3. Кожевникова В. Т. Современные технологии физической реабилитации больных с последствиями перинатального поражения нервной системы детским церебральным параличом. Смоленск: Смоленск. обл. типография, 2005. С. 240.
4. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2003. С. 464.
5. Качмар О. О., Козявкш В. I., ropdieeuu М. С. Надшшсть Украшсько! версп системи класифжацп великих моторних функцш // Международный неврологический журнал, 2010. № 5 (35). С. 77-80.
6. Van Der PloegR., Oosterhuis H, Reuvekamp J. // J. of Neurology, 1984. Vol. 231. P. 200-203.
7. [Электронный ресурс]: Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом / Союз педиатров России. 2013. Режим доступа: http://www.pediatr-russia.ru/node/57. (дата обращения: 05.05.2016).
Features-realization of individuals teenagers in the process of fitness aerobics
Starodymova Yu. Особенности самореализации лиц подросткового возраста в процессе занятий фитнес-аэробикой Стародымова Ю. И.
Стародымова Юлия Ивановна / Starodymova Yuliya - доцент, кафедра физвоспитания, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, г. Самара
Аннотация: в данной статье рассмотрено отношение подростков к такому малоизученному виду спорта, как фитнес-аэробика, а также влияние данного спорта на самореализацию личности занимающегося. Так как фитнес-аэробика является зрелищным, высококоординационным и командным видом спорта, она развивает в спортсмене не только хорошее физическое состояние и формирует личность в целом, но и раскрывает творческий потенциал занимающегося, ведь занятия фитнес-аэробикой, независимо от направления, напоминают репетиции театральных артистов. И все, кто занимается этим видом спорта, в один голос утверждают, что фитнес-аэробика - не просто спорт, а искусство. А когда у человека появляется возможность раскрыть творческие способности, он преображается. Работая в команде, спортсмен развивает в себе такие качества, как честность, преданность, чуткость и взаимовыручка.
Abstract: in this article the attitude of teenagers to the scarcely studied sport as aerobic fitness, as well as the impact of the sport on the self-realization of the person engaged. Since aerobic fitness is a spectacular, high-coordination and a team sport, it develops in the athlete not only a good physical condition and forms the personality as a whole, but also reveals the creativity engaged, as a class fitness aerobics, regardless of the direction, reminiscent of the rehearsal theater artists. All those involved in this sport, in one voice say that aerobic fitness - not just a sport, but an art. When the person has the opportunity to discover creative abilities, he is transformed. Working as a team, the athlete develops such qualities as honesty, loyalty, sensitivity and mutual assistance.
Ключевые слова: фитнес-аэробика, самореализация, спорт, эмоциональность. Keywords: aerobic fitness, self-realization, sports, emotionality.
Проблема самореализации занимает центральное место в гуманистической психологии, которая считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей психологии [1]. Важность исследования данной проблемы обусловлена еще и тем, что до сих пор не изучена психологическая обусловленность самореализации средствами ещё малоизученного нового вида спорта, такого как фитнес-аэробика. Да, именно сложно-координинационного вида спорта, который включает в себя сочетание хореографии и различных элементов, которые требуют общей физической подготовленности, специальной физической подготовленности, силы, гибкости и выносливости. Фитнес-аэробика - это зрелищный командный вид спорта, который включает в себя три дисциплины: «степ-аэробика», «аэробика», «хип-хоп аэробика» [2].
В работах отечественных авторов спорт рассматривается как фактор успешности человека вообще. Но каждый вид спорта развивает свои индивидуальные качества человека. И фитнес -аэробика является не исключением.
Мною было проведено анкетирование среди спортсменов-подростков 11-14 лет детского юношеского клуба аэробики «Самара», которые с 3-4 лет занимаются фитнес-аэробикой и каждый год принимают участие в чемпионатах Мира и Европы, завоевывая при этом медали высшего достоинства. Интересно было отношение спортсменок к этому новому виду спорта, их эмоционально-внутренний мир. Ведь выходя на площадку перед большим количеством зрителей, исполняя сложно-координированные движения, ты испытываешь определенные эмоции, которые оставляют отпечаток на личности подростка. Также композиции, составляемые тренером, несут определенную тематику, в которой спортсмены отражают свою эмоциональность.
На мой взгляд, девушкам и женщинам необходимо уметь управлять своими движениями, позами, следить за осанкой, манерами, походкой и жестами. В фитнес-аэробике присутствуют именно те упражнения, которые безусловно прививают вкус к красивым движениям, манерам, жестам, к изящным позам и грациозным движениям, сочетаемым с музыкой. Присущие фитнес-аэробике специфические средства и методы работы способствуют осуществлению эстетического и художественно-двигательного воспитания (Ю. Н. Шишкарева, 1950).
Фитнес-аэробика направлена на воспитание двигательной культуры девушек, а также на увеличение арсенала выразительных средств [3]. Благодаря музыке на занятиях, происходит знакомство с основой музыкальной грамоты, воспитывается музыкальность, и, конечно же, развиваются интеллектуальные способности. Выполнение движений происходит в соответствии со средствами музыкальной выразительности. В них аэробистки отражают свой характер и темперамент.
