Литература
1. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 84-99.
2. Богданов Е.Н., Иванов Г.П, Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориентации молодёжи в системе высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-78.
3. Зайцева Т.В, ЗубАТ. Управление персоналом. М.: Форум ; ИНФРА-М, 2008. 335 с.
4. Котовский В.В. Социально-психологические особенности представлении студенческои молодёжи о профессиональном успехе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 91-97.
5. Краснощеченко И.П, ТарамакинР.Б. Профессиональная самореализация выпускников факультета психологии и их ретроспективные оценки полученного образования // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 96-107.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
7. Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблема теории и практики управления. 1996. № 6. С. 117-120.
8. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». М.: ИНФРА-М, 2000.
9. Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономическихпрофессий в процессе обучения // Психология в вузе. 2012. № 3. С. 74-77.
10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. 297 с.
11. Рябов В.Б. Стратегия трудовой жизни как характеристика самореализации человека в труде // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 113-118.
12. Травин В.В, Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2003. 270 с.
13. Управление персоналом организации / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2003. 295 с.
14. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2005. 554 с.
15. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 223 с.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. И. Калаков, О. В. Старикова, Е. Н. Хрыканов
Аннотация: в статье в рамках Концепции военно-кадровой политики в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2016 года рассматриваются вопросы развития творчества преподавателя военных образовательных организаций высшего образования в условиях компетентностно-прогностической деятельности. Компонентами прогностической компетентности являются: аксиологический, деятельностный, когнитивный, прогностическая грамотность, прогностическая образованность, прогностическая компетентность препо-
давателя. Педагогическая прогностическая компетентность представлена в виде структуры с показателями. Выделена совокупность качеств и структура творческой личности преподавателя в сфере прогнозирования. Разработана индивидуальная программа по самосовершенствованию и саморазвитию собственного творческого прогностического потенциала. В программе отражены цели, задачи, содержание поэтапного развития собственного творческого потенциала в педагогической прогностической деятельности. Методологи-
чески обоснованы базовые принципы саморазвития личности: системности, саморазвития, детерминизма, научности и единства теории и практики. Индивидуальная программа саморазвития представляет собой совокупность ряда частей, имеющих определенную форму и содержание, педагогического творчества в сфере планирования и прогностической деятельности. Раскрыты основные условия для эффективной педагогической прогностической деятельности и технологическое обеспечение процесса поэтапного развития творческого прогностического потенциала личности. Психологическая структура педагогического прогностического творчества представлена в виде схемы. По содержанию педагогическое прогностическое творчество представляет собой определенную совокупность совместных опережающих действий преподавателей и обучаемых, направленных на формирование и развитие личности будущего специалиста. Педагогическое прогностическое творчество развивается под воздействием личностных и социальных факторов.
Ключевые слова: компетентность, структура, компоненты, прогностика, деятельность, творчество, педагогическое творчество, программа, саморазвитие, самосовершенствование, творческая личность, культура, мастерство, опыт.
В Министерстве обороны РФ разработана Концепция военно-кадровой политики в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2016 года. Основная ее цель состоит в создании системы кадрового обеспечения, направленной на прогнозирование и рациональное планиро-
вание подготовки и использования военных кадров, применение современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить Вооруженные Силы военными кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи по предназначению.
В блоке Концепции «Подготовка военных кадров, совершенствование военного образования» ставится задача повысить уровень профессионализма военных кадров за счет дальнейшего развития системы непрерывного военного образования. С этой целью следует продолжать подготовку офицеров в вузах Министерства обороны с высшим образованием и последующим обучением их в военных академиях (военных университетах) и Академии Генерального штаба.
В своем педагогическом становлении преподаватель идет от накопления педагогических системно-научных знаний и фактов собственной педагогической работы к их глубокому теоретическому осмыслению в целях самостоятельного использования всего арсенала педагогических средств [9, с. 87]. Умение преподавателя предчувствовать, предвидеть и анализировать, оценивать факты приближает педагогический труд к научному исследованию в сфере прогнозирования и планирования. Оценивая достижения науки и образования, преподавателю надо уметь разрабатывать пути дальнейшего развития образовательного процесса. Педагогу в сфере прогностической деятельности должны быть свойственны грамотность, образованность, культура и компетентность [8, с. 96].
