УДК 159.922.736.4:37.015.3
doi 1018101/1994-0866-2017-1-67-73
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
© Будаева Сэсэг Дагбадоржиевна
преподаватель, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]
Продуктивное исследование современного подростка в ситуации перехода образования на новый уровень функционирования, естественно, предполагает выстраивание соответствующих программ, обеспечивающих целостное видение проблем исследуемого возраста. В статье реализован один из вариантов изучения проблемы с целью исследования психолого-педагогических условий развития творческого мышления подростков общеобразовательных школ Республики Бурятия. При оценке творческого мышления использованы данные методики Ф. Вильямса. Процессуальными критериями выступают беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления и богатство словарного запаса. Для обработки материала были применены контент-анализ и корреляционный анализ. Положительными моментами являются обоснование и разработка модели неопределенной проблемной ситуации (НПС) как фактора развития творческого мышления подростков. Анализ решения неопределенной проблемной ситуации в разных экспериментальных условиях позволил констатировать неоднородность продуктивности творческого мышления. В индивидуальных решениях НПС фиксируется снижение продуктивности мышления учащихся, а введение групповых форм позволяет несколько повысить результаты. Однако в индивидуальных решениях, по сравнению с групповыми, фиксируется более высокий уровень продуктивности творческого мышления. Поэтому необходимо резюмировать, что в процессе решения НПС нужно чередовать индивидуальные и групповые формы решения.
Ключевые слова: творческое мышление, индивидуальное решение, групповое решение, неопределенная проблемная ситуация, подростковый возраст.
Актуальность развития творческого мышления школьников обусловлена изменениями, происходящими в российском образовании, заданными современным обществом. Общество требует развития в человеке таких качеств, которые позволят ему адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, искать пути нестандартного решения возникающих проблем и ситуаций. Возникает необходимость развития у школьников креативных качеств личности, творческого мышления и стремления к творчеству. Особенности творческого мышления в условиях учебной и внеучебной деятельности учащихся достаточно изучены и в какой-то степени выведены на первый план. При этом в ситуации школьной действительности наблюдается рассогласование теории и практики развития творческого мышления школьников. Так, исследование на констатирующем этапе показало в 72,5% низкий уровень развития творческого мышления учащихся. Анкетирование их родителей зафиксировало понимание необходимости и желание развивать творче-
ское мышление и творческий потенциал детей. Однако в качестве основных направлений работы над проблемой родители выделяют внеучебную деятельность учащихся и потенциал дополнительных образовательных учреждений. Анкетирование учителей показало, что учителя заинтересованы в развитии творческого мышления детей, но отмечают, что не обладают достаточными знаниями о сущности и структуре творческого мышления, что мешает в полной мере говорить об особенностях творческого ребенка. Педагоги нуждаются в специальных методических рекомендациях для осуществления работы, направленной на развитие творческого мышления детей. Для этого в школьном возрасте есть все основания: дети открыты для нового опыта и испытывают потребность в новизне, ищут стимулы и находят для себя проблемы, легко и гибко меняют идеи, способы мышления, испытывают интерес и увлечены своими действиями. У каждого ребенка, особенно у подростка, существует потребность в самовыражении. Таким образом, создание условий для реализации творческого потенциала, формирование самостоятельного творческого мышления учащихся должны рассматриваться как первостепенные задачи образования.
Вопросы творческого мышления школьников рассматриваются с самых разных позиций (в трудах М. Вертгеймера, Э. Де Боно, Е.С. Жарикова, З. И. Калмыковой, А. Н. Лука, С. Л. Рубинштейна, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон, Г. С. Сухобской и т. д.). Но на данный момент потенциал неопределенной проблемной ситуации (далее НПС), как одного из факторов развития творческого мышления учащихся, является малоизученной проблемой в психологии творческого мышления. Обращение к проблеме развития творческого мышления учащихся во взаимосвязи с решением неопределенных проблемных ситуаций не будет случайным, так как во многих источниках указывается, что именно неопределенность является пусковым механизмом, позволяющим находить нестандартные решения проблемы и тем самым творчески раскрыться личности. Традиционно во многих задачах ответ обозначается открыто в условии, как, например, в школьных задачниках, и предполагают существование одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логических рассуждений на основе усвоенных правил и алгоритмов (законов, теорем). В задачах, содержащих неопределенность, конечный мыслительный продукт не выводится напрямую из условий, их решение требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности, не подавляют, а напротив, стимулируют активность мышления. Выдвижение параллельных, альтернативных, взаимодополняющих идей характеризует творческое мышление. Таким образом, в рамках данной проблематики нас интересовало, с одной стороны, неопределенность проблемной ситуации как фактор развития творческого мышления, с другой — психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса в условиях школы [5].
