Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей у студентов в процессе педагогической практики'

Развитие творческих способностей у студентов в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / CREATIVE INDEPENDENCE / SELF-STUDY / PROJECT WORK / CREATIVE ASSIGNMENTS / CREATIVE INDEPENDENCE / SELF-STUDY / PROJECT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Ирина Владимировна

В статье представлены методические аспекты развития творческих способностей у студентов биологов и экологов в процессе педагогической практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING PRACTICE

The article presents the methodological aspects of the creative abilities of students biologists and ecologists in the process of teaching practice

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей у студентов в процессе педагогической практики»

УДК 378.015.3 И.В. Мартыненко*

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В статье представлены методические аспекты развития творческих способностей у студентов -биологов и экологов в процессе педагогической практики.

Ключевые слова: творческие способности; творческая самостоятельность; самостоятельная работа; проектная деятельность; творческие задания.

I.V. Martynenko

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING PRACTICE

The article presents the methodological aspects of the creative abilities of students biologists and ecologists in the process of teaching practice.

Keywords: creativity; creative independence; self-study; project work; creative assignments.

Проблема развития творческих способностей обучающихся - одна из актуальных в настоящее время. Переход России к новым социально-экономическим условиям изменил требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и вузов, на первый план встал вопрос о развитии личности творчески активной, способной самостоятельно выходить из проблемных ситуаций, применять полученные знания для решения новых задач, обладать развитыми творческими способностями [2]. Под творческими способностями понимается совокупность мыслительных и личностных качеств, обеспечивающих способность привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи в условиях решения или постановки новых проблем, способность осознания проблемы и противоречия [3]. Творческие способности человека могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [1]. Самостоятельность мышления - фундамент для развития творческих способностей обучающихся.

В процессе подготовки к занятиям по методическим дисциплинам «Теория и методика обучения биологии», «Современный урок биологии и экологии» обучающиеся проявляют творческую самостоятельность, разрабатывая уроки с использованием традиционных и интерактивных методов, форм, средств, педагогических и информационных технологий обучения, частично-проблемных, проблемных, творческих заданий, задач, внеклассные мероприятия, элективные курсы, исследовательские проекты. На занятиях студенты проводят разработанные уроки, внеклассные мероприятия в роли учителя (сокурсники в роли учащихся), анализируют их (что получилось и над чем необходимо работать).

В процессе педагогической практики студенты в наибольшей степени проявляют творческую самостоятельность, выполняя практическую часть своей квалификационной (научно-исследовательской) работы на актуальную тему. Они апробируют самостоятельно разработанные методические системы, технологии обучения, исследовательские проекты, элективные курсы, занятия кружков

* Мартыненко Ирина Владимировна, доцент кафедры методики преподавания биологии и экологии биологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: martirinavlad@yandex.ru © Мартыненко И.В., 2011

по биологии и экологии в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций, с использованием при этом элементов современных педагогических (игровых, технологии развития критического мышления, проектной и др.) и информационных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе по биологии и экологии.

Творческие способности развиваются у студентов постепенно в процессе проектирования нетрадиционных уроков, методической системы, технологии обучения, разработки исследовательских проектов, элективных курсов, системы упражнений, проблемных и творческих заданий и задач по определенным тематическим разделам курсов биологии и экологии с учетом специфики содержания материала и возрастных особенностей учащихся.

Приведем примеры некоторых вопросов и заданий, способствующих развитию творческих способностей у учащихся 10 класса, разработанных студентами по темам «Внеклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги», «Метаболизм» курса биологии.

Вопросы и задания по теме «Внеклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги».

1. Представьте, что вы - ученые, которые только что узнали, что вирус состоит из двух веществ - белка и нуклеиновой кислоты. Что вы можете предположить об образе жизни и жизнедеятельности этого существа?

2. Какие предположения можно сделать о происхождении вирусов?

3. В каждом из нас дремлют сотни вирусных ДНК, передаются по наследству, не причиняя нам никакого вреда, и ежегодно их количество увеличивается. Предположите, чем может быть спровоцировано пробуждение вирусных ДНК? К чему это может привести? Как не допустить катастрофических последствий?

