ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Нурмухамедова Д.Ф.
Нурмухамедова Дилбар Фаруховна - кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, факультет филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: обучение навыкам творческого мышления - основа практических идей в данной статье. Было высказано предположение, что творчество или, как его еще называют, расходящееся производство, не является единой объединяющей способностью, это рассматривается как совокупность интеллектуальных способностей.
Ключевые слова: творчество, мышления, развитие речи, методы, теория, функция, мотив, обучение, коммуникативные навыки, культура речи, стиль.
На современном этапе последовательно и целенаправленно продолжается совершенствование и реформирование системы образования в республике. В апреле 2017 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзияев подписал Постановление "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования". Документ принят в целях кардинального совершенствования системы высшего образования, коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, обеспечения необходимых условий для подготовки специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов. Особое внимание президент уделяет изучению иностранных языков, в том числе, русского [1].
Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросам развития речи неизменно во всех известных системах образования уделялось большое внимание. Безусловно, преподаватели всех предметов следят за речью обучающихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта студентов. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя-предметники, чтобы успешно решать задачи развития речи обучающихся на меж предметном уровне. Если, например, на уроках русского языка студенты осознают структуру текста, типа рассуждения, и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом «Почему...», на занятиях по истории, химии, математики и т.д. А этот процесс в целом требует от учителя передавать больше энергии на подготовку к занятиям и в частности быть творчески способным. И когда преподаватель русского языка имеет навыки творчество, он легко справляется обучением своих студентов навыками творческого мышления [2].
Гилфорд полагает, что дивергентное производство облегчает решение проблем, с чем учителя языка сталкиваются ежедневно в своих классах, и что мы достаточно знаем о творческом процессе, чтобы обучать людей. Вот четыре основных характеристики творческого процесса, который он описывает:
1. Производить много идей (беглость);
2. Создание идей различных типов (гибкость);
3. Развивая и приукрашивая существующие идеи (разработка);
4. Создание умных и оригинальных идей (оригинальность) [3].
49
Эти способности позволяют человеку давать не только множество ответов в качестве решений одной и той же проблемы или задач, но и ответы, которые также различны. Таким образом, дивергентное производство положительно реагирует на некоторые из упомянутых ранее проблем. Чтобы достичь оригинальности и эффективности урока, преподаватель может опереться не только на метод, использованный им, но и на материал, который активно используется учителями иностранных языков во время занятия. Материалы могут быть использованы по-новому более эффективным и стимулирующим способом. Материалы и дизайн урока становятся проще и разнообразнее, поскольку учителя могут предложить более одного решения проблемы того, что включать на каждом этапе.
Для учителей легче увидеть новые способы изменения существующего материала, чтобы соответствовать их целям, учащимся и контексту обучения. Учителя создают больше идей, и некоторые из них могут быть весьма оригинальными. И они больше не являются «рабами» того или иного метода, но могут лучше оценивать, выбирать и быть эклектичными принципиальным образом [3].
Помочь учителям развить их способность к творческому мышлению, включая обучение навыкам творческого мышления, будет недостаточно, и результаты этого обучения могут быть неосуществимы, если не будет позитивной культуры, поощряющей и способствующей, а также демонстрирующей творческий подход.
Преподавателям нужно самим моделировать творческое поведение, используя различные способы обработки входных данных курса, от обучающих игр до циклического ввода - идея. Кроме того, работа по формированию команды и доверия среди обучаемых, является важной с первого дня и должна осуществляться систематически, либо с помощью мероприятий, подобных тем, которые были предложены Хэдфилдом или либо с помощью социальных мероприятий в образовательной обстановке.
Творчество должно вдохновляться вдохновляющим руководством, которое воспитывает и ценит учителей, которые прилагают усилия, чтобы быть творческими.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации, руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015. № 24. Ст. 312).
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
3. Камилова М.Г., Раджапова Н.А., Закирова М.Р. Пособие по обучению русскому языку. Отв. редактор: Бабаходжаев Р.Х. Т.: Фан, 2009.