Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ как необходимое условие для их успешной социализации'

Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ как необходимое условие для их успешной социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1809
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ как необходимое условие для их успешной социализации»

С. В. Кузовлева

Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ как необходимое условие для их успешной социализации

Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ - важнейшая задача специального, коррекционного образования. В процессе творческой деятельности у обучающегося с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, пробуждает инициативу, способствует самовыражению и уверенности в себе [1]. Решение этой задачи помогает более успешному вхождению в социум обучающихся с ОВЗ, позволяет им проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях, что так же важно для успешной социализации [2].

Формирование и развитие творческих способностей, как фактора успешной социализации обучающихся с ОВЗ, в моей работе происходит средствами декоративно-прикладного творчества через гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности, стимулирование интереса к декоративно - прикладному творчеству, совершенствование художественных способностей при работе с разными материалами и техниками, развитие творческих и индивидуальных способностей, воображения, фантазии.

Для развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, используются коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении. А грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий стимулирует развитие творческих способностей учеников, помогает обогатить их воображение. В урочной и внеурочной деятельности применяются следующие формы работы:

- индивидуально практическая деятельность;

- коллективно-творческая деятельность;

- проведение тематических, конкурсных мероприятий;

- участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня;

- проведение мастер классов;

- участие в Неделе труда;

- проведение конкурсов профессионального мастерства.

В школе уроки столярного дела неразрывно связаны с уроками росписи по дереву. Деревянные предметы всегда придают тепло и особый неповторимый стиль интерьеру. Но если расписать деревянное изделие своими руками, оно приобретает неповторимую красоту. Нежный рисунок, выполненный по дереву, притягивает волшебством эффекта. Шкатулки, стулья, декоративные панно, разделочные доски, всё, что дети изготовляют на уроках столярного дела, а уроках росписи украшается как традиционными орнаментальными мотивами, так и современными, стилизованными, народными орнаментами.

Роспись по дереву рассматривается как один из видов народного творчества. Эстетическая значимость общения с народным искусством очень важна для общего художественного развития обучающихся с ОВЗ. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения,

сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой. Художественная роспись способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца, что также немало важно для успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

Помогают развитию творческого потенциала и использование различных приёмов и техник написания. Так, например, приём - роспись без предварительного наброска в карандаше, даёт детям почувствовать себя в роли опытных мастеров. Художественная роспись, с применением плоской кисти и умелым сочетанием двух цветов при написании, позволяет увидеть весь колорит и красоту красок. Проведение элементов мастер-класса самими обучающимися во время урока даёт им возможность почувствовать себя в роли учителей, что повышает их самооценку и ответственность перед выполняемым заданием. А роспись ручкой при написании мандал, требует точности, чёткости и уверенности в себе.

Данные приёмы развивают у обучающихся с ОВЗ воображение, самостоятельность, творчество, стимулируют интерес к прикладному творчеству, сохраняют их психическое здоровье и уверенность в себе, и являются необходимым условием для формирования активной творческой личности в современном социуме.

Использование в работе кружка нетрадиционных техник рисования выводит обучающихся с ОВЗ за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому нужно стараться дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда [3].

Важно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, оказывать детям разные виды помощи, поощрять их: кому-то достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с педагогом.

Дети делятся своими достижениями друг с другом, оказывают помощь, выполняют задания в группах, парах, индивидуально. Работа по развитию творческого потенциала требует большой концентрации внимания и усидчивости. Необходимо во время творческой работы поддерживать интерес детей, предоставлять им возможность выбора, разделять работу на несколько этапов, проводить физминутки.

Для релаксации и создания обучающимися выразительного художественного образа используется музыкальное сопровождение. Так, например, звучание музыки на занятии кружка «Художественная роспись», дает детям возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества.

Спокойная обстановка, удобная поза, воплощение творческих способностей при выполнении изделия и положительный эмоциональный фон, сопровождающие занятия художественной росписью, сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и успехов детей. К ним приходит ощущение покоя,

радости, удовлетворения, что важно для творческой личности. Результатами нашей деятельности становятся выставки, творческие мастерские, мастер классы, участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления обучающихся с ОВЗ, развивает в них нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Овладевая основами изображения в процессе освоения разнообразных художественных техник, обучающиеся с ОВЗ приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимые для разнообразных современных профессий.

Урочная и внеурочная деятельность по развитию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ обеспечивает их успешную самореализацию, помогает им стать активней. Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. Так пусть же дети будут участниками жизни, а не наблюдателями ее, и пусть радуются своему труду и гордятся им, считают себя полезными и нужными, счастливыми и успешными людьми.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 321 с.

2. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учеб. пособие. - М.: Сфера, 1999. - 192 с.

3. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993. -127 с.

Л. Ю. Ларина

Направления работы по формированию речевых компетенций у дошкольников с задержкой психического развития

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) активно используется понятие «компетенция» [11]. Учёные сходятся во мнении, что компетенцию нельзя отождествлять со знаниями, умениями и навыками. Знания являются результатом целенаправленного педагогического процесса, компетенции формируются в деятельности. Компетенции в отличие от умений решают различные задачи. По сравнению с навыками компетенции осознанные и не автоматизированные. Обобщая различные трактовки понятия «компетенция», мы определяем её как социальный образец, в основе которого лежит умение найти и применить процедуру, соответствующую проблеме [4; 12; 13].

Для профилактики дисграфии у детей с задержкой психического развития (ЗПР) большое значение имеет формирование речевых компетенций. Речевая компетенция - владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи [1]. Речевая компетенция - это языковая система в действии, применение ограниченного количества языковых средств, закономерностей их функционирования для построения высказываний от простейшего выражения чувства до отражения нюансов интеллектуальной информации [5]. Речевая компетенция - взаимосвязанные качества личности (знания, умения и навыки, а также способы деятельности), задаваемые по отношению к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.