чайный» определяется как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой. Это позволяет сделать вывод о том, что представления студентов - психологов о чрезвычайной ситуации отличаются стабильностью и высокой степенью согласованности, отражают основную суть и характеристику понятия с разных точек зрения (интенсивность, психологическая составляющая, масштаб).
Суммируя результаты исследования можно сделать вывод о сформированности целостности социального представления у студентов-психологов. Наряду с универсальностью, общепринятым представлением о чрезвычайной ситуации, характеризующимся как «опасность», «угроза жизни/здоровью», «смерть», «разрушение», выявились специфичные черты представления, определяющиеся как «война», «боль», «психические/психологические проблемы». Это говорит о том, что у студентов-психологов 4 курса сформировалось особое представление о чрезвычайной ситуации в связи со специализацией, узкой направленностью изучаемых дисциплин и четким осознанием особенностей будущей профессии.
Список литературы
1. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире //Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2010. №2. Педагогика. Психология.
2. Барковская О.В. Имидж как объект эмпирического исследования: учебное пособие: в 2-х ч. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. Ч.2. - 165 с.
3. Емельянова Т. П. Социальное представление как инструмент социального познания (по материалам французской социальной психологии).— В кн.: Наука и общество: Тезисы докладов и выступлений к Всесоюзной научно-теоретической конференции. Вып. II. Иркутск, 1983, с. 5—7.
4. Мурашенкова Н.В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме / Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
5. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проценко Анастасия Андреевна
Студент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технического института (филиала),
Северо-Восточного федерального университета, г. Нерюнгри
Николаева Ирина Ильинична
Ст. преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения, Технического института
(филиала), Северо-Восточного федерального университета, г. Нерюнгри
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена развитию творческих способностей учащихся младших классов. Автор указывает на важность развития творческого мышления на всех этапах обучения, развития творческой активности у младших школьников, ведь, решая неординарные задачи, ребенок ярко демонстрирует наблюдательность, память, воображение, стремится принимать оригинальные решения. ABSTRACT.
The article is devoted to the development of creative abilities of pupils of elementary grades. The author points to the importance of creative thinking at all stages of training, development of creative activity in primary school children, for solving extraordinary tasks, the child clearly demonstrates the power of observation, memory, imagination, endeavor to take the original decision.
Ключевые слова: творческое мышление, аналитико-синтетическая деятельность, беглость и гибкость творческого мышления, творческая личность, образовательная технология.
Keywords: creative thinking, analytical and synthetic activity, fluency and flexibility of creative thinking, creative personality, educational technology.
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания начального общего образования становится развитие творческих способностей учащихся начальных классов, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
В связи с этим следует подчеркнуть, что одним из видов мышления, характеризирующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию является творческое мышление. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.
Развитие творческих способностей, учащихся важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет развитие творческой активности у младших школьников,
ведь, решая неординарные задачи, ребенок ярко демонстрирует наблюдательность, память воображение, учится вести диалог, осваивает и развивает подражательные способности, стремится принимать оригинальные решения.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся начальных классов проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Анализ психолого-педагогической литературы последних лет позволяет утверждать, что вопрос формирования творческого мышления находится под пристальным вниманием государства, ученых, учителей и родительской общественности.
Уровень изученности данной проблемы позволяет проследить и выделить ряд направлений, в рамках которых рассматривались различные аспекты этого вопроса. В основе многочисленных публикаций в области творческого мышления лежат работы таких ученых-теоретиков, как Н. Дружинина, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, Р. С. Немова, Г. К. Селевко, О. К. Тихомирова, Я. А. Пономарева, в которых большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. Особенности развития творческого мышления учащихся начальных классов раскрываются в исследованиях зарубежных педагогов и психологов, таких как, Дж. Гилфорд, С. Я. Рубинштейн, Е. П. Торренс, Р. Стернберг и др. Однако, проблема развития творческого мышления учащихся начальных классов еще недостаточна разработана. На практике же педагоги нуждаются в научно обоснованных рекомендациях, эффективных формах, методах и средствах развития творческого мышления учащихся начальных классов
Цель нашей работы - исследовать уровень развития творческого мышления учащихся начальных классов.
Для более эффективного развития творческого мышления мы определили первоначальный уровень развития младших школьников и составили программу психолого-педагогической диагностики уровня развития творческого мышления младших школьников.
Экспериментальной базой нашего исследования является учащиеся вторых классов ИТЛ № 24 г. Нерюнгри.
Первичная диагностика проводилась по тестам «Исключи слова», «Создай слова из одного слова», «Простые аналогии» и по тестам Торренса. Цель: определение первичного уровня развития творческого мышления младших школьников.
На основании материала «Исключи слова» проведено исследование аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у учащихся начальных классов, их умения выделять и строить обобщения понятий.
По результатам проведения методики были получены следующие результаты. Средний уровень показали 31 % (8 учащихся). Уровень ниже среднего показали 27 %. При этом были выявлены и учащиеся с низким уровнем. Они составили 19 %.
Уровень оценка гибкости творческого мышления исследовали с помощью методики «Создай слова из одного слова», по результату анализов которой получили
следующие результаты: 66,3 % учащихся начальных классов выявили норму среднего уровня. Низкий уровень показали - 22 %.
По материалу тест-задания «Простые аналогии» (С.Я. Рубинштейн). Анализ полученных данных позволил распределить учащихся начальных классов следующим образом: средний уровень показали 12 учащихся начальных классов. Ниже среднего уровня показали 20 % и к низкому уровню беглости и оригинальности мышления 16%.
Показатели вербальных тестов были перепроверены адаптированным невербальным тестом Торренса с целью исследования невербального творческого мышления учащихся начальных классов. По данной методике были получены данные: средний уровень выявили у 65,0 %. Данное исследование позволило сделать вывод, что беглость и гибкость у тестируемых детей находится на среднем уровне, оригинальность - на очень низком уровне.
По результатам диагностики можно говорить о том, что к 7-8 годам у учащихся начальных классов отмечается гибкость творческого мышления, выраженная не одинаково. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости повышения уровня творческого мышления младших школьников и выделить два направления работы. Во-первых, это направленность педагогической деятельности на развитие творчества и креативности, организация педагогического пространства (психологического и физического) согласно целям творческого развития детей. Во-вторых, это содержательное и технологическое обеспечение (программы, методы, средства, формы, процедуры, направленные на развитие творческого мышления).
Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческого мышления младших школьников.
Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 3. -С. 5-11.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
3. Петров В.М. Технологии творчества - ТРИЗ // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. - М.: 2003. - В. 1 (12). - С. 18-19.
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНЬЮ ЖЁН ОФИЦЕРОВ
Круглова Елена Александровна
кандидат психологических наук, доцент Попель Нина Валерьевна кандидат психологических наук, доцент Раскумандрина Марина Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент, Ивановский государственный университет, г.Иваново
Кruglova Elena Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, Popel Nina Valerievna, candidate of psychological sciences,
Raskumandrina Marina Evgenievna, candidate of psychological sciences, Ivanovo State University