Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SAFE / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPONENTS OF A SAFE TRAINING ENVIRONMENT / METHODOLOGICAL COMPONENT / PSYCHO-ACMEOLOGICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / БЕЗОПАСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КОМПОНЕНТЫ БЕЗОПАСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цвирко Наталья Ивановна, Тюренкова Светлана Алексеевна

Процессы трансформации, происходящие последнее время в образовании, актуализируют необходимость введения понятия "безопасная образовательная среда", которое должно рассматриваться комплексно, со стороны каждого участника образовательного процесса - и обучаемых, и педагогов. Формирование и поддержание условий среды такого рода является ответственностью педагогов, и одновременно - необходимым условием полноценного осуществления собственной профессиональной деятельности. Целью исследования стало выявление компетенций педагогов, позволяющих обеспечить формирование и поддержание условий безопасной профессионально-образовательной среды. Авторами предложен подход к построению модели профессионально-образовательной среды, описаны основные ее компоненты, по каждому компоненту приведены критерии компетентности педагогических работников. Обобщены материалы опроса студентов первых курсов педагогического вуза, изучивших модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности (комплекс дисциплин и одноименный вид практики). Выявлены основные факторы угроз осуществления педагогами профессиональной деятельности. Обоснованы критерии и показатели компетентности педагогов в направлении формирования и поддержания безопасной профессионально-образовательной среды. Приведена характеристика направлений развития названных компетенций в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цвирко Наталья Ивановна, Тюренкова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS ' COMPETENCIES IN THE FIELD OF ENSURING A SAFE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The transformation processes taking place in education today actualize the need to introduce the concept of "safe educational environment", which should be considered comprehensively from the sides of each participant in the educational process - both students and teachers. The formation and maintenance of environmental conditions of this kind is the responsibility of teachers, and at the same time-a necessary condition for the full implementation of their own professional activities. The purpose of the study was to identify the competence of teachers to ensure the formation and maintenance of a safe professional and educational environment. The authors propose an approach to building a model of the professional and educational environment, describe its main components, and provide criteria for the competence of teachers for each component. The materials of the survey of first-year students of the pedagogical University who studied the module of health and safety of life (a set of disciplines and the same type of practice) are summarized. The main factors of threats to teachers ' professional activity are identified. The criteria and indicators of teachers ' competence in the direction of forming and maintaining a safe professional and educational environment are substantiated. The article describes the directions of development of these competencies in the context of distance learning.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

И последнее, с нашей точки зрения, важное направление, согласно которому следует создать условия для беспрепятственного осуществления обратной связи, возможно в виде построения информационного механизма, благодаря которому можно осуществлять трансляцию действий участников и сопровождающего мониторинг персонала и принимать отзывы от всех субъектов, задействованных в проведении диагностических мероприятий. Таким образом, обратная связь может способствовать не только повышению информированности всех участников мониторинга, например, через общедоступную учетную запись \Л/еС1та1 или мобильное приложение, но и своевременно осуществлять необходимую корректировку в управлении их действиями.

С целью достижения высокого уровня готовности учащихся к выполнению требований Стандарта, необходимо разработать программное обеспечение для самостоятельных занятий студентов на кампусе, предусматривая при этом возможность осуществления систематической корректировки программ индивидуальных занятий для каждого учащегося и контроля с помощью мобильной программы.

Мониторинг физического развития и подготовленности подрастающего поколения Китая выступает в качестве основного инструмента, грамотное управление которым позволит достичь высоких показателей физического и психического учащейся молодежи. Проведенный нами анализ текущих проблемных аспектов мониторинга физического развития и подготов-

ленности учащихся Китая, позволил выявить наиболее острые и актуальные на сегодняшний день, т.е. те, которые не позволяют достичь намеченных Стандартом результатов. Значимость настоящего исследования заключается в установленных стратегических направлениях, в соответствии с которыми возможно осуществление ряда мероприятий, позволяющих существенно повысить качества мониторинга физического развития и подготовленности китайских студентов и совершенствовании процесса управления в области физического воспитания.

Литература:

1. Ли Янь Мэй. Исследование реформ в препода взнии физической культуры е вузах на основе популяризации физического здоровья студен тов У/ Мир спорта: академическое издание, 2019. С. 154,156. Яз. китайский.

