УДК 343.8-051
ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КАШУБА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
РОЛЬ Н. А. СТРУЧКОВА В РАЗРАБОТКЕ ОСНОВ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ (УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ) НАУКИ
Реферат: раскрываются вопросы становления исправительно-трудового права. Основоположником создания основ исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) науки стал Н. А. Стручков. Дается оценка значения его деятельности для науки уголовно-исполнительного права. Обосновывается важность основных направлений изучения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, предложенных Н. А. Стручковым, адаптированных к современному периоду. Раскрывается вопрос критериев эффективности наказания, то есть тех показателей, данных и признаков, по которым можно судить о степени достижения целей наказания и исправительного воздействия. Вопросы исследования эффективности лишения свободы предполагают определенную совокупность методов их реализации и изучения соответствующих явлений. Сложность социальных явлений, исследуемых наукой уголовно-исполнительного права, допускает комплексное использование многообразных методов.
Ключевые слова: исправительно-трудовое право, уголовно-исполнительное право, критерии эффективности наказания, комплексные методы исследования, пенитенциарное завещание.
JURIJ ANA TOL'EVICH KASHUBA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF N. A. STRUCHKOV IN THE DEVELOPMENT OF THE FUNDAMENTALS OF CORRECTIVE LABOUR (PENAL) SCIENCE
Abstract: questions of formation of the corrective-labor right are cjnsidered. N. A. Struchkov became the founder of creation of fundamentals of corrective-labor (penal) science. An assessment of value of his activity for science of the penal right is given. Importance of the main directions of studying of efficiency of execution of the punishment in the form of imprisonment offered by N. A. Struchkov, adapted to the modern period is proved. The question of criteria of efficiency of punishment, that is those indicators, data and signs on which it is possible to judge extent of achievement of the objectives of punishment and corrective influence reveals. Questions of a research of efficiency of imprisonment assume a certain set of methods of their realization and studying of the corresponding phenomena. Complexity of the social phenomena investigated by science of the penal right assumes complex use of diverse methods.
Keywords: correctional labour law, efficiency criteria, methods, penitentiary will.
____
Началом зарождения науки советского исправительно-трудового права явилась теоретическая конференция, проведенная в мае 1957 г. [1, с. 129-132]. Выступившие на конференции в качестве докладчиков Н. А. Стручков и Б. С. Утевский привлекли внимание к следующим проблемам: нормы исправительно-трудового права и исправительно-трудового правоотношения, правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием, и прежде всего к лишению свободы, содержание исполнения наказания, осуществление исправительно-трудового воздействия, правовое регулирование участия общественности в исполнении наказания, правовая природа самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы, содержание режима лишения свободы, правового регулирования труда осужденных, исполнение таких наказаний, как ссылка, исправительные работы без лишения свободы. Большинство из указанных проблем остаются актуальными до сих пор. Эти и другие вопросы исправительно-трудового права начали разрабатываться в появившихся вскоре работах и обсуждались на теоретических конференциях в Саратове (1958, 1960 гг.), Ленинграде (1958 г.) и Томске (1959, 1961 гг.). В 1960 г. было издано новое учебное пособие по советскому исправительно-трудовому праву [2]. Безусловно, указанная работа носила идеологизированный характер.
© Кашуба Ю. А., 2017 © Kashuba Ju. A., 2017
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 93-229
Начали выходить монографические работы по исправительно-трудовому праву И. С. Ноя «Вопросы теории наказания в советском уголовном праве» (1962 г.), «Теоретические вопросы лишения свободы» (1965 г.), Н. А. Беляева «Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях» (1963 г.). На их основе Н. А. Беляев и И. С. Ной подготовили и успешно защитили докторские диссертации. Проблеме освобождения от наказания была посвящена докторская диссертация Ю. М. Ткачевского. Значительным вкладом в науку исправительно-трудового права явились докторские диссертации А. Л. Ременсона «Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания осужденных» (1965 г.) и М. А. Ефимова «Проблемы лишения свободы как вида наказания в законодательстве, судебной и исправительно-трудовой практике» (1966 г.).
