ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.01
Федосеев Владимир Иванович
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, e-mail: fedoseev-vi@mail.ru
Vladimir I. Fedoseev
Candidate of History, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of theory and history
of state and law,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: fedoseev-vi@mail.ru
РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ ОБ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ТРУДАХ Н. А. СТРУЧКОВА
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы учения об исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы, получившие дальнейшую теоретическую разработку в научных трудах известного советского ученого-юриста и специалиста в области исправительно-трудового права Н. А. Стручкова. Актуальность темы определяется необходимостью изучения и популяризации достижений отечественной пенитенциарной мысли с целью выработки наиболее совершенной модели уголовно-исполнительной системы. Автор статьи обращается к анализу таких аспектов концепции ученого, как система исполнения наказаний, соотношение и содержание понятий «исполнение наказания» и «отбывание наказания», «исправление осужденного» и «перевоспитание осужденного», «карательно-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях» и «процесс ресоциализации осужденных». В статье делается вывод о том, что профессор Стручков внес заметный вклад в развитие науки об исполнении уголовных наказаний. Ему принадлежит заслуга введения в научный оборот новой теоретической категории исправительно-трудового права «исправительная система», обоснования правомерности и необходимости использования терминов «исполнение наказаний» и «отбывание наказаний», теоретической разработки категории «ресоциализация осужденных» и др.
Ключевые слова: наказание, исполнение наказаний, исправительная система, исправление, карательно-воспитательный процесс, пенитенциарные учреждения, исправительно-трудовое воздействие, ре-социализация.
DEVELOPMENT OF THE DOCTRINE OF THE CRIMINAL PENALTIES EXECUTION
IN THE WORKS OF N. STRUCHKOV
Summary. The article deals with some issues of the doctrine of the execution of criminal penalties in the form of imprisonment, which received further theoretical development in the scientific works of the famous Soviet scientist-lawyer and specialist in the field of labor law N. Struchkov. The relevance of the topic is determined by the need to study and promote the achievements of the national penitentiary thought in order to develop the most perfect model of the penal system. The author refers to the analysis of such aspects of the scientist's concept as the system of execution of sentences, the ratio and content of the concepts of «execution of punishment» and «serving of sentence», «correction of convicted person» and «reeducation of convicted person», «punitive-educational process in penitentiary institutions» and «process of resocialization of convicted persons».
The article concludes that Professor Struchkov made a significant contribution to the development of the science of the execution of criminal penalties. To him belongs the merit of introducing into the scientific turnover a new theoretical category of correctional labour law «correctional system», justify the legality and the necessity of using the terms «enforcement of sentences» and «sentences», theoretical development of the category of «resocialisation of convicts» etc.
Keywords: punishment, execution of punishments, correctional system, correction, punitive-educational process, penal institutions, corrective-labour influence, resocialization.
Николай Алексеевич Стручков (1922-1989,) относится к числу известных советских ученых и специалистов в сфере исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права 50-80-х гг. XX в. В его научных трудах получили развитие многие теоретические и прикладные аспекты учения об исполнении и отбывании уголовных наказаний, среди которых центральное место занимают такие, как понятие, сущность и правовое регулирование исполнения и отбывания наказаний, понятие, сущность и соотношение категорий «исправление осужденных» и «перевоспитание
© 2019 Федосеев В. И.
ВЕСТНИК СЮИ
осужденных», место и роль исправительно-трудового воздействия на осужденных в процессе исполнения уголовного наказания и др.
Результаты научных исследований ученого в данной сфере были учтены и использованы при разработке Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик (1970-1971 гг.), многих ведомственных нормативно-правовых актов.
Теории уголовного наказания и правового регулирования его исполнения посвящены наиболее значительные труды Н. А. Стручкова [1; 2; 3; 4; 5; 6.]. Особое место среди них занимает двухтомный фундаментальный труд «Курс исправительно-трудового права», являющийся своеобразным итогом 30-летней научной и практической деятельности ученого в пенитенциарной сфере. Многие положения данного учения актуальны и в современных условиях.
Первостепенное внимание в трудах Н. А. Стручкова уделено обоснованию тезиса о необходимости совершенствования системы исполнения уголовных наказаний. В связи с этим заслуживает внимания предложение ученого ввести в научный оборот новую теоретическую категорию исправительно-трудового права под названием «исправительная система», или социально-правовая система исправления и перевоспитания преступников [1, с. 14]. Определяя структуру данной системы, ученый включил в нее такие взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы, как: 1) непосредственно исправительно-трудовую систему (система государственных органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы); 2) систему, осуществляющую исполнение всех наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, в том числе мер административной ответственности и мер общественного воздействия и воспитания, применяемых к преступникам; 3) системы постпенитенциарных мер, предусмотренных исправительно-трудовым законодательством и реализуемых в целях предупреждения рецидивной преступности. Следовательно, по Н. А. Стручкову, исправительная система выступает как комплексное государственно-правовое явление, являющееся объектом воздействия различных отраслей права - государственного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового.