2. Пзн Рун Нам. Исследование эффективных ем е- , шательств в физическое здоровье студентов выс- • ших учебных заведений // Руководство по журналистским исследованиям, 2018 (23), С 230-231. Яз. китайский.

3. Ву Хун. Проблемы и рекомендации стандартов физического здоровья студентов (пилотная программа) И Журнал столичной академии спорта, 2007(6). С. 51-52, Яз. китайский.

4. Исследовательская группа по стандартам физического здоровья студентов. Интерпретация национальных стандартов физического здоровья студентов. Пекин: Народное спортивное издательство, 2007. С. 31-37. Яз. китайский.

5. Чжу Хайтао, Ян Ян, Чжан Юн и др. Исследование и анализ состояния здоровья аудентов колледжа и физического здоровья на примере города Чуицин II Журнал академии спорта Гуанчжоу, 2019,39(1). Р. 21-24. Яз. китайский.

О CU

о

СИ -0 ш

CK

Í о

со «

го

S

407

DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS ' COMPETENCIES IN THE FIELD OFENSURINGA SAFE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING Tsvirko Nataf'ya Ivanovna, PhD of Biological sciences, Associate Professor

Tyurenkova Svetfana Alekseema, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor of Department Department of Psychophysiohgy and Life Safety, Stavropol state pedagogical Institute, Stavropol

The transformation processes taking place in education today actualize the need to introduce the concept of "safe educational environment" which should be considered comprehensively from the sides of each participant in the educational process both students and teachers. The formation and maintenance of environmental conditions of this kind is the responsibility of teachers, and at the same time-a necessary condition for the full implementation of their own professional activities. The purpose of the study was to identify the competence of teachers to ensure the formation and maintenance of a safe professional and educational environment. The authors propose an approach to building a model of the professional and educational environment, describe its main components, and provide criteria for the competence of teachers for each component. The materials of the survey of first-year students of the pedagogical University who studied the module of health and safety of life (a set of disciplines and the same type of practice) are summarized. The main factors of threats to teachers ' professional activity are identified. The criteria and indicators of teachers ' competence in the direction of forming and maintaining a safe professional and educational environment are substantiated. The article describes the directions of development of these competencies in the context of distance learning.

Keywords; safe; professional educational environment; components of a safe training environment; methodological component; psycho-acmeological component of professional competence of teachers.

00! 10.24923/2222-243Х.2020-36.77

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

408

УДК 37.08 ВАК РФ 13,00,08

& Цвтрко Н.И., 2020 & Тюренкова СЛ., 2020

РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЫ Ю-ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Процессы трансформации, происходящие последнее время в образовании, актуализируют необходимость введения понятия "безопасная образовательная среда", которое должно рассматриваться комплексно, со стороны каждого участника образовательного процесса - и обучаемых, и педагогов. Формирование и поддержание условий среды такого рода является ответственностью педагогов, и одновременно необходимым условием полноценного осуществления собственной профессиональной деятельности. Целью исследования стало выявление компетенций педагогов, позволяющих обеспечить формиро вание и поддержание условий безопасной профессионально-образователь-ной среды. Авторами предложен подход к построению модели профессио-нально-образова тельной среды, описаны основные ее компонен ты, по каждому компоненту приведены критерии компетентности педагогических работников. Обобщены материалы опроса студентов первых курсов педагогического вуза, изучивших модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности (комплекс дисциплин и одноименный вид практики). Выявлены основные факторы угроз осуществления педагогами профессиональной деятельности. Обоснованы критерии и показатели компетентности педагогов в направлении фор мирования и поддержания безопасной профессионально образовательной среды. Приведена характеристика направлений развития названных компе тенций в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: безопасная профессионально-образовательная среда; ин формационно-методический компонент; компоненты безопасной професси-онально-образовательной среды; психолого-акмеологический компонент; профессиональные компетенции педагогов.

