Научная статья на тему 'К вопросу развития практического мышления студентов вуза'

К вопросу развития практического мышления студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / PRACTICAL THINKING / DESIGN ACTIVITIES / PROBLEM / ACTIVITY APPROACH / LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Людмила Николаевна

В статье рассматривается актуальность развития практического мышления у студентов вузов. Исследуется возможность развития практического мышления студентов через освоение способов проектирования. В рамках деятельностной научной школы определяются основные подходы к организации обучения студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF THE THINKING OF STUDENTS UNIVERSITY

This article discusses the relevance of practical thinking among university students. The possibility of practical thinking in students' development of ways of designing. As part of the activity of the scientifc school identifes major approaches to teaching students of the university

Текст научной работы на тему «К вопросу развития практического мышления студентов вуза»

творческих заданий на уроках, во внеклассной и домашней работе у учащихся развиваются самостоятельность и оригинальность суждений, способности формулировать гипотезы, осознавать противоречия в определенных ситуациях, выдвигать правильные идеи при решении одного и того же задания.

В процессе педагогической практики по биологии и экологии студенты применяют наряду с

Литература

традиционными методами обучения интерактивные («мозговой штурм», дискуссии, «займи позицию», метод проектов и др.), элементы ТРИЗ-педагогики, технологий проблемного обучения, развития критического мышления и других, нетрадиционные формы проведения уроков, творческие задания и задачи для эффективного развития творческих способностей учащихся.

1. Гартунг Т.А. Развитие креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла //

Образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 82-90.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Народное образование. -

2002. - № 4. - С. 254 - 269.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические технологии в системе образования.

- М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 272 с.

4. Психолого-педагогический словарь / глав. ред. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Совр. слово, 2006. - 456 с.

УДК 159.955 Л.Н. Носова*

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматривается актуальность развития практического мышления у студентов вузов. Исследуется возможность развития практического мышления студентов через освоение способов проектирования. В рамках деятельностной научной школы определяются основные подходы к организации обучения студентов вуза.

Ключевые слова: практическое мышление; проектная деятельность; проблема; деятельностный подход; учебная деятельность студентов.

L.N. Nosova

ON THE DEVELOPMENT OF THE THINKING OF STUDENTS UNIVERSITY

This article discusses the relevance of practical thinking among university students. The possibility of practical thinking in students' development of ways of designing. As part of the activity of the scientific school identifies major approaches to teaching students of the university.

Keywords: practical thinking; design activities; problem; activity approach; learning activities of students.

* Носова Людмила Николаевна, проректор по информатизации Сургутского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: lnnos@mail.ru © Носова Л.Н., 2011

Новые экономические и социальные условия предъявляют новые требования к квалифицированным специалистам, подготовку которых осуществляют высшие учебные заведения. Какими качествами должны обладать выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования? Результаты изучения рынка труда свидетельствуют о том, что наиболее востребованы специалисты, которые способны решать не только узкие производственные задачи, но и сложные профессиональные проблемы. Специальные исследования показывают, что большая часть выпускников вузов такой способностью не обладают [1; 10]. Так, данные, представленные Мировым банком в 2004 году, зафиксировали у студентов постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) высокие показатели (9-10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие (1-2 балла) - по критериям «применение на практике», «анализ», «синтез», «оценка».

Таким образом, существует важная практическая проблема формирования у студентов вузов способности решать сложные практические проблемы. Будущий квалифицированный специалист должен быть готов к поиску решений в проблемных ситуациях, когда требуется глубокий анализ существующих условий, построение и оценка способа решения (т. к. готового не существует), прогнозирование возможных негативных последствий. Эти качества характерны для человека с развитым практическим мышлением.

Обучение и воспитание являются всеобщими формами развития психики человека. При осуществлении этих процессов в вузе и должны создаваться условия для формирования у студентов умений решать сложные практические проблемы. Эффективное решение этой задачи возможно, если предпринимаемые действия будут основываться на соответствующем научном знании.

Практическое мышление, как мышление взрослого человека, решающего сложные профессиональные задачи, впервые было определено в работе Б.М. Теплова «Ум полководца»: «...С точки зрения многообразия, а иногда и противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий мыслительной деятельности, первые места должны занять высшие формы практической деятельности» [9; с. 148]. Практический интеллект - это особая способность человека, обеспечивающая возможность анализировать проблемные ситуации, проектировать цели практических

действий, планировать их достижение и принимать решения в ходе их выполнения, прогнозировать и оценивать их возможные последствия.

В деятельностной научной школе Л.С. Выготского (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Э.В. Ильенков) мышление понимается как процесс отражения человеком объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания [8], как функционирование присвоенных человеком исторически сложившихся форм деятельности общества [4].

Рассмотрим исходные положения этого научного направления, лежащие в основе изучения психики и мышления:

- психика человека вообще и мышление в частности являются социокультурными и семиотическими образованиями, которые развиваются в деятельности и через деятельность;

- мышление не отдельная частная способность человека, а особый способ ориентировки субъекта в действительности. Мышление животных, как и мышление человека, обеспечивает направление движения в соответствии с условиями бытия. Принципиальное отличие мышления человека от мышления животного в том, что оно опосредовано искусственными средствами - вещественными и словесными знаками;

- развитие мышления человека осуществляется путем присвоения общественно выработанных способов мышления, то есть путем инте-риоризации. Присвоение и развитие - это не два самостоятельных процесса, они соотносятся как форма и содержание единого процесса психического развития человека [6];

- источником развития индивидуального мышления служит культура. Культура - это идеальное представительство реальных способностей людей, опредмеченных в знаково-символиче-ской форме. Присвоение новыми поколениями ее продуктов (эталонов умений как идеальных форм вещей) служит основой исторического наследования ими реальных умений и способностей [6];

- движущая сила психического развития человека - его деятельность. Культура выступает в функции источника развития только тогда, когда индивид выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей опредмеченных в вещественной и знаково-симво-лической формах;

- всеобщей формой развития мышления является обучение и воспитание.