Актуально звучит утверждение Н. А. Стручкова о правомерности и необходимости использования закрепленных в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. [7] и Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1970 г. [8] терминов «исполнение» и «отбывание» наказания. Как известно, оба они нашли отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 г. В обоснование своей позиции ученый дал толкование данных терминов.
Исполнение наказания в виде лишения свободы в широком смысле слова заключается в том, что осужденный, отбывая наказание, на протяжении установленного приговором суда срока терпит кару, то есть комплекс закрепленных законом ограничений прав и свобод, соответствующих данному наказанию. Вместе с тем термин «исполнение наказания» обозначает действия (деятельность) исправительно-трудовых учреждений и иных органов государства, на которые возложена обязанность исполнения уголовных наказаний. В процессе отбывания наказания осужденный выполняет правила внутреннего распорядка, то есть сообразует свое поведение с законом и приговором суда. Таким образом, отбывание наказания - это не только претерпевание осужденным кары, реализуемой пенитенциарными учреждениями, но и подчинение правоограничениям, составляющим содержание кары [1, с. 47-48].
Большой раздел научного наследия Н. А. Стручкова составляют его теоретические разработки в области исправительно-трудового воздействия на осужденных как дополнительной меры, применяемой в процессе исполнения уголовного наказания. В соответствии с советским исправительно-трудовым законодательством 1960-1980-х гг. меры исправительно-трудового воздействия не входили в содержание наказания. В связи с этим Н. А. Стручков утверждал, что необходимо различать исполнение (отбывание) наказания и осуществление исправительно-трудового воздействия на осужденных. Соглашаясь с позицией А. Л. Ременсона по рассматриваемому вопросу [9, с. 108], он в рамках своей концепции рассматривает соединение наказания с комплексом мер исправительно-трудового воздействия как один из важнейших принципов советской исправительно-трудовой политики указанного периода. Вкупе с лишением свободы меры исправительно-трудового воздействия придают наказанию свойство сильного воспитательного средства: исполнение наказания, основанное на реализации данного принципа, в наибольшей степени соответствует целям исправления и перевоспитания осужденных и недопущения совершения ими новых преступлений.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В науке исправительно-трудового права 60-70-х гг. XX в. процесс исполнения наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия был назван карательно-воспитательным процессом [9, с. 109]. Он определялся как разновидность социально-воспитательного процесса, применяемого по отношению к преступникам и реализуемого посредством особого воздействия на них со стороны специальных государственных органов и учреждений. Разделяя данную точку зрения, Н. А. Стручков вместе с тем предлагал называть карательно-воспитательный процесс также процессом ресоциализации осужденных на стадии исполнения наказания. Однако процесс ресоциализации характеризуется специфическими чертами, к которым ученый относил особую форму и особое соотношение методов убеждения и принуждения, принудительный режим содержания, проведение воспитательной работы в виде исправительно-трудового воздействия и др. [1, с. 161-162].
Заслуживает внимания подход Н. А. Стручкова к решению вопроса о содержании понятий «исправление» и «перевоспитание» осужденных. Указывая на отсутствие в научной литературе единой точки зрения по данному вопросу, ученый предложил свое видение проблемы. Он считал, что исправление преступника заключается в достижении положительных изменений в его отдельных взглядах, привычках, навыках; личность человека в целом не нуждается в коренной переделке. Под перевоспитанием же следует понимать воспитание преступника заново, то есть формирование новых взглядов, представлений, привычек и т. д. Соответственно и с точки зрения цели наказания достигнутый результат будет характеризоваться различной степенью ресоциализации конкретного лица. При этом, по Н. А. Стручкову, важнейшее значение имеет применение дифференцированного подхода к группам осужденных и индивидуального подхода к каждому осужденному [1, с. 164].
Ученый подчеркивает характерную особенность: понятия «исправление» и «перевоспитание» в законе (после кодификации исправительно-трудового права 1969-1971 гг.) почти всегда употребляются вместе. В связи с этим, присоединяясь к мнению ряда юристов, он считал достаточным указание закона на одно лишь исправление как выражение карательно-воспитательного процесса, процесса ресоциализации, а также для обозначения результата карательно-воспитательного процесса, или ресоциализации [1, с. 165].