ЦВИРКО Наталья Ивановна, кандидат биологических наук, доцент

ТЮРЕНКОВА Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

кафедра Психофизиологии и безопасности жизнедеятельности, Ставропольский государственный педагоги чес кий институт, Ставрополь

В последнее время в педагогических публикациях стало актуальным понятие "безопасная образовательная среда", но при этом основной акцент рассмотрения данного понятия рассматривается в ключе безопасности обучаемых как субъектов образовательной среды. В данном исследовании представлен аспект безопасной образовательной среды, рассматриваемый со стороны педагогов, е частности, их участие е обеспечении безопасной профессионально-образовательной среды.

Профессионально-образовательная среда является неотъемлемым компонентом образовательной среды любого образовательного учреждения и направлена, е первую очередь, на обеспечение безопасности и комфортных условий для профессиональной самореализации и профессионального роста педагога через процессы его самоидентификации, осознания профессиональных потребностей и готовность активно участвовать в формировании необходимых параметров такого рода среды.

Можно выделить несколько базовых компонентов безопасной профессионально-образовательной среды (далее - БГТОС): нормативно-правовой, информационно-методический, психолого-акмеологический, административно-управленческий, экологический, материально-технический. Специфичными компонентами ЕПОС для педагогической деятельности считаем информационно-методический, психолого-акмеологический и экологический, значение которых кардинально трансформируется самой образовательной средой и особенностями деятельности педагога, его ролью в формировании мировоззрения подрастающего поколения и картины мира населения страны.

Психолого-акмеологический компонент БПОС предполагает комфортность условий организации деятельности, а так же условий профессиональной коммуникации и саморазвития педагогов [7]. Данный компонент является одним из лидирующих по числу публикаций и разработок в педагогической среде [3]. Наличие высоких требований к моральному облику педагога, к его когнитивным способностям, постоянная ответственность за жизнь и здоровье обучаемых приводят к тому, что невыполнение условий реализации именно этого компонента приводят к нарушению здоровья самого педагога или принятию им решения ухода из профессии [5]. Акмеологическая часть данного компонента определяет реальность условий БПОС для оптимального лич-ностно-профессионального развития, которое и будет стержнем, смысловым центром самореализации педагога как профессионала в образовательной среде, достижения им некой интегративности, понимаемой, с одной стороны, как нелинейность перехода накопленных ранее компетенций в новое качество, а с другой - как интуитивное понимание причинно-следственных взаимосвязей между собой и комплексом всех условий образовательной среды, своего места в образовательной системе, своих перспектив и возможностей [7].

Психолого-акмеологический компонент БПОС коррелирует с наличием у педагога компетенций саморегуляции и саморазвития. В исследованиях В.Н, Введенского, О.Л. Осадчук саморегуляция педагога выделена в самостоятельную регулятивную компетентность, которая характеризует наличие у педагога умений управлять собственным поведением и деятельностью и включает целеполагание, планирование, мобилизацию, устойчивую активность, оценку результатов, рефлексию, нравственные ценности [2, 52], способности к анализу и синтезу, умения принимать решения в проблемных ситуациях, организовывать и планировать собственную деятельность [4,42].

Компетенция профессионального саморазвития рассматривается исследователями как "способность и готовность человека самореализовываться в учебной и профессиональной деятельности на основе самосознания, самоопределения, самоуправления и самообразования" [6, 8], как способность "реализовать на практике свой субъектный опыт в области профессионального самоопределения и самореализации на основе осознанной саморегуляции своей учебно-профессиональ-ной деятельности" [1,140].

Экологический компонент БПОС предполагает, в первую очередь, обеспечение комплексных параметров безопасности окружающей природной среды как для самого педагога, так и для обучаемых. Он подразумевает как обеспечение соблюдения комплекса санитарно-ги-гиенических норм для организации обучения {физико-гигиеническая составляющая), так и аспекты взаимодействия всех членов образовательного процесса с природными объектами и комплексами (собственно экологическая составляющая). В рамках именно этого компонента следствием его полной или частичной нереализации будет необходимость оказания педагогом первой помощи обучаемым или коллегам (медико-валеологическая составляющая) как в ходе обычных, типичных физических условий образовательной среды, так и вследствие наступления критических, экстремальных ситуаций по причине природных (стихийных) бедствий или аварий техногенного характера.

