УДК 373.3
Л. Ф. Тихомирова, Н. М. Бурыкина
Развитие учебно-познавательных компетенций младших школьников
в проектной деятельности
В статье обсуждается проблема формирования и развития учебно-познавательных компетенций младших школьников с помощью метода проектов.
Ключевые слова: модернизация, компетенции, фасилитация, проектная деятельность, метод проектов.
L. F. Tikhomirova, N. М. Burykina
Development of Junior Schoolchildren's Educational and Cognitive Competence in a Project Activity
In the article the problem of formation and development of junior schoolchildren's educational and cognitive competence by means of a project method is discussed.
Key words: modernization, a competence, facilitation, a project activity, a method of projects.
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема формирования ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций [1]:
- интеллектуальной - овладение суммой знаний, умений; использование знаний в различных ситуациях, умение устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости;
- социальной - способность устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в больших и малых группах, брать на себя ответственность, участвовать в решении проблем, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путем;
- информационной - овладение разнообразными источниками получения знаний, умение выбирать наиболее рациональные пути;
- коммуникативной - умение инициировать и поддерживать общение в различных группах (сверстников, взрослых).
На наш взгляд, здесь речь идет о современном обучении, которое должно отвечать всем требованиям стратегии и модернизации образования, в
основе которых лежит личностно-ориенти-рованный подход, основанный на идеях целостного подхода к развитию социально активной личности, формированию навыков самостоятельной, интеллектуальной деятельности и развитие учебно-познавательных компетенций на протяжении периода начального школьного обучения. Но для этого необходимы специальные организационно-педагогические средства. Мы предлагаем рассмотреть, как одно из средств развития учебно-познавательных компетенций младших школьников, проектную деятельность.
Для наглядного сопоставления основных положений традиционного педагогического процесса с использованием проектной деятельности, мы составим таблицу 1, выделим их основные характеристики.
Проектная деятельность, как одно из средств развития учебно-познавательных компетенций младших школьников, существенно меняет традиционное построение системы образования и играет основную роль в процессе обучения детей, в основе которой лежит не бихевиористиче-ский подход, утверждающий, что источник формирования понятий находится не в ребенке и что все понятия предписываются ребенку извне и усваиваются им [4], а подход, ориентированный на развитие, дающий возможность осмыслить и оценить всю важность естественного взросления ребенка и развивать его наилучшим образом то-
© Тихомирова Л. Ф., Бурыкина Н. М., 2011
гда, когда он действительно увлечен процессом обучения.
В современном образовании такой подход вбирает в себя следующие направления педагогики [3]:
Конструктивизм - это утверждение, что обучение происходит тогда, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя, когда они строят свое собственное понимание мира, когда они ос-
мысливают происходящее, синтезируя новый опыт с тем, что поняли ранее.
Учет особенностей развития. Обучение, учитывающее особенности развития, основывается на знании этих особенностей, то есть на понимании того, что дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален.
Таблица1
Характеристика традиционного педагогического процесса с использованием проектной деятельности
Основные характеристики Традиционный педагогический процесс С использованием проектной деятельности
Развивающая среда Создается педагогом с учетом возраста, требований реализуемой программы Создается совместно субъектами образовательной деятельности (педагогом, детьми и родителями) с учетом потребностей детей и темы проекта
Субъекты и их права Педагог организует образовательный процесс, прежде всего, обучающие занятия. Родители «вовлекаются» в работу Ребенок свободен в выборе содержания, вида деятельности, способа организации и направленности действий, места, партнерств, оценке достигнутого. Педагог организует совместное взаимодействие субъектов образовательной деятельности. Родители принимают участие как равноправные и равно-ответственные субъекты в образовании своих детей
Стратегии взаимодействия Преимущественно воздействие Педагогическая поддержка, фасилитация - повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности
Формы работы Учебные занятия, индивидуальная коррекционно- развивающая работа, кружки Открытые учебные проекты, в которых участие, темы, содержание, формы работы определяются в совместной деятельности на основе диалога взрослых с детьми
Направленность подготовки педагогов Подготовка к обучению Подготовка к сопровождению
Оценка Диагностика уровня освоения содержания образовательной программы Педагогическое наблюдение для сбора фактов об особенностях проявлений компетентности каждым ребенком
Прогрессивное образование. Методы прогрессивного образования опираются на принципы развития и конструктивизма. Обучение, ориентированное на ребенка, учитывает и то и другое, то есть, эти 2 точки зрения не являются взаимоисключающими. При этом особое внимание уделяется созданию в классе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в тоже время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. При этом педагоги должны иметь четкое представление о том, как происходит развитие ребенка. Они формируют обстановку и предоставляют материалы для обучения. Роль учителя состоит в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед классом, в целом, подходящие
задачи, учитывая интересы, способности и потребности каждого, поддерживать в детях естественную любознательность, формировать навыки.
