Научная статья на тему 'Актуальные проблемы магистерской подготовки художника-педагога'

Актуальные проблемы магистерской подготовки художника-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ART EDUCATION / MASTER DEGREE / ARTIST-PEDAGOGUE / HIGHER SCHOOL REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Николай Константинович, Шабанова Ольга Петровна

В данной статье раскрывается система художественно-творческой подготовки студентов-магистрантов в рамках магистерской программы «Художественное образование (изобразительное искусство)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов Николай Константинович, Шабанова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы магистерской подготовки художника-педагога»

УДК 378

Шабанов Николай Константинович

доктор педагогических наук, профессор

Шабанова Ольга Петровна

доктор педагогических наук, профессор

Шабанова Мария Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Курский государственный университет m.n.shabanova@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

В данной статье раскрывается система художественно-творческой подготовки студентов-магистрантов в рамках магистерской программы «Художественное образование (изобразительное искусство)».

Ключевые слова: художественное образование, магистратура, художник-педагог, реформа высшей школы.

Переход на двухуровневую систему художественно-педагогического образования обусловлен единством Европейского образовательного пространства, предопределяющего широкий коридор возможностей для российского образования.

Российское художественное творчество как продукт художественного образования никогда не было замкнутым, оно безгранично по своей природе. Художник стремится не только к самореализации, ему необходим уровень самотрансляции, т.е. презентации своего художественного «Я».

Выставки изобразительного искусства различных рангов позволяют безошибочно определить полотна художников, демонстрирующие их творческое лицо, особую манеру и стиль. Завоевание признания художественной общественности и мировых зрительских кругов своими произведениями - цель каждой личности, погруженной в изобразительную деятельность.

Каждый художник, тем более художник- педагог стремится быть приобщен к соответствию художественно-образной концепции современного мира. Художник-педагог призван временем быть не только художественно образованным, но и нести груз ответственности за воспитание и приобщение к высокому искусству подрастающего поколения.

Успешное вовлечение детей в изобразительную деятельность возможно, если обучающий владеет методическим мастерством, знает историю методов преподавания в русской художественной школе, знаком с базой исследований, направленных на диагностику и развитие художественно-творческих особенностей детей.

Художественно-педагогическая школа не требует никакой презентации, она в определенной степени автономна и свято хранит свои традиции и секреты методического мастерства. Зародившаяся в недрах Академии художеств, российская художественно-педагогическая школа уникальна, она отмечена в истории вехами и великими именами художников-педа-гогов А.И. Иванова, К. Брюллова, П.П. Чистякова, Д.Н. Кордовского, И.Е. Репина, Н.Н. Ростовцева.

Подготовка магистра по профессионально-образовательной программе Художественное образование направления «Педагогическое образование» нацелена на презентацию творческого продукта с сохранением традиций российской методической системы.

Цельная, эффективная российская методическая система является результатом многолетнего выкристализовывания лучших методов, идей, находок. Спорные вопросы относительно преподавания изобразительного искусства, утверждает Е.В. Шорохов, начинаются с определения целей и задач содержания обучения и кончаются выбором учебного материала и приемов ведения работы. Так, одни методисты полагают, что в основу метода обучения должен быть положен личный творческий опыт художника-педагога, другие убеждены, что изобразительному искусству нужно учить по единому методу, который многократно апробирован на практике; третьи считают, что в преподавании, как и в творчестве, должна быть полная свобода.

Такой разброс мнений обоснован, если методику обучения искусству рассматривать как науку, а как область практики, которая сама является искусством, трудным, сложным и очень ответственным.

Нацеленность в подготовке материалов художественного образования на анализ, осмысление и развитие способности к конструированию и экспериментальной проверке научнообоснованных, эффективных методических систем - приоритетная наша задача.

Учебный план подготовки магистров построен таким образом, что его дисциплины, сохраняя преемственность, не повторяют ни одного из курсов подготовки бакалавров или специалистов. Учебный план базируется на научной концепции художественного образования. В специальном блоке дисциплин преимущественные позиции занимают фундаментальные предметы, которые дают знания научных направлений в художественном образовании и помогают магистранту сделать осознанный выбор исследовательского пути.

© Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Шабанова М.Н., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

127

Курсы по выбору помогают реализовать творческий потенциал магистранта в избранном им виде художественной деятельности.

Курсовые работы, выполняемые магистрантами, частично решают проблему исследования, начиная с ее исторического аспекта или анализа развития исследуемого явления в его методическом диапазоне до анализа и обобщения лучших качеств той или иной методики.

Темы магистерских диссертаций по теории и методике обучения и воспитания изобразительному искусству и черчению обычно представлены двумя составляющими. Первая отражает проблему развития качества личности или ее способности, а вторая указывает на вид изобразительной или графической деятельности, в которой эта способность или качество формируется. Поэтому учебный план нацелен на решение этой двуединой задачи. Несомненно полезна в контексте творческой самореализации личности магистранта художественно-творческая практика, принципиально отличающаяся от пленэрной практики бакалавров и специалистов прежде всего тем, что узконаправленна и обязательно связана с темой научного исследования.

Проходит практика в творческих мастерских членов Союза художников или на кафедрах под руководством кандидатов наук, докторов, профессоров. Магистранты, исследующие проблему, связанную с формированием педагогического феномена через живопись пейзажа, идут на практику к лучшим пейзажистам; исследующие развитие пространственного мышления или творческих способностей в процессе графической подготовки направляются к ведущим специалистам в этой области, а приверженцы декоративно-прикладного искусства - к прикладникам, на соответствующие кафедры и в их художественно-творческие мастерские.

Главные цели художественно-творческой практики - закрепление и углубление профессиональных знаний и навыков студентов-магистрантов в контексте такого вида изобразительной деятельности, который заложен в теме магистерской диссертации как средство развития личностного феномена; творческая самореализация студента- магистранта через презентацию своего творческого проекта на выставке, организуемой по окончании практики; научно-исследовательская самореализация магистрантов с апробацией методических средств; умение включать средства изоискусства в экспериментальную методическую систему, направленную на развитие личности.

Оценивание результатов художественно-творческой практики студентов-магистрантов идет по двум направлениям: во-первых оцениваются художественно-творческие работы по критерию их соответствия художественно-эстетической оценке, включающей фундаментальные категории; во-вторых оцениваются методические разработки магис-

транта на соответствие их новизне и оригинальности.

Научно-исследовательская практика нацелена на практическое овладение методами и приемами научно-исследовательской деятельности в области художественно-педагогического образования.

Научно-исследовательская практика развивает гибкость, способность осуществлять поиск, отбор, анализ и презентацию научной информации, а так же осуществлять комплексный анализ дидактического и диагностирующего материала; развивает способность ориентироваться в новых программах, технологиях, методиках; готовит магистранта к разработке программ и критериев оценки собственных исследований.

На втором году обучения в рамках дисциплины «Методика научного исследования в области изоискусства и графики» магистранты выделяют структурные компоненты и уровни развития исследуемого феномена, т.е. получают инструментарий диагностики.

Вооружившись этим инструментарием и, разработав экспериментальную методику с ее системой заданий и упражнений, формами и методами обучения, магистранты выходят на научно-педагогическую практику, где имеют возможность эту систему апробировать.

Научно-педагогическая практика направлена на приобретение студентами-магистрантами опыта реализации и экспертизы методических систем в целостном образовательном процессе.

Во время научно-педагогической практики магистрант строит свою практическую деятельность на основе глубокого художественно-педагогического знания, комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта в предметной области изобразительного искусства, сопровождает ее педагогической рефлексией и экспериментальной проверкой. Базой проведения научно-педагогической практики являются специализированные школы, профильные классы, средние специальные и высшие учебные заведения, а так же учреждения дополнительного образования. Магистранты, исследующие проблему школьной методики, или магистранты объектом исследования которых является процесс детского творчества, идут в школы, детские художественные школы, изостудии, а если диссертация связана с вузовской методикой - проводят эксперимент в студенческой группе. Магистранты, совмещающие учебу и работу в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, могут проходить практику по месту работы.

