Психология
УДК 159.954(045)
доктор педагогических наук, профессор Варданян Юлия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант факультета психологии и дефектологии Гордеевцева Мария Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Аннотация. Статья посвящена обоснованию важности развития творческого потенциала учащихся, определению направления решения данной задачи с помощью разработанной и апробированной программы развития творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства. На основе сравнения эмпирических данных констатирующего и контрольного этапов исследования убедительно показана динамика творческого потенциала учащихся.
Ключевые слова: креативность, методы исследования, программа развития, творческий потенциал, тренинговые задания.
Annotation. The article substantiates the importance of students' creative potential development, determines the direction of solving this problem with the help of a developed and tested program for the development of creative potential of personality in fine art classes. Based on the comparison of empirical data from the ascertaining and control stages of the study, the dynamics of students' creative potential development is convincingly shown.
Keywords: Creativity, research methods, development program, creative potential, training tasks.
Введение. Высшей формой самостоятельной активной деятельности человека в обществе является творчество. Всякое новое решение является творческим актом, который представляет собой результат активизации потенциала, крайне необходимого в любом виде деятельности. Рассматривая творческий потенциал в контексте креативности, Ю. В. Варданян и О. С. Валуев уточняют, что «креативность рассматривается как целостное многомерное психическое новообразование, континуально интегрирующее в себе актуальную и потенциальную стороны, свободно реализующее высший идеал творческого начала в преобразовательной активности, выходе за пределы себя и приумножении творческой энергии» [4, с. 606]. Для определения сущности творческого потенциала Е. П. Ильин выделяет в узком смысле этого слова «творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению, в широком смысле - это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности [7, с. 122].
В нашем понимании творческий потенциал личности - это совокупность характеристик, которые включают познавательные свойства (приводящие в действие творческую мотивацию, творческие способности, эмоциональные качества), компетентность (обеспечивающая качественное решение творческих задач) и практический опыт (способствующий достижению соответствия полученного творческого результата требованиям, выраженным в показателях беглости, гибкости, оригинальности).
Относительно процесса динамичного развития способностей Е. Я. Басин указывают на необходимость «построить систему обучения, школу так, чтобы она не только не мешала... развитию творческой личности..., но всячески способствовала этому» [1], доказывая непреходящее значение школьного воспитания и образования как доминирующей модели социальной среды на раннем этапе развития личности. В исследовании В. А. Варданяна обобснована и апробирована дилактическая система художественно-гуманитарного образования, включающая вариативный блок гимназического компонента развития личности, которая «способствует развитию творческого потенциала учащихся и обеспечивает их жизненную готовность к решению творческих задач» [2, с. 10].
Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью поиска новых методов развития творческого потенциала обучающихся в условиях завышенной информационной направленности современной образовательной системы; устранения дисбаланса в освоении точных и гуманитарных наук, который оказывает некоторое негативное влияние на творческую составляющую личности. Особый интерес здесь представляет изучение и практическое применение новых средств развития творческого потенциала, таких, как ставшие популярными в последнее время тренинговые методики, применение которых вполне оправдано для решения задачи повышения творческой активности учащихся. В работе Ю. В. Варданян и А. В. Дергуновой предложены хорошо зарекомендовавшие себя продуктивные тренинговые задания, обеспечивающие выполнение функции развития творческого потенциала личности за счет того, что «ставя перед участниками тренинга проблемы, которые требуют разрешения и содержат определенные противоречия, активизируют их на активную деятельность по их решению и самостоятельному поиску новой информации, способов действия» [3, с. 39]. Однако в условиях общеобразовательной организации психологически ориентированные тренинговые задания выполняются, как правило, параллельно с изучаемыми учебными предметами и дополнительно к ним, в то время как их целесообразное включение в содержание изучаемых предметов, в т.ч. гуманитарных, могло бы сыграть более заметную положительную роль в развитии творческого потенциала личности.
Преподавание изобразительного искусства в школе является важным компонентом эстетического общегуманитарного воспитания детей. Способствуя многогранному развитию личности, данная дисциплина позитивно влияет на развитие воображения, обогащает интеллектуальный и эмоциональный запас человека, общий уровень его культуры, раскрывает и обогащает творческий потенциал, активно помогает формированию навыков исследования и адекватного восприятия предметов и явлений. В работе М. А. Гордеевцевой представлен системный анализ широкого спектра новых приёмов и методов развития творческого потенциала личности [5]. Однако возможность привлекать на уроках изобразительного искусства разнообразные психологические задания, нацеленные на актуализацию и развитие творческого потенциала личности, остается малоисследованным ракурсом проблемы, хотя ее решение актуально.
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования стала необходимость теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём апробировать психолого-педагогическую программу развития творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства. Исследование проводилось с учащимися V класса средней общеобразовательной школы р. п. Выездное Арзамасского района Нижегородской области, состоящего из 23-х человек. В отношении успеваемости класс признаётся педагогами хорошим.
