Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала преподавателей медицинского вуза в условиях профессионально-педагогического сообщества'

Развитие творческого потенциала преподавателей медицинского вуза в условиях профессионально-педагогического сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / профессионально-педагогическое сообщество / профессиональное развитие / условия взаимодействия / creative potential / professional and pedagogical community / professional development / conditions of interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котенко Евгения Николаевна, Гетман Наталья Александровна

В статье представлен опыт решения проблемы повышения творческого потенциала преподавателей медицинского вуза посредством организации профессионально-педагогического сообщества. Анализ процесса повышения качеств профессионального мастерства педагогических работников медицинского вуза изучен по трем направлениям: методические занятия с преподавателями на различных уровнях (внутрикафедральном, межкафедральном и вузовском), включая курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по педагогике и психологии; занятия по повышению квалификации по предметным и специальным знаниям (фундаментальные и клинические кафедры); самоподготовка преподавателей, в ходе которого предполагается развитие творческого потенциала преподавателя путем выполнения научно-исследовательских и творческих проектов по различной тематике. Особая роль в процессе развития преподавателя медицинского вуза принадлежит деятельности профессионально-педагогического сообщества вуза. Под профессионально-педагогическим сообществом понимается группа определенным образом организованных людей, регулярно общающихся с целью обмена опытом и практиками, получения новых знаний и подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Опрос слушателей системы дополнительного профессионального образования, проходящих переобучение по программе «Преподаватель высшего образования», показал наличие ряда проблем по недостаточному общению и обмену опытом, передовыми педагогическими практиками среди преподавателей медицинского вуза. В 2010 году в Омском медицинском вузе была организована кафедра педагогики и психологии, которая взяла на себя функции организации педагогического сообщества как формы организации, позволяющей осуществлять корпоративное обучение, базирующееся на общих интересах, ценностях, нормах и целях профессионально-педагогической деятельности. Анализируя результаты, авторы пришли к выводу, что общение в профессионально-педагогическом сообществе в медицинском вузе способствует развитию творческого потенциала преподавателей. Воздействие профессионально-педагогического сообщества на преподавателя тем эффективнее, чем более оно основано на профессиональных традициях вуза, опирается на непреходящие ценности, способствуя профессиональному становлению и саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котенко Евгения Николаевна, Гетман Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative potential of medical university teachers in the conditions of professional pedagogical community

The article presents experience in solving the problem of increasing the creative potential of medical university teachers through the organization of a professional teaching community. An analysis of the process of improving the quality of professional skills of teaching staff at a medical university has been studied in three areas: methodological classes with teachers at various levels (intradepartmental, interdepartmental and university), including advanced training courses and professional retraining in pedagogy and psychology; advanced training classes in subject and special knowledge (fundamental and clinical departments); self-training of teachers, during which the development of the teacher’s creative potential is expected through the implementation of research and creative projects on various topics. A special role in the process of development of a medical university teacher belongs to the activities of the professional and pedagogical community of the university. A professional-pedagogical community is understood as a group of people organized in a certain way who regularly communicate with the aim of exchanging experiences and practices, gaining new knowledge and approaches to solving their professional tasks. A survey of students of the system of additional professional education undergoing retraining under the program “Teacher of Higher Education” showed the presence of a number of problems in insufficient communication and exchange of experience, best pedagogical practices among teachers of a medical university. In 2010, the Department of Pedagogy and Psychology was organized at the Omsk Medical University, which took on the functions of organizing the pedagogical community as a form of organization that allows for corporate training based on common interests, values, norms and goals of professional pedagogical activity. Analyzing the results, the authors came to the conclusion that communication in the professional teaching community at a medical university contributes to the development of the creative potential of teachers. The impact of the professional pedagogical community on the teacher is the more effective, the more it is based on the professional traditions of the university, based on enduring values, promoting professional formation and self-development.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала преподавателей медицинского вуза в условиях профессионально-педагогического сообщества»

Оригинальные исследования

Развитие творческого потенциала преподавателей медицинского вуза в условиях профессионально-педагогического сообщества

Е.Н. Котенко, Н.А. Гетман

Development of creative potential of medical university teachers in the conditions of professional pedagogical community

E.N. Kotenko, N.A. Getman

ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Омск

Ключевые слова: творческий потенциал, профессионально-педагогическое сообщество, профессиональное развитие, условия взаимодействия.