Рис. 1. Структура педагогической прогностической компетентности
Компонентами прогностической компетентности являются: аксиологический компонент прогностической компетентности преподавателя образовательной организации высшего образования — отражает комплекс ценностей, особенно ценности прогностического труда на современном этапе развития общества; дея-тельностный компонент — раскрывает деятельностный характер, способы и технологии прогностического труда, получения и применения нового теоретико-методологического прогностического знания; когнитивный компонент — опирается на развитое опережающее мышление личности преподавателя, его умение производить операции синтеза, анализа, обобщения, дедукции и индукции, его способности к творческой и исследовательской прогностической деятельности. Выделим иерархические уровни прогностиче-
ской компетентности преподавателя, определенные согласно философской теории образования Б. С. Гершунского [2]: прогностическая грамотность преподавателя — достаточная теоретическая и практическая подготовка в области естественнонаучных, математических и социально-гуманитарных наук, понимание фундаментальных законов развития личности и общества во взаимосвязи законами природы как основы прогностической деятельности, умение разобраться в принципах прогностической деятельности и прогностическом инструментарии; прогностическая образованность преподавателя — максимальный уровень прогностической грамотности, при котором обучающийся овладевает знаниями в области гло-балистической науки; прогностическая компетентность преподавателя — ин-тегративное качество его личности, позволяющее ему осваивать и эффектив-
но использовать современные подходы, методы и технологии прогнозирования в своей профессиональной деятельности. Педагогическая прогностическая компетентность может быть представлена в виде структуры (рис. 1).
Такая схема позволяет наглядно отобразить компоненты педагогической прогностической компетентности и подвергнуть анализу педагогическую деятельность в сфере прогнозирования для определения путей ее совершенствования.
Педагогическая прогностическая компетентность — это базовая качественная характеристика преподавателя военного института. Ее показателями выступают:
- четкое видение ориентиров прогностического обучения (эталон военного специалиста-прогнозиста, задачи его достижения, профессиограмма, психограмма, акмеограмма, последовательность формирования профессиональных знаний, умений, навыков в сфере прогнозирования и др.);
- проявление образца профессионализма в прогностической деятельности;
- мотивировка и организация эффективной прогностической деятельности курсантов;
- системно-научные знания и применение новых технологий прогностического обучения, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике предмета;
- ориентация на связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции и опережающего мышления у будущих офицеров;
- обеспечение обратной связи в прогностическом обучении через различные виды контроля и самоконтроля.
В педагогической прогностической деятельности таким показателем является педагогическая культура преподавателя. Она выступает средством достижения профессионализма и высокой результативности педагогического прогностического труда и самосовершенствования.
Таким образом, педагогическая прогностическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть образовательного процесса — одна из важнейших функций развития личности и общества.
Ее структуру составляют следующие компоненты:
1. Системно-научные прогностические знания относительно тенденций, закономерностей и механизмов общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.
2. Многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человеком в области производства, техники, науки, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде на междисциплинарной основе передаются обучаемым.
3. Собственно педагогические знания, учебный, воспитательный и исследовательский опыт, мастерство.
4. Высокая духовно-нравственная, эстетическая, информационная, правовая, политическая, экономическая и профессиональная культура педагога.
Эффективность педагогической прогностической деятельности, кроме этих компонентов, требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе образовательного процесса и его результатах. Педагогическая диагностика и прогноз позволяют педагогу быть осведомлен-
ным относительно того, что и как реально влияет на прогностическое обучение, формирование личностных и профессионально важных качеств курсантов.
Структура творческой личности преподавателя в сфере прогнозирования включает в себя:
1)психические познавательные процессы: педагогический склад опережающего мышления; педагогическую наблюдательность и проницательность; педагогическое представление, воображение; педагогически выраженное общение на доброжелательной основе;
2)психические состояния: эмоционально-волевые; интуицию и чувство предвидения;
3)психические образования: системно-научные, прогностические знания, умения, навыки и опыт;
4) акмеологические инварианты: активность, инициативу; способность прогнозирования, предвидения и предсказания; проницательность; включенность в процесс принятия прогностических решений, развитую интуицию и саморегуляцию;
5) социально-психологические характеристики: авторитет, статусно-ролевое положение на кафедре, среди обучаемых, коммуникабельность, конформность и автономность, конфлик-тоустойчивость, толератность.
В совокупности все эти характеристики образуют облик субъекта педагогической прогностической деятельности, определяющий уровень творческого профессионализма в сфере планирования и прогнозирования.
Для прогностической деятельности педагогу нужна совокупность качеств (И. А. Алехин, А. В. Петровский, Т. С. Сли-вин, С. В. Тенитилов и др.) [1]: способность
к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям слушателей (курсантам); умение придать личностную окраску преподаванию; установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у обучаемых; умение управлять собой и обучаемыми; владение разными стилями формального и неформального общения с курсантами;эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность; умение регулировать конфликты ненасильственным путём; уважительное отношение к чужим традициям и верованиям; креативность; способность к рефлексии; умение передавать знания курсантам в наиболее доступной форме и т. п.
