Научная статья на тему 'Теоретическое и методическое обеспечение обучения рисунку мягкими графическими материалами на примере изображения спорта'

Теоретическое и методическое обеспечение обучения рисунку мягкими графическими материалами на примере изображения спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Тимофей Игоревич, Гаврилов Олег Мстиславович

В данной статье поднимается проблема педагогического обеспечения обучения рисунку мягкими графическими материалами через изображение образов спортивной тематики. Согласно озвученной в статье гипотезе, выразительный потенциал мягких графических материалов и изобразительный язык, реализуемый посредством этих техник, включают в себя массу приемов, которые необходимы для того, чтобы заложить в рисунок сложную внутреннюю динамику, проявляющуюся на всех уровнях работы. В указанных особенностях, присущих мягким графическим материалам, можно усмотреть художественный фундамент для выполнения одной из сложнейших изобразительных задач изображения фигуры человека в движении. Данная статья предлагает обратить внимание на комплексное решение этой учебной и творческой задачи в аспектах технического и тематического взаимодействия мягких графических материалов и образов спорта. В статье рассматриваются три типа динамики (образной, конструктивной, психологической) и обосновывается необходимость обучения студентов ХГФ рисунку в ходе реализации сопряженных с этими типами изобразительных задач. На основе проведенного исследования автором предлагается разработать программу факультативного курса обучения рисунку мягкими графическими материалами на примере образов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое и методическое обеспечение обучения рисунку мягкими графическими материалами на примере изображения спорта»

Теоретическое и методическое обеспечение обучения рисунку мягкими графическими материалами на примере изображения спорта

Хоменко Тимофей Игоревич

Магистрант, Кубанский государственный университет, timofey_hudojnik@mail.ru

Гаврилов Олег Мстиславович

кандидатом педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет

В данной статье поднимается проблема педагогического обеспечения обучения рисунку мягкими графическими материалами через изображение образов спортивной тематики. Согласно озвученной в статье гипотезе, выразительный потенциал мягких графических материалов и изобразительный язык, реализуемый посредством этих техник, включают в себя массу приемов, которые необходимы для того, чтобы заложить в рисунок сложную внутреннюю динамику, проявляющуюся на всех уровнях работы. В указанных особенностях, присущих мягким графическим материалам, можно усмотреть художественный фундамент для выполнения одной из сложнейших изобразительных задач - изображения фигуры человека в движении. Данная статья предлагает обратить внимание на комплексное решение этой учебной и творческой задачи в аспектах технического и тематического взаимодействия мягких графических материалов и образов спорта.

В статье рассматриваются три типа динамики (образной, конструктивной, психологической) и обосновывается необходимость обучения студентов ХГФ рисунку в ходе реализации сопряженных с этими типами изобразительных задач. На основе проведенного исследования автором предлагается разработать программу факультативного курса обучения рисунку мягкими графическими материалами на примере образов спорта.

Ключевые слова: выразительный потенциал, педагогическое воздействие, творческий процесс, изобразительный язык.

о

п ^

СО

01

Проблема художественного материала и овладения всеми его изобразительными возможностями - один из тех факторов, которые в значительной степени определяют творческий процесс. Однако ограничения, которые накладывает на свободную творческую деятельность учебный процесс, в том числе ограничение тематического и образного ряда, порой препятствуют постижению всей полноты выразительных возможностей, сокрытых в разных материалах.

Данная проблема не раз поднималась в работах таких художников и педагогов, как Г. В. Беда, Ю. В. Коробко, В. А. Королев, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев и др. Очевидно, что любой материал обладает индивидуальной спецификой и особым выразительным потенциалом, поэтому его выбор зависит от художественных задач, требующих того или иного подхода. Мы хотели бы рассмотреть, в какие отношения вступает поставленная художником задача, определяющая, в том числе тематику, и изобразительный язык, диктуемый выбранным инструментарием, в несколько ином разрезе - на примере передачи спортивных образов мягкими графическими материалами.

Такой выбор не случаен, он естественным образом вытекает из самой логики искусства. Именно через рисунок постигаются основы мастерства: он является своего рода основой прочих видов изобразительного творчества, помогая на практике освоить базовые понятия линейно-конструктивного, тонального рисунка. Дальнейшее их закрепление происходит через рисунок натурных постановок натюрмортов, чтобы, в конечном итоге, подступить к реализации одной из самых сложных задач - изображению человека.

