пускаемой инновационной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Данная необходимость обусловлена и введением в отношении нашей страны санкций, действие которых направлено, в первую очередь, против добывающих предприятий. Западные государства, прекрасно осознавая тяжесть послед-
ствий данных действий для российской экономики, не планируют их скорой отмены. В этой связи курс руководства страны на развитие собственных производств и импортозамещение можно лишь приветствовать.
Статья поступила 14.04.2015 г.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2014) // Российская газета. 31.07.2007. № 164.
2. Баранов Э.Ф., Куликова М.К. Тенденции развития инновационной деятельности предприятий и организаций // Экономические стратегии. 2007. № 3. С. 46-49.
3. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 472 с.
4. Казанцев С.В., Зубкова Е.В. Раскрытие содержания понятия «инновационная деятельность» в нормативно-правовых актах РФ // Инновации. 2011. № 10. С. 43-48.
5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2011. 576 с.
6. Нечаев А.С. Эффективность привлечения инвестиций в организацию производственных процессов на промышлен-
ных предприятиях // Вестник ИрГТУ. 2012. № 3 (62). С. 237241.
7. Нечаев А.С., Старков Р.Ф. Некоторые аспекты инвестирования в организацию производственных процессов в современных экономических условиях // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11 (82). С. 365-371.
8. Пушкаренко А.Б. Поддержка инновационно-активных предприятий в регионах // ЭКО. 2010. № 6. С. 53-61.
9. Россия в цифрах. 2014: крат. стат. сб. M.: Росстат, 2014. 558 с.
10. Уварова С.П. Формирование системы налогового стимулирования инновационных процессов в экономике России // Финансы и кредит. 2011. № 35 (467). С. 19-25.
11. Щеглакова А.К. Факторы повышения инновационной активности отечественных предприятий // Аспирант и соискатель. 2011. № 6. С. 21-23.
УДК 336.221.2
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ
© А.В. Басова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Исследована результативность инновационной деятельности ведущих стран по итогам 2014 года. Проведен анализ уровня налоговой нагрузки на бизнес в части прямых и косвенных налогов. Установлена зависимость между величиной налоговой нагрузки и уровнем инновационной активности предприятий. Обоснована целесообразность разработки мероприятий по корректировке механизма регионального налогообложения с учетом потребностей инновационно-активных хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: результативность инновационной деятельности; анализ; региональная налоговая политика; инновационно-активный хозяйствующий субъект; налоги и налогообложение.
THE NEED TO IMPLEMENT MEASURES TO STIMULATE INNOVATION IN REGIONS A.V. Basova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper studies innovation efficiency of leading countries by the results of 2014 year-end. Having analyzed the level of tax burden on business in terms of direct and indirect taxes, the dependence between the amount of the tax burden and the level of enterprise innovative activity is identified. The paper justifies the feasibility of developing measures to adjust the mechanism of regional taxation with regard to the needs of innovatively active economic entities. Keywords: innovation efficiency; analysis; regional tax policy; innovatively active economic entity; taxes and taxation.
Инновации играют главную роль в качестве движущей силы экономического роста и процветания. Необходимость перехода от сырьевой к модернизированной, инновационно и технологически развитой экономике является для России ключевым приоритетом.
Проведем анализ зависимости между уровнем налоговой нагрузки и уровнем инновационного развития в различных государствах, в том числе в России.
Оценка результативности инновационной деятельности стран по итогам 2014 года, выраженная
1Басова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025198457, e-mail: [email protected].
Basova Anna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89025198457, e-mail: [email protected]
глобальным инновационным индексом, публикуемым Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности, представлена на рис. 1.
Таким образом, рейтинг инновационных возможностей и поддающихся измерению результатов инновационного развития демонстрирует существенное отставание России от лидирующих стран, таких как Япония, США, Германия, Канада, Гонконг, Сингапур. Между тем, в данный рейтинг вошли 143 страны. Россия занимает в нем 39 позицию.