Педагогу необходимо знать и уметь реализовать принципы, раскрывающие духовно-нравственный и социально-психологический образ человека: доброжелательность, вежливость и тактичность, скромность и искренность, целесообразность, обязательность, высокая нравственность, общая культура и интеллигентность, деловитость, строгое соблюдение правил при проведении публичных служебных мероприятий (совещаний, заседаний, собраний и т. п.).
Потребность в профессиональном самосове ршенствовании—неотъемле-мая характеристика человека культуры, науки, служителя своего дела, профессионала высшего уровня. Преподаватель должен успевать за быстротекущим временем, соизмерять свою прогностическую деятельность с развитием глобалистической науки. Процесс освоения преподавателем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. При этом личность должна быть
способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями преподавателя, так и характером его научно-педагогической деятельности [1]. Педагогическая культура выступает сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс освоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений.
В педагогической прогностической деятельности преподавателю необходимо направить свои усилия на самосовершенствование и саморазвитие в системе непрерывного образования. С этой целью преподавателю надо разработать индивидуальную программу по саморазвитию собственного творческого прогностического потенциала. Она может включать в себя несколько этапов, представленных на рисунке 2 [5]. Основной целью программы является самосовершенствование и саморазвитие собственного творческого прогностического потенциала личности молодого преподавателя. Первая задача — самоактуализация когнитивного компонента прогностического потенциала, а также личностно-профессиональных качеств, связанных с ними. Вторая задача — формирование собственного педагогического навыка построения прогнозов в учебной, методической и научно-исследовательской деятельности. Третья — поэтапное развитие собственного творческого потенциала в педагогической прогностической деятельности.
Изучение и развитие собственного
творческого прогностического потенциала методологически обоснованно, так как существует с опорой на основные методологические принципы психофизиологии, психологии и акмеоло-гии.
Базовым принципом является принцип системности, или системный подход, сформулированный в трудах таких авторов, как Б.Г. Ананьев (1969), Л. С. Выготский (1931), А. А. Дергач (2000), Б. Ф. Ломов (1975) и другие. Творческий прогностический потенциал рассматривается как интегратив-ное личностное образование, система связанных между собой компонентов, что позволяет дать всестороннюю его оценку и самооценку. Последовательная реализация системно-структурного принципа предусматривает необходимость саморазвития не только творческого прогностического потенциала личности, но и взаимосвязанных с ним психологических, психофизиологических и социальных процессов и явлений. Методологические аспекты системности — целостность системы и принцип развития системы, ибо если каждый элемент или подсистема имеет оптимальные и конструктивные или функциональные характеристики, то результирующее поведение системы может оказаться лишь следствием взаимодействий между отдельными частями.
Второй принцип создания индивидуальной программы — это принцип саморазвития, который подразумевает, что такое явление, как творческий прогностический потенциал, может и должно развиваться, совершенствоваться и актуализироваться в педагогической деятельности преподавателя. Источником
Рис. 2. Индивидуальная психологическая программа
по самосовершенствованию и саморазвитию прогностического потенциала личности
развития должна стать работа человека над собой, самосовершенствование и саморазвитие. Л. С. Выготский считал, что определяющее значение для развития может иметь то обучение, которое ориентировано не на уже завершенные циклы развития, а на процессы, которые только начинают зарождаться и формироваться. Принцип активности предусматривает, по мнению Л. И. Анцыферовой, роль личности в произвольном выборе траектории своего развития.
Еще одним принципом создания индивидуальной программы является принцип детерминизма. Он подразумевает наличие связей между различными составляющими творческого прогностического потенциала преподавателя и позволяет исследовать факторы, влияющие и обусловливающие его самосовершенствование и саморазвитие. Различают типы проявления принципа детерминизма в жизни. Системный детерминизм выступает как зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого. Целевой детерминизм отражает то, что предваряющая результат цель определяет процесс его достижения.
Психологическая индивидуальная программа саморазвития творческого прогностического потенциала личности опирается на научную теоретико-экспериментальную базу. Все понятия и методы научно обоснованы и отражают объективную реальность, это обстоятельство находит свое проявление в принципах научности и единстветеории и практики. В основу программы заложены принципы систематичности и индивидуализации обучения. Систематичность обучения, по мнению И. П. Под-
ласова, подразумевает не однократное воздействие на личность, а систематизированную программу занятий, в которых одно занятие логически связано с остальными.