Координацию научных исследований по проблемам исправительно-трудового права осуществлял Всесоюзный научно-исследовательский институт МВД СССР. В настоящий период (учитывая соответствующий кадровый и научный потенциал) логично было бы возложить такую же миссию на Академию ФСИН России.
Любая юридическая наука, в том числе уголовно-исполнительное право, не может существовать, если не разработаны ее теоретические основы. В связи с этим докторская диссертация Н. А. Стручкова «Правовое регулирование исполнения наказания (основные проблемы советского исправительно-трудового права)» - первое и самое фундаментальное теоретическое исследование наиболее важных проблем исправительно-трудовой науки. К ним следует отнести теоретическое обоснование самостоятельности исправительно-трудового права как отрасли права, исправительно-трудовые правоотношения, правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием, основные средства исправления и перевоспитания осужденных и др. Углубленное исследование этих и других теоретических положений диссертации было продолжено Н. А. Стручковым в ряде монографических работ [3, 4].
До сих пор остается актуальным (и это не преувеличение, хотя СССР уже давно нет) постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», в котором были отмечены серьезные недостатки в методологии юридических исследований. «Вместо того, чтобы исследовать общественные процессы, вызывающие необходимость правового регулирования, определить наиболее эффективные пути и формы этого регулирова-
ния, изучать практические результаты принятия того или иного закона, многие юристы ограничиваются догматическим анализом понятий, поверхностным комментаторством. В правовой науке еще мало творческих поисков и научных дерзаний, свежих оригинальных мыслей, конкретных рекомендаций и предложений» [5, с. 71].
Главным в науке исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права было и остается изучение проблем эффективности наказаний (ранее преимущественно связанных с исправительно-трудовым воздействием). Для этого необходимо определить основные цели и направления исследования, разработать критерии эффективности и методику проведения научно-исследовательской работы. Этими факторами и определяются задачи науки исправительно-трудового права в рассматриваемой сфере.
Представляются значимыми основные направления изучения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, предложенные Н. А. Стручковым, адаптированные нами применительно к современному периоду.
1. Сравнительная эффективность отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях. Какие из видов учреждений в наибольшей степени в сравнении с другими достигают установленных законом целей наказания? От решения этих вопросов в значительной мере зависит дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительной системы.
2. Какова зависимость эффективности отбывания лишения свободы от срока наказания и времени пребывания осужденного в местах лишения свободы? Очевидно, настало время изучить эффективность сроков лишения свободы по отношению к разным категориям преступников с точки зрения оптимального учета всех целей наказания.
3. Выяснение соотношения карательного воздействия процесса отбывания лишения свободы и воспитательного значения труда, политико-воспитательной работы, профессионально-технического и общеобразовательного обучения, развития полезной инициативы осужденных и участия общественности в работе по перевоспитанию лиц, подвергающихся исправительно-трудовому воздействию. Этот вопрос неразрывно связан с индивидуализацией наказания и исправительно-трудового воздействия. Его решение предполагает изучение личности заключенных, их классификацию, поскольку действенность тех или иных средств исправительно-трудового воздействия в совокупности, а также каждого в отдельности предполагает не общий подход, а учет категорий осужденных, к которым они применяются. В процессе изучения эффективности норм, определяю-
щих требования режима мест лишения свободы, нельзя проходить мимо практики применения мер поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, и их сравнительной действенности. В этом плане заслуживает внимания сравнение эффективности переводов злостных нарушителей режима из колоний в тюрьмы и водворения их в помещения камерного типа, что позволило бы более предметно судить об этих мерах, отказаться от переводов осужденных в тюрьмы и решить ряд вопросов, возникающих при переводе злостных нарушителей режима в помещения камерного типа. Воспитательное значение труда осужденных в местах лишения свободы требует изучения порядка его организации, оплаты и материальных стимулов добросовестного отношения к труду и т. д. (этот пункт дан в авторской редакции 1967 г.).
