Примечания
1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов. М.: МГУКИ, 2001. 222 с.
2. Белолипецкий В.К. Профессиональный анализ деятельности региональных административно-политических элит (на примере Южного федерального округа) / В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, А.М. Старостин // Государственное и муниципальное управление. Ростов н/Д,2003.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 1998.
4. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. М.: ЭКО, 2004. №6. С. 40—45.
5. Калачева Т.Г. Технологические основания управления профессионализмом // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС, 1997. № 4—5.
6. Жаркова Л.С. Профессионализм в подготовке кадров для учреждений культуры: Монография. М., 2007.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.
8. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. 461 с.
9. Мангсет П. Риски и достижения децентрализации: развитие местной культурной администрации в Норвегии // Экология культуры: Информационный бюллетень. Архангельск, 2002. №2. С. 166—194.
10. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации в реформирующемся обществе // Россия реформирующаяся: Ежегодник 2004. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
11. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л.М. Митиной. М., 1998.
12. DiMaggio P. Manager of the Arts. Careers and Opinions of Senior Administrators in US. Washington: Seven Locks Press, 1987.
Д.А. Горбачева
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКСИОЛОГИГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В современном техногенном мире главным движителем обновления производства становится сам человек как подлинный субъект инновационной деятельности, и в первую очередь творческий потенциал. Развитие деятельной личности, подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием новейших форм и методов профессионального образования становятся эффективным направлением инвестиций, а само профессиональное знание превращается в подлинное богатство (1).
Первоначально в эпоху индустриализации (в массовом потребительском обществе) предложение превышает спрос и формируется пассивный человек-потребитель. Актуализируется социальная задача формирования и развития культуры инновационной деятельности общества и личности.
Человек как субъект подлинной социально-культурной деятельности преобразует окружающие его миры и самого себя
таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, т.е. обретают черты универсального социокультурного триединства Истины, Добра и Красоты. Но такая мировоззренческая установка в понимании инновационной деятельности является не единственной. В современной гуманитаристике существуют и релятивистские концепции, в которых отвергается сама правомерность дихотомии «культурное - примитивное». Психологические представления в понимании сущности инновационной деятельности (прежде всего, в ее прикладных аспектах) позволяют раскрыть социально-культурную деятельность целостно и логически последовательно. Теория социально-культурной деятельности - это наука о том, какими должны быть технологии создания новшеств (новых идей, отношений) и каковы те социально-культурные, организационные, психологические и иные
предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий.
В социально-культурной деятельности в качестве системного объекта рассматривается именно инновационная система, включающая в себя: материальные и интеллектуальные ресурсы инновации - то, что можно обозначить как «вход»; затем создаваемое новшество - цель или «выход». Внешней средой для инноваций является рынок, определяющий саму потребность и параметры создаваемого новшества, т.е. то, что принято обозначать как контур «обратной связи».
При этом следует иметь в виду, что речь идет именно о социальных (в смысле искусственных) системах, т.е. системах с более или менее жесткой детерминацией. Тем более, что согласно принципам синергетики, «лишь искусственное может быть детерминированным и обратимым», но ведь может и не быть таковым. Синергетика -это наука о самопроизвольных, самоорганизующихся, самоуправляющихся системах и процессах. Синергетика рассматривает субъективное и случайное не как второстепенные, незначительные и побочные процессы, а как устойчивые в движении различных систем.
Системообразующей категорией, интегрирующей некое множество в целостную инновационную систему, является «новое», понимаемое как отношение (вещь, свойство), которое знаменует переход меры, определявшей качественную специфику («геш-тальт-качество») прежней системы. Поэтому взаимосвязанными элементами инновационной системы могут быть лишь те, которые несут в себе это свойство (обеспечение перехода меры) как сущностное, а все иные элементы могут лишь сосуществовать в ней.
Согласно базовому системному принципу, в инновационную систему входят прежде всего те элементы, связи между которыми являются существенными для системы, а также более устойчивыми и взаимозависимыми, чем связи между этими элементами и внесистемными объектами. Такие элементы и обеспечивают целостность системы. Применительно к социально-культурной деятельности речь идет об обеспечении целостности старого, современного и нового.
Всякую инновационную систему можно определить как открытую (получающую ресурсы извне) и дискретную (ее части не всегда жестко связаны между собой).