Далее проанализируем уровень налоговой нагрузки на бизнес по различным видам налогов (рис. 2).
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о
том, что в странах, занимающих лидирующие позиции в рейтинге по глобальному инновационному индексу, наблюдается наиболее низкий уровень налоговой нагрузки на юридические лица в части прямых и косвенных налогов.
Анализ динамики индексов производственной и деловой активности рассматриваемых стран позволяет сделать вывод о том, что в России наблюдается отрицательная динамика данных показателей, в то время как в Новой Зеландии, США, Японии, Сингапуре эти показатели существенно выросли в период с 2013 по 2014 гг. (рис. 3). Отметим, снижение данных показателей является свидетельством ухудшения экономической ситуации в стране.
Рис. 1. Состояние инновационного развития стран по значениям глобального инновационного индекса, 2014 г.
Налоговая нагрузка
Рис. 2. Величина налогового бремени на бизнес по налогу на прибыль, НДС, страховые взносы, 2014 г.
70 60 50 40 30 20 10 0
■ Индекс производственной активности 2014
Индекс производственной активности 2013
Индекс деловой активности 2014
Индекс деловой активности 2013
Рис. 3. Динамика индекса производственной активности и индекса деловой активности, 2013-2014 гг.
Выявленные зависимости между уровнем налоговой нагрузки на бизнес в части прямых и косвенных налогов и показателями инновационного развития стран могут способствовать повышению уровня инновационного развития территорий за счет наполняемости бюджетов разных уровней и увеличения индекса производственной активности одновременно с регулированием уровня налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.
Налоговая политика способствует обеспечению государства финансовыми ресурсами при эффективном распределении налоговой нагрузки. Будучи важнейшим составным звеном экономической политики государства, налоговая политика обеспечивает формирование федерального, регионального и местного бюджетов, содействует развитию производства, предпринимательства, а также стимулирует инновационно-инвестиционную деятельность.
Преобразования в области налоговой политики осуществляются в рамках налоговых изменений, принятых и планируемых к принятию в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг., разрабатываемых Минфином России совместно с Минэкономразвития России [1].
Основными направлениями налоговой политики предусматривается:
- налоговое стимулирование развития человеческого капитала;
- совершенствование налогообложения финансовых инструментов;
- оптимизация налоговых льгот;
- реформирование имущественного налогообложения;
- совершенствование амортизационной политики;
- налоговый маневр;
- преобразования в порядке исчисления и уплаты страховых взносов;
- совершенствование налогообложения и создание благоприятных условий в целях улучшения инвестиционного климата, оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, направления налоговой политики РФ в рамках реализации Стратегии развития России до 2020 года ставят во главу угла оптимизацию существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидацию имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Региональная налоговая политика может рассматриваться как деятельность органов государственной власти субъектов РФ по управлению различными элементами региональных налогов, участниками налоговых правоотношений, а также региональным налоговым законодательством.
В целях создания стимулов для обновления основных фондов предусматривается расширение полномочий регионов по установлению налоговой ставки. Следовательно, целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма налогообложения с учетом потребностей инновацион-
ных предприятий.
Авторская методика [2, 3] базируется на том, что в основе изменений налоговых ставок региональных налогов может лежать корректирующий коэффициент фондорентабельности, который характеризует эффективность использования объектов основных средств производственного назначения. Уровень фондорентабельности зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности производства.
Учитывая это, можно предположить, что при определении налоговой ставки по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, а также налогу на прибыль, подлежащему зачислению в региональный бюджет, возможна корректировка налоговой ставки с учетом коэффициента фондорентабельности.
Это позволит стимулировать инновационную активность хозяйствующих субъектов на территории всей страны в отличие от существующих льгот для хозяйствующих субъектов, которые сосредоточены только на территории особых экономических зон, в целях притока инвестиций. Данная методика может быть использована в деятельности любых предприятий, активно вовлекающих инновации в хозяйственный оборот.
