Научная статья на тему 'Развитие учебно-исследовательской деятельности школьников и студентов в процессе выполнения коллективного проекта'

Развитие учебно-исследовательской деятельности школьников и студентов в процессе выполнения коллективного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ / КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / РОМБ КОНКУРЕНЦИИ / ТУРИЗМ / ТЬЮТОР / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY / LOCAL STUDIES / RECREATIONAL GEOGRAPHY / KIROV REGION / INDUSTRY CLUSTER / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

Статья посвящена описанию опыта работы студента-тьютора в процессе исследовательской и проектной деятельности старшеклассников общеобразовательных организаций. Автор представляет особую систему взаимоотношений: ученик-студент-ученый (преподаватель вуза), в ходе которой коллективная проектная деятельность «возвышается» до уровня научного понимания процесса и результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN AND UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING A COLLECTIVE PROJECT

The article describes the step-by-step method for preparing students of Lyceum 21 of the city of Kirov to study the recreational resources of the Kirov region. The individual research projects of schoolchildren are tutored by university students tutors under the guidance of Irina Pantyukhina geography teacher at Lyceum 21, accompanied by scientific and methodological support of the scientific consultant, associate professor of the Department of Geography, Vyatka State University, Galina Russkih.

Текст научной работы на тему «Развитие учебно-исследовательской деятельности школьников и студентов в процессе выполнения коллективного проекта»

Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

Развитие учебно-исследовательской деятельности школьников и студентов в процессе выполнения коллективного проекта

The development of educational and research activity of schoolchildren and university students in the process of implementing a collective project

Аннотация. Статья посвящена описанию опыта работы студента-тьютора в процессе исследовательской и проектной деятельности старшеклассников общеобразовательных организаций. Автор представляет особую систему взаимоотношений: ученик-студент-ученый (преподаватель вуза), в ходе которой коллективная проектная деятельность «возвышается» до уровня научного понимания процесса и результата.

Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность, краеведение, рекреационная география, Кировская область, отраслевой кластер, ромб конкуренции, туризм, тьютор, коллективный проект

Abstract. The article describes the step-by-step method for preparing students of Lyceum 21 of the city of Kirov to study the recreational resources of the Kirov region. The individual research projects of schoolchildren are tutored by university students tutors under the guidance of Irina Pantyukhina - geography teacher at Lyceum 21, accompanied by scientific and methodological support of the scientific consultant, associate professor of the Department of Geography, Vyatka State University, Galina Russkih. Keywords: project and research activity, local studies, recreational geography, Kirov region, industry cluster, tourism

Учебно-исследовательская и проектная деятельность — одно из направлений реализации нового Стандарта образования в основной и старшей школе. Используя современные технологи обучения, мы можем обеспечить качественную

Русских

Галина Анатольевна,

к. пед. н., доцент кафедры географии и методики обучения географии Института химии и экологии Вятского государственного гуманитарного университета1, г. Киров e-mail: pedagogics@kirovipk.ru

Пантюхина

Ирина Владимировна,

магистрант кафедры географии и методики обучения географии Вятского государственного гуманитарного университета, учитель географии МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, г. Киров

e-mail: ir_pantyuhina.71@ mail.ru

1

В сентябре 2015 года в соответствии с официальным приказом Министерства образования ВятГГУ был присоединен к ВятГУ в качестве структурного подразделения. Статья написана на материалах 2015 года и отражает тогдашнее положение вещей. — Прим. ред.

Galina

Russkih,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Geography and Teaching Methods, Institute of Chemistry and Ecology, Vyatka State University for the Humanities, Kirov

Irina

Pantyukhina,

Master student of the Department of Geography and Teaching Methods, Vyatka State University for the Humanities, geography teacher at Lyceum 21, Kirov

подготовку обучающихся к исследовательской и проектной работе. Одна из эффективных технологий — тьюторское сопровождение школьников в процессе овладения ими универсальными учебными действиями. В нашем коллективном проекте в качестве тьюторов работали студенты 4 курса института естественных наук Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ).

Цель нашей статьи — раскрыть поэтапную методику подготовки школьников к изучению рекреационных ресурсов Кировской области. Изучение рекреационных ресурсов осуществлялось в процессе работы над коллективным проектом на тему «Экономико-географический образ территории Кировской области». В процессе выполнения коллективного проекта решалась важная дидактическая задача по созданию условий для формирования опыта проектной деятельности школьников и опыта управления проектной деятельностью школьников у студентов-тьюторов.