Психологи различают два типа мышления: теоретическое и практическое. Теоретическое мышление реализует функцию познания - изучение того, что уже есть в действительности. Практическое же мышление реализует функцию преобразования - проектирования, разработки того, что еще только должно быть. В рамках данного научного подхода наиболее глубоко исследованы психологические механизмы становления и развития теоретического мышления. Следуя позиции Б.М. Теплова о единстве основных механизмов мышления, в своих исследованиях мы исходим из того, что основные положения деятельностной теории применимы как для теоретического, так и для практического мышления.

Каковы условия становления развитых форм преобразующего мышления? Каковы особенности процесса развития практического мышления? В своих исследованиях мы опираемся на позицию академика РАО В.С. Лазарева [7], который считает, что наилучшие возможности для развития практического мышления представляет проектная деятельность.

Уровень развития мышления определяется уровнем развития понятий, опосредствующих мыслительный процесс (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин). «Понятие выступает... как такая форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводятся идеализированный предмет и система связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, то есть как особое мыслительное действие» [6; с. 63]. Таким образом, содержание и форма процесса решения сложных проблем будет зависеть от уровня развития понятий (знаковых средств), опосредствующих этот процесс. Какие это понятия? С нашей точки зрения, проблема, проект, план, способ решения определяют норму деятельности, которой должен

Литература

следовать субъект при решении сложных проблем, то есть осуществляя собственно проектирование. Построение модели проектной деятельности и разработка способа организации учебного процесса, адекватного этой модели, - основная задача нашего исследования. Мы предполагаем, что в результате этой деятельности будет разработан экспериментальный учебный курс, направленный на развитие практического мышления студентов вузов через освоение способов проектирования.

Реализация экспериментального обучения в рамках обозначенного научного подхода требует соответствующих способов его организации. Как отмечалось ранее, развитие мышления человека происходит через присвоение общественно выработанных способов мышления. «Первоначально индивид включен непосредственно в социальную деятельность, распределенную между членами некоторого коллектива, имеющую внешнее развернутое выражение и реализуемое с помощью вещественных и знаковых средств. Усвоение способов выполнения этой деятельности, и прежде всего использования ее средств, позволяющих управлять своим поведением, формирует у индивида интерпсихические процессы... затем способы деятельности, сначала усвоенные в их внешней форме, преобразуются и превращаются во внутренние (умственные) или интрапсихические процессы. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интерио-ризации, осуществляется психическое развитие человека» [6, с. 83].

Следуя данным научным положениям, совместная деятельность студентов является основным способом организации обучения в рамках экспериментального учебного курса. Групповая работа студентов должна быть направлена на освоение модели проектной деятельности. В этих условиях квазипроектирование рассматривается нами как основная форма учебной деятельности студентов.

1. Аврамова А.А., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. - 2006. - № 4 - С. 37-46.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

3. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: о природе способности. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 112 с.

4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагог общ-во России, 2000. - 480 с.

5. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. - М.: Научный мир, 2005. - 240 с.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 554 с.

7. Лазарев В.С. Понятия умственного действия и его формирование в теориях Я.П. Гальперина и В.В. Давыдова // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 119-128.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 303 с.

9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.

УДК 37.062.3/371.3 О.В. Розанова*

УПРАВЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «управление». Выделяются и рассматриваются принципы управления самостоятельной работой студентов с точки зрения науки управления, психолого-педагогических исследований. Анализируется деятельность преподавателя и студента на этапе осуществления самостоятельной учебной деятельности.

Ключевые слова: управление, самостоятельная работа студентов, педагогическая система, субъект, деятельность.

O.V. Rozanova

MANAGEMENT AS ONE OF THE STAGES OF INDEPENDENT OF STUDENTS

The article discusses various approaches to the definition of «control». Identifies and addresses the principles of management of students' independent work from the perspective of management science, psychological and educational research. The activity of teacher and student at the stage of self-learning ac-tivities. Keywords: management; independent work of students; teaching system; subject; activity.

Новейшие стандарты высшего профессионального образования характеризуются качественным изменением требований, предъявляемых к будущему специалисту, необходимостью формирования нравственных и интеллектуальных качеств, которые позволили бы ему стать полноправным членом мирового экономического сообщества. Будущий специалист должен владеть научными, технологическими знаниями и умениями, профессиональными навыками, позволяющими самостоятельно и

быстро адаптироваться в меняющейся информационной и технологической среде. При этом необходимо, чтобы еще в вузе осуществлялась подготовка студентов к самостоятельному пополнению знаний и приобретению навыков и умений по избранной специальности, самоуправлению своим поведением. Таким образом, самостоятельная работа - основа для организации дальнейшего самообразования выпускников вуза, превращение его в субъект учебной и профессиональной деятельности.

* Розанова Ольга Валерьевна, аспирант кафедры иностранных языков Тульского государственного университета, ассистент кафедры иностранных языков Тульского государственного университета. E-mail: olga_rozanova-7@mail.ru © Розанова О.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.