А.В. Рендикова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности, а также сенситивный период для развития творческого мышления. Его значение велико не только для социума, в котором живет и созидает человек, но и для самой личности. Одна из основных функций творческого мышления - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решений во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Поскольку такого рода ситуации возникают в жизни практически каждого человека и достаточно часто, то будет логичным предположить, что каждый человек в принципе должен получать определенный потенциал возможностей, способствующих его выживанию. Это касается и наследственных факторов, и приобретаемого опыта [5].
А.М. Матюшкин считает, что в основе одаренности - творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой и развивающим компонентом является, по мнению ученого, ярко выраженная познавательная потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая доминирует над другими типами мотивации. Согласно этой кон-
цепции, творческий потенциал развивается у всех детей при соответствующих благоприятных условиях обучения и воспитания [1].
Проанализировав работы П. Торренса, Е.И. Николаевой,
В.А. Моляко, М.А. Холодной и др., мы выделили комплекс психо-лого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития творческого мышления детей дошкольного возраста:
а) реализация трехэтапной программы, направленной на развитие творческого мышления, учитывающей личностные особенности каждого ребенка;
б) создание условий для общения ребенка со сверстниками и сотрудничества со взрослым в эмоционально насыщенной положительной атмосфере;
в) проведение занятий в игровой форме с созданием проблемной ситуации при активном поощрении взрослым проявления созидательных способностей.
Работа по развитию творческого мышления была проведена в Центре дополнительного образования г.Челябинска в 2006-2007 годах с детьми пяти-семи лет. Занятия проводились с группами детей, в каждой из которых было по три - четыре ребенка. Групповые занятия проводились два раза в неделю по 45 минут.
На первом этапе развивающей работы основным материалом для развития творческого мышления является сказка [9]. Л.Б. Фесюкова, подчеркивая значительную роль сказки в формировании нравственного сознания дошкольников, указывает, что сказка может предоставлять материал для разрешения противоречий (проблемных ситуаций).
В ходе развития творческого мышления ребенка с помощью сказки, параллельно развиваются речь, воображение, внимание, восприятие, память, эмоции и т.д., то есть речь становится более логичной, связной, эмоциональной. Разыгрывая диалоги в парах или тройках, ребенок научается слушать и слышать других людей, правильно задавать вопросы и давать корректные ответы.
В работе по формированию устной речи и словотворчества нами использовались материалы О.С. Ушаковой [8], а также книга
Н.В. Серебряковой и Р.И. Лалаевой [7].
В целом направления работы со сказкой на первом этапе развивающей работы можно представить в следующем виде: рассмотрение подходящей пословицы, подбор соответствующих ситуаций из жизненного опыта ребенка; определение положительного и отрицательного героя с доказательством собственной позиции; опреде-
ление позитивного и негативного в сложившейся ситуации, а также чувств различных персонажей; постановка проблемного вопроса; придумывание финала сказки; изменение названия сказки; шифровка названия сказки; развитие навыков общения при интервьюировании друг друга (один ребенок берет интервью у другого - персонажа выбранной сказки); придумывание способов разрешения проблемы (по сюжету сказки), для формирования активной позиции ребенка в оказании помощи другим людям, животным и др.; объединение двух коротких рассказов или сказок в одну, с новым сюжетом; придумывание новых функций старым предметам; превращение себя и членов своей семьи в одушевленные или неодушевленные предметы, объяснение сложившихся ассоциаций; составление фантастической сказки о себе.
На втором этапе развивающей работы вводится работа в том числе и с невербальным материалом в рабочих тетрадях «Развитие творческих способностей» [2; 3]. Ребёнок учится выполнять следующие задания: определять закономерность на различном материале (символы, слова); дорисовывать недостающую фигуру или ее элементы; находить закономерность и продолжать соответствующим образом ряд; устанавливать аналогии и подбирать необходимые слова, рисунки; решать ребусы и головоломки.
На третьем этапе развивающей работы дополнительно используются учебные задания, построенные на основе вербальных тестов П. Торренса. На выполнение каждого из пяти типов заданий дается по одной минуте.
1. Задание «Спросить и угадать» - это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.
2. Задание «Усовершенствование игрушки» - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.
3. Задание «Необычное использование» - модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает
трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.
4. Задание «Необычные вопросы» - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.