Резюме

Развитие творческого потенциала преподавателей медицинского вуза в условиях профессионально-педагогического сообщества

Е.Н. Котенко, Н.А. Гетман

В статье представлен опыт решения проблемы повышения творческого потенциала преподавателей медицинского вуза посредством организации профессионально-педагогического сообщества. Анализ процесса повышения качеств профессионального мастерства педагогических работников медицинского вуза изучен по трем направлениям: методические занятия с преподавателями на различных уровнях (внутрикафедральном, межкафедральном и вузовском), включая курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по педагогике и психологии; занятия по повышению квалификации по предметным и специальным знаниям (фундаментальные и клинические кафедры); самоподготовка преподавателей, в ходе которого предполагается развитие творческого потенциала преподавателя путем выполнения научно-исследовательских и творческих проектов по различной тематике.

Особая роль в процессе развития преподавателя медицинского вуза принадлежит деятельности профессионально-педагогического сообщества вуза. Под профессионально-педагогическим сообществом понимается группа определенным образом организованных людей, регулярно общающихся с целью обмена опытом и практиками, получения новых знаний и подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Опрос слушателей системы дополнительного профессионального образования, проходящих переобучение по программе «Преподаватель высшего образования», показал наличие ряда проблем по недостаточному общению и обмену опытом, передовыми педагогическими практиками среди преподавателей медицинского вуза. В 2010 году в Омском медицинском вузе была организована кафедра педагогики и психологии, которая взяла на себя функции организации педагогического сообщества как формы организации, позволяющей осуществлять корпоративное обучение, базирующееся на общих интересах, ценностях,

Котенко Евгения Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии ДПО ФГБОУ ВО ОмГМУ контактная информация: г. Омск, ул. Ленина 12, каб.358, enkotenko@ramЫer.ru

Гетман Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО ФГБОУ ВО ОмГМУ, контактная информация: г. Омск, ул. Ленина 12, каб.359, gettmann_natali@mail.ru

-Крымский терапевтический журнал-

нормах и целях профессионально-педагогической деятельности. Анализируя результаты, авторы пришли к выводу, что общение в профессионально-педагогическом сообществе в медицинском вузе способствует развитию творческого потенциала преподавателей. Воздействие профессионально-педагогического сообщества на преподавателя тем эффективнее, чем более оно основано на профессиональных традициях вуза, опирается на непреходящие ценности, способствуя профессиональному становлению и саморазвитию.

Abstract

Development of creative potential of medical university teachers in the conditions of professional pedagogical community

E.N. Kotenko, N.A. Getman

The article presents experience in solving the problem of increasing the creative potential of medical university teachers through the organization of a professional teaching community. An analysis of the process of improving the quality of professional skills of teaching staff at a medical university has been studied in three areas: methodological classes with teachers at various levels (intradepartmental, interdepartmental and university), including advanced training courses and professional retraining in pedagogy and psychology; advanced training classes in subject and special knowledge (fundamental and clinical departments); self-training of teachers, during which the development of the teacher's creative potential is expected through the implementation of research and creative projects on various topics. A special role in the process of development of a medical university teacher belongs to the activities of the professional and pedagogical community of the university. A professional-pedagogical community is understood as a group of people organized in a certain way who regularly communicate with the aim of exchanging experiences and practices, gaining new knowledge and approaches to solving their professional tasks. A survey of students of the system of additional professional education undergoing retraining under the program "Teacher of Higher Education" showed the presence of a number of problems in insufficient communication and exchange of experience, best pedagogical practices among teachers of a medical university. In 2010, the Department of Pedagogy and Psychology was organized at the Omsk Medical University, which took on the functions of organizing the pedagogical community as a form of organization that allows for corporate training based on common interests, values, norms and goals of professional pedagogical activity. Analyzing the results, the authors came to the conclusion that communication in the professional teaching community at a medical university contributes to the development of the creative potential of teachers. The impact of the professional pedagogical community on the teacher is the more effective, the more it is based on the professional traditions of the university, based on enduring values, promoting professional formation and self-development. Keywords: creative potential, professional and pedagogical community, professional development, conditions of interaction.