Согласно этому подходу дети:
- активно обучаются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игры;
- проходят через закономерные стадии развития;
- нуждаются в социальных взаимодействиях для своего эмоционального и когнитивного развития;
- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Действительно, в настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний,
умение находить общий язык с людьми разных профессий, культур.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Решающим звеном внедрения проектной деятельности является учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи. Какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладающей ключевыми компетенциями, способной к адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере». На наш взгляд, важна информационная компетентность учителя. Составляющими информационной компетентности являются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии. Способный «управлять» информацией учитель сумеет научить этому и детей.
Основываясь на своих взглядах, профессиональном опыте и мастерстве, на своих оценках программ, учебников, возможностей школы, на возможностях и потребностях учащихся учитель выбирает тот метод преподавания, который ему наиболее приемлем, наиболее интересен. Таким методом является проектная деятельность, в основе которой находятся методики по развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.
В настоящее время проектную деятельность все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения, направленные на становление ключевых компетентностей в процессе планирования и вы-
полнения постепенно усложняющихся проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности. В процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. Необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Связь темы проекта с содержанием учебной дисциплины проявляется в возможности использовать образовательный потенциал предметной среды класса с целью повышения мотивации учебной деятельности детей.
В таблице 2 нами показана взаимосвязь учебных дисциплин с изучаемой темой и проектом.
При использовании проектной деятельности в учебном процессе существуют 2 результата.
Первый - это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Второй результат - это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70 % учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе.
Таблица 2
Взаимосвязь содержания учебных дисциплин с темой проекта
Учебный предмет Содержание учебного предмета Содержание проектной деятельности
Чтение и литература Речь первобытных людей только формировалась. Им приходилось учиться о чем-либо договариваться для проведения совместных действий. Первобытные люди придумывали новые слова При подготовке спектакля дети читают рассказ -первооснову спектакля, готовят сценарий. При изготовлении газеты дети сочиняют заметки. При изготовлении каких-либо поделок дети на этапе презентации сопровождают их показ рассказами, придуманными сюжетами
Письмо Для передачи каких-либо сведений на расстояние люди придумывали знаки для обозначения предметов и действий Статьи, заметки, сценарии, программки для спектакля, вопросы к викторине дети делают в письменном виде
Математика Жизнь в сообществах заставляла первобытных людей складывать добычу и делить ее на всех. Первые способы счета могли быть связаны с зарубками на стенах или палочках, с откладыванием мелких предметов (орехов или камешков) в соответствие с количеством чего-либо Работая с поделками из бумаги, изготавливая костюмы из ткани, распределяя пространство на газете под заметки и рисунки, дети имеют дело со схемами, выкройками, размерами. Изготавливая бусы, браслеты, дети могут считать общее число бусин, интервал чередования цветных бусин
Окружающий мир Жизнь первобытных людей очень сильно зависела от знания ими окружающей природы. Они запоминали все, что узнавали о мире вокруг и передавали из поколения в поколение Изготавливая поделки из разных материалов, дети знакомятся со свойствами этих материалов
Труд Все предметы обихода, окружавшие первобытных людей, были сделаны своими руками При изготовлении поделок, костюмов и декораций к спектаклю, при изготовлении книг дети активно применяют разнообразные технологии
ИЗО Для проведения разных ритуалов (например, перед охотой) первобытные люди делали их наскальные изображения. Кроме того, они делали амулеты в виде маленьких фигурок животных Во многих проектах рисунок - основная составная часть
Музыка Свои ритуалы первобытные люди могли сопровождать звуками, извлекаемыми из первых звуковых инструментов: свистулек, натянутых жил (струны), натянутой кожи (барабаны) К спектаклю готовится музыкальное сопровождение
Приведем пример планирования проекта по теме «Первобытные люди» и покажем его связь с учебными дисциплинами.