5. Задание «Невероятные ситуации» требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание - одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым [4].
Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Поэтому на занятиях дети не только вспоминают свой опыт и рассуждают, опираясь на него, но и проводят эксперименты. Придя домой, дети пытаются сами познать что-то новое, увидеть своими глазами. Например, после рассказа педагога о путешествии капельки, которая, превращаясь в пар, поднималась в небо и сливалась с облаком, выпадала вниз с дождем, превращалась в лед, проникала в подземные реки, попадала в кран с водой и снова улетала в виде пара из носика закипевшего чайника, многие дети дома сами наблюдали за тем, как замерзает вода, испаряется и т.п.
Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
Важнейшим условием эффективности развития творческого мышления является атмосфера проведения занятия: доброжелательность со стороны педагога, его эмоциональность, чувство юмора, стремление сформировать у детей готовность принять позицию другого человека, обсуждение поступков без осуждения личности самого ребенка. Ребенок всегда должен чувствовать поддержку педагога, который, в случае «неправильного» поведения, разъяснит, что именно и почему не стоит делать, говорить и т.д. Причем, объяснение строится на развитии рефлексии ребенка: «А тебе было бы приятно, если бы Андрей тебе это сказал?». Материалом для воспитательных сказок, заданий могут быть ситуации, предложенные
родителями детей, в разрешении которых они чувствуют себя неуверенно.
Значение атмосферы проведения занятий, введение в их содержание реальных ситуаций подкрепляется тем фактом, что в дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей [11].
М.А. Холодная утверждает, что у творчества два главных врага: во-первых, страх и, во-вторых, психологическая инерция мысли. Поэтому обязательный минимум усилий, которые должен приложить учитель для интеллектуального воспитания учащихся в плане развития у них творческих качеств, - это сделать процесс обучения для каждого ребенка психологически комфортным, сменив знак эмоционального фона учебного интеллектуального труда детей с отрицательного на положительный, а также постараться снять старые и по возможности не формировать у них новые познавательные стереотипы [10].
С целью проверки эффективности рассмотренных психологопедагогических условий, О.В. Попова провела экспериментальное исследование по изучению уровня творческого мышления в начале и в конце опытной работы. Для проведения контрольного среза были использованы:
а) методика П. Торренса (фигурная форма), для определения показателей беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления [4];
б) методика «Сочини сказку» О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой на основе вербальных тестов П. Торренса [1].
В результате, были выявлены достоверно значимые различия (по ^критерию Стьюдента) между контрольной и экспериментальной группами.
Таким образом, выделенный нами комплекс психологопедагогических условий способствует повышению эффективности развития творческого мышления детей дошкольного возраста. Он может быть использован в образовательных учреждениях любого типа для работы в детской группе из 3-7 человек.
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2001. - 144 с.
2. Гаврина С.Е. Рабочая тетрадь дошкольника: Развитие творческих способностей / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. - В 2-х частях. - Ч.1.
- Киров : КОГУП, 2004. - 32 с.
3. Гаврина С.Е. Рабочая тетрадь дошкольника: Развитие творческих способностей / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. - В 2-х частях. - Ч.2.
- Киров : КОГУП, 2004. - 32 с.
4. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма : пособие для психологов. - М. : ИНТОР, 1995. - 48 с.
5. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко - Режим доступа: http://www.portalus.ru / modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107366378&аг^^е=11 20045935 & start_from=&ucat=27&
6. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. -СПБ: Речь, 2006. - 220 с.
7. Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Н.В.Серебрякова, Р.И.Лалаева. - Ростов н/Д: Феникс, СПб: «Союз», 2004. - 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
8. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С.Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
- 144 с.
9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио; М. : ООО «АСТ», 2000. - 464 с.
10. Холодная М.А. Психология интеллекта / М.А.Холодная. - СПб. : Питер Ком, 2000. - 824 с.
11. Юдина Е.Г. Нужно ли стране дошкольное образование? / Е.Г.Юдина, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова // Психологическая наука и образование. -2005. - №2. - С. 51-61.
ABSTRACT
The paper describes the methods of developing creative thinking in preschool children aged from 4 to 7 that are used at the extended education Centre. The suggested methodology has proved effective for application at different types of preschool educational establishments as well as under the conditions of home training.