Жизнь любой организации, в том числе образовательной, подчиняется эволюционной логике. Каждое организационное состояние, каждый типаж обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Слабости со временем разрастаются и порождают внутренний кризис, запускающий трансформацию, в результате которой организация меняет свой тип. Есть и иные логики трансформации: адаптационная - приспособление к изменениям внешней среды - и персональная, в которой лидер стремится изменить организацию на основе своих идеалов, однако обе они с точки зрения построения модели организационной жизни вторичны.

Анализ существующего процесса повышения качеств профессионального мастерства педагогических работников медицинского вуза был осуществлен по трем направлениям: методические занятия с преподавателями на различных уровнях (внутри-кафедральном, межкафедральном и вузовском), включая курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по педагогике и

психологии; занятия по повышению квалификации по предметным и специальным знаниям (фундаментальные и клинические кафедры); самоподготовка преподавателей, в ходе которого предполагается развитие творческого потенциала преподавателя путем выполнения научно-исследовательских и творческих проектов по различной тематике. Однако, каждое из этих направлений рассматривается как отдельное, обособленное, не связанное с другими, что создает определенные трудности при становлении и совершенствовании профессионального мастерства преподавателя.

В педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза также особое место принадлежит личности самого преподавателя и, в первую очередь, присущие ему жизненные ценности, интересы и потребности, которые предопределяют мотивы и цели его военно-профессиональной деятельности.

Цель работы

Изучить состояние творческого потенциала преподавателей медицинского вуза, выявить роль профессионально-педагогического сообщества в его развитии.

Материал и методы

Проведен анализ деятельности профессионально-педагогического сообщества медицинского вуза по трем направлениям, опрос среди слушателей и выпускников программы «Преподаватель высшего образования» с целью определения уровня их творческого потенциала, подведены итоги опроса.

Результаты и обсуждение

Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя медицинского вуза сегодня протекает в условиях противоречивых реалий, когда переосмысливается система ценностных ориента-ций в обществе в целом и в медицинской среде, в частности; наблюдается переход к неоднозначной плюралистической системе ценностей; усиливается проявление духовной и нравственной опустошенности; трансформируются такие традиционные устойчивые ценности, как честь, достоинство, врачебный долг, ответственность, семейные ценности и другие.

На преподавателях медицинских вузов лежит огромная ответственность за будущее здоровье нации. Многое зависит от уникальных профессиональных качеств преподавателя медицинского вуза (способности организатора, оратора, аналитика, психолога, воспитателя, авторитета и т.п.). На преподавателей ложится дополнительная социальная ответственность выбора приоритетов в обучении и воспитании будущих врачей.

Итак, можно утверждать, что труд преподавателя медицинского вуза становится все более сложным и требует личностного, профессионального развития, которое в настоящее время происходит путем самообразования, участия в профессиональных сообществах, научно-методических объединениях.

Особая роль в процессе развития преподавателя медицинского вуза принадлежит деятельности профессионально-педагогического сообщества вуза. Под профессионально-педагогическим сообществом понимается группа определенным образом организованных людей, регулярно общающихся с целью обмена опытом и практиками, получения новых знаний и подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Агрегация обеспечивает профессионалам среду для обмена знаниями, восприятие проблем, методы решения проблем, профессиональные ценности, правовые аспекты, профессиональное поведение и т. д. [1].

