УДК 378
Горбачева Диана Александровна
доктор педагогических наук,
доцент кафедры маркетинга
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств
Горбачев Александр Александрович
доктор педагогических наук, профессор кафедры маркетинга Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: БИБЛИОТЕКАХ, КЛУБАХ, ДОМАХ КУЛЬТУРЫ
Gorbacheva Diana Aleksandrovna
D.Phil. in Education Science, Associate Professor of the Marketing Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
Gorbachev Alexander Aleksandrovich
D.Phil. in Education Science, Professor of the Marketing Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]
DEVELOPMENT OF CULTURE AND ARTS STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL DURING THEIR PRACTICAL TRAINING IN CULTURAL INSTITUTIONS: LIBRARIES, CLUBS, CULTURAL CENTERS
Аннотация:
В статье описываются результаты эксперимента, проведенного в учреждениях культуры - базах практики, по формированию профессионального самосознания студентов в сфере социокультурной деятельности.
Ключевые слова:
социокультурная деятельность, профессиональная подготовка, практика студентов, эксперимент.
Summary:
The article describes research results, which was carried out in the cultural institutions - places of the practical training, and their role in students’ professional consciousness formation in the sphere of sociocultural activities.
Keywords:
socio-cultural activities, vocational training, students’ practical training, experiment.
В подготовке специалистов сферы культуры и искусства существует много различных подходов. Реализация современных требований к социально-культурному образованию предполагает освоение специфики этой деятельности, особенностей технологии профессии, предметного вида деятельности. Следовательно, профессия специалиста, связанного с социальнокультурной сферой деятельности, накладывает свой специфический отпечаток как на субъект, так и на объект. Корпоративная педагогика позволяет осуществлять дифференциацию качеств специалиста, которые условно можно подразделить на общие и специфические.
С позиций корпоративной педагогики к общим качествам специалиста в сфере социокультурной деятельности относятся такие, как общительность, наблюдательность, инициативность, настойчивость, самообладание, спокойствие, стойкость и выдержка, справедливость. К специфическим: педагогический такт, склонность принимать самостоятельные решения и проводить их в жизнь, внимание к нуждам людей, проявление реальной заботы о людях, коммуникативность, стремление изыскать новые возможности повышения эффективности своей деятельности, эмоционально-волевой активности. Исходя из научной концепции Ю.П. Азарова [1, с. 101] о единстве общего и профессионального развития специалиста, следует выделить в каждой подсистеме следующие компоненты.
Первая подсистема, технологическая, включает такие компоненты: материальнотехническое и нормативное обеспечение, оборудование аудитории, специальных кабинетов, комнат для индивидуальных занятий, лабораторий для проведения практических занятий, баз практики студентов в учреждениях культуры.
Вторая подсистема включает такие компоненты, как: создание психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, опирающихся на мотивы педагогической и студенческой деятельности; их социальную и профессиональную обусловленность, профессионально зна-
чимые потребности и интересы педагогов и студентов, их проявление в общественно-политической практике, здоровый моральный климат в коллективах педагогов и студенческих группах.
Третья подсистема включает набор компонентов, обеспечивающих культурный уровень личности. Это организационные основы учебно-воспитательного процесса, управляемые, развивающиеся во взаимодействии субъектов и объектов, в процессе освоения культуры мира, совершенствования структуры вуза культуры и искусств и педагогического состава; предполагают выбор методов обучения, воспитания, образования и развития с определенным набором форм, средств и приемов, обеспечивающих близкие, средние и дальние перспективы; набор видов предметной деятельности, выполняемых студентами в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих их общее и профессиональное развитие, через активную деятельность, в решении конкретных социально-значимых задач - учебных, организаторских, практических.
Учреждение культуры можно представить в виде структуры базисных субъектов (социальных групп, клубов по интересам, любительских объединений, коллективов художественной самодеятельности, активистов, которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями). Здесь следует подчеркнуть сложные взаимодействия, взаимосвязи людей в их совместной деятельности.
Каждое учреждение культуры имеет определенную структуру, то есть устойчивые функциональные компоненты, элементы которой находятся в постоянной динамике. Все виды производственной практики, проводимые в учреждениях культуры, являются реальной проверкой знаний, полученных в период теоретического обучения.
Так, автором на некоторых творческих специальностях был проведен эксперимент, в ходе которого на базах практики в учреждениях культуры был составлен график занятий по специализации в виде групповых и индивидуальных занятий, согласованный с педагогами специальных дисциплин. В ходе подготовки к эксперименту педагоги-руководители дипломных проектов проанализировали основные направления деятельности учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей. В результате были утверждены темы выпускных квалификационных работ, в которых бы формировалась ценностная ориентация студента.