В процессе исследования применена система креативных тестов Е. Е. Туник, являющейся модификацией методики Дж. Гилфорда и Е. Торренса [8, с. 7], которая включает в себя батарею из четырёх вербальных и трёх образных субтестов, эмпирические данные которых дают возможность достаточно полно исследовать творческий потенциал респондентов. В группу вербальных субтестов входят: «Использование предметов» (найти оригинальное применение газеты), «Заключение» (представить, что будет, если животные и птицы начнут говорить), «Выражение» (придумать предложения, начинающиеся с букв ВМСК), «Словесная ассоциация» (привести как можно больше определений слова «книга»). Образные субтесты: «Составление изображений» (составить рисунки из заранее заданных фигур), «Эскизы» (заполнить оригинальными рисунками 20 одинаковых квадратов), «Спрятанная фигура» (обнаружить знакомые фигуры в запутанном сюрреалистическом рисунке).
Анализ данных констатирующего этапа исследования показал, что большинство респондентов представили ответы, характеризующиеся средним и высоким уровнями творческого потенциала по трём показателям тестирования: беглости, гибкости и оригинальности. Трудности вызвали отдельные субтесты, где к низкому уровню развития творческого потенциала были отнесены около половины респондентов по эмпирическим данным субтестов: «Заключение» (43.8 %), «Выражение» (30.43 %) и «Составление изображений» (39.13 %). Такие данные можно объяснить не столько недостаточно развитым творческим потенциалом учащихся, сколько слабым в силу возрастных причин интеллектом и комплексом «зажатости», то есть сомнениями в принимаемом индивидуальном решении, формируемыми в процессе постижения точных наук, где ошибка неуклонно влечёт за собой неправильный вывод. Эта ложная внутренняя установка приводит к блокировке творческой составляющей мышления.
Задачей нашей дальнейшей работы стало развитие творческого потенциала учащихся, его активизация с последующей оценкой их достижений по результатам повторного тестирования. Анализ наработанного фонда научных и методических идей в процессе развития творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства показывает, что для решения этой задачи можно опираться на программу В. С. Кузина [6] для V класса. Данная программа хорошо зарекомендовала себя на практике: она достаточно проста и, в то же время, содержит необходимое количество учебного материала по технике практического рисования, работе с палитрой, цветоведению, декорированию, рисованию по памяти и другим особенностям художественного мастерства. Однако в ней напрямую не предусмотрено наличие специальных заданий для развития творческого потенциала. Для устранения этого ограничения нами обоснована и апробирована программа «Развитие творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства», дополненная элементами психологического тренинга, нацеленного на развитие воображения учащихся, стимулирование их фантазии, развитие творческих свойств личности и компетенций, необходимых для их реализации.
Для конкретизации представлений о нашей программе рассмотрим подробнее некоторые упражнения на актуализацию и развитие творческого потенциала учащихся, которые были включены в программу I четверти.
В содержание первого занятия интегрируется упражнение «Невероятная ситуация». Его психологический смысл: учащимся предоставляются соревновательные условия для продуцирования нестандартных оригинальных идей по поводу подобных ситуаций. Упражнение выполняется по группам (рядам), которые соревнуются между собой. Побеждает тот, кто даст наибольшее количество ответов (идей). Учащимся предлагается задание: «Представьте, что мир стал чёрно-белым. Что изменится в нём, что станет с нами?» В процессе обсуждения рекомендуется привлечь внимание пятиклассников к таким вопросам: «Для чего нужно различать цвета?», «Насколько важно это в жизни?», «Какие из предложенных идей запомнились ярче всего?» и др.
Упражнение «Ошибки» проводится также по группам (рядам). Психологический смысл данного упражнения: генерирование идей, расширение ракурсов рассмотрения проблемы, отказ от категоричного разделения суждений на верные и неверные (при определенных условиях даже ошибочное на первый взгляд умозаключение вполне может оказаться адекватным).
Предлагается задание «Знакомое-незнакомое»: назовите цветы, которые не характерны для осени. При обсуждении необходимо ответить на такие вопросы: «Скажите, как выглядят осенние цветы?», «Какие цветы могут войти в любой букет?», «Что можно добавить в букет, чтобы он выглядел по-осеннему?», «Чего не может быть в этом букете?» и др. Психологический смысл этого упражнения состоит в привлечении учащихся к нахождению новых способов и ассоциаций для передачи представлений об осени с помощью разнообразных материалов и техник работы с ними. Учащимся предлагается посмотреть на фрагменты осенних листьев, отличающихся по форме, цвету, фактуре, и ответить на вопросы: «Частью листа какого растения он может оказаться?», «Похож ли он на листья других растений?» и др. Обсуждение происходит в процессе беседы, отмечаются индивидуальные ответы. Важно отметить всех, кто внимательно наблюдает за природой.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика творческого потенциала учащихся, отразившая следующие изменения:
1. Процентный прирост высокого уровня параметра «Беглость» (20.59 %) при явном убывании низкого (-17.86 %) и лёгкой динамике среднего (-1.61 %) уровней творческого потенциала.