4. Исследование эффективности применения условно-досрочного освобождения от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким, переводы осужденных из тюрем в колонии, из колонии особого режима в колонию строгого режима и из колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение. На основе изучения указанных проблем можно будет сделать обоснованные выводы о целесообразности расширения или сужения круга лиц, к которым следует применять условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким наказанием; решить вопрос о том, при наличии каких данных следует применять условно-досрочное освобождение или замену наказания, поскольку по действующему законодательству основания применения соответствующих норм и их порядок аналогичны; сравнить результативность применения условно-досрочного освобождения с условным освобождением, а замену неотбытой части наказания более мягким с переводами осужденных в колонию-поселение. Исследование указанных институтов с точки зрения их эффективности поможет выявить их действительную роль как стимулов исправления осужденных и дать им оценку с точки зрения решения наказанием задачи общего предупреждения.
5. Мероприятия по подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы и закреплению результатов исправительного процесса после освобождения от наказания. Исследование данной проблемы непосредственно связано с предупреждением рецидивной преступности и с разработкой вопроса о критериях эффективности наказания.
Приведенный перечень направлений исследования эффективности наказания в виде лишения свободы может быть использован и для изучения эффективности исполнения наказаний в ви-
де обязательных, исправительных и принудительных работ.
По-прежнему важным является вопрос о критериях эффективности наказания, то есть о тех показателях, данных и признаках, по которым мы можем судить о степени достижения целей наказания и исправительного воздействия. Еще Г. А. Злобин в качестве критериев эффективности общепредупредительного воздействия наказаний выдвигал следующие: предшествующий опыт установления и применения аналогичных мер наказания за сходные преступления; воздействие нового уголовного закона на движение преступности, изучаемое в течение достаточно длительного промежутка времени (по крайней мере, несколько лет); оценка установленного наказания общественным мнением. Критерием эффективности частнопреду-предительного воздействия наказания он предлагал считать движение рецидивной преступности, изучаемое по отдельным видам наказания, с учетом наиболее существенных изменений и событий, происшедших в общественной жизни в течение срока, охватываемого изучением, а также с учетом всех изменений в уголовном законодательстве. Наконец, в качестве критерия эффективности наказания как средства исправления осужденных он рассматривал поведение осужденного после отбытия наказания в течение не менее трех лет; поведение осужденного в период отбывания наказания и субъективное отношение осужденного к назначенному наказанию, оценка им справедливости и целесообразности понесенного наказания [6, с. 64-65].
И. В. Шмаров вопрос о критериях ставил применительно к изучению эффективности наказания в виде лишения свободы в стадии его исполнения. Критерии эффективности он рассматривал с точки зрения оценки деятельности исправительно-трудовых учреждений. Особенность такого подхода определяется тем, что достижение целей наказания, установленных законом (прежде всего цели исправления и перевоспитания осужденных), являлось основной задачей исправительно-трудовых учреждений. Определенным достоинством такого подхода следует признать, что он обеспечивает изучение эффективности не только наказания в стадии его исполнения, но и эффективности деятельности исправительно-трудовой системы [7, с. 87].
