Научная статья на тему 'Развитие у студентов навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека '

Развитие у студентов навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
изобразительное искусство / преподавание рисунка / наброски фигуры человека / методика преподавания набросков / visual arts / teaching drawing / sketches of the human fig-ure / methods of teaching sketches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович, Сорокина Татьяна Алексеевна, Савинова Светлана Васильевна

Студенты, обучающиеся художественной грамоте, должны уметь выполнять рисунок фигуры человека, свободно передавать движение фигуры, ее анатомическое и пространственное расположение. Это необходимо для будущей художественно-творческой деятельности. Без умения рисовать фигуру выпускник не будет готов к профессиональной деятельности как художник. Цель статьи – предложить разработанную серию заданий по выполнению набросков обнаженной фигуры человека с разными специально составленными задачами. Применены методы: анализ специальной литера-туры; анализ набросков студентов; педагогический эксперимент. Смысл заданий заключается в выполнении набросков обнаженной фигуры человека, начиная от простых движений и переходя к более сложным. Сна-чала предлагается выполнить набросок со статическим контрапостом фигуры стоя, далее переходить к сидящей фигуре человека в динамике, которая выражена поворотом плечевого пояса к тазовому поясу, чтобы было скручивание тела. Затем задачи усложняются до набросков фигуры человека в лежачем положении без ракурса, потом в сложном ракурсе, при этом рекомендуется находиться от модели на достаточном расстоянии, чтобы в набросках избежать искажения пропорций. И заканчивается серия заданий фигурой с задачей передачи в наброске графического художественного образа. Для решения этой задачи рекомендуется организовывать тематическую постановку. Выявлено, что разработанные задания положительно влияют на развитие навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека. Использование в учебном процессе данных заданий позволяет достичь более высоких результатов в освоении художественной грамоты по рисунку. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании методики обучения студентов выполнению набросков фигуры человека. Практическая значимость исследования заключается в предложении методически обоснованных заданий, эффективность которых доказана в процессе педагогического эксперимента. Результаты исследования целесообразно применять в учебном процессе при обучении студентов академическому рисунку в разделе освоения фигуры человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович, Сорокина Татьяна Алексеевна, Савинова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of students' skills in sketching a naked human figure

Students of artistic literacy should be able to draw a hu-man figure, freely depict the movement of the figure, its anatomical and spatial location. This is necessary for artistic and creative work in future. A graduate will not be ready for professional activity as an artist without the ability to draw a figure. The purpose of the article: to propose a developed series of assignments for sketching a naked human figure, with various specially designed tasks. The following methods were applied: analysis of special literature; analysis of students' sketches; pedagogical experiment. The aim of the assignments is to make sketches of a naked human figure, starting from simple movements and going on with more complex movements of the figure. First, it is proposed to make a sketch with a static counterpoint of a standing figure, then move on to a sitting human figure in dynamics, the dynamics is expressed by turning the shoulder girdle to the pelvic girdle so that there is twisting of the body. Then the tasks become more complicated with sketches of a human figure in a supine position without an angle, then in a complex angle, while it is recommended to be at a sufficient distance from the model in order to avoid distortion of proportions in the sketches. And the series of assignments ends with the task of depicting a graphic artistic image of a figure in a sketch. To solve this task, it is recommended to organize a thematic setting. It was revealed that the developed assignments have a positive effect on the development of skills for sketching a naked human figure. The use of assignments in the educational process allows us to achieve higher results in mastering artistic literacy in drawing. The theoretical significance of the article lies in justification of the methodology of teaching students to make sketches of the human figure. The practical implication of the study lies in the proposal of methodically based assignments, the effectiveness of which has been proven in the process of pedagogical experiment. The results of the study are ready for use in the educational process when teaching students academic drawing in the section of drawing the human figure.

Текст научной работы на тему «Развитие у студентов навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека »



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241053 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11053 УДК 378.147

Развитие у студентов навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека

The development of students' skills in sketching a naked human figure

Авторы статьи

I

Authors of the article

Савинов Андрей Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка и живописи ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»; профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н. Н. Ростовцева ФГБОу ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Российская Федерация sawinov.andr@yandex.ru ОРСЮ: 0000-0001-5158-9968

Сорокина Татьяна Алексеевна,

магистрант ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Москва, Российская Федерация 89151761492@yandex.ru ORCID: 0009-0004-1279-3519

Савинова Светлана Васильевна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация ssavv@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1061-9216

Конфликт интересов

L

Andrey M. Savinov,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Drawing and Painting, State University of Education; Professor of the Department of Methods of Teaching Fine Arts named after N.N. Rostovtsev, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation sawinov.andr@yandex.ru ORCID: 0000-0001-5158-9968

Tatyana A. Sorokina,

Graduate Student, State University of Education, Moscow, Russian Federation 89151761492@yandex.ru ORCID: 0009-0004-1279-3519

Svetlana V. Savinova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation ssavv@yandex.ru ORCID: 0000-0002-1061-9216

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Савинов А. М., Сорокина Т. А., Савинова С. В. Развитие у студентов навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. - С. 219-234. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241053.htm DOI:

10.24412/2304-120X-2024-11053

A. M. Savinov, T. A. Sorokina, S. V. Savinova, The development of students' skills in sketching a naked human figure // Scientific-methodological electronic journal "Kon-cept". - 2024. - No. 04. - P. 219-234. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241053.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11053

Поступила в редакцию Received 09.02.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.03.24

Принята к публикации Accepted for publication 30.03.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Савинов А. М., Сорокина Т. А., Савинова С. В., 2024

Аннотация

Abstract

Студенты, обучающиеся художественной грамоте, должны уметь выполнять рисунок фигуры человека, свободно передавать движение фигуры, ее анатомическое и пространственное расположение. Это необходимо для будущей художественно-творческой деятельности. Без умения рисовать фигуру выпускник не будет готов к профессиональной деятельности как художник. Цель статьи - предложить разработанную серию заданий по выполнению набросков обнаженной фигуры человека с разными специально составленными задачами. Применены методы: анализ специальной литературы; анализ набросков студентов; педагогический эксперимент. Смысл заданий заключается в выполнении набросков обнаженной фигуры человека, начиная от простых движений и переходя к более сложным. Сначала предлагается выполнить набросок со статическим контрапостом фигуры стоя, далее переходить к сидящей фигуре человека в динамике, которая выражена поворотом плечевого пояса к тазовому поясу, чтобы было скручивание тела. Затем задачи усложняются до набросков фигуры человека в лежачем положении без ракурса, потом в сложном ракурсе, при этом рекомендуется находиться от модели на достаточном расстоянии, чтобы в набросках избежать искажения пропорций. И заканчивается серия заданий фигурой с задачей передачи в наброске графического художественного образа. Для решения этой задачи рекомендуется организовывать тематическую постановку. Выявлено, что разработанные задания положительно влияют на развитие навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека. Использование в учебном процессе данных заданий позволяет достичь более высоких результатов в освоении художественной грамоты по рисунку. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании методики обучения студентов выполнению набросков фигуры человека. Практическая значимость исследования заключается в предложении методически обоснованных заданий, эффективность которых доказана в процессе педагогического эксперимента. Результаты исследования целесообразно применять в учебном процессе при обучении студентов академическому рисунку в разделе освоения фигуры человека.