2. Параметр «Гибкость» на высоком уровне в целом по результатам проведения всех тестов вырос почти на половину (48.05 %) за счёт перехода среднего в высокой (-43.4 %) и низкого в средний (-7.55 %), что свидетельствует как о расширении объёма знаний учащихся, так и о развитии самой системы структурирования информации.
3. Данные по параметру «Оригинальность» на контрольном этапе тоже заметно выросли по сравнению с данными констатирующего этапа. Прирост высокого уровня составляет 44.68 %. Однако важно отметить, что его повышение произошло как за счёт умеренного изменения результатов среднего уровня (- 21.43 %), так и за счёт значительного убывания баллов в низком уровне (- 19.63 %), которые перешли как в средний, так и в
высокий. Процентный рост числовых показателей оригинальности отражает качественные изменения творческого потенциала: широту фантазии, раскрепощённость воображения, осознание возможности выйти из рамок стандартного набора ассоциаций. Все эти качества развиваются, в основном, гуманитарным блоком предметов, где изобразительному искусству определено особенное положение. В целом же показатели оригинальности в ходе реализации развивающей программы повысились у 65.22% учащихся.
Выводы. Анализ психолого-педагогической литературы по выявлению и решению проблем развития творческого потенциала детей, методических разработок, относящихся к особенностям развития творческого потенциала личности средствами изобразительного искусства в общеобразовательной школе, а также результатов проделанной исследовательской работы, дают нам возможность сформулировать следующие выводы:
1. Творческий потенциал личности представляет собой совокупность характеристик: познавательные свойства (приводящие в действие творческую мотивацию, творческие способности, эмоциональные качества); компетентность (обеспечивающая качественное решение творческих задач) и практический опыт (способствующий достижению соответствия полученного творческого результата требованиям, выраженным в показателях беглости, гибкости, оригинальности).
2. Проведённое экспериментальное исследование позволило оценить динамику творческого потенциала, возникшую в ходе применения психолого-педагогической программы «Развитие творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства», которая вполне соответствует поставленным задачам: обеспечивает качественное обучение, способствует развитию творческого потенциала личности, учит самостоятельно мыслить, принимать и отстаивать решения.
3. Результаты анализа данных, полученных в ходе статистической оценки значимости проведённой развивающей программы на контрольном этапе исследования с помощью t-критерия Стьюдента, показали, что эмпирические значения t находятся в зоне значимости. Это доказывает, что программа «Развитие творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства» полностью оправдала своё назначение, что получило статистически достоверное подтверждение.
Таким образом, была доказана гипотеза о том, что развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства протекает более успешно, если учитывается имеющийся уровень его сформированности и на этой основе учащимся предлагается выполнение специальных творческих заданий, активизирующих возможности воображения, памяти, пробуждающих фантазию, креативное мышление, а при этом учитываются индивидуальные особенности детей, их личный практический опыт, стимулируется и поощряется самостоятельность решений в процессе их творческого поиска.
Литература:
1. Басин, Е. Я. Творческий потенциал художественной личности [Электронный ресурс] / Е. Я. Басин. -URL: http: // sbiblio.com/BIBLIO/archive/basin_tvo/.
2. Варданян, В. А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе изобразительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Варданян. - Саранск, 1997. - 204 с.
3. Варданян, Ю. В. Разработка и реализация продуктивных тренинговых заданий (на примере развития психологической безопасности) / Ю. В. Варданян, А. В. Дергунова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых "51-е Евсевьевские чтения", посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]; под научной редакцией Ю.В. Варданян. -Саранск, 2015. - С. 36-41.
4. Варданян, Ю. В. Развитие креативности в тренинговой группе как инновационная основа преобразования человеческого потенциала / Ю. В. Варданян, О. С. Валуев // В мире научных открытий. -2014. - № 11-1 (59). - С. 601-615.
5. Гордеевцева М. А. Психологические основы отбора методов исследования творческого потенциала личности / М. А. Гордеевцева // «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность», VI Всерос. студ. науч.-практ. конф. «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность» (18 окт. 2018; Саранск) [Электронный ресурс] / отв. ред. Ю. В. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - 1 электрон. опт. диск (DVD-R).
6. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина / под ред. С. Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 128 с.
7. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
8. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 44 с.
Психология
УДК: 159.922.7
кандидат педагогических наук, доцент Вовк Валентин Николаевич
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); аспирант кафедры олигофренопедагогики Журавлёв Артур Дмитриевич
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР
Аннотация. В статье излагаются результаты исследовательского этюда, посвящённого выявлению причинности и механизмов оформления симптомокомлекса школьной дезадаптации у подростков с задержкой психического развития, анализируется его структура. Констатируется динамика поведенческих проявлений дезадаптации как в учебных ситуациях, так и в ситуациях нерегламентированного межличностного взаимодействия. Намечаются пути профилактики и коррекции школьной дезадаптации подростков с ЗПР как системного образования.