Критериями эффективности наказаний, связанных с исправительным воздействием, с точки зрения достижения исправления осужденных Н. А. Стручков считал:
1) поведение осужденного после освобождения от наказания в течение длительного срока (не менее трех лет). Значение этого критерия трудно пе-
реоценить, поскольку он наиболее объективен. Если лицо, освобожденное от наказания, точно исполняет законы, честно относится к труду и соблюдает правила общежития - значит цель исправления достигнута;
2) поведение осужденного в период отбывания наказания, оцениваемое с точки зрения соблюдения им требований режима отбывания наказания и дисциплины, отношения к труду, к повышению своего общеобразовательного уровня и уровня сознательности, отношения к коллективу, а также к совершенному преступлению и наказанию. При использовании этого критерия необходимо учитывать ряд обстоятельств, в частности, срок отбытого наказания, возможность применения условно-досрочного и досрочного освобождения, мотивы поведения. В данном случае человека необходимо изучить глубже, опираясь на фактические данные, и на их основе делать вывод о его дальнейшем поведении и возможности совершения преступления, то есть судить не только о прошлом, но и о будущем. При этом мы не всегда имеем возможность предвидеть и оценить все существенные обстоятельства и условия, в которых окажется человек, освобожденный от наказания;
3) уровень организации исправительно-трудового процесса исправительно-трудовых учреждениях, что, в свою очередь, в значительной мере зависит от уровня подготовки работников исправительно-трудовых учреждений и ряда других факторов, таких как производственная база, характер труда и т. д.
Критериями частнопредупредительного воздействия исполнения наказания могут служить:
а) показатели, характеризующие совершение преступлений осужденными в период отбывания наказания. Другим критерием оценки этой деятельности в указанном плане он называл состояние дисциплины среди отбывающих наказание (актуально и сейчас). Однако значение указанного фактора значительно шире. Неудовлетворительное состояние дисциплины среди осужденных прежде всего оказывает отрицательное влияние на осуществление всего исправительного процесса и тем самым на исправление осужденных;
б) динамика рецидивной преступности со стороны лиц, освобожденных от наказания, в течение не менее трех лет после освобождения от наказания. Вместе с тем не следует переоценивать част-нопредупредительное значение режима и условий отбывания наказания после освобождения от него [4, с. 175-177].
В случае если речь идет об общепредупредительном значении наказания (в отношении лиц, ранее не судимых), на первый план выступает уг-
роза неотвратимости наказания, его вида и срока. Лица, впервые совершающие преступления, не всегда представляют себе даже вид и меру наказания, не говоря уже об условиях его отбывания.
В ходе разработки критериев эффективности исполнения наказаний, связанных с исправительным воздействием (особенно в процессе использования их в научно-исследовательской работе), следует учитывать соблюдение законности при исполнении наказания органами, его исполняющими. Нарушение законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, может ослабить как воспитательное, так и предупредительное воздействие наказания. Необходимо учитывать также осуществление мероприятий по закреплению результатов исправления осужденных после освобождения их от наказания.
Все сказанное относится и к современному периоду развития науки уголовно-исполнительного права.
Не умаляя значения нормативно-правового направления в юридической науке, Н. А. Стручков вместе с тем признавал, что в основу методологии исследования эффективности правовых норм, в частности, исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) законодательства, должен быть положен социологический метод изучения соответствующих явлений общественной практики [8, с. 71]. Методология подхода к исследованию рассматриваемых проблем должна опираться не только на философию, но и на экономику, социологию, педагогику, психологию и данные других наук, которые могут объяснить поведение людей в обществе, условия формирования и изменения их сознания и т. д.
Процесс социологического исследования эффективности исполнения наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием, включает в себя:
а) изучение проблемы эффективности исполнения каждого вида наказания в отдельности во всех его основных связях и проявлениях. При этом ставится задача более глубоко познать практику исполнения наказания и исправительно-трудового воздействия и выделить основные связи и закономерности развития практики;
б) разложение изучаемой проблемы на составные элементы, установление основных следствий;
в) анализ составных элементов и следствий и выявление важнейших факторов, их обусловливающих, в том числе выходящих за пределы правового регулирования;
г) обобщение полученных результатов, их проверка и разработка практических предложений, направленных на повышение эффективности нака-
зания и исправительно-трудового процесса [4, с. 180-181].
Перечисленные вопросы исследования эффективности лишения свободы предполагают определенную совокупность методов их реализации и изучения соответствующих явлений, сложность социальных явлений, исследуемых наукой уголовно-исполнительного права, - комплексное использование методов.