Ключевые слова

I

Students of artistic literacy should be able to draw a human figure, freely depict the movement of the figure, its anatomical and spatial location. This is necessary for artistic and creative work in future. A graduate will not be ready for professional activity as an artist without the ability to draw a figure. The purpose of the article: to propose a developed series of assignments for sketching a naked human figure, with various specially designed tasks. The following methods were applied: analysis of special literature; analysis of students' sketches; pedagogical experiment. The aim of the assignments is to make sketches of a naked human figure, starting from simple movements and going on with more complex movements of the figure. First, it is proposed to make a sketch with a static counterpoint of a standing figure, then move on to a sitting human figure in dynamics, the dynamics is expressed by turning the shoulder girdle to the pelvic girdle so that there is twisting of the body. Then the tasks become more complicated with sketches of a human figure in a supine position without an angle, then in a complex angle, while it is recommended to be at a sufficient distance from the model in order to avoid distortion of proportions in the sketches. And the series of assignments ends with the task of depicting a graphic artistic image of a figure in a sketch. To solve this task, it is recommended to organize a thematic setting. It was revealed that the developed assignments have a positive effect on the development of skills for sketching a naked human figure. The use of assignments in the educational process allows us to achieve higher results in mastering artistic literacy in drawing. The theoretical significance of the article lies in justification of the methodology of teaching students to make sketches of the human figure. The practical implication of the study lies in the proposal of methodically based assignments, the effectiveness of which has been proven in the process of pedagogical experiment. The results of the study are ready for use in the educational process when teaching students academic drawing in the section of drawing the human figure.

Key words

изобразительное искусство, преподавание рисунка, наброски фигуры человека, методика преподавания набросков

visual arts, teaching drawing, sketches of the human figure, methods of teaching sketches

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность Государственному университету просвещения, на базе которого проводилось исследование; благодарность студентам, прошедшим обучение по представленной в публикации методике и предоставившим для статьи свои рисунки.

The authors express their gratitude to the State University of Education, on the basis of which the study was done; thanks to the students who were trained using the methodology presented in the publication and provided their drawings for the article.

Введение / Introduction

В процессе освоения курса рисунка основной темой учебной программы является рисунок фигуры человека. Сначала студенты учатся изображать гипсовые обнаженные фигуры, затем следует рисунок обнаженной живой фигуры человека, и только после этого происходит изучение одетой фигуры человека. Решение учебных задач в процессе изучения курса рисунка направлено на развитие умений выполнять рисунок фигуры человека как самого сложного объекта изучения. Этому способствуют задания по выполнению набросков фигуры человека. В частности, важное место занимает умение делать

наброски обнаженной фигуры человека. Поэтому в программе курса рисунка параллельно с длительными работами над фигурой имеются задания по выполнению набросков как одетой, так и обнаженной фигуры. В процессе выполнения набросков обнаженной фигуры студенты должны научиться передавать пропорции, анатомическое строение и движение фигуры, достигать художественной выразительности, развить умения использовать различные графические техники. При этом подразумевается, что выполнение набросков принесет значительную пользу обучающимся художественной грамоте. Следует отметить, что при всем значении, которое придается выполнению набросков, на сегодняшний день имеются только советы по тому, как надо выполнять наброски и какими должны быть результаты, но нет разработанной методики или полноценно составленных методических рекомендаций, которые бы направляли деятельность педагога и обучаемых.

Цель статьи - представить результаты исследования по методике выполнения набросков фигуры человека и предложить разработанную серию заданий по выполнению набросков обнаженной фигуры человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по теме исследования.

2. Разработать серию заданий по выполнению набросков со специальными задачами, направленными на овладение разнообразными графическими средствами и развитие навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека.

3. Проверить эффективность разработанных заданий в процессе проведения педагогического эксперимента.

Обзор литературы / Literature review

О важности выполнения набросков фигуры человека говорится во многих исследованиях, учебных пособиях и научных статьях. Но при этом можно отметить, что данный вид учебной деятельности не представлен на должном уровне в методическом плане. Конечно, в отечественной научной литературе существуют различные методические пособия, в которых отводится место теме наброска фигуры человека. Это, прежде всего, учебно-методическое пособие, которое в свое время выпустил А. О. Барщ, посвященное наброскам и зарисовкам с натуры [1]. Представляет интерес учебное пособие О. А. Авсисяна, в котором рассматриваются методы выполнения набросков по представлению [2], а также учебное пособие для студентов высших учебных заведений по выполнению набросков и зарисовок обнаженной фигуры человека, подготовленное Ю. В. Новоселовым [3]. В них авторы в основном рассматривают психологическую и эмоциональную составляющую быстрых зарисовок, классификацию набросков. Также теме создания набросков фигуры человека посвящены исследования таких педагогов, как В. С. Кузин, А. Е. Терентьев, А. А. Унковский. Каждый из них отмечает необходимость выполнения набросков при освоении графической грамоты. Так, В. С. Кузин отмечает, что наброски и зарисовки выполняют учебно-познавательную функцию, «когда рисунок служит средством изучения натуры, действительности и накопления профессиональных знаний и умений» [4]. А. Е. Терентьев обращает внимание на то, что «человек, профессионально занимающийся рисунком, должен обладать хорошо развитым цельным видением натуры и изображения», отмечая, что данный навык можно развить в процессе выполнения набросков [5]. В содержание дисциплины «Рисунок» авторы включают различные виды краткосрочных зарисовок. Однако наибольший положительный эффект несут

наброски фигуры человека. Именно этот вид «помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках головы и фигуры человека, способствует изучению живой формы, расширяет кругозор», - пишет А. А. Унковский [6].