Основные этапы разработанной инновационной методики корректировки налоговых ставок по региональным налогам, позволяющей снизить налоговую нагрузку инновационных предприятий, представлены на рис. 4.
Расчет налоговой ставки налога на имущество с корректировкой на коэффициент фондорентабельно-сти, начиная со следующего налогового периода, осуществляется с использованием формулы 1:
(
Н =
■Л
11-1___
Р ' N -1 +1,5
• Н-1 ,
(1)
где Н - налоговая ставка налога на имущество инновационно-активных предпрятий, откорректированная на коэффициент фондорентабельности, начиная со следующего налогового периода (в долях); Н,.^ - налоговая ставка налога на имущество инновационно-активных предприятий за (1 -1 )-й год (предыдущий период), в долях; - прибыль в (1 -1 )-м году
(предыдущем периоде), в рублях; р - прибыль в 1 -й год, в рублях; N - срок полезного использования объекта основных средств (в годах); 1 = 2, 3, 4..., N.
Тогда сумма налога на имущество инновационно-активных предприятий, исходя из откорректированной налоговой ставки, начиная со следующего налогового периода, рассчитывается по формуле 2:
£ =
ГР-1 ^ (N -1 + 0,5)2 Л Р ' N ' N -1 +1,5
V ' /
(2)
где - сумма налога на имущество с корректировкой
на коэффициент фондорентабельности, начиная со следующего налогового периода (в рублях);
^ - первоначальная стоимость объекта основных средств (в рублях).
1. Расчет головой суммы амортизации, а также величины остаточной и среднегодовой стоимости объектов основных средств шшовациошю-активных предприятий Ф
2. Расчет налога на имущество, транспортного налога, налоха на прибыль инновационно-активных предприятий
Ф
3. Расчет коэффициентов коэффициента фоидорагтабстьности шшовацнотю-акпшиых предприятий коэффициента рентабельности оборота инновационно-активных 1греднрнятнй
Ф
4. Корректировка налоговых ставок налога на имущество, транспортного налога, налога на прибьшь в части зачнелешм в региональный бюджет на коэффициент фондоренгаОельности (формулы 1.4.7); налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, на коэффициент рентабельности оборота инновационно-активных н|>ед[тршпнй (форму та 11)
5. Расчет сумм региональных налогов с учетом корректировки налоговых ставок (формулы 2, 5, 8, 12)
Ф
6- Изменение налоговой нагрузки инновационно-активных хозяйствующих субъектов
Рис. 4. Схема основных этапов методики корректировки налоговых ставок в рамках регионального налогообложения
Расчет общей суммы налога на имущество с корректировкой на коэффициент фондорентабельности производится по формуле 3:
£ = (^ (N - 0,5)
+
£ =
+ £ (N -1 + 0,5) • р-! • И-!
1=2
(N -1 +1,5)-р
N'
(3)
где £ - общая сумма налога на имущество с учетом корректировки на коэффициент фондорентабельности (в рублях); \ - ставка налога на имущество в соответствии с налоговым законодательством, до корректировки (в долях).
Данные формулы позволяют управлять ежегодными платежами (формулы 1-2) и итоговыми платежами (формула 3) по налогу на имущество инновационно-активных предприятий за счет эффективного использования основных фондов производственного назначения с целью максимизации прибыли посредством корректировки ставки по налогу на имущество. Это позволит создать благоприятный климат для осуществления инновационной деятельности в региональных масштабах.
Далее продемонстрируем корректировку налоговой ставки и рассчитанные на ее основе суммы платежей по транспортному налогу для инновационно-активных предприятий.
Расчет налоговой ставки транспортного налога, откорректированной на коэффициент фондорента-бельности, начиная со следующего налогового периода, представлен формулой 4:
(,
V =
■* 1-1 Р
N -1 + 0,5 N -1 +1,5
А
(4)
где V - налоговая ставка транспортного налога с корректировкой на коэффициент фондорентабельности, начиная со следующего налогового периода (в долях);
уг_! - налоговая ставка транспортного налога в (1 -1 )-й год (предыдущем периоде) (в долях).