Профессионально-педагогическое сообщество может являться социальным механизмом в формировании профессиональной и жизненной карьеры,

активизации стремления к самоутверждению в роли медика, в формировании способности к самоанализу своих возможностей в ходе медицинского образования ценностями и обеспечивается личностное и профессиональное развитие и совершенствование.

Д. Боссе утверждает, что «...деятельность преподавателей в профессиональных сообществах заключается в совместном планировании и анализе педагогических практик и учебного процесса с целью повышения профессиональной компетентности преподавателя» [2], что в итоге сказывается на образовательных результатах обучающихся, повышает ответственность группы преподавателей по решению их центральных профессиональных задач.

В профессионально-педагогических сообществах возможно использование разнообразных форм деятельности, из которых приоритетными для медицинского вуза являются представленные на рисунке 1.

Каждый преподаватель, который вступает в профессионально-педагогическое сообщество, получает дополнительную возможность для обмена опытом, распространения успешных педагогических практик [3]. Обзор литературы показал, что профессионально-педагогические сообщества могут способствовать профессионально-личностному развитию преподавателя медицинского вуза, если этому будет уделяться значительное внимание в вузе, так как личность преподавателя имеет огромную значимость в обществе, в государстве.

Для организации взаимодействия внутри педагогического сообщества вуза создаются определённые условия: наличие организационной структуры, обеспечивающей коммуникацию между участниками взаимодействия; наличие комфортной среды профессионального общения преподавателей; возможность проявления собственной инициативы, коллективной поддержки своей инициативы, возможность участия в общей деятельности (в рамках участия в конкурсах педагогического мастерства, конкурсов проектов, методических разработок и т.д.); мотивация участников к творческой деятельности в педагогических сообществах, создание и поддержка активности внутри сообщества, привлечение новых участников. «...Создание эмоционально положительного тона общения при отсутствии формальной институализации деятельности сообществ является одним из главных факторов сохранения численного состава группы и предотвращением риска оттока участников из сетевого сообщества» [4]. «.В большинстве случаев педагогические сообщества строятся вокруг конкретной предметной области» [5]. Однако, отсутствие у большинства преподавателей медицинского вуза профессионального педагогического образования привело к необходимости создания такого сообщества, которое позволяло бы преподавателю адаптироваться к новому виду профессиональной деятельности.

На базе «.кафедры педагогики и психологии

Рис. 1. Формы деятельности в профессионально-педагогических сообществах

ДПО, являющейся структурным подразделением Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОмГМУ, для преподавателей университета проводятся учебно-методические семинары.... Выбор содержания учебно-методических семинара по заданной теме определяется исходя из стратегии современной образовательной концепции, основанной на ком-петентностном подходе, перечня компонентов профессиональной компетенции, а также результатов эмпирических исследований в соответствии с основными требованиями к профессиональной педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза» [6]. Кроме того, семинары могут проводить внешние модераторы, например, «Стратегическая сессия по разработке стратегии развития ДПО университета и реализации программы «Приоритет 2030» была проведена представителями автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова» г. Ярославль. Кафедра педагогики и психологии ДПО, созданная в 2010 году с целью повышения педагогического мастерства, за 13 лет своей деятельности выпустила более 250 слушателей по программам «Преподаватель

высшей школы», «Преподаватель высшего образования» и «Преподаватель среднего профессионального образования». Выпускники программ, поддерживая постоянную связь с кафедрой, стали стержнем профессионально-педагогического сообщества университета. Общение выпускников со слушателями программ первого и второго года обучения, основано на общих интересах, ценностях, нормах и целях профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическое сообще-

ство как форма организации позволяет организовывать корпоративное обучение с помощью вышеназванных семинаров, создавать площадку на образовательном портале университета для презентации лучших педагогических практик. Совершенствование педагогического мастерства участников сообщества происходит через обращение к творческой, креативной деятельности, авторы исследования определили уровень творческого потенциала участников сообщества с помощью разработанной анкеты «Ваш творческий потенциал».