Теме рисунка фигуры человека и выполнения набросков посвящены исследования таких авторов, как Д. П. Псурцев, С. П. Рощин и А. И. Фурсов. Так, Д. П. Псурцев раскрывает особенности композиционного мышления студентов в процессе выполнения набросков фигуры человека [7]. С. П. Рощин подробно останавливается на методике длительного выполнения рисунка фигуры человека [8]. А. И. Фурсов в своей работе рассматривает особенности формирования композиционного мышления в процессе преподавания фигуры человека для художников и дизайнеров [9].

Кроме того, имеются авторы, которые в своих работах заостряют внимание на анализе типичных ошибок студентов в процессе рисования фигуры человека, что важно для объективной оценки рисунка; данной теме посвящена работа К. А. Кравченко [10]. Одна из задач при выполнении набросков - это соблюдение пропорции. Поэтому некоторые авторы в своих исследованиях сосредоточивают внимание на преодолении трудностей в определении пропорций фигуры человека. Например, Н. И. Куприянов издал учебное пособие для студентов художественно-графического факультета, в котором подробно раскрывает пропорции фигуры человека, предлагает методы обучения зарисовкам и наброскам фигуры человека с учетом пропорций [11]. Другие исследователи предлагают решать задачи обучения рисунку фигуры человека через изучение ее анатомии. В. В. Гусева в своих работах рассматривает проблемы преподавания пластической анатомии, обращает внимание на роль визуализации при обучении пластической анатомии студентов-дизайнеров [12, 13]. С. А. Ни-китенков и А. А. Тарабцев высказывают обеспокоенность проблемой сохранения единства академического рисунка и пластической анатомии в обучении изображению фигуры человека и предлагают опираться на традиции, которые накопила отечественная школа рисунка по данному вопросу [14]. В. В. Пискарев предлагает преподавать пластическую анатомию во взаимосвязи с анализом конструктивных особенностей фигуры человека [15]. А. И. Филимонов и Т. А. Канунникова также подчеркивают значение знаний по пластической анатомии и анатомическому рисунку при подготовке учителей изобразительного искусства и предлагают этот материал для освоения в педагогическом образовании [16]. Все перечисленные авторы утверждают, что знание строения фигуры человека позволяет добиваться реалистического изображения ее формы.

Имеются исследования, близкие к тематике выполнения набросков, с представленными заданиями, суть которых заключается в выполнении различных набросков, начиная от разнообразных ракурсов до тематических постановок, но в них акцент делается на разновидности набросков (Д. Р. Богданова, А. И. Полозова [17]) и на развитии умений создавать художественный образа фигуры человека (А. М. Савинов, Т. А. Сорокина [18]). Также имеются исследования, в которых авторы доказывают, что выполнение набросков может помочь в формировании умений выражать проектные идеи и поэтому оно будет полезно для подготовки дизайнеров (С. И. Егорова, А. М. Савинов [19]).

С темой важности умений выполнять наброски для дизайнеров связаны исследования зарубежных авторов. Так, в США значительная работа по изучению связи креативности и ручного эскизирования проведена Седой Маккиллиган (Ильмаз) в соавторстве с С. Сейфертом и Р. Гонсалесом [20]. Также наброску как средству развития

творческих способностей посвятил работу И. Гариб [21]. Субик Кумар Шреста из Университета Канзаса высказывал предположение, что использование набросков, выполненных без помощи компьютерных технологий для дизайна, всегда является преимуществом и значимо, особенно на начальных этапах проектирования [22]. Но эти авторы, отмечая важность умений выполнять наброски, не предлагают способы овладения техникой выполнения наброска, они не занимались методикой обучения изобразительной грамоте. Такие авторы, как Г. Баммес и Е. Барчаи, в большей степени обращали свое внимание на изучение анатомических особенностей фигуры человека, главный акцент они делали на знании анатомии и конструктивных особенностей, преподавание набросков фигуры человека не входило в сферу их научных исследований [23, 24]. Исследователи А. Буковец и Р. Поточник в своих работах обращают внимание на то, что выполнение изображений карандашом является важной составляющей художественной подготовки, которую не следует игнорировать в процессе получения художественного образования, поэтому они предложили нестандартное методическое пособие, где представлены картинки художника [25]. Исследователи показали, что, используя их методику и технику рисунка карандашом, обучающиеся быстрее осваивают различные идеи в изобразительном искусстве. Данная методика может быть применена и в отечественном образовании, но в большей степени ее удобнее использовать для начинающих осваивать основы по рисунку.

Из недавних зарубежных исследований по методике освоения обучающимися художественной грамоты представляют интерес работы следующих авторов. Так, К. Дриусси, доцент в Центре университетского образования при Университете Фуку-яма на западе Японии, представляет в своем исследовании рисунки, созданные обучающимися, как инструмент для сбора общей информации и углубленного изучения опыта и мнений обучающихся [26]. Ею было собрано и проанализировано более 1000 рисунков, чтобы использовать этот подход в преподавании. А исследователь Ч. Хакетт в своей работе отвечает на вопрос, как можно обучить неподготовленного студента навыкам, необходимым художникам для выполнения их профессиональной деятельности [27]. Методы, которые автор рекомендует использовать, можно применять и для подготовки по рисунку, это прежде всего интерактивные методы обучения. По близкой тематике провел исследования в области художественного образования К. Андерсон: он изучил влияние, которое совместная профессиональная учебная деятельность оказывает на восприятие преподавателями изобразительного искусства требуемого профессионального развития [28]. Результаты его исследования показали, что рефлексивный диалог, сетевые возможности и культура сотрудничества являются ключевыми факторами, влияющими на результаты профессионального развития учителей изобразительного искусства. Перечисленные исследования затрагивают важные вопросы подготовки по рисунку, а следовательно, влияют на профессиональное художественное становление обучающегося, при этом следует отметить, что напрямую они не связаны с рисунком фигуры человека, но предлагаемые методы могут быть использованы в процессе развития у студентов навыков выполнения набросков фигуры человека.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что наброски фигуры человека имеют важное значение и находятся в центре освоения художественной грамоты по рисунку. Именно наброски и зарисовки повышают навыки обучающихся в работе и над длительными творческими работами, что обусловливает необходимость разработки пе-