Индивидуальная программа саморазвития представляет собой совокупность ряда частей, имеющих определенную форму и содержание. Каждый компонент этой системы решает свои задачи: в ходе самостоятельной поисково-аналитической и исследовательской прогностической работы преподаватель получает необходимую информацию и практически закрепляет полученные дополнительные обобщенные знания и навыки прогнозирования. При реализации принципа систематичности и последовательности все части индивидуальной программы находятся во взаимодействии. Оптимальное слаженное функционирование всего комплекса системы обеспечивает целенаправленное приобретение преподавателем дополнительных обобщенных знаний и совершенствование навыков, развитие у него профессионально важных компетентностей, а также творческое и профессиональное развитие [10, с. 55].
Принцип индивидуализации обучения рассматривался в работах А. В. Хуторского. Этот принцип предполагает отношение к самому себе и человеку как к неповторимой индивидуальности, создание благоприятных условий для развития его личности, самоопределения и самореализации [7]. Как известно, в процессе самообучения взаимодействуют две стороны — преподаватель и информационная среда с учетом влияющих факторов. В условиях реализации индивидуальной програм-
мы взаимодействие между преподавателем и информационной средой способствует тому, что в жизненной практике проявляются и реализуются личностные качества, обусловливающие осознание и понимание преподавателем собственной учебной, методиче-ской,исследовательской прогностической деятельности.
Технологическое обеспечение процесса развития творческого прогностического потенциала личности включает в себя следующие этапы: мотивацион-ный, самодиагностический, поисково-аналитический и информационный, самокоррекционно-развивающий, обобщающий, самоанализ, самооценку и этап психологической разгрузки.
Целью первого этапа — мотиваци-онного — является самоактуализация преподавателя к собственной проблеме, самосовершенствование и саморазвитие общекультурных и профессиональных прогностических компетенций. Данные компетенции включены в требования к результатам освоения должности в сфере профессорско-преподавательской деятельности. У профессорско-преподавательского состава должны быть сформированы такие компетенции, как: прогнозировать развитие различных систем в соответствии со спецификой своей специальности, моделировать различные ситуации, решать нестандартные педагогические задачи или находить новые методы решения традиционных задач.
Основная задача мотивационного этапа — сформировать у молодых преподавателей готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, а формы ее формы различны — самостоятельная работа, общение и групповая
дискуссия. Цель общения и дискуссии — указать на необходимость развития у человека описанных выше компетенций не только в рамках преподаваемых предметов, но и в ходе специально организованной работы по самосовершенствованию. Ожидаемый результат после прохождения первого этапа — мо-тивационная готовность к саморазвитию творческого прогностического потенциала личности.
Второй этап — самодиагностический. В ходе его реализации проходит самодиагностика в рамках индивидуальной программы. Она проводится с помощью известных методик для диагностики когнитивного компонента прогностического потенциала.
Третий этап — поисково-аналитический и информационный, его основная цель — поисково-аналитическая и информационная работа, обеспечивающая устранение дефицита системно-научных знаний и навыков, необходимых для успешного осуществления деятельности по прогнозированию. Результатом успеха на данном этапе является понимание преподавателем сущности, структуры творческого прогностического потенциала и осознание важности его саморазвития.
Четвертый этап — самокоррек-ционно-развивающий, его цель — саморазвитие основных компонентов творческого прогностического потенциала личности в условиях самостоятельной работы. В современной психологии термин «аутотренинг» используют для обозначения форм самостоятельной психологической работы. Воздействие в ходе аутотренинга направляется на достижение человеком позитивных изменений в себе и своей жиз-
ни. Наиболее существенной характеристикой аутотренинга является его программно-целевая направленность, ориентированность аутотренинга как системы самообучения на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности.
На самокоррекционно-развива-ющем этапе в ходе самореализации индивидуальной программы необходимо дополнительно консультироваться с опытными преподавателями и заниматься игрой в шашки, шахматы, дозированными движениями и т. п.
Пятый этап индивидуальной программы — обобщающий. В ходе его проведения происходят повторная самодиагностика, самооценка и самоанализ. Преподаватель сравнивает свою самооценку с самооценками, данными ими ранее, происходит самоанализ достигнутых собственных результатов и намечается направление дальнейшей работы.
Шестой этап — психологическая разгрузка преподавателя в специально оборудованном кабинете.
При разработке собственной индивидуальной программы по саморазвитию творческого прогностического потенциала преподаватель должен: знать о сущности, структуре и способах саморазвития творческого прогностического потенциала личности; применять свои индивидуально-личностные особенности в ситуациях, требующих построения прогноза; уметь строить гипотезы и прогнозы в отношении саморазвития, а также решать задачи, требующие построения прогноза; приобрести навыки рефлексии собственных
индивидуальных психологических особенностей и мотивов поведения; иметь опыт составления жизненного плана.