Статистический метод является исходным при организации исследований по рассматриваемой тематике. Действительно, как можно организовать изучение эффективности исполнения наказания, не обобщив основные данные, характеризующие его по существующим формам отчетности. Данные статистики в зависимости от их показателей и качества учета сами по себе могут дать ответы на ряд важнейших вопросов исследования.
При изучении отдельных вопросов, например состояния дисциплины среди осужденных, используются данные соответствующего учета. Анализ статистических данных имеет особо важное значение в связи с предложенными выше критериями эффективности частнопредупредительного воздействия отбывания наказания и наказания как средства исправления осужденных. Например, учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы и вновь совершивших преступления, дает возможность в совокупности с другими факторами судить о степени выполнения наказанием указанных задач. Статистический анализ, опирающийся на массовый материал, позволяет отделить изучаемый фактор от множества других факторов, действующих прямо или косвенно. Он создает ту основу, на которой строится организация дальнейших исследований совокупности фактов, поэтому необходимо отказаться от единичных примеров как обоснования тех или иных выводов в социально-правовом исследовании.
Поскольку изучение эффективности наказания (его исполнения) и разработка на этой основе предложений, направленных на усиление борьбы с преступностью, - первоочередная задача науки уголовно-исполнительного права, необходимо дальнейшее совершенствование системы учета рецидивной преступности и основных направлений деятельности исправительных учреждений.
Метод изучения документов тесно связан со статистическим методом. В учреждениях и органах, исполняющих наказания, имеются различные документы, отражающие многие интересующие исследователя процессы и стороны изучаемых явлений (отчеты о деятельности соответствующих учреждений и органов, акты их проверок, текущая
рабочая документация). Ценные для изучения рассматриваемой проблемы документы могут быть получены в органах прокуратуры и суда (например, по вопросам соблюдения законности, практики представления осужденных к условно-досрочному и другим видам освобождения от наказания, о переводе лиц, лишенных свободы, в колонии-поселения). Определенный интерес для исследования могут представлять письма осужденных, их жалобы и заявления и сведения об их разрешении. По этим источникам в совокупности с другими можно более полно судить об отношении осужденных к назначенному им наказанию, порядку и условиям его отбывания, а также к организации исправительного процесса.
Метод выборочного обследования состоит в том, что по специально разработанной программе восполняются недостающие данные, характеризующие те или иные процессы, явления. Данный метод в программе исследований эффективности исполнения наказаний довольно распространен. В какой-то степени это объясняется несовершенством статистики, и в этом отношении он фактически является методом выборочного статистического обследования. Например, для обеспечения индивидуализации отбывания наказания в исправительных учреждениях важнейшее значение имеет соблюдение правила содержания осужденного в течение всего срока отбывания наказания в одной и той же исправительной колонии, а также в составе одного и того же отряда. Выполнение этих правил облегчает изучение личности осужденного и обеспечивает непрерывность исправительного процесса в условиях того же коллектива. Вместе с тем если переводы осужденных из одного исправительного учреждения в другое учитываются, то переводы осужденных из отряда в отряд нет. Этот существенный пробел восполняется путем выборочного обследования.
Методы анкетирования, опроса (интервьюирования) применяются при изучении эффективности воздействия наказания, связанного с личностью осужденного и его субъективным отношением к исправительному воздействию, с его чувствами, намерениями и т. д. Метод опроса применяется тогда, когда анкета не может заменить непосредственной беседы с осужденным, а также для проверки и последующей оценки степени достоверности ответов осужденных на вопросы анкеты. В качестве контрольного метода может использоваться и сравнение ответов по ряду вопросов анкеты с материалами личного дела осужденного. Эти методы широко распространены в практике изучения причин преступности и эффективности уголовно-правовых мер борьбы с пре-
ступностью. Иногда их значение переоценивается в ущерб использованию других методов.