Наиболее характерные особенности человеческой фигуры как предмета визуализации, проявляются в движении. В отличие от статичной натуры, движущаяся фигура человека позволяет передать не только всю специфику его анатомии и пластики, но и тончайшие эмоционально-экспрессивные нюансы: «Формы тела человека представляют собой наиболее сложное и многообразное сочетание различных индивидуальных особенностей, не говоря уже о внутреннем психологическом состоянии. Передавать их - первосте-

пенная задача, стоящая перед рисующим человека с натуры» [6, с. 153].

Максимальной экспрессии фигура человека достигает в момент наивысшего напряжения сил и концентрации на точности совершаемого движения. Спортивная тематика способна в полной мере раскрыть этот изобразительный потенциал, что успешно демонстрируют многовековые обращения искусства к кругу спортивных образов - от античных атлетов, изображенных в скульптуре, до работ выдающихся художников нового времени, например, А. Дейнеки, посвятившего указанной теме множество подготовительных рисунков и масштабных полотен.

Среди других отечественных произведений, раскрывающих тему спорта, можно выделить рисунки А.Остроумовой-Лебедевой, Б.Пестинского, В.Лебедева, Н. Загрекова, литографии В. Власова, Д.Загоскина, М.Бутровой, серию экспериментальных рисунков Ф. Богородского «Спорт в Берлине», плакаты А.Александрова, Н.Кочергина и др. Тенденции, прослеживающиеся в истории искусств, показывают, что художественные образы, заимствованные у спорта и переведенные на язык изобразительности, тяготеют к графичности -сдержанному, локальному цвету, лаконичности выразительных средств, применению ритма отдельных элементов рисунка.

Здесь намечается еще одно противоречие связанное с тем, что в современной системе художественного образования практически отсутствует педагогическое обоснование рисунку фигуры человека в движении, передающейся через спортивные образы. Также дает о себе знать недостаток исследований, посвященных выразительным возможностям художественных материалов, которые могут быть реализованы при выполнении указанных задач в данной образной системе.

По нашему мнению, мягкие графические материалы вступают в наиболее удачное взаимодействие с теми задачами, которые предполагает изображение фигуры человека в движении. Прежде всего, освоение этой части художественного арсенала является важным этапом обучения студентов дисциплине рисунка. Начиная работать графитным карандашом, наиболее базовым и универсальным инструментом, они постигают все разнообразие его возможностей. Студенты ХГФ, используя твердо-мягкие градации такого материала, как карандаш в линейном и тональном рисунках, постепенно совершают логический переход к более сложным в обращении материалам - углю, сангине, соусу и др.(надо перестроить предложение) Работа с ними требует большей подготовленности и входит в спектр различных практических заданий, включающих в себя как выполнение набросков, натурных постановок, так и создание полноценных композиций.

В контексте заявленной темы набросок -неотъемлемая часть творческого процесса. Он позволяет в самый короткий срок зафиксировать на бумаге пластический образ, что представляется крайне важным в разговоре об перенесении спор-

тивных образов на изобразительную плоскость. Можно сказать, что временное измерение в спорте оперирует единицами, отличными от повседневного течения времени, делая упор на достижение максимального коэффициента полезного действия в каждый отдельно взятый момент. В этом смысле набросок - своеобразная свернутая формула изображаемого образа: «Зрительный образ, сложившийся при первом взгляде на натуру, в силу того, что рисующий уже знает, что конкретно он должен выяснить в натуре и как он будет изображать, имеет большое значение в течение всего времени выполнения наброска» [6, с. 84]. Такой рисунок моментально захватывает самые характерные черты объекта и его движения, что вполне соответствует требованиям, которые предъявляет запечатлеваемая реальность. В данном случае мягкие материалы, активно используемые для зарисовок, являются тем подспорьем, которое помогает студенту выразить в его индивидуальной технике сиюминутный динамический образ: «Обращение к акварели, туши, гуаши, темпере, карандашу, графитному или цветному, к технике литографии помогает наблюдательному художнику создать своеобразный изобразительный язык, фиксирующий состояние сиюминутности и неповторимости происходящего» [7, с. 46].

Разумеется, при работе над длительными рисунками также не следует пренебрегать выразительным потенциалом, заложенным в мягких материалах: «Знание техник и материалов, понимание их специфических особенностей помогает реализовать любой замысел - это неоценимое богатство в руках художника» [4, с. 3]. Они, безусловно, входят в число технических решений, способствующих решению большинства задач, которые возникают перед студентом при творческой интерпретации образов из мира спорта. Изобразительный язык, возникающий на основе данных техник, необыкновенно разнообразен, и помимо свойственной наброскам локальности и формальности изображения, включает в себя массу приемов, необходимых для того, чтобы заложить в рисунок сложную внутреннюю динамику, проявляющуюся на всех уровнях работы.