Так как научно-педагогическая практика магистрантов является базой апробации экспериментальной методики научного исследования, то анализ результатов проверки элементов экспериментальной методики обучения изобразительному ис-

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

кусству контролирует научный руководитель магистерской диссертации. Методическое руководство научно-педагогической практикой магистрантов осуществляют те же преподаватели, которые ранее руководили художественно-творческой практикой, знакомые с проблемой диссертационного исследования. За стабильность процесса и организацию оптимальных условий научно-педагогической практики несут ответственность принимающие магистрантов организации различных типов учебных заведений в соответствии с заключенными с ними договорами.

За время научно-педагогической практики студенту необходимо овладеть следующими знаниями и умениями.

Знать:

- современные эффективные инструментарии в овладении изобразительным искусством различными возрастными категориями обучающихся.

Уметь:

- проектировать и реализовывать в практике экспериментальные методические системы в соответствии с научно-методической идеей диссертационного исследования и новым учебным содержанием;

- разрабатывать и включать в учебный процесс систему заданий и упражнений, направленных на реализацию исследуемого магистрантом феномена;

- выявлять и апробировать эффективные педагогические технологии;

- проводить диагностику уровня развития художественно-творческих способностей;

- обрабатывать и интерпретировать (качественно и количественно) полученные результаты исследования (анкеты, беседы, тестирования);

- анализировать и определять уровень развития исследуемого педагогического феномена по продуктам художественно-творческой деятельности обучаемых в экспериментальной методике.

В течение всего периода обучения магистрант апробирует свое исследование в статьях и выступлениях на конференциях различного уровня.

И, таким образом, вся система магистерской подготовки направлена на ее конечный результат, на ее венец - магистерскую диссертацию.

Хотелось бы отметить позитивные моменты подготовки магистрантов в рамках магистерской программы «Художественного образования» (изобразительное искусство).

Впервые появляется уникальная возможность избавиться от студенческого балласта и отобрать лучших для обучения в магистратуре.

Безграничная свобода творчества как для магистрантов, так и для преподавателей начинается с разработки учебного плана, набора учебных дисциплин и их содержания. Однако эта свобода требует высочайшей компетентности, профессионализма и ответственности.

Совместная научно-исследовательская работа над магистерской диссертацией - это выявление исследовательских возможностей магистрантов и безошибочный путь отбора в аспирантуру.

Художественно-эстетический профиль на старшей ступени обучения в школах, а также базы проведения научно-педагогической практики магистрантов мы рассматриваем как базы их профессионального будущего.

Известная в Европе схема двух последовательных ступеней высшего образования 3+2 (бакалавр, магистр) предопределяет подготовку на докторском уровне как третью ступень в высшем образовании. Стремление стран Болонского процесса, в том числе и России, к единообразию нацеливает нас на решение перспективных задач, связанных с повышением научного уровня наших магистерских диссертаций до уровня современных кандидатских.

Пока же выпускникам магистратуры, обучающимся по программе «Художественное образование (изобразительное искусство)», готов предоставляется дальнейшее повышение своего научно-творческого уровня через обучение в аспирантуре по специальности 13.00.02 - теория и методика воспитания и обучения (изобразительное искусство)

Успешная защита магистерской диссертации является добротным основанием для поступления в аспирантуру.

Естественно, что магистерская подготовка, как дело новое, не обходится и без очевидных сложностей в реализации программы. Первая, являющаяся неким психологическим барьером, - ограниченность аудиторных часов. 14 часов в неделю, стоящих в сетке расписания, магистрантами расцениваются зачастую как время обучения в магистратуре. Непросто преодолеть этот барьер и убедить их в необходимости регулярно находиться в читальном зале, посещать сайты Российской государственной библиотеки, самостоятельно выстраивать тактические и стратегические пути в научном поиске.

Беден опыт студентов-магистрантов в подготовке, оформлении и представлении материалов к публикации статей, тезисов докладов.

Профессора и магистранты испытывают недостаток в информационных источниках. Отсутствие учебников и недостаточная методическая база требует от преподавателей немалых усилий и глубокого погружения в художественно-педагогическую науку.

Но следует заметить, что эти сложности преодолимы. И сделав первый шаг в направлении подготовки магистра художественного образования, мы вправе рассчитывать на перспективный путь. Это право обеспечено высоким научным потенциалом художественно-педагогической школы России, который и позволит нам подготовить конкурентно способного и мобильного специалиста на Европейском рынке образования.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.