Необходимо обратить внимание на ограничения, установленные действующим налоговым законодательством. Так, величина для каждого объекта транспортных средств может принимать значения в пределах
^; 10у1 10 1
где V - ставка транспортного налога в соответствии с
налоговым законодательством, до корректировки (в долях).
Тогда расчет суммы транспортного налога инновационно-активных предприятий с учетом корректировки налоговой ставки на коэффициент фондорента-бельности, начиная со следующего налогового периода, производится по формуле 5:
Ж =
■* 1 -1 Р
N -1 + 0,5
А
В
(5)
N -1 +1,5
где Ж - сумма транспортного налога с корректировкой на коэффициент фондорентабельности начиная со следующего налогового периода (в рублях); В -налоговая база по транспортному налогу (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; тяга реактивного двигателя; валовая вместимость; единица транспортного средства) в 1 -й год (в рублях).
Соответственно, Ж принимает значения в пределах:
В — ; 10
10^В
Расчет общей суммы транспортного налога инновационно-активных предприятий с учетом корректи-
ровки налоговой ставки ванием формулы 6:
( N
№ =
осуществляется с использо-
(N - / + Ц^ у,-! Ь Р N -1 +1,5
• В,
(6)
где ш - сумма транспортного налога с корректировкой на коэффициент фондорентабельности (в рублях).
Вышеприведенные расчеты позволяют координировать суммы ежегодных платежей (формулы 4-5) и итоговых платежей (формула 6) по транспортному налогу в рамках регионального налогообложения посредством варьирования налоговых ставок в зависимости от изменения коэффициента фондорентабель-ности инновационно-активных хозяйствующих субъектов. Данные расчеты способствуют более действенному управлению процессом использования основных фондов, улучшению организации производства, и как результат - повышению эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.
Используя разработанную нами методику в рамках налогообложения налогом на прибыль, можно добиться понижения налоговой ставки налога на прибыль инновационно-активных предприятий до порогового значения, установленного действующим налоговым законодательством для зачисления в бюджеты субъектов РФ в размере 13,5%.
Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности, начиная со следующего налогового периода, может быть понижена с 18 до 13,5% и рассчитана с использованием формулы 7:
(\
г =
¿-1 р
N -1 + 0,5
Л
(7)
ч , N -1 +1,5 ^ где г - налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности инновационно-активных предприятий, начиная со следующего налогового периода (в долях); г - налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет в (1 -1 )-й год (предыдущем периоде), в долях.
Тогда расчет суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ инновационно-активными предприятиями, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности, начиная со следующего налогового периода, рассчитывается по формуле 8:
^ N -1 + 0,5 ^
К =1• N-7+0,5 )•г", (8)
где К - сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности, начиная со следующего налогового периода (в рублях).
Необходимо учитывать ограничения, установленные действующим налоговым законодательством, в соответствии с которыми К,. может принимать значения в пределах величин [0,135 • р,0,18 • р ].
Расчет суммы налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет инновационно-активными предприятиями, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 9:
К = 0,18р
Г-1 • Р-1 (N -1 + 0,5)
(9)
N -1 +1,5
где К - сумма налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности; р - прибыль до корректировки ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет (в рублях).
При этом К принимает значения в пределах установленных действующим законодательством величин:
0,135]Тр; 0,18^Гр
1=1 1=1 _
Расчет общей суммы налога на прибыль с учетом корректировки налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в региональный бюджет, на коэффициент фондорентабельности, представлен формулой 10:
В = 0,2р + 0,02]Гр +
I =2
• р (N -1 + 0,5)
(10)
I =2
N -1 +1,5
где В - общая сумма налога на прибыль с учетом корректировки налоговой ставки на коэффициент фондорентабельности, руб.
