Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение развития учебно-исследовательской деятельности школьников'

Тьюторское сопровождение развития учебно-исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
81
5
Поделиться
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЭТАПНАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ / TUTOR ACCOMPANIMENT / RESEARCH WORK / PROJEKT ACTIVITY / STEP-BY-STEP TRAINING METHODS / RECREATION RESOURCES / GROUP PROJECT

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Пантюхина Ирина Владимировна

В статье раскрывается поэтапная методика подготовки школьников к изучению рекреационных ресурсов Кировской области. Изучение рекреационных ресурсов осуществлялось в процессе работы над коллективным проектом на тему «Экономико-географический образ территории Кировской области». В процессе выполнения коллективного проекта решалась важная задача по созданию условий для формирования опыта проектной деятельности школьников и опыта управления студентов-тьюторов деятельностью школьников. В процессе проектной деятельности студента-тьютора и ученика важно было осуществить оценку достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями нового Стандарта образования.

Tutor’s support the development of educational-research activity of schoolchildren

This article reveals step-by-step training methods of pupils for Kirov Region recreation resources study. The study of the recreation resources was carried out in the process of group work to the subject «Economic geographical view of the Kirov Region». In the process of group work a very important task of creating projekt work experience was solved. In this process of project activity it was important to realize the evalnation of planned results according to new Educational Standarts' demands.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение развития учебно-исследовательской деятельности школьников»

Последовательность действий при прохождении дистанции: контроль направления движения с помощью компаса и карты, отслеживание местности с одновременным чтением карты, выход на КП с различных привязок, отметка на КП, уход с КП.

3.4. Соревновательная практика

Обязанности участников соревнований. Участие в соревнованиях по пешеходному туризму и спортивному ориентированию в заданном направлении, ориентирование по выбору.

4. Краеведение

4.1. Школа юного краеведа

Природно-ресурсный потенциал региона. Важнейшие отрасли специализации: туризм, добывающая промышленность, животноводство, сельское хозяйство.

4.2. Экологическое краеведение

Составление и защита проектов использования природ-но-ресурсного потенциала города, области.

(Продолжение будет опубликовано в № 2 за 2016 г.)

УДК374.1; 371.844; 908; 65.012.1

Г. А. Русских, И. В. Пантюхина

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается поэтапная методика подготовки школьников к изучению рекреационных ресурсов Кировской области. Изучение рекреационных ресурсов осуществлялось в процессе работы над коллективным проектом на тему «Экономико-географический образ территории Кировской области». В процессе выполнения коллективного проекта решалась важная задача по созданию условий для формирования опыта проектной деятельности школьников и опыта управления студентов-тьюторов деятельностью школьников. В процессе проектной деятельности студента-тьютора и ученика важно было осуществить оценку достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями нового Стандарта образования.

This article reveals step-by-step training methods of pupils for Kirov Region recreation resources study. The study of the recreation resources was carried out in the process of group work to the subject «Economic geographical view of the Kirov Region». In the process of group work a very important task of creating projekt work experience was solved. In this process of project activity it was important to realize the evalnation of planned results according to new Educational Standarts' demands.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, поэтапная методика подготовки, рекреационные ресурсы, коллективный проект.

Keywords: tutor accompaniment, research work, projekt activity, step-by-step training methods, recreation resources, group project.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность - одно из направлений реализации нового Стандарта образования в основной и старшей школе. Обеспечить качественную подготовку обучающихся к исследовательской и проектной работе мы можем, используя современные технологии обучения [1]. Одна из эффективных технологий - тьюторское сопровождение [2] школьников в процессе овладения ими универсальными учебными действиями. В нашем коллективном проекте в качестве тьюторов работали студенты IV курса института естественных наук ВятГГУ.

Цель нашей статьи - раскрыть поэтапную методику подготовки школьников к изучению рекреационных ресурсов Кировской области. Изучение рекреационных ресурсов осуществлялось в процессе работы над коллективным проектом на тему «Экономико-географический образ территории Кировской области» [3]. В процессе выполнения коллективного проекта решалась важная дидактическая задача по созданию условий для формирования опыта проектной деятельности школьников и опыта управления проектной деятельностью школьников у студентов-тьюторов.

В практике работы были реализованы краеведческий, дея-тельностный и развивающий подходы. Формирование универсальных учебных действий осуществлялось в процессе выполнения исследовательского проекта. В деятельности студента-тьютора и ученика важно было осуществить оценку достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Оценка осуществлялась в ходе защиты проекта по коллективной исследовательской теме «Экономико-географический образ территории Кировской области» на областной научно-практической конференции «Природа и общество» [4].

