Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала магистрантов, обучающихся по направлению 44. 04. 01 педагогическое образование программы академической магистратуры «Изобразительное искусство в образовании»'

Развитие творческого потенциала магистрантов, обучающихся по направлению 44. 04. 01 педагогическое образование программы академической магистратуры «Изобразительное искусство в образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF CREATIVITY / CREATIVE THINKING / PEDAGOGICAL TASK / PROFESSIONAL COMPETENCES / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощекова Т. В.

В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала магистрантов, обучающихся по программе академической магистратуры «Изобразительное искусство в образовании», отмечены основные направления учебной работы и условия, последовательно формирующие образное мышление, профессиональные художественные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощекова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY AS EXEMPLIFIED IN THE PROGRAM 44.04.01 PEDAGOGICAL EDUCATION FOR ACADEMIC MASTER’S DEGREE STUDENTS MAJORING IN «FINE ARTS IN EDUCATION»

The paper deals with the creativity of the students enrolled in the academic Master’s program «Fine Arts in Education», it focuses on the main trends of teaching and the conditions providing creative thinking, professional artistic competences.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала магистрантов, обучающихся по направлению 44. 04. 01 педагогическое образование программы академической магистратуры «Изобразительное искусство в образовании»»

УДК 14.35.09

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ОБРАЗОВАНИИ»

DEVELOPMENT OF CREATIVITY AS EXEMPLIFIED IN THE PROGRAM 44.04.01 PEDAGOGICAL EDUCATION FOR ACADEMIC MASTER'S DEGREE STUDENTS MAJORING IN «FINE ARTS IN EDUCATION»

© 2015

Т.В. Краснощекова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

T.V. Krasnoshchekova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала магистрантов, обучающихся по программе академической магистратуры «Изобразительное искусство в образовании», отмечены основные направления учебной работы и условия, последовательно формирующие образное мышление, профессиональные художественные компетенции.

The paper deals with the creativity of the students enrolled in the academic Master's program «Fine Arts in Education», it focuses on the main trends of teaching and the conditions providing creative thinking, professional artistic competences.

Ключевые слова: развитие творческого потенциала; образное мышление; педагогическая установка; профессиональные компетенции; формирование личности.

Keywords: development of creativity; creative thinking; pedagogical task; professional competences; personal development.

Развитие творческого потенциала магистрантов обучающихся по программе академической магистратуры 44.04.01 «Изобразительное искусство в образовании» является одним из перспективных условий формирования профессионала -педагога, методиста, исследователя в области искусства. Магистр в области педагогического образования должен не только овладеть общими профессиональными компетенциями, но и развиваться как творческая личность, художник.

Сегодня теория художественного образования ориентирована на практическое применение методик по активизации художественных способностей. Обучение по программе академической магистратуры позволяет последовательно формировать художественное сознание, необходимые для творческой и педагогической работы умения, создавать такие методические установки, которые помогут раскрыть творческий потенциал. Методика

раскрытия индивидуальных способностей студентов в процессе обучения художественным дисциплинам, таким как «Художественно-графическое мастерство», «Теория пространственного построения», «Закономерности композиционного построения» и других состоит в том, что она, учитывая многовековой опыт обучения искусству, опирается на современные достижения теории изобразительной деятельности. Принципиально важно для преподавателя в ходе изучения вышеназванных дисциплин обращать внимание не только на методику обучения художественной грамоте, а также на становление таких преобразовательных форм действия, их объективный характер, как экс-териоризация и индивидуализация. Именно такой подход к развивающему художественному обучению дает возможность уточнить представление о целевых установках, задачах и содержательном контексте дисциплин названных выше, опре-

делить методы и педагогические условия развития художественных способностей магистрантов. Это дает возможность сформулировать и зафиксировать основные направления методики активизации индивидуальных способностей магистрантов в соответствие с новым образовательным стандартом. Работа по развитию творческого потенциала обучающихся проводится первоначально на уровне бакалавриата в ходе освоения академического рисунка, живописи и других дисциплин. Программа академической магистратуры продолжает и развивает на более высоком уровне навыки изобразительной деятельности, в первую очередь связанные с развитием образного мышления.

Выделяется несколько направлений развития творческого потенциала магистрантов: 1) во время аудиторных занятий; 2) во время прохождения производственной художественно-творческой практики; 3) в результате участия в выставочной и проектной деятельности; 4) в ходе научно-исследовательской деятельности.