дагогических технологий освоения процесса выполнения набросков. Однако в методике изучения набросков обнаженной фигуры человека отсутствует педагогическая технология того, как на практике достичь высокого уровня выполнения набросков и какие технические приемы при этом следует использовать.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Исследование базировалось на идее преемственности отечественного художественного образования, сохранении и развитии традиций, комплексном подходе при обучении основам художественной грамоты с учетом вариативных заданий различного уровня, адаптированных к возможностям каждого студента. Объект исследования - процесс обучения студентов академическому рисунку в системе высшего образования. Методами исследования являются анализ научной литературы по преподаванию рисунка и созданию набросков фигуры человека, педагогический эксперимент, анализ набросков студентов. Базой исследования являлся Государственный университет просвещения, факультет изобразительного искусства и народных ремесел. В исследовании приняла участие группа студентов в количестве 76 человек, состоящая из обучающихся I-IV курсов различных направлений подготовки: «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Педагогическое образование». Педагогический эксперимент проходил в течение 2022/2023 учебного года. Экспериментальная работа осуществлялась в процессе сеансов набросков, в рамках самостоятельной работы студентов под руководством педагога. Сеансы набросков проходили по графику: одно занятие в две недели. Продолжительность занятия два часа. Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, был осуществлен срез современного состояния подготовки студентов по рисунку, и в частности по уровню выполнения набросков фигуры человека. На основе полученных данных были разработаны специальные задания по выполнению набросков обнаженной фигуры человека. На формирующем этапе эксперимента проводилась апробация разработанных заданий. В процессе контрольного этапа педагогического эксперимента сопоставлялись результаты, обрабатывались данные для получения статистических показателей.

Результаты исследования / Research results

Для того чтобы определить роль набросков в освоении рисунка и выявить умения студентов в изображении фигуры человека, был проведен педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. С целью выявления уровня подготовки студентов по выполнению набросков был проведен констатирующий эксперимент. Для анализа работ были составлены критерии оценки набросков, к ним относятся:

1) соблюдение пропорций фигуры человека;

2) передача правильного движения;

3) достижение выразительности наброска;

4) грамотное использование графических техник;

5) передача художественного образа.

Для анализа работ баллы по каждому критерию были разделены на три уровня: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл.

Во время проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента группе студентов было предложено сделать наброски обнаженной фигуры человека

в нескольких несложных позах. Студенты изобразили фигуру человека в контрапосте и в положении сидя. На зарисовку студентам отводилось около 10 минут, наброски были сделаны графитом или сангиной на листе формата А4. Для того чтобы правильно оценить средний балл, были выведены уровни развития навыков рисования набросков, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Уровни развития навыков рисования набросков

Уровни Баллы

Высокий 12-15

Средний 8-11

Низкий 5-7

Проанализировав работы студентов, мы выявили, что средний балл работ составляет 8,7, таким образом, уровень развития навыков рисования набросков обнаженной фигуры человека соответствует среднему уровню. На основе анализа научной литературы, педагогического опыта по данной теме и собственного опыта преподавания рисунка было сформулировано предположение о том, что если ввести в учебный процесс студентов регулярные занятия по выполнению набросков обнаженной фигуры человека с разными специально разработанными задачами, то можно добиться повышения уровня навыков рисования набросков и ускорить процесс освоения набросков в профессиональной подготовке студентов. Для проверки этой гипотезы был осуществлен формирующий эксперимент. На этом этапе были составлены задания, отражающие особенности изображения обнаженной фигуры человека. После этого проходила их апробация в учебном процессе.

Была составлена и проведена в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента серия следующих видов набросков:

1. Наброски обнаженной фигуры человека в контрапосте спереди и в профиль. Данный ракурс находится в статическом положении, динамика выражена опорой на одну ногу. Студенты в течение 7-10 минут делали данные зарисовки на тонированной или белой бумаге (см. рис. 1, 2). В данной позе основополагающие моменты - это верная анатомия фигуры, определение положения корпуса к средней линии, наклон тазового пояса по отношению к плечевому. Для этого обучающиеся мысленно проводят ось из внутренней лодыжки ноги к яремной ямке. Выразительность в основном достигается за счет плавности линий или за счет усиления границы между светом и тенью. Педагог в процессе проведения данных набросков объяснял особенности изображения фигуры с опорой на одну ногу и обращал внимание на их соблюдение.

2. Наброски обнаженной фигуры человека в контрапосте со спины. Здесь обращалось внимание на те пункты, что описаны в первом виде набросков. Однако направление срединой линии в данном случае будет определяться по линии позвоночника (см. рис. 3, 4). Кроме того, студенты могут улучшить свои работы за счет выделения линии в районе подвздошной кости опорной ноги, в этом случае акцент на опорной ноге, распределение веса фигуры становится более явным, поза читается понятнее. Также в данном виде набросков обращалось внимание на то, что не стоит забывать о ямах Венеры в районе крестца, отрисовка данной анатомической особенности помогает лучше передать пластику фигуры и указывает направление тазового пояса.

Сй Сл и

Рис. 1. Набросок обнаженной фигуры в контрапосте спереди Рис. 2. Набросок обнаженной фигуры в контрапосте в профиль

Рис. 3. Набросок обнаженной фигуры в контрапосте со спины в три четверти с использованием светотени

Рис. 4. Набросок обнаженной фигуры в контрапосте со спины линией и тоном

3. Наброски фигуры человека в динамической позе, например метание копья. На набросок фигуры человека в данной позе отводилось около 15 минут. Студентам важно было увидеть особенности напряжения отдельных мышц, расположение форм в пространстве и уметь передать их в наброске. Особенно это относится к перспективе форм, так как отдельные ее части могут находиться в сильном перспективном сокращении, поэтому можно допустить анатомические ошибки в наброске. В процессе выполнения набросков педагог обращал внимание студентов на вертикальную ось, которая является ориентиром при определении центра тяжести фигуры человека (см. рис. 5, 6).

4. Наброски сидящей фигуры человека в несложном движении. На рисование студентам отводилось около 10 минут. Основная сложность данного расположения фигуры - это правильность передачи пропорций человека. Часто обучающиеся забывают проверить, как соотносятся верхняя и нижняя части туловища, которые сложно быстро сопоставить между собой по размеру. Выразительности набросков можно достичь за счет усиления плавности внешних линий, например линии наклона головы (см. рис. 7, 8). Студенту необходимо было найти ту деталь постановки, что поможет передать особенность ракурса, и делать на ней акцент.

Рис. 5. Набросок обнаженной фигуры в динамической позе мягким материалом

Рис. 6. Набросок обнаженной фигуры в динамической позе спереди

Рис. 8. Набросок обнаженной сидящей фигуры в несложном движении в профиль

Рис. 7. Набросок обнаженной сидящей фигуры в несложном движении в три четверти

5. Наброски сидящей фигуры человека в динамике. Здесь набросок переходит в динамику при повороте плечевого пояса к тазовому поясу. Лучше рисовать модель со спины, потому что при скручивании тела за счет изображения мышц спины и позвоночника можно показать положение фигуры человека более ярко и четко. Главным здесь является нахождение разницы в расположении плечевого и тазового пояса по отношению друг к другу (см. рис. 9, 10).

