически реализуемые законодательные меры можно считать не достаточными для действенного стимулирования инновационного развития субъектов РФ. В частности, отсутствует налоговое стимулирование инноваций по остальным, кроме налогов на прибыль и на имущество организаций, налогам, а также для инвестиционных процессов в малом бизнесе, кроме упрощенной системы налогообложения. Основная масса законопроектов в этой сфере была реализована в 2011 г., далее практически отсутствуют законодательные новации для налогового стимулирования инвестиционных процессов.
Есть противоречия в федеральном и региональном законодательстве. Налоговые льготы для участников региональных инвестиционных проектов, в соответствии с федеральным законом [13], могут составлять по налогу на прибыль организаций 10 % в части ставки, зачисляемой в бюджет субъекта РФ в течение 5-ти лет, и только с 6-го по 10-ый годы могут превышать эту величину. Закон Челябинской области [9] устанавливает ограничение по снижению ставки налога по данному основанию только до 13,5 %, что является прямым нарушением федерального законодательства и снижает эффективность инвестиционных проектов в регионе.
В результате проведенного исследования можно сделать выводы о насущных проблемах регионального инвестиционного процесса с позиции налоговых преференций:
1. Актуальность льготирования инновационных и инвестиционных проектов субъектов РФ многократно возросла в условиях экономического кризиса и снижения собственных финансовых ресурсов предприятия.
2. Регионы способны предложить действенные льготы по налогам для инвестиционных проектов, реализуемых на их территории. Челябинская область ввела льготы по налогам на прибыль и на имущество организаций.
3. Для получения льгот по налогам на уровне субъекта РФ предприятиям необходимо показать экономическую, социальную, природоохранную направленность предлагаемых ими региональных инвестиционных проектов.
4. На возможность получения региональных инвестиционных льгот по налогам влияет дата и процедура создания предприятия, вид деятельности, добросовестность плательщика в вопросах финансовой дисциплины, вид капитальных вложений в инвестиционный проект и ряд других факторов.
5. Малым бизнесом такие инвестиционные льготы применяться не могут по формальному признаку использования специальных режимов.
6. Осуществление инновационной и инвестиционной деятельности позволяет получить дополнительные налоговые льготы: отсрочка, рассрочка по уплате региональных налогов и федеральных налогов в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, инвестиционный налоговый кредит.
7. Налоговые льготы возможны к получению специализированными организационными формами хозяйствования, то есть не только субъектам инновационной деятельности, но и инновационными бизнес-инкубаторами, аккредитованным технопарками.
Законодательно возможно и экономически целесообразно введение налоговых льгот по инновационным и инвестиционным процессам в рамках налогов, указанных в исследовании, на которые не распространяются региональные преференции вплоть до установления ставки 0 %.
Челябинской области необходимо привести в соответствие с федеральным законом размер льготной ставки по налогу на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов.
На основе исследования можно разработать рекомендации для субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в региональных инновационных и инвестиционных проектах и желающих получить налоговые льготы:
1) проверить планируемое мероприятие на соответствие требованиям к конкурсным инвестиционным проектам - экономическую, социальную, природоохранную направленность;
2) проверить предприятие и капитальные вложения на ограничивающие критерии для включения мероприятия в региональный перечень приори-
19
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
тетных инвестиционных проектов, установленные субъектом РФ;
3) предварительно оценить соотношение налоговых выгод в сумме с доходностью инвестиционного проекта и затрат на планируемое мероприятие, нефинансовые выгоды, возможно, отказаться от проекта;
4) подать заявку на включение планируемого мероприятия в региональный перечень приоритетных инвестиционных проектов (для предприятий, созданных после 01.01.2011 г., - на сумму не менее 8 млн. руб., до этой даты - не менее 300 млн. руб.);
5) установить максимально возможную для предприятия сумму капитальных вложений по планируемому мероприятию для повышения показателя снижения ставки налога на прибыль организаций субъектом РФ;
6) оформить льготы по всем возможным налогам в рамках инвестиционного проекта (в настоящий момент 2 налога);
7) выполнять все требования по отчетности, установленной законодательством субъекта РФ, для инвестиционных проектов;
8) использовать дополнительные налоговые льготы при осуществлении инновационной и инвестиционной деятельности: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
9) осуществлять специальную деятельность в рамках инновационных бизнес-инкубаторов, аккредитованных технопарков для получения льгот по налогам, в том числе «Малая Сосновка» и «Южноуральский».
Литература:
1. Губернатор Челябинской области // Официальный сайт. - URL: http://gubemator74.ru/
investoram/investoram
2. Закон Челябинской области от 28.08.2003 г. № 175-ЗО (с изм.) «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области» // Инвестиционный портал Челябинской области. - URL: http://oblinvest74.ru/ru/in-help-for-investor/normat/?ArticleUid=185
3. Закон Челябинской области от 26.05.2005 г. № 383-ЗО (с изм.) «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области» // Консультант Плюс. - URL: http://base.consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=RLAW16 9;n=94463;frame=61
4. Инвестиционный климат Челябинской области // PwC. - URL: http://www.pwc.ru/ru/doing-business-in-russia/publications/chelyabinsk-guide-to-investment.jhtml
5. Министерство экономического развития Челябинской области. Инновации Челябинской области. - URL: http://www.chelreg-innov.ru/
6. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 г. № 1949 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» // Докипедия. - URL: http://xn--d1aaclci1ak1m.xn--p1ai/document/5182035
7. Деньги в бизнес.т. - URL: http://www.dengi-v-biznes.ru/events/russia-news/2009/11/05/998
8. О мерах по повышению инвестиционной привлекательности и бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Челябинская городская дума. - URL: http://www.chelduma. ru/o-merah-po-povysheniyu-investicionnoy-privlekatelnosti-i-byudzhetnoy-obespechennosti-municipalnyh
9. Закон Челябинской области 23.06.2011 г. № 154-ЗО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» // Законодательное Собрание Челябинской области. - URL: http://www.zs74.ru/ node/17712
10. Инвестиции, инновации, бизнес. - URL: http:// www.spb-venchur.ru/news/7953.htm
11. Закон Челябинской области от 27.11.2003 г. № 189-ЗО (с изм.) «О налоге на имущество организаций» // Федеральная налоговая служба. - URL: https://www.nalog.ru/rn74/about_fts/ docs/4473510/
12. Постановление Правительства Челябинской области от 28.09.2011 г. № 332-П «О порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Челябинской области» // Правительство Челябинской области. - URL: http://pravmin74.ru/normativnye-pravovye-akty/ postanovleniya-pravitelstva/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoi-o-501
13. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117 (с изм.) «Налоговый кодекс РФ» // Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 28165/
20
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
Tax Concessions of Innovative and Investment Projects of the Region as Exemplified by the Chelyabinsk Region
A.V. Bobrova
The South Ural institute of management and economy (Chelyabinsk)
The paper dwells upon the necessity of tax exemption for innovative and investment projects of territorial entity of the RF provided by regional legislature. The author analyzes indexes of investment attractiveness and tax preferences of the Chelyabinsk region; reveals the problems of tax reduction for business entities in the framework oftheir innovative and investment activities, and gives recommendations aimed for their solution.
Key words: tax concessions, regional legislature, innovative projects, investments.
21