Педагог, выполняя названные профессиональные обязанности, одновременно создает комфортные условия жизнедеятельности не только для учащихся, но и для самого себя, поскольку учитель является одним из главных участников образовательного взаимодействия. В связи с этим профессиональная компетентность педагога в области обеспечения экологического компонента БПОС, в целом, соответствует компетенциям в области здоро-вьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Данные компетенции в части обеспечения БПОС предполагают способность педагога оценивать показатели собственной физической подготовленности,корректировать и поддерживать высокое качество состояния своего здоровья, оценивать факторы риска и поддерживать личную безопасность. Важным являются также такие факторы профессионального здоровья, выделенные Л.М. Митиной, как восприятие профессионального здоровья как важной социальной и личностной ценности, высокий уровень стрессоустойчивости; эффективная модель поведения и адекватные переживания, связанные с работой и др.

Информационно-методический компонент БПОС предполагает как наличие всех условий в образовательном учреждении для осуществления профессиональной педагогической деятельности в эпоху информационного общества (электронная информационно-образовательная среда, далее - ЭИОС), так и механизмов, обеспечивающих оперативность доступа и обмена информацией между всеми участника-

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

410

ми образовательного процесса (а в случае необходимости - и между педагогами и родителями обучаемых) с учетом особенностей информационного взаимодействия - а именно, передача (со стороны учителя) и усвоение знаний (со стороны обучаемых). Возможности ЭИОС позволяют организовать обучение посредством ЦОР (в условиях дистанционной формы обучения), текущий контроль усвоения знаний, провести итоговый контроль знаний обучаемых за выделенный период (сессия, семестр), провести анкетирование о степени удовлетворенности школьников и студентов качеством получаемой образовательной услуги и т.п.

Методическая составляющая данного компонента предполагает как обеспеченность учебного процесса литературой на электронных или бумажных носителях и информационными программными продуктами, необходимыми для выполнения всех требований ФГОС разного уровня к реализации содержания образования, так и доступность наставнической помощи молодым специалистам по освоению ими профессии (со стороны старших, более опытных педагогов). Отдельным, значимым элементов методической части рассматриваемого компонента является технологическая составляющая, направленная на специфику общей организации учебно-воспитательного процесса как единого, целостного и целесообразного, сочетающего различные виды и формы учебной и внеучебной работы; предполагающая от педагога высокую компетентность.

Следовательно, в случае рассмотрения компетенций педагога, способствующих обеспечению информационно-методического компонента БПОС, помимо базовых педагогических компетенций, снова можно назвать компетенцию профессионального саморазвития. В то же время, по нашему мнению, необходимой компетенцией также является способность работать в команде, что будет снижать временные и трудозатраты при подготовке большого объема методических документов (рабочих учебных программ, календар-но-тематических планов, методических указаний, технологических карт, конспектов, инструкций, положений конкурсов и пр.), а соответственно, и способствовать повышению безопасности профессионально-образова-тельной среды, сохраняя внутренние ресурсы педагогов. Однако командное взаимодействие педагогов в образовательной организации имеет свою специфику, так как деятельность,

даже на общий результат, достаточно индивидуализирована, а также связана с созданием интеллектуально-творческого продукта. В связи с этим, на наш взгляд, в обеспечении безопасности профессионально-образовательной среды существенным элементом является готовность педагогов делиться с коллегами своим опытом, интеллектуальным творчеством.

Нормативно-правовой компонент БПОС включаете себя всю совокупность документов, регламентирующих как деятельность самого педагога, так и деятельность образовательного учреждения в целом в рамках организации учебно-воспитательного процесса. В перечне необходимых документов регламентирующую роль будут выполнять документы федерального уровня, однако в данном комплексе обязательно должны присутствовать региональные и локальные инструктирующие акты.

Комфортность профессиональной деятельности в рамках данного компонента обусловлена пониманием педагогов всех нюансов нормативных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса. А это значит, что высокий уровень владения педагогами компетенциями в области правовых основ профессиональной деятельности содействует созданию БПОС. В ракурсе участия педагогов в обеспечении БПОС мы можем отметить связь компетенции в области правовых основ профессиональной деятельности с регулятивной компетентностью, описанной нами выше. Интеграция указанных компетенций подразумевает умение педагога оценить соответствие собственной профессиональной деятельности (ее отдельных аспектов и направлений), своего уровня подготовки (в том числе, образовательного ценза, наличия специальных предметных или психолого-педагогических знаний, компетенций и др.) действующим нормативно-правовым актам, при необходимости внести корректировки в текущую организацию образовательного процесса, принять участие в программах повышения квалификации, подтвердить свой квалификационный уровень.