6. Наброски фигуры человека в лежачем положении. Зарисовки данного вида студенты выполняли в течение 10-12 минут (см. рис. 11, 12). Педагог обращал внимание студентов на особенности положения тела, при котором важно не сделать нижнюю часть фигуры человека длиннее или короче, чем в реальности. Здесь выразительность наброска можно повысить за счет контраста в работе. Например, если фигура хорошо освещена, затемняется фон или, наоборот, тон фона по сравнению с фигурой надо делать светлее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Наброски фигуры человека в лежачем положении в ракурсе. Данный вид набросков отличается тем, что направление всех форм идет в глубину (см. рис. 13, 14). В одной позе к рисующему будет ближе находиться плечевой пояс и голова, а тазовый пояс - сокращаться в перспективе. В другой позе ближе к рисующему располагаются

стопы. При рисовании в перспективе студентам важно находиться от модели на достаточном расстоянии, чтобы избежать искажения пропорций. Выразительность набросков достигалась за счет усиления анатомических связок, которые способствуют изображению перспективного сокращения, и выделения линией более близких частей фигуры. Важно научить студентов видеть перспективу форм.

Рис. 9. Набросок обнаженной сидящей фигуры в динамике (скручивание тела)

Рис. 10. Набросок обнаженной сидящей фигуры в динамике (плечевой и тазовый пояс смещены относительно друг друга)

Рис. 11. Набросок обнаженной фигуры в лежачем положении с использованием белил на темном фоне

Рис. 12. Набросок обнаженной фигуры в лежачем положении

Л

Рис. 13. Набросок обнаженной фигуры в лежачем положении на спине в ракурсе Рис. 14. Набросок обнаженной фигуры в лежачем положении на боку в ракурсе

8. Выполнение художественно-образного наброска, когда модели придается тематическая направленность, например, натурщик держит в руках какой-то предмет (дудочку, кувшин, щит и меч, лук со стрелами и т. п.) и принимает соответствующую позу (рис. 15, 16). Студенты под руководством преподавателя организовывали тематическую постановку, предлагали варианты сюжета, например: «Игра на флейте», «Стрельба из лука», «Водоноска» и другие. Здесь, кроме таких задач, как передача правильных пропорций и выразительности, обучающиеся создают графический художественный образ. Студенты старались передать первое впечатление от натуры, улавливали детали, которые могут помочь сформировать художественный образ.

После проделанной работы был проведен контрольный эксперимент. В процессе контрольного этапа педагогического эксперимента группа студентов выполнила несколько видов набросков: обнаженная фигура в контрапосте и в положении сидя. Так же как на констатирующем этапе, студентам отводилось на работу 10 минут, наброски выполнялись на листе формата А4, графические материалы были выбраны лично студентами. После анализа работ было выявлено, что средний балл контрольного этапа равен 14,4, что соответствует высокому уровню. Было отмечено, что работы студентов стали более художественно выразительными, они усовершенствовали умение передачи правильных пропорций. Студенты стали опираться на анатомические особенности модели, что улучшило передачу индивидуальности в работах. Наброски стали более свободными и гармоничными, за короткий промежуток времени молодые люди стали учитывать значительное количество важных моментов в работе над набросками. Повысилась выразительность набросков за счет улучшения навыка владения графическими материалами. Общий уровень рисования набросков повысился, что отражает положительную динамику в освоении процесса создания зарисовок обнаженной фигуры человека.

Сравнительные результаты развития навыков рисования набросков представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительные результаты уровня навыков рисования набросков

Уровни оценки Количество испытуемых (%)

До проведения эксперимента После проведения эксперимента

Высокий 0 76

Средний 52 14

Низкий 48 10

После проведения педагогического эксперимента и анализа полученных данных можно сделать вывод, что уровень создания набросков обнаженной фигуры человека повысился. Средний балл по всем критериями стал выше, что свидетельствует о положительном эффекте проведенной серии набросков. Студенты стали чувствовать себя свободнее и увереннее при работе с набросками обнаженной фигуры человека, стали использовать различные художественные материалы и выразительные средства, что повлияло на качество и общую выразительность работ. Техническая сторона дела важна при выполнении наброска, от того, как используется материал и его возможности, зависит выразительность рисунка; это отмечает Н. Н. Фомина, называя одним из критериев оценки рисунков техническую качественность работ, «показателем которой является умение владеть избранной техникой в соответствии с ее качественными особенностями (графичность карандаша, текучесть акварели и т. д.)» [29]. Выводы проведенного исследования подтверждаются мнением педагогов; так, М. Ц. Каряева отмечает, что «наброски углубляют знания студентов о человеческой фигуре, в конечном счете служат воспитанию образного и пластического видения» [30].

Полученные в процессе проведенного исследования данные согласуются с мнением ученых о том, что «целенаправленная организация аудиторной и самостоятельной работы по выполнению набросков и зарисовок является важным условием развития творческого потенциала студентов» [31]. Соответствуют выводам исследователей, отмечающих, что «постоянная практика создания краткосрочных графических набросков и живописных этюдов вообще и обнаженной модели в частности позволяет художнику постоянно "сохранять форму", а значит, быть готовым к реализации любых творческих идей» [32]. Также результаты исследования коррелируются с мнением тех, кто считает, что выполнение набросков является средством для профессионального роста [33].

Результаты проведенной работы демонстрируют, что систематические занятия набросками по специально разработанной схеме заданий с конкретными задачами развивают способность видеть и изображать фигуру человека в пространстве, что является одним из фундаментальных основ изобразительной грамоты.

Заключение / Conclusion

Проведенное исследование показало, что выполнение серии набросков с различными заранее составленными специальными задачами оказывает положительное влияние на развитие необходимых профессиональных качеств у студентов:

- наброски фигуры в контрапосте положительно повлияли на правильность передачи пропорций в работе, студенты начали более внимательно относиться к анатомии в наброске и правильно передавать движение с опорой на одну ногу;

- наброски обнаженной фигуры со спины позволили студентам уверенно ставить фигуру на горизонтальную плоскость. Учет срединной линии фигуры дает студентам возможность делать наброски более гармоничными и выразительными;

- при создании набросков фигуры в динамической позе студенты изучали анатомию человека в динамике, изобразив фигуру в сложной позе, студенты более уверенно почувствовали себя при выполнении набросков в несложном движении;

- с каждым изображением сидящей фигуры человека в работах студентов повышался уровень правильности передачи пропорций человека, студенты стали лучше определять главное и второстепенное в работе;

- выполнение набросков сидящей фигуры человека в динамике положительно повлияло на умение работать над силуэтом и развитие навыка нахождения взаимосвязи плечевого и тазового пояса;

- наброски фигуры человека в лежачем положении без сложного ракурса развили умение студентов передавать пропорции и определять фигуру человека в пространстве;

- наброски фигуры человека в лежачем положении в ракурсе были направлены на развитие умения студентов определять перспективу форм и учитывать ее в работе, такая задача развивала у студентов умение видеть перспективу различных частей фигуры человека, что является важным условием грамотного изображения обнаженной фигуры человека;

- художественно-образный набросок ставил перед студентом задачу передачи графического художественного образа; выполнив данную задачу, студенты научились добавлять в свои работы больше выразительности, в набросках студентов появилась смысловая наполненность изображения.

