ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
© 2014 г. В. С. Хорешман
Хорешман Вера Сергеевна -преподаватель, кафедра иностранных языков, факультет естественнонаучного и гуманитарного образования, Южный федеральный университет, пер. Некрасовский, 44, г. Таганрог, 347928. E-mail: [email protected].
Khoreshman Vera Sergeyevna -Lecturer,
Department of Foreign Languages, Faculty of Science and Humanities Education, Southern Federal University, Nekrasovsky Lane, 44, Taganrog, 347928. E-mail: [email protected].
Рассматривается процесс развития учебно-познавательной компетентности специалиста по непрофилирующим предметам (иностранный язык у студентов инженерных специальностей), анализируются проблемы, препятствующие ее формированию у разных категорий студентов, а также даются варианты решения этих проблем, в частности, повышение эффективности самостоятельной учебно-познавательной работы. Приводятся результаты педагогического исследования, выявляющего особенности организации самостоятельной работы студентов на разных курсах, предлагаются возможные пути повышения ее эффективности.
Ключевые слова: компетентностный подход, учебно-познавательная компетентность, самостоятельная учебно-познавательная деятельность, эффективность самостоятельной работы, языковое образование в неязыковом вузе, мотивация, готовность к самообразованию, педагогические условия.
In this article the author describes the process of the development of students' learning as one of a specialist's basic competence. The algorithm of students' learning competence development on the non-specialist subjects (in particular, foreign language for non-linguistic students) is shown; some problems and challenges this process faces are concerned for various types of students. The author suggests some solutions of the problems, such as the increasing of the learners' independent activity efficiency. The results of the author's research of students' independent learning activity are shown in the article, which prove the necessity to increase the efficiency of students' independent activity. Some ways to achieve this purpose are suggested.
Keywords: competence approach, learning competence, learning activity, independent learning activity, effective independent learning activity, language education in for non-linguistic specialties, motivation, willingness for self-education, self-estimating competency, pedagogical conditions.
Целью учебного процесса в современном вузе является подготовка компетентного специалиста, т.е. формирование и развитие у студентов тех или иных компетентностей до определенного программой уровня. Одной из важнейших базовых компетентностей, необходимых и в процессе обучения, и в профес-
сиональной деятельности, является учебно-познавательная, от которой во многом зависит успешность обучения. Учебно-познавательная компетентность для студентов инженерно-технического профиля - фактор социальной конкурентоспособности, без нее не только невозможно получить качественное высшее
образование, но и овладеть профессией, достичь нужной квалификации, а при необходимости сменить специальность. По мнению С.Г. Воровщикова, данная компетентность занимает приоритетное место в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры [1].
Мы проанализировали типичные ситуации, при которых развитие учебно-познавательной компетентности студентов не происходит, а также причины этого. Рассмотрим алгоритм развития данного процесса в предметной сфере «иностранный язык» у студентов в рамках учебного процесса в вузе.
Исходя из своей мотивации, студент ставит перед собой определенные жизненные цели (не обязательно учебно-познавательные, например, получить диплом, стать профессионалом в какой-либо области, получить определенные знания, сдать сессию и т.д.). Они связаны с обучением в вузе и предполагают решение ряда учебно-познавательных задач (научиться выполнять предлагаемые программой задачи, усвоить определенный объем информации). Для этого студент осуществляет учебно-познавательную деятельность, в результате которой формируются его предметные компетентности. Если данная задача не решается при помощи уже известных ему методов и способов, он ищет новые, тем самым развивая компоненты своей учебно -познавательной компетентности, которые сформировались раньше. Достигнув поставленной цели, студент может поставить перед собой новую, и если она также будет связана с решением учебно-познавательных задач, то развитие учебно-познавательной компетентности продолжится. Если не будет поставлена такая цель, то учебно-познавательная деятельность в этом направлении прекратится, однако у студента останется положительная мотивация к этой предметной области и к учебно-познавательной деятельности в целом, а также учебно-познавательная компетентность, развитая до определенного уровня, поэтому он может продолжить самообразование в дальнейшем, если появится новая цель. Такой результат можно считать положительным. Именно достижением поставленной цели и выбором новой, не связанной с изучением данной предметной области, можно объяснить прекращение развития учебно-
познавательной и ряда предметных компе-тентностей у студентов, достигших достаточно высокого уровня их развития.
Анализируя педагогические условия развития учебно-познавательной компетентности студентов, различные авторы подчеркивают те или иные аспекты личности студента и учебного процесса в целом.
О.Н. Черноморова отмечает важность учета психофизиологических возрастных особенностей студентов, таких как спад продуктивности кратковременной и механической памяти, повышение роли образного осмысленного запоминания. В то время как продуктивность образного произвольного запоминания с возрастом повышается, образное непроизвольное запоминание имеет тенденцию снижения. Чрезвычайно важным фактором для улучшения индивидуальных характеристик памяти автор считает повышение значимости запоминания, увеличение его субъективно оцениваемой важности [2].