Так, например, мягкий графит позволяет выполнять рисунки «тяжеловатые, драматичные» [14, с. 17], задействующие большие плоскости темных тонов и передающие фактуру. Уголь - еще более мягкий и послушный материал, обладает теми же возможностями, к которым добавляется растушевка, достижение мягких тоновых переходов. Прессованный уголь подходит для изображения драпировок -- сложных формальных построений, которым удается наглядно передать движение объекта, покрытого тканью, динамику и направление этого движения. Для тех же целей успешно применяется сангина, характеризующаяся ровной растяжкой тона и насыщенным цветом. Соус, обладающий широким тональным диапазоном, дает более жирную и бархатистую фактуру. Важное место в этом списке занимает звучная по цвету пастель, использующаяся в самых разных техниках.

8

^

0

сч

со

01

В целом, следует отметить, что в силу своей специфики большинство мягких материалов не предназначено для тонкой детализации рисунка. Доступный им выразительный потенциал направлен скорее на достижение экспрессивного локального эффекта, формируемого благодаря сочетанию дополняющих друг друга изобразительных возможностей. С одной стороны, работам, выполняемым мягкими материалами, присуща визуальная «подвижность» элементов, которая выражается через работу линий, их пульсирующей живой толщины, направленности и пятен цвета, контрастирующих с негативным пространством. Благодаря этому динамика проявляется не только на уровне изображаемого, но и на уровне изображающего (по аналогии со знаковым разделением на означающее и означаемое), а именно конструктивных частей рисунка. С другой стороны, этим техникам доступна передача плавных, округлых форм, а также постепенная градация тона, что может быть использовано для изображения человеческого тела, гармоничного по своей природе в спокойном и в напряженном состоянии. Эти материалы, в целом, подходят для освоения общих закономерностей анатомии человека и его пластики.

Комплексность изобразительного языка, достигаемая за счет глубокого осмысления как образа, так и материала, с помощью которого этот образ переводится в плоскость, должна, как нам кажется, быть взята на вооружение и интегрирована в учебную программу художественно-графических факультетов. Очевидно, что проблема взаимодействия спорта и искусства, несправедливо изолированных друг от друга в образовательном процессе, являлась актуальной на протяжении долгого времени и продолжает оставаться таковой: «Искусство и спорт давно применяются в системе средств педагогического воздействия на личность. <...> Как правило, спортивная деятельность и искусство, способные органично дополнить друг друга в системе средств педагогического воздействия, оказываются оторванными, изолированными друг от друга» [13, с. 3]. Между тем, работа с тематическим полем, которым является для искусства спорт как предмет изображения, позволяет студентам выработать ряд новых компетенций, необходимых для творческого развития личности.

Упомянутый нами динамизм, проявляющийся на разных уровнях - визуализированного образа и техники исполнения, провоцирует развитие третьего рода динамизма - психологического. Изображение спортсмена, человека, поглощенного физическим усилием, или, наоборот, движущегося с доступной профессионалу легкостью, должно говорить о большем. Художника интересует не только конкретное пластическое воплощение, но и тот комплекс эмоций, который сопутствует движению.

По мнению Н. Н. Ростовцева, упражнения в рисовании представляют собой «средства для психологического и общего развития художественной силы нашей природы» [11, с. 169]. Художественное творчество всегда так или иначе обращается к

психологической природе человека, в связи с чем одной из целей учебного процесса является выработка у студентов навыков рефлексии, нацеленной на осмысление и передачу внутреннего состояния модели в соответствии с замыслом художника. Включение в учебную программу факультативных заданий, предполагающих изображение сцен спортивной жизни, помогает обозначить экспериментальное поле, в котором формирование этих навыков будет происходить через практическую работу над выразительными, яркими образами, интересными для студентов и с точки зрения техники исполнения. Мягкие графические материалы, в свою очередь, обеспечивают такого рода творческую деятельность инструментарием, необходимым для выполнения конкретных прикладных задач. Более того, неисчерпаемый резерв их изобразительных возможностей и приемов использования способен расширить область деятельности, предназначенную для экспериментального освоения, без которого невозможно становление индивидуальности художника.