Административно-управленческий компонент БПОС предполагает прямое участие руководящего состава учреждения в обеспечении всех условий осуществления как в целом образовательной деятельности, так и в частности - необходимых для создания БПОС. Кроме этого понимания, предполагается формирующая, контролирующая и корректирующая условия БПОС роль самого педагога, если масштаб определения такого рода среды ограничивается учебной группой / классом.

В данном аспекте комфортность условий для собственной профессиональной самореализации будет обеспечивать способность педагога во взаимодействии с руководством тактично отстаивать свою позицию, сохранять границы пространства трудовых обязанностей (в том числе, оказывать сопротивление при возложении дополнительных поручений, не связанных с основной деятельностью), демонстрировать достоинство и самоуважение.

Материально-технический компонент включает в себя как непосредственные архитектурные и материальные условия осуществления деятельности (здания, помещения, мебель), техническое оснащение аудиторий и кабинетов педагогов (например, оргтехника и мультимедийное оборудование}, так и наличие материального (финансового) стимулирования работников (заработная плата, премии и надбавки, льготы социального характера). В состав этого же компонента можно включить адекватность составления расписания занятости педагога (через призму использования специализированных кабинетов, регулирование физической нагрузки педагога в день / неделю / в семестр (четверть}).

Создание благоприятной для себя материально-технической составляющей условий труда будет предполагать личную включенность педагога в нормирование своей педагогической нагрузки, умение презентовать результаты своей деятельности в целях получения стимулирующих выплат, грамотное оформление заявок для приобретения необходимого в учебно-воспитательном процессе оборудования и пр.

Таким образом, мы можем представить следующий комплекс компетенций в области обеспечения БПОС: регулятивная компетентность; компетентность профессионального саморазвития; компетенции в области здоро-вьесбережения; компетенции в области создания и поддержания безопасности условий жизнедеятельности; компетенции в области командной работы (в том числе социального взаимодействия); компетенции в области правовых основ профессиональной деятельности. Все названные компетенции начинают (но не завершают!) формироваться еще на студенческой скамье. Рассмотрим специфику их развития в условиях дистанционного обучения, которое стало по сути всеобщим по причине пандемии С0\Л0-19,

В целях определения перечня компетенций, наиболее значимых в новых условиях удаленного обучения, нами было проведено эм-

пирическое исследование в форме анкетирования (по авторской методике) студентов. Выборкой послужили студенты первого курса очного отделения ГБОУ ВО СГПИ (в количестве 137 человек, что составило 38% от всех студентов первого курса). В частности, студенты отметили, что успешность обучения в дистанционном формате обуславливается способностью к самостоятельному поиску и отбору информации (73% респондентов выделили данную компетентность), способностью к самоконтролю (52,6% студентов выделили данную компетентность). Значение аналитических способностей отметили только 21,9% участников опроса, а способность к коммуникации - 13,9% респондентов. Сопоставление названных способностей и умений с компетенциями в области обеспечения БПОС показывает, чтодистанционное обучение создает естественную мотивацию для развития у студентов регулятивной компетентности и частично компетентности профессионального саморазвития. При этом особого педагогического внимания требует развитие компетенций в области командного взаимодействия. В связи с этим, в работе со студентами в период дистанционного обучения нами была увеличена доля форм работы, требующих их взаимодействия друг с другом. Так, например, была организована коллективная проектная деятельность обучающихся, широко применялись приемы анализа и оценки работ сокурсников. Кроме того, культура представления учебно-практических материалов, взаимодействия и обмена опытом развивалась, благодаря использованию облачных хранилищ информации с общим доступом для многих студентов.

Помимо названных компетенций в условиях самоизоляции особое звучание приобретают компетенции в области здоровьесбереже-ния и безопасности жизнедеятельности. Оценка студентов влияния дистанционного обучения на состояние здоровья также была выявлена по результатам анкетирования, направленного на установление особенностей соблюдения критериев экологического компонента БПОС (в части его медико-валеологичес-кой составляющей) сточки зрения самих обучаемых.