С.В. Ефименко [3] подчеркивает роль внутренней мотивации в учебной деятельности, в частности, в изучении иностранного языка. Автор выделяет три категории студентов по содержанию их мотивационной сферы: «социально и предметно ориентированные», «предметно ориентированные» и «неопределенно ориентированные». Для усиления положительной мотивации каждой категории студентов автор предлагает отдельную стратегию преподавания иностранного языка.
На наш взгляд, важнейшими педагогическими условиями развития учебно-познавательной компетентности студентов являются положительная мотивация к учению и к будущей профессиональной деятельности, а также эффективность самостоятельной учебно-познавательной деятельности, т.е. отношение полученного результата (в виде знаний, умений, навыков, опыта и т.д.) к времени, затраченному на его приобретение. Чем больше и качественней результат, полученный за одно и то же время, или чем меньше время, затраченное на получение одного и того же результата, тем эффективнее учебно-познавательная деятельность [4].
В случае если последняя оказывается неэффективной, а поставленные задачи остаются нерешенными, мотивация студента к учебной деятельности, к профессии и данному предмету может снизиться. При достаточно
высокой мотивации он будет искать новые способы решения учебно-познавательных задач, пока поставленная цель не будет достигнута. Причем чем сложнее для него этот процесс, тем менее вероятно, что после достижения поставленной цели новая цель будет связана с учебно-познавательной деятельностью в данной сфере. Однако в некоторых случаях развитие учебно-познавательной компетентности таким образом приводит к получению интеллектуального удовлетворения и повышению мотивации. Этот результат также можно считать положительным. Отрицательным он будет тогда, когда студент не нашел способа решения учебно-познавательной задачи и счел ее для себя невыполнимой, что может привести к прекращению учебно-познавательной деятельности и отказу от поставленной цели либо попыткам достичь ее, избегая решения учебно-познавательных задач (имитация учебно-познавательной деятельности, например).
Для предотвращения отрицательного результата следует обучать студентов (в особенности с низким уровнем предметных компе-тентностей, недостаточно сформированной учебно-познавательной компетентностью и недостаточной мотивацией) наиболее эффективным приемам и методам решения учебно-познавательных задач в процессе самостоятельной работы. Студентов с высоким уровнем учебно-познавательной и предметных компе-тентностей, склонных к прекращению учебно-познавательной деятельности в данной предметной области, можно мотивировать к постановке новых целей, связанных с данным предметом, например, подчеркивая его необходимость в будущей профессии. Огромную роль в поднятии мотивации студентов этой категории играет содержание обучения.
Так как развитие компетентности циклично, то для ее развития, перехода на качественно новый уровень нужна эффективная самостоятельная работа, для которой в свою очередь необходима компетентность, сформированная до предыдущего уровня.
Причины, препятствующие эффективности самостоятельной работы студентов, можно подразделить на зависящие от самого студента (недостаток трудолюбия, воли, настойчивости, общей подготовленности, способностей, отсутствие умения самостоятельно работать и др.), и зависящие от организации
учебного процесса в вузе (перегруженность аудиторными занятиями, слабость или отсутствие текущего контроля, отсутствие необходимых средств обучения и др.).
У студентов неязыкового вуза развитие как иноязычной коммуникативной, так и учебно-познавательной компетентности в предметной сфере «иностранный язык» происходит очень неравномерно, что обусловлено разницей в их предвузовской подготовке, отношением к предмету, различным уровнем способностей, типом интеллекта и другими условиями, не зависящими от организации учебного процесса в вузе. Подобные различия неизбежны, и их необходимо учитывать при организации учебной деятельности студентов.
Помимо индивидуальных особенностей на эффективность самостоятельной работы влияют и организационно-педагогические условия, такие как правильно организованный контроль, методическое обеспечение учебного процесса, содержание обучения, соответствующее интересам и целям студентов.
Обычно в учебном процессе каждый преподаватель использует арсенал приемов и способов работы, взятый из различных методов, комбинируя их и применяя в зависимости от ситуации. Чаще всего отдается предпочтение коммуникативным и интенсивным методам, инновационные - совмещаются с элементами классической методики, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные. Как правило, методический уровень преподавателей вуза достаточно высок, и работа студентов на занятиях эффективна.
Однако учебная программа вуза не имеет того количества аудиторных практических занятий, которое необходимо для интенсивных методов обучения иностранным языкам, поэтому так велика значимость самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Мы провели исследование с целью выявить педагогические условия развития учебно-познавательной компетентности по иностранному языку у студентов неязыкового вуза. В исследовании приняли участие 127 студентов 1 - 4 курсов, у которых при помощи тестирования была проведена диагностика учебно-познавательной (методической) и иноязычной коммуникативной компетентно-стей, а также их мотивационной сферы, учебной самостоятельности и времени, затраченного на самостоятельную работу.