В ходе эксперимента постепенно была разработана специальная система практических занятий, выполнение которой дало возможность определить у каждого студента программу индивидуальной самостоятельной работы. При этом исходили из трех основополагающих моментов: во-первых, каждый студент в своей будущей производственной работе регулярно будет играть роль сценариста, во-вторых, каждый студент в тот или иной период своей будущей деятельности становится ведущим в различных формах социально-культурных программ и, в-третьих, создание сценария неотделимо от процесса воплощения. Осуществить это оказалось, возможно, несколькими тесно взаимосвязанными линиями: путем организации систематических посещений социально-культурных программ в различных учреждениях культуры с последующим анализом в форме «дневника наблюдений»; разработанной педагогом совокупности организованных мероприятий; выполнения групповых творческих заданий; проведением индивидуальных организованных и творческих заданий.
Перечень основных направлений, способствующих формированию творческого отношения к избранной профессии, довольно нагляден: соединение индивидуальных и групповых заданий -принципиальная необходимость, обусловленная спецификой социально-культурной деятельности.
В ходе эксперимента «Дневник наблюдений» стал своеобразной летописью формирования специалиста, фиксирующей процесс творческого развития студента, его мировоззренческих позиций. Введение «дневника наблюдений» на базах практики в ходе эксперимента способствовало развитию творческого процесса. Анализ каждого объекта практики студентов показал, что последние научились подметить характерное и специфическое, преодолеть в себе тенденцию к поверхности, к мыслям «вообще», к суждениям «вокруг да около».
Прохождение практики в учреждениях культуры потребовало от студентов приобретения знаний по следующим направлениям: освоение целостного набора видов деятельностей, с помощью которых вовлекается актив в социально-культурную деятельность учреждения культуры; знание основных средств, адекватных логике и существу предмета деятельности; умение учитывать возрастные, социально-психологические особенности различных групп населения, дифференцированный подход к ним, с адекватными средствами интеллектуальноэмоционального воздействия на конкретную аудиторию.
На практике проверялось и умение студентов как будущих специалистов социальнокультурной деятельности пользоваться системой различных методов и приемов целенаправленного, систематического воздействия на формирование их психологических установок и ценностную ориентацию. Изучая и анализируя учебный процесс, был сделан вывод о том, что на базах практики студенты получают знания по разным дисциплинам, однако эти знания разоб-
щены, не имеют единой направленности на специализацию, носят хаотичный характер, исключают творческий поиск самих студентов. Студенты первого уровня развития творческого потенциала испытывают трудности: в развитии навыков самооценки знаний и умений (-0,171); в сопоставлении задач конкретного занятия с конечными целями при выборе средств, форм и методов социально-культурного воздействия (-0,289); в учете специфики и уровня подготовленности студентов при определении педагогических задач занятия. У второго уровня развития творческого потенциала у студентов выработка профессиональных умений вызывает еще большие затруднения (соответственно -0,257, -0,414, -0,356). Студенты второго уровня развития творческого потенциала испытывают трудности в определении индивидуальных особенностей личности (-0,237), а студенты первого уровня испытывают необходимость в оказании им помощи при изучении материала (0,239), трудности в приобщении студентов к анализу и самоанализу выполнения заданий, самостоятельных ответов на занятиях (-0,117), в проверке и оценке познавательной деятельности студентов, в мотивировке оценки (0,459), в анализе направленности педагогических заданий (-0,186).
Таким образом, развитие творческого потенциала студентов во время прохождения практики в учреждениях культуры основывается на взаимодействии и взаимовлиянии многих феноменов, обеспечивающих в единый технологический процесс, подготовки и проведения социально-культурной программы и предметной деятельности. В постоянно меняющихся условиях аксиологический подход является необходимым условием делового и личного авторитета специалиста учреждения культуры. Это значит, что ему необходимо постоянно пополнять свои профессиональные знания, овладевать новыми методами работы с людьми. Специалисту легче перестроить свой еще гибкий ум, свои позиции, легче идти на апробирование, если на практике находятся студенты вуза культуры и искусств, чьи нормы и привычки были не раз уже проверены опытом и от которых он сможет получить интеллектуальную и эмоциональную поддержку.
Ссылки:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
References (transliterated):
1. Azarov Y.P. Iskusstvo vospityvat'. M., 1985.