Методологической основой исследования являются культурно-исторический подход Л. С Выготского, теория развивающего обучения В. В. Давыдова, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория диалога куль-
тур В. С. Библера, идеи образовательной реализации проблемных ситуаций (исследования Ю. Н. Кулюткина, А. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М. М. Кашапова, Т. В. Кудрявцева, М. Н. Скаткина, Г. С. Сухобской, Т. И. Шамовой).
Исходя из накопленного в психолого-педагогической литературе опыта, были сформулированы положения, на которых основывается наше исследование.
Под творческим мышлением понимается мыслительный процесс, позволяющий выйти за пределы привычных представлений, увидеть объект с разных сторон и обнаружить новые способы его применения на практике. Критериями творческого мышления являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название (словарный запас, способность к образной передаче мысли) [6].
Педагогами, психологами, философами отмечается потенциал неопределенной проблемной ситуации в развитии творческого мышления (Гегель, С. Л. Франкл, В. С. Готт, А. Д. Урсул, П. И. Визир, О. К. Тихомиров, В. А. Гречанова, В. Г. Черник, Н. В. Мишина и др.). В любой сфере деятельности человеку приходится сталкиваться с теми или иными проявлениями неопределенности. Она способствует непрерывному совершенствованию практического опыта. Гегель Ф. считает неопределенностью то, что лишено определений. Первоначальное понятие наиболее неопределенно, а более определенное уже есть позднейшее явление. У Ф. Гегеля процесс развития заключается в выявлении новых определенностей, то есть в движении от неопределенности к определенности. С. Л. Франкл отмечал, что неопределенность — условие возможности всякого познания и основа возникновения определенности [3, 4]. Под неопределенной ситуацией предполагается проблемная ситуация, которая в субъективном осознании индивида строго не детерминирована ни в способах решения, ни в предполагаемом результате. Преодоление неопределенности проблемной ситуации преимущественно сопрягается с активизацией творческого мышления [4]. В результате преобразования этой ситуации человек приходит к новому решению, не содержащемуся в фонде имеющихся у него знаний. Создание неопределенных проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает включение учеников в поисково-исследовательскую деятельность, основанную на стремлении к познанию и творческой активности учащихся. А умение анализировать условия задач и рефлектировать недостающие данные в современных условиях можно рассматривать как метапредметные образовательные результаты обучения [1].
Таким образом, анализ литературы позволил разработать модель неопределенной проблемной ситуации как фактор развития творческого мышления. В ситуации нашего исследования основным условиям, способствующим развитию творческого мышления подростков, относятся групповое и индивидуальное решения НПС.
Для изучения творческого мышления подростков использовалась комплексная методика Ф. Вильямса, для анализа ответов учащихся в процессе решения НПС применялся контент-анализ [2]. С целью исследования влияния индивидуального и группового решения НПС на развитие творческого мышления на первых занятиях применялись индивидуальные формы работы учащихся (1-3 занятия), затем (4-6 занятия) были введены групповые фор-
мы работы. Для доказательства или опровержения влияния процесса индивидуального и группового решения НПС на творческое мышление был применен корреляционный анализ (Спирмен, р=0,05). Выборку исследования составили учащиеся 7-х классов школ г. Улан-Удэ в количестве 40 человек.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что творческое мышление подростков имеет неоднородную структуру — оценки разных показателей отличаются друг от друга. Беглость (у 97,5% испытуемых) и гибкость мышления (у 90% испытуемых) оказались выше средних показателей, в то время как оригинальность (у 67,5% испытуемых), разработанность мышления (у 65% испытуемых) — ниже нормальных значений. Но самым критическим является низкий уровень по шкале «Название» (у 92,5% испытуемых), свидетельство того, что у подростков не развиты умения словесной передачи информации. В целом по объединенной выборке экспериментальной и контрольной групп можно констатировать, что у 72,5% учащихся (29 человек) — низкий уровень творческого мышления.
Разработанная программа развития творческого мышления основана на технологиях проблемного и развивающего обучения. Неопределенные проблемные ситуации были составлены на региональном материале, близком и понятном для подростков, поэтому предлагаемые задания принимались детьми с интересом. В процессе реализации программы выделились ряд достоинств, во-первых, ученики получили новые знания, навыки и понимание, где и как применять их. Помимо всего прочего, подростки много узнали о себе, что очень интересно и важно для детей их возраста. Часто подростки не знают, какими психологическими качествами они обладают, какие они личности, поэтому данная программа позволила на шаг приблизиться к познанию себя. В процессе работы выявлены и трудности: в групповом взаимодействии у участников повысилась вербальная агрессия, был уход в другую рабочую группу. В связи с этими обстоятельствами на 4-м занятии — переходном с индивидуальных к групповым формам работы — выполнение предъявляемых заданий ушло на второй план. На данном этапе мы предположили, что у учащихся не сформированы навыки совместной деятельности, постепенно участники эксперимента адаптировались к специфике групповых решений НПС. На контрольном этапе учителя в беседе отмечали, что дети стали более коммуникабельны, на занятиях увеличилось количество задаваемых вопросов, высказываний своего видения проблемы, выработалось умение слушать друг друга.