В период подготовки школьников к написанию проектов была определена группа учащихся, которые проявили интерес к содержанию проекта и форме его выполнения в процессе общения со студентом-тьютором. Комплексный проект творческой группы подготавливался для защиты на областной научно-практической конференции школьников, студентов и учителей географии «Природа и общество», которая ежегодно проводится в ноябре в ВятГГУ. Важно, что коллективный проект является комплексом индивидуальных исследовательских проектов учащихся 7 «Б» класса МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова, проекты выполняются совместно со студентами-тьюторами (студенты-географы IV курса ВятГГУ) под руководством И. В. Пантюхиной, учителя географии МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова. Творческий коллектив учеников, студентов и учителя обеспечивается научно-методическим сопровождением научного консультанта доцента кафедры географии ВятГГУ Г. А. Русских.

Рассмотрим краткое содержание проектной деятельности на каждом этапе работы над коллективным проектом.

Запуск проекта. При запуске проекта проводятся два занятия: одно организационное, второе - информационное. Цель организационного занятия - познакомить школьников с методологией учебно-исследовательской и проектной деятельности. Цель информационного занятия - изучить существенные признаки нового понятия «рекреационная география» и познакомить с особенностями рекреационных ресурсов своего края [5]. На организационном занятии учитель определил готовность учащихся к работе над проектом по результатам предварительного собеседования и тестирования. Обратил внимание школьников на тему проектной деятельности, сформировал творческие пары: ученик (автор проекта) и студент-тьютор, который обеспечивает методическую поддержку школьников в процессе выполнения проектной деятельности. Научный консультант совместно с каждой творческой парой сформулировал задание для творческой самостоятельной работы, определил проблему, цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования и пути решения проблемы. В результате работы каждая творческая пара подготовила план работы.

Сбор информации. На этом этапе учитель вместе с учениками работал в краеведческом отделе Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Грина. В ходе библиотечного урока школьники и студенты познакомились с источниками информации [6] по теме своей творческой работы на бумажных и электронных носителях, определили цель и задачи экспедиционной работы по рекреационным маршрутам Кировской области, подготовили электронные письма в районные музеи и на градообразующие предприятия малых городов Вятского края. Под руководством научного консультанта были проведены индивидуальные консультации по сбору информации, камеральной обработке собранных материалов, структурированию информации и оформлению текста. В результате нашей работы была подготовлена информация о рекреационных ресурсах Кировской области.

Информация по теме «Рекреационные ресурсы Кировской области». Рекреационные ресурсы - совокупность природных и культурно-исторических комплексов, используемых для организации отдыха, лечения, экскурсий, это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме.

На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании. К рекреационным ресурсам относятся: природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир); культурно-исторические достопримечательности; экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы, по экологическим критериям.

В научно-популярной литературе представлено несколько классификаций рекреационных ресурсов: 1) по происхождению; 2) по видам рекреационного использования; 3) по скорости исчерпания; 4) по возможности экономического восполнения; 5) по возможности замены одних ресурсов другими; 6) по возможности самовосстановления и культивирования.

Как известно, каждый тип природных рекреационных ресурсов обладает свойственными, присущими только им признаками, на основе которых выделяют виды: по возможности использования (прямые и опосредованные), по степени аттрактивности; по лечебно-оздоровительным свойствам; по исторической и эволюционной

уникальности; по экологическим критериям. Под туристическими ресурсами понимаются сочетания компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения туристических потребностей человека.

Выделяются следующие группы рекреационных ресурсов: природные; культурно-исторические; социально-экономические условия и ресурсы - экономико-географическое положение территории, ее транспортная доступность, уровень экономического развития, трудовые ресурсы.

Кировская область обладает богатейшими туристскими ресурсами: природными, историческими, культурными.

На территории области расположены 202 особо охраняемые природные территории, среди них важнейшие - государственный природный заповедник «Нургуш», государственные природные заказники «Пижемский», «Былина», «Бушковский лес», 9 охотничьих заказников регионального значения, 3 курортные зоны, крупнейшее в мире Котельничское местонахождение ископаемых позвоночных, живших 250 млн лет назад, - парейазавров.

В области работают более 40 музеев. Особую ценность представляют мемориальные музеи: Дом-музей В. М. и А. М. Васнецовых на родине художников в с. Рябово Зуевского района; Дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина в Кирове; Дом-музей И. С. Конева в селе Лодейно Подосиновского района; Дом-музей Яна Райниса в г. Слободском; Дом-музей писателя А. С. Грина в г. Кирове. Интереснейшие экспозиции представлены в Кировском областном художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых, в Котель-ничском палеонтологическом музее, в Слободском краеведческом музее, в Кировском музее К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики.

