Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе прохождения практики в учреждениях культуры: библиотеках, клубах, домах культуры'

Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе прохождения практики в учреждениях культуры: библиотеках, клубах, домах культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / ЭКСПЕРИМЕНТ / STUDENTS’ PRACTICAL TRAINING / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / VOCATIONAL TRAINING / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачева Диана Александровна, Горбачев Александр Александрович

В статье описываются результаты эксперимента, проведенного в учреждениях культуры базах практики, по формированию профессионального самосознания студентов в сфере социокультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачева Диана Александровна, Горбачев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CULTURE AND ARTS STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL DURING THEIR PRACTICAL TRAINING IN CULTURAL INSTITUTIONS: LIBRARIES, CLUBS, CULTURAL CENTERS

The article describes research results, which was carried out in the cultural institutions places of the practical training, and their role in students’ professional consciousness formation in the sphere of sociocultural activities.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе прохождения практики в учреждениях культуры: библиотеках, клубах, домах культуры»

УДК 378

Горбачева Диана Александровна

доктор педагогических наук,

доцент кафедры маркетинга

Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

dom-hors@mail.ru

Горбачев Александр Александрович

доктор педагогических наук, профессор кафедры маркетинга Краснодарского государственного университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: БИБЛИОТЕКАХ, КЛУБАХ, ДОМАХ КУЛЬТУРЫ

Gorbacheva Diana Aleksandrovna

D.Phil. in Education Science, Associate Professor of the Marketing Department, Krasnodar State University of Culture and Arts dom-hors@mail.ru

Gorbachev Alexander Aleksandrovich

D.Phil. in Education Science, Professor of the Marketing Department, Krasnodar State University of Culture and Arts dom-hors@mail.ru

DEVELOPMENT OF CULTURE AND ARTS STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL DURING THEIR PRACTICAL TRAINING IN CULTURAL INSTITUTIONS: LIBRARIES, CLUBS, CULTURAL CENTERS

Аннотация:

В статье описываются результаты эксперимента, проведенного в учреждениях культуры - базах практики, по формированию профессионального самосознания студентов в сфере социокультурной деятельности.

Ключевые слова:

социокультурная деятельность, профессиональная подготовка, практика студентов, эксперимент.

Summary:

The article describes research results, which was carried out in the cultural institutions - places of the practical training, and their role in students’ professional consciousness formation in the sphere of sociocultural activities.

Keywords:

socio-cultural activities, vocational training, students’ practical training, experiment.

В подготовке специалистов сферы культуры и искусства существует много различных подходов. Реализация современных требований к социально-культурному образованию предполагает освоение специфики этой деятельности, особенностей технологии профессии, предметного вида деятельности. Следовательно, профессия специалиста, связанного с социальнокультурной сферой деятельности, накладывает свой специфический отпечаток как на субъект, так и на объект. Корпоративная педагогика позволяет осуществлять дифференциацию качеств специалиста, которые условно можно подразделить на общие и специфические.

С позиций корпоративной педагогики к общим качествам специалиста в сфере социокультурной деятельности относятся такие, как общительность, наблюдательность, инициативность, настойчивость, самообладание, спокойствие, стойкость и выдержка, справедливость. К специфическим: педагогический такт, склонность принимать самостоятельные решения и проводить их в жизнь, внимание к нуждам людей, проявление реальной заботы о людях, коммуникативность, стремление изыскать новые возможности повышения эффективности своей деятельности, эмоционально-волевой активности. Исходя из научной концепции Ю.П. Азарова [1, с. 101] о единстве общего и профессионального развития специалиста, следует выделить в каждой подсистеме следующие компоненты.

Первая подсистема, технологическая, включает такие компоненты: материальнотехническое и нормативное обеспечение, оборудование аудитории, специальных кабинетов, комнат для индивидуальных занятий, лабораторий для проведения практических занятий, баз практики студентов в учреждениях культуры.

Вторая подсистема включает такие компоненты, как: создание психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, опирающихся на мотивы педагогической и студенческой деятельности; их социальную и профессиональную обусловленность, профессионально зна-

чимые потребности и интересы педагогов и студентов, их проявление в общественно-политической практике, здоровый моральный климат в коллективах педагогов и студенческих группах.

Третья подсистема включает набор компонентов, обеспечивающих культурный уровень личности. Это организационные основы учебно-воспитательного процесса, управляемые, развивающиеся во взаимодействии субъектов и объектов, в процессе освоения культуры мира, совершенствования структуры вуза культуры и искусств и педагогического состава; предполагают выбор методов обучения, воспитания, образования и развития с определенным набором форм, средств и приемов, обеспечивающих близкие, средние и дальние перспективы; набор видов предметной деятельности, выполняемых студентами в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих их общее и профессиональное развитие, через активную деятельность, в решении конкретных социально-значимых задач - учебных, организаторских, практических.

Учреждение культуры можно представить в виде структуры базисных субъектов (социальных групп, клубов по интересам, любительских объединений, коллективов художественной самодеятельности, активистов, которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями). Здесь следует подчеркнуть сложные взаимодействия, взаимосвязи людей в их совместной деятельности.