Наибольший эффект следует ожидать от проведения комплексных выборочных обследований, подчиненных единой цели. Так, для определения факторов, обусловливающих исправление осужденных или недостижение этой цели, целесообразно проводить обследования поведения лиц, освобожденных от наказания и ведущих честный трудовой образ жизни, в течение не менее трех лет после освобождения из мест лишения свободы и одновременно с этим - лиц, совершивших новые преступления в указанный период. Если при этом провести обобщение по группам, соответствующим видам исправительных учреждений, то ценность такого исследования для изучения эффективности отбывания наказания будет очевиднее.
Метод наблюдения и соучастия сводится к тому, что исследователь непосредственно воспринимает определенный круг изучаемых явлений и процессов. Непосредственное наблюдение дополняется участием исследователя в изучаемой им практике. Примером использования такого метода является работа научного сотрудника, например, в качестве исполняющего обязанности по какой-либо должности в исправительном учреждении . Конкретные формы реализации такого метода могут быть расширены.
Метод выдвижения научных гипотез и экспериментальный метод. Выдвижение научных гипотез - необходимый элемент методологии научных исследований. Гипотеза может предшествовать обследованию. В этом случае организация обследования и его методика будут подчинены задаче проверки выдвинутой гипотезы. Гипотезы могут появиться в ходе исследования, тогда в его программу вносятся необходимые изменения и дополнения. Наиболее действенный метод проверки выдвинутых гипотез в области изучения эффективности наказания - научный эксперимент. Он представляет собой концентрированную форму всех других методов, дает опытную практическую проверку и подтверждение научной гипотезы. Эксперимент позволяет исследователю переходить от теории к практике и вырабатывать рекомендации по правовому регулированию процесса отбывания наказания и применению основных средств и методов исправления и перевоспитания осужденных. Так, с помощью эксперимента была проверена целесообразность внедрения отдельных
Занимаясь подготовкой кандидатской диссертации, автор статьи в течение месяца стажировался в должности заместителя начальника Азовской ВТК.
элементов новой модели воспитательно-трудовых колоний (1988 г.).
Метод научных конференций позволяет обсудить направления и итоги научных исследований с широким участием научных и практических работников. Регулярное проведение научных конференций по проблемам уголовно-исполнительного права полностью оправдало себя как действенное средство повышения уровня научно-исследовательской работы. В современный период этот метод является важнейшим для определения результативности науки уголовно-исполнительного права.
В разработке проблем эффективности наказания дальнейший прогресс науки уголовно-исполнительного права и действенность ее рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его исполнения в значительной мере предопределяются:
1) расширением связи науки с практикой, в частности, все более широким участием практических работников в научно-исследовательской работе;
2) разработкой проблем исправительной педагогики и психологии, участием философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов и других специалистов в исследовании проблемы эффективности наказания;
3) координацией научно-исследовательской работы в области проблем уголовно-исполнительного права, определением наиболее перспективных проблем, предупреждением дублирования, коллизий и т. д.;
4) совершенствованием порядка учета и показателей рецидивной преступности и отчетности учреждений и органов, исполняющих наказания, характеризующей основные направления и показатели их деятельности;
5) повышением квалификации научных работников и овладением основами знаний смежных отраслей науки;
6) повышением уровня подготовки сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, и их квалификации, привитием им интереса к научно-исследовательской работе, к осмысливанию результатов своей деятельности по исправлению осужденных.
Этот далеко не полный перечень условий свидетельствует о том, что поставленные вопросы в своем большинстве выходят за пределы «чисто научной» проблематики. Проявление инициативы, настойчивости и использование передового опыта в решении стоящих перед наукой уголовно-исполнительного права задач - часть организации научно-исследовательской работы.