В практике работы были реализованы краеведческий, деятельностный и развивающий подходы. Формирование универсальных учебных действий осуществлялось в процессе выполнения исследовательского проекта. В деятельности студента-тьютора и ученика важно было осуществить оценку достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Оценка осуществлялась в ходе защиты проекта по коллективной исследовательской теме «Экономико-географический образ территории Кировской области» на областной научно-практической конференции «Природа и общество».

В период подготовки школьников к написанию проектов была определена группа учащихся, которые проявили интерес к содержанию проекта и форме его выполнения в процессе общения со студентом-тьютором. Комплексный проект творческой группы подготавливался для защиты на областной научно-практической конференции школьников, студентов и учителей географии «Природа и общество», которая ежегодно проводится в ноябре в ВятГГУ. Важно, что коллективный проект является комплексом индивидуальных исследовательских проектов учащихся 7 «Б» класса МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, проекты выполняются совместно со студентами-тьюторами (студенты-географы 4 курса ВятГГУ) под руководством Ирины Владимировны Пантюхиной, учителя географии МОАУ «Лицей № 21» города Кирова. Творческий коллектив учеников, студентов и учителя обеспечивается научно-методическим сопровождением научного консультанта доцента кафедры географии ВятГГУ Галины Анатольевны Русских.

Рассмотрим краткое содержание проектной деятельности на каждом этапе работы над коллективным проектом.

Развитие учебно-исследовательской деятельности школьников и студентов в процессе выполнения коллективного проекта__

Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

Запуск проекта. При запуске проекта проводится два занятия: одно организационное, второе — информационное. Цель организационного занятия — познакомить школьников с методологией учебно-исследовательской и проектной деятельности. Цель информационного занятия — изучить существенные признаки нового понятия «рекреационная география» и познакомить с особенностями рекреационных ресурсов своего края. На организационном занятии учитель определяет готовность учащихся к работе над проектом по результатам предварительного собеседования и тестирования. Обращает внимание школьников на тему проектной деятельности, формирует творческие пары: ученик (автор проекта) и студент-тьютор, который обеспечивает методическую поддержку школьников в процессе выполнения проектной деятельности. Научный консультант совместно с каждой творческой парой формулирует задание для творческой самостоятельной работы, определяет проблему, цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования и пути решения проблемы. В результате работы каждая творческая пара подготавливает план работы.

Сбор информации. На этом этапе учитель вместе с учениками работает в краеведческом отделе Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Грина. В ходе библиотечного урока школьники и студенты знакомятся с источниками информации по теме своей творческой работы на бумажных и электронных носителях, определяют цель и задачи экспедиционной работы по рекреационным маршрутам Кировской области, подготавливают электронные письма в районные музеи и на градообразующие предприятия малых городов Вятского края. Под руководством научного консультанта проводятся индивидуальные консультации по сбору информации, камеральной обработке собранных материалов, структурированию информации и оформлению текста. В результате проведенной работы была подготовлена информация о рекреационных ресурсах Кировской области.

Информация по теме «Рекреационные ресурсы Кировской области». Рекреационные ресурсы, то есть совокупность природных и культурно-исторических комплексов, используемых для организации отдыха, лечения, экскурсий — это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме.

На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании. К рекреационным ресурсам относятся: природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир); культурно-исторические достопримечательности; экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.

В научно-популярной литературе представлено несколько классификаций рекреационных ресурсов: 1) по происхождению; 2) по видам рекреационного использования; 3) по скорости исчерпания; 4) по возможности экономического восполнения; 5) по возможности замены одних ресурсов другими; 6) по возможности самовосстановления и культивирования.

Поскольку творческая группа лицеистов и студентов выполняла географический проект, то для нас важно, что по происхождению ресурсы подразделяются на физические, биологические, энергоинформационные. Физические — это все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам, геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические, термальные. Энергоинформационные ресурсы — поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое (эмоциональное и духовное) состояние человека. Под биологическими ресурсами понимаются все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические, флористические.

Каждый тип природных рекреационных ресурсов обладает свойственными, присущими только им признаками, на основе которых выделяют виды: по возможности использования (прямые и опосредованные); по степени аттрактивности; по лечебно-оздоровительным свойствам; по исторической и эволюционной уникальности; по экологическим критериям. Под туристическими ресурсами понимаются сочетания компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения туристических потребностей человека.

Группы: природные; культурно-исторические; социально-экономические условия и ресурсы — экономико-географическое положение территории, ее транспортная доступность, уровень экономического развития, трудовые ресурсы.