Повышению эффективности социально-культурной деятельности призвано способствовать строгое соблюдение принципов
системности. Основные из них применительно к социально-культурной инновационной деятельности модифицируются следующим образом:
- важнейший системный принцип целостности. Для инновационной системы как целостности (сущностная характеристика которой - новизна) такими ее частями являются старое, современное и новое. Именно единство старого, современного и нового является первичным по отношению к каждому из этих элементов (в том числе новому!) и обеспечивает наиболее оптимальное развитие всего инновационного комплекса;
- принцип неаддитивности, т.е. несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов; применительно кинно-ватике проявляется в нетождественности характеристик старого, современного и нового (какчастей инновационногообъекта) его до-минантнымхарактеристикамкак целого;
- принцип синергичности, согласно которому однонаправленность действий элементов системы усиливает эффективность функционирования всей системы. Эффект синергии компонентов возникает при отлаженном взаимодействии системысвнешней средой и компонентов внутри системы. Этот принцип обусловливает необходимость поиска баланса целей старого, современного и нового в едином инновационном комплексе с сохранением сущностного отличия (новизны);
- принцип эмерджентности, т.е. неполного совпадения целей и функций системы с целями и функциями ее компонентов, при осуществлении инновационного проекта требует построения дерева целей (иерархии параметров) для системы в целом и каждой ее составной части;
- принцип мультипликативности, означающий, что позитивные и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения (например, вероятность безотказной работы компьютерной сети равна произведению вероятностей безотказной работы ее компонентов);
- принцип структурности предполагает, что оптимальная структура инноваций имеет минимальное количество компонентов; вместе с тем эти компоненты в полной мере должны выполнять заданные функции и сохранять те доминантные свойства инновационной системы, которые обеспечивают ее новизну;
- принцип адаптивности, при котором структура системной инновации мобильна, т.е. легко адаптируется к изменяющимся требованиям и целям;
- принцип взаимодействия и взаимозависимости системы и внешней среды. Инновативная система проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Она реагирует на воздействия внешней среды (в том числе, дисфункциональные для нее), развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность, обеспечивающую относительную устойчивость и адаптивность всей системы;
- принцип альтернативности, согласно которому оптимальная инновационность социально-культурной деятельности предполагает разработку нескольких взаимозаменяемых инновационных версий. Например, чем выше неопределенность ситуаций на предполагаемом рынке сбыта, тем больше должно быть вариантов альтернативного развития проектируемой инновации;
- принцип иерархичности системы означает, что каждый компонент инновационной системы (старое, современное и новое), в свою очередь, может рассматриваться как система, включающая в себя подсистемы более низкого уровня;
- принцип непрерывности функционирования и эволюции; всякая система (в том числе инновативная) существует пока функционирует. Все процессы в любой системе (социально-экономической, технической, биологической) непрерывны и взаимообусловлены;
- принцип преемственности применительно к инновационной деятельности требует обеспечения возможностей для продуктивного функционирования старого в соответствующем инновационном пространстве и, наоборот, эффективного функционирования нового в условиях сохраняющегося старого (при опосредующем влиянии современного).
Здесь перечислены те принципы системного подхода, которые представляются наиболее важными при разработке инноваций в социально-культурной деятельности.
Особенностью инновационных социокультурных систем является то, что их функционирование определяется не только состоянием и воздействием среды, но и собственными целями системы, что предполагает преобразование среды, подчинение среды требованиям эффективного самопродуцирования системы и ее составных частей, в том числе через реструктуризацию социально-культурного пространственно-временного континуума и модификацию подсистем управления и организаций.
Инновативность и традиционность в социально-культурной деятельности являются взаимосвязанными сторонами в развитии общества. В широком историческом контексте традиции можно (и нужно!) рассматривать как необходимое условие всякого развития. Общество, утратившее традиции, свою историческую память, деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями, возникает и расширяется маргинализация, постепенно развертываются и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь.
Следовательно, единство инновативно-сти и традиционности, которое фиксируется в общесистемном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой развития социально-культурной деятельности. Связующим звеном в таком динамически изменяющемся единстве являются элементы культуры.
Иными словами, всякая инновация как разновидность системной (нормативной; девиации провоцирует те процессы, которые можно обозначить как отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового.