Таким образом, в процессе проведения исследования гипотеза подтвердилась. Анализ набросков, выполненных студентами, показал, что регулярное выполнение набросков обнаженной фигуры человека с различными задачами позволяет достичь более высоких результатов в освоении художественной грамоты по рисунку.

Ссылки на источники / References

1. Барщ А. О. Наброски и зарисовки: [учеб.-метод. пособие для худож. училищ и училищ прикл. искусства]. -М.: Искусство, 1970. - 166 с.

2. Авсисян О. А. Натура и рисование по представлению: учеб. пособие для сред. худож. учеб. завед. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 151 с.

3. Новоселов Ю. В. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». - М.: Академический Проект, 2009. - 58 с.

4. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: [учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство»]. - М.: Academia, 2004. - С. 5.

5. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 47 с.

6. Унковский А. А. Рисунки-наброски: учеб.-метод. пособие для студ.-заочников худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 27 с.

7. Псурцев Д. П. Формирование композиционного мышления студентов в процессе выполнения набросков фигуры человека // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: материалы Международной научно-практической конференции, Курск, 27-28 апреля 2022 года. - Курск: Курский государственный университет, 2022. - С. 165-169. EDN PNCEIQ.

8. Рощин С. П. Рисование фигуры человека // Рисунок: монография. - М.: Издательство «Перо», 2019. - С. 5771. EDN DKRHXR.

9. Фурсов А. И., Василенко Е. В., Василенко П. Г. Особенности композиционного мышления в методике преподавания рисования фигуры человека для художников и дизайнеров // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 1(105). - С. 105-111. DOI: 10.24158/spp.2023.1.15. EDN ZYPWXE.

10. Кравченко К. А. Анализ типичных ошибок студентов старших курсов в процессе рисования фигуры человека // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2021. -№ 2. - С. 46-51. EDN KJMNBM.

11. Куприянов Н. И. Пропорции фигуры человека: Пособие для студентов художественно-графического факультета. -Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2017. - 66 с. EDN PGEVEU.

12. Гусева В. В. Роль визуализации в обучении пластической анатомии студентов - будущих дизайнеров игрушки // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 1(40). - С. 162-170. DOI: 10.24412/2619-1504-2022-1-162-170. EDN HZNSAS.

13. Гусева Е. А. Проблемы преподавания пластической анатомии // Современные проблемы естествознания в науке и образовательном процессе: сб. ст. Республ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Минск, 19 ноября 2019 года / редкол. А. В. Деревинский [и др.]. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. - С. 189-191. EDN ROLRDA.

14. Никитенков С. А., Тарабцев А. А. Проблема сохранения традиционного единства академического рисунка и пластической анатомии в обучении изображению фигуры человека // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. Году культурного наследия народов России, Липецк, 05-07 апреля 2022 года. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. - С. 351-354. EDN WLLWRY.

15. Пискарев В. В. Анализ конструкции и основы пластической анатомии в рисунке фигуры человека: учеб. пособие. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2021. - 124 с. EDN HNBGZY.

16. Филимонов А. И., Канунникова Т. А. Значение пластической анатомии и анатомического рисунка фигуры человека в педагогическом образовании // Kant. - 2020. - № 2(35). - С. 329-336. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.70. EDN YRQMGN.

17. Богданова Д. Р., Полозова А. И. Разновидность набросков // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2015. - № 2. - С. 69-79. EDN UROTRX.

18. Савинов А. М., Сорокина Т. А. Развитие навыков создания художественного образа фигуры человека в процессе выполнения набросков // Педагогика искусства. - 2022. - № 2. - С. 61-71. EDN ZWUHLQ.

19. Егорова С. И., Савинов А. М. Художественно-графическая подготовка студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 57-68. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181062.htm. DOI: 10.24422/MCITO.2018.9.16652. EDN YATTGX.

20. Yilmaz S., Seifert C. M., Gonzalez R. Cognitive heuristics in design: Instructional strategies to increase creativity in idea generation // Artificial Intelligence for Engineering Design, Analysis and Manufacturing. - 2010. - Vol. 24. - Is. 3. - Р. 335-339.

21. Gharib I. Design of Sketch-based Interface to Enhance Creativity in Conceptual Design // International Design Journal. - 2010. - Vol. 4. - Is. 2. - Р. 261-276.

22. Shrestha S. K. The Role of Study Sketches in Design Thinking and Design Process // Kansas State University. - 2013. - URL: https://www.academia.edu/12933917/The_Role_of_Study_Sketches_in_Design_Thinking_and_Design_Process

23. Bammes G. Der nackete Mensch / Hand- und lehrbuch der anatomie furkunstler. - Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1982. - 474 S.

24. Barcsay J. Miiveszeti anatomia. - Budapest: Korvina, 1975. - 295 S.

25. Bukovets A., Potochnik R. The attitude of an elementary school student to teaching a monochrome picture book by an artist without text and graphite // Teaching Artist Journal. - 2019. - Vol. 17. - Is. 3-4. - URL: https://doi.org/10.1080/15411796.2019.1680230

26. Driussi C. Artistic Assessment in the Classroom: Impact Assessment using Student Drawings // Teaching Artist Journal. - 2022. - 20:1-4. - Р. 15-32. DOI: 10.1080/15411796.2023.2188860

27. Hackett Ch. Certified Artist Teacher? Using professional development to train mentors, teachers and community workers in the artist-teacher approach // Teaching Artist Journal. - 2020. - 18:3-4. - Р. 79-91. DOI: 10.1080/15411796.2020.1858689

28. Anderson K. Collaboration on Art Educators' Perceptions of Required Professional Learning // Studies in Art Education. - 2021. - 62:3. - Р. 250-265. DOI: 10.1080/00393541.2021.1936426

29. Фомина Н. Н. Проблема оценки художественных способностей и одаренности детей: исторический аспект // Педагогика искусства. - 2019. - № 1. - С. 150. EDN VUSKNM.