Сущность выразительности движений состоит в благородстве их форм, т. е. в том, что мы называем красотой. Она проявляется в удачной последовательности движений, в разнообразии, в правильности соотношений, в чистоте линий и, наконец, в гармоничном сочетании перечисленных элементов с музыкальной окраской, темпом, ритмом и динамическими оттенками музыкальных произведений. Именно средствами этого вида спорта воспитывается один из основных компонентов телесной красоты человека - выразительность движений, развивается и совершенствуется умение занимающихся раскрыть свой внутренний мир, свои переживания, настроения (Д. А. Сивакова, 1968). Движения в обычной жизни или на работе выполняются в определённом ритме. И, соответственно, чем лучше развито чувство ритма, тем гораздо быстрее он освоит движения.
Кроме того, деятельность женщины по сохранению физической формы и укреплению здоровья и имиджа имеет не только личностный характер, но и социальный. Ведь нашему обществу необходимо и рождение здоровых детей, и хорошее психологическое и физическое самочувствие. При условии, когда женщина уверена в себе и нравится, прежде всего, сама себе, двигательная активность нужна для здоровья, получения удовольствия и радости от занятий, удовлетворения собственного эго, уровень жизни становится намного выше.
В ходе анкетирования, на вопрос спортсменкам об их эмоциях во время выступления, почти все отвечали, что аэробика на соревновательной площадке приносит глубокое эстетическое удовольствие. Ведь когда ты выступаешь на высоком уровне, то испытываешь неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Их радуют точность, красота, грация и мощь движений, с которыми они исполняют свою композицию.
Также одна из немаловажных причин любви к аэробике для спортсменок - работа в команде, ведь для них именно команда становится чем-то вроде второй семьи, в которой каждый - личность и все -друг за друга.
На самом деле, занятия фитнес-аэробикой, независимо от направления, напоминают репетиции театральных артистов. И это неудивительно, ведь, несмотря на то, что спортсменам приходится день за днем отрабатывать и доводить до совершенства определенные элементы (причем все они должны исполнять синхронно), на тренировках можно импровизировать. Творческий подход приветствуется, потому что каждое движение нужно не только правильно исполнить, но и вложить в него душу. Видимо, поэтому все, кто занимается этим видом спорта, в один голос утверждают, что фитнес-аэробика - не просто спорт, а искусство. А когда у человека появляется возможность раскрыть творческие способности, он преображается.
Спортивная деятельность оказывает положительное влияние не только на физическое развитие, но и формирует личность в целом [4]. Дети, занимающиеся спортом, воспитывают у себя такие черты характера, как выдержка, сила воли, дисциплинированность, смелость, настойчивость и самообладание. Они дорожат временем. В спортивной команде ценят честность, преданность, чуткость, взаимовыручку. И каким бы талантливым ни был спортсмен, он станет изгоем в команде, если не воспитает в себе эти качества.
Литература
1. Завьялов А. И., Лебединский В. Ю., Миндиашвили Д. Г., Шикота И. И. Совершенствование физического воспитания школьников: монография. Иркутск, 2007. С. 179.
2. Правдов М. А., Горелов А. А., Коблев Я. К., Козлов И. М. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура, 2002. № 4. С. 57.
The results of the pedagogical experiment on the development of creativity of future
engineers Kurmanalieva A.
Результаты педагогического эксперимента по развитию креативности
у будущих инженеров Курманалиева А. О.
Курманалиева Айнура Озубековна /Kurmanalieva Ainura - старший преподаватель, кафедра информационых систем и технологий, технолого-экономический факультет, Таласский государственный университетт, г. Талас, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье приводятся результаты педагогического эксперимента по развитию креативности будущих инженеров. Найдены основные показатели креативности студентов вузов Кыргызстана на основе выполнения задач четырех субтестов. Подсчитаны суммарные показатели креативности будущих инженеров.
Abstract: the article presents the results of pedagogical experiment on the development of the creativity of future engineers. Found the main indicators of creativity of university students in Kyrgyzstan on the basis of the tasks 4 subtest. Calculated totals creativity of future engineers.
Ключевые слова: креативность, беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Keywords: creativity, fluency, flexibility, originality, desightment.
Общеизвестно, что креативность определяется как интегральная устойчивая характеристика личности, которая показывает способность к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных). Продукт креативной деятельности является, во-первых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.
В данной работе использована методика Е. П. Торренса по диагностике развития креативности. В данной методике тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражающие различные проявления креативности [1].
К показателям креативности Е. П. Торренс отнес следующие:
1. Беглость мышления отражает способность к порождению большого числа идей и определяется общим количеством ответов, соответствующих требованиям задания.
2. Гибкость мышления оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Определяется числом классов (групп) данных ответов.
3. Оригинальность мышления характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4. Разработанность гипотезы показатель детализации идей. Этот фактор используется только для оценки фигурных тестов.
В психодиагностике креативности большое распространение имеет методика Е. Е. Туник, которая является модификацией тестов Дж. Гилфорда и Е. Торренса. В работах Е. Е. Туник достаточно подробно описана методика диагностики основных характеристик креативности [1]. Батарея тестов содержит 7 субтестов, с помощью которых можно определить уровень вербального и невербального творческого мышления, из них 4 субтеста вербальный, 3 субтеста образные.