Основными условиями для эффективной педагогической прогностической деятельности являются:
- оптимальность (необходимость, последовательность и достаточность) затрачиваемых усилий,средств и времени для достижения поставленных прогностических целей;
- рациональность системно-структурных подходов,способов и приемов прогностической деятельности субъекта и объекта в ее органическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- планомерность и конкретность как соответствие всех опережающих операций (действий) характеру целенаправленности субъекта менеджмента, обусловленной его целевой программной установкой и системой прогностических управленческих воздействий и взаимодействий;
- перспективность как исключение возможности малозначимого итога проводимой прогностической работы;
- целеустремленность, активность и самостоятельность прогностической деятельности курсантов в учебно-познавательном, исследовательском процессе как основная цель и показатель эффективности образовательной прогностической деятельности преподавателя.
Педагогическая прогностическая деятельность как общественное явление реализуется в образовательном процессе диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой её развития, возникновения передового прогностического
опыта, стимулирования педагогической опережающей мысли.
Социально-экономическое, политическое и правовое развитие общества, накопление новых знаний, технический прогресс — все это требует совершенствования организации и содержания педагогических прогностических функций. Между устаревшим содержанием традиционного обучения, способами и формами педагогической прогностической деятельности, с одной стороны, и новыми требованиями жизни личности и общества, с другой стороны, и возникает противоречие. Оно разрешается на основе анализа и оценки всех сфер жизни общества, выявления новых условий и требований к человеку, данных глобалистической и психолого-педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания и организации образовательного процесса, совершенствования прогностических средств, форм и методов педагогической деятельности в сфере планирования и комплексного прогнозирования. В этих условиях большая роль принадлежит педагогическому творчеству.
К пониманию педагогического творчества в сфере планирования и прогностической деятельности есть различные подходы. Один из них — создание объективно новых средств и технологий прогностического обучения, воспитания и развития личности. Приведем некоторые толкования этого понятия.
1. Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
2. Творчеством называют и продукт творческой деятельности, то есть создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
3. Творчество — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Вся педагогическая прогностическая деятельность носит творческий характер. Любое занятие, на котором оптимально комбинируются известные методы и методики прогнозирования, в определенной мере является результатом прогностического творчества. Это подтверждается тем, что создание новой прогностической системы из известных элементов — уже проявление прогностическое творчества. Само построение и проведение каждого занятия требуют творческого прогностического подхода, ибо любое занятие включает в себя не только те или иные схемы его проведения, но всегда разное состояние группы и наличие индивидуальности каждого обучаемого.
Педагогическая прогностическая деятельность является не индивидуальной, а совместной. Она предполагает формирование и развитие личности обучаемого, его прогностических способностей, опережающего мышления и компетентности, а поскольку каждый обучаемый объективно неповторим как личность, результативная педагогическая прогностическая деятельность будеттворческой.
Таким образом, в процессе прогностической деятельности рождается творчество. Если разложить определения на составляющие, то творчество
в прогностической деятельности — это:
- прогностическая деятельность, порождающая нечто качественно новое;
- прогностическая способность удивляться и познавать;
- умение находить оптимальное решения в нестандартных ситуациях;
- нацеленность на открытие нового;
- склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Прогностический подход к проблеме творчества с позиций теории познания означает попытку понять умственные механизмы, представления, воображение и процессы, лежащие в основе творческой мысли, понять структуру и сущность научного творчества.
Педагогическое прогностическое творчество преподавателя определяется возрастающим объемом научной информации при сохранении сроков прогностического обучения и требует внедрения в образовательный процесс инновационных технологий в системе профессионального образования.
Педагогическое прогностическое творчество есть высший уровень опережающей деятельности человека, его психологическую структуру можно представить схемой:
- мотивы, потребности и прогностические способности к опережающей деятельности;
- стратегическая и тактическая цель прогностического творчества;
- субъект (или предмет творчества] в прогностической сфере;
- подходы, способы, средства в прогностической деятельности;
- педагогические условия, обстановка, среда и влияющие факторы;
- результат прогностического труда в образовательном процессе.
Педагогическое прогностическое творчество — индивидуально своеобразный процесс теоретической и практической опережающей деятельности преподавателя, направленный на поиск и осуществление оригинальных решений педагогических ситуационно-прогностических задач, способствующих повышению эффективности и качества профессиональной прогностической подготовки курсантов, слушателей образовательной организации высшего образования, осуществляющей образовательные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка [3, 4, 5].