В конце 1989 г. Н. А. Стручков написал небольшую по объему, но исключительно содержатель-
ную по научно-практической мысли работу, которая была названа пенитенциарным завещанием одного из основоположников науки исправительно-трудового права [9]. Это была его последняя работа из более 300 научных трудов. Она состоит из четырех разделов: 1) о прошлом и его наследии; 2) 50-е годы: к новому законодательству; 3) день сегодняшний: факты и оценки; 4) что дальше? Все эти разделы, показывающие срез сложной и противоречивой истории исправительно-трудовых учреждений нашей страны, объединены короткой преамбулой автора: «О работе системы ИТУ высказано немало критических суждений. Главное сводится к тому, что наказание в виде лишения свободы и исполняющие его исправительно-трудовые учреждения редко кого исправляют, а скорее, весьма успешно «перековывают» сравнительно малоопасного правонарушителя в законченного негодяя. Так ли это? И если да, то почему? Видимо, однозначно ответить на эти вопросы нельзя, многое требует всесторонней оценки». Следуя этому обещанию, Н. А. Стручков отвечает на них неоднозначно, всесторонне и честно.
В 2017 г. наиболее важен раздел работы о дне сегодняшнем. По вполне понятным причинам в центре внимания проблемы гуманизма при исполнении наказаний. По этому поводу Н. А. Стручков высказал свою непреклонную позицию: «...гуманизм по отношению к преступнику - не блажь, а императив обновляющегося общества». Пределы такого гуманизма выражаются в установленных законом правоограничениях. С большой долей самокритики и критики в адрес ученых-пенитенциаристов Николай Алексеевич пишет: «Такой подход и сейчас мешает отказаться от многих «традиционных» ограничений. До сих пор они устанавливаются путем сопоставления с ранее существовавшими ограничениями, можно сказать, произвольно, во всяком случае, при отсутствии каких-либо серьезных научных критериев. А такие критерии нужно иметь (очень важно. - Ю. К.)». Особой заслугой Н. А. Стручкова следует считать то, что он всегда решительно вставал на защиту практических
работников учреждений и органов, исполняющих наказания. В рассматриваемой работе он, пожалуй, впервые в открытой печати профессионально и объективно делает попытку предметно разобраться с нелестными оценками, которые давались работникам мест лишения свободы во многих публикациях. Абсолютно прав Н. А. Стручков, подходя к оценке кадров ИТУ с учетом состава осужденных, который становился все более сложным и опасным. «Надо помнить о том, что в исправительно-трудовых учреждениях находятся весьма опасные убийцы, грабители, насильники, воры. Быть в их среде, проходить службу в исправительно-трудовых учреждениях, находящихся за сотни километров от культурных центров и городской цивилизации, постоянно предвидеть опасность нападения, захвата - нелегкое дело. Не в этом ли, помимо прочего, причины нарушений законности и прав заключенных, грубость по отношению к ним? Нередки случаи серьезной профессиональной и нравственной деформации работников ИТУ, причем она тем сильнее, чем ниже образовательный и культурный уровень работника. Эта серьезная проблема должна, наконец, стать предметом первостепенного внимания психологов и юристов».
До последних дней своей жизни он проявлял заботу о формировании новой концепции уголовно-исполнительного законодательства в связи с социально-экономической и правовой реформой в Российской Федерации и других странах СНГ [10, с. 19].
Нельзя не согласиться с мнением одного из соратников Н. А. Стручкова профессора В. П. Артамонова о том, что вся его научная работа, продолжавшаяся более 30 лет, была тесно связана с научно-правовым обеспечением деятельности исправительно-трудовых учреждений. Именно ему принадлежит несомненный приоритет в разработке большей части современных теоретических основ исправительно-трудового права с учетом реальных процессов исполнения наказания в ИТУ [11, с. 38-39].
Список литературы
1. Научная конференция по советскому исправительно-трудовому праву // Сов. гос-во и право. 1957. № 12.
2. Советское исправительно-трудовое право. М., 1960. 278 с.
3. Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью, Саратов, 1970. 271 с.
4. Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967. 190 с.
5. Коммунист. 1964. № 12. С. 71.