Природные рекреационные ресурсы подразделяются на климатические, геоморфологические, гидрологические, гидроминеральные, почвенно-растительные, фаунистические. Особое место среди них занимают ландшафтно-природные ресурсы, которые представляют собой комплексные рекреационные ресурсы.

Кировская область обладает богатейшими туристскими ресурсами: природными, историческими, культурными.

На территории области расположены 202 особо охраняемых природных территории, среди них важнейшие — государственный природный заповедник «Нургуш», государственные природные заказники «Пижемский», «Былина», «Бушковский лес», 9 охотничьих заказников регионального значения, 3 курортные зоны, крупнейшее в мире Котельничское

Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

местонахождение ископаемых позвоночных, живших 250 млн. лет назад (парейазавров).

В области работает более 40 музеев. Особую ценность представляют мемориальные музеи: Дом-музей В.М. и А.М. Васнецовых на родине художников в с. Рябово Зуевского района; Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Кирове; Дом-музей И.С. Конева в с. Лодейно Подосиновского района; Дом-музей Яна Райниса в г. Слободском; Дом-музей писателя А.С. Грина в Кирове. Интереснейшие экспозиции представлены в Кировском областном Художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, в Котельничском палеонтологическом музее, в Слободском краеведческом музее, в кировском Музее К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики.

Расположена Кировская область в зоне южной тайги. Основу лечебных ресурсов составляют минеральные воды и лечебные грязи. Распространены сульфатно-хлоридные кальци-ево-натриевые, сульфатно-хлоридные натриевые, сульфатные кальциевые и хлоридно-натриевые воды, сульфидные иловые грязи и торфяные лечебные грязи. Благодаря наличию лечебно-сырьевых ресурсов (минеральные воды, лечебные грязи, воздух хвойного леса) в области хорошо развита санаторно-курортная сфера, на территории области работают два десятка комфортабельных санаториев и профилакториев, в которых отдыхают как взрослые, так и дети из многих регионов России.

В Кировской области более 140 организаций, осуществляющих туристскую деятельность. Порядка 20 турфирм осуществляют деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма. В Единый федеральный реестр внесены сведения о 6 туроператорах. Из них 2 туроператора по международному и внутреннему туризму, 4 — операторы по внутреннему туризму. Остальные туристские фирмы — турагенты.

В Кировской области развиваются как классические, так и современные виды туризма. Наметилась тенденция к специализации ряда туристских фирм по видам туризма: культурно-познавательный, охотничий, спортивно-оздоровительный, паломнический туризм. Кроме того, ряд туристских агентств занимается только выездным туризмом.

Гостям области предлагают услуги более 50 гостиниц, более 20 комфортабельных баз отдыха. Ежегодно область посещают около 20 тысяч иностранных граждан и более 260 тысяч посетителей из регионов России.

Подготовка проекта к защите. На этом этапе учитель организует рецензирование содержания проекта на занятии географического кружка 9-х классов «Рекреационное ресурсо-ведение». Каждый рецензент заполняет оценочный лист, на основании которого оформляет текст рецензии. Предлагаем критерии оценочного листа, которые разработаны по рекомендациям П.С. Лернера:

актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;

объем и полнота законченность;

разработок,

самостоятельность,

• уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений;

• аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость;

• качество записи: оформление, соответствие требованиям полиграфического стандарта, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.

На занятии кружка под руководством учителя обсуждаются: а) тезисы выступления по содержанию проекта; б) варианты электронного сопровождения выступления. Текст проекта, тезисы выступления, презентацию и рецензию школьники обсуждают со студентами-тьюторами, которые по результатам обсуждения подготавливают отзыв на работу автора проекта, рекомендуют к защите на конференции «Природа и общество».

Важным элементом подготовки проекта к защите является выступление авторов проекта перед своими одноклассниками. С этой целью учитель проводит внеурочное занятие в форме учебной конференции. На школьную конференцию приглашаются студенты-тьюторы. Содержание конференции вызывает у всех школьников интерес, поскольку участники конференции знакомятся с новым опытом краеведческой деятельности, комментарии учителя и предложения одноклассников и студентов-тьюторов воспринимаются как приемы методической поддержки. Авторы проектов получают опыт публичного выступления. Обсуждение выступлений осуществляется по результатам работы одноклассников с оценочными листами, с помощью которых определяется готовность школьника к публичному выступлению.