Научное прогностическое творчество в теории предполагает открытие, выявление ранее не познанных законов, закономерностей, механизмов прогностического обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик в сфере прогнозирования.
Творчество в практической опережающей деятельности может проявляться: в прогностических подходах к решению педагогических ситуационно-прогностических задач на междисциплинарной основе; разработке новых форм, методов, приемов проведения занятий; эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; умении предвидеть множество вариантов решения одной проблемы и т. д.
Творчество в научно-практической прогностической деятельности предусматривает разработку инновационных моделей, программ, планов и апробацию психолого-акмеологического
воздействия и даже психолого-акме-ологического сопровождения для слушателей (курсантов) различных учебных заведений с целью развития и коррекции образа будущего Я, способствующего мотивации личности к саморазвитию, исследование образа будущего Я у будущих представителей различных профессий, а также соответствующих гендерных и возрастных различий, разработку программ развития прогностического потенциала личности и т. п. [3, 4, 5].
В плане психологии развития актуально выяснение закономерностей формирования и функционирования образа будущего Я и его компонентов. В педагогике высшей и средней школы необходимо исследовать и создавать оптимальные условия для формирования образа будущего Я в процессе обучения и воспитания, а также способов его совершенствования в различные периоды профессионального и семейного развития личности. Для акме-ологии перспективны исследование и реализация методов развития образа будущего Я профессионалов в различных сферах деятельности с целью дальнейшего продвижения к профессиональному, личностному и духовному акме. Все это имеет важное теоретическое и практическое значение для научно-методического обеспечения развития личности в системе образования.
По содержанию педагогическое прогностическое творчество представляет собой определенную совокупность совместных опережающих действий преподавателей и обучаемых, направленных на формирование и развитие личности будущего специалиста.
Со стороны педагога педагогическое прогностическое творчество выражается:
- в создании организационно-педагогических условий и системы педагогического сотрудничества со своими учениками;
- постоянном совершенствовании образовательного процесса на основе научного предвидения, самооценке педагогической прогностической деятельности;
- оптимальном использовании многообразных средств педагогического воздействия на основе взаимопонимания и взаимоуважения;
- исследовательской прогностической работе по развитию наиболее актуальных проблем педагогического процесса в системе непрерывного образования;
- разносторонних увлечениях педагога, используемых в прогностическом обучении и воспитании;
- самосовершенствовании, саморазвитии себя как педагога.
Педагогическое прогностическое творчество имеет особенности:
1) с одной стороны, это творение (прогностическое обучение, воспитание, развитие) человека, с другой — это поиск и осуществление новых решений педагогических ситуационно-прогностических задач на междисциплинарной основе;
2) творчество педагога — это сотворчество с обучаемым в прогностической деятельности;
3) преподаватель совместно с учеником творит на живом человеческом материале;
4) оно ограничено во времени;
5) отличается повторяемостью, цикличностью;
6) имеет двойственный и относительный характер получаемых результатов;
7) в нем органически сочетаются различные виды прогностического творчества (проектирование, моделирование, планирование на основе прогноза).
Педагогическое прогностическое творчество необходимо отличать от оригинальничания, надуманности, прожектерства (прожект — несбыточный проект).
Научное творчество как высший уровень деятельности человека также имеет свои особенности, которые в определенной мере раскрывают его сущность. Особенностью научного творчества в прогностической педагогической деятельности является то, что в нем преобладают в основном потребности: социальные, уважения и самоуважения, самовыражения, самореализации, личностного совершенствования. Кроме того, эти уровневые потребности имеют следующие особенности:
- специфическая жизненная потребность заниматься научным творчеством в сфере планирования и прогнозирования (например, для преподавателя это совершенствование процесса обучения и воспитания);
- особая социальная потребность в творчестве (для преподавателя это творение человека, подготовка кадров для страны);
- потребности научного творчества, проявляющиеся в особенностях психики личности, ее направленности, складе характера, ведь для многих людей важен не результат, а сам процесс творчества.
Научное творчество требует развитого мышления (опережающего мышления). Наряду с логическим и диалектическим мышлением в процессе творчества всегда участвует интуиция—подсознательная психическая деятельность, преобладающая на первом этапе творчества. Интуитивное мышление связывается с такими формами психической деятельности, для которых существенное значение имеет известная непроизводительность: воображение, творческая фантазия, догадка, предвидение. Такое системно-прогностическое мышление носит непосредственный, наглядный характер и обходится без определенных отчетливых понятий.
В научном творчестве учитывают и присущий исследователю стиль опережающего мышления при решении теоретических и ситуационно-прогностических задач. Это один из наиболее обобщенных показателей поведения человека, определяющий не что человек делает, а как он это делает.
Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская разработали несколько классификаций стилей мышления. Наиболее обобщенная из них — деление на теоретиков и эмпириков. Эмпириков отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. Сильная сторона теоретиков — аналитичность, рациональность опережающего мышления, меньшая эмоциональность. Они менее наблюдательны, чем эмпирики, но не столь доверчивы, устремляются в прорыв, обозначенный усилиями первых, и делают результат доказательным и убедительным для других.
Эти индивидуальные различия организации мышления в творческом процессе помогают направить внимание руководителей на соблюдение взаимодействия и распределения ролей при совместном решении задачтворчески-ми личностями.
В. С. Саблин, В. Г Орышич, И. Н. Караваев считают, что решение научной проблемы распадается на ее осознание, анализ, кристаллизацию и выдвижение идей, их проверку и выбор. Все эти схемы решения научной прогностической проблемы имеют одинаковую психологическую структуру. Ее можно представить в виде условных шести этапов:
1)постановка цели;
2) накопление знаний, умений, навыков, необходимых для четкого уяснения цели и формулирования задач, направленных на ее достижение;
3) сосредоточение интеллектуальных и эмоционально-волевых усилий на поиск дополнительной информации для решения поставленной задачи. Если она не поддается решению, наступает следующий этап;
4) блокировка не решаемой на данном этапе проблемы и переключение на решение других задач (период инкубации);
5) озарение, или инсайт, который не всегда представляет гениальную идею, иногда являясь лишь догадкой, имеющей потенциал для перерастания в эвристическую идею. Внешне озарение выглядит как логический прорыв, скачок в творческом мышлении, знаменующий выход на другой качественный уровень;
6) экспериментальное подтверждение или опровержение.
Сущность творческой личности раскроем через показ ее психологических особенностей и творческих прогностических способностей.
К психологическим особенностям в условиях прогностической деятельности можно отнести [6]:
- перцептивные особенности (напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость, зоркость в поисках проблем в опережающей деятельности, способности к переносу опыта в процессе прогностической деятельности, свертыванию мысленных операций и предвидению);
- интеллектуальные особенности (интуиция, фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний, независимость мнений и оценок, раскованность мышления);
- характерологические особенности (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизованность, работоспособность, готовность к риску.
Преподаватели с более опережающем мышлением имеют больше шансов натолкнуться на верную идею при решении ситуационно-прогностической задачи.
Стремление заглянуть в будущее и мысленно вообразить его обусловлено природой мыслительного процесса, оно издревле присуще человеку, ведь с давних пор предсказание будущего выделилось в профессию прорицателя.
Человек моделирует в мозгу цепь событий, объединенных причинной связью. При этом он использует прошлый ответ, ибо закономерности могут быть обнаружены лишь в повторяющихся явлениях. Таким путем предугадывается
заключительное звено моделируемой цепи событий.
Индивидуально-психологические особенности человека, определяемые как творческие способности, не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе способностей, последние же — результат развития. Они создаются в действительности в определенных условиях.
Некоторыми психологическими условиями развития научного творчества педагога в образовательном процессе выступают:
1) мотивация творчества, которая бывает внутренней и внешней. В современной психологии различают понятия интеллекта и способности к творчеству. Последняя, кроме интеллекта, включает в себя мотивационную направленность, стремление к успеху, достижению конкретной цели, ориентацию на приобретение новых знаний;
2) направляющее воздействие на руководителя, актуализацию творческих возможностей соискателя или исполнителя какой-то работы;
3) увеличение объема теоретических знаний, накопление интересной информации с развитием творческого мышления;
4) стремление научиться схематизировать поставленную задачу для стимуляции творческого подхода важно, как утверждал известный психолог М. Гарднер [4];
5) использование метода «синтетики», который предполагает расположенность к импровизации и направлен на активизацию базовых операций подсознания.
Наряду с научным творчеством преподаватель в своей деятельности занимается педагогическим творчеством.
Педагогическое прогностическое творчество развивается под воздействием личностных и социальных (экономических, политических, правовых, педагогических, психологических, научных) факторов.
К личностным факторам относятся:
- содержание и уровень мотивации в сфере прогнозирования;
- стремление преподавателя к поиску новых, эффективных форм и методов педагогической прогностической деятельности;
- интеллектуальные и прогностические способности, уровень опережающего мышления;
- профессиональные знания, умения, навыки в прогнозировании;
- личностные качества преподавателя: увлеченность педагогической профессией, самостоятельность, инициативность, работоспособность, целеустремленность, коммуникабельность.