Каждое учреждение культуры имеет определенную структуру, то есть устойчивые функциональные компоненты, элементы которой находятся в постоянной динамике. Все виды производственной практики, проводимые в учреждениях культуры, являются реальной проверкой знаний, полученных в период теоретического обучения.

Так, автором на некоторых творческих специальностях был проведен эксперимент, в ходе которого на базах практики в учреждениях культуры был составлен график занятий по специализации в виде групповых и индивидуальных занятий, согласованный с педагогами специальных дисциплин. В ходе подготовки к эксперименту педагоги-руководители дипломных проектов проанализировали основные направления деятельности учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей. В результате были утверждены темы выпускных квалификационных работ, в которых бы формировалась ценностная ориентация студента.

В ходе эксперимента постепенно была разработана специальная система практических занятий, выполнение которой дало возможность определить у каждого студента программу индивидуальной самостоятельной работы. При этом исходили из трех основополагающих моментов: во-первых, каждый студент в своей будущей производственной работе регулярно будет играть роль сценариста, во-вторых, каждый студент в тот или иной период своей будущей деятельности становится ведущим в различных формах социально-культурных программ и, в-третьих, создание сценария неотделимо от процесса воплощения. Осуществить это оказалось, возможно, несколькими тесно взаимосвязанными линиями: путем организации систематических посещений социально-культурных программ в различных учреждениях культуры с последующим анализом в форме «дневника наблюдений»; разработанной педагогом совокупности организованных мероприятий; выполнения групповых творческих заданий; проведением индивидуальных организованных и творческих заданий.

Перечень основных направлений, способствующих формированию творческого отношения к избранной профессии, довольно нагляден: соединение индивидуальных и групповых заданий -принципиальная необходимость, обусловленная спецификой социально-культурной деятельности.

В ходе эксперимента «Дневник наблюдений» стал своеобразной летописью формирования специалиста, фиксирующей процесс творческого развития студента, его мировоззренческих позиций. Введение «дневника наблюдений» на базах практики в ходе эксперимента способствовало развитию творческого процесса. Анализ каждого объекта практики студентов показал, что последние научились подметить характерное и специфическое, преодолеть в себе тенденцию к поверхности, к мыслям «вообще», к суждениям «вокруг да около».

Прохождение практики в учреждениях культуры потребовало от студентов приобретения знаний по следующим направлениям: освоение целостного набора видов деятельностей, с помощью которых вовлекается актив в социально-культурную деятельность учреждения культуры; знание основных средств, адекватных логике и существу предмета деятельности; умение учитывать возрастные, социально-психологические особенности различных групп населения, дифференцированный подход к ним, с адекватными средствами интеллектуальноэмоционального воздействия на конкретную аудиторию.

На практике проверялось и умение студентов как будущих специалистов социальнокультурной деятельности пользоваться системой различных методов и приемов целенаправленного, систематического воздействия на формирование их психологических установок и ценностную ориентацию. Изучая и анализируя учебный процесс, был сделан вывод о том, что на базах практики студенты получают знания по разным дисциплинам, однако эти знания разоб-

щены, не имеют единой направленности на специализацию, носят хаотичный характер, исключают творческий поиск самих студентов. Студенты первого уровня развития творческого потенциала испытывают трудности: в развитии навыков самооценки знаний и умений (-0,171); в сопоставлении задач конкретного занятия с конечными целями при выборе средств, форм и методов социально-культурного воздействия (-0,289); в учете специфики и уровня подготовленности студентов при определении педагогических задач занятия. У второго уровня развития творческого потенциала у студентов выработка профессиональных умений вызывает еще большие затруднения (соответственно -0,257, -0,414, -0,356). Студенты второго уровня развития творческого потенциала испытывают трудности в определении индивидуальных особенностей личности (-0,237), а студенты первого уровня испытывают необходимость в оказании им помощи при изучении материала (0,239), трудности в приобщении студентов к анализу и самоанализу выполнения заданий, самостоятельных ответов на занятиях (-0,117), в проверке и оценке познавательной деятельности студентов, в мотивировке оценки (0,459), в анализе направленности педагогических заданий (-0,186).

Таким образом, развитие творческого потенциала студентов во время прохождения практики в учреждениях культуры основывается на взаимодействии и взаимовлиянии многих феноменов, обеспечивающих в единый технологический процесс, подготовки и проведения социально-культурной программы и предметной деятельности. В постоянно меняющихся условиях аксиологический подход является необходимым условием делового и личного авторитета специалиста учреждения культуры. Это значит, что ему необходимо постоянно пополнять свои профессиональные знания, овладевать новыми методами работы с людьми. Специалисту легче перестроить свой еще гибкий ум, свои позиции, легче идти на апробирование, если на практике находятся студенты вуза культуры и искусств, чьи нормы и привычки были не раз уже проверены опытом и от которых он сможет получить интеллектуальную и эмоциональную поддержку.

Ссылки:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

References (transliterated):

1. Azarov Y.P. Iskusstvo vospityvat'. M., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.