Кировская область расположена в зоне южной тайги. Основу лечебных ресурсов составляют минеральные воды и лечебные грязи. Распространены сульфатно-хлоридные кальциево-натриевые, сульфатно-хлоридные натриевые, сульфатные кальциевые и хло-ридно-натриевые воды, сульфидные иловые грязи и торфяные лечебные грязи. На территории области работают более 20 санаториев и профилакториев, в которых отдыхают как взрослые, так и дети из многих регионов России.

В Кировской области более 140 организаций, осуществляющих туристскую деятельность. В Единый федеральный реестр внесены сведения о шести туроператорах, которые профессионально организуют программы по международному и внутреннему туризму.

Гостям области предлагают услуги более 50 гостиниц, 20 комфортабельных баз отдыха. Ежегодно область посещают около 20 тысяч иностранных граждан и более 260 тысяч посетителей из регионов России.

Подготовка проекта к защите. На этом этапе учитель организует рецензирование содержания проекта на занятии географического кружка 9-х классов «Рекреационное ресурсоведение». Каждый рецензент заполняет оценочный лист, на основании которого оформляет текст рецензии. Предлагаем критерии оценочного листа, которые разработаны по рекомендациям П. С. Лернера [7]: актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы; объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность; уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость; качество записи: оформление, соответствие требованиям полиграфического стандарта, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.

На занятии кружка под руководством учителя обсуждаются: а) тезисы выступления по содержанию проекта; б) варианты электронного сопровождения выступления. Текст проекта, тезисы выступления, презентацию и рецензию школьники обсуждают со студентами-тьюторами, которые по результатам обсуждения подготавливают отзыв на работу автора проекта, рекомендуют к защите на конференции «Природа и общество».

Важным элементом подготовки проекта к защите является выступление авторов проекта перед своими одноклассниками. С этой целью учитель проводит внеурочное занятие в форме учебной конференции. На школьную конференцию приглашаются студенты-тьюторы. Содержание конференции вызывает у всех школьников интерес, поскольку участники конференции знакомятся с новым опытом краеведческой деятельности, комментарии учителя и предложения одноклассников и студентов-тьюторов воспринимаются как приемы методической поддержки. Авторы проектов по-

лучают опыт публичного выступления. Обсуждение выступлений осуществляется по результатам работы одноклассников с оценочными листами, с помощью которых определяется готовность школьника к публичному выступлению.

Предлагаем критерии оценочного листа, которые разработаны по рекомендациям П. С. Лернера [8]: качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность, объем понятий, убедительность и убежденность); объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи; педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории; ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы; деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Защита проекта. Защита проекта осуществляется на научно-практической конференции. В нашем случае - это областная научно-практическая конференция «Природа и общество» (Положение о конференции см. в Приложении к статье).

По результатам защиты проектов учитель и научный консультант организуют рефлексию участников конференции, предлагая школьникам и студентам-тьюторам следующие вопросы: 1) Как я оцениваю результаты своей работы на конференции? 2) На каком уровне выступила наша команда (хорошо, очень хорошо, прекрасно)? 3) Чему мы научились на конференции?

В ходе итоговой беседы участники конференции определяют для себя новые перспективные темы исследования. Учитель и научный консультант обращают внимание школьников и студентов на то, что в настоящее время в Кировской области определилось новое направление в рекреационной географии - кластерный подход. Туристско-рекреационный кластер - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Цель создания туристического кластера - повысить конкурентоспособность территории на рынке туристических услуг. Конкурентоспособность обеспечивается за счет повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер; стимулирования инноваций; развития новых направлений участников экономической деятельности.

Создание туристско-рекреационного кластера определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона. Известно, что основоположниками кластерного подхода в промышленном производстве были А. Маршалл и Б. С. Ястрем-ский. Наибольший вклад в популяризацию идеи отраслевых кластеров внес профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Он предложил знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов - конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств - в кластере должны быть такие факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал.

Кластер создается на конкретной территории. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций. В Кировской области создан Совет по повышению эффективности туристской деятельности. Предполагается, что к марту 2016 г. будет разработан туристический паспорт региона. В настоящее время Кировскую область решено поделить на 7 турист-ско-рекреационных кластеров: эколого-этнографический - «Русский Север»; культурно-православный; санаторно-курортный; «Туризм в природной среде»; историко-палеонтологический «Котёл времен»; этнографический «Вятские Поляны»; охотничий кластер. Деление на кластеры поможет Вятскому региону стать частью соответствующей федеральной программы с целью развития экономического потенциала области.

Комплексный проект «Экономико-географический образ территории Кировской области», который разработан творческой группой лицеистов и студентов, можно использовать как основу для создания комплексной программы по изучению особенностей туристических кластеров Вятского региона.