Отметим, что базовыми параметрами выступили следующие позиции:

- отсутствие хронических заболеваний у доминирующей части опрашиваемых (57,7%), при этом 22,6% респондентов отметили, что до начала периода дистанционного обучения они имели документально фиксируемое хроническое заболевание;

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

412

- достаточно сильный иммунитет, позволяющий респондентам достаточно редко обращаться за квалифицированной медицинской помощью при острых инфекционных заболеваниях (больничный лист), либо же совсем не обращаться при отсутствии такого рода заболеваний; учитывали период учебного года (2019-2020уч. год).Так,доминирующее число респондентов обращались к врачам менее 3-х раз за указанный период (51,1%), ни разу не обращались - 31,4% опрашиваемых и только 13,1% обращались за помощью от 3 до 5 раз за учебный год (ВОЗ считает показателем относительной "нормы" функционирования иммунной системы взрослого человека). Безусловно, такие показатели могут быть частично объяснены возрастом обучаемых (18-20 лет), в котором все системы организма работают в оптимальном режиме, отсутствием процессов деградации клеток и тканей. Вторым фактором, позволяющим объяснить полученные результаты, может быть бессимптомное протекание ОРВИ у респондентов (либо же с незначительными симптомами), что обуславливает отсутствие необходимости обращаться за медицинской помощью.

В качестве особенностей состояния здоровья обучаемых, которые ими были отмечены в период дистанционного обучения, следует выделить следующие позиции:

- 48,9% респондентов отметили в целом положительное влияние дистанционной формы обучения на состояние их здоровья, поскольку такая форма позволяет каждому подобрать индивидуальный, оптимальный для себя режим активности; при этом 22,6% опрашиваемых отметили появление новых угроз их здоровью, а 6,6%- обострение состояния имеющихся у них хронических заболеваний;

- 42,3% респондентов не отметили для себя напряжение (дискомфорт), систематически возникающее в отдельных системах органов при дистанционной форме обучения (по сравнению с традиционной формой), в то время как 35,8% обратили внимание на перегрузку органов зрения; 10,9%- на нервные перегрузки, 8,8%- патологические процессы в органах опорно-двигательного аппарата; остальные респонденты затруднились ответить на данный вопрос;

- при выявлении ведущих причин нарушения здоровья респонденты выделили следующие: напряжение зрения (более 10 ч в день) -32,8%; резкое сокращение двигательной активности- 21,2%, нарастающие тревогу и стресс -

9,5%, изменение привычного для них режима дня - 8,8%. В то же время 19,5% опрашиваемых не могут фиксировать у себя стойкое нарушение состояния здоровья в области отдельных систем органов и, соответственно, не видят оснований для выделения ведущих факторов (причин).

Следует отметить, что часть вопросов была посвящена состоянию психического здоровья обучаемых в условиях дистанционной формы реализации образования, на которые были получены следующие ответы:

- в частности, угрозу для психического здоровья дистанционная форма, по мнению респондентов, несут вынужденные условия изоляции (61,3%), но их считают достаточными для возникновения патологии только в случае наличия скрытых форм психических заболеваний 17,8% (т.е., по их мнению, условия среды являются своеобразным триггером для манифестации болезни, что не противоречит понятию "генотип-средовое взаимодействие" в психогенетике);

- в целом, наличие угроз психическому здоровью в той или иной степени признали 57,6% респондентов;

- при этом 24,7% респондентов признали, что в случае осознания ими отклонений от нормы и возникновения психологически дискомфортного состояния они могут самостоятельно вернуть себя в требуемую форму; 62% - обратятся за медицинской / психологической / педагогической помощью; остальные признали, что в случае возникновения патологии такого рода их состояние будет критическим;

- 69,3% опрашиваемых считают, что обладают достаточной информацией о СО\/Ю-19, для того, чтобы предотвратить инфицирование или же принять неотложные меры в случае заражения, и предпочитают оценивать данный вирус в ряду типичных вирусных заболеваний (имеющим свои особенности), формирующих иммунитет как собственно заболевших, так и популяции - в целом, и считают дистанционнуюформуобучения - временной, но необходимой мерой. 13,1% считают, что внешних угроз в данном периоде нет, и можно было бы спокойно продолжать обучение в традиционном режиме, поскольку, по их мнению, исход заболевания, во многом зависит в первую очередь от состояния иммунной системы самого человека, и временная изоляция только оттягивает по времени наступление неизбежного события.