К социальным факторам можно отнести:
- недопущение перегрузок в педагогической прогностической деятельности;
- предоставление преподавателям времени на самостоятельную работу;
- содержание и характер требований, предъявляемых в военном институте к личности и прогностической деятельности преподавателя;
- уровень и качество организации педагогического прогностического труда;
- отношение курсантов к учебе, к творческой прогностической деятельности преподавателя;
- морально-психологический климат в педагогических коллективах;
- грамотно организованная научная и методическая работа в военном институте и на кафедрах, создание условий для развития научных школ;
- материально-техническая обеспеченность педагогического процесса.
В становлении и развитии педагогического прогностического творчества встречается ряд противоречий внутреннего и внешнего плана.
К внутренним противоречиям в развитии педагогического прогностического творчества относятся следующие:
- между стремлением педагога к творческой прогностической деятельности и наличием у него соответствующих системно-научных знаний, умений, навыков, личностных прогностических качеств;
- между высокими творческими способностями преподавателя и отсутствием мотивации творческого решения педагогических системных задач на междисциплинарной основе;
- между творческими устремлениями педагога и недостаточной активностью, инертностью курсантов;
- между сложившимся традиционным подходом к осуществлению учебно-воспитательной деятельности и его недостаточной эффективностью или несоответствием изменившимся условиям педагогического прогностического труда.
Внешние противоречия:
- между современными требованиями к творческой стороне педагогической прогностической деятельности и подготовленностью к ней преподавательского состава;
- между расширением прав преподавателей и чрезмерной, а иногда и ненужной регламентацией педагогической деятельности;
- между значимостью педагогического прогностического труда и его неадекватной оценкой, стимулированием со стороны руководства военного института;
- между накопленным отдельными преподавателями опытом педагогического прогностического творчества и его недостаточным использованием, внедрением в образовательный процесс в силу различных причин.
Анализируя изложенное, можно сказать, что развитию педагогического прогностического творчества способствуют:
1) формирование прогностического потенциала и устойчивой мотивации творчества в прогнозировании у преподавателей;
2) совершенствование профессиональной подготовки преподавателей к творческому труду в сфере планирования и комплексного прогнозирования;
3) создание в военной образовательной организации и на кафедрах оптимальных условий для педагогического прогностического творчества;
4) системное самообразование и саморазвития преподавателя;
5) участие преподавателей и обучаемых в научно-исследовательской работе в сфере стратегического планирования и комплексного прогнозирования.
Реализация условий роста прогностического творчества преподавателя, которые в той или иной мере существуют в конкретных военных академиях, университетах и военных институ-
тах, зависит не столько от администрации, научной и учебной части, сколько от того, как активно сам преподаватель — мастер, профессионал в сфере планирования и прогнозирования использует имеющиеся условия.
Таким образом, вычленяются основные объекты научного анализа учебной, методической и научно-исследовательской прогностической деятельности преподавателя, которые реально охватывают всю объемную совокупность требований к специалисту и как к члену общества, и как к ученому, и как к профессионалу, обучающему курсантов, и как к творцу нового в своем деле.
Литература
1. Алехин И.А, Сливин Т.С., Тенитилов С.В. Теоретические основы педагогики высшей военной школы в логических схемах и таблицах. М. : Военный университет, 2003.
2. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. М. : Флинта, 2003. 765 с.
3. Калаков Н.И. Глобалистическая прогностика как междисциплинарная наука: методологические основы : монография. Ульяновск: Вектор-С, 2008. — 100 с.
4. Калаков Н.И. Методология прогностического исследования в глобалистике (на мате-
риале анализа прогнозирования социально-образовательных процессов). М. : Академический Проект, 2010. 747 с.
5. Калаков Н.И., Жаркова Г.А., Скотникова А.В. Развитие прогностического образования в России в условиях обеспечения безопасности страны : монография / под науч. ред. Н.И. Калакова. М.: Рос. гос. ун-т физической культуры, спорта и туризма, 2014. 160 с.
6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
7. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004 . 544 с.
8. Краснощеченко И.П., Тарамакин Р.Б. Профессиональная самореализация выпускников факультета психологии и их ретроспективные оценки полученного образования (по материалам интернет-опроса, проведенного в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3.
9. Семянищева П.А., Кузнецова А.С. Саморегуляция функционального состояния у офицеров с высокой и низкой удовлетворенностью работой в условиях длительного военного реформирования // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4.
10. Старикова О.В. О совершенствовании процесса профессиональной адаптации сотрудников пенитенциарной системы // Высшее образование сегодня. 2007. № 5.
11. Старикова О.В,Хрушкова К.А. Психологические особенности «Я-концепции» осужденных за преступления против близких родственников // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3.