Обратимся к выполнению практических заданий во время аудиторных занятий. Отметим, что освоение учебных навыков и творчество в ходе обучения по магистерской программе «Изобразительное искусство в образовании» - это тесно спаянный процесс, который направлен на овладение художественным мастерством. Овладение техническими приемами не является единственной задачей, решаемой в ходе обучения рисованию. При выполнении аудиторных постановок вырабатываются необходимые умения и навыки, и одновременно формируется и развивается художественный потенциал магистранта. Можно утверждать, что для обучения художественным практикоориентированным дисциплинам характерна тесная связь творческих и учебных задач. Творчество -составная часть обучения, а также ее результат. Проанализировав одно и то же учебное задание, мы легко убедимся, что студенты создают очень разные работы. Различие выявляется как в композиционном решении, так и в тоне, цветовой гамме и техническом решении. Искусство и отличается от науки многовариантностью решения поставленной задачи, так как ис-

кусство предполагает развитие дивергентного типа мышления: одинаковую тему в рамках предложенной задачи можно решить по-разному. Степень выразительности также будет отличаться в значительно.

Уровнем развития творческих способностей магистрантов является образность произведения. Взаимосвязаны художественная выразительность и художественная грамота. Выразительность в учебной работе становится связующим звеном учебных и более сложных творческих задач.

Проблема учебного и творческого познания остается актуальной в процессе обучения по программе магистратуры. Основой изобразительной деятельности является стремление к художественному выражению, поэтому методика преподавания дисциплин включает развитие художественных способностей и умений. Необходимо помнить, что развитие их не может проходить вне усвоения определенного языка и техники. Попытки придумать новый язык в искусстве у студентов обычно заканчиваются разочарованием. Познание и творчество неотделимы друг от друга. Познанием в процессе выполнения работы становится аналитическая деятельность и воплощение идеи с помощью технологии, способов изображения, художественных материалов. Каждая учебная работа решает наряду с познавательными творческие задачи. Любой из этапов работы проникнут творчеством. Творческий подход магистрантов к учебным задачам проявляется на каждом этапе выполнения работы, начиная с постановки модели, определения формата, размещения в листе, выражения пространственных и пластических качеств натуры, стремления передать индивидуальное, авторское понимание натуры и т.д. Итак, учебная работа требует от обучающихся высокой творческой активности при выполнении поставленных задач.

Дисциплины «Художественно-творческое мастерство» и «Теория пространственного построения» максимально раскрывают творческие устремления магистрантов, объединяют навыки, полученные в ходе обучения на уровне бакалаври-

Развитие творческого потенциала магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое

ата. На первом этапе обучения студенты решают в основном задачи визуально-сравнительного анализа, так как работают с натурой. На этапе обучения в магистратуре предметы «Художественно-творческое мастерство» и «Теория пространственного построения» представляют творческие задачи. Здесь обучающийся может наиболее полно выразить свои творческие устремления, эстетические потребности, вкусы. Обучаясь, магистранты создают не только графические и живописные произведения, но и методические разработки по темам. Такой подход позволяет повысить качество и активность творческой деятельности.

Создание тематической картины один из сложнейших видов деятельности как для зрелого художника, так и для студентов. Этот вид работы вбирает в себя такие способы художественной деятельности как создание определенного художественного образа и концептуальное осмысление темы. Творческий процесс, безусловно, не может протекать в отрыве от образного восприятия. Раскрыть резервы художественных возможностей магистранта может преподаватель посредством специальных целевых установок, задач, которые следуют в порядке от простых к сложным.

Показатель творческого освоения аудиторной практической работы связан с реальными потребностями, активизированными педагогом и эстетическим вкусом студента.

Методическое руководство процессами активизации индивидуальных творческих способностей выражается созданием эстетической потребности, серьезного отношения к освоению профессиональных дисциплин, к постановке творческих задач. Необходима регуляция образно и логически воспринимаемой информации, на коррекцию личностных установок студентов, на творческий характер деятельности в целом.

Методические задачи являются установками, определяющими желание обучающихся выполнять учебные и собственно творческие задачи. Методические задачи и установки - руководство к учебно-творческой работе. Методическая установка состоит из ряда факторов: вер-

бальное воздействие педагога, личность художника, содержание учебной постановки, ее соответствие устремлениям студентов. Педагогическая эффективность повышается от качества пособий, наглядного материала, технического оснащения учебных мастерских и многого другого [ 1, с. 24].