30. Каряева М. Ц. Набросок фигуры человека как важная первооснова эскизирования будущих дизайнеров и модельеров // Мода и дизайн. Инновационные технологии-2016: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. и Х Междунар. конкурса молодых дизайнеров одежды, Владикавказ, 19-20 мая 2016 года. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2017. - С. 176. EDN YTCVCL.

31. Писаренко С. А. Наброски и зарисовки фигуры человека как фактор творческого развития студентов художественных специальностей // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. - № 6. - С. 103. EDN YSZOYX.

32. Шеболдаев А. С. Линия, пятно и их вариативные сочетания как выразительные средства при создании графического или живописного наброска обнаженной фигуры человека (опыт работы мастерской «Наброски обнаженной натуры») // Художественная мастерская: модели творчества: сб. науч. тр. кафедры искусствоведения / отв. ред. Т. В. Малова. - М., 2019. - С. 131. EDN JTGSJT.

33. Чернова Ф. К. Наброски как средство для профессионального роста // Наука и образование: векторы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 27 сентября 2019 года. - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экс-пертно-методический центр», 2019. - С. 75-77. EDN NURERT.

1. Barshch, A. O. (1970). Nabroski i zarisovki [Sketches and drawings]: [ucheb.-metod. posobie dlya hudozh. uchilishch i uchilishch prikl. iskusstva], Iskusstvo, Moscow, 166 p. (in Russian).

2. Avsisyan, O. A. (1985). Natura i risovanie po predstavleniyu [Drawing from life and by imagination]: ucheb. posobie dlya sred. hudozh. ucheb. zaved, Izobrazitel'noe iskusstvo, Moscow, 151 p. (in Russian).

3. Novoselov, Yu. V. (2009). Nabroski i zarisovki[Sketches and drawings]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., obuchayushchihsya po special'nosti "Izobrazitel'noe iskusstvo", Akademicheskij Proekt, Moscow, 58 p. (in Russian).

4. Kuzin, V. S. (2004). Risunok. Nabroski i zarisovki[Sketches and drawings]: [ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti 030800 "Izobrazitel'noe iskusstvo"], Academia, Moscow, p. 5 (in Russian).

5. Terent'ev, A. E. (1981). Risunok v pedagogicheskoj praktike uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva [Drawing in the pedagogical practice of a teacher of fine arts]: posobie dlya uchitelej, Prosveshchenie, Moscow, 47 p. (in Russian).

6. Unkovskij, A. A. (1982). Risunki-nabroski [Sketch drawings]: ucheb.-metod. posobie dlyastud.-zaochnikovhudozh.-graf. fak. ped. in-tov, 2-e izd., ispr. i dop., Prosveshchenie, Moscow, 27 p. (in Russian).

7. Psurcev, D. P. (2022). "Formirovanie kompozicionnogo myshleniya studentov v processe vypolneniya nabroskov figury cheloveka" [Formation of students' compositional thinking in the process of sketching a human figure], Hudozhestvennoe i hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie: analiz proshlogo, ocenka sovremennogo i vyzovy budushchego: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 27-28 aprelya 2022 goda, Kurskij gosudarstvennyj universitet, Kursk, pp. 165-169. EDN PNCEIQ (in Russian).

8. Roshchin, S. P. (2019). Risovanie figury cheloveka [Drawing a human figure], Risunok: monografiya, Izdatel'stvo "Pero", Moscow, pp. 57-71. EDN DKRHXR (in Russian).

9. Fursov, A. I., Vasilenko, E. V., & Vasilenko, P. G. (2023). "Osobennosti kompozicionnogo myshleniya v metodike prepodavaniya risovaniya figury cheloveka dlya hudozhnikov i dizajnerov" [Characteristics of compositional thinking in the methodology of teaching drawing the human figure to artists and designers], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 1(105), pp. 105-111. DOI: 10.24158/spp.2023.1.15. EDN ZYPWXE (in Russian).

10. Kravchenko, K. A. (2021). "Analiz tipichnyh oshibok studentov starshih kursov v processe risovaniya figury cheloveka" [Analysis of typical mistakes of undergraduate students in the process of drawing a human figure], Sovremennye ten-denciiizobrazitel'nogo, dekorativnogoprikladnogo iskusstvidizajna, № 2, pp. 46-51. EDN KJMNBM (in Russian).

11. Kupriyanov, N. I. (2017). Proporcii figury cheloveka: Posobie dlya studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta [Proportions of the human figure: A manual for students of the Faculty of Art and Graphics], Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. M. Akmully, Ufa, 66 p. EDN PGEVEU (in Russian).

12. Guseva, V. V. (2022). "Rol' vizualizacii v obuchenii plasticheskoj anatomii studentov - budushchih dizajnerov igrushki" [The role of visualization in teaching plastic anatomy to students - toy designers], Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie, № 1(40), pp. 162-170. DOI: 10.24412/2619-1504-2022-1-162-170. EDN HZNSAS (in Russian).

13. Guseva, E. A. (2019). "Problemy prepodavaniya plasticheskoj anatomii" [Problems of teaching plastic anatomy], Sovremennye problemy estestvoznaniya v nauke i obrazovatel'nom processe: sb. st. Respubl. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Minsk, 19 no-yabrya 2019 goda / redkol. A. V. Derevinskij [i dr.], Uchrezhdenie obra-zovaniya "Belorusskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Maksima Tanka", Minsk, pp. 189-191. EDN ROLRDA (in Russian).

14. Nikitenkov, S. A., & Tarabcev, A. A. (2022). "Problema sohraneniya tradicionnogo edinstva akademicheskogo risunka i plasticheskoj anatomii v obuchenii izobrazheniyu figury cheloveka" [The problem of maintaining the traditional unity of academic drawing and plastic anatomy in teaching students to draw the human figure], Region-al'naya kul'tura kak komponent soderzhaniya nepreryvnogo obrazovaniya: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. Godu kul'turnogo naslediya narodov Rossii, Lipeck, 05-07aprelya 2022 goda, Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P. P. Semenova-Tyan-Shanskogo, Lipeck, pp. 351-354. EDN WLLWRY (in Russian).

15. Piskarev, V. V. (2021). Analiz konstrukcii i osnovy plasticheskoj anatomii v risunke figury cheloveka [Analysis of the design and basis of plastic anatomy in drawing the human figure]: ucheb. posobie, Kazanskij nacional'nyj issle-dovatel'skij tekhnologicheskij universitet, Kazan', 124 p. EDN HNBGZY (in Russian).