Однако в каждом конкретном случае инновация, связанная с необходимым отрицанием прежних норм и правил, начинается с проявления творчества, оригинальности, отхода от общепринятых традиций. Но такими способностями обладают лишь избранные члены общества, так называемое «творческое меньшинство».
Здесь основным является вопрос о принятых в данной социальной системе критериях отбора, которые одним инновациям не дают распространяться, а другим позволяют прорываться. Очевидно, важнейшим критерием отбора являются объективные потребности общественного развития и, соответственно, объективно выраженные интересы большинства членов общества через интердепендеция (2).
Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) определяется состоянием инновационного климата общества, т.е. таким состоянием, при котором базовые социальные институты (экономические, политические, культурно-духовные) и общественное сознание характеризуются высокой позитивной восприимчивостью к инновативнымизменениям.
Инновационный климат общества зависит и от характера отношения к нововведениям со стороны социальных групп и поколений,
а также от самой культуры взаимоотношений между ними. Поэтому инновационную деятельность общества можно оценивать по той роли, которую в ней играют, соответственно, старшие или младшие поколения, т.е. «отцы» или «дети».
Центральной проблемой психологии ин-новативности является проблема теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной социально-культурной деятельности.
Инновационность социально-культурной деятельности оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Вольтер полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор «лазили бы по деревьям и питались бы желудями», а Гегель даже считал, что потребность в новом есть сущностная характеристика «социального человека».
Однако известна и точка зрения, согласно которой основнымсмысломжизнедеятельно-сти человека является самосохранение, поддержание своего бытия именно через культивирование самоограничения, кротости.
Внесистемная детерминация и инноватив-ный импульс, редуцируемый системныммень-шинством, предполагает наличие своеобразных протоинституций (нормативных ниш), обеспечивающих жизненное внутрисистемное пространство для инновативного меньшинства, а именно: для девиантов, т.е. субъектов как нонконформистского поведения (принципиального манифестируемого отклонения), так и аберрантного поведения (целесообразного, но маскируемого отклонения).
На внесистемный (контркультурный) характер направленности на «новое» обращали внимание еще древние римляне, заметившие, что интерес к новому проявляли, как правило, не свободные граждане, а «чернь». В.И. Вернадский также отмечал, что носителями нового на протяжении истории человечества были изгои общества.
Вместе с тем всякая подлинно творческая работа довольно часто сопровождается определенными сомнениями и даже, можно сказать, риском: придет вдохновение или не придет? А «низкая» реальность такова, что можно всю жизнь быть хорошим ученым, актером или инженером и не сделать ни одного значимого открытия, не сыграть ни одной выдающейся роли, не создать интересного технического изобретения, но при этом испытывать не меньшее реальное и искреннее морально-психологическое удовлетворение от своей деятельности.
Инновационная готовность сознания во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния та или иная проблемная ситуация вызывает у человека. Эти состояния (активизм, индифферентность, страх) безусловно, оказывают влияние на результативность и эффективность инновационной деятельности. Известно, что повышение мотивации (как и ситуация избыточного психологического комфорта) приводит к повышению инновационной активности (креативности) лишь до какого-то предела. Это наблюдение используют для обоснования недетерминистского характера креативности. Многое зависит от случая, от «якобы» спонтанного озарения, от инсайта, который настигает творца в состоянии неконтролируемого интеллектом сознания, а именно - во сне, и который является одним из ключевых моментов творческого процесса.
Если же подвести к общему знаменателю все попытки многочисленных исследований сформулировать главное качество творческой личности, то многообразие формулировок сводится к одной мысли - о том, что творческая личность - это свободная личность, а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я».
Инновации в социально-культурной деятельности - это свободное творение нового при соблюдении одного из базовых системных принципов - принципа преемственности. Это целостная система знаний, умений и опыта целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств при сохранении динамического единства старого, современного и нового.
Примечания
1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. М.;Л.;1929.Т.1. С.251.
2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
3. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП.: Ма-гистр,1997.156 с.
4. Cattell R.B. Intelligence: Its structure growth ands actions/ - Amsterdam. The netherlads : Nort — Holland.1987. P.56.
5. Getzels J.W., Jacksen P.W. Creatiwy and Intellegence. N.Y., 1963, P.293.
6. Williams F.E. Greativity Assesment Packet (CAP). D.OK. Publishers.Inc Buffalo. New York 14214,1980.