Обсудив информацию о реализации кластерного подхода в организации туристской деятельности в Кировской области, творческий коллектив принял решение о работе над новым коллектив-

ным проектом «Рекреационные ресурсы - фактор развития экономики Кировской области (кластерный подход)».

Итак, используя результаты проектной деятельности, очное и заочное знакомство авторов проектов с интересными объектами Кировской области, творческий коллектив определил для себя новое направление исследовательской работы, выполнение которой позволит изучить 7 особенностей рекреационной географии в Кировской области и создать продукт, который можно использовать как образовательный ресурс для формирования у школьников и студентов устойчивого интереса к изучению родного края.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении областной научно-исследовательской конференции по географии «Природа и общество»

Общие положения

Областная научно-исследовательская конференция по географии учителей, студентов и школьников (далее - Конференция) призвана способствовать формированию гражданской зрелости, позитивного отношения к географическому образованию, становлению опыта научно-исследовательской деятельности, развитию педагогического творчества и профессиональной ориентации обучающихся.

Цель Конференции

Конференция призвана привлечь внимание участников образовательного процесса к исследовательской деятельности по географии, активизировать познавательный интерес к изучению родного края, стимулировать занятие экспедиционной деятельностью.

Задачи Конференции

1. Актуализировать реализацию краеведческого, деятельно-стного, развивающего подходов к решению региональных проблем географии.

2. Формировать у участников образовательного процесса географическую культуру и чувство ответственности за решение географических проблем.

3. Способствовать развитию учебно-исследовательской и проектной деятельности участников образовательного процесса в школе и вузе.

4. Пропагандировать достижения современной географической науки и результаты региональных географических исследований.

5. Способствовать сетевому взаимодействию исследователей и обмену опытом работы по результатам региональных географических исследований.

Конференция проводится по следующим направлениям:

1. Региональные комплексные географические исследования.

2. Региональные физико-географические исследования.

3. Региональные экономико-географические исследования.

4. Региональные геоэкологические исследования.

Организаторы Конференции

Учредителем Конференции является Вятский государственный гуманитарный университет.

Подготовку и проведение Конференции осуществляет кафедра географии института естественных наук ВятГГУ.

Руководит проведением Конференции Оргкомитет. Для организации экспертизы работ, присланных на конференцию, Оргкомитет формирует Экспертный совет.

Представленные на Конференцию работы не возвращаются и не рецензируются.

Участники Конференции

Участниками Конференции могут быть школьники 5— 11-х классов, студенты, учителя и преподаватели вуза.

Сроки проведения Конференции

Заседание Экспертного совета Конференции проводится (сроки). Конференция проводится (сроки).

Место подведения итогов

Вятский государственный гуманитарный университет, институт естественных наук, кафедра географии (г. Киров, ул. Ленина, 198, ауд. 343).

Порядок приема заявок и работ

Заявки на участие в Конференции подаются в срок (дата) в электронной форме по E-mail: kaf_geo@vshu.kirov.ru.

Работы представляются в Оргкомитет до (дата) в электронной форме по E-mail: kaf_geo@vshu.kirov.ru и на бумажном носителе по адресу: 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26. ВятГГУ, кафедра географии (с пометкой конференция «Природа и общество»).

Требования к содержанию и оформлению работ

Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательских работ соответствуют стандартам описания результатов научных исследований.

Награждение

Все участники конференции получают сертификат участника конференции. Лучшие работы награждаются дипломами. Педагогам, подготовившим лучшие работы, вручаются грамоты.

Примечания

1. Горский В. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография / В. А. Горский, Г. А. Русских, Д. В. Смирнов. М.: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. 151 с.

2. Казакова Е. И. Основные приемы и технологии в работе тьютора: учеб.-метод. пособие / Е. И. Казакова, Т. Г. Галактионова, В. Е. Пугач. М.: АПКиППРО, 2009. 64 с.

3. Образ территории Кировской области в региональных географических исследованиях: сб. статей / авт.-сост. Г. А. Русских, И. Ю. Алалыкина, Е. С. Соболева. Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. 104 с.

4. Там же.

5. Алалыкина Г. М. Экономика региона (территория, население и хозяйство Кировской области): учеб. пособие / Г. М. Алалыкина, И. Ю. Алалыкина, К. А. Чернышев. Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. 328 с.

6. Энциклопедия земли Вятской: в 10 т. Т. 1. Кн. 1: Города / сост. В. Ф. Пономарев; Киров. обл. писат. орг., Администрация Киров. обл., АО «Гор. газета». Киров: Гор. газета, 1994. 447 с.

7. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пособие для учителя. М.: Ладога-100, 2002. 286 с.

8. Там же.