16. Filimonov, A. I., & Kanunnikova, T. A. (2020). "Znachenie plasticheskoj anatomii i anatomicheskogo risunka figury cheloveka v pedagogicheskom obrazovanii" [The importance of plastic anatomy and anatomical drawing of the human figure in pedagogical education], Kant, № 2(35), pp. 329-336. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.70. EDN YRQMGN (in Russian).

17. Bogdanova, D. R., & Polozova, A. I. (2015). "Raznovidnost' nabroskov" [Variety of sketches], Vestnik molodyh uchenyh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna, № 2, pp. 69-79. EDN UROTRX (in Russian).

18. Savinov, A. M., & Sorokina, T. A. (2022). "Razvitie navykov sozdaniya hudozhestvennogo obraza figury cheloveka v processe vypolneniya nabroskov" [Development of skills for creating an artistic image of a human figure in the process of sketching], Pedagogika iskusstva, № 2, pp. 61-71. EDN ZWUHLQ (in Russian).

19. Egorova, S. I., & Savinov, A. M. (2018). "Hudozhestvenno-graficheskaya podgotovka studentov napravleniya "Kon-struirovanie izdelij legkoj promyshlennosti" [The art education of light industry products designers], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 9 (sentyabr'), pp. 57-68. Available at: http://e-kon-cept.ru/2018/181062.htm. DOI: 10.24422/MCITO.2018.9.16652. EDN YaTTGX (in Russian).

20. Yilmaz, S., Seifert, C. M., & Gonzalez, R. (2010). "Cognitive heuristics in design: Instructional strategies to increase creativity in idea generation", Artificial Intelligence for Engineering Design, Analysis and Manufacturing, vol. 24, is. 3, pp. 335-339 (in English).

21. Gharib, I. (2010). "Design of Sketch-based Interface to Enhance Creativity in Conceptual Design", International Design Journal, vol. 4, is. 2, pp. 261-276 (in English).

22. Shrestha, S. K. (2013). "The Role of Study Sketches in Design Thinking and Design Process", Kansas State University. Available at: https://www.academia.edu/12933917/The_Role_of_Study_Sketches_in_Design_Thinking_and_De-sign_Process (in English).

23. Bammes, G. (1982). Der nackete Mensch [The naked human], Hand- und lehrbuch der anatomie furkunstler, VEB Verlag der Kunst, Dresden, 474 p. (in German).

24. Barcsay, J. (1975). Miiveszeti anatomia [Musculoskeletal anatomy], Korvina, Budapest, 295 p. (in Hungarian).

25. Bukovets, A., & Potochnik, R. (2019). "The attitude of an elementary school student to teaching a monochrome picture book by an artist without text and graphite", Teaching Artist Journal, vol. 17, is. 3-4. Available at: https://doi.org/10.1080/15411796.2019.1680230 (in English).

26. Driussi, C. (2022). "Artistic Assessment in the Classroom: Impact Assessment using Student Drawings", Teaching Artist Journal, 20:1-4, pp. 15-32. DOI: 10.1080/15411796.2023.2188860 (in English).

27. Hackett, Ch. (2020). "Certified Artist Teacher? Using professional development to train mentors, teachers and community workers in the artist-teacher approach", Teaching Artist Journal, 18:3-4, pp. 79-91. DOI: 10.1080/15411796.2020.1858689 (in English).

28. Anderson, K. (2021). "Collaboration on Art Educators' Perceptions of Required Professional Learning", Studies in Art Education, 62:3, pp. 250-265. DOI: 10.1080/00393541.2021.1936426 (in English).

29. Fomina, N. N. (2019). "Problema ocenki hudozhestvennyh sposobnostej i odarennosti detej: istoricheskij aspect" [The issue of assessing artistic abilities and giftedness of children: historical aspect], Pedagogika iskusstva, № 1, p. 150. EDN VUSKNM (in Russian).

30. Karyaeva, M. C. (2017). "Nabrosok figury cheloveka kak vazhnaya pervoosnova eskizirovaniya budushchih dizajnerov i model'erov" [A study of the human figure as an important basis for sketching for future designers and fashion designers], Moda i dizajn. Innovacionnye tekhnologii-2016: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. i H Mezhdunar. konkursa molodyh dizajnerovodezhdy, Vladikavkaz, 19-20maya2016 goda, Severo-Osetinskij gosu-darstvennyj universitet im. K. L. Hetagurova, Vladikavkaz, p. 176. EDN YTCVCL (in Russian).

31. Pisarenko, S. A. (2018). "Nabroski i zarisovki figury cheloveka kak faktor tvorcheskogo razvitiya studentov hudozhestvennyh special'nostej" [Sketches and drawings of the human figure as a factor in the creative development of art students], Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov, № 6, p. 103. EDN YSZOYX (in Russian).

32. Sheboldaev, A. S. (2019). "Liniya, pyatno i ih variativnye sochetaniya kak vyrazitel'nye sredstva pri sozdanii grafich-eskogo ili zhivopisnogo nabroska obnazhennoj figury cheloveka [Line, spot and their variable combinations as means of expression when creating a graphic or pictorial sketch of a naked human figure] (opyt raboty masterskoj «Nabroski obnazhennoj natury")", Hudozhestvennaya masterskaya: modeli tvorchestva: sb. nauch. tr. kafedry is-kusstvovedeniya / otv. red. T. V. Malova, Moscow, p. 131. EDN JTGSJT (in Russian).

33. Chernova, F. K. (2019). "Nabroski kak sredstvo dlya professional'nogo rosta" [Sketching as a Tool for Professional Growth], Nauka i obrazovanie: vektory razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Cheboksary, 27 sentyabrya 2019 goda, Negosudarstvennoe obrazovatel'noe chastnoe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya "Ekspertno-metodicheskij centr", Cheboksary, pp. 75-77. EDN NURERT (in Russian).

Вклад авторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. М. Савинов - разработка концепции исследования, проведение педагогического эксперимента.

Т. А. Сорокина - разработка экспериментальных заданий, организация сеансов набросков для проведения педагогического эксперимента.

С. В. Савинова - обработка полученных данных педагогического эксперимента для получения статистических показателей, формулировка выводов исследования.

Contribution of the authors

A. M. Savinov - development of the research concept, conducting a pedagogical experiment.

T. A. Sorokina - development of experimental assignments, organization of sketching sessions for conducting a pedagogical experiment.

S. V. Savinova - processing of the obtained data from the pedagogical experiment to obtain statistical indicators, formulation of research conclusions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.