1. Области интересов внутри темы:
- быт: жилье, одежда, еда;
- образ жизни (занятия): охота, собирательство, домоводство (пещероводство);
- окружающий мир: климат, животные, растения, огонь;
- развитие культуры древнего человека: речь, письменность, счет, древние рисунки и скульптуры, музыкальные инструменты.
2. Источники информации:
- книги: «Кошка, гулявшая сама по себе», «Как было написано первое письмо», «Фантастика про первобытных людей» и т. д.;
- фильмы: «Миллион лет до нашей эры» и т. д.;
- музеи г. Ярославля.
3. Картотека рисунков и текстов:
- картотека текстов с иллюстрациями (связь урока истории, ознакомления с окружающем миром, изобразительной деятельностью, чтением);
- создание картотеки текстов с иллюстрациями аналогично созданию картотеки рисунков;
4. Создание общей книги
Общая книга из отдельных страниц (связь уроков истории, ознакомления с окружающем миром, чтения, русского языка). Создание общей книги аналогично созданию картотеки текстов с иллюстрациями. Основное различие в способе систематизации:
- в книге - нумерация страниц и оглавление;
- в картотеке - озаглавленные разделители листов.
5. Газета «Пещерные новости» (связь уроков истории, ознакомления с окружающем миром, чтения, русского языка):
- какой могла быть газета у первобытных людей?
В газете представлены рисунки и заметки из жизни пещерных людей, в том числе привычные «Как я провел выходные дни», но глазами первобытных людей, или «Интересная профессия -хранитель огня».
6. Макет пещеры (связь уроков истории, изобразительного искусства, технологии).
Выполняется в коробке без одной стенки (передней). Вариант: в передней стенке - смотровое окошечко, в других стенах - отверстия для света. Макеты могут быть разного размера, изготавливаемые разными группами детей или индивидуально. На стенах - наскальная живопись, внутри - фигуры людей, шкуры, еда, предметы обихода, костер. Представляя на презентации свои работы, дети комментируют их, придумывают какие-либо сюжеты из жизни обитателей пещеры.
7. Игрушки и украшения древних людей (связь уроков истории, изобразительного искусства, технологии).
Игрушки и украшения изготавливаются из природных материалов. Презентация украшений может проходить в виде их демонстрации. На презентации выставки игрушек дети могут рассказывать как в такие игрушки играли первобытные дети.
8. Спортивный конкурс «Пещерная олимпиада» (связь уроков истории, ознакомления с окружающим миром, чтения, русского языка, физкультуры):
- обычный конкурс с «пещерным» антуражем;
- соревнования: бег от тигра, лазанье по лианам, канатам, за бананами, первобытные эстафеты и т. д. Возможно проведение семейного конкурса «Наша пещера - самая-самая». Важно, чтобы дети не только участвовали в конкурсе, но и сами готовили его проведение.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации.
Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию. Участие учащихся в конкурсе
проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и развивает потребность в самосовершенствовании.
Защита проекта в школе на научно-практической конференции является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в вузах и обладают высоким уровнем ключевых компетенций.
Подводя итог, определим некоторые особенности работы учителя по формированию учебно-познавательных компетенций:
- не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;
- не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;
- не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений потому, что только тогда учитель всегда сумеет «разбудить» познавательную активность и самостоятельность детей.
Библиографический список:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] / Постановление правительства РФ. - Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г. - М. : Просвещение, 2010.
2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М. : ИОСО РАО, 2002. - С. 135137.
3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
4. Нефедова, Л. А., Ухова, Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении [Текст] / Л. А. Нефедова, Н. М. Ухова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 61-65.