В опросе участвовали слушатели и выпускники программ в количестве 72 человек (24 участника -первый год обучения, 18 - второй год обучения и 30 - выпускники).

Нами были выделены те способности, которые

Табл.1.

Показатели творческого потенциала участников профессионально-педагогического сообщества вуза

Уровень творческого потенциала Первый год обучения Второй год обучения Выпускники программы

Высокий 58% (14 человек) 67% (12 человек) 87% (26 человек)

Средний 17% (4 человека) 22% (4 человека) 10% (3 человека)

Низкий 25% (6 человек) 11% (2 человек) 3% (1 человек)

составляют основные качества творческого потенциала, а именно: любознательность, стремление к независимости, амбициозность. При ответах определялось общее количество баллов следующим образом: за ответ «а» - 3 балла, за ответ «б» - 2 балла, за ответ «в» - 1 балл. Если опрашиваемый набирал 1215 баллов, мы определяли у слушателя значительный творческий потенциал, который представляет обширный выбор творческих возможностей; 8-11 баллов - слушатель обладает творческим потенциалом, но у него есть проблемы с мотивацией; 5-7 баллов - творческий потенциал невелик, возможно - низкая самооценка опрашиваемого. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Выводы

Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что общение в профессионально-педагогическом сообществе в медицинском вузе способствует развитию творческого потенциала преподавателей. Воздействие профессионально-педагогического сообщества на преподавателя тем эффективнее, чем более оно основано на профессиональных традициях вуза, опирается на непреходящие ценности, способствуя профессиональному становлению и саморазвитию. Среди преподавателей медицинского вуза в рамках педагогического сообщества необходимо проводить учебно-методические семинары, совместные заседания сообщества, проекты, мастер-классы, традиционный конкурс «Методический ка-

лейдоскоп: развиваемся вместе» и т.д. Все это будет развивать творческий потенциал, формировать у преподавателей уверенность в аутентичной реакции на возникающие вызовы времени.

Литература

1. Минпросвещения России от 31.03.2020 N 07-2477 О направлении методических рекомендаций по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних URL:https://www.consultant.ru/ аоштеп1/тж_с1ос_^А№_358()5()/Д,ата обращения:20.12.2023).

2. Буссе, А. Кразвитию профессиональных обучающихся сообществ в школах, работающих в сложных социальных контекстах: подготовка совместного российско-германского научного исследования/ А. Буссе, Д. К. Боссе // Научно-методический журнал «Образовательная панорама».

- 2017. - №1. - С. 48-57.

3. Повышение профессионального мастерства педагога: опыт и современные тенденции развития: материалы региональной заочной научно-практической конференции (г. Белгород, 29 октября 2020 г.) [Электронныйресурс] / ОГАОУДПО ««БелИРО»; отв. редактор А.. А. Жерновая. - Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. - 243 с.

- URL:https://beliro.ru/assets/resourcefile/3013/sbornik-povyishenieprof.-masterstva-konf-29-okt.pdf (Дата обращения:11.01.2024).

4. Методические рекомендации об организации совместной сетевой деятельности субъектов образования URL:https://spbappo.ru/wp-content/ uploads/2020¡07/МР_Сетевые-сообщества.pdf (Дата обращениями. 01..2024).

5. Березина А. А. Профессиональные педагогические сообщества // Научные высказывания. 2023. №13 (37). С. 29-31.

6. URLhttps://nvjournaLru/artkle/Professionalnye_pedagoguheskk_ soobschestva (Дата обращения:02.02.2024).

7. Котенко Е.Н., Гетман НА. Учебно-методические семинары как способразвития информационной компетентности преподавателя медицинского вуза В сборнике: Человек и общество в нестабильном мире. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор ГИ. Тюменцева. 2019. С. 96-99. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38200214_29150216.pdf (Дата обращения:24.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.