Предлагаем критерии оценочного листа, которые разработаны по рекомендациям П.С. Лернера:

• качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность, объем понятий, убедительность и убежденность);

• объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи;

• педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории;

• ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы;

Развитие учебно-исследовательской деятельности школьников и студентов в процессе выполнения коллективного проекта__

Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

• деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность. Защита проекта. Защита проекта осуществляется на научно-практической конференции. В нашем случае — это областная научно-практическая конференция «Природа и общество».

Таблица 1. Положение о научно-практической конференции «Природа и общество» (2015 г.).

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный гуманитарный университет»

Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество»

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областной научно-исследовательской конференции по географии «Природа и общество»

Общие положения

Областная научно-исследовательская конференция по географии учителей, студентов и школьников (далее — Конференция) призвана способствовать формированию гражданской зрелости, позитивного отношения к географическому образованию, становлению опыта научно-исследовательской деятельности, развитию педагогического творчества и профессиональной ориентации обучающихся.

Цель Конференции

Конференция призвана привлечь внимание участников образовательного процесса к исследовательской деятельности по географии, активизировать познавательный интерес к изучению родного края, стимулировать занятие экспедиционной деятельностью.

Задачи Конференции

• Актуализировать реализацию краеведческого, деятельностного, развивающего подходов к решению региональных проблем географии.

• Формировать у участников образовательного процесса географическую культуру и чувство ответственности за решение географических проблем.

• Способствовать развитию учебно-исследовательской и проектной деятельности участников образовательного процесса в школе и вузе.

• Пропагандировать достижения современной географической науки и результаты региональных географических исследований.

• Способствовать сетевому взаимодействию исследователей и обмену опытом работы по результатам региональных географических исследований.

Конференция проводится по следующим направлениям:

• Региональные комплексные географические исследования.

• Региональные физико-географические исследования.

• Региональные экономико-географические исследования.

• Региональные геоэкологические исследования. Организаторы Конференции

Учредителем Конференции является Вятский государственный гуманитарный университет. Подготовку и проведение Конференции осуществляет кафедра географии института естественных наук ВятГГУ.

н

Руководит проведением Конференции Оргкомитет. Для организации экспертизы работ, присланных на конференцию, Оргкомитет формирует Экспертный совет. Представленные на Конференцию работы не возвращаются и не рецензируются. Участники Конференции

Участниками Конференции могут быть школьники 5-11-х классов, студенты, учителя и преподаватели вуза.

Сроки проведения Конференции

Заседание Экспертного совета Конференции проводится 12 ноября 2015 г. Конференция проводится 19 ноября 2015 г. Место подведения итогов

Вятский государственный гуманитарный университет, институт естественных наук, кафедра географии (г. Киров, ул. Ленина, 198, ауд. 343).

Порядок приема заявок и работ

Заявки на участие в Конференции подаются в срок до 10 ноября 2015 г. в электронной форме по адресу: kaf_geo@vshu.kirov.ru.

Работы представляются в Оргкомитет до 10 ноября 2015 г. в электронной форме по адресу: kaf_geo@vshu.kirov.ru и на бумажном носителе по адресу: 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26, ВятГГУ кафедра географии, Русских Галине Анатольевне (с пометкой конференция «Природа и общество»).

Контактные телефоны: сот. 8(922)909-34-76; рабочий 8(332)208-519 (деканат института естественных наук) E-mail: kaf_geo@vshu.kirov.ru Требования к содержанию и оформлению работ

Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательских работ соответствуют традиционным стандартам описания результатов научных исследований. Награждение

Все участники конференции получают сертификат участника конференции. Лучшие работы награждаются дипломами. Педагогам, подготовившим лучшие работы, вручаются грамоты.

Оргкомитет Конкурса

По результатам защиты проектов учитель и научный консультант организуют рефлексию участников конференции, предлагая школьникам и студентам-тьюторам следующие вопросы: 1) Как я оцениваю результаты своей работы на конференции? 2) На каком уровне выступила наша команда (хорошо, очень хорошо, прекрасно)? 3) Чему мы научились на конференции?

В ходе итоговой беседы участники конференции определяют для себя новые перспективные темы исследования. Учитель и научный консультант обращают внимание школьников и студентов на то, что в настоящее время в Кировской области определилось новое направление в рекреационной географии — кластерный подход. Туристско-рекреационный кластер — это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Цель создания туристического кластера — повысить конкурентоспособность территории на рынке туристических услуг. Конкурентоспособность обеспечивается за счет повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер; стимулирования инноваций; развития новых направлений участников экономической деятельности.