Другим направлением, помогающим раскрыть и активизировать художественный потенциал магистрантов, является работа во время прохождения производственной художественно-творческой практики. Она является важнейшей частью развития профессиональных компетенций и творческих устремлений студентов. Практике отводится четыре учебных недели на протяжении обучения. Художественно-творческая практика помогает закрепить усвоенное на аудиторных занятиях в течение года. Полученный во время практики материал в дальнейшем используется для написания картин, часто магистерских исследований. Задачи, которые ставит преподаватель во время художественно-творческой практики, различны как по содержанию, так и по направленности. Это не только рисунки, отличающиеся как по длительности исполнения, так и по используемым материалам. Особенно важен методический аспект задач. Магистрант не только должен уметь выполнить задание сам, но должен уметь разработать методику наиболее эффективного решения поставленных художественных задач. Разнообразная тематика аудиторных работ позволяет каждому студенту найти свою тему: городские виды или пейзажи, мир животных, портреты и т.п.

Неотъемлемой частью развития творческих способностей магистрантов является выставочная деятельность. Участие в выставках необходимо для полноценного формирования художника. Во-первых, выставки помогают развить художественное восприятие и вкус, во-вторых, активная экспозиционная работа действительно позволяет увидеть и оценить результаты проделанной работы, осознать обоснованность художественной позиции, ее актуальность. Мнение общественности, профессионального сообщества помогает молодому художнику акту-

ализироваться в профессии. Профессиональный рост от выставки к выставке -это обычная практика художественных отделений. Многие профессионально ориентированные магистранты вступают в творческие союзы и это необходимый этап их роста [2, с. 109].

Развитие творческих способностей неразрывно связано с формированием, развитием и активизацией творческого процесса личности в целом. Наблюдения показывают, что в формировании и развитии творческих способностей магистрантов основную роль играют два важных фактора: духовно-психологическое развитие личности студентов и его художественно-профессиональная подготовка. На современном этапе особенности физиологии и мотивы поведения личности нуждаются во всеобъемлющем подходе к формированию мировоззренческих установок, что диктует выбор сообразных этим изменениям педагогических средств, вместе с нравственно-эстетический аспектом [3, с. 69]. Органическое единство духовности и профессионализма неразрывные компоненты развития художника-педагога, его творчества. В развитии духовного уровня магистрантов играют свою роль такие учебные дисциплины, как «Основные направления современного изобразительного искусства», «Арт-терапия как направление в методике обучения», «Теория и методика обучения в области образования» и другие, форми-

рующие духовные, мировоззренческие позиции студентов. Необходимо развивать связи профессионально-художественных дисциплин с предметами психологического и педагогического цикла, где отражались бы основы формирования индивидуальных творческих способностей.

Участие магистрантов в научно-исследовательской работе формирует научную базу для их художественных поисков. Движение от теории к практике и, наоборот, оказывает прямое влияние на развитие художественного мышления. Необходимо отметить и значение научно-педагогической практики, где, обучая других, магистрант закрепляет собственные навыки, утверждает мировоззренческие позиции.

Организация контроля и оценивания работы по дисциплинам художественного цикла оказывает мощное воздействие на уровень самосознания обучающихся, дают импульс к учебной и творческой деятельности, наблюдая лучшие результаты, студенты стремятся к совершенствованию художественных навыков, к творческому развитию.

Итак, развитие творческого потенциала магистрантов - это процесс, который охватывает не только профессиональные художественные области освоения дисциплин предметного цикла, но и проблемы становления гармоничной личности, оформления эстетических вкусов и мировоззренческих позиций.

•к к к

1. Зинченко В.П. Почему мы занимаемся изучением проблемы развития творческих способностей? // Вопр. истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. статей. Вып. 5. - М.: МПГУ, 2003. - С. 24.

2. Краснощекова Т.В. Основные направления развития творческого потенциала студентов художественно-графических факультетов // Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве: Сб. матер. Между-нар. науч.-практ. конф., посв. 70-летию худ.-графич. ф-та МПГУ. - М.: МПГУ; Прометей, 2012. - С. 105-110.

3. Барциц Р.Ч. Конкретность выбора педагогических установок как предпосылка успешного формирования способностей к графике-эстампу // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. статей. Вып. 3. - М.: Прометей, 1999. - С. 68-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.