Далее для анализа формирующего этапа исследования введен контент-анализ, где за единицу анализа приняты слова и идеи в ответах учащихся. В первом случае единицей счета выбрано количество слов в ответах учащихся в индивидуальных и групповых решениях, во втором случае — количество идей в ответах при индивидуальных и групповых решениях. Данные контент-анализа свидетельствуют (табл. 1), что большее количество слов и идей учащиеся воспроизводят в индивидуальных решениях, а не в групповых. Далее наблюдаем резкое снижение слов и идей во втором индивидуальном решении с последующим не столь резким увеличением при введении групповой формы работы.
Рис. 1. Модель неопределенной проблемной ситуации как фактор развития творческого мышления учащихся
Наряду с этим результаты корреляционного анализа показали, что количество слов как в индивидуальном, так в групповом решении не коррелли-руют с показателями творческого мышления. Однако обнаруживается связь количества идей в индивидуальном решении с гибкостью (0,002), богатством словарного запаса (0,035). В групповом решении связи количества идей с творческим мышлением не обнаруживается.
Таким образом, в основе зарождения и выдвижения идей лежат гибкость мышления и достаточный словарный запас учащихся, которые активизируются в процессе индивидуального решения неопределенной проблемной ситуации. В ситуации группового решения НПС увеличение слов в ответах учащихся никак не связано с мыслительными процессами. Если соотнести с данными наблюдения, где фиксировалось обострение агрессивных тенден-
ций (во время группового решения), то увеличение количества слов в ответах, скорее всего, выполняет защитную функцию, и мы связываем это с необходимостью отстаивать свои решения, взгляды, мнения.
Таблица 1
Количество слов и идей учащиеся в индивидуальных и групповых решениях
Первое индивидуальное решение НПС Второе индивидуальное решение НПС Первое групповое решение НПС Второе групповое решение НПС Третье групповое решение НПС
Количество слов 263 201 126 126 161
Количество идей 38 33 25 28 30
Анализируя особенности решения НПС в разных экспериментальных условиях, мы должны констатировать неоднородность продуктивности творческого мышления учащихся. В индивидуальном решении, возможно, снижение продуктивности мышления и введение групповых форм позволяют несколько повысить результаты. Однако в индивидуальных решениях, в сравнении с групповыми решениями, фиксируется более высокий уровень продуктивности, поэтому необходимо резюмировать, что в процессе решения НПС необходимо чередовать индивидуальные и групповые формы решения.
Таким образом, проведенное исследование позволило уточнить теоретические представления о творческом мышлении учащихся подросткового возраста, расширило сущность понятия неопределенной проблемной ситуации и показало ее место в системе форм развития творческого мышления.
Литература
1. Дагбаева Н. Ж. Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 1. — С.1-5.
2. Дугарова Т. Ц. Кросскультурные аспекты исследования // Личность в полиэтническом пространстве. — Улан-Удэ, 2012. — С. 149-155.
3. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://psyjournals.ru/ mpj/2016/n1/leontiev_full.shtml.
4. Петровский В. А. Человек над ситуацией. — М.: Смысл, 2010. — 559 с.
5. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
6. Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте [Электронный ресурс]. — URL: http://www.covenok.ru.
RESEARCH OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF TEENAGERS IN THE COURSE OF THE OF UNCERTAIN PROBLEM SITUATIONS
Budaeva Seseg Dagbadorzhievna, 24a Smolin st., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
Study of modern adolescents' thought in the situation of education transition to a new level of functioning assumes the workout of appropriate programs, providing a holistic view on the problems of the investigated age. The article deals with the psychological and pedagogical conditions for development of creative thinking of adolescents, studying in secondary schools of the Republic of Buryatia. In evaluation of creative thinking we used data of F. Williams' technique. Fluency, flexibility, originality, development of thinking and wealth of vocabulary act as procedural criteria. Content analysis and correlation analysis have been used for data processing. The positive aspect is study and work out of model of uncertain problem situation as a factor of development adolescents' creative thinking. The analysis of resolving problem situation of uncertainty in different experimental conditions allows us to ascertain irregularity of creative thinking productivity. In individual decisions of uncertain problem situations we found the decrease in productivity of students' thinking, while introduction of group forms contributes to improvement of the results. However, individual decisions in contradistinction to group decisions have a higher level of creative thinking productivity, so we have concluded that in resolving uncertain problem situations alternate forms of individual and group decisions should be used.
Keywords: creative thinking, individual decisions, group decisions, uncertain problem situation, adolescence.