Дальнейшую теоретическую разработку в трудах Н. А. Стручкова получил вопрос об основных средствах исправления и перевоспитания осужденных и их применении в карательно-воспитательном процессе. Сформулированное в науке понятие карательно-воспитательного процесса не было закреплено в исправительно-трудовом законодательстве, однако для понимания его содержания в законе содержались необходимые указания (ст. ст. 2, 4, 7 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик). Так, часть 1 ст. 7 Основ гласила: «Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных являются: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение» [7]. В то же время указание в ст. 2 Основ на исполнение наказания и применение мер исправительно-трудового воздействия раскрывает содержание процесса воздействия на осужденного во время отбывания им наказания, то есть процесса карательно-воспитательного воздействия. Упоминание же в ст. 7 Основ режима, труда, политико-воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения преследовало цель конкретного определения тех основных средств, при помощи которых достигается исправление и перевоспитание осужденных. Все эти средства действуют комплексно, но в то же время каждое из них в отдельности выполняет свою специфическую функцию. В итоге применение основных средств исправления и перевоспитания составляет содержание карательно-воспитательного воздействия на осужденных, подчинено достижению общей цели.
Таким образом, в трудах Н. А. Стручкова получили развитие многие аспекты учения об исполнении и отбывании уголовных наказаний. Ученый впервые ввел в научный оборот новую теоретическую категорию исправительно-трудового права - «исправительная система», доказал правомерность и необходимость использования терминов «исполнение» и «отбывание» наказаний, конкретизировал понятие и сущность карательно-воспитательного процесса и ввел в научный оборот понятие «процесс ресоциализации осужденных на стадии исполнения наказания». Дальнейшей теоретической разработке подверглись категории «исправление осужденного» и «перевоспитание осужденного», а также вопрос об основных средствах и методах исправления и перевоспитания осужденных.
ВЕСТНИК СЮИ
Библиографический список
1. Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы общей части. М.: Юридическая литература, 1984. 240 с.
2. Стручков Н. А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы особенной части. М.: Юридическая литература, 1985. 255 с.
3. Стручков Н. А. Воспитание осужденного: закон, теория, практика. М.: Прогресс, 1984. 222 с.
4. Стручков Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов: Саратовский университет, 1978. 287 с.
5. Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов: Саратовский университет, 1970. 271 с.
6. Стручков Н. А. Правовое регулирование исполнения наказания (основные проблемы советского исправительно-трудового права): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1963.
7. Ведомости ВС СССР. 1969. № 29. Ст. 247.
8. Ведомости ВС РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.
9. Ременсон А. Л. Соединение лишения свободы с мерами исправительно-трудового воздействия - важнейший принцип исправительно-трудовой политики // Доклады итоговой научной конференции юридического факультета Томского госуниверситета. Томск: Томский университет, 1964. С. 107-110.
References
1. Struchkov N. A. Kurs ispravitel'no-trudovogo prava: Problemy obshchej chasti [Course of correctional labor law: Problems of the General part]. Mosww: Yuridicheskaya literatura, 1984, 240 p. [in Russian].
2. Struchkov N. A. Kurs ispravitel'no-trudovogo prava: Problemy osobennoj chasti [Course of correctional labor law: Problems of the special part]. Mosraw: Yuridicheskaya literatura, 1985, 255 p. [in Russian].
3. Struchkov N. A. Vospitanie osuzhdennogo: zakon, teoriya, praktika [Education of the convicted: law, theory and practice]. Mosww: Progress, 1984, 222 p. [in Russian].
4. Struchkov N. A. Ugolovnaya otvetstvennost' i eyo realizaciya v bor'be s prestupnost'yu [Criminal liability and its implementation in the fight against crime]. Saratov: Saratovskiy universitet, 1978, 287 p. [in Russian].
5. Struchkov N. A. Sovetskaya ispravitel'no-trudovaya politika i ee rol' v bor'be s prestupnost'yu [Soviet correctional labor policy and its role in the fight against crime]. Saratov: Saratovskiy universitet, 1970, 271 p. [in Russian].
6. Struchkov N. A. Pravovoe regulirovanie ispolneniya nakazaniya (osnovnye problemy so-vetskogo ispravitel'no-trudovogo prava). Diss. dokt. yurid. nauk [Legal regulation of execution of punishment (the main problems of the Soviet correctional labor law). Doctor's of Law thesis]. Mosww, 1963 [in Russian].
7. Vedomosti VS SSSR [Vedomosti of the USSR Supreme Soviet], 1969, no. 29, st. 247 [in Russian].
8. Vedomosti VS RSFSR [Vedomosti RSFSR Supreme Soviet], 1970, no. 51, st. 1220 [in Russian].
9. Remenson A. L. Soedinenie lisheniya svobody s merami ispravitel'no-trudovogo vozdejstviya vazhnejshij princip ispravitel'no-trudovoj politiki [Combining Imprisonment with Corrective-Labor Impact Measures - the Most Important Principle of Corrective Labor Policy]. Doklady itogovoj nauchnoj konferencii yuridicheskogo fakul'teta Tomskogo gosuniversiteta [Reports of the final scientific conference of the faculty of law of Tomsk state University], Tomsk: Tomskiy universitet, 1964, pp. 107-110 [in Russian].