При этом В принимает значения в пределах установленных действующим законодательством величин
0,155^р; 0,2%р
Вышеизложенные формулы позволяют управлять налоговой нагрузкой в рамках регионального налогообложения налогом на прибыль, подлежащим зачислению в бюджеты субъектов РФ, при расчете ежегодных платежей (формулы 7-9), а также общей суммы налога на прибыль (формула 10) за счет изменяющейся налоговой ставки, откорректированной на коэффициент фондорентабельности инновационно-активных предприятий, в пределах, установленных действующим налоговым законодательством. Это позволит наряду с эффективным использованием основных производственных фондов получить возможность управления налоговой нагрузкой по налогу на прибыль в региональных масштабах РФ, и как результат - прогнозировать налоговое бремя на будущий период в целях высвобождения средств, инвестируемых в инновационное развитие.
Очевидно, что динамика взятого за основу расчетов показателя фондорентабельности в хозяйствующих субъектах, относимых к добывающим отраслям, будет гораздо выше по сравнению с обрабатывающими отраслями. И потому данный показатель наиболее адекватен в качестве корректирующего коэффициента, поскольку предприятия, относящиеся к отраслям с
высокой степенью обработки, нуждаются в большем снижении налогового бремени в рамках действующего законодательства.
На территории Иркутской области функционируют более 40 крупных предприятий и более 60 предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся внедрением инноваций. Затраты на технологические инновации составили 4876 млн рублей, из них 47% - на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Как и в прошлые годы, затраты производились, в основном, за счет собственных средств предприятий.
При этом основным препятствием для негосударственного финансирования инвестиций в инновационную деятельность предприятий Иркутской области остается недостаток собственных финансовых ресурсов. Дороговизна инноваций, их медленная окупаемость, неопределенность экономической ситуации в стране, высокие ставки по кредитам являются одними из наиболее сильных негативных факторов, сдерживающих процесс коммерческого инвестиционного развития. В этой связи актуальность получает развитие инструментов налогового стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности хозяйствующих субъектов, что признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. на основании авторских разработок считаем целесообразным внесение изменений в региональное законодательство о налогах и сборах и при-
нятие нормативных правовых актов по следующим направлениям, представленным в таблице.
Для интеграции в мировой научно-технический процесс необходимо обеспечить переход к экономике инновационного типа. В соответствии с глобальными исследованиями консалтинговой компании BCG, среди 100 самых успешных компаний из стран с развивающейся экономикой присутствуют шесть российских: Газпром, РАО ЕЭС, Лукойл, Норильский никель, Ру-сал, Северсталь. Все перечисленные компании представляют отрасли, связанные с природными ресурсами и энергетикой. Изменение роли России как сырьевого придатка мировой экономики возможно в результате перехода к стратегии инновационного прорыва, интеграции усилий государства, предпринимателей, науки и образования, повышения инновационной активности страны в целом.
Развитие и совершенствование инструментария налогового стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности хозяйствующих субъектов признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.
Результаты проведенного анализа демонстрируют обратную зависимость между уровнем инновационной активности, определяемым глобальным инновационным индексом, и уровнем налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Кроме того, высокий объем прямых инвестиций в экономику страны не является определяющим фактором при повышении уровня инновационного развития, поскольку значительную роль оказывает доля налогов в прибыли организаций.
Предложения о внесении изменений в региональное законодательство о налогах и сборах
Предлагаемые положения в области региональной налоговой политики Необходимые изменения в нормативно-правовые акты
Возможность использования корректирующих коэффициентов к налоговой ставке по налогу на имущество инновационно-активных предприятий в зависимости от достигнутых результатов производственно-финансовой деятельности, начиная со следующего налогового периода Внесение соответствующих изменений в Закон Иркутской области «О налоге на имущество организаций» от 08.10.2007 г. № 75-03 (ред. от 20.01.2014 г.)