Создание туристско-рекреационного кластера определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона. Известно, что основоположниками кластерного подхода в промышленном производстве были А. Маршал-ли и Б.С. Ястремский. Наибольший вклад в популяризацию идеи отраслевых кластеров внес профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Он предложил знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов — конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств, в кластере должны быть такие факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал.

Кластер создается на конкретной территории. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций. В Кировской области создан совет по повышению эффективности туристской деятельности. В настоящее время Кировскую область решено поделить на 7 туристско-рекреационных кластеров: эколого-этнографиче-ский — «Русский Север»; культурно-православный; санаторно-курортный; «Туризм в природной среде»; историко-пале-онтологический «Котёл времен»; этнографический «Вятские Поляны»; охотничий кластер. Деление на кластеры поможет Вятскому региону стать частью соответствующей федеральной программы с целью развития экономического потенциала области.

Комплексный проект «Экономико-географический образ территории Кировской области», который разработан творческой группой «лицеистов» и студентов, можно использовать как основу для создания комплексной программы по изучению особенностей туристических кластеров Вятского региона.

Обсудив информацию о реализации кластерного подхода в организации туристской деятельности в Кировской области, творческий коллектив принял решение о работе над новым коллективным проектом «Рекреационные ресурсы — фактор развития экономики Кировской области (кластерный подход)».

Итак, используя результаты проектной деятельности, очное и заочное знакомство авторов проектов с интересными объектами Кировской области, творческий коллектив определил для себя новое направление исследовательской работы,

рская

гласть

выполнение которой позволит изучить семь особенностей рекреационной географии в Кировской области и создать продукт, который можно использовать как образовательный ресурс для формирования у школьников и студентов устойчивого интереса к изучению родного края. щ

Литература

Алалыкина et а1. 2013—АлалыкииаГ.М, АлалыкииаИ.Ю, ЧернышевК.А. Экономика региона (территория, население и хозяйство Кировской области): учебное пособие. Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. 328 с.

Атлас-книга 2015 — Атлас-книга «География Кировской области» / Под. ред. Е.А. Колеватых, А.М. Прокашева, Г.А. Русских. Киров: Кир. обл. тип., 2015. 80 с.

Ашихмина 1996 — Ашихмина Т.Я. Экология родного края. Киров: Вятка, 1996. 720 с.

Казакова et а1. 2009 — Казакова Е.И., Галактиоиова Т.Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2009. 64 с.

Полухина, Талалаев 2012 — Полухииа А.Н., Талалаев М.В. Региональный туризм: анализ, теория и практика управления. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2012. 188 с.

Природа, хозяйство, экология 1996 — Природа, хозяйство, экология Кировской области / Отв. ред. В.И. Колчанов, А.М. Прокашев. Киров, 1996. 592 с.

Проектно-исследовательские и творческие работы 2012 — Про-ектно-исследовательские и творческие работы учителей и учащихся. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 419 с.

Реализация программ 2013 — Реализация программ духовно-нравственного воспитания средствами туризма и краеведения: опыт социального партнерства образовательных учреждений города Санкт-Петербург и Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» / Сост. Г.Н. Ищук, В.Н. Брюховецкая, Д.В. Смирнов, В.М. Шутова. М.; СПб.; Киров: ООО «Радуга ПРЕСС», 2013. 146 с.

Региональная экология 2009 — Региональная экология: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кондаковой. Киров: ВятГГУ, 2009. 220 с.

Русских 2002 — Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладо-га-100, 2002. 286 с.

Русских, Юдинцева 2015 — Русских Г.А., Юдиицева Л.А. Развитие универсальных учебных действий в процессе экскурсионной работы // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 2. С. 116-135.

Смирнов 2011 — Смириов Д.В. Дидактический потенциал учебно-исследовательской деятельности // Интеграция общего и дополнительного образования: метод. рекомендации / под науч. ред. В. А. Горского; авт.-сост. В.А. Горский, С.В. Ким, Д.В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». М.: УРАО ИСМО, 2011. С. 47-69.

Шарыгин 2006 — Шарыгии М.Д. Основы региональной политики : учеб. пособие. Пермь: ГОУ ВПО «Перм. гос. ун-т», 2006. 224 с.

Энциклопедия земли Вятской 1994 — Энциклопедия земли Вятской: В 10 т. Т. 1. Кн. 1: Города / Сост. В.Ф. Пономарев. Киров: Гор. газета, 1994. 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.