6. Злобин Г. А. О методологии изучения эффективности уголовного наказания в советском уголовном праве и криминологии // Вопросы предупреждения преступности. 1965. № 1. С. 64-65.
7. Шмаров И. В. О критериях оценки деятельности исправительно-трудовых учреждений по исправлению и перевоспитанию осужденных // Сов. гос-во и право. 1965. № 3. С. 87.
8. Насущные задачи юридической науки // Коммунист. 1964. № 12. С. 71.
9. Стручков Н. А. Зона, приоткрытая для критики // Коммунист. 1989. № 18.
10. Артамонов В. П. Проблемы совершенствования деятельности органов, исполняющих наказания : материалы науч.-теорет. конф., посвященной 70-летию со дня рождения заслуженного деятеля наук РСФСР, доктора юрид. наук, профессора Н. А. Стручкова (г. Уфа, 19 февраля 1992 г.). Уфа, 1993. С. 19.
11. Артамонов В. П. Основные направления развития науки исправительно-трудового права // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний : тр. Академии МВД СССР. М., 1991. С. 38-39.
References
1. Nauchnaja konferencija po sovetskomu ispravitel'no-trudovomu pravu // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1957. № 12.
2. Sovetskoe ispravitel'no-trudovoe pravo. Мoscow, 1960. 278 р.
3. Struchkov N. A. Sovetskaja ispravitel'no-trudovaja politika i ee rol' v bor'be s prestupnost'ju. Saratov, 1970. 271 р.
4. Natashev A. E., Struchkov N. A. Osnovy teorii ispravitel'no-trudovogo prava. Moscow, 1967. 190 р.
5. Kommunist. 1964. № 12. Р. 71.
6. Zlobin G. A. O metodologii izuchenija jeffektivnosti ugolovnogo nakazanija v sovetskom ugolovnom prave i kriminologii // Voprosy preduprezhdenija prestupnosti, 1965, no. 1, рр. 64-65.
7. Shmarov I. V. O kriterijah ocenki dejatel'nosti ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenij po ispravleniju i pere-vospitaniju osuzhdennyh // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1965, no. 3. Р. 87.
8. Nasushhnye zadachi juridicheskoj nauki // Kommunist. 1964, no. 12. Р. 71.
9. Struchkov N. A. Zona, priotkrytaja dlja kritiki // Kommunist. 1989, no. 18.
10. Artamonov V. P. Problemy sovershenstvovanija dejatel'nosti organov, ispolnjajushhih nakazanija : mater. nauch.-teoretich. konf., posv. 70-letiju so dnja rozhdenija Zasl. dejat. nauk RSFSR, dokt. jurid. nauk, professora N. A. Struchkova (UVSh MVD RF, 19 fevralja 1992 g.). Ufa, 1993. Р. 19.
11. Artamonov V. P. Osnovnye napravlenija razvitija nauki ispravitel'no-trudovogo prava // Sb. Pravovye i organizacionnye osnovy ispolnenija ugolovnyh nakazanij : trudy Akademii MVD SSSR. Мoscow, 1991, рр. 38-39.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Кашуба Юрий Анатольевич - доктор юридических Kashuba Jurrii A. - dsc in law, professor, pro-
наук, профессор, профессор кафедры уголовно- fessor of the penal law department Academy of the
исполнительного права Академии ФСИН России, г. Ря- FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation,
зань, Российская Федерация, e-mail: koshianatol@ e-mail: [email protected]. yandex.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Кашуба, Ю. А. Роль Н. А. Стручкова в разработке основ исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) науки / Ю. А. Кашуба // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 25(1-4), № 2. -С.107-114.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kashuba Ju. A. Rol' N. A. Struchkova v razra-botke osnov ispravitel'no-trudovoj (ugolovno-ispolnitel'noj) nauki [The role of N. A. Struchkov in the development of the fundamentals of corrective labour (penal) science]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 107-114.
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 93-229