Возможность использования корректирующих коэффициентов к налоговой ставке по транспортному налогу инновационно-активных предприятий в части транспортных средств, задействованных в выпуске продукции инновационного характера, в зависимости от достигнутых результатов производственно-финансовой деятельности, начиная со следующего налогового периода Внесение соответствующих изменений в Закон Иркутской области «О транспортном налоге» от 04.07.2007 г. № 53-03 (ред. от 18.11.2013 г.)
Возможность использования корректирующих коэффициентов к налоговой ставке по налогу на прибыль инновационно-активных предприятий в части зачисления налога в региональный бюджет в зависимости от достигнутых результатов производственно-финансовой деятельности, начиная со следующего налогового периода Внесение соответствующих изменений в Закон Иркутской области «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» от 12.07.2010 г. № 60-03 (ред. от 20.01.2014 г.)
Основными направлениями налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 гг. предусматривается расширение полномочий регионов по установлению налоговой ставки. В целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления продолжается работа по оптимизации установленных законодательством РФ о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам.
Предложенная авторская методика, позволяющая корректировать налоговые ставки инновационно-активных предприятий на региональном уровне, призвана содействовать повышению инновационного
развития территорий. Однако для получения положительных результатов от ее внедрения необходимо пересмотреть региональную налоговую политику и внести соответствующие изменения в нормативно-правовые документы регионального значения.
Реализация предложенных направлений повышения эффективности деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов позволит создать благоприятный инвестиционный климат в процессе переориентации российской экономики на инновационный путь.
Статья поступила 18.03.2015 г.
Библиографический список
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов: : официальный текст (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (10.02.2015).
2. Басова А.В. Исследование и разработка способов стимулирования инновационной деятельности посредством налогового инструментария: дис. ... канд. экон. наук :
08.00.05. ИрГТУ. Иркутск, 2013. 190 с. 3. Басова А.В., Нечаев А.С. Налогообложение как инструмент стимулирования деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6 (14) [Электронный ресурс]. URL: sisp.nkras.ru (20.02.2015).
УДК 352.075.003.13.(571.53)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Л
© А.А. Баянова1
Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 664038, Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный.
Выявлена экономическая эффективность управления земельными ресурсами в Осинском районе Иркутской области. Экономическая эффективность высчитывалась методом определения отношения фактических земельных платежей к расчетным. Для расчета были взяты данные сбора арендной платы и земельного налога. Полученный коэффициент эффективности свидетельствует об эффективном управлении земельными ресурсами. Ключевые слова: эффективность управления земельными ресурсами; земельные платежи; земельный налог; арендная плата; коэффициент эффективности.
LAND MANAGEMENT EFFICIENCY DETERMINATION IN THE IRKUTSK REGION A.A. Bayanova
Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky, Molodezhny settlement, Irkutsk region, Irkutsk district, 664038, Russia.
The article reveals the economic efficiency of land management in the Osa district of the Irkutsk region. The economic efficiency has been calculated by the method determining the ratio of actual land fees to settlement payments. Performed calculation is based on the data of rent and land tax collection. The resulting efficiency ratio proves the effectiveness of land resources management.
Keywords: efficiency of land management; land payments; land tax; rent; efficiency factor.
Человечество в настоящее время столкнулось с проблемой нехватки продовольствия и чистой питьевой воды. Возрастающая численность населения земного шара требует увеличения объемов продовольствия, интенсификации сельскохозяйственного производства, искусственного повышения биологической продуктивности естественных экосистем и сохранения природных источников питьевой воды. Наука на со-
временном этапе развития может помочь человечеству решить эти проблемы.
Однако продолжающийся рост человеческих потребностей и расширение экономической деятельности оказывают все большее давление на земельные ресурсы и ведут к их нерациональному использованию. Для того чтобы в будущем человеческие потребности удовлетворялись, в настоящее время необхо-
1 Баянова Анна Андрияновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства, кадастров и сельскохозяйственной мелиорации, тел.: 89500607871, e-mail: [email protected]
Bayanova Anna, Candidate of Biology of the Department of Land Management, Cadasters and Agricultural Melioration, tel.: 89500607871, e-mail: [email protected]