Суммируя все вышесказанное, мы предполагаем, что студенты научатся воспроизводить не только композиционное движение посредством линий и форм, но и движение мысли, идеи, которые стоят в отображаемом формальном мире. Они приобретут навыки осознанного означивания действительности, за счет чего будут иначе осмыслять содержательное наполнение творческих работ, самостоятельно работать над их интерпретацией. Крылатое выражение Пьера де Ку-бертена «О спорт, ты — мир!» [5] становится справедливым и для феномена вхождения мира спорта в мир искусства: два культурных поля образуют особую реальность, отличающуюся полнотой формы и содержания.

Литература

1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.

2. Дейнека А. А. Учитесь рисовать. М.: Академия Художеств, 1961.

3. Коробко Ю. В. Научно-методические основы художественно-графического образования России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. №. 83, 2012.

4. Королев В. А. Материалы и техники рисунка. М.: Изобразительное искусство, 1984.

5. Кубертен П. Ода спорту. М.: Физкультура и спорт, 1987.

6. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Лакс А. Спорт в искусстве. СПб.: ФГБУК Государственный русский музей, 2009.

8. Лушников Б. В. Искусство рисунка. М.: МПГУ, 2003.

9. Одноралов Н. В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

10. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. М.: РИПОЛ Классик, 1973.

11. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981.

12. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987.

13. Самусенкова В. И. Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема: Дисс. канд. пед. наук. М., 1995.

14. Станьер П. Пособие по техникам рисования: справочник художника. М.: АСТ: Астрель, 2007.

15. Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству. М.: Эксмо, 2013.

16. Балахнина Л.В. Трансформация S-образного силуэта европейского женского костюма конца XIX - начала XX вв.: дисс.... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2012

Theoretical and methodical support of teaching drawing soft

graphic materials on the example images sport Homenko T.I., Gavrilov O.M.

Kuban state University

This article raises the problem of pedagogical support of teaching drawing soft graphic materials through the image of images of sports subjects. According to the hypothesis voiced in the article, the expressive potential of soft graphic materials and the pictorial language implemented through these techniques include a lot of techniques that are necessary to lay in the drawing of complex internal dynamics, manifested at all levels of work. In these features, inherent in soft graphic materials, you can see the artistic Foundation to perform one of the most complex tasks of the visual - the image of a human figure in motion. This article offers to pay attention to the complex solution of this educational and creative task in the aspects of technical and thematic interaction of soft graphic materials and sports images. The article considers three types of dynamics (figurative, constructive, psychological) and substantiates the necessity of teaching students of HGF drawing in the course of realization of associated with these types of visual tasks. On the basis of the study, the author proposes to develop a program of optional courses of drawing soft graphic materials on the example of sports images. Keyword: expressive potential, pedagogical influence, creative process, visual language.

References

1. Bede G. V. Bases of the graphic diploma: the book for the teacher. M.: Education, 1989.

2. Deyneka A. A. You learn to draw. M.: Academy of Arts, 1961.

3. Yu. V. box. Scientific and methodical bases of art and graphic

formation of Russia//Polythematic network online scientific magazine of the Kuban state agricultural university. No. 83, 2012.

4. Korolev V. A. Materials and technology of the drawing. M.: Fine

arts, 1984.

5. Coubertin P. Ode to sport. M.: Physical culture and sport, 1987.

6. Kuzin V. S. Drawing. Sketches and sketches. Manual for student.

высш. пед. studies. institutions. M.: Publishing center "Akademiya", 2004.

7. Лакс A. Sport in art. SPb.: FGBUK State Russian Museum, 2009.

8. Lushnikov B. V. Art of the drawing. M.: MPGU, 2003.

9. Odnoralov N. V. Materials in the fine arts: A grant for the teacher.

M.: Education, 1983.

10. Rostovtsev N. N. Academic drawing. M.: RIPOL Classic, 1973.

11. Rostovtsev N.N. History of methods of training in drawing. Foreign school of the drawing. M.: Education, 1981.

12. Rostovtsev N. N., Terentyev A. E. Development of creative abilities on occupations drawing. M.: Education, 1987.

13. Samusenkova V.I. Integration of sport with art as a social and pedagogical problem: Yew. edging. пед. sciences. M, 1995.

14. Stanyer P. A grant on technicians of drawing: reference book by the artist. M.: Nuclear heating plant: Astrel, 2007.

15. Sharov V. S. Academic training in the fine arts. M.: Eksmo, 2013.

16. Balakhnina L.V. Transformation of the S-shaped silhouette of a European women's costume of the late XIX - early XX centuries .: diss .... cand. Art History: 17.00.04 / Altai State University. Barnaul, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.