Результаты исследования показали значительное сокращение этого времени у студентов старших курсов по сравнению с младшими. Один из наиболее показательных признаков - распределение времени на изучение иностранного языка и систематичность подготовки к занятиям. Так, количество студентов, регулярно выполняющих домашние задания по английскому языку, значительно сокращается по сравнению с первым курсом. В качестве причины недостаточно регулярных занятий большинство указывает нехватку времени.
В среднем на подготовку к занятиям по иностранному языку 8 % первокурсников и 9 % студентов 3 - 4 курса тратят более 2 часов (на втором курсе таких нет). У большинства этот процесс занимает от 30 минут до одного часа; значительно увеличивается количество студентов, у которых процесс подготовки к занятию занимает менее 30 минут в неделю.
Та же тенденция особенно выражена при подготовке к тестам, контрольным работам, зачетам. Для подготовки к контрольным работам записи в своих тетрадях просматривают 61 % студентов 1-го курса, 53 % - второго и только 39 % третьего и четвертого курсов. Количество студентов, которые никак специально не готовятся, вырастает с 14 и 15 % на младших курсах до 35 % на средних.
Однако, как показывает исследование, отсутствие регулярной подготовки к занятиям не приводит к значительному снижению уровня иноязычной компетентности, так как студенты частично компенсируют отсутствие регулярной подготовки повышением ее эффективности - освоением более продуктивных методов и приемов самостоятельной работы, а также самостоятельной внеурочной учебно-познавательной деятельностью.
Число студентов, дополнительно изучающих иностранный язык, увеличивается с 49 % на первом курсе до 65 % на третьем и четвертом. В целом 41 % опрошенных не занимаются иностранным языком дополнительно, 6 % занимаются, потому что считают программу слишком легкой или недостаточной, 16 %, наоборот, желают «догнать» программу, так как считают свои знания недостаточными, и 32 % занимаются иностранным языком дополнительно, потому что им это интересно.
Применяя интенсивные и коммуникативные методы на занятии, преподаватель, как
правило, для самостоятельной работы предлагает ряд заданий некоммуникативного характера и контролирует результат в виде языковых или речевых знаний, умений и навыков. При этом, на наш взгляд, не уделяется достаточного внимания тому, каким образом студент работал с материалом, какие способы он применял и насколько они эффективны. Обучение наиболее эффективным приемам, способам и методам самостоятельной работы является одним из важнейших условий повышения ее эффективности и развития учебно-познавательной компетентности студентов в данной предметной области.
Говоря о преимуществах одних методов или приемов перед другими, следует подчеркнуть, что ни один из них не может считаться универсальным, поэтому основным критерием, определяющим, насколько тот или иной метод подходит данному студенту для самостоятельной работы с данным материалом, является эффективность, которая зависит от индивидуальных особенностей студента, поставленных целей обучения, временных параметров учебного процесса и учебной ситуации.
Предлагаем находить наиболее эффективные методы для самостоятельной работы каждого студента экспериментально. Для этого на занятии студентам предлагается решить учебно-познавательную задачу, аналогичную той, что предназначается для самостоятельной работы различными способами, при этом определяется время, затраченное ими на ее решение. Эффективность метода подсчитыва-ется после проверки выполненного задания, для чего количественный результат (например число правильно выполненных пунктов задания) делится на время. Для самостоятельной работы студенту рекомендуется выполнять задание наиболее эффективным способом. При этом следует знакомить студентов с наиболее интенсивными методами изучения иностранного языка, объясняя, каким образом их следует применять для самостоятельной работы. Дело в том, что при современном развитии информационных технологий студенты могут самостоятельно выполнять такие виды работы, которые традиционно применялись исключительно под руководством преподавателя на аудиторных занятиях (как, например, аудирование). Применение интенсивных методов в качестве самостоятельной работы имеет свои особенности, отличительные чер-
ты, преимущества и недостатки, которые пока еще мало освещены в научной литературе.
Нами рассмотрен процесс развития учебно-познавательной компетентности студентов как алгоритм, проанализированы причины его недостаточного развития, основными из которых являются снижение (или отсутствие) положительной мотивации и неэффективность познавательной деятельности, в том числе самостоятельной, причем последнее также часто является причиной снижения мотивации и отказа студентов от постановки новых учебно-познавательных целей. Как показало проведенное нами исследование, существует тенденция к снижению количества самостоятельной работы студентов от первого курса к третьему. Эти факторы подчеркивают необходимость увеличения эффективности самостоятельной работы.
Поступила в редакцию
Литература
1. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, дея-тельностный компонент. М., 2006.
2. Черноморова О.Н.Индивидуально-психологи-ческие и возрастные особенности студентов при обучению иностранному языку // Изв. ЮФУ. Техн. науки. 2011. № 10.
3. Ефименко С.В. Формирование профессионально-ориентированной мотивации студентов как условие эффективной иноязычной коммуникативной деятельности // Изв. ЮФУ. Техн. науки. Тематический выпуск «Педагогика и Психология». 2012. № 10 (135). С. 55 - 62.
4. Нечаева ТА. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1992.
17 февраля 2014 г.