С целью коррекции негативного воздействия дистанционного формата обучения на здоровье кафедрой психофизиологии и безопасности жизнедеятельность был проведен цикл внеаудиторных мероприятий, направленный на ознакомление студентов с приемами психологической разгрузки; обучение приемам саморегуляции возникающих стрес-сорных состояний; развитие эмоциональной и поведенческой гибкости. Подобная работа, основанная на внимательном, ответственном отношении к здоровью студентов, позволяет формировать у обучающихся ценность здоровья {что для молодых людей 18 лет, большинство из которых считает себя относительно здоровыми людьми, является совсем не очевидной).

Комплексное развитие у студентов первого курса компетенций в области обеспечения БПОС осуществлялось в ходе освоения ими содержания учебной (ознакомительной) практики по модулю здоровья и безопасности жизнедеятельности, направленного на определение функций педагога в обеспечении параметров безопасной образовательной среды.

Таким образом, проведенное исследование показало необходимость и возможность развития у студентов в условиях дистанционного обучения компетенций в области обеспечения БПОС, которые мы можем рассматривать, в том числе, и как компетенции, необходимые для формирования комфортных условий для освоения образовательных программ в удаленном формате.

Литература:

1. Бабина С.В. Формирование компетенции профессионального саморазвития у студентов вуза как условие полноценной работы специалиста в информационном обществе // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2009.- N»1 - С. 139-144. Элек тронный ресурс: режим доступа: http:// moyuniver.net/formirovanie-kompetencii-prof es $ i о па I п og o-sa m oraz v i ti у a -u-s t ude п to v-v u za -kak-uslovie-polnocenrtoj-raboty-specialista-v-informacionnomobshhestve/ (дата обращения: 06.06.2020 г.)

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10 - С. 51-55.

3. Зверева М.А. Критерии безопасности образовательной среды // Инновационная наука.- 2017.

№04 "2. - С. 172-173.

4. Осадчук О.Л. Регулятивная компетенция как результат профессиональной подготовки педагога // Вестник ТГПУ. - 2009. - Вып.1 (78) - С 40-43 -Электронный ресурс: режим доступа; https:// cyberleninka.ru/article/n/regulyativnaya-kompetentsiya-kak-rezuifat-professionalrioy- : podgotovki pedagoga/viewer (дата обращения: 06.06.2020 г.)

5. Тарасов CS., Баева И,А. Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале сис темы образования Ленинградской области) [Элек тронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Том 8. Ne 2,- С. 1-10, doi: 10.17759/psyedu.2016080201

6. Фролова Ф.Ф. Формирование компетенции профессионального саморазвития у будущих социальных работников : дисс, ... канд. пед. н. - Ка зань : ФГБОУ ЕПО КНИТУ, 2015. - 183 с.

7. Шувалова H.B. Акмеологическая образовательная среда как формирование пространства об разовательного учреждения // Вестник МГУКИ. 2013. - №4(54). - С. 151-155.

О си

0 СИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

("1 ш

CK

1 о

со «

го

S

413

THE EDUCATORS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF SCIENTIFICALLY-RESEARCH ACTIVITYATTHE DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Shevchenko Olga Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, employee. Academy of Federal Security Service of Russian Federation, Orel

The article discusses scientifically-research activity as factor of educator's professional skill increase. The author describes the profile of educator's development on a specific position and the trajectory of career growth based on his professional de velopment, A ttention was paid to the scientifically-research activity planning at the departmental educational organization of technical profile. As a result it was revealed that the educator's professional development in the process of scientifically-research activity is a process of professional development of competences.

Keywords; educator's professional development; scientifically-research activity; professional skills; departmental educational organization.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.78

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВА ГЕЛЕЙ удк 378

В ПРОЦЕССЕНАУЧНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬ- ВАК РФ 13.00.08 НОСТИ В ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмагриваегея научно-исследоеательская деятельность как фактор ф Шевченко О.И., 2020 повышения профессионального мастерства преподавателя. Описаны профиль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.