Творческие задания.

Напишите мини-сочинение на темы: «Вирус - группа генов, вышедшая из под контроля», «Роль вирусов в природе».

Вопросы и задания по теме «Метаболизм».

1. Почему выделяющаяся энергия при энергетическом обмене не повреждает чувствительных к теплу структур клетки?

2. Каким образом можно установить основополагающую роль генов в биосинтезе белка?

3. Что произойдет с клетками или организмами, если по каким-либо причинам в них начнет функционировать большинство генов?

Творческие задания задаются на дом.

1. Напишите сочинение на тему «Самое интересное вещество в мире».

2. Провести проектное исследование на тему «Правильное питание - основа здоровья».

3. Составить кроссворды, ребусы, рассказы на определенную тему.

Развитию творческих способностей способствует самостоятельное добывание учащимися знаний. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, задач с анализом результатов работы. При изучении биологии и экологии целесообразно использовать следующие виды самостоятельных работ: работа по тексту учебника, самостоятельная работа в проектной деятельности, выполнение задания на интерактивной доске, творческие работы возрастающей сложности с научно-популярной литературой.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся является работа над проектом. Тематика проектов может касаться определенных теоретических вопросов школьной программы с целью углубления знаний учащихся по определенному вопросу. Учебный творческий проект - самостоятельное решение, исследование определенной проблемы, результатом которого является определенный продукт, имеющий теоретическую или практическую реализацию [3].

Творчество учащегося проявляется в созданном продукте как личностный смысл и социальное значение полученного результата. Формой представления результатов творческих проектов может быть, например, выпуск стенгазеты, написание сочинения, составление презентации.

Развитию творческих способностей у учащихся способствуют творческие работы возрастающей сложности: информационные, проблемные, экспериментальные и исследовательские. Эффективное развитие творческих способностей происходит при выполнении заданий, задач поискового уровня на уроках, во внеклассной и домашней работе. Показателями развития творческих способностей являются умения творчески мыслить, применять полученные знания в процессе решения творческих заданий, задач и др. При выполнении

творческих заданий на уроках, во внеклассной и домашней работе у учащихся развиваются самостоятельность и оригинальность суждений, способности формулировать гипотезы, осознавать противоречия в определенных ситуациях, выдвигать правильные идеи при решении одного и того же задания.

В процессе педагогической практики по биологии и экологии студенты применяют наряду с

Литература

традиционными методами обучения интерактивные («мозговой штурм», дискуссии, «займи позицию», метод проектов и др.), элементы ТРИЗ-педагогики, технологий проблемного обучения, развития критического мышления и других, нетрадиционные формы проведения уроков, творческие задания и задачи для эффективного развития творческих способностей учащихся.

1. Гартунг Т.А. Развитие креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла //

Образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 82-90.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Народное образование. -

2002. - № 4. - С. 254 - 269.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические технологии в системе образования.

- М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 272 с.

4. Психолого-педагогический словарь / глав. ред. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Совр. слово, 2006. - 456 с.

УДК 159.955 Л.Н. Носова*

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматривается актуальность развития практического мышления у студентов вузов. Исследуется возможность развития практического мышления студентов через освоение способов проектирования. В рамках деятельностной научной школы определяются основные подходы к организации обучения студентов вуза.

Ключевые слова: практическое мышление; проектная деятельность; проблема; деятельностный подход; учебная деятельность студентов.

L.N. Nosova

ON THE DEVELOPMENT OF THE THINKING OF STUDENTS UNIVERSITY

This article discusses the relevance of practical thinking among university students. The possibility of practical thinking in students' development of ways of designing. As part of the activity of the scientific school identifies major approaches to teaching students of the university.

Keywords: practical thinking; design activities; problem; activity approach; learning activities of students.

* Носова Людмила Николаевна, проректор по информатизации Сургутского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: lnnos@mail.ru © Носова Л.Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.